Научная статья на тему 'Рабочие профессии – будущее Кузбасса'

Рабочие профессии – будущее Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1032
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рабочие профессии – будущее Кузбасса»

РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ - БУДУЩЕЕ КУЗБАССА

Е. В. Понамарева, Д. В. Килина

методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

Д. В. Килина

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессионального интереса - это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя его возникновение, становление, закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а впоследствии - и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строится на познавательном интересе, поэтому в программу обучения в общеобразовательных школах в целях профориентации школьников включают дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Этапы развития профессионального интереса:

- знакомство с содержанием профессии;

- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

- достижение соответствия профессиональных и познавательных интересов;

- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

- возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Одной из форм развития профессионального интереса выступает конкурс (лат. concursus) - соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта - претендента на победу. Для него характерны следующие особенности:

- конкурс может проходить в несколько этапов (например, отборочный, основной и финальный).

- Конкурсом считается процесс определения лучшего претендента на победу (конкурсанта) или лучших претендентов на победу (конкурсантов) в соответствии с правилами, определёнными перед началом его проведения. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» (экспертизы) и/или «количественного исследования» (голосования).

- В качественном исследовании конкурсанты оцениваются назначенным экспертным жюри, судейской коллегией, группой или группами специ-

Е. В. Понамарева

ально уполномоченных лиц, способными профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсантов, по определённым правилами конкурса критериям. Определение победителей осуществляется путём суммирования оценок, которые были даны конкурсантам от каждого члена жюри, и выявлением конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки.

- При его проведении важно соблюдать все условия, учитывать критерии оценивания, соответствовать целям, задачам, теме конкурса.

Мы считаем, что проведение профориента-ционного конкурса включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: создание оргкомитета, разработка положения, информационных писем, протокола поручений и других документов, определение источников финансирования, информирование участников и т. д.

2. Основной: проведение и подготовка конкурсных мероприятий, сбор и регистрация материалов, работа экспертной комиссии (жюри), определение победителей, призеров, номинантов.

3. Подведение итогов: награждение победителей, призеров, номинантов, проведение анализа мероприятия, публикация материалов, планирование дальнейшей работы (построение перспективы).

Наиболее распространенные профориента-ционные конкурсы - это конкурс рисунков, газет, сочинений (эссе), профмастерства, портфо-лио, фоторепортажей, исследования истории профессии (образовательного учреждения, предприятия), видеороликов, интервью и др. К основным целям таких конкурсов относят формирование профессионального самоопределения подростков и молодежи, привлечение молодежи к выбору профессий, повышение престижа профессии, пропаганда достижений и выявление передового опыта, содействие повышению квалификации.

Конкурсное движение в сфере профориентации началось в ГОУ «КРИРПО» в сентябре 2012 г., когда состоялся первый областной конкурс методических разработок профориентаци-онного содержания педагогических работников учреждений интернатного типа, общего, допол-

ОУНПО ОУСПО СОШ, ООШ ОУДОД детдом СКОУ соц.сфера

Типы и виды ОУ

Рис. 1. Участники конкурса

нительного и профессионального образования Кемеровской области «ПРОФориентир». Его цель - актуализация проблем профориентации, поиск путей и средств их эффективного решения в деятельности педагогических работников образовательных учреждений разного типа и вида.

Конкурсные мероприятия создают в образовательных учреждения условия для внедрения инновационных видов профориентационной работы, направленной на сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся, построения индивидуальной траектории образования и дальнейшей профессиональной карьеры. Участие в конкурсах способствует распространению передового педагогического опыта по формированию культуры профессионального выбора, а также ориентации школьников на профессии современного рынка труда и образовательных услуг. Кроме того, появляется возможность развития творческих способностей всех субъектов образовательного процесса, формирования культуры диалога, работы в команде, когда в подготовку материалов конкурса включены обучающиеся и педагоги, родители и работодатели.

С 15.01.2013 по 15.04.2013 в ГОУ «КРИРПО» проходил областной конкурс для обучающихся учреждений общего, профессионального образования и воспитанников учреждений интернатного типа «Рабочие профессии - будущее Кузбасса», направленный на привлечение подростков и молодежи к выбору рабочих профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области.

Конкурс способствовал активизации проф-ориентационной работы в учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования, учреждениях интернатного типа и проводился в рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Кемеровской области.

За данный период поступило 149 работ из 78 образовательных учреждений и двух социально-реабилитационных центров Кемеровской области: 27 - ОУ НПО, 46 - ОУ СПО, 34 - общеобразовательные учреждения, 2 - учреждения дополнительного образования детей, 28 - учреждения

интернатного типа, 11 - учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).

Всего в конкурсе приняли участие 155 обучающихся и воспитанников, работу которых курировали 139 педагогов.

В номинацию «История рабочей профессии Кузбасса» (эссе) представлено 83 работы, в номинацию «Образ рабочего XXI века» (творческий фоторепортаж) - 32 работы, в номинацию «Рабочий - это звучит гордо!» (баннер) - 34 работы. Наибольшее количество из них поступило из Прокопьевска - 24 работы, Новокузнецка - 19 работ, Кемерова - 18 работ, Киселёвского городского округа - 17 работ, Анжеро-Судженского городского округа - 16 работ.

Самыми активными участниками конкурса стали следующие учреждения (по 4-5 работ):

• ГОУ НПО ПЛ № 39, г. Таштагол;

• ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»;

• ГБОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В. А. Волкова», г. Новокузнецк;

• ГОУ СПО «Осинниковский горнотехнический колледж»;

• ГОУ СПО «Юргинский многопрофильный техникум»;

• МБОУ «Детский дом № 1», г. Кемерово;

• МКОУ «Детский дом № 1», г. Новокузнецк;

• МКОУ «Школа-интернат № 3», г. Прокопьевск.

Самый молодой участник конкурса - Иван Балашов (руководитель - Е. А. Балашова), 4-й класс МБОУ «СОШ № 28» Киселевского городского округа. Он представил эссе «Я б в водители пошел, пусть меня научат...»:

«Недавно в школе мы читали стихотворение Дж. Родари «<Чем пахнут ремёсла?», и я вспомнил, что, когда мой папа приходит с работы, от него часто пахнет бензином. Мой папа - водитель. Он работает на угольном разрезе водителем огромной грузовой машины, на которой перевозит главное богатство Кузбасса - уголь. Мне кажется, что водитель - одна из самых массовых профессий. Есть, конечно, водители легковых автомобилей, для которых

автомобиль - это средство передвижения. А есть водители, для которых автомобиль -это их профессия».

Наибольшее количество работ было посвящено профессиям шахтера, повара, строителя, металлурга, сварщика, водителя, автомеханика, токаря, продавца, что характерно для нашего региона, так как эти профессии наиболее востребованные. Были эссе и о дворнике, и флористе, сборщике мебели и сапожнике. Тайны более 40 профессий раскрыли обучающиеся в своих эссе, фоторепортажах и баннерах. Жюри отметило высокий уровень конкурсных работ по критериям: соответствие содержания заявленной теме, выраженность авторской идеи, раскрытие образа рабочего, творческий подход, оригинальность исполнения. В связи с этим сложно было определить победителей, ведь в каждой номинации на последнем отборочном этапе оказалось несколько достойных работ. В результате по одному победителю на первом месте и по два-четыре конкурсанта - на последующих местах.

Первое место в номинации «История рабочей профессии Кузбасса» (эссе) заняла Старченкова Анастасия Владимировна, обучающаяся ГБОУ НПО ПЛ № 25 (руководитель - Изотова Наталья Матвеевна, преподаватель русского языка и литературы). Ее эссе «От купца до продавца» в большей степени соответствовало номинации, жанру и остальным критериям.

Второе место в данной номинации заняли: Га-ар Альберт Сергеевич, обучающийся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Юрги» (руководитель - Гаар Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы); Салимзя-нова Мария Фаековна, студентка ГБОУ СПО КузТСиД (руководитель - Шершнева Антонина Викторовна, мастер производственного обучения); Хабаров Максим Владимирович, студент ГОУ СПО «Осинниковский горнотехнический колледж» (руководитель - Круль Вера Михайловна, преподаватель русского языка и литературы). Третье место присуждено четырем конкурсантам: Афанасьевой Екатерине Александровне, обучающейся МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 37» города Белово (руководитель - Богданова Елена Викторовна, заместитель директора); Ильиной Елене Николаевне, обучающейся ГОУ НПО ПУ № 74, пгт Ижморский (руководитель - Рожкова Лариса Владимировна, преподаватель спецдисциплин); Мишиной Юлии Алексеевне, студентке ГОУ СПО КузТСиД, г. Новокузнецк (руководитель - Колпаченко Людмила Яковлевна, заместитель директора); Оленевой Ульяне Александровне, воспитаннице МБОУ «Детский дом № 1» г. Кемерово (руководитель - Большани-на Анастасия Александровна, педагог-психолог МБОУ «Детский дом № 1»).

В номинации «Образ рабочего XXI века» (творческий фоторепортаж) первое место заняла Нифонтова Лилия Александровна, обучающаяся 8 «А» класса МБОУ Киселёвского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 5» (руководитель - Васильева Галина Николаевна, учитель английского языка). Фоторепортаж Лилия посвятила своему отцу, Александру Сергеевичу, шахтеру, чей труд, по мнению автора, как и многих других шахтеров, «ради нашего будущего»!

На втором месте следующие участники: Лобанова Ксения Александровна, воспитанница МКОУ «Детский дом «Радуга», г. Юрга (руководитель -Садлий Ольга Николаевна, социальный педагог); Бурылова Галина Владимировна и Ховалыг Богдан Леонидович, студенты ГОУ СПО «Осинниковский горнотехнический колледж» (руководители - Колесникова Марина Васильевна, социальный педагог ГОУ СПО ОГТК и Курегешев Андрей Юрьевич, воспитатель МКУ «Социальный приют для детей и подростков» Осинниковского городского округа). Третье место заняли следующие участники: Чимирев Евгений Владимирович, воспитанник МБОУ «Детский дом № 2», г. Кемерово (руководитель - Дашкаева Марина Сергеевна, социальный педагог); Кунгушев Алексей Викторович, обучающиеся ГОУ НПО ПЛ № 39, г. Таштагол (руководитель - Иванова Татьяна Ивановна, мастер производственного обучения); Фёдорова Тамара Николаевна, студентка ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж» (руководитель - Максимова Светлана Юрьевна, начальник отдела по воспитательной работе).

В номинации «Рабочий - это звучит гордо!» (баннер) жюри единодушно присвоило первое место Лупиноговой Олесе Васильевне, студентке ГБОУ СПО «Прокопьевский политехнический техникум» (руководители - Чащина Елена Анатольевна, преподаватель информатики, Декина Сания Табрисовна, преподаватель истории и обществознания). В своей аннотации к баннеру Олеся пишет: «(Каждому человеку в жизни предстоит сделать очень важный выбор. И один из самых главных выборов - это выбор своей профессии. Каждый школьник задумывается о том, чем бы ему хотелось заниматься в дальнейшем. И чаще всего школьники выбирают те профессии, которые считаются престижными: экономиста, юриста, менеджера. Забывая о том, что есть и другие специальности, которые могут помочь реализоваться в жизни. В итоге экономисты и юристы работают продавцами на рынке, не могут найти себе применения. А есть рабочие специальности, очень интересные и сложные, выбирая которые, ты всегда будешь нужен и востребован. К примеру, профессии «олектрослесарь подземный» и «олектрогазосварщик». Мой баннер служит популяризации и повышению престижа рабочих профессий».

Второе место заняли Завго-родний Владислав Евгеньевич, студент ГОУ СПО «Юргинский многопрофильмый техникум» (руководитель - Булгакова Ольга Ефимовна, преподаватель информатики); Григоревская Наталья Валерьевна, воспитанница МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Анже-ро-Судженского городского округа «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 1-11 видов» (руководитель - Чепёл-кина Оксана Валентиновна, воспитатель). На третьем месте в данной номинации три участника. Это Новиков Сергей Валерьевич, студент ГОУ СПО «Юргинский многопрофильный техникум» (руководитель - Друговская Ольга Ивановна, преподаватель спецдисциплин); Рожков Сергей Алексеевич, воспитанник МКОУ «Школа-интернат № 3», г. Прокопьевск (руководитель - Иванова Марина Александровна, старший воспитатель); Коровина Светлана Викторовна, студентка ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорож-

ного транспорта» (руководитель - Гелихова Наталья Николаевна, мастер производственного обучения ГБОУ СПО «БТЖТ»).

Положительным моментом является рост количества представленных на конкурс работ, уровня творчества и самостоятельности. В следующем учебном году с сентября «запускаем» конкурсное профориентационное движение: для педагогов - «ПРОФориентир» в первом полугодии, во втором полугодии с февраля 2014 г. - конкурс для обучающихся «Профессия, которую я ВЫБИРАЮ!». Новое название, новые номинации, новый подход к организации и проведению (заочный и очный этап представления конкурсной работы), возможно, и новые победители!

Представляем эссе победителя номинации «История рабочей профессии Кузбасса».

От купца до продавца

Эссе

А. В. Старченкова, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 25», г. Полысаево

На втором курсе я проходила практику в магазине игрушек. Однажды пришла молодая мама с ребенком пяти-шести лет, который попросил купить ему машинку времени. Мама терпеливо объясняла ему, что таких машинок нет, предлагала ему другие модели, но малыш плакал и просил своё. Мама с мольбой посмотрела на меня. Я тут же придумала сказку о машине времени, которую не отпускают динозаврики, потому что им больше нечем играть. Мальчик постепенно успокоился, они с мамой выбрали другую игрушку и ушли.

Когда я прочитала тему сочинения-эссе, то вспомнила того мальчика и решила совершить сказочное путешествие на воображаемой машине времени в историю своей профессии.

Каменный век. Первобытные люди. Наметилось уже разделение труда. Люди одного племени занимаются скотоводством, другого - земледелием. Между племенами возникает обмен продуктами труда. Это и было зарождением торговли. Когда позднее возникнут ремесла, обмен станет более сложным. Потребуются специалисты по обмену. Так появятся торговцы и купцы.

Баннер-победитель в номинации «Рабочий - это звучит гордо!»

X век. Киевская Русь. Первое упоминание о купечестве. В Древней Руси употреблялось два термина - «купец» (горожанин, занимающийся торговлей) и «гость» (купец, торгующий с другими городами и странами).

Х1-Х11 вв. Купцы составляли особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством, пользовались поддержкой княжеской власти. В наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.

XIII век. Появление термина «торговец» в значении «посредник, вступающий временно в права владения на покупаемый им товар, который он затем перепродает; лицо, торгующее товаром, покупающее и продающее товар».

XVI век. В городах местные жители торговали в лавках, а приезжие торговцы - в гостиных дворах. Приезжавшие из ближайших сёл крестьяне торговали на площади, обычно один-два раза в неделю. Крупные торговые люди, гости участвуют во внешней торговле.

XVII век. Возникновение купеческих гильдий. К 1-й гильдии относились знатные купцы, ведущие торговлю с заграничными партнерами. Ко 2-й гильдии относились купцы, торговавшие по всей России, и 3-я гильдия объединяла купцов и тор-говцев среднего дохода.

XVIII век. Сибирь. Здесь, в отличие от европейской части России, купечество как особая сословная группа появляется только в середине XVIII в. Купеческая Сибирь значительно отличалась от России европейской. Здесь не было помещиков-землевладельцев, дворян-предпринимателей. До постройки Сибирской железной дороги (90-е гг. XIX в.) в Сибирь не мог активно проникнуть иностранный капитал, поэтому купец в пореформенной Сибири был главной фигурой в коммерческой деятельности. Города Томск и Иркутск, где была наиболее значительная прослойка купечества, считались крупнейшими торговыми центрами Западной и Восточной Сибири. Широко известны такие купеческие фамилии, как Баснины, Трапезниковы, Сибиряковы, Базановы, Зубовы, Котельниковы, Мясниковы, Немчиновы.

Купцы, как сами, так и через своих приказчиков, развозили товары не только в близкие к городам деревни, села и улусы, но проникали на далекие северные окраины. Здесь они сбывали не только отечественные и иностранные промышленные товары, но и хлеб, закупленный в земледельческих районах Сибири, получая взамен пушнину. Через Сибирь совершалась торговля России со странами Средней Азии, Китаем и Монголией.

XX век. К середине 1920-х годов была создана широкая сеть стационарных магазинов взамен базаров и рынков, где торговля часто шла с рук.

Появилось слово «продавец» в значении «<лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара». В советские времена дефицита профессия продавца считалась престижной и выгодной из-за возможности доставать дефицитные товары.

Сегодня продавцы - это преимущественно молодые, 20-30 лет, люди, вежливые, доброжелательные, улыбчивые, готовые прийти на помощь при затруднении. Чистые, опрятные, одетые в униформу торгового предприятия, где они работают, продавцы радуют глаз и улучшают настроение.

Профессия продавца не менее сложная и ответственная, чем другие профессии сферы обслуживания. В настоящее время в Кузбассе предприятий торговли становится все больше. Особенно разрастаются большие торговые центры. Для работы в маленьком магазине от работника торговли требуются минимальные знания и навыки. В большом супермаркете требования на порядок выше. Обилие товаров, большой поток покупателей, необходимость быстрых денежных расчетов с ними привели к разделению обязанностей между работниками и возникновению узкоспециализированных профессий, в названии которых осталось слово «продавец».

Это продавец продовольственных товаров, промышленных товаров, продавец-консультант, продавец-кассир и множество других.

Такое обобщенное название большого количества людей, работающих в торговых точках от маленького частного магазинчика до огромного торгового центра, делает востребованными профессии продавца любой специализации.

За долгие годы изменилась торговля, изменилась и профессия продавца. XXI век вносит свои коррективы в эту древнейшую профессию. Появляются новые профессии, связанные с торговлей: менеджер по продажам, промоутер (специалист по рекламе товара, товарного знака с целью продвижения их на рынок), мерчендайзер (специалист по продвижению продукции в розничной торговле), трейдер (крупный торговец, посредник между производителем и покупателем).

Вот и закончилось наше путешествие в историю профессии.

2013 год объявлен в Кузбассе Годом мастерового - человека труда. Сегодня Кузбассу нужны молодые, творческие, конкурентоспособные специалисты.

Профессия продавца относится к одной из самых востребованных, ведь с каждым городом количество товаров возрастает и увеличивается количество торговых предприятий. Даже развитие Интернета и онлайн-торговли не может отменить потребность в людях данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.