Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.046.4
Научно-методическое сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства
А. Г.Обоскалов, А. В. Машуков, А. В. Коптелов
Scientific and methodological support of professional skills competition contestants
A. G. Oboskalov, A. V. Mashukov, A. V. Koptelov
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме научно-методического сопровождения участников и организаторов конкурсов профессионального мастерства. На основе положений Концепции интегративной модели конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области раскрываются особенности научно-методического и организационного сопровождения педагогов в процессе подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства. В статье авторы акцентируют внимание на характеристике структуры и содержания дополнительной профессиональной программы модульного курса «Конкурсы профессионального мастерства как развивающаяся практика повышения квалификации», разработанной и реализуемой в ГБОУ ДПО ЧИППКРО с целью научно-методической помощи потенциальным участникам и организаторам конкурсов профессионального мастерства на муниципальном и институциональном уровнях. Данный модульный курс рассматривается как часть широкого спектра научно-методических мероприятий, реализуемых институтом в рамках конкурсов профессионального мастерства педагогов Челябинской области, способствующих формированию и развитию позитивного имиджа педагогического труда.
Abstract. The article highlights the issue of scientific and methodological support of professional skills competition contestants and organizers. On the basis of the provisions of conception of integrative model of professional skills competitions in the Chelyabinsk Region authors reveal the peculiarities of teachers' scientific
and methodological support during the preparation and realization of professional skills competitions. The authors emphasize the characteristics of the structure and the content of additional professional program of modular course «Professional skills competitions as developing practice of professional development», which is developed and implemented in Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators with the view of scientific and methodological support of professional skills competition contestants and organizers at the municipal and institutional levels. This modular course is considered as part of scientific and methodological activities implemented by the Institute for the Chelyabinsk region teachers' professional skills competitions. Such activities promote formation and development of positive image of pedagogical work.
Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, дополнительная профессиональная программа, модульный курс, повышение квалификации педагога, Концепция инте-гративной модели конкурсов профессионального мастерства, позитивный имидж педагогического труда, научно-методическое сопровождение.
Keywords: professional skills competitions, additional professional program, modular course, teacher 's professional development, the conception of integrative model ofprofessional skills competitions, positive image of pedagogical work, scientific and methodological support.
В период модернизации российского образования возрастает потребность в разра-
А. Т.ОБоскдлов,Я. В. Машуков, А. В. Коптелов Научно-методическое сопровождение участников конкурсов
ботке новых форм повышения квалификации педагогов, в том числе неформальных, с целью формирования творческой личности педагога. Одна из них - конкурсы профессионального мастерства, участвуя в которых, педагог не только публично представляет свой опыт работы, свои мастерство, талант, утверждает общественную значимость педагогической профессии, но и имеет возможность увидеть новые идеи для собственной экспериментальной и инновационной деятельности, что актуализирует его творческий потенциал, становится мотивом для дальнейшего профессионального развития. Конкурсы профессионального мастерства позволяют объединить передовые педагогические идеи и практики учителей разных образовательных учреждений для формирования нового современного имиджа педагога, в частности, и образования, в целом. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью распространения опыта своей работы, реализации своего профессионального «Я» в условиях творческого состязания, повысить свой профессиональный уровень. Конкурс дает возможность стать значимым учителю в профессиональном сообществе через оценку, данную его педагогической деятельности.
Сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов, способствует расширению активного профессионального общения, созданию инновационного образовательного пространства. Участники конкурса подтверждают наличие в их опыте инновационных подходов к образованию или оригинальных компонентов организации и содержания учебной деятельности обучаемых, которые представляют собой уникальные образцы педагогической деятельности. Во многом этому способствует разработанная и реализуемая в Челябинской области Концепция интегративной модели конкурсов профессионального мастерства, утвержденная 25 сентября 2012 года решением Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области [1]. Стратегической целью интегративной моде-
ли конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области является формирование позитивного имиджа педагогического труда через выявление, поддержку и поощрение талантливых педагогов и распространение их инновационного педагогического опыта.
Таким образом, можно говорить о том, что конкурсы профессионального мастерства способствуют выявлению адресов эффективного массового педагогического опыта учителей. Но что особенно значимо: конкурсы позволяют выявить инновационный опыт педагогической деятельности, который может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Чрезвычайно важно не оставить этот опыт без внимания, сделать его достоянием учительской аудитории, перевести из разряда потенциальных в актуальные ресурсы преобразования практики обучения и воспитания учащихся. Выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы педагога становится совокупность, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности [2; 3].
Анализ документов, представляемых на конкурсы, и конкурсных заданий выявил устойчивое противоречие между заданными параметрами содержания и уровня педагогического опыта конкурсантов и неготовностью публично представить его с позиции целостного системного видения. Это связано с тем, что участники конкурса при подготовке пакета документов, описывающих педагогический опыт, а затем при его представлении затрудняются в определении собственных концептуальных позиций на основе противоречий, в выделении в собственном педагогическом опыте наиболее ценных составляющих, в доказательстве актуальности и новизны применяемых методов, способов деятельности, технологий обучения и воспитания детей, в качественном логичном представлении опыта и результатов деятельности. Эти же проблемы выделяют службы, отвечающие за организацию и проведение
конкурсов, а также за подготовку конкурсантов. В связи с этим интегративная модель конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области определяет наряду с общими целями и задачами проведения конкурсов профессионального мастерства, требованиями к определению критериев оценки профессиональной компетентности педагогов, подходами к ресурсному обеспечению организации конкурсов, требованиями к экспертам и участникам конкурса также требования к научно -методическому и организационному сопровождению педагогов в процессе подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства [1].
С целью оказания научно -методической помощи потенциальным участникам конкурсов профессионального мастерства, организаторам конкурсов на муниципальном и институциональном уровнях в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования реализуется дополнительная профессиональная программа в виде модульного курса «Конкурсы профессионального мастерства как развивающаяся практика повышения квалификации». Программа разработана в соответствии с требованиями к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ, принятых в институте и утвержденных соответствующим локальным нормативным актом [4; 5].
Цель модульного курса заключается в повышении квалификации специалистов органов управления образованием, руководителей и методистов муниципальных методических служб, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций в области теории и методики организации, подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства, в повышении квалификации педагогов образовательных организаций в области теории и методики подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Мастер года».
Задачами дополнительной профессиональной программы модульного курса являются:
- формирование знаний специалистов органов управления образованием, руководи-
телей и методистов муниципальных методических служб, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций о требованиях к организации, подготовке и проведению конкурсов профессионального мастерства на различных уровнях (институциональном, муниципальном, региональном, федеральном);
- формирование представлений слушателей о критериях участия и оценки в конкурсах профессионального мастерства;
- формирование умений слушателей изучать, обобщать и распространять педагогический опыт, в том числе инновационный, в рамках конкурсов профессионального мастерства;
- формирование готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства;
- формирование экспертно-оценочной компетенции слушателей.
Реализация программы позволяет слушателям при подготовке к конкурсам профессионального мастерства научно-теоретически и практически обосновать представляемый педагогический опыт, создать пакет документов, содержащих целостную картину педагогической деятельности, подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, а службам методического сопровождения конкурсов организовывать и проводить конкурсы с учетом принятых требований, закрепленных Концепцией инте-гративной модели конкурсов профессионального мастерства.
Содержание программы модульного курса рассчитано на 48 часов. В структурном отношении образовательная программа модульного курса представляет собой совокупность взаимосвязанных четырех разделов:
- Концепции развития современного образования в России.
- Конкурсы профессионального мастерства как форма трансляции лучших образцов педагогической практики.
- Конкурс «Учитель года» как развивающаяся практика повышения квалификации.
- Психология профессионального межличностного общения. Создание персонального публичного имиджа.
А. Т.Обоскалов,Я. В. Машукрв, А. В. Коптелов Научно-методическое сопровождение участников конкурсов
Первый раздел - «Концепции развития современного образования в России» - предусматривает ознакомление с материалами Концепции социально -экономческого развития России до 2020 года, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, федеральных образовательных стандартов общего образования (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг., Профессиональным стандартом «Педагог», а также определение направлений совершенствования и развития образования в России.
Второй раздел - «Конкурсы профессионального мастерства как форма трансляции лучших образцов педагогической практики» - освещает подходы, принципы и функции к организации конкурсов профессионального мастерства на школьном, муниципальном и региональном уровнях с учетом требований и основных положений Концепции интегративной модели конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области.
Третий раздел - «Конкурсы профессионального мастерства как развивающаяся практика повышения квалификации» - характеризует современные технологии организации и проведения конкурсных заданий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и освоение новых профессиональных компетенций, соответствующих современным требованиям к должностным обязанностям работников образовательных учреждений.
Четвертый раздел - «Психология профессионального межличностного общения. Создание персонального публичного имиджа» -раскрывает вопросы профессионального межличностного общения и преодоления конфликтов на этапах подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства. Также в данном разделе рассматриваются основы создания персонального публичного имиджа участника конкурса профессионального мастерства.
Программа модульного курса включает характеристику методических особенностей по-
строения учебных занятий со слушателями. В частности, в качестве преподавателей должны выступить высококвалифицированные специалисты, которые сориентированы на то, чтобы четко следовать содержанию образовательной программы, ее целям и задачам. Для преподавателей разрабатываются методические рекомендации по подготовке и проведению теоретических и практических занятий. Они могут быть расширены и углублены преподавателями в зависимости от формы организации курсовой подготовки (очная, очно-заочная, очная с применением дистанционных образовательных технологий) и образовательной ситуации.
В рамках реализации программы модульного курса преподаватели проектируют свою совместную деятельность со слушателями таким образом, чтобы изучаемое содержание носило, прежде всего, практическую направленность посредством применения интерактивных методов и приемов обучения взрослых людей; (лекция-диалог, моделирование педагогических ситуаций, проектная деятельность, мастер-класс, кейсы образовательных ситуаций и др.).
В качестве преподавателей в рамках реализуемого курса выступают не только работники ГБОУ ДПО ЧИППКРО, но и победители областных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства, что позволяет сделать данный курс более практи-ко -орие нтированны м.
В результате реализации с 2009 года дополнительной профессиональной программы в виде модульного курса «Конкурсы профессионального мастерства как развивающаяся практика повышения квалификации» обучение прошло около трехсот пятидесяти педагогов только в конкурсных номинациях «Учитель года» и «Педагогический дебют». Треть участников модульного курса стали победителя муниципальных этапов конкурсов, что позволило им продемонстрировать свой опыт на региональном уровне.
Данный модульный курса является частью широкого спектра научно -методических мероприятий, реализуемых институтом в рамках конкурсов профессионального мастерства педагогов Челябинской области, рассматриваемых в качестве формы по-
вышения квалификации, как на этапе подготовки к конкурсам, так и во время его проведения, а также в постконкурсном пространстве [6].
Наряду с модульным курсом «Конкурсы профессионального мастерства как развивающаяся практика повышения квалификации» для организаторов и членов жюри школьного и муниципального этапов конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют» проводятся семинары по теме «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства». Широким интересом как у участников, так и у организаторов конкурсов пользуются авторские семинары победителей и призеров областного и всероссийского конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют», организованные Институтом, которые позволяют в непосредственном общении концептуализировать не только собственный опыт, но и актуализировать необходимость дальнейшего собственного педагогического опыта.
В рамках собственно проведения конкурсных испытаний участники имеют возможность познакомиться с лучшими образцами современной педагогической практики победителей конкурсов прошлых лет через организованную систему открытых учебных занятий, мастер-классов, дискуссионных клубов, а также через широкую включенность в проектную деятельность, направленную как на формирование позитивного имиджа педагогического труда, так и на проектирование собственно педагогической деятельности.
В условиях расширения государственно-общественного управления качеством образования актуальным становится широкое привлечение общественности к реализации Концепции интегративной модели конкурсов профессионального мастерства с целью формирования единого экспертного сообщества обучающихся, представителей педагогической и родительской общественности, различных общественных организаций, существующих на территории области, и позволяющего обеспечить:
- с одной стороны, формирование и развитие позитивного имиджа педагогического труда в обществе;
- с другой стороны, открытость системы образования через единство подходов к организации и проведению конкурсных процедур [7].
В данном контексте необходимо отметить еще один аспект работы института, направленный на повышение квалификации организаторов конкурсов профессионального мастерства в муниципалитетах. Речь идет о тех задачах, которые определяются муниципалитетам по научно-методическому и организационному сопровождению конкурсов на основе анализа прошедших конкурсов.
На наш взгляд, для более результативной организации повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках конкурса необходимо не только на региональном уровне, но и на уровне муниципалитета создать систему организационно-методического сопровождения участников конкура. Кроме того, перспективной является и разработка и использование в практической работе персонифицированных программ повышения квалификации в рамках подготовки будущих участников конкурса. Муниципалитетам необходимо сформировать систему, в которой участникам конкурса при подготовке будет обеспечена поддержка специалистов разной направленности, таких как психолог, методолог, дидакт, имиджмейкер, культуролог.
Тем самым, при эффективной интеграции всех перечисленных форм научно-методического сопровождения как организаторов конкурса, так и его участников мы действительно можем рассматривать конкурсы профессионального мастерства как развивающуюся практику повышения квалификации всех субъектов во влеченных в конкурсное движение, а также какм мотив для развития творческого потенциала педагога, что позволит продемонстрировать обществу позитивный имидж современного образования и педагога.
Библиографический список:
1. Концепция интегративной модели конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области // От качества условий - к качеству результатов : сборник нормативных документов / под общей редакцией А. И. Куз-
А. Т.Обоскалов, А. В. Машуков, А. В. Коптелов Научно-методическое сопровождение участников конкурсов
нецова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. -С.50-58.
2. Пахомова Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе : уч.-метод. пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. - М. : АПКиППРО, 2006. -168 с.
3. Машуков А. В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2 (7). - С. 87-91.
4. Ильясов Д. Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2. - С. 5-12.
5. Локальные нормативные акты образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы : сборник документов ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» / М. И. Со-лодкова, А. В. Коптелов и др. ; под. ред. В. Н. Кеспикова. - М. : ИД «Методист», 2014. -72 с.
6. Коптелов А. В. Слет участников конкурсов профессионального мастерства - конструктивный диалог лидеров педагогического сообщества по проблемам образования / А. В. Коптелов,
A. Г. Обоскалов, А. В. Машуков // Методист. -М., 2010. - № 8. - С. 20-23.
7. Обоскалов А. Г. Государственно -общественное управление реализацией концепции интегративной модели конкурсов профессионального мастерства педагогических работников челябинской области / А. Г. Обо-скалов, А. В. Ильина, А. В. Машуков // Государственно-общественное управление как механизм достижения современного качества образования в условиях действия нового законодательства : материалы Всероссийской научно-практической конференции. В ч. Ч. 1. / Челябинск, 27 февраля 2014 г. / под ред. А. И. Кузнецова, Е. А. Коузовой,
B. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 86-89.
References:
1. Kuznetsov A. I. The Conception of Integra-tive Model of Professional Skills Competitions in
the Chelyabinsk Region [Kontseptsiya integrativ-noy modeli konkursov professional'nogo mas-terstva v Chelyabinskoy oblasti] Ot kachestva us-loviy - k kachestvu rezul'tatov : sbornik normativ-nykh dokumentov [From the Quality of Conditions - to the Quality of Results: a Collection of Normative Documents]. Chelyabinsk, 2013, pp. 50-58.
2. Pakhomova E. M., Duganova L. P. Uchitel' v professionalem konkurse: uch.-metod. Posobie [Teacher in Professional competition: Study Guide]. M, 2006. 168 p.
3. Mashukov A. V. Professional Skills Competitions as a Factor in Development of Teachers' Pedagogical Creativity [Konkursy professional'no-go masterstva kak faktor razvitiya pedagogi-cheskogo tvorchestva uchitelya] Nauchnoe obes-pechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal]. 2011. № 2 (7), pp. 87-91.
4. Il'yasov D. F., Il'yasova O. A. Technology of Designing Educational Programs of Teachers' Professional Development [Tekhnologiya proektiro-vaniya obrazovatel'nykh programm povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov] Nauch-noe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal]. 2011. № 2, pp. 5-12.
5. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Kopte-lov A. V. Lokal'nye normativnye akty obrazova-tel'noy organizatsii, realizuyushchey dopolnitel'nye professional'nye programmy. Sbornik dokumentov GBOU DPO «Chelyabinskiy institut perepodgo-tovki i povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obra-zovaniya» [The Local Statutory Enactments Of Educational Institution Implementing Additional Professional Programs. Collection of documents of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators]. M, 2014. 72 p.
6. Koptelov A.V., Oboskalov A.G., Mashukov A.V. Meeting of Professional Skills Competition Contestants - Constructive Dialogue of the Educational Community Leaders on Educational Issues [Slet uchastnikov konkursov professional'nogo masterstva - konstruktivnyy dialog liderov peda-gogicheskogo soobshchestva po problemam obra-zovaniya] Metodist [Methodologist]. M., 2010. № 8, pp. 20-23.
—Tunomesbi, ducKyccuu, paaMbiwAenua HHflilKPO
7. Oboskalov A. G., Il'ina A. V., Mashu-kov A. V. State and Public Management of Implementing Conception of Integrative Model of the Chelyabinsk Region Teachers' Professional Skills Competitions [Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie realizatsiey kontseptsii integrativnoy modeli konkursov professional'nogo masterstva pedagogicheskikh rabotnikov chelyabinskoy oblas-ti] Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie
kak mekhanizm dostizheniya sovremennogo ka-chestva obrazovaniya v usloviyakh deystviya novo-go zakonodatel'stva : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [State and Public Management as a Mechanism of Achieving Modern Education Quality in Conditions of the New Legislation: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Chelyabinsk, 2014. V 2, pp. 86-89.