Социокультурная среда образовательной организации
Стародумова Ольга Васильевна
директор
Банникова Татьяна Владимировна
заместитель директора МАОУ гимназия № 86 г. Нижний Тагил E-mail: [email protected]
J ^
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Л________________________________________________г
Аннотация. В работе представлены возможности современной гимназии по поэтапной информатизации образовательного пространства.
Ключевые слова: информатизация образования, компетентностей подход в образовании, сетевое взаимодействие, ФГОС.
Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие [11,13,14,17,21].
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС) как одно из условий достижения нового качества образования [1,18,19]. Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
В докладе О. Н. Смолина1 «О развитии образования в Российской Федерации», представленном на заседании Государственного совета РФ, в качестве основных направлений непрерывного совершенствования качества и эффективности образования подчеркивается, что в современных условиях необходимо:
• расширить многообразие форм организации образовательного процесса;
• увеличить долю самостоятельной работы учащихся с различными источниками и базами данных;
• создать более разнообразную образовательную среду;
• интегрировать общее и дополнительное образование для полноценного решения учебных и воспитательных задач. Изложенные выше теоретические положения и анализ деятельности гимназии свидетельствуют о готовности гимназии к выполнению обновленного социального заказа на образование.
1 Смолин Олег Николаевич - первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации
Реализация компетентностного подхода в гимназии ведется в условиях совершенствования процесса информатизации, представленного в «Концепции информатизации образовательной среды гимназии»2. Согласно этой концепции применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) рассматривается в качестве основы для проведения качественных изменений в образовательном процессе гимназии.
На основе проведенного анализа результатов реализации предыдущей программы развития и внутренних резервов гимназии, а также исходя из поставленных перед современным образованием задач, в гимназии были выявлены следующие противоречия:
• между необходимостью реализации в гимназии компетент-ностного подхода и превалированием традиционных форм организации образовательного процесса;
• между высокой насыщенностью ресурсной базы гимназии техническими средствами ИКТ и преимущественно утилитарным подходом к их использованию в образовательном процессе;
• между высоким темпом освоения учащимися ИКТ и недостаточным уровнем в овладении и методическом использовании ИКТ педагогами.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, выполненного в МАОУ гимназия № 86 г. Нижний Тагил в рамках работы ФЭП АПК и ПРО (г. Москва), которая связана с необходимостью обоснования решения организационно-педагогических задач совершенствования процесса информатизации в гимназии с целью создания условий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе [2,3,4,5,6,7,8,9,10].
Тема исследования: «Информатизация образовательного пространства как средство развития ключевых компетенций учащихся»
Объект исследования: информатизация образовательного процесса в гимназии.
Предмет исследования: использование информационных и коммуникационных технологий для создания условий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе гимназии.
Цель: совершенствование процесса информатизации в гимназии с целью создания условий, обеспечивающих
2 Концепция реализуется с 2005 г. (разработана в рамках государственного проекта «Информатизация системы образования (ИСО)», стартовавшего в октябре 2004 г.)
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
39
Социокультурная среда образовательной организации
реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе.
Гипотеза: создание условий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе гимназии может стать эффективнее, если
• будет обеспечена трансформация образовательного процесса, профессионально реализуемого ИКТ-компетентными педагогическими работниками, деятельность которых обеспечена технической и методической поддержкой, в целях эффективного достижения приоритетных и перспективных образовательных целей;
• обеспечена модернизация ресурсной базы ИКТ гимназии;
• обеспечен доступ учащихся и учителей к открытому информационному пространству, контролируемому в образовательных целях;
• учащимся и учителям предоставлены инструменты для поиска, сбора, анализа, организации, представления, передачи информации, моделирования и проектирования, организации образовательного процесса.
Задачи:
1. Разработать и обосновать проект научно-педагогического обеспечения совершенствования процесса информатизации в гимназии, ориентированный на приоритетные, общественно мотивированные образовательные цели и результаты, достигаемые за счет использования средств ИКТ.
2. Разработать организационно-педагогические требования системности и гармоничности процесса информатизации гимназии, оптимизирующие воздействие основных факторов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе гимназии.
3. Создать необходимые организационно-содержательные условия для модернизации ресурсной базы информатизации в гимназии.
4. Обеспечить повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам компетентностного подхода и в области информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ).
5. Обеспечить внесение изменений в организацию образовательного процесса гимназии.
6. Создать условия для освоения дистанционных форм образования всеми участниками образовательного процесса.
7. Интегрировать систему «Сетевая школа» (<^еНШкола») в образовательный процесс гимназии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, касающиеся методологии и практики информатизации образования, роли информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса (А. А. Андреев,
B. П. Беспалько, Г. А. Бордовский, С. Г Григорьев, А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. И. Смирнов, А. Н. Тихонов, И. И. Трубина, А. Ю. Уваров, Е. К. Хен-нер, А. Борк, Дж. Кемени, Т. Курц, Р Левьен, Э. Молнар,
C. Паперт, Б. Сендов, Е. Сендова, П. Суппес, Р Тейлор, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев и др.). Эффективность применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы рассмотрена в трудах В. П. Беспалько, В. А. Извозчикова, В. А. Ильина, Д. А. Исаева, А. А. Кузнецова, В. В. Лаптева, А. Н. Мансурова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Смирнова и др. Исследования, посвященные концептуальным основам анализа информационного общества, формирования кадрового потенциала информатизации (Р Ф. Абдеев, В. В. Александров, С. В. Алексеев, В. А. Бубнов, И. Б. Готская, В. В. Гринш-кун, В. А. Извозчиков, Д. А. Исаев, В. В. Лаптев, А. Г. Лесневский, В. В. Лукин, Д. Ш. Матрос, И. В. Роберт, И. А. Румянцева, И. В. Симонова, А. В. Смирнов, Б. Я. Советов, Е. А. Тума-
лева, М. В. Швецкий, Г А. Бордовский, Б. С. Гершунский,
С. Г. Григорьев, А. П. Ершов, Е. И. Машбиц, А. Ю. Уваров, В. Ф. Шолохович).
Концептуальные основания деятельности. В
основу проектирования образовательного процесса в гимназии положен ведущий принцип: универсальность образования (предполагает развитую способность применять полученные знания на практике для решения задач различного рода). Основой такого результата гимназического образования является готовность учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний и умений в новых условиях (ситуациях), что, в свою очередь, и определяет значение современного педагогического понятия «компетентность», появившегося в российской школе с началом модернизации. Таким образом, парадигма гимназического образования является целеполагающим, содержательным и деятельностным отражением Концепции модернизации российского образования: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования». Компетентностный подход в образовании направлен на актуализацию способностей, готовности, знаний, умений, отношений, которые обеспечат эффективную жизнедеятельность личности во многих ее проявлениях [12,15,16,20]. Под ключевыми компетентностями применительно к гимназическому образованию мы понимаем способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. С этой точки зрения в качестве перспективных направлений деятельности гимназии на ближайший период рассматривается создание условий для развития четырех элементарных ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной. Таким образом, компетентностный подход делает акцент на получение опыта самостоятельного решения проблем. И этот опыт нужен не как некое приложение к полученным знаниям, необходимое для их «закрепления на практике», а как ядро, как смысл образовательного процесса. Следовательно, ключевые компетенции являются основой обновленного результата образовательной деятельности гимназии.
Основное содержание деятельности по проекту:
2008-2009 учебный год. Техникой полностью оснащены все структурные подразделения гимназии. Действует общегимназическая локальная сеть. Организован распределенный доступ учащихся и педагогов к информации на сервере. Выход в Интернет - с любого компьютера. Каждая кафедра и подразделение имеют ежемесячный бесплатный трафик. По решению Совета гимназии учащиеся бесплатно используют ресурсы Интернет в ходе дистанционных проектов и на уроках информатики. Действует гимназический сайт: http://www.gimnazia86.e-tagil.ru. Создан и тестируется новый -http://www.gimnazia86.ru/. В контексте использования ресурсов Интернет решены вопросы блокировки нежелательной информации и распределения информационных потоков. Ведется внедрение системы «ЫеШкола» для построения единого информационного пространства. Созданы все базы данных, действуют электронные классные журналы, форум, доска объявлений; начаты работы по интеграции в данную среду электронных образовательных ресурсов. Обязательное изучение сквозного курса «Информатика и ИКТ» ведется со 2 по 11 класс. Все творческие задания гимназисты выполняют с помощью компьютера, демонстрируя высокий уровень ИКТ-компетентности. Успешно выступают на конкурсах и олимпиадах.
40
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
2009- 2010 учебный год. Продолжен процесс модернизации уже имеющейся материально-технической базы гимназии. Введен в эксплуатацию новый гимназический сайт http://www.gimnazia86.ru/. В контексте использования ресурсов Интернет решены вопросы блокировки нежелательной информации и распределения информационных потоков. Успешно пройдена проверка безопасности информационного потока органами контроля. Продолжается внедрение системы <^еШкола» для построения единого информационного пространства. Созданы все базы данных, действуют электронные классные журналы, форум, доска объявлений; начаты работы по интеграции в данную среду электронных образовательных ресурсов; обеспечен доступ в систему через Интернет с домашних ПК учащихся и педагогов. Вся система документооборота полностью автоматизирована. Созданы условия для введения ФГОС НОО с 01.09.2010 в опережающем режиме. В рамках организации внеурочной деятельности в 1-х классах введен пропедевтический курс «Введение в информатику», обязательное изучение сквозного курса «Информатика и ИКТ» ведется со 2 по 11 класс. В результате исследования востребованности ИКТ в практической деятельности педагогов выявлены следующие показатели. В той или иной степени 100% педагогов лично используют ИКТ для подготовки уроков/внеклассных мероприятий (ежедневно - 46%, несколько раз в неделю - 37%, несколько раз в месяц - 19%, не используют - 0%). Практически все педагоги используют компьютер для подготовки раздаточного материала к урокам (98%) и внеклассным мероприятиям (54%); для поиска информации при подготовке к урокам/внеклассным мероприятиям - 90%; для проведения занятий/мероприятий - 64%, для ведения мониторинга -100%, для подготовки тестов - 64%.
100% педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам компетентностного подхода и использования ИКТ в образовательном процессе. В этом году апробировали новую форму повышения квалификации - вебинары. Находясь на своем рабочем месте или дома, педагоги получили возможность общения с авторами тех учебников, по которым ведется обучение. Предметными кафедрами используются банки готовых ЭОР, а также происходит накопление информационных продуктов, разработанных педагогами и учащимися, систематизация материалов, создание банков данных. В гимназии зафиксирована положительная динамика в достижении результатов образования. По итогам визита делегации Министерства по информационным технологиям и связи во главе с министром И. А. Богданович гимназия признана «лидером среди учреждений Свердловской области в сфере информатизации» В этом учебном году в гимназии апробирована система приема документов в ОУ в электронном виде.
2010- 2011 учебный год. Увеличивается доля уроков и внеурочных форм с использованием ИКТ. В образовательный процесс гимназии введен информационный стандарт подготовки контрольно-измерительных материалов и анализа результатов проведения контрольных мероприятий в гимназии, технология работы с Индивидуальными картами освоения содержания образования по предметам, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию. Действуют стандартизированные формы отчетов, скорректированы рейтинговые системы отслеживания образовательных достижений учащихся, профессиональных достижений педагогов. Апробирована новая форма повышения квалификации - Система дистанционного образования «To-Study»™ (СДО «To-Study»™), которая является программно-аппаратным комплексом, предназначенным для проведения обучения в дистанционной форме, и представляет собой новое
поколение e-Learning систем, сочетает в себе функции систем управления обучением и систем создания учебных материалов. Возможности СДО «TO-Study»™ позволяют решать задачи организации учебного процесса в образовательных заведениях, а также и другие задачи (в том числе повышения квалификации, отбора, обучения и аттестации сотрудников в организациях различного масштаба). Система отвечает, в частности, требованиям ФГОС-2 (общее образование) и ФГОС-3 (высшее профессиональное образование). В наполнении материала данной системы участвовало 7 педагогов гимназии, которые смогли продемонстрировать все многообразие возможностей системы на разных предметах и разных возрастных группах. Анализ кадрового обеспечения гимназии позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к повышению квалификационных категорий, количества педагогов, повышающих квалификацию на курсах различных уровней, количества открытых форм, демонстрирующих педагогической общественности города региона, области результаты работы гимназии. Все это свидетельствует о высоком образовательном уровне педагогических работников, обеспечивающем дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля. Грамотная кадровая политика ОУ позволяет достичь высоких результатов в учебной деятельности, что делает гимназию конкурентоспособной на уровне города, региона, России.
2011- 2012 учебный год. Создана корпоративная информационная система как компонент уклада гимназии, обеспечен рост квалификации и профессионализма педагогов, обеспечен переход к организации образовательной деятельности гимназии на основе принципов компетентностного подхода, созданы условия, способствующие формированию ключевых компетенций гимназистов, что способствует обеспечению конкурентоспособности учащихся и выпускников гимназии в системе непрерывного образования. В гимназию в начале 2012 года был поставлен комплект современного оборудования для кабинета начальных классов. За 5 месяцев была опробована в действии система экспериментов на уроках окружающего мира, система тестирования на уроках математики и русского языка, а также во внеурочной работе по литературному чтению. Учителем и учащимися активно использовалась работа с документ-камерой на всех предметах. Подобраны методические программы, совместимые с новым оборудованием. Намечены перспективы освоения дальнейшего нового оборудования.
2012- 2013 учебный год. Проведен заявленный комплекс мероприятий по совершенствованию информатизации в гимназии с целью создания условий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе: на сегодняшний день на одного ученика в среднем приходится 15-16 единиц компьютерной техники; модернизирован медиацентр гимназии как центр активного доступа к печатным, электронным и цифровым образовательным ресурсам, поступил комплект современного оборудования в кабинет физики. Все 33 учебных кабинета (100%) оборудованы проекционной аппаратурой, в 50% из них при проведении уроков активно используются возможности установленных интерактивных досок. В гимназии успешно проведено перераспределение информационных потоков, организация электронного документооборота, на всех уровнях управления и функционирования введены единые информационные стандарты, все сферы деятельности гимназии насыщены современными средствами информационно-коммуникационных технологий. Поступило оборудование для Центра универсального образования, активно ведётся работа по созданию Центра в отдельно стоящем здании гимназии. В
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
41
Социокультурная среда образовательной организации
образовательной практике педагогов гимназии всё чаще используются сетевые сервисы сети Интернет (Web 2.0).
В период работы в рамках проекта проведен анализ состояния образовательной среды гимназии, который показывает, что наименее выражен (6,55 баллов-50%, недостаточный уровень) показатель «Широта» (структурно-содержательная характеристика среды, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в образовательную среду гимназии).
На достаточном уровне (с тенденцией к оптимальному) зафиксированы 4 показателя ее состояния («Осознаваемость», «Доминантность», «Когерентность», «Социальная активность» образовательной среды)-от 9,5 до 10,15 баллов (73%-78%).
В следующем году по этим показателям необходимо спланировать работу по системному развитию образовательной среды гимназии, обратив внимание на обеспечение сознательной включенности в образовательную среду всех субъектов образовательного процесса («Осознаваемость»), повышение значимости локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса («Доминантность»), согласованность влияния на личность локальной среды с влияниями других факторов среды гимназии («Когерентность»), дальнейшее развитие социально ориентированного потенциала образовательной среды гимназии («Социальная активность»).
На оптимальном уровне (в том числе близком к идеальному) зафиксированы следующие показатели («Интенсивность», «Эмоциональность», «Мобильность» - оптимальный, «Обобщенность» и «Устойчивость») - от 10,4 до 11,9 (80% - 92%), что свидетельствует об успешности реализации в гимназии задач Программы развития. Тем не менее, в условиях введения ФГОС нового поколения, необходимо продолжать реализацию намеченных планов.
Планируемый результат изменений:
• Создание корпоративной информационной системы как компонента уклада гимназии.
• Обеспечение роста квалификации и профессионализма педагогов.
• Обеспечение перехода к организации образовательной деятельности гимназии на основе принципов компетентностного подхода.
• Создание условий для обеспечения конкурентоспособности учащихся и выпускников гимназии в системе непрерывного образования через повышение степени дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
• Трансформация роли педагога в реализации компетентност-
Диаграмма 1
Образовательная среда МБОУ Гимназии № 86 (июнь 2013 г.))
Шпрота
-Педагоги
енный на методологии системного гармоничного развития человеческого потенциала, содержания образования в гимназии и системы оценивания результатов, технологической среды и нормативной базы учреждения.
Количественные и качественные показатели деятельности гимназии в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Публикационная активность педагогического коллектива в рамках работы по проекту.
Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях
2008 6 - - 1
2009 12 4 1 7
2010 8 1 2 8
2011 7 2 1 7
2012 14 3 7 10
2013 5 13 19 -
Таблица 2
ного подхода.
Научная новизна исследования: обоснован проект научно-педагогического обеспечения создания корпоративной информационной системы как компонента уклада гимназии, соответствующий приоритетным, общественно мотивированным общеобразовательным целям и результатам, достигаемым за счет использования средств ИКТ (в том числе формирование универсальных учебных действий, основанных на самостоятельном поиске, сборе и фиксации, анализе, обработке, организации, передаче информации, моделировании и проектировании объектов и процессов, реализации планов, коллективной деятельности), постро-
Участие гимназии в грантах и конкурсах.
Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности
2008 14 8
2009 13 12
2010 16 9
2011 18 10
2012 6 13
2013 2 8
42
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
Численность педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности гимназии - 37 человек.
Таблица 3
Организация и проведение гимназией конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2008 12 10
2009 19 11
2010 13 9
2011 18 13
2012 10 17
2013 9 18
С 2011 года педагогами гимназии проводится обучение и стажировка по образовательным программам ГБОУ ДПО СО «ИРО»:
1. «Информационно-коммуникативные технологии как средство реализации требований ФГОС», 72 час. Научный руководитель Шпарута Н. В. Образовательная программа реализована силами педагогов гимназии.
2. «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе», 108 час. Научный руководитель Шпарута Н. В. Образовательная программа реализована силами педагогов гимназии.
3. «ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии введения», 24 час. Научный руководитель Жижина И. В., НТФ ИРО.
Со стажерами работала команда педагогических работников гимназии в составе 8 человек, прошедших соответствующую подготовку в ГБОУ ДПО СО «ИРО» (г. Екатеринбург) по данной программе. Технически стажировки обеспечивались Ткаченко Т. А.- ответственной за информатизацию гимназии, организационно - Барановской Н. Н., Банниковой Т. В.
Доступность инновационного опыта МАОУ широкой педагогической общественности обеспечена размещением информации на сайте http://www.gimnazia86.ru, сайт поддержки очно-дистанционного обучения образовательной программы НТФ ИРО - https://sites.google.com/site/ntfirofgosooo.
Сеть социального партнерства: ГБОУ ДПО СО «ИРО», АПК и ПРО Минобрнауки РФ (г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, ФГБОУ ВПО НТГСПА, ФГБОУ ВПО УрГПУ, УрФУ, МБОУ СОШ № № 32, 41,7, 36, 35, 55, 4, 61, 13, 9, 95; МБОУ СОШ № № 35, 20, 36, 4, 55, 77, 13, 70, 87, 9, 61, 95; МБОУ НОШ № 43, МБОУ Лицей № 39, ОУ Горнозаводского и Северного округов (с. Петрокаменское, с. Южаково, п. Чер-ноисточинск, с. Лая, с. Николо-Павловское, п. Новоасбест, п. Висим, с. Покровское, п. Синегорский, с. Краснополье, п. Горноуральский, Невьянский ГО, с. Аятское, п. Ребристый и др.
Осуществление рефлексии деятельности участников образовательного процесса по итогам реализации программы обеспечивается в ходе:
• круглых столов с участием общественности по итогам каждого этапа реализации программы;
• научно-практической конференции по теме инновационной деятельности, издание сборника выступлений по итогам конференции;
• общешкольных родительских конференций.
Распространение педагогического опыта по итогам
работы по теме инновационной деятельности:
• издание методических разработок педагогических и руководящих работников гимназии по теме инновационной деятельности;
• регистрируемый доступ к банку передового педагогического опыта гимназии на сайте гимназии http://www.gimnazia86.ru;
• представление опыта работы по теме инновационной деятельности на уровне города и региона;
• создание консультационного пункта для учащихся (и их родителей) и педагогов других ОУ по вопросам психолого-педагогического сопровождения учащихся в освоении дистанционных форм;
• презентационные формы структурных подразделений гимназии для образовательного сообщества района, города, региона.
Организация дополнительных платных услуг медиаобразования обеспечивается через
• предоставление информационных ресурсов, разработанных учащимися и педагогами гимназии;
• организацию экспресс-тестирования учащихся других ОУ;
• тьюторские сессии для учащихся и педагогов других ОУ;
• виртуальную школу для учащихся других ОУ;
- подготовку к ЕГЭ;
- элективные курсы;
- углубление по предметам гуманитарного цикла;
• руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся других ОУ;
• консультации по учебным предметам для учащихся других ОУ. Гимназией проведен форум по итогам реализации данного проекта с участием всех субъектов образовательного сообщества гимназии.
Литература
1. Васильев И. А. Качественное образование - детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. 2013. № 9. С.103-121.
2. Давыдова Н.Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.
3. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С. 3-7.
4. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
5. Давыдова Н. Н. Сетевая организация научно-методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.13-17.
6. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
7. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление. № 5 (75). 2011. С.39-45.
8. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.
9. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.
10. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
11. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012 № 4. С.3-14.
12. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
43
Социокультурная среда образовательной организации
13. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под ред. Д. Бадарча. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
14. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е. В., Карасик А. А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. 2013. № 3. С.111-119.
15. Лях Ю. А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников // Образование и наука. 2013 № 10; С.37-45.
16. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.
17. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-ком-
муникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5. С.95-109.
18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.
19. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.
20. Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С.167-175.
21. Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С.91-106.
Попова Галина Алексеевна
директор
Дмитриева Марина Владимировна
заместитель директора Лицей № 9 г. Асбест E-mail: [email protected]
J ^
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ц________________________________________________Г
Аннотация. В статье представлены подходы к стандартизации процесса управления качеством образования на основе мониторинга качества образовательных достижений обучающихся, включающей в себя разработку и реализацию политики и целей образовательной организации в области качества образования и создания необходимых организационно-педагогические условий управления им.
Ключевые слова: управление качеством образования, сетевое взаимодействие, стандартизация образования.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет необходимость реализации инновационных процессов в системе образования, которые не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов (прежде всего в обеспечении качества образовательной деятельности, определяемого образовательными достижениями учащихся) без распространения практики нововведений на уровень управления качеством образования в образовательном учреждении [3,5,16,17,21]. Одновременно в новой модели устойчивого развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. «Качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества» (А. И. Субетто). Проблема качества начинает пониматься и решаться на путях идеологии «всеобщего управления качеством», охватывающей все виды деятельности в образовательной системе, начиная от качества воспитания, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и кончая качеством самого управления [1,2,14,15,18]. Таким образом,
актуальными становятся не только проблемы собственно качества образования, но и управления качеством образования в различных системах [4,10,11,13].
В современных исследованиях (В. П. Беспалько, В. А. Кальней, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский,
О. С. Лазарев, О. В. Лебедев, А. М. Моисеев, В. П. Панаскж, М. Н. Певзнер, М. М. Поташник, Н. Л. Селезнева,
А. И. Субетто и др.) качество образования рассматривается в нескольких плоскостях: качество как дидактическая проблема; качество как проблема развития и воспитания школьников; качество как социальная проблема; качество как управленческая проблема. Наибольшую актуальность эти исследования приобретают на фоне вариативности образования и введения ФГОС нового поколения [19,20]. Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы. Среди инновационных школ заметную роль играют лицеи, призванные формировать социально зрелую личность выпускника и создавать ему условия для непрерывного образования с учетом профильной дифференциации и профессиональных интересов. Выпускник лицея должен быть готов к осознанному выбору социальной позиции, про-
44
Эксперимент и инновации в школе 2014/6