Научная статья на тему 'Акмеологическое проектирование образовательных систем'

Акмеологическое проектирование образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Валерия Николаевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты внедрения в школьную практику положений акмеологиче-ской концепции школьного образования, которая разработана в секции акмеологии школьного образования Академии акмеологических наук, и педагогов школ, реализующих проект “Акмеологическая школа” (Санкт-Петербург). Показано, что цель акмеологической школы — целостное и устойчивое развитие растущего человека на каждой ступени обучения. Акмеологического уровня образовательная система достигает за счет акмеологических технологий обучения и воспитания, включают учащихся в реальную деятельность как субъектов саморазвития и самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological projecting of educational systems

The article examines some aspects of introduction of rules of acmeological concept of school education into school practice. The concept is developed by the section of acmeology of school education at the Academy of Acmeological Sciences and by the teachers of the schools, which realize the project “Acmeological School” (St.Petersburg). It is shown that the aim of the Acmeological School is a complete and steady development of a growing person at each step of training, Educational system reaches acmeological level owing to acmeological technologies of training and education, which involve pupils into real activity as subjects of self-development and self-perfection.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое проектирование образовательных систем»

АКМЕОЛОГИЯ №1

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

В. Н. Максимова

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

роблема модернизации общего среднего образования как составной части россий-

ской системы образования по существу является проблемой нового качества общего

образования и предполагает отход от сложившейся на практике мономерной, вузоцентрической модели средней школы, усиление социальных функций общего образования. Современная школа призвана сформировать новые социальные модели адаптивного, безопасного и продуктивного поведения молодого человека на морально-правовой основе.

Задачи модернизации общего образования требуют разработки и теоретико-методоло-гических основ проектирования соответствующей образовательной системы и модели школы XXI века. В качестве такой модели мы предлагаем апробированную на практике в 30 школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области модель акмеологической школы, спроектированной на основе акмеологической концепции школьного образования [2].

Анализ исследований, раскрывающих признаки акме-форм развития человека и генезис данного понятия, позволил выделить его обобщенные характеристики:

— это структурно-функциональные системные образования (формы), которые отражают целостность развития человека, интеграцию гетерогенных процессов онтогенеза и социогенеза и обеспечивают высшие уровни реализации его потенциальных возможностей,

— целостность развития человека в акме-формах может быть результатом интеграции гетерогенных по своей природе процессов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития и одновременно ценностно-смыслового самоопределения и самореализации духовной сущности человека;

— акме-формы выступают в роли аттракторов устойчивого развития человека как био-психосоцильного существа благодаря мобилизации всех жизненных сил человека, аккумуляции всех составляющих биоэнергетического потенциала этой синергетической системы;

— акме-формы проявляются как результат эволюционного саморазвития, которое является высшим уровнем развития человека в относительно нормальных условиях среды, и как результат запредельных реакций, обеспечивающих выживание или достижение цели в экстремальных условиях;

—акме-формы — это не статичные образования, а динамичный феномен, который всегда проявляется в акмеологическом поведении человека и выдающихся достижениях его деятельности; это высший уровень возможностей и высший уровень их реализации, достигаемый под влиянием высокой мотивации достижений.

Акмеология школьного образования исследует такие акме-формы, как: зрелость, здоровье, духовность, творчество, индивидуальность и другие, отражающие вершины в развитии и деятельности растущего человека — ученика и взрослого человека - педагога в условиях образовательной среды.

Акмеологическое проектирование образовательных систем — это целеполагание, моделирование, конструирование и реализация совокупности педагогических условий образовательной среды (организационных, социальных, психологических, валеологических, материально-технических, управленческих, дидактических) на основе акмеологической концепции школьного образования.

Цель акмеологической школы — целостное и устойчивое развитие растущего человека на каждой ступени обучения. Возрастные периоды развития и взросления ребенка так или иначе совпадают с этапами его образования. В качестве интегрального критерия возрастного

развития и образования растущего человека выступает категория зрелости, которая соответствует новым требованиям к качеству общего среднего образования. Зрелость не является синонимом взрослости (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Реан и др.). Акмеология школьного образования исследует зрелость как вершину, акме-форму, которая образуется на пересечении гетерогенных процессов возрастного психофизиологического развития с доминированием онтогенетических закономерностей и образовательно-воспитательного процесса с доминированием закономерностей социокультурного развития. В акмеологической школе изучаются разные виды зрелости на каждой ступени обучения как показатели готовности ученика к переходу на следующую ступень обучения: первоклассник — школьная зрелость, ученик 4-5 класса — учебная зрелость как готовность к обучению в основной школе, девятиклассник — личностная зрелость как готовность к самостоятельному выбору дальнейшего образовательного маршрута, выпускник средней школы — социальная зрелость как готовность к личностному и профессиональному самоопределению в жизни [3].

Особое значение в практике современной школы имеет предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу в связи с отсутствием преемственности учебных программ и необходимостью систематизированного предметного обучения у разных учителей с различными требованиями и методами обучения. Так, с целью выявления возможных причин дезадаптации пятиклассников в школах, работающих по проекту “Акмеологическая школа” проводится системно-комплексная диагностика учебной зрелости по совокупности показателей:

— элементарные знания, умения и навыки по предметам образовательного стандарта для начальной школы;

— обобщенные учебные умения, связанные с развитием общих способностей;

— соответствие возрастным нормам физического и психического развития;

— познавательные интересы и мотивация продолжения обучения на II ступени;

— знания элементарных нравственных понятий и правил поведения и развитие элементарных коммуникативных умений.

Уровни учебной зрелости определяются путем корреляции названных показателей. Экспериментальное изучение учебной зрелости у пятиклассников позволило установить, что большинство обследованных (57,5%) находится на среднем уровне учебной зрелости, а высшего уровня достигают немногие (10%). Западает, прежде всего, такой показатель, как овладение обобщенными познавательными и общими учебными умениями, без которых невозможно достижение успеха в систематизированном предметном обучении в 5-9-х классах. Снижение успеха ведет к резкому падению мотивации обучения пятиклассников по сравнению с начальной школой, что создает кризисную ситуацию развития растущего человека.

Акмеологическое проектирование образовательных систем включает:

— целеполагание как ориентацию на целостное и устойчивое развитие растущего человека, которое выражается в определенном виде зрелости на каждом рубежном этапе обучения;

— введение в содержание образования элементов человекознания в виде учебных курсов валеологии (2-е, 7-е, и 10-е классы) и психологии (5-е, 8-е и 11-е классы): “Здоровый школьник — 2”, “Здоровый подросток — 7”, “Здоровая личность — 10”, “Психология общения — 5”, “Психология познания — 8”, “Психология личности — 11”;

— создание акмеологической службы сопровождения ученика в образовательном процессе на основе технологий системно-комплексной диагностики и коррекционно-реабилитационной педагогической поддержки;

— разработку акмеологических технологий обучения как технологий обеспечения успеха каждого ученика путем развития его творчества, рефлексии, общения и работоспособности, которые сочетаются с саморазвитием школьников как субъектов образовательного процесса;

— разработку акмеологических технологий воспитания на основе приоритета социально значимых ценностей личности (здоровье, семья, нравственность, жизнь, гражданственность) и акмеологических ценностей субъекта жизнедеятельности (саморазвитие, самосовершенствование, целостное и устойчивое развитие, духовность, жизненный успех, индивидуальность);

АКМЕОЛОГИЯ №1

АКМЕОЛОГИЯ №1

— разработку системно-комплексной диагностики целостного и устойчивого развития растущего человека как здоровой личности, обладающей резистентностью, невосприимчивостью к негативным влияниям жизненной среды и социальной зрелостью.

Акмеологического уровня образовательная система достигает прежде всего за счет ак-меологических технологий обучения и воспитания, которые составляют центральное звено такой системы, поскольку включают учащихся в реальную деятельность как субъектов саморазвития и самосовершенствования.

Акмеологические технологии обучения реализуют все аспекты и процедуры любой педагогической технологии. Существенными признаками акмеологических технологий являются следующие:

— это технология достижения успеха и высоких результатов (индивидуальных) в обучении, развитии и воспитании каждого ученика на основе его устойчивой мотивации достижений;

— это организация поэтапного процесса саморазвития ученика как субъекта познавательной деятельности на основе психологической закономерности единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн);

— это тактика наращивания успешности в обучении и саморазвитии каждого ученика с опорой на опережающее обучение в его “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский);

— это комплексные технологии обучения, которые интегрируют методы и приемы из различных технологий обучения и направляют их на достижение успеха в целостном развитии растущего человека как ученика, личности и индивидуальности;

— это технологии, которые имеют свои собственные структурные компоненты: стадии саморазвития ученика и блоки параллельного педагогического воздействия — “развитие творчества”, “рефлексия", “сохранение работоспособности”, “общение и сотрудничество”;

— это технологии, которые требуют от учителя проектирования основной и корректирующей (регулирующей) программ обучения: общей и индивидуальной стратегии обучения разных детей класса; дифференциации потоков информации, их уровней по группам учащихся; использование функциональной роли каждого блока на каждой стадии саморазвития ученика; умения осуществлять параллельное педагогическое воздействие по всем блокам развития одновременно работать в “параллельном режиме”.

В акмеологических технологиях обучения, основанных на развитии рефлексивной и творческой деятельности, в процессе саморазвития на первый план выходят мотивы, связанные с самоутверждением ученика как здоровой личности и творческой Индивидуальности, способной к сотрудничеству и успеху на основе приоритета духовно-нравственных ценностей. Данные мотивы и ценности лежат в основе акмеологической позиции ученика, его акмедвижения по лестнице успеха, от одной вершины (акме) к другой по индивидуальному маршруту. Важно, чтобы.ученик не останавливался на достигнутом, чтобы у него не угасало стремление к новым достижениям. В этом состоит задача акмеологических технологий обучения.

Акмеологические технологии могут быть реализованы при соблюдении в процессе обучения определенных психолого-педагогических условий:

— создание акмеологической среды в ученическом коллективе, когда престижно хорошо учиться, а стремление к творчеству, к оригинальным решениям имеет общественную значимость и способствует повышению социального статуса ученика в классе;

— обеспечение единства сознания и деятельности учащихся на каждом этапе их саморазвития и на каждом этапе в структуре процесса обучения: целевом, побудительном, содержательном, операционном, результативном, контрольно-оценочном (Ю.К Бабанский);

— динамика познавательных задач в системе уроков по восходящей или нисходящей степени трудности (Н.А. Половникова) с определением “зоны успеха” у каждого ученика;

— обеспечение высокой мотивации достижений и успеха, развитие познавательного интереса от аморфорного к широкому интересу со стержневой предметной направленностью (Г.И. Щукина);

— гуманистический стиль общения и доверие к познавательным силам ученика;

— создание карты учебных проблем ученика, их осмысление учеником и учителем, организация психолого-педагогической поддержки и коррекционной работы.

Такие технологии целесообразно разрабатывать в рамках определенной учебной темы, раздела программы по предмету, выделяя блоки уроков по каждому этапу саморазвития учащихся и проектируя технологические схемы учебного процесса на каждом этапе.

Определяя задачи каждого этапа саморазвития, которые могут совпадать с этапами структуры процесса обучения, важно выделить акмеологические и программные задачи. Акмеологические задачи — это задачи развивающей работы педагога, стимулирующие процесс саморазвития ученика. Программные задачи - это задачи усвоения учебного материала программы, развития когнитивной сферы.

Школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга в течение ряда лет работает как городская школа-лаборатория по проекту “Акмеологическая школа: новое качество образования”. Учителя школы осуществляют проектирование акмеологических технологий обучения в виде отдельных технологических модулей — учебных тем (разделов) программы. Так, учительница истории Н.В. Жолтикова в курсе истории Отечества в 10 классе избрала тему “Россия в конце XIX — начале XX века” (13 час); акмеологическую задачу изучения этой темы учительница сформулировала так: “Пробудить у учащихся интерес к своим предкам, к своим семейным корням с целью формирования конкретно-исторических представлений и развития исторического самосознания”.

Групповая организация учебной деятельности по нетрадиционным заданиям сопровождалась коллективно отработанными критериями оценки успехов учащихся: “2” и “3” не выставляются, “4” — с согласия ученика; регулярный самоанализ успехов учащихся на уроках по составленным учителем вопросам; регулярное тестирование и оценка результатов инициативной группой с помощью учительского ключа. Самоанализ и самооценка, обратная связь на каждом уроке, установка на успех каждого ученика и его поощрение — это акмеологические факторы формирования у учащихся потребности в достижении, стремления к успеху, мотивации творчества, что характеризует акмеологическую жизненную позицию.

Акмеологические технологии обучения, являясь фактором гуманизации образования, безусловно, имеют большой воспитательный эффект. В 580-й школе они сочетались с ак-меологическими технологиями семейного и валеологического воспитания. Темой научно-исследовательской работы школы-лаборатории была избрана проблема: “Генеалогический анализ семьи как фактор развития воспитательной системы акмеологической школы". Организуя научно-практическую и опытно-экспериментальную работу, педагогический коллектив школы опирался на следующие теоретические позиции.

— Ориентация воспитательной системы на индивидуально-личностное развитие школьника как ведущую идею невозможна без социальной ориентации, без создания социокультурной среды школы как сферы творческой самореализации педагога-воспитателя и ученика-воспитанника.

— Создание социокультурной среды школы как сферы творческой самореализации (путем сотрудничества с Центром досуга, с культурными и спортивными учреждениями учебного округа, организации традиционных праздников, благоустройства территории и т.п.) предполагает сотрудничество с семьей, раскрытие ее воспитательного потенциала.

- Воспитательная система приобретает целостность, когда педагог, ученик и родитель выступают как субъекты педагогического процесса, имеющие общие ценностно-смысловые ориентации, среди которых важное место занимают такие ценности, как семья и духовные традиции семьи, что необходимо для обеспечения преемственности воспитания в семье и в школе, особенно в условиях многонационального образования.

- Воспитательный потенциал семьи раскрывается с помощью нового для школы метода — генеалогического анализа семьи как рода, который направлен на включение семьи в единое воспитательное пространство школьника и инновационное развитие воспитательной системы школы.

— Генеалогический анализ семьи как рода выступает как фактор развития воспитательной системы школы, если включается социально-психологические и психолого-педаго-гические механизмы воздействия на сознание, мотивацию и поведение школьника:

- осознание им своей семьи и ее культурно-духовного наследия как индивидуальноличностной и социальной ценности одновременно;

АКМЕОЛОГИЯ №1

АКМЕОЛОГИЯ №1

— соучастие школьника совместно с родителями в генеалогическом анализе своей семьи как рода, что мотивирует самопознание и саморазвитие личности и индивидуальности;

— соучастие школьника совместно с родителями и педагогами в использовании воспитательно ценных результатов генеалогического анализа семьи в педагогической деятельности, что способствует становлению школьника как субъекта воспитательного процесса.

— Семья и семейные традиции, социальный опыт детства в семье, социальное исследование выступают ведущим фактором, обуславливающим достижение жизненного успеха растущим человеком, включая успехи в образовании, поскольку фактор семьи влияет на формирование всех жизненных сил человека, его ценностные ориентации, мотивацию достижения успеха (или максимального избегания неудач), первичную социализацию и самореализацию, духовное становление растущей личности, способной определить свое “Я” в постоянно меняющемся социуме (основы такого подхода заложены генетической психологией личности, которую Б.Г. Ананьев включил в систему человекознания).

Научно-методическая работа педагогического коллектива школы-лаборатории № 580 над проблемой генеалогического анализа семьи как рода осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе был разработан комплект методик, позволяющих провести генеалогический анализ семей учащихся и выявить некоторые тенденции развития семьи и ребенка в школе; проведена локальная апробация разработанных методик, отработаны механизмы их проведения, анализа, обработки и интерпретации результатов.

В целях генеалогического анализа семьи предложено использовать следующие методики:

— “Генеалогическое дерево” или “Мое семейное древо” (автор В.В. Максимов);

— “Потребность в достижении” (автор Ю.М. Орлов);

— “Удовлетворенность жизнью” (авторы В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева);

— “Социально-психологический портрет семьи” (автор-психолог Н.Г. Комиссаренко).

На втором этапе проходила работа: педагогический коллектив школы приобщался к

использованию метода генеалогического анализа как средства повышения воспитательного потенциала семьи и педагогической деятельности, как фактора формирования целостности воспитательной системы школы и ее развития; были выделены группы учителей по степени их активности в использовании метода генеалогического анализа семьи и анализ результативности их работы.

Третий этап проходил как творческое сотрудничество учителей с группой родителей, которые положительно относятся.к проведению генеалогического анализа их семей и проявляют готовность к подбору материалов о семейных традициях, о духовно-культурном наследии семьи с целью их использования в образовательно-воспитательном процессе, тем самым проявляя себя субъектом целостного воспитательного процесса.

В результате сложилась технология генеалогического анализа семьи как фактора развития воспитательной системы акмеологической школы. Генеалогический анализ семьи представляет собой одновременно и метод и процесс осмысления семейного бытия, семейных отношений, традиций, взглядов, интересов, приоритетов, осмысления учащимися, их родителями и учителями.

Корреляция результатов исследования учащихся и родителей 3-х, 7-х и 9-х классов (соответственно 175 и 138 человек) позволили разработать рабочий вариант типологии семьи по критерию успешности:

I тип — условно счастливая семья;

II тип — условно успешная семья;

III тип — условно малоуспешная семья;

VI тип — условно неуспешная семья.

Доминирующим оказался тип семьи, который можно назвать условно успешной, удовлетворенной жизнью.

Одной из задач исследования было выявление зависимости между степенью успешности семьи школьника и уровнем его обученности. Диагностику обученности мы рассматриваем как фактор развития образовательной системы. Генеалогический анализ семьи под углом зрения мотивации достижений и реальных жизненных успехов (акмеологический подход к воспитанию) служит фактором развития воспитательной системы школы. Осозна-

ние педагогами, родителями и учащимися взаимосвязей между особенностями семьи и реальными учебными успехами детей способствует созданию диного образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на достижения, успех, жизненную активность.

Диагностика обученности учащихся осуществлялась в форме диагностических контрольных работ по ведущим учебным предметам в рамках общерайонной диагностики, проводимой ежегодно в школах Приморского района. Сравнение достигнутых уровней обученности и типов семьи показало, что наиболее коррелирует высокий уровень обученности и счастливая семья только в начальной школе (3-и классы) а в 7-х и 9-х классах эта связь последовательно падает.

Наиболее устойчивая связь наблюдается между средним уровнем обученности и условно успешным типом семей (средний показатель по всем классам наиболее высокий — 42,6%), а связь между высоким уровнем обученности учащихся и условно счастливой семьей выражена средним показателем в 39,0%.

Генеалогический анализ семьи как инновационная технология может быть успешно применен в любой массовой школе. Кроме того, генеалогический анализ является новой формой сотрудничества педагога, ученика и родителей учащихся, способствующей сближению семьи и школы.

Системно-комплексная диагностика качества образования как фактор развития ак-меологических школ [1] включает пять основных направлений: диагностика обученности, психологическая, валеологическая, социально-педагогическая и акмеологическая диагностика. Акмеологическая диагностика школьного образования, являясь составной частью акмеометрии, развивается в двух аспектах: интеграция результатов других диагностик и их корреляционный анализ; разработка методик диагностики собственно акмеологических показателей, акме-форм.

Апробация системно-комплексной диагностики в акмеологических школах Приморского района Санкт-Петербурга (с 1993 г.) способствовало росту обученности учащихся, особенно в выполнении творческих заданий (рост минимальных коэффиентов усвоения от Ку=0,383 к Ку=0,641), а также позволила выявить некоторые тенденции корреляции показателей развития гетерогенных процессов формирования зрелости школьника.

Таким образом, акмеологическое проектирование образовательных систем предусматривает управление, качеством образования через управление связями показателей интегральных характеристик целостного и устойчивого развития школьника в образовательной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1 Диагностика как фактор развития образовательной системы/Ред. В.Н.Максимова.

СПб., 1995.

2 Максимова В.Н. Акмеологическая концепция школьного образования: модель школы будущего // Известия Академии педагогических и социальных наук. М.-Воронеж, 2000. С.39—41.

3 Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. СПб., 2000.

АКМЕОЛОГИЯ №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.