ФГОС школьного образования
J
Л
Санникова Марина Юрьевна
директор
Антропова Татьяна Сергеевна
заместитель директора по НИР МАОУ гимназия № 45 г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ
V
г
Аннотация. В статье рассмотрены пути формирования личностной зрелости учащихся и построения эффективного взаимодействия в системе «Учитель-Ученик» как главных факторов повышения качества обучения в условиях модернизации образования.
Ключевые слова: формирование личностной зрелости гимназистов, качество обучения.
Социальный заказ общества системе общего среднего образования в начале нового века и тысячелетия в значительной степени отражает и новые требования к качеству подготовки учащейся молодежи к самостоятельной взрослой жизни в сложных условиях развития современного социума. Возрастает потребность в усилении социальных функций образования: формирование безопасных социальных моделей поведения, высокой мотивации достижений и жизненного успеха, морально-правовой ответственности и духовно-нравственных ценностных ориентации, престижности здорового образа жизни и готовности к созданию семьи и воспитанию детей, социальной и профессиональной активности
[4,15,20].
Именно поэтому проблема эффективности обучения и взаимоотношений педагогов с учащимися становится особенно актуальной. В системе образования взаимосвязь характера отношений «учитель-ученик» и качества обучения является краеугольным камнем педагогического процесса [1,3,5,12,21]. Повысить эффективность этого взаимодействия возможно лишь через смену ролей ученика, принимающего знания и учителя, дающего знания, на личностно зрелого учащегося и мыслящего педагога (педагога тьютора и фасилитатора).
Ориентируясь на ФГОС нового поколения, лишь 10% основных образовательных требований к портрету выпускника (в освоении знаний) имеют отношение к интеллектуальному развитию учащегося. Остальные 90% направлены на личностное развитие в целом [2,9,19]. Именно в этом и заключается основное противоречие в системе общего образования сегодня. Учебный план ориентирован на «выдачу определенных знаний», без которых ребенок не сможет продолжить эффективное профессиональное образование. А вот требования к выпускнику ориентированы на более широкие личностные показатели.
В связи с вышеизложенным можно выделить ряд проблем, связанных с недостаточным уровнем социальной зрелости учащихся, наличием определенных ограничений в саморазвитии и самореализации подростка, обусловленных проблемами социума и недостаточное осознание педа-
гогами необходимости смены позиции «дающего знания» на позицию «формирующего познавательное пространство обучающихся»; недостаточный уровень внедрения креативных практик в образовательный процесс.
Современная педагогика развивается по линии интеграции с другими науками и поиска интегральных критериев качества образования, которые носят надпредметный характер и отражают результаты развития, образования и воспитания в их взаимосвязи. Таким интегральным критерием качества образования выступает категория зрелости.
Зрелость как критерий качества образования в оценке его результата может быть соотнесена с такой целью, как целостное развитие растущего человека в образовательной среде, его физическое, психическое, социальное развитие как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности в их взаимосвязи.
Растущий человек - это человек в динамике своего возрастного роста и развития. Это Личность - «ответственно и разумно идущая вперед».
В этой связи темой исследования МАОУ гимназии № 45 г. Екатеринбург в рамках научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона выступает формирование и совершенствование личностной зрелости учащихся и построение эффективного взаимодействия в системе «Учитель-Ученик» как главных факторов повышения качества обучения в условиях модернизации образования [6,7,8,11].
В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в современной гимназии.
Предметом исследования являются процессы совершенствования личностной зрелости учащихся.
Гипотеза исследования. Формирование личностной зрелости учащихся будет более успешным если:
• разработать собственный комплекс мер по совершенствованию личностной зрелости учащихся;
• выявить психолого-педагогический потенциал учителя в условиях совершенствования личностной зрелости учащихся и разработать соответствующую систему профессионального развития педагогов гимназии;
32
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС школьного образования
• разработать критерии отслеживания динамики изучаемых параметров совершенствования личностной зрелости учащихся.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности формирования личностной зрелости учащихся гимназии.
2. Разработать комплекс мер по совершенствованию личностной зрелости учащихся в условиях гимназии.
3. Выявить психолого-педагогический потенциал учителя в условиях формирования личностной зрелости учащихся и разработать систему профессионального развития педагогических работников.
4. Исследовать особенности взаимодействия в системе «Учитель-Ученик» и определить векторы повышения его эффективности [14,18].
5. Разработать критерии отслеживания динамики изучаемых параметров.
Концептуальные основания деятельности
Требования модернизации образования предполагают переход от классической системы преподавания учебных дисциплин к тьюторско-фасилитаторской модели обучения
[10,13,16,17].
Роль учителя, о которой идет речь,- это тьютор и фасилитатор. Иногда понятия тьютор и фасилитатор рассматриваются как синонимы, а порой разводятся по своему значению.
Главной задачей учителя-фасилитатора является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения, то есть умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки.
Обучение строится следующим образом: учитель помогает сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед каждым учащимся в отдельности, а далее создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем. При этом учителю важно: 1) быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства; 2) демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях; 3) проявлять эмпатию, то есть понимание чувств и переживаний каждого школьника.
Согласно исследованиям, при фасилитирующем стиле обучения ученики реже пропускают школу в течение учебного года, имеют более позитивную самооценку, достигают большего прогресса в обучении, у них меньше проблем с дисциплиной, меньше актов вандализма в отношении школьной собственности, для них характерен более высокий уровень мышления и творческой активности.
Тьютор в современной педагогике - это учитель-консультант и координатор. Его цель - создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. Учитель направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной. [13,16].
Координируемая тьютором учебная деятельность школьников помогает формировать у них следующие каче-
ства: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность, а значит личностную зрелость.
Функции тьютора подобны функциям фасилитатора. С одной только оговоркой: в фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы, в тьюторстве же больше акцентируются организационно-координирующие моменты. Вышеназванные роли учителя не вызывают у ребенка чувства страха, не унижают его достоинство, а наоборот, воспитывают в нем креативность, свободу и ответственность, повышают рефлексивные способности и смелость - качества, которые необходимы для полноценного развития личности и формирования социальной зрелости.
Обычные формы урока должны меняться на диалоговые и нестандартные. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования и различные научные и творческие лаборатории и сообщества.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, конкретизация и обобщение, систематизация и синтез, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, социологические опросы, изучение результатов деятельности, педагогическая экспертиза, контент-анализ документации, изучение педагогического опыта, эксперимент, методы математической статистики).
Основное содержание деятельности по проекту
1. Проведение мониторинга взаимоотношений в системе «Учитель - Ученик»:
• выявление мнений об образе современного учителя дало представления о возрастных потребностях учащихся, проблемах взаимодействия и уровне их социальной зрелости;
• исследование представлений об образе современного ученика выявило потребности педагогов и определило необходимый вектор построения развивающей работы с учащимися в преломлении интересов и требований педагогов.
2. Организация системы развивающей работы по формированию социальной зрелости учащихся посредством вовлечения их в научно-исследовательскую, творческую, проектную деятельность через организацию мероприятий психологической направленности: круглые столы, написание статей и исследовательских работ учащимися, конференция.
3. Организация работы экспериментальных классов, ориентированных на:
• изучение сформированности различных компетенций, определяющих развитие личностной зрелости;
• определение форм и методов работы по развитию, профилактике и коррекции выявленных особенностей;
• изучение динамики изменений в соответствии с поставленными сроками.
В период работы в рамках проекта проведен первичный анализ состояния образовательной среды гимназии, результаты которого представлены на рис. 1. Данные результаты стали основанием для разработки направлений работы гимназии по развитию образовательной среды на текущий год в интересах формирования личностной зрелости учащихся.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
33
ФГОС школьного образования
Рис. 1. Исследование образовательной среды МАОУ гимназия № 45 на констатирующем этапе исследования.
Планируемый результат изменений:
• Повышение уровня личностной зрелости учащихся на всех уровнях образования.
• Эффективное развитие всех необходимых (соответствующих каждому возрасту) компетенций и УУД на личностном уровне.
• Развитие мотивационного компонента на обучение и собственное развитие учащихся.
• Воспитание личности способной принимать решения, адекватно отстаивать их и брать на себя ответственность за построение вектора своего дальнейшего пути.
• Интеграция разнообразной учебной и внеучебной деятельности для создания максимально развивающего гимназического пространства.
• Формирование у учащихся навыков активного взаимодействия с окружающим миром в получении знаний, построении взаимоотношений и профессиональной ориентации на всех этапах возрастного развития.
Количественные и качественные показатели деятельности школы в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Публикационная активность педагогического коллектива
2012 - 8 работ в сборнике «Педагогические технологии в образовательной практике Екатеринбурга» - материалы XVIII открытых Педагогических чтений под. Ред. А. А. Симоновова, Н. А. Лопатюк.- Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012. 248 с. - 2 работы УРФУ, Всероссийская конференция с международным участием «Школа - вуз: достижения и проблемы фундаментального образования» - 3 работы на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок- 1 сентября» - 1 работа в Материалах III Международной научно-практической конференции Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития. г. Чебоксары - 2 работы в журнале «Детство, отрочество, юность»
2013 - 1 статья на сайте Управления образования г. Екатеринбурга. Педагогические чтения: Муниципальная модель оценки качества образования как модель эффективного управления школой - 3 работы на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок - 1 сентября»
Таблица 2
Участие гимназии грантах и конкурсах
Год Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования
2012 Золотой фонд Российского образования в номинации «Лучшие образовательные учреждения» - 2012
2013 - «Инновации в образовании» 2013. Победа в номинации «Адаптивные педагогические модели здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды ОУ»
В образовательном учреждении 13 педагогов работают в творческой группе по реализации проекта.
34
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС школьного образования
Таблица 3
Организация и проведение гимназией конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Дата проведения Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
Май 2013 НПК «Системно-деятельностный подход в организации психологического сопровождения образовательных учреждений: от теории к практике»
Сентябрь 2012 -май 2013 гг. 9 районных семинаров для педагогов-психологов ОУ Кировского района (с привлечением преподавателей УРФУ)
Декабрь 2012 Семинар-практикум для классных руководителей в рамках Городских педагогических чтений «Эффективность подготовки обучающихся в условиях новых образовательных стандартов»
Август 2013 Семинар-практикум для классных руководителей в рамках Августовской конференции «Подготовка к государственной аттестации»
Ноябрь 2013 Городской практический семинар для учителей русского языка и литературы
Август 2012 -ноябрь 2013 5 практико-ориентированных семинаров для педагогов МАОУ Гимназии № 45 по реализации инновационной деятельности
Инновационный опыт МАОУ гимназии № 45 доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://45. uralschool.ru.
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО, ИУО РАО (г Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, Гуманитарный университет, УРФУ, УрГПУ, МБУ ИМЦ Кировского района, участники научно-образовательной сети инновационно-активных ОУ Уральского региона.
Литература
1. Арефьева Т. А., Токарева Е. В. Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.62-70.
2. Базалук О. М. Проект модели организации внеурочной деятельности «Через ключевые компетенции к личностному совершенствованию» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.9-16.
3. Беляева Л. А., Новикова О. Н. Игра как способ конструирования личностной идентичности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С.52-56.
4. Берестовицкая С. Э., Сизова М. Б., Семенова Т. В., Белова Е.А. Мировоззрение как личностный результат образования: традиции и инновации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.3-18.
5. Гомулина Н. Н. Учебная научно-исследовательская деятельность учащихся (на базе ГБОУ московская гимназия на Юго-Западе № 1543) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.24-31.
6. Громыко Ю. В. От экспериментальных площадок к инновационным сетям и к построению новой модели национальной школы на экспериментальных площадках. Экспериментальные площадки в московском образовании // Сборник статей. Второй выпуск Ред.- сост. М. Г. Мокринский, Н. Ю. Пахомова. М.: Издательство МИОО, 2001.156 с.
7. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
8. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.
9. Дворянцева С. Е. Некоторые подходы к управлению качеством образования в условиях инновационного развития гимназии //
Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.8-13.
10. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4. С.3-15.
11. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А., Давыдова Н. Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука. 2011. № 9 (88). С.3-15.
12. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С.25-32.
13. Лях Ю. А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников // Образование и наука. 2013. № 10. С.37-46.
14. Огоновская И. С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1. С.3-18.
15. Пенькова Т. Н., Харитонова Л. Г. Создание условий для формирования межкультурной компетенции учащихся в условиях гимназического образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.51-55.
16. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90).С.56-65.
17. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8 (97). С.5-24.
18. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.
19. Федосов В. Н., Сырцева Т. Э., Литвинова В. И. Формирование личностных результатов средствами эстетического воспитания: проект «Прекрасное пробуждает доброе» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С.7-10.
20. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
21. Шаркунова Ю. В. Социально-личностное самоопределение учащихся северного региона // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.45-52.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
35