Научная статья на тему 'Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя'

Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3657
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ДИАЛОГ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД. CREATIVITY OF A TEACHER / CREATIVE POTENTIAL / THE PROFESSIONAL SKILL COMPETITIONS / THE DIALOGUE AS THE EDUCATIONAL PRINCIPLE / METASUBJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машуков Александр Васильевич

В статье анализируются формы представления педагогического опыта педагога в рамках конкурсов профессионального мастерства с точки зрения развития педагогического творчества учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Skill Competitions as a Factor of Development of Pedagogical Creativity of a Teacher

The article is devoted to the analysis of the forms of presentation pedagogical experience in the professional skill competitions as the teacher creativity development.

Текст научной работы на тему «Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя»

Исследования мюлодъхученъх

УДК 371.1 ББК 74.204.2

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ

Машуков А.В.

Аннотация. В статье анализируются формы представления педагогического опыта педагога в рамках конкурсов профессионального мастерства с точки зрения развития педагогического творчества учителя.

The article is devoted to the analysis of the forms of presentation pedagogical experience in the professional skill competitions as the teacher creativity development.

Ключевые слова: педагогическое творчество, творческий потенциал, конкурсы профессионального мастерства, диалог как принцип обучения и воспитания, метапредметный подход.

Creativity of a teacher, creative potential, the professional skill competitions, the dialogue as the educational principle, metasubject approach.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, определяет, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [5]. Для формирования обозначенных качеств личности нужен новый учитель, открытый ко всему новому, способный помочь учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Одно из приоритетных направлений формирования новой школы - совершенствование учительского корпуса, в первую очередь, через внедрение моральных и материальных стимулов поддержки учителя.

В последние годы сложилась система моральной поддержки педагога через организацию

и проведение на всех уровнях конкурсов профес -сионального мастерства «Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др. [5].

На наш взгляд, конкурсы профессионального мастерства не только позволяют выявить талантливых педагогов, создать условия для распространения и внедрения в отечественную педагогическую практику эффективного опыта, содействовать росту профессионального мастерства участников конкурса, но и дают мотивационный толчок для развития творческого потенциала учителя как на этапе подготовки и участия в нем, так и в постконкурсном пространстве.

Педагогическая деятельность подразумевает не только точное следование методикам, но и творческое отношение к жизни и профессии. Учитель-профессионал способен выйти за рамки традиционных решений тех вопросов, которые перед ним встают, и найти собственные ответы на них. Реализация идей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования и ряд других инициатив в сфере образования требуют от учителя творческого осмысления своей деятельности, переложения собственного опыта в современный контекст развития образования, апробации новых форм организации образовательного процесса. Сегодня конкурсы профессионального мастерства рассматриваются не только как эффективная форма распространения педагогического опыта через демонстрацию лучших образцов современной педагогической практики и как форма повышения квалификации, позволяющая актуализировать творческий потенциал учителя и формировать педагогическую элиту. Конкурсы

Исследования молодъхученъх ЧИППКРО

- это и индикатор качества образования, где в открытой соревновательной форме демонстрируется не только профессиональное мастерство конкретного учителя, но и уровень развития образовательной системы (на муниципальном уровне конкурса - это система образовательного учреждения, на региональном - муниципалитета). Конкурсы профессионального мастерства позволяют до бесконечности расширить пространство педагогического общения, тем самым сделать постоянным процесс обмена идеями, находками по внедрению в образовательную практику новых форм организации образовательного процесса. Именно в конкурсах апробируются изменения в содержании и организационных формах обучения и воспитания [5].

В этой связи подготовка и представление любого конкурсного задания требуют творческого подхода к собственной деятельности, направленного на развитие творческого потенциала как учащихся, так и самих педагогов.

Основой творческой деятельности служит способность выделить собственное профессиональное Я из окружающей педагогической действительности и адекватно оценивать свои действий и свои коммуникативные навыки [1].

Говоря о педагогическом творчестве, необходимо учитывать особенности самой педагогической деятельности, своеобразие индивидуально-творческих качеств педагога, проявляющихся в этой деятельности. Одним из важнейших факторов педагогического творчества учителя в современной школе является то, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность учащегося. Педагогическое творчество сложно и ответственно в силу того, что в процессе педагогической воздействия происходит «творение» и «сотворение» личности будущего гражданина нашей страны [2].

Творчество - одна из отличительных черт педагогической профессии. Педагогическому творчеству присущи следующие черты:

- регламентированность во времени: этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и оценка) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому;

- отсроченность оценки результатов творческих поисков;

- зависимость проявления творческого педагогического потенциала педагога от условий деятельности и ресурсов;

- управляемость своим эмоциональным психологическим состоянием через обучение этому себя и учащихся, организацию общения с детьми как творческий процесс, не подавляющий их инициативу и изобретательность, создание условий для полного творческого самовыражения и самореализации.

Развитие педагогического творчества определяется рядом как объективных, так и субъективных условий. К объективным условиям развития педагогического творчества является:

- влияние социокультурной реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог;

- положительный эмоционально-психологический климат в коллективе;

- необходимый уровень знаний в психо-лого-педагогической и социальной сферах;

- наличие адекватных средств и условий организации образовательного процесса;

- научная обоснованность педагогической деятельности;

- наличие общественно необходимого времени.

К субъективным условиям развития педагогического творчества можно отнести:

- знание основных закономерностей и принципов целостного образовательного процесса;

- уровень общекультурной подготовки педагога;

- стремление к творчеству;

- развитое педагогической мышление и рефлексия, имеющийся педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;

- владение педагогической технологией.

Личностные особенности и творчество учителя проявляются в многообразных формах и способах самореализации педагога.

Анализ литературы показывает, что наиболее эффективными условиями становления развивающегося, самореализующегося педагога является:

- моделирование педагогической деятельности как процесса формирования способности ученика к творческой самореализации;

- создание авторских учебных курсов и их реализация с использованием современных образовательных технологий;

- осуществление индивидуального и дифференцированного образования учащихся через творчество, базирующиеся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей [5].

Таким образом, педагогическое творчество можно рассматривать как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных способностей педагога.

В рамках конкурсов профессионального мастерства реализуется собственный эффективный опыт как результат, прежде всего, творческой педагогической деятельности учителя как процесса самореализации своих способностей. В этом случае мы можем говорить, что творческая педагогическая деятельность учите -ля - поиск решения определенной для себя педагогом проблемы, причем этот поиск осуществляется в условиях неопределенности, при отсутствии известного алгоритма деятельности, апробированной системы действий, плана по разрешению проблемной ситуации, неизвестности, какие знания и умения необходимо применить в данном случае.

Поэтому педагогическое творчество можно рассматривать и как особый вид деятельности учителя, направленный на создание качественно новых для него продуктов, имеющих субъективную и социальную ценность, новизна которых определяется как объективно, так и субъективно. Объективный аспект - новизна и ценность созданного продукта вообще для педагогической науки, что встречается очень ред -ко. Субъективный аспект в педагогическом творчестве учителя присутствует всегда, так как характеризуется наличием новизны для самого учителя.

В процессе творческой деятельности в конкурсах профессионального мастерства у учителя формируются не столько новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности.

В ходе подготовки и участия в конкурсе учитель может создавать «абсолютно новые» для себя продукты деятельности (описание педагогического опыта, описание инновационного педагогического проекта, мастер-класс, презентация собственной педагогической филосо-

ЧИППКРО

фии, участие в дискуссии), так как выступает в новых профессиональных ролях: учитель-

методист, учитель-распространитель опыта, учитель-исследователь, учитель-лидер. Но и в проведении урока, разговора с учащимися (классного часа), беседы с родителями (родительского собрания) создается качественно новый для конкурсанта продукт, так как и сам формат проведения данных конкурсных испытаний носит инновационный характер, и учитель оказывается в незнакомых условиях педагогической деятельности.

К тому же одним из важнейших условий успешного выступления в конкурсе является соз -дание учителем целостного образа своей педагогической деятельности через различные жанры ее демонстрации. Тем самым конкурсанту необходимо «срежиссировать» конкурсный маршрут от описания опыта работы до участия в дискуссиях различной направленности.

Описание опыта работы является отправной точкой участия в конкурсе «Учитель года». В связи с усилением государственно-общественного характера управления образованием конкурсантам сегодня необходимо не только предъявить лучшие образцы собственного педагогического творчества (оригинальные методические и дидактические материалы, разработки уроков и внеклассных мероприятий), созданные в ходе решения некой педагогической проблемы, но и показать, что они апробированы и получили одобрение со стороны кол -лег, родителей учеников, общественных организаций, работниками науки, культуры, здравоохранением. На наш взгляд, в этом контексте учитель выступает как организатор и модератор нового методического диалогового про -странства. Кроме того, участнику конкурса необходимо показать свои потенциальные возможности как исследователя (умение анализировать, обобщать и применять инновационные идеи в своей деятельности), как менеджера (умение определить комплекс условий, необходимых для распространения собственного опыта, и его ресурсное обеспечение), как имиджмейкера (умение эффективно и успешно внедрять собственный опыт и распространять его позитивные результаты), как аналитика (умение прогнозировать и оценивать влияние опыта на развитие социума).

Исследования молодъхученъх ЧИППКРО

Конкурсный урок - демонстрация на практике представленного педагогического опыта. Работа с незнакомыми детьми, в непривычной обстановке, возможно, и не по учебно-методическому комплексу, применяемому в повседневной практике, требует от учителя не только безукоризненного знания собственного предмета, соответствия материала урока требованиям стандарта, но и готовности к импровизации, которая может быть реализована только при наличии творческого решения возникшей в образовательном процессе проблемы. Наряду с этим, конкурсантам, кроме раскрытия собственно предметной темы урока, необходимо продемонстрировать метапредметный подход и междисциплинарные связи, позволяющие формировать у учащихся целостную картину мира и надпредметные компетентности (универсальные учебные действия). Реализация метопред -метной темы требует от учителя организации работа с деятельностью учащегося, передача не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями. Для этого необходимо очень хорошо знать свой предмет, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания, то есть сориентироваться на развитии у школьников базовых способностей: мышления, воображения, различительной способности, способности целеполагания или самоопределения, идеализации, речевой деятельности и т.д.

На наш взгляд, еще одним показателем творческого отношения к своей деятельности учителя является умение глубоко и точно про -анализировать проведенное учебное занятие, в частности, и способность рефлексировать свою деятельность, в целом, при чем не столько с позиции «получилось - не получилось», сколько с позиции «как я это сделаю в следующий раз для достижения большего эффекта».

Если мы говорим о том, что конкурсы профессионального мастерства требуют от учителя не только демонстрации имеющегося опыта, но и раскрытия неких творческих потенциальных возможностей, значит, и сам конкурс должен развиваться в парадигме творческого переосмысления образовательной действительности. Именно поэтому, на наш взгляд, в «Учителе года» появились такие конкурсные испытания,

как разговор с учащимися (классный час) и беседа с родителями (родительское собрание).

Сегодня в школе особенно возросла потребность в специально организованной работе с детьми и родителями по формированию этических норм жизни. Для этого необходима в организации взаимодействия с учащимися и родителями реализация принципа диалога как основного метода воспитания и обучения, чтобы процесс приобщения к образованию как к культурной ценности был не кратковременным и стихийным, а глубоким, последовательным и системным. Организация образовательного диалога - совместный процесс мыслительной деятельности всех его участников, что содействует взаимодействию с окружающим миром, в котором каждый равный участник данного процесса. При этом все участники диалога могут проявить как свои индивидуальные возможности и творчество, так и осмыслить и оценить их в других (учитель - в коллегах, учениках и родителях; учащиеся - в одноклассниках, учителях, родителях; родители - в детях, родителях класса, учителях).

Именно поэтому, на наш взгляд, конкурсантам предложен не стандартный формат проведения классного часа, когда, чаще всего, учитель сам определяет его тему, а формой проведения становится монолог по поводу. Участникам конкурса необходимо организовать в тече -ние 20 минут обсуждение актуального для учащихся вопроса. Тем самым конкурсанты должны взять на себя роль организатора диалогового пространства, где опять же самыми важными качествами выступает способность к импровизации, мобильность, умение включить каждого в разговор. И самое важное заключается в том, чтобы обсуждение носило высочайшую воспитательную ценность через отбор со -держания материала для обсуждения и средств его представления.

Беседа с родителями, или родительское собрание, - обсуждение педагогической ситуации, которая возникла или могла бы возникнуть в реальной практике, причем в решении ее должны принимать участие как педагоги, так и родители. И опять мы говорим о том, что в данном взаимодействии диалог выступает как основной принцип сотрудничества. Учитывая это, конкурсанты должны показать себя в качестве педагогов-психологов, способных дать

всесторонний анализ педагогической ситуации, найти и предложить пути ее решения с учетом психолого-возрастных особенностей детей. Особенно важно здесь умение позиционировать себя не с точки зрения корпоративной этики, а с позиции интересов всех участников организуемого диалога.

Выявленные в ходе проведения разговора с учащимися и беседы с родителями проблемы позволяют сегодня говорить, что важным аспектом развития творческого потенциала учителя становится организация диалога как принципа образования. Причем, диалог в образовательном контексте предполагает способность учителя слушать и адекватно понимать собеседника (ученика, коллегу, родителя), выражать эмоционально позитивное восприятие окружающих. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта, формируемого через культуру постановки вопросов, предвидения обратной связи, где востребованы интуиция и импровизация. Владение диалогом должно быть педагогическим кредо учителя.

Участие в конкурсе «Учитель года» - это демонстрация собственной авторской педагогической системы, которая представляется вниманию широкой общественности не только через роль учителя-предметника, но и через позиционирования себя как учителя-методиста, учителя учителей по средствам, главным образом, мастер-класса. В рамках мастер-класса конкурсанту необходимо с позиции философии образования, своей педагогической философии продемонстрировать значение преподаваемого предмета в формировании мировоззрения и общекультурных компетенций учащихся. Мастер-класс - форма взаимодействия не только с педагогическим сообществом, но и общественностью. Поэтому мастер-класс в большей степени носит метапредметный характер и должен быть интересен и практически значим для любого учителя независимо от преподаваемого предмета. В этом случае на первый план выходят такие приемы мотивации участников мастер-класса, которые позволяют демонстрировать творческие способности в освоении окружающего мира.

Современный учитель - это учитель, который обладает знаниями и пониманием процессов, происходящих как педагогике, так и в эко-

ЧИППКРО

номике, политике, культуре. Для этого необходимо общественности продемонстрировать авторскую позицию с точки зрения масштабности, глубины осознания социокультурных процессов. Участие в дискуссиях, организованных в различных формах (дебаты, круглый стол, педагогический ринг) позволяет продемонстрировать участнику лидерские качества.

Тем самым, проанализировав конкурсный маршрут, мы можем говорить о том, что творчество - одно из важнейших слагаемых успешного участия в конкурсах профессионального мастерства. Причем, творчество рассматривается здесь в двух аспектах: как процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, необходимых для включения в этот процесс.

Основы творческого отношения к собственной деятельности формируются, закладываются в процессе профессиональной подготовки, одной из форм которой и являются кон -курсы профессионального мастерства, и в дальнейшем развиваются у учителя в его профессиональной деятельности.

Литература

1. Александрова, В. А. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения [Текст] / В. А. Александрова, Н. Б. Крылова // Народное образование. - 2003. - № 6. -С. 77-88.

2. Давыдова, Н. Н. Пути развития творческого потенциала работников в условиях само-развивающегося образовательного учреждения / Н. Н. Давыдова, И. Г. Пермякова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 1. - С. 55-57.

3. Дерзкова, Н. П. Способ активизации человеческих ресурсов, или Пять Почему [Текст] / Н. П. Дерзкова, К. М. Ушаков // Директор школы. - 1998. - № 5. - С. 51-55.

4. Зиновкина, М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителя [Текст] / М. М. Зиновкина.

- М.: Приоритет-МВ, 2008. - 48 с.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru /ги/пао8Ьа_поуауа_8Ько1а/.

6. Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: уч.-метод. Пособие / Е.М. Пахомова, Л.П. Дуганова. - М.: АПКиППРО, 2006. - 168 с.

Исследования молодыхученых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.