Литература
1. Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках // Этюды о симметрии. - М.: Мир, 1971. - С. 182-198.
2. Аничев С. А., Шигабаева Г. Н., Чупаева Н. В. Модель пространства состояний в химии // Российский химический журнал (Журнал Российского химического общества им. Д. И. Менделеева). - 2001. - Т. 45. - № 1. - С. 16-28.
3. Паничев С. А. Математические модели в курсах «Квантовая механика и квантовая химия» и «Строение вещества». - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. -44 с; Физические модели в курсах «Квантовая механика и квантовая химия» и «Строение вещества». - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 48 с.
4. Программы дисциплин образовательной программы по специальности 011000 - Химия: Для гос. ун-тов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - С. 173-180.
5. Рузавин Г. И. Математизация научного знания. М., Мысль. 1984. С. 48.
УДК 37.01 ББК 74.58 Кор 66
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Н. Н. Коршунова
Ключевые слова: акмеологическая направленность профессиональной деятельности, акмеологическая позиция, акмеологическая среда, акмеологическое сопровождение, зрелость, творчество.
Резюме: В статье обобщены некоторые аспекты исследовательских материалов в области создания инновационных технологий профессионального обучения на основе акмеологического подхода. Определена сущность ведущих акмеологических понятий, составляющих основу технологии акмеологического сопровождения в профессиональной подготовке специалистов. Представлен опыт реализации технологии акмеологического сопровождения в профессиональном образовании специалистов на факультете технологии и предпринимательства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и в школах Санкт-Петербурга.
Актуальность акмеологического подхода к разработке технологий профессионального обучения продиктована тем, что студенты различных специальностей вузов, как технических, так и гуманитарных, недостаточно владеют основами психолого-педагогической культуры, не всегда способны оценить свои индивидные, личностные и индивидуальные качества и соотнести их с избранной профессиональной деятельностью.
Анализ работы со студентами ГИТМО (технический университет) и РГПУ им. А. И. Герцена разных курсов показывает, что процесс профессионального педагогического самоопределения, формирования мотивации к избранному виду деятельности и, соответственно, продвижения в обучении излишне затягивается, имеет трудности и противоречия. Все это значительно снижает эффективность профессиональной подготовки и вызывает потребность в инновационных технологиях.
Особое внимание к инновационным технологиям обучения в высшей школе объясняется тем, что все попытки ученых найти удачную научно-педагогическую формулу в рамках классической или традиционной дидактики, способную преодолеть трудности, с которыми встречаются преподаватели современной высшей школы, не удавались. Назрела потребность приведения существующих подходов в соответствие с требованиями современной практики подготовки специалистов, придать им более операциональный и инструментальный характер с точки зрения современных целей и задач подготовки профессионала.
Современная ситуация характеризуется глубокими изменениями образа жизни людей, влияя на их профессиональную адаптацию и социализацию. Ежегодный мониторинг качества подготовки выпускников и студентов факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А. И. Герцена показывает наличие проблем в их профессиональной адаптации. Так, по данным на 2000 г. 53% выпускников трудятся в школе учителями технологии. Часть других выпускников, попадая в систему образования, работают воспитателями в дошкольных детских учреждениях, учителями иностранного языка и рисования в начальных классах школы. Предпочитаемыми профессиями остальной части выпускников вуза являются дизайнер, менеджер, предприниматель, психолог. Ряд выпускников получает второе высшее образование, совершенствует свое мастерство в России и за рубежом.
Вместе с тем, вне зависимости от профессии, выпускникам не хватает знаний иностранного языка, компьютерной грамотности, основ предпринимательской деятельности. К числу значимых профессиональных умений они относят коммуникативные, организаторские, самоменеджмента, отмечают умения понимать и слушать других, мотивировать людей, осуществлять самопрезента-цию, сотрудничать, сочувствовать и сопереживать.
Все это требует разработки новых подходов к разработке технологий на основе принципов гуманизации и индивидуализации профессионального обучения будущих специалистов.
Акмеологический подход к совершенствованию технологий профессионально-педагогической подготовки учителя базируется на трех основных положениях:
• наличии главной вершины во всем жизненном цикле вещи, растения, человека - от зарождения до смерти, а также существовании вершин на каждом этапе их развития (П. А. Флоренский);
• подходе к изучению человека как многомерного и многоуровневого объекта исследования во всей совокупности его качеств (Б. Г. Ананьев);
• неравномерности развития психофизиологических функций и интеллекта, сказывающейся в разновременном наступлении умственной, профессиональной и гражданской зрелости личности, экспериментально доказанной Б. Г. Ананьевым и Е. И. Степановой.
Свою деятельность по разработке технологий профессионального обучения мы строим, опираясь на эти положения.
Отличием акмеологического подхода (акме - вершина) от других известных подходов является постановка и достижение высоких результатов в профессиональном обучении. Он предполагает разработку акмеологических модулей в нормативных психолого-педагогических курсах, введение акмеологических аспектов в содержание профессионального обучения, создание акмеоло-гических технологий.
Одной из таких инновационных технологий обучения является, на наш взгляд, акмеологическое сопровождение. В современной психолого-педагоги-ческой литературе оно рассматривается как необходимый атрибут качества образования, а его сущность трактуется с позиции гуманизации обучения. Использование термина «сопровождение» продиктовано также необходимостью дополнительного выделения самостоятельности обучающихся в принятии решения.
Термином «сопровождение» обозначают самые различные виды деятельности. Так, сопровождение трактуется как помощь субъекту, как вид поддержки образовательного процесса, как метод, обеспечивающий создание условий для принятия оптимального решения, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [7, С. 55].
Понятие «акмеологическое сопровождение», по мнению В. Н. Максимовой, ассоциируется с понятиями «целостность», «система», «интеграция», «взаимодействие», «успех», «достижение», «саморазвитие» [6, С. 136].
Вслед за В. Н. Максимовой мы считаем, что эффективность акмеологи-ческих технологий обучения повышается, если они сочетаются с акмеологичес-ким сопровождением педагогического процесса, организуемым как система помощи ученику в его саморазвитии и самореализации. Но акмеологическое сопровождение целесообразно использовать не только в школьной, допрофес-сиональной подготовке, но и в профессиональном обучении.
Технология акмеологического сопровождения в профессиональном образовании - это система действий, выполнение которых обеспечивает понимание, принятие, поддержку, помощь, ориентацию на творчество, профилактику отклонений, сопереживание успехов и неудач, коррекцию поведения каждого студента на основе изучения его как субъекта деятельности.
Акмеологическое сопровождение в профессиональном обучении имеет много общего с психолого-педагогическим, но не тождественно ему.
Акмеологическое сопровождение связано, прежде всего, с организацией вузовского учебного процесса. Безусловно, преподавательская деятельность вузовского работника включает в себя элементы психолого-педагогического сопровождения, но не ограничивается ими. Мы солидарны с авторами, разрабатывающими акмеологические критерии и показатели и считающими, что пси-холого-педагогическое сопровождение осуществляется преподавателем преимущественно во внешней среде для достижения образовательных и воспитательных целей, при этом используются приемы, направленные большей частью на развитие и коррекцию отдельных психических процессов [2, С. 102-104; 3, С. 151-153].
Акмеологическое сопровождение направлено на актуализацию психологических составляющих деятельности человека, результатом которой является самообразование, саморазвитие и самоорганизация личности.
Схематически структура технологии акмеологического сопровождения состоит из двух блоков: акмеологической направленности деятельности преподавателя и акмеологической среды, в которой собственно осуществляется ак-меологическое сопровождение процесса профессионального обучения студента и формируется результат деятельности.
Схема технологии акмеологического сопровождения
Основу акмеологической направленности деятельности преподавателя вуза, способного создать акмеологическую среду для профессионального образования студента, составляют разные виды его зрелости в совокупности с ак-меологической позицией.
Так, личностная зрелость преподавателя обозначает сформированность его эмоциональной, волевой и мотивационной сфер, организаторских способностей.
Показателями духовной зрелости преподавателя являются целостность мировоззрения, высокая мотивация достижения профессионального и жизненного успеха, способность к саморегуляции поведения, готовность к сохранению своего здоровья, устойчивость социально-нравственных ориентаций.
Профессиональная зрелость - это способность к постоянному самосовершенствованию, проектированию своего дальнейшего развития.
Зрелость - это состояние организма, достигшего полного развития его психических функций, это способность к самосовершенствованию (физическому, духовному, нравственному, профессиональному). Акмеологический критерий качества образования и развития человека обозначает высокую степень профессионального развития, совершенства в отличие от компетентности, основу которой составляет так называемый «знаниевый» компонент, что является частью зрелости.
Источником существования зрелого человека является прежде всего его профессиональная деятельность. Анализируя ее, преподаватель должен обратить внимание на внутренние психологические условия и ресурсы (способности, мышление и др.).
Под акмеологической позицией понимается система отношений педагога к достижению собственных вершин, высокий уровень профессионализма и ведение к ним своих учеников. Акмеологическая позиция преподавателя стимулирует развитие уровней продуктивности его педагогической деятельности: от репродуктивного к системно-моделирующему развитию личности [4, С. 19]. Такой уровень требует высокого мастерства педагога, его способности конструировать многоуровневые стратегии педагогической деятельности, применять новые наукоемкие технологии образования.
Главная цель технологии акмеологического сопровождения - это максимальное содействие психологическому, личностному, индивидуальному и профессиональному росту студентов, обеспечивающее им к моменту окончания вуза социально-личностную и профессиональную готовность к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.
Акмеологическое сопровождение, как педагогическая технология, предполагает осмысление и образное представление системы перспективных линий [5, С. 221-228], целей и задач системной работы факультета в определении «зоны успеха» каждого студента, детального продумывания вариантов путей, методов, средств, последовательности и способов взаимодействия всех участников акмеологического сопровождения.
На упешность технологии акмеологического сопровождения влияют коммуникативные взаимодействия, а также определенные организационно-педагогические условия.
Так, правильно организованная акмеологическая среда вуза и факультета предоставляет возможность каждому участнику педагогического процесса -преподавателю, администратору и самому студенту - реализовать свой творческий потенциал, продвигаться в совместной деятельности к творческим, профессиональным, учебным и личностным вершинам.
Результатом применения технологии акмеологического сопровождения должна стать высокая адаптивность выпускника, его способность к инновациям, риску, готовность к успешной профессиональной деятельности, сформированные на основе самопознания, самоорганизации, самообразования, саморазвития и самопрезентации.
Технология акмеологического сопровождения разрабатывается и реализуется нами на базе факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А. И. Герцена и охватывает следующие направления:
• профессиональное обучение студентов;
• обучение учащихся в рамках базовой школьной образовательной программы (школа № 325 Фрунзенского района Санкт-Петербурга);
• обучение учащихся на факультативных занятиях в коррекционной школе (школа-интернат № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга).
Доминирующая позиция обучающих во всех разновидностях технологий акмеологического сопровождения - ориентирование на высокие результаты, достижения и профессиональную самореализацию в любой сфере деятельности, содействие уменьшению расхождения между двумя уровнями (актуального и потенциального) развития каждого субъекта деятельности [1, С. 13-60].
Преподаватели факультета организуют сопровождение студента на весь период его обучения в университете, какой бы индивидуальный маршрут он не избрал: бакалавр технологического образования, специалист - учитель технологии и предпринимательства, магистр образования, аспирант.
В применяемой технологии акмеологического сопровождения акцент ставится на то, чтобы студенты, как субъекты познавательной деятельности, лучше узнали себя (свои способности, возможности, ограничения) и на этой основе целенаправленно занялись своим самосовершенствованием.
Образовательная область «Технология», которую студенты осваивают в качестве будущей профессии, имеет свою специфику. Она заключается в том, что учитель технологии призван по своей сути стать носителем национальных традиций, народной культуры, промыслов, ремесел и существенно влиять на их возрождение и развитие.
В связи с этим студенту (будущему учителю) важно, наряду с традиционными технологиями школьного обучения, овладеть технологией акмеологиче-ского сопровождения ученика, тем более что целью его (студента) профессиональной деятельности является формирование конкурентоспособного человека
и гражданина, ориентированного на приобщение к истокам русского народного творчества.
Акмеологическое сопровождение как педагогическая технология может существенно повысить педагогический эффект в раскрытии способностей ученика, развитии его инициативы, предприимчивости и самостоятельности.
Успешность применения технологии акмеологического сопровождения на факультете обеспечивают создаваемые преподавателями акмеологическая среда и соответствующие организационно-педагогические условия. К их числу относятся:
• выделение акмеологических аспектов в содержании нормативных дисциплин психолого-педагогической подготовки специалиста;
• ценностное самоопределение субъектов образовательного процесса;
• разработка и внедрение в образовательный процесс акмеологических дисциплин и курсов;
• телекоммуникационная поддержка студентов по всем дисциплинам через вебсайт кафедры акмеологии «Твои вершины»;
• методическое обеспечение преподаваемых дисциплин и курсов, в том числе создание рейтинговой системы оценивания профессиональной компетентности студента.
Разработка и опробование технологии акмеологического сопровождения потребовало перестройки учебного процесса, содержания профессионального обучения, создания телекоммуникационной поддержки, иного методического обеспечения. Как показал эксперимент, это позволило повысить мотивацию обучения, систематизировать знания и дисциплинировать студентов.
Возрос интерес студентов к проблемам самопознания и профессионального самоопределения. Кафедра стала рассматриваться студентами как место, где им может быть оказана помощь, поддержка и сопровождение в личностном и профессиональном развитии. Об этом свидетельствует регулярное обращение студентов к сайту кафедры акмеологии, создание ими личных страниц, общение с сотрудниками кафедры по электронной почте.
Введение акмеологического сопровождения в ученические коллективы школ, работающих по различным образовательным программам, подтвердило наше предположение о повышении качества выполняемых учащимися работ, изменении их отношения к труду. Общий алгоритм технологии акмеологиче-ского сопровождения в системе педагогического процесса школы усилил взаимодействие ученика и учителя, результатом которого явилось стремление учащихся к оригинальным решениям, творческое отношение к делу, имеющему общественную значимость, повышение социального статуса ученика в классе. Опыт показал, что акмеологическое сопровождение способствует повышению эффективности и качества образования школьников.
Опыт реализации технологии на основе акмеологического подхода на факультете показал возможность формирования специалиста нового типа, способного в будущем проявить себя в качестве как преподавателя технологии
в общеобразовательной и профессиональной школе, так и организатора предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса.
Таким образом, акмеологический подход к разработке технологий профессионального обучения актуализирует внутренние ресурсы студента, способствует формированию свойств и качеств личности, которые необходимы для повышения его конкурентоспособности на современном рынке труда в сфере образования и других сферах профессиональной деятельности.
Литература
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. - М.: АПН, 1960. - 484 с.
Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
Зобнина Т. В. Акмеологические технологии в преподавании психологии будущим учителям. // Сб. материалов международной науч.-практ. конференции «Царскосельские чтения», Т. 3. - СПб., 2004. - 250 с.
Кузьмина Н. В. Стратегия развития системы акмеологических наук // Проблемы развития системы акмеологических наук. - СПб.: Изд-во Санкт-петербургской акмеакадемии, 1996. - 268 с.
Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. // Избр. пед. произведения. - Баку, 1953. - 536 с.
Максимова В. Н. Акмеология школьного образования. - СПб., 2000. -
231 с.
Модернизация общего образования на рубеже веков: Сборник научных статей. - СПб., 2001. - 213 с.
УДК 37.02.14 ББК 431.0
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА:
Ч. 1. Теоретико-методологические предпосылки
И. Г. Шендрик
Ключевые слова: диалог, взаимодействие, взрослость, выбор, образовательное пространство, проектирование.
Резюме: В статье анализируются теоретико-методологические предпосылки проектирования образовательного пространства взрослого человека. Образовательное пространство рассматривается как освоенная субъектом в процессе диалогического взаимодействия культурная среда. Показывается, что в условиях полипарадигмальной культурной ситуации востребуется неклассическая рациональность, реализация принципов которой осуществляется в теоретико-деятельностном проектировании.