Научная статья на тему 'Повышение качества обучения предмету с помощью элективного курса'

Повышение качества обучения предмету с помощью элективного курса Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
130
38
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ / РАСШИРЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ / УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Курушкина Светлана Александровна

В статье представлен фрагмент авторского элективного курса «Учимся видеть» для учащихся 9-х классов. Раскрывается актуальность, методологическая основа курса, основные подходы к организации занятий, предполагаемые результаты.

Текст научной работы на тему «Повышение качества обучения предмету с помощью элективного курса»

В статье представлен фрагмент авторского элективного курса «Учимся видеть» для учащихся 9-х классов. Раскрывается актуальность, методологическая основа курса, основные подходы к организации занятий, предполагаемые результаты.

Курушкина Светлана Александровна

учитель физики МОУ «COLU №97 с полным днём пребывания детей» Удмуртская Республика, город Ижевск Ru s-svetal 8@yandex.ru

Повышение качества обучения предмету с помощью элективного курса

(Фрагмент авторского элективного курса «Учимся видеть»)

Как помочь учащимся сделать выбор дальнейшего профиля обучения?

Ключевые слова: элективный курс, профилактика близорукости, компетентностиый подход, межпредметные компетенции, вариативность программы, расширение практических умений, углубление знаний по физике и биологии.

Направленность материалов элективного курса по специфике содержания.

Элективный курс «Учимся видеть» входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает курс физики 9 класса (Программа Е.М. Гутник, А.В.Перышкин; учебник A.B. Перышкина «Физика 9»). Предназначен для расширения практических умений и углубления (или закрепления - в зависимости от категории учащихся) знаний учащихся по биологии и физике посредством применения их в практике для объяснения природных явлений биофизического характера, а так же способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения. В настоящее время в школе № 97 используется метод профилактики близорукости В.А. Ковалёва. В каждом кабинете установлены тренажёры «Видеоазимут».

Категории обучающихся: учащиеся 9-х классов школы, имеющие различные уровни подготовки по предмету «физика».

Предлагаемый курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности, расширяет базовый курс по физике, является предметно ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться интересными, нестандартными вопросами физики.

Объем часов: всего - 18 часов

Вариативность программы позволяет выбрать учащимся собственный путь изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения

материалов - обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.

Цели программы элективного курса

1. Формирование образовательной компетентности ученика по элементам биофизики через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности.

2. Развитие познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания, изучению физико-биологических методов познания природы, интереса к изучению физики и биологии.

3. Развитие способностей к коммуникативной деятельности: использование гибких межличностных взаимодействий; разнообразных форм общения: монолога, диалога, полилога.

4. Развитие способностей к саморефлексии собственной деятельности.

5. Развитие способностей к самоопределению с учетом собственных интересов и склонностей.

6. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами предметов физики и биологии (биофизики)

Задачи обучения:

1). Профилактика прогрессирования близорукости; разработка методики выполнения упражнений в соответствии состоянию здоровья; изучение путей профилактики возникновения и прогрессирования близорукости.

2). Овладение учащимися способами применения знаний и интеллектуальных, практических умений в области физических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать биофизические явления природы.

3). Осуществление пробы выбора профиля обучения.

4) Углубления межпредметных компетенций при самостоятельной работе с научными источниками, проведение биофизических наблюдений, обработка наблюдательных данных, решение задач межпредметного содержания.

5). Формирование умения составлять и решать задачи на основе биофизического материала.

6). Обучение приемам и методам коммуникативного общения в коллективно-распределительной деятельности, самооценки собственной деятельности, приемам самопознания.

7). Использование и систематизация субъективного опыта учащегося.

8). Учет мотивационных устремлений и уровня познавательного интереса каждого ученика (В.К. Вилюнас, А.К. Маркова и д.р.).

Введение. Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном

значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования, так как почти все время жизни ребенок с 7 до 17 лет проводит либо в школе, либо в деятельности, связанной с ней.

Актуальность. Программа предназначена для современной школы, где действует многопредметная модель образования, а потому актуальна интеграция, объединение разных учебных дисциплин формирует у школьника реалистическое самовосприятие, раскрывает и развивает способности,

Методологическим основанием курса является практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретенных знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике и биологии через расширение и углубление ключевых и межпредметных компетенций в освоении единого метода научного познания.

В качестве основных подходов к организации педагогической практики приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентно стный;

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно - ценностной стороне знаний и информации, направленной на становление личности как субъекта культуры

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды и отдельных мероприятий в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов) образовательной системы, в их педагогических, психологических, социально-психоло-гических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры здоровья, здорового стиля жизни и создание условий для личностного развития ребенка Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и тд., а в конечном итоге - модели правильного поведения).

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на личность учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех ее проявлениях и трудностях.

Оценку результативности освоения программы через компетентностный подход возможно провести, оценивая наличие представлений о тех или иных явлениях здоровья и своего состояния, отношения к ним, и выработку на

основе этих представлений динамического стереотипа поведения, стратегии поведения или модели поведения.

Предполагаемые результаты. Расширенные межпредметные компетенции по программе выступают в виде требований к обучающимся на элективном курсе «Учимся видеть»:

• владеть общими алгоритмами выполнения биофизических наблюдений, то есть владеть общими принципами эмпирического познания;

• уметь самостоятельно выполнять задания, связанные с проведением практических работ как частного случая реализации общих правил исследований, в частности:

• наблюдать и изучать биофизические явления;

• описывать результаты наблюдения;

• выдвигать гипотезы;

• выполнять измерения;

• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

• делать выводы;

• обсуждать результаты коллективной деятельности, участвовать в дискуссиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах;

• составлять и решать задачи межпредметного содержания разного уровня;

• формирование ключевых личностных компетенций, которые, к моменту окончания курса должны быть полностью сформированы и носить весьма конкретный и операционный характер.

К таким ключевым компетенция необходимо отнести:

Аналитико-деятельностную компетентность по отношению к здоровью это овладение ребенком через объем знаний и рефлексивное к ним отношение, навыком анализировать ту или иную ситуацию с точки зрения здоровья, полезности ее к развитию и научение выбирать оптимальный алгоритм деятельности, «здоровую» модель поведения.

Прогностическая компетентность в отношении к здоровью имеет в своей основе умение прогнозировать результаты тех или иных собственных действий и отношений к ситуациям, имеющих отношение к здоровью.

Коммуникативная компетентность в основной школе должна быть выстроена в бесконфликтную толерантную модель доброжелательного поведения, обеспечивающую внестрессовое существование окружающих каждого учащегося.

Рефлексивная компетентность - это овладение учащимися системой знаний в области конструктивной рефлексии, осознания значимости рефлексии в саморазвитии, аналитико - оценочной деятельности личности (развитие ее зрелости) и формирования эффективных коммуникаций.

Сами занятия должны быть выстроены согласно принципам здоровьесберегающей технологий.

Организация и проведение аттестации учеников.

Аттестацию можно проводить в виде: отчета по лабораторной работе, решения экспериментальных задач, защита рефератов, отчета о домашних лабораторных работах, отчета о домашних творческих работах, защиты и презентации наглядных пособий, защиты электронных презентаций, составление меню для профилактики близорукости.

Рекомендуемые работы к аттестации учащихся: изготовление наглядных пособий - модели, таблицы.

Лабораторные работы биофизического характера: домашние лабораторные работы биофизического характера, чертежи, схемы, рисунки, ученическая конференция.

Одна из тем курса Профилактика близорукости. В ней учащиеся знакомятся с методиками В. А. Ковалёва, В.Ф. Базарного, Э.С. Аветисова. Выполнение комплекса упражнений по профилактике близорукости. Составление меню для профилактики близорукости.

Завершается изучение курса ученической конференцией, где учащиеся защищаются по темам:

1. Линзы.

2. Оптические приборы.

3. Глаз как оптическая система.

5. Дефекты оптических систем.

6. Дефекты зрения.

7. Профилактика близорукости.

8. Зрительные иллюзии.

9. Зрение в животном мире.

Таким образом, в процессе работы повышается мотивация учащихся к изучению физики, что способствует повышению его успеваемости по предмету.

Литература

1. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике 7-11 классы. - Москва: Классике Стиль, 2002.

2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - Москва: Просвещение, 1998.

3. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике 7-9 классы. - Москва: Школьная пресса, 2003.

4. Ланина И.Я. 100 игр по физике. Книга для учителя. -Москва: Просвещение, 1995.

5. Найманова Л.И. и др. Управление качеством образования через уровневое методическое обеспечение образовательного процесса // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.

6. Вербицкий A.A. Качество подготовки специалиста в контексте компетентно стного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №4.

В статье рассматривается механизм применения в учебном процессе специальных дидактических единиц, способствующих формированию нравственных и эстетических качеств личности.

Ужанова Алла Леонидовна

учитель истории и английского языка Гимназии г.Лабытнанги Ветеран труда, Отличник народного просвещения Зав. кафедрой предметов гуманитарного цикла

Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности

Как формировать нравственные и эстетические качества личности, создавая особую эмоциональную атмосферу на уроке? Ключевые слова: специальные дидактические единицы, учебные модули, творческий процесс, эмоциональная атмосфера, нравственные качества, потребность в самосовершенствовании.

Актуальность темы. Жизнь стремительно меняется. Новые социокультурные условия

в стране предполагают и новые концептуальные подходы к преподаванию истории. В Федеральной Программе развития образования записано: «Важнейшая проблема - восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной степени зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающие прочную духовную основу на подлинные жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм».

Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманистическому развитию личности, к формированию эстетических и нравственных её качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания событий. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности, её эстетическими и нравственными ценностями.

В начале моей работы я столкнулась с противоречиями:

- ослабление нравственных и культурных основ воспитания и необходимостью гармоничного развития личности;

- многочисленные публикации по вопросу учебной деятельности и незначительными наработками по воспитанию нравственных и эстетических качеств личности.

- основные цели урока - обучающая и развивающая, тогда как приоритетом является воспитание личности;

- чёткие определения критериев учебной деятельности и почти полное отсутствие критериев системы воспитания.

Теоретическая интерпретация опыта. Сущность опыта:

процесс обучения и воспитания строится с опорой на создание особой эмоциональной атмосферы с использованием словесных, наглядных и практических методов обучения, позволяющих

- формировать нравственные и эстетические качества личности;

- развивать творческие способности учащихся;

- стимулировать потребность к самосовершенствованию.

Условия формирования опыта.

За последние десятилетия в ходе социокультурной трансформации России, ее перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились цели воспитательного процесса. Вместо формирования молодого поколения по заданному идеологическому образу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности. Учреждения образования, педагогический коллектив оказались без четких ориентиров воспитательной работы. Результаты социологического опроса старшеклассников показали, что среди ценностных ориентировок не имеют большого значения такие как красота природы и искусства, самостоятельность, терпимость, чуткость, общественная активность, гражданское мужество, что свидетельствует о снижении творческой самостоятельности молодёжи, её социальной зависимости. Приобщение детей к искусству, формирование нравственных качеств личности сопряжено с некоторыми трудностями:

- субкультура, пропагандируемая по всем каналам массовой коммуникации, извратила художественный вкус детей ещё до того как он бы сложиться;

- в обществе не сложилось традиции повседневного общения с искусством, а сложилось напротив странное представление о том, что общение с искусством - строгая, серьёзная работа, свя-

занная с «пониманием» художественного произведения.

Учитель формирует нравственные и эстетические качества личности, развивает творческие способности, создаёт учебный модуль, включающий блок информации, музыкальное сопровождение, произведения живописи, художественное слово с использованием современных методик; разработку подходов к организации внеклассной воспитательной работы, интеграцию школьных дисциплин.

Теоретическая база опыта: Организация воспитательной деятельности по Щурковой Н.Е. Методика формирования общечеловеческих ценностей по Кара-ковскому В. А.

Новизна. Система работы учителя по формированию нравственных и эстетических качеств личности путём применения своеобразных «этюдов», включающих в себя музыкальное сопровождение, художественное слово, произведение живописи. «Этюды» занимают 3-5 минут учебного времени на уроках, дают максимальное эмоциональное воздействие, позволяют развивать творческие способности детей (составление собственных этюдов на заданную тему, мини-сочинений с заданием выразить свои чувства и т.д.), что создаёт высокую мотивацию обучения.

Учитель создаёт гибкую, лёгкую форму приобщения детей к искусству, в которой реализуется принцип «малой дозировки». Дети в течение коротких, но сгущённых по эмоциональному напряжению минут воспринимают «этюд». Свободное общение и свободное впечатление - без попытки навязать какую-либо точку зрения.

Использование эмоционального художественного слова на уроках.

Этюд с урока «Необъявленная война в Афганистане» или фрагмент мероприятия ко Дню памяти воина-интернационалиста.

Звучит песня «Ордена не продаются» из цикла «Афганские песни.»

На доске лик Богородицы, горит свеча.

Тихо звучит музыка “Ave Maria” Дж. Каччини.

Текст. «Возвратившись с войны «афганцы» входят в мирную жизнь.

Они приносят с собой какую то неповторимую, тревожную ноту. Они принесли с собой обновлённую любовь к Родине, познанную вдали от неё и доставшуюся им такой дорогой ценой. Пройдут годы. Многое забудется. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена. У «афганцев» вырастут дети. Но эта война останется в нашей памяти ничем неизгладимой трагической темой. Останутся стихи и песни,