Научная статья на тему 'Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию'

Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письмак Георгий Александрович, Кухаренко Сергей Николаевич

Представлены подходы к формированию педагогических основ непрерывного профильного обучения на основе полихудожественного подхода в системе гимназического образования учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Письмак Георгий Александрович, Кухаренко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию»

ФГОС школьного образования

J

Л

Письмак Георгий Александрович

директор

Кухаренко Сергей Николаевич

заместитель директора МАОУ гимназия № 8 г. Екатеринбург E-mail: [email protected]

ПРОБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Аннотация. Представлены подходы к формированию педагогических основ непрерывного профильного обучения на основе полихудожественного подхода в системе гимназического образования учащихся.

Ключевые слова: полихудожественный подход, непрерывное профильное обучение, сетевое взаимодействие.

Преобразование современного общества невозможно без его духовного обновления, в котором возрастает значимость фактора гуманистической направленности к формированию личности [1,2,11]. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса и единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности [4,14,19]. Следовательно, гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель -ученик», установления связей сотрудничества. Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения занятий, построение наиболее эффективных структур уроков в современной теории и методике приводят к системе выбора таких видов деятельности, которые учат школьников реализовывать собственный творческий потенциал по отношению к учебному курсу [3,18,22]. Одним из эффективных направлений современной педагогики, позволяющим решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса [12,17,20]. Учеными доказано, что полихудожественный подход к обучению представляет собой сложный в своей структуре педагогический процесс, «в центре которого находится не предмет изучения... а сам ребенок, так как его природа полихудожественна» (Е. П. Кабкова). Полихудожественный подход имеет глубокие философские, дидактические корни и развитые исторические традиции. Так, выделенные учеными во главе с Б. П. Юсовым основные принципы полихудожественного подхода в педагогике во многом близки теоретическим положениям русских философов конца XIX - начала ХХ века: гуманитарный синтез, духовное возвышение. Причем этот принцип неразрывно связан с определяющей ролью воображения, которое Б. П. Юсов признает исходной посылкой полихудожественного подхода и «главным процессом в художественной деятельности»: «живое искусство». Опора на этот принцип обеспечивает погружение ребенка в пространство художественного творчества, участие самих детей в творческом процессе. Все это способствует превращению школы в пространство, в котором происходит «... раскрытие всех способностей человека, необходимых для творческой деятельности, воплощающей ценности добра, красоты, истины, богатства жизни»

[13]. Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся «достоинствами», замешенными на меркантильных взаимоотношениях.

Противоречия. Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны - разрушительный воспитательный негатив, с другой - стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса. Современная система образования, построенная на технократическом подходе к обучению и воспитанию, явно тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом воспитании, не обеспечивая образовательный процесс гуманитарной направленностью, свободой выбора, целостностью познания мира [10,15,21].

В этой связи, в МБОУ гимназии № 8 «Лицей им. С. Дягилева» г. Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва)

[5,6,7,8,9] ведется системная деятельность по поиску наиболее эффективных условий реализации полихудожественного подхода в организации учебного процесса в гимназии.

Идея изменения: разработан вариант учебного плана гимназии как гуманитарного образовательного учреждения и направления педагогического мониторинга на рефлексивной основе, которые могут быть использованы в практике работы других гимназий; созданы:

1. комплекс образовательных технологий по реализации полихудожественного подхода в гимназии;

2. интегрированные программы для отделений хореографии, изобразительного искусства, спортивно-эстетического;

3. методические рекомендации для учителей блока искусств по предметам «Ритмика», «Современный танец», «Живопись», «Композиция», «Компьютерная графика».

Тема исследования: Пробуждение и развитие образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию.

28

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

Объект исследования: организация образования учащихся в гимназии на основе полихудожественного подхода, как развивающий, личностно-ориентированный, многокомпонентный процесс.

Предмет исследования: педагогические основы непрерывного профильного обучения на основе полихудожественного подхода в системе гимназического образования учащихся.

Цель: разработка педагогических основ непрерывного профильного обучения, содействие возрождению духовной культуры в процессе формирования творчески развитой личности; создание необходимых условий развития образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию, формирование у учащихся потребности творческого отношения к обучению, закрепление у них способности к самообразованию и самовоспитанию.

Гипотеза исследования. Образовательный процесс, организованный на основе полихудожественного подхода, будет эффективным, если в гимназии будут созданы следующие педагогические условия:

• эстетическая среда, направленная на создание разнообразных форм подачи информации, интеграцию общеобразовательного блока, блока искусства и блока дополнительного образования, концертную и выставочную деятельность;

• соблюдение на всех уровнях образовательной системы гимназии ведущих принципов полихудожественного подхода («гуманитарный синтез», «духовное возвышение», «живое искусство», «участие самих детей в творческом процессе») [16];

• реализация учебных программ, созданных на основе взаимодействия различных видов искусств для разных возрастных уровней (физическое, эстетическое и интеллектуальное освоение мира);

• создание специализированных классов-студий;

• информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителей гимназии, включая консультативную помощь в самореализации через создание авторских программ и методических разработок.

Задачи:

1. изучение и прогнозирование тенденций и характера развития гимназии с учетом динамики развития социально-экономической ситуации;

2. разработка и апробирование новой модели содержания и организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит гуманизация и гуманитаризация образования;

3. разработка и внедрение программ развития образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию;

4. формирование готовности ученика к успешной карьере взрослого человека.

Концептуальные основания деятельности: концептуальной основой инновационных разработок стал проект новой гуманитарной школы, предложенный Г А. Письмаком в 1991 году. Новизна предложенной программы была в ориентации на всестороннее развитие личности. Подразумевалось, что высокообразованный художник должен любить и знать не только изобразительное искусство, но и поэзию, музыку, театр. Таким образом, объектом изучения становится не ремесленная сторона искусства, а все богатство и многогранность его связей с жизнью человека, что расширяет диапазон ощущения окружающего мира.

Методы исследования: анализ теоретических источников и проблем в области педагогики, психологии, философии образования, системное изучение образовательного и воспитательного аспектов полихудожественного подхода в условиях гимназии; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитиче-

ская диагностика); независимая экспертиза; моделирование; изучение и систематизация педагогической и управленческой документации; обобщение передового опыта деятельности гимназии.

Основное содержание деятельности по проекту:

связано с созданием организационных и содержательных условий для свободной реализации разнотипных педагогических инициатив, а значит, для свободной самореализации каждого педагога. Были созданы условия для того, чтобы каждый педагог мог заявить и реализовать собственную педагогическую философию, собственное понимание сущности и ценностей образовательного процесса в любых формах деятельности (урочно-предметные проекты, средовые проекты, социумные проекты). Создаются условия, когда коллективу не навязывается некая общая ценностная парадигма, но дается возможность для самостоятельной, авторской деятельности каждого педагога в границах выбранных им (но притом гуманистически ориентированных) парадигм, идей и педагогических принципов. Иными словами, на протяжении последних 5 лет гимназия развивается в режиме максимальной педагогической открытости, предоставляя педагогам возможность свободной профессиональной самореализации, без жесткого идеологического контекста. При этом происходит выраженный процесс индивидуализации педагогической деятельности каждого педагога: разрабатываются собственные педагогические маршруты, осваиваются различные педагогические технологии в соответствии с личными предпочтениями и пристрастиями.

Направления инновационной деятельности включают локальные и долгосрочные, детские, взрослые и коллективные проекты. Каждый из них развивает общую тематику деятельности гимназии, воплощая на практике теоретические модели. В то же время проектный режим работы имеет несомненное образовательное значение для педагогов, учащихся и родителей. Для первых это перманентное повышение квалификации, для вторых - реальная социальная практика, для третьих - повод изменить отношение к целям и ценностям школьного образования.

Проект «Здравствуй, музей!». Партнеры: Российский Центр музейной педагогики и детского творчества (г. Санкт-Петербург), Екатеринбургский Музей изобразительных искусств, Екатеринбургская Галерея современного искусства. Результаты реализации проекта: выставки работ учащихся изобразительного отделения «Здравствуй музей! 10 лет месте!» (ЕМИИ, 2006 г.), «Это всё мы!» (ЕМИИ, 2009 г.); выставка учащихся и педагогов изобразительного отделения «Учитель и ученики» (ЕГСИ, 2010 г); совместный выставочный проект Екатеринбургского Музея изобразительных искусств и Лицея, посвященный 225-летию Екатеринбургской Городской Думы (2012 г); издание совместных каталогов; целевые экскурсии, семинары, мастер-классы.

Проект «Эскизы». В рамках проекта проводятся зарубежные пленэрные практики учащихся и педагогов гимназии, участие в международных фестивалях и конкурсах. Партнеры: Свердловский областной Дом мира и дружбы, Библиотека Главы города Екатеринбурга, Центр культуры «Урал», Галерея Гвидо Виниери (Италия). Результаты: выставки учащихся гимназии «Парижские эскизы» (Екатеринбург, 2006 г), «Уральская фиеста» (Гроттаммаре, Италия, 2007 г), «Сны о Венеции» (Екатеринбург, 2011 г); участие в международных фестивалях «Французская весна в Екатеринбурге» (2006 г.), «Дни Генуи в Екатеринбурге» (2007 г.), «100-летие Дягилевских сезонов» (УралГАХА, 2009 г.), «Италия от 7 до15» (Библиотека Главы города, 2012 г.).

Проект «Нежный возраст». Погружение и адаптация в мире искусства учащихся первых классов художественно-

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

29

ФГОС школьного образования

эстетического цикла. Создание условий для максимального раскрытия способностей ребенка на первом этапе обучения. Привлечение в качестве социального партнерства родителей и ведущих представителей творческой интеллигенции города и области. Результаты: ежегодные мероприятия «Посвящение в лицеисты» на всех трех параллелях; концерты, выставки. Проект получил диплом II степени в номинации «Творческие проекты» на областном смотре-конкурсе выставочной деятельности «Вернисаж» (г Ирбит, 2009 г).

Проект: Творческий марафон «Дягилевские столетия». Долгосрочный проект, посвященный 100-летию активной творческой деятельности Сергея Павловича Дягилева в первой половине XX века. Результаты: творческий вечер «Приношение Дягилеву» в Екатеринбургском Доме актера (2007 г); ежегодные отчетные концерты хореографического отделения в Екатеринбургском Театре оперы и балета, посвященные тем или иным датам деятельности С. П. Дягилева; издание книги «Окна в мир искусства» (Екатеринбург, 2010 г); непрерывный цикл из 5-ти художественных выставок, посвященный 140-летию С. П. Дягилева (ЦК «Урал»,

2011-2012 гг); издание цикла книг «Дягилевка в лицах» (2012-2014 гг.).

Таким образом, создаются условия для того, чтобы каждый педагог мог осуществить эффективное педагогическое самоопределение по отношению к широкому спектру идей современной педагогики и выработать собственную педагогическую траекторию.

Планируемый результат изменений. В ходе реализации инновационной программы основными показателями положительных результатов по развитию образного мышления учащихся на основе полихудожественного подхода к художественному образованию и эстетическому воспитанию будут являться:

• готовность учащихся к дальнейшему самовоспитанию, самообразованию, профессиональному самоопределению;

• сформированность умения самостоятельно осуществлять учебную, исследовательскую, творческую деятельность;

• сформированность системного и целостного восприятия искусства в контексте исторических событий;

• умение выявлять всеобщие закономерности в искусстве, в художественном творчестве;

• умение анализировать различные произведения искусства, оценивать их художественные достоинства;

• удовлетворенность учащихся учебно-воспитательным процессом;

• развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

• компетентность в выбранном профиле обучения;

• освоение эстетического способа познания мира;

• высокая духовно-нравственная и художественная культура учащихся;

• высокий уровень интеллектуального развития, развитие способностей к обобщению и анализу;

• гибкость мышления, умение переносить знания с одного предмета на другой;

• развитое образное, ассоциативное мышление;

• высокая успеваемость учащихся по предметам данного профиля;

• сформированность системы личных культурных, нравственных, духовных ценностей;

• умение вести дискуссию, аргументировать свое мнение;

• определение собственной позиции к будущему самоопределению;

• создание архива личных достижений - «портфолио».

Научная новизна исследования: обосновывается сущность развития содержания гимназического образования в условиях реализации полихудожественного подхода.

Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.

Таблица 1

Публикационная активность педагогического коллектива

Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2009 Научно-методический сборник «Развитие детской одарённости гимназическом образовании». РНПК, посвященной 100-летию Дягилевских сезонов и 50-летию МОУ гимназии № 8 «Лицей им. С. П. Дягилева» (Екатеринбург, МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2009)

2010 Книга «Окна в мир искусств», Екатеринбург, 2010. 180 с.

2011 Сборник материалов «Инновационные процессы в образовании»

2012 Сборник материалов «Инновационные процессы в образовании»

2013 Сборник материалов «Инновационные процессы в образовании»

Таблица 2

Участие гимназии в грантах и конкурсах

Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2010 Национальная премия в области образования «Элита российского образования» (2 диплома I степени).

2013 Победитель конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Программа развития «Художественно-эстетическое образование и воспитание учащихся с использованием новых информационных технологий» (победа, получен грант). Открытая олимпиада юных интеллектуалов «Наше наследие». I место. Президентский грант.

В модель диссеминации результатов инновационной деятельности гимназии включено 129 педагогических работников.

Таблица 3

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009 Региональная научно-практическая конференция «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании».

2010 Семинар «Практические занятия на уроках живописи по теме «Натюрморт». Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения».

2011 Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения».

30

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2012 Семинар «Проблема качества образования в школе: как ее решать». Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения».

2013 - Областной семинар по хореографии «День открытых дверей хореографического отделения». - Творческий отчет педагога хореографического отделения Окатовой М. П.

Инновационный опыт гимназии доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://www.dla.sv66.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сеть социального партнерства.

Международные партнеры: Всемирная федерация

ассоциаций и клубов ЮНЕСКО (Франция), Британский Совет, Французский Альянс, Генеральное консульство Чешской республики в Екатеринбурге, художественная галерея Гвидо Виниери (Италия), «Дискавери-музей» США, галереи «Шебуа» и «Кассандра» в Норвегии.

Партнеры в России: Государственный Русский музей, Российский центр музейной педагогики и детского творчества (г С-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Академия балета им. Вагановой (г. Санкт-Петербург), Пермский государственный хореографический колледж, Детская школа искусств № 1 им. С. П. Дягилева (г Нефтеюганск), Детская школа искусств № 1 (г. Сочи), Журнал «Лицейское и гимназическое образование» (г. Москва); АПК и ППРО, ИУО РАО (г. Москва).

Партнеры в г. Екатеринбурге: УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, УралГАХА, Екатеринбургский Театр оперы и балета, Музей изобразительных искусств, Библиотека Главы Города, Свердловский областной Дом мира и дружбы, Екатеринбургский Дом актера, Благотворительный фонд «Дети России», Спортивный клуб каратэ - кеокусинкай «Идущие к солнцу», Екатеринбургский Дом художника, Екатеринбургская галерея современного искусства, Художественная галерея «ПоЛе», образовательные организации - члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.

Литература

1. Борисенков В. П. Что такое образование сегодня? // Образование и наука. 2011. № 7. С.3-15.

2. Васильев И. А. Качественное образование - детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. 2013. № 9. С.103-121.

3. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.48-54.

4. Глазырина Е. Ю. Интерактивные технологии в современном музыкально-художественном образовании // Образование и наука. 2013. № 9. С.121—137.

5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

6. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.

7. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

8. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.

9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

10. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностноразвивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.

11. Кошаев В. Б. Общественное значение художественно-графического образования и его перспектива // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С.57-69.

12. Ломов С. П. Методология художественной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С.49-53.

13. Лосский Н. Ценность и бытие. М.: Аст, 2000. 493 с.

14. Мубинова З. Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» в российской педагогике: основные теоретические подходы // Образование и наука. 2011. № 1. С.13-23.

15. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.

16. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад-школа-вуз в области художественного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.70-75.

17. Письмак Г. А., Кухаренко С. Н., Поль В. Н., Кадочников А. Л. Организация образовательного пространства гимназии на основе полихудожественного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С.10-17.

18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.

19. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.

20. Сырцева Т. Э. Опыт реализации музыкально-эстетического образования учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С.69-72.

21. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.

22. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетентностного подхода в школьном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.38-49.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.