УДК 37:002
В.А. Дубровская
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
В последние годы возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения работников образования (съезды, форумы, фестивали, конкурсы, слеты и др.).
Педагоги Кузбасса наибольший интерес проявляют к конкурсам профессионального мастерства, так как конкурсы - это:
- выявление лучших педагогов Кемеровской области;
- формирование системы образцовой педагогической деятельности;
- предъявление реальных оценочных требований к работникам системы образования;
- создание благоприятной мотивационной среды профессионального развития, которая способствует профессиональному самоопределению;
- позитивное влияние на инновационные процессы в образовании;
- показ достижений не только сегодняшнего дня, но и перспектив развития системы обучения и воспитания детей;
- один из способов оценки труда учителя, выражение признательности за его работу, стимулирование личностного и профессионального роста.
Система конкурсного движения, на наш взгляд, решает несколько главных задач: выявляет лучших педагогов; оценивает профессионализм участников; создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания подрастающего поколения; позитивно влияет на инновационные процессы в образовании; стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов.
В 1994 г. Всероссийский конкурс «Учитель года» был проведен в Кузбассе. Вслед за ним появились всероссийские конкурсы: «Детский сад года», «Педагог-внешкольник», «БиблиОбраз». Конкурсы стали отражением перемен, происходящих в стране и народном образовании.
Сегодня в Кузбассе сложилась система конкурсного движения, в котором приняли участие 5.5 тысячи учителей. Более двадцати конкурсов профессионального мастерства позволяют охватить все категории педагогических работников. Особую значимость конкурсам придает тот факт, что все они
проходят под патронажем Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, который уделяет большое внимание их организации и проведению.
В 2001 г. Совет народных депутатов Кемеровской области законодательно закрепил основные положения конкурсов педагогического мастерства. В Закон «Об образовании Кемеровской области» (ст. 1, 14, 15, 21) были внесены дополнения, касающиеся организации и финансового обеспечения профессиональных конкурсов педагогов.
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) осуществляет научно-методическое обеспечение организации и проведения областных конкурсов, которое заключается в экспертизе материалов конкурсов, в разработке рекомендаций и пособий, в оказании помощи организаторам, методистам и участникам педагогических конкурсов, в научно-методическом обеспечении российских конкурсов. В деятельности КРИПКиПРО по научнометодическому обеспечению конкурсного движения мы выделяем 4 этапа.
Рассмотрим каждый из них более детально.
I этап - научно-методическое обеспечение деятельности методистов и преподавателей системы повышения квалификации, курирующих конкурсное движение в территориях области.
Традиционно сотрудниками Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования проводятся консультации, курсы для методистов и преподавателей системы повышения квалификации, курирующих конкурсное движение в территориях области, с целью оказания помощи в организации и проведении конкурсов.
Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс может дополнить или заменить руководителям образовательного учреждения или органов муниципального управления образования административные методы оценки педагогического труда. Любой профессиональный конкурс имеет преимущества как более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя. Но при этом важно, чтобы все используемые при его проведении методы не противоречили, а взаимодополняли друг друга.
В связи с этим повышается роль методиста и методической службы в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе. На этом этапе проводятся семинары-совещания с муниципальными методическими службами, посвященные не только анализу профессиональных затруднений работников образования, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, но и поиску путей их устранения. Муниципальные методические службы работают над решением проблем на местах и прежде всего - с руководителями образовательных учреждений и предметных методических объединений, изучается опыт школ.
В результате этой деятельности во многих методических службах в настоящее время появились новые направления работы: выявление интересного опыта творческих, самобытных учителей на основе анализа работы образовательного учреждения за предыдущий год; изучение опыта внедрения инновационных методов в работе педагогов образовательных учреждений района (города); организационно-методическая, индивидуальная работа с руководителями учебных учреждений с целью активизации деятельности по подготовке участников профессиональных конкурсов на уровне школы (школьный этап); встреча с предполагаемыми участниками конкурса с целью разъяснения основных положений конкурса, мотивации участия в конкурсе; индивидуальная работа с участниками конкурса в ходе его подготовки: консультации, методические рекомендации, инструктаж.
В плане образовательных услуг КРИПКиПРО предусматриваются курсы для методистов, преподавателей системы повышения квалификации, курирующих конкурсное движение профессионального мастерства в территориях; для видеооператоров системы дополнительного профессионального образования, которые работают над созданием визитных карточек участников районных и городских конкурсов; для работников повышения квалификации, занимающихся организацией и проведением образовательных выставок; тренинги-встречи для победителей городского/районного этапов конкурсов. Посредством анкетирования мы выявляем затруднения, которые испытывают методисты и другие специалисты системы повышения квалификации при организации и проведении конкурсов и подготовке педагогов-конкурсантов.
Программа курса повышения квалификации «Конкурсы профессионального мастерства» для специалистов, курирующих конкурсное движение в территориях, составлена с учетом выявленных проблем и затруднений слушателей.
Целью данной учебной программы является оказание помощи учителям, методистам, руководи-
телям образовательных учреждений в организации, подготовке и проведении школьных, районных, городских и областных конкурсов педагогического мастерства.
Ежегодно образовательная программа корректируется, учитывая профессиональные запросы и потребности методистов и педагогов.
В результате курсовой подготовки по программе «Конкурсы профессионального мастерства» уменьшился процент респондентов, испытывающих затруднения практически по всем позициям:
- в использовании технологии анализа педагогической деятельности - с 74 до 42 %;
- в определении соответствия технологии проведения учебного занятия заявленной концепции -с 71 до 36 %;
- в оказании консультативной помощи учителям в отборе содержания и редактировании предлагаемого конкурсантами материала - с 67 до 21 %;
- в разработке механизма распространения представленного конкурсантами инновационного опыта - с 63 до 15 %;
- в написании эссе, рецензии статьи - с 54 до
2.5 %;
- в создании видеовизитки конкурсанта - с 43 до 17 %;
- в разработке дизайн-проекта экспозиции выставки конкурсанта - с 39 до 9 %;
- в подготовке самопрезентации - с 35 до
17.5 %.
Понимая необходимость видеосопровождения конкурсов профессионального мастерства, наш институт первым в системе повышения квалификации разработал программы курсов повышения квалификации для видеооператоров и педагогов «Видеотворчество» и «Возможности применения видеотехники в воспитательно-образовательном процессе» с целью формирования компонентов информационной культуры, необходимой при создании визитных карточек и видеофильмов об участниках районных/городских конкурсов.
Несомненно, важным в проведении конкурсов педагогического мастерства является организация образовательных выставок. Поэтому мы предлагаем курсы для работников системы повышения квалификации, занимающихся этой деятельностью. «Организация и проведение образовательной выставки как фактор развития информационного общества», тренинг «Работа у стенда» реализуются уже пять лет. Целью данных курсов является разработка проекта по организации и проведению выставки в образовательном учреждении.
Департаментом образования Кемеровской области и Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработан учебно-методичес-
кий комплекс по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства педагогов Кузбасса: научно-методическое пособие «Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогов Кузбасса», методические пособия «Описание и представление системы работы педагога в условиях профессионального конкурса» и «Подготовка и организация выставок в рамках конкурса педагогического мастерства», справочник «Нормативные, правовые основы организации и проведения конкурсов педагогического мастерства в Кемеровской области». Данный учебно-методический комплекс получил высокую оценку экспертов на Российском образовательном форуме в Москве в апреле 2005 г.
II этап - научно-методическое сопровождение участников конкурсов (педагогов-конкурсантов).
Для участников педагогических конкурсов КРИПКиПРО предлагает тренинги-встречи для по-
бедителей городского/районного этапа областных конкурсов. Программа тренинга-встречи ежегодно корректируется с учетом изменений положений о российских конкурсах и с учетом запросов и выявленных затруднений конкурсантов.
В программе предусматривается индивидуальное консультирование слушателей по вопросам современного образования, требований к выполнению различных конкурсных заданий, оформлению материалов конкурса, выставок-презентаций и т.д. Выявление профессионального и творческого потенциала участников конкурса осуществляется также посредством организации мастер-классов, в работе которых задействованы победители и лауреаты предыдущих конкурсов.
Из таблицы 1 можно получить представление о степени полноты знаний и умений, полученных пе-дагогами-конкурсантами в ходе проведения тренинга-встречи.
Таблица 1
Сравнительный анализ затруднений конкурсантов в педагогической деятельности до и после тренинга-встречи, %
№ Виды деятельности Затруднения до тренинга-встречи Затруднения после тренинга-встречи
1 Формулировать цели и задачи учебного занятия 70.5 23.5
2 Провести самоанализ урока 61.7 16.4
3 Привести в соответствие технологию проведения учебного занятия с заявленной концепцией 61.7 17.8
4 Представлять педагогический опыт в незнакомой аудитории 58.8 47.0
5 Принимать критику по отношению к себе и своей деятельности 55.8 21.0
6 Разработать дизайн-проект экспозиции выставки 47.0 8.0
7 Выявлять противоречия собственной педагогической деятельности 44.1 11.0
Анализ результатов опроса, сделанного после тренинга, показал, что уменьшился процент респондентов, испытывающих затруднения:
- в формулировке цели и задач учебного занятия (70.5-23.5 %);
- в проведении самоанализа урока (61.7- 16.4 %);
- в соответствии технологии проведения учебного занятия с заявленной концепцией (61.7— 17.8 %).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что участники отмечают значительное «приращение» в своих знаниях, умениях до и после курса.
Однако по такому виду деятельности, как «представлять педагогический опыт в незнакомой аудитории», сохранился высокий процент затруднений (47 %). Тренинги-встречи направлены на формирование умений преодолевать стрессовые ситуации, возникающие барьеры и помехи в процессе публичного выступления, проведения практических занятий. Они предполагают сплочение групп, создание атмосферы доверия и психологической безопасности, а также готовности к риску.
Высокий процент затруднений в показателях психологического характера говорит о необходимости увеличения количества часов в программе тренинга-встречи с целью формирования адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности, умения управлять своими эмоциями и развития у педагогов навыков самооценки в ходе проведения курсов повышения квалификации.
Профессиональные конкурсы учителей мы рассматриваем как педагогическую систему повышения квалификации его субъектов, так как конкурсы ставят участников в позицию исследователя и актуализируют затруднения, испытываемые ими в собственной практике (выявление противоречий, формирование концептуальных оснований опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.), формируют потребность преодолевать собственные затруднения и потребность в самосовершенствовании.
В таблице 2 представлены показатели профессиональной компетентности педагогов-конкурсантов до и после участия в областных конкурсах «Учитель
года», «Сердце отдаю детям», «Лучшая школьная библиотека» исходя из шкалы показателей профессиональной компетентности (выбор от 1 до 9), которые свидетельствуют о повышении уровня компетенций в профессиональном росте педагога и спо-
собствуют переводу их в практическую деятельность и вместе с тем выявляют резервы для дальнейшего профессионального роста (8, 9, 10, 11) и совершенствования деятельности по научно-методическому сопровождению конкурсного движения.
Таблица 2
Показатели профессиональной компетентности конкурсантов до и после участия в конкурсе педагогического мастерства
Показатели профессиональной компетентности До конкурса После конкурса
1. Обращение в практической деятельности к научно-педагогической литературе 4.8 8.8
2. Умение формулировать цели и задачи собственного опыта 5.3 8.3
3. Умение выявить и сформулировать противоречия, побудившие к поиску эффективных способов педагогической деятельности 4.9 7.3
4. Умение сформулировать концепцию педагогической деятельности 4.1 7.4
5. Умение вычленить факторы успешности в системе работы 6.8 7.9
6. Умение грамотно использовать научную терминологию 5.6 8.7
7. Умение выстроить в логической последовательности материалы об опыте работы 4.3 6.3
8. Умение сопоставить различные концепции обучения 5.9 6.9
9. Умение определить основания самоанализа УЗ 5.1 5.7
10. Умение формировать цели и задачи УЗ 5.3 6.8
11. Умение формулировать принципы, используемые в педагогическом опыте 4.0 5.1
12. Умение раскрыть эффективность применяемых методов обучения 6.4 8.3
13. Способность к рефлексии 5.7 7.9
При подготовке к конкурсу конкурсанты активно пользуются материалами видеобанка, в котором около тысячи единиц сюжетов разных конкурсов: учебные занятия, защита концепций педагогической деятельности, визитные карточки, около ста моделей мастер-классов и других материалов конкурсного движения. Они дают представление о теоретической подготовке конкурсантов, многообразии приемов в работе с детьми.
Открыта веб-страница «Конкурс» на сайте института, в помощь участнику конкурса введена постоянная рубрика в газете «Педагогический поиск» -главной областной газете учителей Кузбасса.
Наши исследования в области использования научно-технического потенциала КРИПКиПРО участниками конкурсного движения педагогов показали, что сегодня информационная база Интернета, видеобанка и выставочного центра оказывает педагогам наибольшую помощь в подготовке к профессиональным конкурсам.
Таким образом, научно-методическое сопровождение конкурсантов осуществляется всеми структурными подразделениями института.
III этап - научно-методическое обеспечение организации и проведения региональных конкурсов.
Региональные конкурсы проводятся в два этапа: городской (районный) и областной в соответствии с положениями областного уровня. Учредителями всех конкурсов является Департамент образования Кемеровской области, он же разрабатывает положения о конкурсах, формирует оргкомитет, утвержда-
ет состав экспертных комиссий, критерии и показатели экспертизы конкурсных материалов.
Факультет профессионального мастерства КРИПКиПРО осуществляет не только контроль за качеством подготовки слушателей на курсах повышения квалификации, на тренингах-встречах, но и организует индивидуальные консультации для победителей городского/районного этапа областных конкурсов, создает информационный банк данных участников областных конкурсов, который содержит сведения о более 2 тысяч работниках образования, около 500 образовательных учреждениях различного типа и вида.
Ежегодно к открытию областных этапов всероссийских конкурсов редакционно-издательский кабинет института готовит буклеты, в которых содержится полная, исчерпывающая информация: история конкурса; Положение об областном конкурсе; рассказ о каждом конкурсанте; состав оргкомитета; состав жюри.
Жюри конкурсов состоит из профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений области (22 %), победителей и лауреатов конкурсов прошедших лет (20 %), руководителей образовательных учреждений и учителей-практиков (58 %).
Во время конкурсов работает пресс-центр, который обеспечивает выпуск и распространение информационных материалов, сбор разноплановой информации о каждом конкурсном дне, организует пресс-конференции с конкурсантами, готовит специальный выпуск газеты «Педагогический поиск».
Департаментом образования Кемеровской области в этом году утверждены новые областные конкурсы: «10 лучших школ Кузбасса», «100 лучших учителей Кузбасса», «Педагоги Кузбасса - за здоровое поколение». В соответствии с национальным проектом федеральный центр выделяет грант на конкурсной основе лучшим образовательным учреждениям. По квоте Министерства образования и науки РФ в Кузбассе ежегодно грантовую поддержку получает 51 школа. Кроме этого победители областного конкурса «10 лучших школ Кузбасса», которые внедряют инновации в воспитании, образовании, в использовании информационных технологий, сохранении здоровья обучающихся, получают также по 1 млн рублей, но уже из областного бюджета.
Тот же принцип применяется к победителям областного конкурса «100 лучших учителей Кузбасса», к федеральным грантам добавляются денежные гранты Губернатора в размере 50 тыс. рублей. 150 победителей областного конкурса «Педагоги Кузбасса - за здоровое поколение» награждаются премией Губернатора по 10 тыс. рублей.
Подобные областные инициативы в сфере образования находят поддержку на муниципальном уровне. Большинство территорий Кемеровской области разработали и учредили свои муниципальные конкурсы для поддержки лучших школ, талантливых педагогов.
Конечно, этому предшествовала большая подготовительная работа, ведущую роль в которой сыграли Департамент образования и наш региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Так, к разработке проектов положений областных конкурсов «10 лучших школ Кузбасса», «100 лучших учителей Кузбасса» были привлечены педагоги области. На семинарах, курсах повышения квалификации, «круглых столах» обсуждались и корректировались положения о конкурсах. Содержание критериев и показателей конкурсного участия и конкурсного отбора разрабатывал ВНИК, в состав которого входили ученые вузов области, учителя - победители конкурсов профессионального мастерства, руководители лучших образовательных учреждений области, специалисты Департамента образования и преподаватели института.
Регулярно проводятся консультации по ознакомлению с содержанием критериев и показателей экспертизы конкурсного отбора лучших учителей и инновационных общеобразовательных учреждений на территории Кемеровской области.
Все это позволяет утверждать, что областные конкурсы профессионального мастерства работников образования являются открытой системой для всего педагогического сообщества Кузбасса.
IV этап - научно-методическое сопровождение конкурсантов в постконкурсный период.
Научно-методическое сопровождение на этом этапе носит персонифицированный характер. 30 % бывших конкурсантов активно участвуют в работе курсов повышения квалификации, семинаров КРИПКиПРО, проводят открытые уроки и мастер-классы на «июньских встречах» и «августовских афишах». Опыт всех победителей и лауреатов конкурсов обобщен, распространен и используется в рамках системы повышения квалификации. Издаются серии сборников, включающих опыт работы победителей и лауреатов областных конкурсов: «Педагогические таланты Кузбасса», «Учитель года», «Учитель-исследователь», «Ученые Кузбасса - школе» (объем 60 уч.-изд. л., тираж 300 экземпляров каждый).
Один раз в пять лет проводится фестиваль педагогического мастерства «Моя жизнь после конкурса», участниками которого являются лауреаты областного конкурса «Учитель года» предыдущих лет. Такие фестивали стимулируют педагогов, способствуют дальнейшему творческому поиску, самосовершенствованию, помогают утвердиться в верности своей профессии.
С целью поддержки и поощрения талантливых педагогов, повышения престижа учительской профессии, распространения педагогического опыта, а также содействия профессиональному общению создан региональный клуб «Учитель года Кузбасса». Члены клуба - победители, лауреаты и участники областного этапа российского конкурса «Учитель года», профессиональная элита Кузбасса. Они организуют обмен и распространение информации о положительном опыте реализации образовательных программ и проектов, проводят семинары, творческие мастерские, мастер-классы, оказывают консультативную помощь по подготовке учителей к конкурсу по организации и проведению самого конкурса в территориях. В рамках проекта «Методический поезд» члены клуба по заявке территорий побывали во многих городах и районах области.
Результатом деятельности КРИПКиПРО по научно-методической поддержке бывших конкурсантов могут служить данные о профессиональной успешности педагогов в постконкурсный период. Как показывают исследования, 66.6 % работников образования от общего количества участников конкурсного движения педагогов Кузбасса достигают высоких результатов в профессиональной деятельности, научном и карьерном росте.
Конкурсы профессионального мастерства несут в себе неограниченные возможности в удовлетворении самых разнообразных потребностей: потребности определить свое место в профессиональном общении; потребности быть первым (лидером); в
материальном, моральном поощрении своих способностей, талантов, профессионализма, находчивости - для педагога; это возможность выявить проблемы, противоречия, тенденции, которые имеют место в системе образования и в деятельности управления, выбрать оптимальные средства для их достижения, вовремя и грамотно корректировать воспитательно-образовательный процесс и руководство им на уровне школы, района, города, области - для методиста.
УДК 371.64/.69
Кузбасские педагоги своим честным, бескорыстным трудом доказали: российская школа жива, и уровень подготовки школьников Кузбасса реально конкурирует с уровнем образования других регионов страны. Но для того чтобы сохранять и развивать эти традиции, очень важно поддержать инициативных педагогов, новаторов, которые определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к этому реальными делами и результатами.
Поступила в редакцию 28.12.2006
И.Г. Вертилецкая, М.В. Корнилова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
Современный период модернизации образования, происходящий в контексте реформирования различных сторон российского государства, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности учителя. Сегодня становится очевидным, что обществу нужен педагог мобильный, стремящийся к непрерывному образованию и совершенствованию личностных и профессиональных качеств.
Важно отметить, что становление педагога, отвечающего современным требованиям к профессиональной деятельности, происходит непрерывно, не только в период его базовой подготовки, но и в ходе обучения на курсах повышения квалификации и самообразования, поскольку знания и умения, сформированные в вузе, становятся недостаточными для решения новых, стоящих перед школой задач.
К процессу самообразования учителя в широком смысле можно отнести самые различные действия педагога (в том числе интуитивные), результатом которых выступает реальное обогащение и повышение его профессиональной компетентности.
Вопросы профессиональной компетентности активно изучаются в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых последние два десятилетия. Рассматривая понятие «компетентность» (от латинского слова competo - добиваюсь, соответствую, подхожу), включающее знания и опыт специалиста в соответствующей области, мы опираемся на теоретические исследования В.А. Болотова, Т.Г. Бра-же, В.Н. Введенского, В.А. Дёмина, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, Дж. Равена, В.В. Серикова, О.Н. Шахматова, раскрывающих сущность компетентностного подхода в образовании.
Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и
опыт. В то же время компетентность как способность удовлетворять требованиям к выполнению работы проявляется через ожидаемые формы профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность как сложное, многофакторное явление включает не только базовые (научные) знания, но и ценностные ориентации специалиста, стиль взаимоотношений с людьми, его общую культуру и способность к развитию творческого потенциала и самообразования. В свете современной гуманистической парадигмы образования неотъемлемым элементом профессиональной компетентности учителя является высокий уровень его самообразования, включающий знания, умения и способности, необходимые для профессионального роста.
Совершенствование уровня самообразования учителя предполагает наличие у него определенного мировоззрения, относительно устойчивых жизненных целей и перспектив, навыков постоянного самоанализа и обобщения педагогического опыта, самодисциплины и самоконтроля.
В настоящее время ученые разработали условия и предпосылки дальнейшего исследования проблемы самообразования (А.Я. Айзенберг, А.К. Громце-ва, Н.Д. Иванова, В.С. Ильин, И.Л. Наумченко, Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, Г.Н. Сериков и другие). Однако прежде всего их усилия направлены на раскрытие вопросов формирования умений и навыков самообразования старшеклассников и студентов. Вместе с тем, указывая на значимость самообразования учителя в достижении профессионализма, исследователи подчеркивают важность самообразовательной деятельности в системе повышения квалификации (СПК).
В педагогической литературе, посвященной проблеме самообразования личности, представле-