«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА - 2014» — ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГОВ КУЗБАССА
В. А. Дубровская, директор ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»
Кто может знать себя и сил своих предел?
И дерзкий путь заказан разве смелым?
Лишь время выявит, что ты свершить сумел...
И. Гете
Сегодня в образование пришла теория и практика рыночно-демократического менеджмента, появились новые эффективные образовательные технологии. На первый план выдвинулись идеи личностно ориентированного образования, направленного на раскрытие индивидуальных качеств человека. Все это, безусловно, предъявляет новые требования к профессии педагога, которая становится одной из приоритетных профессий XXI века.
Новая образовательная парадигма, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к учащемуся как главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога решать достаточно сложную проблему целей собственной деятельности, средств и способов ее достижения, содержания результатов педагогического труда. В этой ситуации от педагога требуется готовность к самостоятельному и научному осмыслению условий, способствующих профессиональной успешности.
Конкурсы педагогического мастерства являются действенным средством развития потенциала творческого педагога.
Обратимся к значению слова «конкурс».
Конкурс (от лат. concursus — стечение, столкновение) — соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы1.
В «Словаре русского языка» под редакцией
С. И. Ожегова «конкурс (соревнование) — это та или иная деятельность (работа, игра), в которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве»2.
В «Российской педагогической энциклопедии» мы находим следующее определение конкурсов: это «соревнование на лучшее выполне-
ние определенных заданий в области науки, литературы, искусства; видов массовой внеклассной и внешкольной работы... Конкурсы бывают предметные, художественные и технические, спортивные»3.
Но ни одно российское справочное издание не дает определения конкурса педагогического мастерства, т. к. появились они относительно недавно.
С чего же начинается путь педагога-конкур-санта? Как он становится участником конкурса? Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Чем оно обосновано? Все это вопросы далеко не праздные: они определяют уровень притязаний самого преподавателя. В одних случаях — это уверенность в своих силах и желание проверить свои возможности. В других — сомнения и вопросы: а смогу ли я? а надо ли это мне? а что мне это даст?
Каждый педагог на протяжении своей профессиональной деятельности задает себе вопрос: каков я как учитель, что отмечают мои коллеги, студенты в качестве индивидуального своеобразия моей работы, в чем главное условие моей успешности? С этого начинается рефлексия педагога, систематизация собственных педагогических находок, используемых методов и приемов, дидактического материала. В этом истоки серьезного исследовательского процесса обобщения собственного педагогического опыта.
1 Словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова.— М., 1978. — С. 394.
2 Там же.
3 Российская педагогическая энциклопедия: Т. 2. — М., 1999. — С. 82.
Современный педагог — это специалист, овладевший высоким уровнем педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий индивидуальный творческий вклад в профессию, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей педагогической деятельности. Он активно стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть профессионально успешным.
В последнее десятилетие у значительного числа педагогов отмечается тенденция к обновлению своих знаний, освоению новых педагогических технологий, экспериментальной работе. Становится актуальным такой способ профессионального роста, как расширение диапазона общения с коллегами посредством участия в различных общественно значимых акциях, к которым относится и областной конкурс «Преподаватель года».
Участие в конкурсе дает возможность педагогу удовлетворить самые разнообразные потребности: потребность быть первым (лидером), потребность определить СВОЕ место в профессиональном социуме, потребность в материальном и моральном поощрении своих способностей и т. д.
Для методиста конкурсы — это возможность выявить проблемы, противоречия, которые имеют место в системе образования, выбрать оптимальные средства для их решения, вовремя и грамотно корректировать образовательный процесс и руководство им на уровне колледжа, техникума, района, города, области.
Впервые областной конкурс «Преподаватель года» состоялся в 2006 году. В нем участвовало 30 педагогов из 10 городов Кемеровской области. «Преподаватель года - 2014» — девятый по счету, и участников было 59.
В отборочном этапе конкурса участники прошли два испытания: тестирование по теме «Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС» и публичную защиту образовательных проектов, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций.
Жюри конкурса отметило удачные идеи и находки в проектах конкурсантов: формирование общей компетенции «... эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами» у будущих продавцов; проведение занятий по изучению и использованию математических прие-
мов при составлении узоров и орнаментов; развитие профессионально значимых качеств секретаря через овладение приемами работы с бумагой в техниках оригами, кусудами; использование возможностей территории колледжа для формирования у студентов профессиональной компетенции «осуществлять экологическое воспитание детей» через создание экологической тропы.
Интересный проект представила Наталья Александровна Углова, преподаватель иностранного языка ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум»: проект, направленный на создание условий для практического применения английского языка при решении задач профессиональной направленности. Реализация проекта предполагает включение студентов в соревновательный процесс, развитие у них умения работать в команде и продвигать товар или услугу на рынке.
Решению проблем доступности дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями посвятила свой проект преподаватель информационных технологий ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум» Наталья Васильевна Максименко.
Марина Семеновна Агеева, преподаватель экономики ГОУ СПО «Киселевский политехнический техникум», представила проект по формированию предпринимательских качеств, готовности к самозанятости студентов по профессии «парикмахер» через организацию деятельности учебной фирмы парикмахерских услуг. В ходе реализации проекта предусматривается оказание услуг пожилым людям в Доме сестринского ухода, Доме ветеранов, проведение акций «Заплети сестренку в школу», «Все для тебя, родная», «День добра и уважения», мастер-класса «Прическа на каждый день».
Привлекли внимание членов жюри универсальные проекты, которые могут быть реализованы в любом образовательном учреждении: формирование правовой грамотности и опыта законотворческой деятельности у студентов через работу студенческого правового комитета (И. Н. Тащиян); деятельность спортивно-оздоровительного центра, предусматривающая возможность заниматься физкультурой и спортом каждому студенту в соответствии со своими физическими возможностями и подготовкой (В. Н. Болотников); авторская программа учебной дисциплины «основы начальной военной подготовки», направленная на формирование общей компетенции «исполнять воинскую обязанность» (О. В. Тихомиров).
В финал конкурса прошли 20 педагогов. Не все участники конкурса согласились с оценками членов жюри. Это и естественно: с одной стороны, сложно оценить творческий потенциал педагога, с другой — следует признать, что понимание творчества достаточно субъективно. Каждый из членов конкурсного сообщества осознает, что наряду с высокими профессиональными показателями большую роль играют личностные качества педагога, умение завоевать симпатии коллег, а также членов жюри. Мы знаем, что всегда рядом с победителями находятся не менее интересные, не менее творческие педагоги, с весьма оригинальными взглядами на современное образование, собственным видением предмета, но не прошедшие в «двадцатку» или «десятку» лучших. Заметим, что имена многих преподавателей, не получивших высоких баллов в состязаниях конкурса, не менее известны и значимы для системы профессионального образования Кузбасса, чем имена лауреатов и победителей.
Например, Анатолий Степанович Жогин,
преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО «Тя-жинский агропромышленный техникум», награжден медалью «Отцовская Слава», почетной грамотой ДОиН КО за добросовестный труд, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для экономики Кузбасса и высокий профессионализм. Мы гордимся победами на всероссийских и областных конкурсах студентов Инны Викторовны Сорокоумовой, преподавателя ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг». Вызывает восхищение деятельность мастера производственного обучения по профессии «сварщик» Ольги Николаевны Кандаур из Прокопьевского строительного техникума. Ольга Николаевна отмечена почетной грамотой Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, грантом Губернатора Кемеровской области, а недавно стала лауре-
атом Национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Авторская педагогическая разработка урока». Самым опытным участником конкурса была Валентина Борисовна Авдеева, преподаватель Государственного учреждения профессионального образования г. Кемерово, почетный работник начального профессионального образования, стаж ее работы 40 лет. Огромный педагогический опыт, высокий профессионализм принес Валентине Борисовне победу (3-е место) во Всероссийском конкурсе «Инновация 21 век».
Итак, финал — открытое конкурсное занятие. Профессиональное и студенческое жюри ждет иллюстрацию того, как в практической деятельности будет осуществляться все написанное и представленное в образовательных проектах. Для нас важно, чтобы занятие было профессиональным! Проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог!
Разумеется, каждая дисциплина имеет собственное образовательно-информационное поле и требует использования специфических методов, приемов, форм. Но необходимо отметить, что несмотря на различие предметов и образовательных областей, для педагогов-конкурсан-тов есть ряд общих обязательных требований к проведению конкурсного урока.
Главное требование — это глубокое знание своего предмета. К сожалению, не все конкурсанты продемонстрировали свободное владение содержанием темы урока (возможно, сказалось волнение). Наблюдались некорректное оперирование теоретическими понятиями, неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность, которые снижали оценку работы преподавателя на уроке.
Умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства и способы передачи знаний — еще одно требование для конкурсанта. Урок Светланы Витальевны Тарасовой, преподавателя ГОУ СПО
КТИПиСУ, продемонстрировал ее умение осуществлять целеполагание, выстраивать диалог, умение слушать, чутко реагировать на вопросы и ответы студентов, но при этом не давать увести себя в сторону. Светлана Витальевна была раскованна и сдержанна одновременно, спокойна, но оперативно действовала в реальной ситуации.
Невозможно на конкурсном уроке не продемонстрировать коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство. Ксения Михайловна Викторова, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж», доказала всем, что конкурсный урок может быть ярким, зрелищным, красочным. После такого занятия в душе всех участников этого действа остался праздник творческого единения.
Олег Викторович Тихомиров, преподаватель ГАОУ СПО КО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса», Ирина Николаевна Та-щиян, преподаватель ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж», Владислав Николаевич Болотников, преподаватель ГАОУ СПО КО КузТАГиС, на конкурсных уроках показали умение держать себя в руках, достигать резуль-
татов в любой ситуации при любом уровне подготовленности студентов. Каждый конкурсный урок заканчивался самоанализом. К сожалению, при самоанализе урока некоторые конкурсанты ссылались на незапланированный уровень подготовленности студентов. Жюри сочло это некорректным.
Анализ 20 конкурсных уроков позволил сделать вывод: наибольшее количество баллов набрали те педагоги, которые понимали, что конкурсное занятие не должно быть обычным, рабочим, состоящим из известных этапов, приемов, действий. 10 педагогов продемонстрировали свое профессиональное преимущество. Они стали лауреатами конкурса «Преподаватель года-2014»
Следующий этап соревнований — мастер-классы. Мастер-класс — это передача мастером опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. Мастер-класс — это звездный победный час! — готовится задолго до конкурса, первое время подсознательно. Но такова логика творчества, логика нашей творческой профессии. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Задача лауреата — мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на протяжении 20 минут с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профес-
сиональными, но и незаурядными личностными качествами.
Оценивать мастер-классы лауреатов было сложно. Все преподаватели свободно владели содержанием своего предмета, умело использовали его в необходимом контексте. Эмоционально и увлекательно сумели выстроить диалог педагога с «классом» Е. А. Ошур, С. В. Тарасова, К. А. Дробахин. Преподаватель физической культуры В. Н. Болотников сумел создать мотивацию осознанной деятельности всех педагогов, принимающих участие в работе мастер-класса. Методически грамотно показала формы, методы организации педагогической деятельности О. В. Катюкова, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Топкинский технологический техникум». Поис-тине звездный мастер-класс дала К. М. Викторова, преподаватель культурно-досуговых дисциплин Беловского педагогического колледжа. Это было увлекательное действие с оригинальной постановкой проблемы, открытием в обычном удивительного.
Заключительным аккордом праздника под названием «Преподаватель года - 2014» стала пресс-конференция. Наши педагоги не только адекватно реагировали на неожиданные вопросы, но и находили остроумные и неординарные
ответы. Каждый продемонстрировал свои личные интересы и особенности, свою образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки предмета на уровень философских обобщений, социальную и гражданскую зрелость Педа-гога-Мастера.
Следующий конкурс «Преподаватель года» — десятый по счету, юбилейный. Уважаемые педагоги! У вас есть прекрасная возможность попробовать свои силы, опробовать свой опыт в новых условиях, сравнить, а значит осознать, свои достижения и определить рубежи будущих открытий.
Конкурс «Преподаватель года» — это профессиональное общение и новые предметнометодологические находки коллег. Можно взять их в свою копилку — вы сможете смело нести этот дар в свой колледж, техникум, к своим студентам.
Конкурс «Преподаватель года» — это взаимное обогащение. У вас тоже есть чему поучиться другим. Знайте это. Не прячьте свои знания и умения, не скрывайте свой опыт — сделайте его всеобщим достоянием.
Профессиональный конкурс «Преподаватель года» — это новые идеи, новые проекты, новые имена. Может быть, это будут ваши идеи, ваши проекты, ваше имя?!
Студенческое жюри о конкурсе «Преподаватель года - 2014»
С 8 по 11 апреля нам выпала честь работать в студенческом жюри на областном конкурсе «Преподаватель года — 2014». Каждый из нас получил огромный опыт при посещении уроков преподавателей-конкурсантов.
Мы — будущие преподаватели, и для нас участие в подобном мероприятии было очень интересным и познавательным. Мы почувствовали тот огромный труд и подготовку, которые предшествовали конкурсным урокам и мастер-классам лучших преподавателей области.
Конечно, у каждого урока была своя особенность, свое наполнение и эмоциональная напряженность. Мы познакомились с новыми методами и приемами обучения, которые вызывают познавательный интерес студентов и позволяют добиться результативности на занятиях. По нашему мнению, любой из участников заслужил уважение и почет, а особенно — финалисты конкурса.
Мнения всех участников студенческого жюри совпали в выборе двух победителей в номинации «Студенческие симпатии». Ими стали
Ксения Михайловна Викторова (ГОУ СПО «Бе-ловский педагогический колледж») и Светлана Витальевна Тарасова (ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»).
Подобные встречи с ведущими педагогами — особое событие в нашей жизни. Мы убедились, как важно в нашей будущей профессии грамотно «сконструировать» урок, подобрать необходимый методический инструментарий, найти точки соприкосновения со своими обучающимися. Для того чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности, необходимо всегда идти вперед и открывать для себя все новые и новые «тайны» педагогики.
Александр Босняк, Александра Тарханова, Виктория Меркель,
ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж», члены студенческого жюри областного конкурса «Преподаватель года - 2014»