Научная статья на тему 'Как организовать школу интеллектуального творчества ребенка ?'

Как организовать школу интеллектуального творчества ребенка ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как организовать школу интеллектуального творчества ребенка ?»

5. Эффективность воспитательной системы Оптимальность воспитательной программы Достижение нового уровня взаимодействия образовательного учреждения, семьи, органов самоуправления, религиозных конфессий в воспитании и социализации обучающихся; мера соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства

Готовность педагогических работников к осуществлению воспитательной деятельности Динамика уровня готовности учителей, классных руководителей к управлению воспитательной деятельностью, динамика формирования демократического стиля руководства воспитательным процессом

Воспитанность обучающихся Уровень сформированное™ нравственных, гражданских, эстетических и др. качеств личности; динамика уровня воспитанности обучающихся

Социально-психическое развитие личности Динамика уровня социально-психического развития личности

Социально-профессиональная адаптация личности Динамика уровня социальнопрофессиональной адаптированности выпускников

6. Востребованность форм воспитательной работы Востребованность форм воспитательной работы Мера посещаемости воспитательных мероприятий

Активность педагогических работников, обучающихся в проводимых мероприятиях Количество активных субъектов воспитания

7. Эффективность деятельности образовательной системы Уровень оценки образовательной системы педагогическими работниками Динамика отношения руководящих и педагогических работников к действующей системе образования

Оценка образовательной системы обучающимися Динамика отношения обучающихся к действующей системе образования

Оценка педагогической системы родителями обучающихся Динамика отношения родителей (законных представителей) обучающихся к действующей системе образования

Оценка образовательной системы социальными партнерами Динамика отношения социальных партнеров к действующей системе образования

Тажиев P.P.,

директор МОУ «Гимназия №1» г.Стерлитамак Республика Башкортостан

СГ}

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА РЕБЕНКА?

Более пяти лет педагогический коллектив гимназии работает над проблемой «Интеллектуальное развитие как способ реализации творческих начал личности ребенка». Сотрудники социальнопсихологической службы, в процессе работы над проблемой проявления творческого потенциала личности ребенка на основе развития его интеллекта, ориентировали коллектив на создание условий, способствующих развитию систем качеств:

- познавательной деятельности личности;

- социальной и личностной зрелости, эмоцио-нально-волевого контроля;

- самоопределения в выборе деятельности.

На первом этапе поиска путей решения проблемы, в процессе совместной деятельности с психологом, педагогический коллектив предпринял несколько важных шагов:

- осуществил отбор диагностического инструментария и методов работы с полученными данными.

- освоил систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова;

- приступил к созданию банка данных учащихся. Изучение детей осуществлялось в параллелях 1,

3 и 5 классов по группе отобранных параметров: вну-

1. Мотивация 2. Психол. атмосфера 3. Самооценка 4. Непроизвольная память

5. Произвольная память б. Интеллектуальные действия 7. Рефлексия действия

тренняя мотивация учения; психологическая атмосфера в классе; самооценка; непроизвольная память; произвольная память; степень овладения интеллектуальными действиями, содержательная рефлексия. В эксперимент включались группы детей, работающих в режиме традиционного (контрольные классы) и развивающего обучения (экспериментальные классы). В результате сравнительного анализа данных состояния учащихся выявлено:

- показатели произвольной памяти выше у детей, которые работали в режиме развивающегося обучения;

- результаты достижений (интеллектуальные действия) более высоки в экспериментальных группах детей;

- в группах развивающего обучения самооценка ближе к адекватной у большего количества детей;

- показатели, полученные по методике определения содержательной рефлексии учащихся, в классах развивающего обучения значительно выше по сравнению с классами традиционного обучения;

- мотивация к познанию у большего количества детей выше;

- мотивация позитивна в классах, работавших в режиме развития.

Результаты представлены на диаграммах. Синий цвет - классы развивающего обучения (РО), лиловый - классы традиционного обучения (ТО).

Диагностика уровня развития детей 3-5 классов осуществлялась на основе ГИТ (групповой, интеллек-

туальный тест) Дж. Равена, В основной школе использовался ШТУР (школьный тест умственного развития для учащихся 7- 9 классов), и аналогичный возрастной группе АСТУР для учащихся 10-11 классов. Выявление потенциала старшеклассников осуществлялось в процессе использования тестов креативности Е. Торренса. Данные диагностики учащихся являются элементом мониторинга профильного обучения и обязательно учитываются в построении образовательного маршрута. Сравнивая показатели состояния умственного развития (методика ШТУР) учащихся 9х классов в разных профильных группах отслежена неравномерность процессов. В гуманитарном классе по I и И субтестам на «Общую осведомленность» показатели (75% и 67%) значительно выше, чем в классах физико-математического (55%) и химико-биологического (50%) профиля. Аналогичная тенденция наблюдается по V субтесту «Обобщение» (74% - гуманитарии, 50% физматовцы), химико-биологические группы - 45% от максимального показателя. Результаты VI субтеста «Установление закономерности в числовых рядах»: в физико-математическом классе - 69%, в гуманитарном классе - 29% и химико-биологическом классе - 30%. Анализируя полученные данные (они представлены ниже на диаграмме), можно сделать вывод о том, что углубленное изучение отдельных предметов - профи-лизация - способствует формированию определенного вида мышления.

Достижения учащихся определяются, прежде всего, их участием в различных формах интеллектуаль-

ной и творческой деятельности за пределами школы. В научных обществах зарегистрировано 350 детей гимназии от общего их количества. В «Ломоносовских чтениях» приняло участие 2000 школьников за шесть лет (2000 - 2006 годы). За 2 года (2004 - 2006 годы) учащиеся приумножили славу гимназии 490 победами на различных уровнях (олимпиады, конкурсы, фестивали). Педагогический коллектив продолжает неустанный поиск методов и форм, способствующих его профессиональному росту.

Результаты интеллектуального развития детей представлены на диаграмме, которые мы уже прокомментировали.

Такие результаты - следствие того, что педагогический коллектив открыт для поиска и реализации инновационных направлений деятельности.

Компетентность, как основной, качественный показатель 98 учителей не случаен. В коллективе кандидатов педагогических наук и докторов - 10, заслуженных учителей Республики Башкортостан - 3, лауреатов гранта Сороса - 2, почётных работников образования РФ - 2 , отличников образования Республики Башкортостан и РФ - 17, учителей высшей и первой категорий - 65, аспирантов и соискателей - 5, имеющих второе высшее образование - 6

Поиск новых форм и содержания образовательного процесса в гимназии наиболее эффективно выявляется в освоении и использовании инновационных образовательных технологий: развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); деятельностного подхода (А.3.Рахимов); многомерной дидактической технология (В.Э.Штейнберг); И КТ последнего поколения; метода проектов и др.

Коллектив реализует поисковый режим деятельности на основе работы:

- республиканской экспериментальной площадки кафедры общественных дисциплин (БГПУ) по теме: «Дидактический дизайн»;

- ВНИКов (временных научно-исследовательских коллективов);

- участия в городском эксперименте по профильному обучению;

- работы в городских творческих группах (учителя начальных классов).

Интеграция - одна из гармонизирующих систем всей деятельности гимназии. Она не только стратегия создания учебных интегрированных курсов, программ, но и организация деятельности всех предметных кафедр; сотрудничества с 10 вузами; с другими 20 инновационными школами Республики. Интеграция - это диалог в широком понимании этой проблемы: диалог между творчески работающим учителем и учеником, гимназией и вузом, предметной методикой и наукой. Составляющие такого подхода представлены следующим образом: интегрированные уроки; выступления учителя и ученика на «перекрестке» наук; разработка и апробация интегрированной авторской программы учебного или элективного курсов; совместная деятельность кафедр гимназии и вузов; участие в совместной работе экспериментальных и творческих объединений учеников, учителей и преподавателей вузов.

Научный подход - это приоритетное видение организации всех направлений образовательной деятельности гимназии. Более десяти лет научно-методическая работа в гимназии ведется на основе создания 10 предметных кафедр. Учителя гимназии имеют более 200 печатных работ, среди которых не только статьи по проблемам теории обучения, методики, педагогики и психологии, но и учебные пособия, рекомендации для учителей, учащихся и родителей, главы в вузовских учебниках, авторские программы учебных и элективных курсов.

Кроме этого, за 10 лет учителя гимназии выступили на 95 научно-практических конференциях разного уровня, в том числе на международных - 17; на всероссийских - 18; на республиканских - 25.

Учитель-новатор приобщает к исследовательской деятельности своих учеников. В гимназии функционируют 15 ГНОМов - гимназических научных обществ мыслителей, которые в 2004 году были объединены в МАГИ - молодежную ассоциацию гимназистов-исследователей. С 2000 года гимназия проводит зональные конференции «Ломоносовские чтения» для учащихся Стерлитамака и других городов Республики, которые собирают лучшие творческие силы среди учеников и учителей.

Информатизация образовательного поля - основа взаимодействия всех структур современного об-

разовательного пространства гимназии. Если XXI век

- век информации, то современная школа без информатизации своего образовательного поля успешно функционировать не может. Что включает понятие «информатизация» в гимназической деятельности? (Освоение ИКТ - 15% учителей, мировой Интернет-сети, спутниковой связи, обеспечивающей прием 90 каналов, подготовка компьтерных изданий в гимназии и т, д.).

Состояние и перспективы развития гимназии

Уровень обученности определяется положительной динамикой (100% учащихся), что обеспечивает успешность их самоопределения в будущей жизни.

«Дух» гимназии поддерживается ее традициями (День рождения гимназии, интеллектуальные конкурсы «Умники и умницы», «Ступень к Парнасу», КВНы десятиклассников, Праздники творчества, конференция «Ломоносовские чтения», чествование победителей олимпиад и др.).

Наряду с программными практико - ориентированными элективными курсами успешно функционируют платные образовательные и подготовительные курсы, как для малышей, так и для старшеклассников, поскольку проблемы успешной учебы и самоопределения - это забота не только родителей, но и педагогов гимназии.

Вниманием к освоению и внедрению новых технологий и началась гимназия как инновационное учреждение. В гимназии отработан механизм «вживления» технологии в образовательную практику:

- первичное знакомство через педагогическую литературу или обобщение имеющегося опыта сданной технологией;

прослушивание авторского курса ученого-технолога, приглашенного в гимназию или на авторских курсах в других городах;

- первичная апробация технологии под руководством специалиста, консультации учителей;

- мониторинг проведенных вводных и промежуточных диагностик результатов.

В частности, технология деятельностного подхода пришла в гимназию самой первой через сотруд-

ничество с Башкирской ассоциацией «Творческое развитие» при БГПУ, возглавляемой доктором психологических наук А.З.Рахимовым (1992г.) Данная технология была принята большей частью педагогического коллектива и впоследствии стала базой для перехода на систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В,Давыдова. Городские и республиканские семинары, поездки в другие образовательные учреждения с целью обмена опытом, повышение квалификации, исследовательские работы учителей - все это обеспечило положительные результаты, В настоящее время около 20% учителей активно применяют в своей работе эту технологию.

Технологию развивающего обучения (по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) освоили 17% учителей по своему желанию. Прохождение курсов повышения квалификации в городах Москва, Самара, Харьков помогло освоить инновационные программы по русскому языку и литературе, математике и естествознанию, психологии,

Наиболее значимым результатом является позитивный мотив к саморазвитию, самосовершенствованию учащихся в любом виде деятельности, в первую очередь - познавательной.

С многомерной дидактической технологией коллектив гимназии познакомился в процессе общения с ее автором - разработчиком, доктором педагогических наук, профессором БГПУ В,Э. Штейнбергом в 1997 году. Логико-смысловые модели (ЛСМ) как один из главных инструментариев были приняты многими педагогами. Через год в гимназии появилась республиканская экспериментально - исследовательская лаборатория, которая отслеживает эффективность уроков общественных дисциплин при использовании новой технологии. Ее членами стали все учителя истории гимназии, хотя ЛСМ и главные технологические моменты используют многие учителя гимназии. Исследовательская деятельность привела к составлению авторской программы комбинированного типа, выпуску методических пособий с ЛСМ по истории и обществознанию.

Для примера приведем один из промежуточных результатов освоения многомерной дидактической технологии, представленный Г,Е. Михеевой. «В 2004-

Результаты изучения мотивации детей пятых классов предложены на диаграмме.

250

1 50

1 ОО

□ образование п институт

□ профессия

□ интересные люди

□ общение с друзьями

□ книги

п интересно

□ олимпиады

□ отметки ■ похвала

2005 учебном году экспериментальными были 5, 9 и 10-е классы. Учащиеся не только достигли хороших результатов (количество детей, имеющих оценку «4 и 5» выросло на 9%), но и показали высокий уровень развития мышления (его оригинальность и гибкость, высокую концентрацию внимания, способность к анализу и т.д.)- Кроме того, ярко проявились определяющие характеристики личностного развития: широта интересов, лидерство, увлеченность. (Положительную динамику показали результаты городских и республиканских олимпиад: в 2005 году - 6 человек, в 2006 году - 13 человек). Развитие шло более интенсивно, осознанно, на основе не только самообучения, но и взаимообучения своих сверстников. Ученики экспериментального класса стали субъектами собственного учения. Такой процесс обеспечивает развивающую функцию личности и переход от исходного состояния развития на более высокий уровень. Позитивная дина-мика развития личностных качеств детей экспериментальных классов выше, чем в контрольных. У них ярче выражена гибкость мышления, способность к анализу. Они владеют навыками работы с информацией, необходимой для принятия осознанных решений и желания отстаивать свои позиции».

Как известно, проектная технология - мобильная и оперативная форма как изучения многих явлений и фактов, так и представления результатов. А проект в учебной деятельности - это возможность не искать готовый ответ, а попытка найти неожиданное - творческое, неординарное решение вопроса. Через составление проектов в гимназии появились многие инновационные начинания (ОДИ - организационно - деятельностные игры, ГНОМы - гимназические научные общества мыслящих и др.).

Именно проектная технология дала возможность учителям английского языка гимназии стать полуфиналистами и финалистами российско-американского конкурса учителей английского языка и страноведения.

Информационные компьютерные технологии -не дань моде, а необходимое условие активного включения в образовательный процесс современного ученика. Важную роль играет обеспеченность компьютерной техникой, адаптация части педагогов к взаимодействию с ней, возможность использования тестовых заданий, электронных учебников и пособий.

Высшая форма компетентности учителя - использование специальных программ, мультилабораторий как на уроках учителей физики и технологии, МХК и психологии. Наблюдения показывают, что мотивация детей на таких уроках позитивна, и, следовательно, повышается уровень качества их образования.

Для примера рассмотрим результаты использования компьютерных технологий на уроках технологии в 5-6 классах учителем Е.И. Галкиным. «Экспериментальная работа по использованию новых информационных технологий на уроках технологии проводилась с учащимися 5-6 классов. Диагностика достижений показала, что значительно меняется в первую очередь их мотивация.

Результаты изучения мотивации школьников представлены на диаграмме:

Уровни школьной мотивации

31,40%

28,10% Экспериментальный класс (6В)

4 уровень» 5 уровень

В ходе эксперимента была проведена входная анкета «Для чего я использую компьютер?» Преобладающее большинство пяти- и шестиклассников ответили, что для игры (более 60%). После проведенной работы стала заметна явная положительная динамика при использовании компьютера для обучения, хотя более 50% детей все еще предпочитают играть. Шестиклассники начинают интересоваться Интернетом, поскольку их ведущей деятельностью становится общение.

Результаты анкетирования (итоговый этап)

^2 3 Экспериментальный класс (6В)

■ Инструмент для игр

■ Средство получения информации □ Средство общения

В гимназии широко используются дистанционные формы курсов, олимпиад, конкурсов, профиль - классов, Обобщен опыт сотрудничества с московским центром «Эйдос» при Российской академии образования. (Каждый ученик гимназии принял участие в одной из дистанционных олимпиад). Среди гимназистов десятки победителей и призеров, около восьмидесяти лауреатов, почти три десятка призовых командных мест. Новым шагом стало участие молодого учителя гимназии в дистанционном конкурсе «Учитель года - 2005» и получении звания лауреата в одной из номинаций конкурса. Старшеклассники впервые приняли участие в конкурсах профиль - классов, которые потребовали не только выполнения заданий, но и общения на форуме, создания своих тем на чате форума, веб-сайтов. Всё это помогает организации современного учебного процесса в гимназии, анализу и выстраиванию образовательной стратегии развития интеллекта и творчества гимназистов.

В процессе развития интеллекта как способа реализации креативности ребёнка, в гимназии широко используются личностно - ориентированные и культурологические подходы, которые одними специалистами называются технологиями, другими - принципами. Так, авторская программа по физической культуре учителя гимназии В.А. Крючкова построена с учетом прогноза динамики личных достижений учащихся, а не только общих нормативных требований к физическому развитию ребенка. Она стала предметом исследовательской работы экспериментальной городской площадки, а самое важное, позволила ученику поверить в свои силы и возможности. Авторский элективный профильный курс программы политературе и мировой художественной культуре XX века Л.Л.Ершовой показал возможности интегрированного подхода к изучению произведений разных видов искусств. Подход автора основан на принципах диалога культур и культурологического анализа явлений в рассматриваемой области.

Таким образом, использование многообразия технологий в образовательном процессе гимназии создаёт возможность реализации разных педагогических подходов в системе специально подготовленных курсов учителями.

Обеспечение доступности качественного образования реализуется с момента открытия гимназии педагогическим коллективом на основе решения важнейшей задачи обеспечения условий свободы выбора для ученика и учителя, содержания обучения, образовательных программ, технологий как традиционных, так и нового поколения, к которым относятся комплексы развивающего и профильного. Завершенность и преемственность реализуемых программ обеспечивают стабильность образовательного пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие платных услуг в дополнительном обучении и участие родителей в работе Попечительского совета дает дополнительные преимущества гимназистам и создает благоприятные условия деятельности инновационного образовательного учреждения.

С момента открытия гимназия имеет статус многопрофильного образовательного учреждения. Этот выбор и стратегический курс адекватен реформе образования в условиях его модернизации. Традиционно от общего количества девятиклассников 92-96 % остаются в гимназии продолжать образование

В гимназии реализуется основная форма обучения (общепринятая) - очная, экстернат, домашнее обучение. Разрабатываются индивидуальные программы что обеспечивает доступность получения знаний, закрепленное всеми нормативными актами. Для разных групп школьников существуют варианты программ, что позволяет наиболее полно воплощать надежды детей и родителей на получение качественного образования.

Первоклассникам предоставляются равные стартовые возможности для детей, независимо от территориального проживания , организуются подготовительные курсы, консультации психологической службы.

Продуктивность реализации Программы развития, и ее соответствие приоритетным направлениям системы образования РФ на период до 2010 года. Гимназия имеет большой опыт в реализации перспективных

программ развития (последняя, 2004-2008 гг., четвёртая по счёту), развивает основные принципы первой Программы 1991 года. Образовательные проекты новой Программы перекликаются с приоритетными направлениями развития системы образования РБ и РФ: обеспечивают эффективность, доступность и качество образования на основе реализации развивающего обучения в начальной и основной школе, совершенствования профильного обучения и информационных технологий.

Особенностью этой Программы является дополнительное финансирование и инвестиции на основе использования ресурсных возможностей в рамках развития «Школы интеллекта и творчества».

Несомненно, важным является и введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи «компетентностного» подхода.

Сочетание принципов единоначалия с демократичностью уклада гимназии однозначно. Управление гимназией возложено на администрацию, но принцип единоначалия удачно сочетается с демократичностью гимназического уклада: Общегимназическая Конференция учителей, родителей и попечителей; Педагогический совет, двухпалатный Совет гимназии, Научно-методический совет, Попечительский совет, молодёжная ассоциация гимназистов-исследователей (МАГИ), детские общественные объединения прогимназистов «Совёнок» (1-7 классы) и гимназистов «Ласточка» (8-11 классы), Совет координаторов - все эти структуры создают условия для успешного функционирования управления гимназией и обеспечения режима ее развития..Такая структура управления удачно сочетается с самоуправлением, и способствует отражению внутренних процессов. Все структуры отражены в нормативной базе гимназии.

Управление образовательным процессом в гимназии строится на принципах единоначалия, когда директор гимназии отвечает за эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса, несёт полную ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Однако сложность и многообразие структуры системы гимназического образования предполагает ориентацию на самоорганизацию системы, обеспечивающей её целостность.

Функционирование системы гимназического образования посредством использования возможностей самоуправления и соуправления направлено на заранее спрогнозированные результаты: формирование социально-значимых характеристик, становление активной гражданской позиции, развитие творческого потенциала личности гимназиста. Система самоуправления гимназии полифункциональна и полиструктурна.

Так, Педагогический совет гимназии является постоянно действующим органом при рассмотрении основных вопросов учебно-воспитательной работы и деятельности педагогического коллектива.

Высшим органом самоуправления является Конференция гимназии. Делегаты с правом решающего голоса на Конференцию избираются собранием педагогического коллектива, учащихся 8-11 классов и родительской общественностью 1-11 классов, где количество делегатов от педагогического коллектива не превышает количество от учащихся и родителей.

Другой уровень самоуправления представлен Советом гимназии - законодательным органом, функционирует с 1991 года и состоит из двух палат: взрослой и детской. Состав Совета гимназии избирается путём тайного голосования с периодичностью один раз в два года, результаты голосования утверждаются Конференцией. Выборам предшествует предварительная агитационная кампания, где кандидаты излагают свою предвыборную программу и знакомят избирателей с планами её осуществления, Кандидаты в Совет гимназии могут выдвигаться решением классного собрания или по его собственной инициативе, Стать кандидатом в ученическую палату Совета гимназист может не ранее, чем с 8-го класса. Избранные члены Совета на первом совместном заседании в процессе прямого голосования выбирают председателя Совета гимназии (из состава взрослой палаты), заместителя председателя (из состава детской палаты) и секретаря (из состава взрослой палаты). В полномочия Совета гимназии входят: утверждение правил поведения гимназистов, Кодекс чести гимназистов, положений о стипендиатах, о дополнительных образовательных услугах, научно-практических конференциях и другие.

Ещё одним важным элементом процесса самоуправления представлена система работы классных коллективов. В процессе самоуправления ученический коллектив становится связующим звеном между личностью и гимназией, где немалая роль отводится Совету координаторов классов.

Становление активности развивающейся личности и зоны её позитивного развития зависит от деятельностного опосредования в различных формах самоуправления и соуправления. Закономерно, что гимназические СМИ (средства массовой информации) стали одной из ведущих форм соуправления. Функционирование гимназической телестудии «Лик» с периодичностью 1 раз в неделю, газеты «Ласточка» с периодичностью 1 раз в месяц и ежедневных радиопередач гимназической станции «School FM», телестудии «Лик», а также гимназического сайта гимназии «Мы первые!». Пример результативности и эффективности такого процесса, когда гласность и открытость принимаемых решений способствуют осознанию их значимости, формированию позитивного общественного мнения, развитию демократического стиля отношения между взрослыми и детьми.

Для деятельности гимназии особенно важными являются структуры общественных детских объединений «Совёнок» и «Ласточка», а также творческие (хореографические, изостудии, вокальные и др.) и исследовательские (ГНОМы, МАГИ) объединения прогимназистов и гимназистов.

Многоструктурность и полифункциональность системы самоуправления позволяет семье стать полноправным субъектом образовательного процесса, заинтересованного в реализации концепции гимназического образования. В семье закладываются поведенческие модели и представления об общечеловеческих ценностях, и без совместных усилий семьи и школы дальнейшая педагогическая деятельность гимназии не будет действенной и эффективной.

Существование в гимназии некоммерческого партнёрства «Попечительский совет», являющегося юридическим лицом, а, следовательно, органом внешнего соуправления, объединившего общность интересов родителей, учащихся и педагогов, - значимое тому подтверждение. Основные направления деятельности Попечительского совета включают: содействие в создании условий для развития духовных и физических потребностей учащихся; стимулирование использования эффективных инновационных образовательных программ в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из поставленной цели и решаемых задач реализации гимназического образования, выстраивание связей с общественностью через проведение социологических опросов, мониторингов социальной ситуации, организации работы телефонов доверия «Горячая линия», пресс-конференций и других форм педагогической деятельности рассматривается как необходимое условие демократизации и гуманизации жизненного уклада гимназии.

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся является комплексной составляющей реализации проекта сохранения здоровья учащихся. Наблюдения за последние три года (2004-06 гг.) за изменениями в здоровье детей в гимназии показывают отсутствие отрицательной динамики их состояния, Задачи сохранения и укрепления здоровья выступают в качестве важнейшего приоритета: личностно-ориентированного обучения (педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения). Во взаимодействии между учителем и учащимися гимназии доминирует демократический стиль общения, обеспечивающий позитивность психологопедагогического воздействия на личность ребёнка. Не допускается авторитарный стиль ведения урока, когда психологическая атмосфера приводит к фиксации неудобных статичных поз и повышению нервного напряжения ребёнка. Комплекс условий обеспечения соматического, психического и экологического здоровья детей и обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе образовательной деятельности созданы. Результаты динамики отслеживания состояния здоровья детей за последние годы представлены на диаграмме в количественном соотношении, которые подтверждают стабильность и устойчивость его показателей (позитивных).

■ 2004/2005

□ 2005/2006

□ 2006/2007

Контроль качества преподавания физической культуры, технологии, разделение учащихся на группы, и переохлаждения учащихся (особенно во время зимних занятий на свежем воздухе), инструктажи различного вида, разъяснительная работа на уроках позволяют снизить уровень школьного травматизма до минимума. Число случаев детского травматизма в 2005-06 учебном году составило около 1,4% от общего числа учащихся.

Осуществляется стратегия и тактика сохранения здоровья гимназистов через осознание его ценности

как условия физической красоты и совершенства. Этому способствуют проводимые в гимназии формы работы: просветительские («Университет здоровья», встречи с медицинскими работниками, круглые столы по вопросам здоровья); воспитательные (беседы, классные часы, акции); и образовательные (уроки ОБЖс1по11 классы).

В 2005-06 учебном году в смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-оздоровительной работы «Б благоустроенный спортивный зал - за здоровьем» педагогический коллектив гимназии занял третье место - в городе, второе место - в Республике.

Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к гимназии можно проследить через перечень газетных статей, радио- и телепередач - этот голос местного сообщества весьма точно характеризует отношение к гимназии, Несколько раз в год гимназия № 1 принимает добрые пожелания и слышит позитивные отзывы родителей и учеников, бывших и настоящих, в свой адрес. Это происходит в День знаний, День рождения гимназии, а также в другие праздники и просто в будние дни: отзывы первокурсников, сдавших первую сессию, бескорыстная помощь родителей, признание коллег Такое отношение подтверждается отсутствием жалоб в вышестоящие инстанции, связанных с организацией образовательного процесса в гимназии.

Успех деятельности педагогического коллектива гимназии №1 г. Стерлитамака Республики. Башкортостан обеспечен, прежде всего, корпоративной культурой единомышленников педагогического коллектива, целостно выстроивших стратегию и тактику развивающего режима деятельности.

Вопросы:

1, Как обеспечить развитие творческого потенциала детей на основе развития их интеллекта?

2. Так каков же механизм управления школой может быть в условиях модернизации образования?

Аннотация. Проект направлен на решение проблемы развития творческого потенциала детей на основе их интеллектуального развития . Успех проекта обеспечивается режимом введения комплекса инновационных направлений, главное из которых - экспериментальная деятельность, выстроенная на основе союза достижений науки и практики, психологического сопровождения образовательного процесса, информатизации образовательного поля, создания единой образовательной среды, разработкой инновационного модуля управлением качества образования.

Образовательные проекты гимназии

Для реализации концептуальных идей, эффективного использования кадровых ресурсов (административных работников, учителей-предметников, психологов, воспитателей) целесообразно определить в качестве приоритетных следующие проекты:

Проект №1. Прогимназия (начальная школа). Полная реализация Программы развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Возрастная группа: 1-4-е классы.

Содержание проблемы: Расширение перечня учебных предметов, использующих технологи и РО; переход

всего педагогического состава учителей начальных классов на внедрение системы РО (Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова). Обязательное для всех участников проекта использование экспресс-диагностик формирования учебной деятельности, теоретического мышления,

Ожидаемые результаты. Полная реализация концепции развивающего обучения в прогимназии (начальной школе) позволит сформировать «поколение» младших гимназистов, освоивших полные программы учебных предметов по одной системе, умеющих ставить реальные цели, сознательно осваивающих учебные операции, осуществляющих функции самоконтроля и самооценки. Это позволит реализовать новый тип современного прогимназиста в образовательной и воспитательной областях развития гимназии. Подобная модель ученика творческого, активного, ценящего приоритет знаний не виртуальных, а реальных - результат педагогической модели развития нашего учебного учреждения. Вовлечение 100% начальных классов в обучение по технологии РО, обучение ещё 25% учителей на курсах переподготовки специалистов в центрах РО, расширение круга учебных предметов, изучаемых в режиме технологии, до 70% - эта конкретная реализация технологии должна обеспечить внедрение образовательного проекта №1.

Проект №2. Включение во всероссийский эксперимент РО (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) «Подростковая школа» (Возрастная группа: 5-9-е классы).

Содержание проблемы: Обеспечение преемственности начального и основного образования в рамках технологий РО; установить связи с МАРО для получения статуса экспериментальной площадки; расширение круга учебных предметов, использующих технологии системы РО.

Ожидаемые результаты. Преемственность начального и основного образования в гимназии позволит реализовать единые подходы к обучению и воспитанию на всех ступенях. Экспериментальная площадка на базе МАРО (Международной Ассоциации развивающего обучения) будет не только вести исследовательскую деятельность в рамках достижений современной педагогики, но и продолжит внедрение технологии РО (развивающего обучения) на разных учебных предметах. В связи с этим расширение круга учебных предметов основной школы, изучаемых в режиме технологии развивающего обучения, до 50%; ведение переподготовки специалистов - дополнительно 35%; проведение апробации новых учебно-методических комплексов по 4 учебным предметам обеспечит конкретную реализацию образовательного проекта №2.

Проект №3. Профильное обучение в инновационном учебном заведении.

Содержание проблемы: Исходя из 15-летнего опыта профильного обучения в гимназии и «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (пр. МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.), определить специфику профилизации для функционирования ИнОУЗ, работающего в режиме развития.

№ Задачи Параметры оценки результативности выполнения Способ оценки данного параметра

1. Создание системного подхода в освоении и использовании и взаимодействии педагогических технологий, используемых в гимназии Интеллектуальное развитие Развитие креативных способностей Мотивация обучения Интеллектуальная и содержательная Рефлексия Знания, умения, навыки Тесты интеллекта ШТУР, АСТУР (Гуревич К.М. и др.), прогрессивные матрицы Дж. Равена Тест невербальной креативности Е.Торренса Тест вербальной креативности в адаптации С.Мед ника Методики изучения мотивации обучения (Лусканова И.Г., Ильин) Методики изучения интеллектуальной и содержательной рефлексии А.З. Зака Контрольные срезы

2. Совершенствование профильного обучения в гимназии через поиск новых форм и содержания данной работы Развитие специальных способностей и специальных интересов Самоактуализация личности учащихся Развитие толерантности Формирование адекватной самооценки ОПГ — опросник профессиональной готовности, ПДО Е.Климова, «Карта интересов» А.Е.Голомштока, ШТУР, АСТУР Опросник самоактуализации А.Маслоу УСК (В.В.Бажин и др.) Тест школьной тревожности Филлипса Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан А.М.)

3. Создание комплексной системы оздоровительных мероприятий и здоровьесберегающих технологий Формирование социальнопсихологической адаптации учащихся к условиям обучения Создание программ здоровья Здоровье учащихся гимназии Опросник САН (самочувствие-активность —настроение) Методика рисуночной ассоциации С.Розенцвейга М.Люшер «Тест выбора цвета» Успешная апробация программ в гимназии Отсутствие отрицательной динмики состояния здоровья учащихся.

4. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности учащихся и учителей гимназии Использование исследовательских методов и технологий в учебной деятельности. Участие в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, КВН, творческих самодеятельных коллективах. Работа в городском и гимназическом научном обществе. Издание гимназической газеты, теле- и радиопередачи Освоение инновационных технологий, методов и приемов учителями и учащимися. Рефлексия учителей и учащихся. Колич. учителей, освоивших инновационные технологии, методы. Количественные результаты участия и качество работ (количество призовых мест) учителей и учащихся гимназии в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, научных обществах и пр.

5. Дальнейшее формирование культурного, духовнонравственного, гражданского становления личности гимназиста Традиции гимназии, способствующие духовно-нравственному становлению личности гимназиста. Ценностные ориентации учащихся гимназии. Гармоничное взаимодействие организации образовательного процесса и традиционных мероприятий. Методика ЦО М.Рокича, адаптированная Ядовым В.Я.

Ожидаемые результаты. Профильное обучение -одно из основных направлений инноватики гимназии -находится в стадии фиксации и анализа результатов. Следовательно, представление эффективности и результативности профильного обучения позволит дать конкретную картину реализации указанного проекта. Использовать конкретные методики исследования, разработать программу диагностики на базе психологической службы гимназии, создать творческую группу по проведению психолого-педагогического мониторинга и диагностированию результатов, создание электронной базы по профильному самоопределению выпускников, отражение опыта и инноватики на уровне города, Республики и Российской Федерации -это составляющие конкретной реализации образовательного проекта №3.

Научный подход требует наметить параметры оценки результативности выполнения задач и способы оценки эффективности реализации.

Имея большой опыт разработки и реализации Программы развития (эта программа четвертая по

счету), авторы данной Программы учитывают, что её реализация зависит как от внешних по отношению к гимназии условий, так и от внутренних условий (см. п.2 и п.З, стр. 23-24).

Поэтому все три проекта выбраны таким образом, что возможные риски минимизированы.

Если внешние условия не позволяют в запланированные сроки реализовать проекты №1 и №2, то на качестве образования обучающихся это не отразится, так как в гимназии хорошо работают и альтернативные развивающему обучению технологии.

Реализации Проекта №3 внешние по отношению гимназии условия существенно не помешают, так как система финансирования Проектов предполагает её многоканальность (бюджет муниципальный, бюджетные средства Попечительского Совета, платных образовательных услуг, шефов и гранты от РФ),

Опыт реализации предыдущих Программ развития позволяет нам уверенно заявлять, что и эта Программа будет успешно реализована.

Достаточно часто учителя сетуют на то, что трудно найти материалы для интересных, не стандартных ученических проектных и исследовательских работ, предъявляя к этим материалам весьма важное требование - «способствовать познавательной активности учащихся». Предлагаемая читателям статья молодого и творчески работающего учителя показывает один из возможных подходов к решению этой задачи.

Абдуллина Ряшидя Хамзиевна,

учитель истории МОУСОШ села Индерка Сосновоборского района Пензенской области

'Л КРАЕВЕДЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА. «ИНДЕРКА И ИНДЕРЦЫ»

Знаем ли мы нашу «малую родину»? или История индерского краеведения

Индерка - это большое село в Сосновском районе Пензенской области. Школа в селе Индерка существует с начала 20 -го века. В 1913 г. была открыта земская начальная школа на 50 человек. В 1918г. -советская трудовая школа. В 1940г. школа становится средней, а 2006 году индерская средняя школа -победитель приоритетного национального проекта «Образование».

У истоков индерского краеведения стоял ИЛ. Ернеев. Под его руководством в 1960г. в здании Дома Баишевых был создан музейный уголок. Об этом свидетельствует сельская газета «Искра», которая издавалась с 1959 по 1962 годы.1 ИЛ. Ернеев - очень интересная личность. Первый председатель колхоза «Искра», позже директор Индерской средней школы, краевед, который первым написал краткую историю села Индерка.2 После него эстафету принял участник Великой Отечественной войны, учитель истории А .Я. Волков. Он публиковал заметки об истории села на страницах районной газеты «За коммунизм». Краеведческой работой занималась и учитель истории С.А. Купаева,

В 1974г. школу возглавил молодой, энергичный директор - Р.Ф.Куликова, впоследствии получившая звание Заслуженный учитель РСФСР. По её инициативе в 1980г. в школе открылся музей боевой и трудовой славы. 3Основой для экспозиций стали экспонаты, собранные ещё при И.А. Ернееве. Была развернута деятельность по сбору старинных вещей, материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, об истории села, колхоза, школы. Большой вклад в формирование фондов внесла пионерская организация во главе со старшей вожатой З.А. Баишевой.4 Оформлением музея занимались художники, приглашенные из Пензенского художественного училища.5

1 Абдуллина Ф. Газета «Искра». Вестник музея. № 1 .Библиотека МОУ СОШ с. Индерка.

2 Интервью с Ернеевой Д.Т. 2002 г.

3 Интервью с Куликовой Р.Ф. 2002 г.

4 Интервью с Баишевой З.А. 2002 г.

5 Интервью с Куликовой Р.Ф. 2002 г.

После открытия музея стали проводиться экскурсии для ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников и учащихся школы, гостей. В сложные 90 -е годы XX века руководство школы сохранило музей, который стал центром патриотического воспитания сельской молодежи.

Деятельность музея

Для вас, уважаемые читатели журнала, небольшая экскурсия в прошлое нашего села.

Сосновоборский краевед Ф.В. Маньшин в своей статье «Индерка» в Пензенской энциклопедии датой основания села указывает начало 18 века. Население занималось заготовкой леса для петровского флота (лашманская повинность)6. В селе существует легенда, что село появилось после разгрома Казанского ханства, когда сюда прибыли беглые татары, не захотевшие принять христианство. До сих пор среди односельчан, особенно старшего возраста, страшным ругательством является слово «чугынган» - «крестившийся». Первые письменные упоминания о нашем селе относятся к началу 18 века “... Деревня Индерка -345 душ, мурзы и татары, перешли из Пензенской и Саранской уездов”.7

Возможно, эти земли вместе с крестьянами были пожалованы князю Осману (Усману) Акчурину в 1745г8. Эту версию подтверждают следующие факты: первое название села Усманка; в данное время в селе проживают 54 семьи Акчуриных (наибольшее количество); в селе есть Мурзинский конец, именно на этой улице больше всего Акчуриных. Это название также подтверждает, что в данной местности существовали владения служилых дворян-татар.

Село заселялось выходцами из разных регионов. Указанную версию подтверждает то, что названия отдельных улиц сохранились по названию мест, откуда прибыли жители данной улицы, например: Каргинская

6 Пензенская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

7 А.Хвощев «Очерки по истории Пензенского края».

8 История Пензенского края с древнейших времен до середины 19в. / Под ред. Г.Н. Белорыбкина. Пенза, 1996, с. 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.