УДК 159.99+316.6
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0086
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
© 2019
Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук,
доцент, проректор Харавинина Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой профессионального образования Институт развития образования Ярославской области (150014, Россия, Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, e-mail: [email protected]) Аннотация. Актуальность настоящей публикации обусловлена изменениями в системе Российского образования, в частности перспективой реализации Национального проекта «Образование», ориентированного на поиск новых форматов решения ключевых задач системы образования. В публикации рассматривается конкурсное движение, как активная форма непрерывного профессионального образования педагогов, как важный компонент при реализации задач регионального проекта «Учитель будущего». В статье анализируется практика организации конкурсов профессионального мастерства для педагогов Ярославского региона ГАУ ДПО ЯО Институтом развития образования (ИРО ЯО). Рассмотрены функции конкурсов профессионального мастерства, дана характеристика компетенций педагогических работников, на развитие которых направлены организуемые конкурсы. Сделан анализ психолого-педагогических и организационно-методических условий в организации конкурсов профессионального мастерства. Проанализировано отношение представителей педагогического сообщества к конкурсам и конкурсному движению. Показано, что конкурс профессионального мастерства влияет на изменения в профессиональном мышлении педагогов, развивается надситуативный подход в восприятии ситуации саморазвития через конкурсное движение. Выделены некоторые проблемные зоны при реализации конкурсов, определены направления модернизации в организации конкурсов профмастерства. Представлены перспективы взаимодействия со специалистами, их сопровождение как в условиях подготовки и участия в конкурсе, так и в постконкурсный период.
Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, конкурсное движение, профессиональные компетенции педагога, неформальное образование, сопровождение участников конкурса профессионального мастерства, профессиональное мышление, профессиональное мышление педагога.
PROFESSIONALIZATION OF THE TEACHER'S THINKING AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS
© 2019
Serafimovich Irina Vladimirovna, сandidate of psychological sciences, аssociate professor, vice-principal Kharavinina Lubov Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, head of Department of professional education Education Development Institute of Yaroslavl Region (150014, Russia, Yaroslavl, Bogdanovicha street, 16, e-mail: [email protected]) Abstract. The relevance of this publication is due to changes in the Russian educational system, in particular the prospect of implementing the National project "Education", aimed at identifying new formats to solve key problems of the education system. The publication considers the competitive movements as an active form of continuous professional education of teachers, as an important component in implementing the tasks of the regional project "Teacher of the Future". The article analyzes the practice of organizing professional skills competitions for teachers of the Yaroslavl region by GAU DPO YaО Education Development Institute (IRO YaО). The article considers the functions of professional skills contests, characterizes the competences of pedagogical staff on which the contests are focused. The analysis of psychological, pedagogical, organizational and methodical conditions in the organization of professional skill competitions is made. The attitude of the representatives of the education community to the competitions and the competitive movement is analyzed. It is shown that the professional skills competition affects the changes in the professional thinking of teachers, develops over-situational approach to the perception of self-development through competition movement. The article identifies some problem areas in the implementation of competitions, defines trends for modernizing organization of professional skills competitions. The prospects of cooperation with specialists, their support both in terms of preparation and participation in the competition and in the post-competition period are presented.
Keywords: professional skills competition, competitive movement, professional competence of the teacher, informal education, support of participants of professional skill competition, professional thinking of the teacher.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Современная тенденция динамично развивающегося мира обуславливает поиск формата интеграции формального и неформального образования педагогических работников.
Создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов, актуальных современному запросу общества, является первозначимой задачей педагогического сообщества уже с 19 века.
В современной ситуации развития системы дополнительного профессионального образования определились тенденции на опережающее развитие компетенций педагогических работников, структура и наполнение которых в научных исследованиях достаточно многообразны
Так в кластерной модели профессиональных ком-
петенций педагога выделяют кластер ключевых компетенций (общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные), кластер общих профессиональных или метапредметных компетенций (мотивирующая, информационная, организационная, коммуникативная, методическая, исследовательская, самосовершенствования и др.) и кластер специальных (предметных) профессиональных компетенций [1].
Конечно, вышеуказанные виды компетенций могут быть сформированы и развиваться через систему курсов повышения квалификации, самообразование и иные формы.
При этом, нами сознательно делается акцент на конкурсах профессионального мастерства, поскольку их можно считать приоритетным направлением в профессионализации педагогов в современных социально-эко-
Серафимович Ирина Владимировна, Харавинина Любовь Николаевна ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА И РАЗВИТИЕ ...
номических условиях. Подтверждением этому может служить указ Президента России от 2018 года, в котором для достижения к 2024 году важных целей в сфере образования - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, одним из важных компонентов названо формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста [2].
В Ярославской области организационно-методическое сопровождение непрерывного развития профессиональных компетенций педагогов, в том числе и через организацию конкурсного движения осуществляется в том числе и ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (ИРО ЯО, ректор А.В.Золотарева) при поддержке Департамента образования области (директор И.В. Лобода, заместитель директора департамента ЯО А.Н. Гудков).
Условия профессионального роста обеспечиваются разным категориям педагогических работников всей системы образования, функционально подчиненной департаменту образования Ярославской области.
На 2018год - это 8419 педагогов системы дошкольного общего образования, 184 педагога детских домов, 10592 учителей общего образования, 804 педагога дополнительного образования и 1271 работает в системе среднего профессионального образования. ИРО ЯО организует сопровождение конкурсантов для участия в конкурсах как регионального, так и всероссийского уровня [3].
При организации конкурсов профессионального мастерства (КПМ) и конкурсного движения в целом, имеются проблемные зоны, такие как эклектичность критериев оценки профессиональных компетенций в рамках конкурсных испытаний. Имеются трудности с формированием команды, сопровождающей подготовку к конкурсу и само участие в нем; слабо представлена стратегическая идея постконкурсной деятельности победителей и участников, в том числе в плане карьерного роста. Не всегда понятно, как именно меняется профессиональное педагогическое мышление в процессе прохождения конкурсных испытаний и в постконкурсный период. В связи с вышесказанным требуют некоторой трансформации и переосмысления различные составляющие организационно-методического сопровождения КПМ.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, существует социальный запрос на то, что конкурсное движение является на сегодняшний день приоритетным направлением государственной политики в области образования и сам конкурс создает условия для развития профессиональных компетенций педагогических работников, а с другой стороны, отсутствует в достаточной степени проработанная методология конкурсов профессионального мастерства педагога, не представлены в научной литературе исследования влияния конкурсного движения на профессиональный и карьерный рост участников.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Разработка целостных концепций профессионального развития в зарубежной психологии, в основном, осуществляется в рамках направления, которое можно назвать «психология карьеры» (psychology of career) или «карьерное развитие» (career development). Это направление берет свое начало с классических трудов Ф. Паркинсона (Parkinson) и опирается на исследования Ш. Бюллер (Buhler), Э. Эриксона (Erickson), Д. Сюпьер (Super). Особое значение для нашей темы представляют исследования условий развития творческих способностей (Torrance E.P., Hall L.K) [4], которые развиваются, в том числе в процессе демонстрации успехов в профес-
сиональной деятельности Sternberg R.J [5].
Вначале 70-х гг. XX века американскими исследователями (N. Chomsky) было выдвинуто предложение тестировать компетенцию/компетентность, которое и положило начало исследованию компетенции с педагогической точки зрения. Ориентация на «подручные» практические задачи (on-the-job-training) повышает качество подготовки кадров, приближая теоретическое образование к практике [6].
Е.В. Кузьмина, подвергнув тщательному анализу деятельность педагога, выделила в структуре педагогических способностей, обеспечивающих функциональность профессиональной деятельности, четыре взаимосвязанных компонента: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный [7].
Тема нашего исследования базируется на концептуальных идеях отечественных и зарубежных психологов в области профессионального развития педагога (В.А. Сластенин, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, М.М. Кашапов).
Опираясь на идеи Б.Г. Ананьева, концепцию системо-генеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова, Ю.П. Поварёнков предлагает рассматривать профессиональное развитие как вид «культурного» развития, качественные и количественные характеристики которого задаются требованиями профессиональной деятельности [8].
Эти требования определяются предметом, содержанием, результатами и условиями данной деятельности, системой ценностей профессионального сообщества. Уточним, что эти требования могут быть прямо или косвенно сформулированы специалистами, сопровождающими процесс профессионального развития субъекта труда, они могут осознаваться и не осознаваться человеком, отвергаться или приниматься им в той или иной степени.
Представляя профессионализм педагога как явление гуманистической педагогической культуры, В.А. Сластенин предлагает личностно-профессиональ-ное развитие педагога рассматривать как процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализм, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях [9].
Мы также поддерживаем и развиваем идею построения системы профессиональных компетенций педагога с опорой на компетентностный подход (Л.Н. Харавинина) [10,11,12].
Мы рассматриваем профессиональную педагогическую компетентность как интегральное свойство личности педагога, гармонично сочетающее в себе совокупность профессиональных знаний и умений гностического, проектировочного, коммуникативного, организаторского, методического, рефлексивного и личностного компонентов, необходимых для успешного решения педагогических задач, составляющих сущность профессиональной деятельности.
Нельзя не отметить, что формирование системы профессиональных компетенций находится в неразрывном единстве с формированием и развитием профессионального педагогического мышления (М.М. Кашапов, Е.В. Коточигова, Т.Г. Киселева, С.А. Томчук) [13], причем авторы в данном случае сам процесс профессионализации рассматривают как процесс движения по уровням профессионального мышления от ситуативного к надситуативному [14].
Непосредственно исследования, касающиеся конкурсов профессионального мастерства обозначены в нижеследующих работах. Так, в публикациях Л.А. Козинец [15], представлены интересные данные об образе победителя конкурса (на основании анализа ответов более 200 респондентов). Выделены особенности восприятия конкурса педагогами со стажем до и после 10 лет (эмоционально-позитивные и карьерно-перспективные).
Автором показано, что в ответах респондентов прямо или косвенно содержится утверждение о влиянии конкурса на рост профессионального мастерства, повышение профессиональной компетентности.
Е.М. Пахомова [16] приходит к выводам, что особенностью постконкурсного поведения большинства участников всероссийского уровня является повышение мотивации на трансляцию собственного опыта, готовность к творческой деятельности, позиционированию педагогической деятельности как таковой, проявление лидерских позиций и стремление руководить и участвовать в работе неформальных объединений.
Ведущие методисты по конкурсному движению в Ярославской области Н.И. Дроздецкая, С.И. Курицина, Н.А. Сафарова описывают опыт сопровождения методических служб и участников конкурсов педагогического мастерства, проблемные и перспективные зоны в развитии доконкурсного и постконкурсного сопровождения [17-22].
В наших предыдущих публикациях мы показали, что при прохождении конкурсных испытаний, связанных с демонстрацией профессиональных компетенций в условиях дефицита времени (кейс, мастер-класс) из качеств профессионального мышления наименее выражены глубина и достаточность анализа ситуации, оригинальность. Кроме того было показано, что развивающееся конкурсное движение, можно отнести к виду социальных движений, в процессе которого формируются определенное поведение, мировоззрение, установки и ценности, направленные на непрерывное образование и самообразование, что требует дополнительного изучения [23].
Необходимо отметить, что сложность и масштабность задач, стоящих перед системой образования сегодня, все возрастающие требования к личности педагога в современной социокультурной ситуации требуют дальнейшего, более глубокого исследования проблемы личностно-профессионального развития педагога, осуществляемого на протяжении нескольких этапов профессионализации, в том числе в период, когда специалист осознает свою готовность к самопрезентации своих компетенций в условиях конкурсных состязаний. При этом, исследований, посвященных анализу влияния именно конкурсов профессионального мастерства на дальнейшее профессиональное и карьерное развитие недостаточно.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Цель - осуществить анализ психолого-педагогических и организационно-методических условий в организации конкурсов профессионального мастерства как формы развития профессиональных компетенций педагога в условиях неформального образования.
Задачи:
- сделать анализ опыта организации конкурсов профессионального мастерства для педагогов Ярославского региона,
- рассмотреть организационно-методические аспекты при организации конкурсов профмастерства, которые создают предпосылки для развития профессиональных компетенций педагогических работников,
- изучить условия, при которых участие в конкурсах профессионального мастерства может выступать основой для непрерывного неформального образования и профессионального роста.
Выборка: более 200 человек (педагогические работники системы профессионального образования Ярославской области: члены конкурсных комиссий, педагоги, участники конкурсов, представители профессиональных педагогических сообществ).
Методы: интервью, опрос, анкетирование, контент-анализ, методы описательной статистки.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Небольшой исторический экскурс позволяет нам го-
ворить о том, что конкурсы профессионального мастерства впервые появились в России в 20-е годы 19 века, чему предшествовала назревшая потребность в выявлении лучших практик и распространении опыта. Новый уровень, широту и глубину конкурсное движение в сфере образования приобрело уже в 80-е годы 20 столетия. В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты» проходит конкурс «Учитель года СССР». В настоящее время конкурсы профессионального мастерства (КПМ) охватывают широкий спектр направлений состязания молодых и опытных педагогов.
Мы считаем, что конкурсное движение можно рассматривать как своеобразный индикатор качества профессиональной подготовки, эффективную форму совершенствования профессионального развития, средство создания мотивационного поля, стимулирующего саморазвитие педагогов. Но для того, чтобы конкурс мог выполнять вышеуказанные функции и задачи требуется как минимум рефлексивный анализ реперных точек КПМ, изучение мнения о конкурсе, как со стороны участников, так и со стороны профессионального сообщества. Конечно, это далеко не полный перечень необходимых видов деятельности, но в данной публикации мы хотим остановиться именно на нем.
На первом этапе для получения более целостного понимания отношения представителей педагогического сообщества к конкурсам и конкурсному движению на примере СПО был проведен опрос, в котором приняли участие 132 педагога из 21 профессиональной образовательной организации Ярославской области. Разработанная нами анкета состояла из 2х блоков (описания профиля и тематических вопросов), включала вопросы на определение эмоционального отношения к конкурсам, уточнение степени включенности в конкурсную деятельность и мотивацию участия, выявление степени интереса к направленности конкурсных заданий, наличие системы сопровождения и поддержки в образовательной организации участников конкурсного движения, формы необходимой помощи конкурсантам.
Анализ анкет показал, что 2,8% от всего числа опрошенных ответили, что не планируют участвовать в конкурсах никогда, причем именно они считают конкурсы бесполезной тратой времени, в то время как 84,2% - считают необходимым в них участвовать как педагогам, так и обучающимся. По данным опроса 74,8 % принимали участие в конкурсах по профессиональной деятельности в той или иной роли, из них 52,3% на уровне области, 13,8 % - на федеральном уровне, и 2,8% на международном уровне. Интересно, что в качестве главной сути конкурса респонденты разделились на 2 группы, одни считают - это соревнование (42,9%), другие - это поиск лучшей идеи/специалиста (41,2%).
Мотивы участия в конкурсах представим на рисунке
1.
Рисунок 1- Мотивация участия в конкурсах ПМ
Отметим, что в организациях, как правило, есть педагогическое сопровождение участников - это методисты (39,3%), наставники (30,9%) или временная команда единомышленников (28%).
На вопрос, «в каких конкурсных направлениях Вам было бы интересно принять участие?» большинство от-
Серафимович Ирина Владимировна, Харавинина Любовь Николаевна ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА И РАЗВИТИЕ ...
ветило «подготовка обучающихся к участию в конкурсе» (42%), на второе место вышел «открытый, живой урок или мастер-класс» (34,6 %), на третье место - творческое направление (30, 9%), проектирование рабочих материалов встало на четвертое место (20,6%).
На втором этапе нами была предпринята попытка модернизации организационно-методического сопровождения на примере конкурса для молодых специалистов.
Так, в октябре 2019 года впервые был проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют - 2019» (44 участника) и он имел некоторые отличия.
Сам конкурс активно использовался как Масс-медиа повод для позиционирования и имиджа педагогической профессии, было осуществлено включение конкурсных испытаний в логику конкурсного движения, т.е. была реализовано интеграция испытаний с обучением, обменом опытом, неформальным общением членов конкурсной комиссии и самих конкурсантов. Кроме того, в рамках этого конкурса был также проведен опрос (для участников конкурса), направленный на выявления проблемных ситуаций и непосредственно отношения к конкурсу профмастерства. Было выявлено три группы проблемных ситуаций.
Первая группа проблемных ситуаций (около 40%) связана с низким уровнем стрессоустойчивости самих конкурсантов, который они хорошо осознают, трудностью совладания с эмоциями во время конкурсных испытаний, потребностью в приобретении соответствующей компетенции.
Вторая группа проблемных ситуаций связана с потребностью в само- и социорефлексии, в мотивации на понимание сути критериев оценки конкурсных испытаний, необходимости более тесного общения с челнами конкурсной комиссии по анализу собственных ресурсов и проблемных зон, обнаруженных во время этапов конкурса (около 25%).
И третья группа проблемных ситуаций связана с нечетким пониманием перспектив дальнейшего развития себя в профессии и в конкурсном движении, в частности. При этом, 44% респондентов заявили, что однозначно планируют и дальше принимать участие в конкурсном движении, и 53% анкетируемых, ответили, что скорее планируют продолжать дальнейшую конкурсную деятельность, чем откажутся от этого.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Выполненный нами анализ конкурсов профессионального мастерства как формы развития профессиональных компетенций педагога в условиях неформального образования позволил сделать некоторые выводы, а именно:
Во-первых, в Ярославском регионе охватываются конкурсным движением все категории педагогических работников с ориентацией на развитие специальных профессиональных умений, творческих способностей, профессионального мышления, актуальных профессиональных компетенций.
Во-вторых, социально-психологический опрос как самих конкурсантов, так и представителей педагогического сообщества, показал, что участие в конкурсах профессионального мастерства может выступать основой для непрерывного неформального образования и профессионального роста.
В-третьих, анализ проблемных зон при реализации конкурсов показывает, что необходимо для достижения более высоких результатов участников региональных конкурсов активно подключать к взаимодействию методические службы, формировать и развивать команды сопровождения участников КПМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ансимова Н. П., Золотарева А. В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью [Текст]/
Н. П Ансимова, А. В. Золотарева//Ярославский педагогический вестник, 2016, №5, с.38-44.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5XbuzUs9z (дата обращения:03.02.2019).
3. Лобода И. В. Актуальные вопросы развития региональной системы образования // Августовское совещание работников системы образования Ярославской области. 28.08.2018. URL: http://www.iro. yar.ru/index.php?id=3393 (дата обращения: 03.02.2019).
4. Torrance E. P., Hall L. K. Assessing the further research of creative potential // J. of Creative Behaviour. 2000. vol. 14, № 1. P. 1-19.
5. Sternberg R. J. The Nature of Creativity// Creativity Research Journal. 2006, Vol. 18, №. 1, 87-98 URL: https://www.cc.gatech.edu/ classes/AY2013/cs7601_spring/papers/Sternberg_Nature-of-creativity.pdf (дата обращения: 14.01.2019).
6. Chomsky N. New Horizons in the Study of Language and Mind. Cambridge, 2000.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения[Текст] / Н.В.Кузьмина. — М., 1990.
8. Поваренков Ю.П. Проблемы профессионального становления личности [Текст]/ Ю.П. Поваренков, Ярославль: Канцлер, 2008. 402с.
9. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры Текст. /В.А. Сластенин //Педагогическое образование и наука. 2008, №12, С. 4-15.
10. Харавинина Л.Н., Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя// Ярославский педагогический вестник: Гуманитарные науки: [Текст]: научный журнал. — Ярославль: Изд-воЯГПУ, 2010, №1, С.104-107. URL: http://vestnik.yspu. org/releases/2010_1g/25.pdf
11. Харавинина Л. Н. Методологическая основа конкурса педагогического мастерства// Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования [Текст]: юбилейный сборник научных статей /Под науч. ред. Е. В. Карповой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010, с. 104-111.
12. Харавинина Л. Н. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников профессионального образования в конкурсном движении// Региональная система профессионального образования: приоритеты в интересах устойчивого развития региона: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции - Кострома, КИРО, 2018, с. 177-180.
13. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография /Под ред. проф. М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой — Ярославль: ИПК«Индиго», 2013, с 291-327.
14. Кашапов М.М., Серафимович И.В Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 2018. Т. 26. С. 63-76.
15. Козинец Л.А. Инновационный педагогический опыт: истори-ко-методологический аспект: монография / Л. А. Козинец. — Минск: БГПУ, 2015. 204 с. URL: http://docplayer.ru/44428022-Konkursy-profes-sionalnogo-masterstva-istoricheskiy-rakurs-dinamika-razvitiya-cennost-nye-smysly.html (дата обращения: 3.12.2018).
16. Пахомова Е.М. Конкурсы профессионального мастерства в области образования как средство повышения квалификации педагогических работников// Сайт ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ (Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий при Министерстве просвещения Р Ф) URL: http:// www.apkpro.ru/doc/12%20%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0% B8%D1%8F%201.%20%D0%9F%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%9C..pdf (дата обращения: 3.12.2018).
17. Дроздецкая Н.И. Конкурс «Учитель года России»: поиск, становление, опыт [Текст] / Н.И. Дроздецкая // От поиска к профессионализму: методический сборник. — Рыбинск: МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2007. URL: http://www. myshared.ru/slide/142795/ (дата обращения: 14.01.2019).
18. Курицина С. И. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) //Образовательная панорама. — Ярославль: ГАУДПО ЯО ИРО, 2014. №1. с. 74-80.
19. Насырова Э.Ф., Руднева Р.И. Определение сущности и структуры понятия «педагогическое мастерство учителя старшей школы» //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 128132.
20. Москвина Н.Б. Фестиваль профессионального мастерства в контексте минимизации риска личностно-профессиональных деформаций преподавателей вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3 (6). С. 210-213.
21. Ковальчук В.И. Результаты экспериментальной работы по развитию педагогического мастерства мастеров производственного обучения птуз в системе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 77-81.
22. Серафимович И.В., Сафарова Н.А. Современное направление повышения профессиональной компетентности педагогов — участие в конкурсном движении// Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VI международной научно-практической конференции 19-21 ноября 2013 года, Ярославль/ Под ред. Ю.П. Поваренкова — Ярославль: «Канцлер», 2013, С.338-340.
23. Серафимович И. В. Метакогнитивность мышления: социально-психологический аспект//Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №1. С.133-142.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (Проект № 19-013-00102а: «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта»)
Статья поступила в редакцию 27.03.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019