УДК 373.5
Егорова Анна Михайловна
Аспирантка Уральского государственного педагогического университета, ewa56@mail.ru, Екатеринбург
ШКОЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Egorova Anna Mihajlovna
The post-graduate student of the Ural state pedagogical university, ewa56@mail.ru, Ekaterinburg
SCHOOL MUSIC EDUCATION OF SENIOR PUPILS OF NOT Humanitarian PROFILE
В настоящее время в значительном числе общеобразовательных учреждений реализуется система профильного обучения старшеклассников. Необходимость перехода на профильное обучение определена Правительством Российской Федерации в Концепции модернизации российского образования.
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [6, с. 11].
Профильное обучение преследует следующие цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [6, с. 11].
Задачи системы профильного образования:
- достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;
- формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;
- умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования;
- развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;
- усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой [9, с. 49].
Согласно Федеральному Базисному учебному плану в старших классах могут быть введены физико-математический, естественнонаучный, информационно-технологический, гуманитарный, филологический и другие профили.
Тот или иной профиль складывается из курсов трёх типов:
- базовые общеобразовательные предметы,
- профильные общеобразовательные предметы,
- элективные (курсы по выбору).
Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ.
Профильные общеобразовательные предметы - это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом.
Элективные курсы - курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [6, с. 75].
Таким образом, при введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала уче-
ник выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем - набор элективных курсов, предложенных школой.
Прилагательное «элективный» (е1ейш) в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. 3 2783) дано следующее определение: «Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы» [6, с. 16]. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций [9, с. 49].
В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. «Элективные курсы принципиально отличаются от давно существующих у нас факультативов. Факультативный курс - это не обязательный, а только возможный для изучения <.. .> Идеология «изучаю - не изучаю» не предполагает, что выбор становится обязательным элементом общего образования. А введение элективных курсов направлено на решение именно этой задачи» [5, с. 9].
По назначению выделены несколько типов элективных курсов:
• первый тип - это своеобразное дополнение базовых профильных курсов, обеспечивающее повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;
• второй тип - это курсы, направленные на интеграцию учебных предметов, они обеспечивают межпредметные связи;
• третий тип - курсы, направленные на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ или на подготовку к сдаче вступительного экзамена в вуз по данному предмету, т. е. имеет «репетиторскую» направленность;
• четвертый тип - курсы, ориентированные на приобретение узкоспециализированных навыков, необходимых для определенной профессии или для успешной адаптации на рынке труда;
• пятый тип - курсы, носящие внепредметный характер, которые направлены на удовлетворение тех интересов учащихся, которые не связаны с рамками школьной программы, предназначены для расширения кругозора старшеклассника[6].
Наметившиеся в настоящее время гуманизация и гуманитаризация образования по-новому обозначили проблему дифференциации учебного процесса, особенно профильной дифференциации. Проблема гуманизации общества и гуманитаризации образования возникла в ситуации острой социальной необходимости изменения общих принципов образовательного процесса в соответствии с изменением техносферы и переходом человека в новое историческое измерение.
Гуманизация образовательного процесса предполагает создание наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка, проявления его способностей. Гуманитаризация современной системы образования создает возможности для усиления роли дисциплин, воспитывающих высоко духовную и демократическую личность. Наполнение гуманитарным содержанием негуманитарных предметов открывает новые пути развития разнообразных способностей учеников, позволяет формировать у них целостное и гармоничное представление об окружающем мире.
Е. Фейнберг писал: «В наше время, которое - удачно или неудачно - иногда называют эпохой научно-технической революции и которое действительно является временем огромного развития научного знания, нет никакой опасности ослабления авторитета дискурсии; ее полезность слишком очевидна. Но есть опасность гиперболизации ее роли, принижения значения интуиции, ослабления способности к целостному и верному интуитивному суждению. Поэтому в наше время роль искусства особенно велика» [8, с. 15].
Для учащихся старших классов искусство, и музыка в первую очередь, становится жизненной потребностью, действенным фактором социализации. «В связи с глобальным распространением СМИ, посвящающих значительную часть времени искусству, в частности - музыке, её роль в становлении личности неизмеримо возросла. Музыка становится одним из наиболее действенных и актуальных факторов воспитания молодежи» [7, с. 12]. «Потребность в музыке обусловлена не только возросшим стремлением старшеклассника к постижению собственного духовного мира, самовыражению, но и сложившейся социокультурной ситуацией, в которой музыкальная компетентность молодого человека является одним из главных показателей его социометрического статуса» [7, с. 4].
Однако, в связи с многолетними сложившимися особенностями музыкального образования в общеобразовательной школе обязательные уроки музыки в старших классах не были предусмотрены. Не предусматривает их и нынешний федеральный государственный стандарт общего образования. Он рекомендует изучать музыку с 1 по 7 классы, с 8 по 9 классы - интегрированный курс «Искусство», в 10 и 11 классах - «Мировую художественную культуру». Несмотря на то, что предметы эстетического цикла (Искусство и МХК) преподаются с 8 по 11 классы, являются обязательными для изучения учащихся, тем не менее, решить проблему музыкального образования старшеклассников они не могут, в силу ограниченности часов, отводимых на изучение музыкального искусства.
добавим к сказанному, что в этот же период традиционно завершается процесс дополнительного музыкального образования в детских музыкальных школах и школах искусств. Таким образом, и основное, и дополнительное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем остро нуждается формирующаяся личность старшеклассника. Полученные ранее музыкальные знания и умения частично утрачиваются либо «растворяются в потоке музыкального суррогата». «Систематическое обогащение
индивидуального опыта с музыкой новыми знаниями, практическими умениями способствует положительным изменениям в её восприятии, препятствует распространению потребительского отношения к музыкальному искусству» [4, с. 5-6]. «Музыкальная классика способна воспитать иммунитет к музыкальной антикультуре и сформировать музыкальную культуру, так как обладает богатым идейно-эмоциональным содержанием и воспитывающим потенциалом» [1, с. 4-5].
«С отключением школы от руководства музыкальным развитием старшеклассников и прекращением их систематического общения с музыкальной классикой происходит разрушение основ их музыкальной культуры, заложенных в процессе семилетнего музыкального образования» [1, с. 4]. «Многие хотели бы слушать серьезную музыку и даже пробуют, но, не понимая ее, оставляют это занятие» [3, с. 4]. Тем не менее, старшеклассники музыкой активно интересуются, но только той, которая им доступна, и тогда речь идет об односторонности предпочтений, поверхности знаний о музыке. «Бесспорно, из всех искусств музыка сегодня оказывает наибольшее влияние на умы и души людей. Для молодежи она сейчас наиболее популярное и, казалось бы, наиболее известное искусство. О музыке много говорят, о ней идут жаркие дискуссии на страницах молодежных газет и журналов», однако «.сегодняшние увлечения, предпочтения и споры молодежи касаются лишь небольшой части, или сферы, музыкального искусства» [3, с. 3].
Д. Б. Кабалевский в свое время упрекал систему школьного образования в том, что она отказывает старшеклассникам в музыкальном образовании: «А ведь это именно тот возраст, когда у ребят активно формируются мировоззрение, идейные взгляды, нравственные идеалы, эстетический вкус. И в этот период школа отказывается от такого могучего средства воздействия на духовный мир ребят, каким является искусство!» [2, с. 185]. З. К. Кальничен-ко: «Необходимость непрерывного пополнения музыкально-эстетических знаний порождается возрастающей в современных условиях ролью искусства как средства воздействия на нравственный мир личности» [4, с. 128]. У Н. Н. Телышевой читаем: «Именно в тот момент, когда старшеклассник более всего нуждается в помощи, грамотном руководстве и организации своей жизнедеятельности, в общении со знающим, в том числе, компетентным в музыке человеком, он этой возможности лишен, поскольку в старших классах школы музыка не преподается» [7, с. 4]. Л. А. Ежова так высказывается по этому поводу: «Возрастной уровень развития психики старших школьников, их стремление к самопознанию, «философствованию», возросшие возможности саморегуляции потенциально создают условия привлечения учащихся к освоению серьёзной музыки» [1, с. 5].
Перспективы оптимизации музыкального образования старшеклассников в настоящее время связывают с деятельностью профильных классов. Однако при этом речь идет, прежде всего, о классах гуманитарного профиля, где музыкально-образовательные дисциплины органично вливаются в общий содержательный контекст. К сожалению, с деятельностью профиль-
ных гуманитарных классов нередко отождествляется процесс музыкального образования старшеклассников в целом. Между тем, содержание образовательного процесса классов негуманитарного профиля (физико-математических, естественнонаучных и т. п.) не предусматривает введения дисциплин музыкально-образовательной направленности. Учащиеся, избравшие негуманитарные профили, фактически исключаются из процесса музыкального образования.
Анализ программ элективов негуманитарных профилей и практика показывают, что чаще всего это курсы, освещающие непроработанные темы в общем курсе школьных предметов, подготовка к ЕГЭ, олимпиадам; они углубляют, расширяют знания учебного предмета, т. е. используется в основном «углубляющий» вид элективных курсов. Межпредметные связи таких курсов ограничены одной предметной областью. «Общекультурных» элективных курсов в учебном процессе классов негуманитарного профиля мы не встречали.
Аномальная ситуация в области музыкального образования старшеклассников настоятельно требует своего разрешения. В сложившихся условиях необходимо изыскивать любые возможности включения элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей. Одним из вариантов может стать использование потенциала элективных курсов, позволяющих осуществлять музыкальное образование в контексте профильной направленности обучения.
В частности, нами разработана и реализуется программа элективного курса «Математика и музыка» для учащихся профильных негуманитарных классов общеобразовательной школы. Данный курс, рассчитанный на 34 часа, в первую очередь адресован учащимся физико-математического цикла. Однако он является достаточно универсальным и может быть включен в учебный план различных профилей.
Не претендуя на решение разносторонних задач музыкального образования, курс «Математика и музыка» призван расширить знания старшеклассников о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, а именно - сосредоточить внимание учащихся на осмыслении различных точек соприкосновения искусства (музыка) и науки (математика).
Целью курса «Математика и музыка» является развитие музыкальной культуры старшеклассников, рассматривающейся, в соответствии с современными концепциями музыкального образования, как часть их общей гуманитарной культуры.
Основными задачами курса является получение учащимися знаний о музыкальном искусстве в локальной области, ограниченной заявленной тематикой курса; расширение спектра музыкальных впечатлений учащихся; углубление знаний учащихся в области теории музыки; обогащение знаний учащихся о музыкальных стилях, жанрах, направлениях, о композиторах, исполнителях, музыкантах-исследователях; реализация полученных знаний
и умений в самостоятельных творческих проектах, дальнейшее формирование умений слушать, исполнять, сочинять музыку. В конечном счете, решение поставленных задач способствует расширению музыкального кругозора старшеклассников, побуждает их к музыкальному самообразованию.
Как и любой дисциплине музыкально-образовательного цикла, курсу «Математика и музыка» свойственна диалектика эмоционального и рационального. В сравнении с базовым уроком музыки рациональное начало курса «Математика и музыка» проявляется более ярко, о чем свидетельствует само содержание курса и его тематизм. Однако это не означает утраты эмоционального начала, проявляющегося на уровне осмысления содержания курса и на уровне восприятия музыкальных произведений.
Основными дидактическими принципами, в соответствии с которыми строится программа курса и осуществляется образовательный процесс, являются:
1) Принцип интеграции.
Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе параллельно изучается история развития математической мысли и музыкального искусства. Каждая область (в смысле музыка и математика) «живет» по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства, науки и философской жизни.
2) Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития музыки и математики, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений научных.
3) Принцип непрерывности и преемственности. Материал раскрывается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
4) Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Защита творческих проектов, подготовка сообщений и докладов, участие в дискуссиях, рассуждениях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а так же подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Структура и содержание курса определяют формы и организации занятий: лекции (обзорные и тематические), семинары, консультации, беседы-размышления, сообщения и доклады учащихся, практикумы и самостоятельные исследования.
На уроках предусмотрены следующие виды учебной и музыкальной деятельности: составление тезисов лекции, решение задач, составление опорного конспекта, ответы на вопросы, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, сочинение музыки, творческие работы, презентация творческих проектов по темам курса.
Способы проверки уровня подготовленности учащихся.
Высказывания учеников на уроке представляет собой ценностно-эстетическое, то есть личное мнение, собственное отношение ученика, которое пронесено сквозь ум и сердце ученика. На этапе первоначального восприятия предлагается школьникам сделать в своих тетрадях краткие записи-наброски по поводу услышанного, сделать словесную зарисовку своего внутреннего состояния после восприятия определенной темы. На этапе осмысления восприятия - развернутые высказывания учащихся, содержащие их собственную позицию относительно изученного. Ответы-размышления могут быть как устными, так и письменными.
Формы отчетности: опрос, семинары-обсуждения, доклады и сообщения, творческие работы, защита практических работ, решение задач.
В программе элективного курса дается примерное распределение количества часов, которое учитель может изменять, исходя из конкретных условий работы с профильными классами или из своих собственных соображений.
Учебно-тематический план программы включает 2 раздела - «Искусство, наука, красота» и «Математика и музыка», 19 учебных тем.
Нами было проведено измерение художественно-эстетической потребности среди учащихся 10-11 классов. В исследовании принимали участие старшеклассники общеобразовательных классов (универсального обучения) и негуманитарного профиля.
Опытно-поисковая работа проводилась в 2006-2011 гг. на базе МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Верхней Пышмы, Свердловской области. Количество учеников, принимавших участие в диагностике - 130. Для анализа результативности экспериментальной работы были выделены контрольные классы (классы универсального обучения) и экспериментальные классы (классы с углубленным изучением предметов негуманитарного цикла), изучающие в течение года элективный курс «Математика и музыка».
В задачи эксперимента входило определение уровня художественно-эстетической потребности школьников на констатирующем и итоговом этапах.
Диагностика измерения художественно-эстетической потребности проводилась по методике В. С. Аванесова. Сила художественно-эстетической потребности определялась по трем уровням (высокий, средний, низкий), в зависимости от количества набранных баллов.
Констатирующий этап исследования проводился в течение сентября каждого учебного года и по времени совпадал с началом изучения авторского элективного курса «Математика и музыка».
Диагностические показатели в математических классах выявили: на высоком уровне находятся 41,86 % учащихся, на среднем уровне - 46,69 %, на низком - 11,27 %. Показатели в общеобразовательных классах следующие: на высоком уровне находятся 41,16 % школьников, на среднем - 47,04 %, на низком - 11, 76 %.
Результаты диагностики на констатирующем этапе выявили то, что художественно-эстетическая потребность старшеклассников, изучающих углубленно предметы негуманитарного цикла, не уступают художественноэстетической потребности старшеклассников общеобразовательных классов. Данное измерение доказывает правоту высказываний о необходимости включения предметов гуманитарного цикла в учебный план классов негуманитарного профиля.
Итоговый этап опытно-поисковой работы проводился в мае каждого учебного года, по времени совпадал с окончанием изучения элективного курса «Математика и музыка». Он включал повторное определение уровня сформированное™ художественно-эстетической потребности у школьников.
Результаты итоговой диагностики измерения художественно-эстетической потребности старших школьников следующие. В экспериментальных классах на высоком уровне находятся 57,96 % учащихся, на среднем -41,86 %, на низком - 0 %. В контрольных классах: на высоком - 44,1 %, на среднем - 49,98 %, на низком - 5,88 % школьников.
Сопоставление результатов на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы показывает, что в экспериментальных классах показатель высокого уровня возрос на 16,1%, показатель среднего уровня спустился на 4,83 %, низкий уровень отсутствует. В контрольных классах высокий и средний уровни стали выше на 2,94 %, низкий опустился на 5,88 %. Положительная динамика развития художественно-эстетической потребности наблюдается и в экспериментальных классах, и в контрольных. Однако, в экспериментальных классах она наиболее существенна.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) задействование потенциала элективных курсов дает возможность включить элементы музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей;
2) введение курса «Математика и музыка» в учебный план классов негуманитарного профиля максимально способствует решению задач профильного образования и развитию художественно-эстетических потребностей старшеклассников.
Библиографический список
1. Ежова, Л. А. Принципы интерпретации и отбора дидактического материала в условиях общего музыкального образования старшеклассников [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Л. А. Ежова. - Кострома, 2006. - 166 с.
2. Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
3. Кадцын, Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя [Текст] / Л. М. Кадцын. - М.: Высш. шк., 1990. - 303 с.
4. Кальниченко, З. К. Формирование у учащихся старших классов потребности в музыкальном самообразовании в школьной дискотеке [Текст]: дисс. ... канд. наук / З. К. Кальниченко. - М., 1985. - 234 с.
5. Каспржак, А. Г. Элективные курсы - ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства [Текст] / А. Г. Каспржак // Директор школы, 2006. - №1. - С. 3-9.
6. Профильное обучение [Текст] / Под ред. Т. В. Цветковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
7. Телышева, Н. Н. Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н. Н. Телышева. - М., 2006. - 19 с.
8. Фейнберг, Е. Л. Кибернетика, логика, искусство [Текст] / Е. Л. Фейнберг. -М.: Радио и связь, 1981. - 145 с.
9. Щербо, И. Реализация профильного обучения в школе [Текст] / И. Щербо // Директор школы, 2005. - №4. - С. 47-56.