Научная статья на тему 'Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности'

Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ужанова Алла Леонидовна

В статье рассматривается механизм применения в учебном процессе специальных дидактических единиц, способствующих формированию нравственных и эстетических качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности»

Сами занятия должны быть выстроены согласно принципам здоровьесберегающей технологий.

Организация и проведение аттестации учеников.

Аттестацию можно проводить в виде: отчета по лабораторной работе, решения экспериментальных задач, защита рефератов, отчета о домашних лабораторных работах, отчета о домашних творческих работах, защиты и презентации наглядных пособий, защиты электронных презентаций, составление меню для профилактики близорукости.

Рекомендуемые работы к аттестации учащихся: изготовление наглядных пособий - модели, таблицы.

Лабораторные работы биофизического характера: домашние лабораторные работы биофизического характера, чертежи, схемы, рисунки, ученическая конференция.

Одна из тем курса Профилактика близорукости. В ней учащиеся знакомятся с методиками В. А. Ковалёва, В.Ф. Базарного, Э.С. Аветисова. Выполнение комплекса упражнений по профилактике близорукости. Составление меню для профилактики близорукости.

Завершается изучение курса ученической конференцией, где учащиеся защищаются по темам:

1. Линзы.

2. Оптические приборы.

3. Глаз как оптическая система.

5. Дефекты оптических систем.

6. Дефекты зрения.

7. Профилактика близорукости.

8. Зрительные иллюзии.

9. Зрение в животном мире.

Таким образом, в процессе работы повышается мотивация учащихся к изучению физики, что способствует повышению его успеваемости по предмету.

Литература

1. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике 7-11 классы. - Москва: Классике Стиль, 2002.

2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - Москва: Просвещение, 1998.

3. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике 7-9 классы. - Москва: Школьная пресса, 2003.

4. Ланина И.Я. 100 игр по физике. Книга для учителя. -Москва: Просвещение, 1995.

5. Найманова Л.И. и др. Управление качеством образования через уровневое методическое обеспечение образовательного процесса // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.

6. Вербицкий А.А. Качество подготовки специалиста в контексте компетентно стного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №4.

В статье рассматривается механизм применения в учебном процессе специальных дидактических единиц, способствующих формированию нравственных и эстетических качеств личности.

Ужанова Алла Леонидовна

учитель истории и английского языка Гимназии г.Лабытнанги Ветеран труда, Отличник народного просвещения Зав. кафедрой предметов гуманитарного цикла

Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности

Как формировать нравственные и эстетические качества личности, создавая особую эмоциональную атмосферу на уроке? Ключевые слова: специальные дидактические единицы, учебные модули, творческий процесс, эмоциональная атмосфера, нравственные качества, потребность в самосовершенствовании.

Актуальность темы. Жизнь стремительно меняется. Новые социокультурные условия

в стране предполагают и новые концептуальные подходы к преподаванию истории. В Федеральной Программе развития образования записано: «Важнейшая проблема - восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной степени зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающие прочную духовную основу на подлинные жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм».

Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманистическому развитию личности, к формированию эстетических и нравственных её качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания событий. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности, её эстетическими и нравственными ценностями.

В начале моей работы я столкнулась с противоречиями:

- ослабление нравственных и культурных основ воспитания и необходимостью гармоничного развития личности;

- многочисленные публикации по вопросу учебной деятельности и незначительными наработками по воспитанию нравственных и эстетических качеств личности.

- основные цели урока - обучающая и развивающая, тогда как приоритетом является воспитание личности;

- чёткие определения критериев учебной деятельности и почти полное отсутствие критериев системы воспитания.

Теоретическая интерпретация опыта. Сущность опыта:

процесс обучения и воспитания строится с опорой на создание особой эмоциональной атмосферы с использованием словесных, наглядных и практических методов обучения, позволяющих

- формировать нравственные и эстетические качества личности;

- развивать творческие способности учащихся;

- стимулировать потребность к самосовершенствованию.

Условия формирования опыта.

За последние десятилетия в ходе социокультурной трансформации России, ее перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились цели воспитательного процесса. Вместо формирования молодого поколения по заданному идеологическому образу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности. Учреждения образования, педагогический коллектив оказались без четких ориентиров воспитательной работы. Результаты социологического опроса старшеклассников показали, что среди ценностных ориентировок не имеют большого значения такие как красота природы и искусства, самостоятельность, терпимость, чуткость, общественная активность, гражданское мужество, что свидетельствует о снижении творческой самостоятельности молодёжи, её социальной зависимости. Приобщение детей к искусству, формирование нравственных качеств личности сопряжено с некоторыми трудностями:

- субкультура, пропагандируемая по всем каналам массовой коммуникации, извратила художественный вкус детей ещё до того как он бы сложиться;

- в обществе не сложилось традиции повседневного общения с искусством, а сложилось напротив странное представление о том, что общение с искусством - строгая, серьёзная работа, свя-

занная с «пониманием» художественного произведения.

Учитель формирует нравственные и эстетические качества личности, развивает творческие способности, создаёт учебный модуль, включающий блок информации, музыкальное сопровождение, произведения живописи, художественное слово с использованием современных методик; разработку подходов к организации внеклассной воспитательной работы, интеграцию школьных дисциплин.

Теоретическая база опыта: Организация воспитательной деятельности по Щурковой Н.Е. Методика формирования общечеловеческих ценностей по Кара-ковскому В. А.

Новизна. Система работы учителя по формированию нравственных и эстетических качеств личности путём применения своеобразных «этюдов», включающих в себя музыкальное сопровождение, художественное слово, произведение живописи. «Этюды» занимают 3-5 минут учебного времени на уроках, дают максимальное эмоциональное воздействие, позволяют развивать творческие способности детей (составление собственных этюдов на заданную тему, мини-сочинений с заданием выразить свои чувства и т.д.), что создаёт высокую мотивацию обучения.

Учитель создаёт гибкую, лёгкую форму приобщения детей к искусству, в которой реализуется принцип «малой дозировки». Дети в течение коротких, но сгущённых по эмоциональному напряжению минут воспринимают «этюд». Свободное общение и свободное впечатление - без попытки навязать какую-либо точку зрения.

Использование эмоционального художественного слова на уроках.

Этюд с урока «Необъявленная война в Афганистане» или фрагмент мероприятия ко Дню памяти воина-интернационалиста.

Звучит песня «Ордена не продаются» из цикла «Афганские песни.»

На доске лик Богородицы, горит свеча.

Тихо звучит музыка “Ave Maria” Дж. Каччини.

Текст. «Возвратившись с войны «афганцы» входят в мирную жизнь.

Они приносят с собой какую то неповторимую, тревожную ноту. Они принесли с собой обновлённую любовь к Родине, познанную вдали от неё и доставшуюся им такой дорогой ценой. Пройдут годы. Многое забудется. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена. У «афганцев» вырастут дети. Но эта война останется в нашей памяти ничем неизгладимой трагической темой. Останутся стихи и песни,

рождённые на войне, рассказывая о силе духа наших парней.

И бессмертные гимны, прощальные гимны Над бессонной планетой плывут величаво!

Пусть не все герои те, кто погибли,

Павшим — вечная слава! Вечная слава!

Музыкальные этюды на уроках и во внеклассной деятельности.

Этюд на тему «Никто не забыт...»

Звучит музыка Свиридова Романс из музыкальной иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».

Всё дальше от нас суровая пора Великой Отечественной войны. Вырастают новые поколения, для которых война - страница героической истории. Но великие события не меркнут в нашей памяти. Их значение с течением времени раскрывается полнее.

Здесь, под ногами шар земной Живу, дышу, пою,

Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову Нет кровнее родни Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Звучит музыка Моцарта «Реквием» «Лакримоза» (плач о погибших)

Гудят колокола памяти. Гудят тревожно и сурово над светлыми берёзовыми рощами Белоруссии, над лесами Смоленщины, над городами и сёлами нашей огромной страны. Гудят колокола памяти!

Ив день победы сходим с пьедестала И в окнах свет покуда не погас,

Мы все, от рядовых до генералов,

Находимся незримо среди вас.

Этический монолог учителя. Этюд на тему «Военные действия в Чечне»

Звучит музыка П. И. Чайковский Симфония № 6

ч. 1 (фрагмент).

______А сейчас, говоря о трагедии чеченского народа, мы не должны забывать о трагедии матерей, потерявших своих сыновей, детей, оставшихся без отцов.

Запись в дневнике Пахомова Юрия. «Даже не знаю, как начать. Вчера убили Кольку... Не верится, не могу себе представить. Ведь только вчера он улыбался и шутил, а сегодня его уже нет, нет человека, и ничто не вернёт его в этот мир. Ему было 20.

Звучит “Ave Maria”

Наша жизнь порой не легка. Сколько проблем требуют решения. Но мы должны помнить, там, в Чечне -трагедия... И все наши проблемы становятся такими незначительными. Помолимся за солдата, рискующего каждую секунду за нас всех, за Родину-матушку! Устанет он нести свой тяжкий крест - развалится на куски и кусочки Россия, и тогда нам уже никто и ничто не поможет. Господи! Сохрани солдатские жизни! Спаси и сохрани!

Звучит песня «Дай Бог!» муз. Р. Паулса, сл. Е. Евтушенко в исполнении А. Малинина.

Использование произведений живописи на уроках.

Этюд «Живопись передвижников. И.И. Левитан»

Художник прожил недолгую жизнь - менее сорока лет. Голодная сиротская юность, жизнь неустроенная, полная не свершившихся надежд и разочарований. Не случайно с именем Левитана связывают настроения грусти, меланхолии, осеннего увядания, осенних сумерек. Жизнь не баловала художника, и в его творчество органично входят эти настроения, его переживания и раздумья. Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине «Над вечным покоем».

Звучит музыка Бородина «В монастыре».Дети смотрят на картину.

Грандиозность водной и небесной стихии, безграничность пространства- и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонёк... Всё рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной, величественной природы. Но в картине нет тяжёлого, безысходного чувства, ведь в оконце старой церквушки светится огонёк. Там - жизнь!

Можно предложить детям написать мини-сочине-ние, где они могли бы описать свои чувства.

Музыкально-лирический этюд с урока.

Муз. Шопена. «Революционный этюд».

Текст.

1905 год. Первый год революции в России. Череда кровавых событий. Расстрел мирного шествия рабочих 9 января. Бессмысленная, жестокая расправа. За этим последовали стачки, митинги, демонстрации, вооружённые столкновения с полицией и войсками. Поднялось на борьбу и крестьянство. Чтобы усмирить их использовали армию. Революционное движение охватывает армию и флот: восстание на броненосце «Потёмкин», восстание на борту крейсера «Очаков». В революционное движение всё больше втягиваются студенты, либеральная буржуазия, интелли-

генция. Не работают железные дороги, городской транспорт, почта, государственный банк, магазины, школы, университеты. Мощный революционный порыв сплотил все слои населения России. Льётся кровь. Гибнут люди.

Этюд: «Минута молчания».

Гудят колокола памяти. Гудят тревожно и сурово. Над светлыми берёзовыми рощами Белоруссии, над лесами Смоленщины, над городами и сёлами нашей огромной страны. Гудят колокола памяти!

Словно всё убито в этом страшном мире

Словно всё оглохло в пламени и дыме

Там отцы остались вечно молодыми.

Вечно молодыми... в бронзе обелисков

Встали над планетой русские мальчишки.

Юностью бессмертной, памятью священной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Встали над планетой вечной и нетленной!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю, помните!

Этюд «Ода учителю».

Звучит музыка: П.И. Чайковский «Времена года, октябрь».

«Всё начинается с детства», сказал поэт. А детство с семьи и школы. Семья-это прежде всего мама, а школа-это прежде всего -учитель.

Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляют слово-пенсионер.

Он - артист! Но его слушатели и зрители не аплодируют ему.

Он - скульптор! Но результаты его труда не видны сразу.

Он - врач! Но его пациенты редко благодарят его за лечение и не всегда хотят лечиться.

Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?!

Будни захлёстывают его - план, журнал, отметка, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской...

А ему надо всё это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенно настроенной душой.

Входя в класс, он видит милые, умные лица старшеклассников; озорные, смешливые лица пятиклашек. Они ждут, каким будет новый урок, целых сорок минут нашей сегодняшней жизни.

...И однажды нас осеняет очень важная и удивительно простая мысль: чтобы вести за собой, надо и самого себя вести ,не останавливаясь ни на один день в этом движении к себе лучшему.

Работа над проектом

Проектное задание. Составить собственный этюд на заданную тему.

Работа над проектом

- развивает творческие способности детей;

- формирует потребность общения с искусством;

- выявляет лучшие качества личности.

Продуктивность опыта: учащиеся не только овладевают системой знаний, предусмотренных программой, но и

- формируется потребность общения с искусством, его понимание;

- выявляются лучшие качества личности;

- появляется увлечённость, рождённая интересным преподаванием;

- происходит интеграция учебных дисциплин.

15 проектно-исследовательских работ, отмечены Дипломами окружных, Всероссийских конкурсов и конференций («Юность. Наука. Культура», «Национальное достояние России», «Старт в науку»). Тематика: «Роль религиозных организаций города в формировании нравственных качеств личности», «Влияние общественных и политических организаций города на формирование нравственности и воспитание патриотизма у молодёжи», проект создания городского молодёжного клуба и др. Подготовлено 22 призёра городских предметных олимпиад.

Трудоёмкость опыта: вовлечение всех учащихся в совместное сопереживание событий, вовлечение всех учащихся в совместное сопереживание событий, кропотливая работа по созданию «этюдов», где необходимы знания музыкального искусства, произведений живописи, художественного слова; отсутствие методических разработок.

Перспективы: опыт может быть использован учителями истории, русского языка и литературы, обществознания, начальных классов, работниками библиотек и музеев и т. д., а также во внеклассной воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.