Научная статья на тему 'Конкурс «Преподаватель года - 2017»: итоги и перспективы'

Конкурс «Преподаватель года - 2017»: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс «Преподаватель года - 2017»: итоги и перспективы»

зовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций первое место заняли Дарья Радионова, Николай Тимошенко, обучающиеся Кемеровского педагогического колледжа с работой на тему «Педагог— профессия солнечная».

В данной номинации среди общеобразовательных организаций первое место присвоено Захару Исмиханову, Ольге Ураковой, обучающимся гимназии № 12 Ленинска-Кузнецкого.

Среди организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первое место в номинации видеороликов заняли Николай Селюнин, Тимур Жидиханов, воспитанники МКОУ детского дома «Росток» Анжеро-Суджен-ска. Авторы взяли интервью у заместителя начальника пожарно-спасательной части № 2 Анже ро-Судже некого городского округа Андрея Сергеевича Шевченко, рассказав о профессии «пожарный-спасатель».

В номинации «Лучший профориентационный проект» среди профессиональных образовательных организаций жюри единогласно присвоило первое место Сергею Анищенко, Кириллу Рожко, Никите Чашину, Владиславу Ру-денко, обучающимся Киселевского горного техникума. Авторы представили социально значимый проект «Профессиональное погружение. Workshop». В рамках Фестиваля рабочих профессий студенты провели мастер-класс для участников на основе данного проекта, проде-

монстрировав его «жизнеспособность» и перспективность.

В номинации «Лучший профориентационный проект» среди общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первое место заняли Екатерина Беседина, Светлана Люкина, обучающиеся гимназии № 18 Ленинска-Кузнецко-го, которые представили профориентационный проект «День без турникета».

К положительным моментам можно отнести активность и заинтересованность участников в подготовке конкурсных работ. Конкурсанты имели возможность проявить творческие способности при написании эссе, создании видеоролика и профориентационного проекта. Участие в конкурсе способствует формированию их осознанного отношения к профессиональному самоопределению, построению личностного профессионального плана, выбору профессиональной образовательной организации и будущего рабочего места. Лучшие конкурсные работы вошли в электронный сборник и в дальнейшем могут быть использованы педагогами при разработке профориентационных мероприятий по информированию о тенденциях изменения рынка труда, рабочих профессиях Кузбасса, создании собственных профориентационных проектов на основе имеющихся, подготовке обучающихся к участию в подобных конкурсах.

КОНКУРС «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА — 2017»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Л. А. Михайлова, методист

Областной конкурс «Преподаватель года» уже двенадцать лет является главным конкурсом профессионального мастерства педагогических работников системы профессионального образования региона. В этом году в конкурсе приняли участие 54 педагога. Средний возраст участников — 38 лет, самому молодому — 24 года, самому опытному — 56 лет, педагогический стаж в среднем — 12 лет. Более 70% участников конкурса имеют федеральные и региональные награды, два участника — ученую степень кандидата наук.

О. И. Малороссиянова Л. А. Михайлова

Каждый конкурсант является разработчиком учебно-методических комплектов по преподаваемым дисциплинам, каждый второй принимал участие в региональных конкурсах, каждый третий — во всероссийских и международных.

Каждый второй конкурсант имеет персональный сайт, который использует для взаимодействия с обучающимися. Участники конкурса «Преподаватель года — 2017» занимают активную гражданскую позицию, принимают участие в общественной жизни коллектива и муниципалитета: каждый второй является членом профсоюзного комитета учреждения, каждый третий организует волонтерские отряды, каждый четвертый принимает участие в избирательных кампаниях. Восемь человек участвовали в конкурсе второй раз.

Участники на отборочном этапе прошли первые конкурсные испытания: решение педагогической ситуации и защита образовательного проекта.

Решение педагогической ситуации было включено в конкурсные испытания впервые. В ходе испытания участники продемонстрировали умение находить педагогически целесообразные и оригинальные способы нейтрализации нарушений дисциплины на уроке, активизации познавательной активности обучающихся, обосновывать предлагаемые решения. Интересными были предложения по использованию в образовательном процессе сотовых телефонов и других гаджетов обучающихся, подбору индивидуальных заданий для проблемных обучающихся с учетом их особенностей. Члены жюри отметили, что подавляющее большинство конкурсантов увидели в предложенной ситуации нарушение дисциплины на учебном занятии одним из обучающихся, наличие предыстории, когда педагог допустил ошибки в организации взаимодействия с группой обучающихся в целом и с этим конкретным обучающимся. Некоторые участники подошли к решению проблемной ситуации с юмором, что в отдельных случаях демонстрировало педагогическую растерянность.

Уже много лет на отборочном этапе конкурсанты публично защищают образовательные проекты, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся. Именно разработка проекта позволяет участникам конкурса продемонстрировать мастерство педагога через умение определить актуальную проблему организации образовательного процесса в конкретном учреждении и найти пути ее разрешения. Особый интерес

у членов жюри и присутствующих представителей педагогической общественности вызвали проекты, направленные на формирование метапредметных результатов обучения, предусмотренных ФГОС среднего общего образования, при разработке обучающимися индивидуальных проектов в рамках самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Обще-ствознание», при выполнении специально подобранных заданий на уроках по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».

Практический интерес представляют проекты, обеспечивающие повышение качества освоения студентами профессионального цикла за счет внедрения в образовательный процесс стандартов международной организации \Л/ог1с18к1118, целенаправленную психологическую подготовку обучающихся к участию в чемпионатах \Л/ог1с18к1118, включение в программу итоговой государственной аттестации выпускников демонстрационного экзамена с элементами методики \Л/ог1с18кШ8, подготовки обучающихся и педагогов к выполнению физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Большое количество участников конкурса представляли проекты по усилению практико-ориентированности образовательного процесса: организация разработки рекламных продуктов по реальным заказам администрации техникума и сторонних организаций; учебно-тренинго-вый центр по формированию предпринимательских компетенций в сфере туризма на основе интеграции образовательной организации и частного бизнеса; повышение качества подготовки специалистов для сельского хозяйства и формирование у них экологической культуры через разработку и реализацию студенческих проектов по сохранному землепользованию; подготовка обучающихся педагогического колледжа к разработке содержания и проведению профессиональных проб как формы профориентации учащихся общеобразовательных школ и др.

Вместе с тем представленные проекты имеют существенные недоработки. При обосновании актуальности проекта и формулировании проблемы, на решение которой направлен проект, авторы допускают безосновательные утверждения, нет логической связи при переходе от одной мысли к другой. В некоторых проектах задачами является формирование нескольких (8-12) профессиональных и общих компетенций, количество задач также может достигать 12. Вызывает сомнение, что один педагог средствами одного образовательного проекта

может решить поставленные задачи. Ожидаемые результаты реализации проекта в отдельных случаях плохо коррелируются с поставленными целью и задачами. Распространенной недоработкой представленных проектов является то, что они не содержат критерии и показатели для определения достижения ожидаемых результатов. Авторы некоторых проектов пытаются вместить в него всю свою педагогическую практику. Имеют место случаи, когда описание этапов реализации проекта, перечень мероприятий носят формальный характер, не раскрыто содержание деятельности. Многие авторы оформляют перечень мероприятий проекта в таблице, при этом некоторые из них в каждой строчке графы «ответственный» указывают свою фамилию, а в графе «срок исполнения» — весь период реализации проекта или его основного этапа.

Основными недостатками слайд-презентаций, сопровождающих выступления, является большое количество слайдов и их частая смена, когда невозможно воспринимать информацию в полном объеме, мерцание отдельных элементов слайда, большое количество текста на одном слайде, многоцветные изображения, диаграммы без количественных параметров, стилистические и грамматические ошибки, некорректный перенос слов.

Многие участники конкурса начинали свое выступление с цитаты авторитетного лица, которая не всегда соответствовала содержанию выступления, вступительная часть речи занимала более 50%, содержание деятельности было раскрыто не полностью, не всегда было понятно, что делать будет автор и что будут делать обучающиеся в ходе реализации проекта. При ответах на вопросы членов жюри отдельные участники конкурса демонстрировали неуверенное владение педагогической терминологией, допускали пространные рассуждения на темы, не относящиеся к заданному вопросу.

По итогам отборочного этапа жюри определило 20 участников финала. В этом году финал конкурса проходил в один этап, все финалисты давали урок (фрагмент) по преподаваемой дисциплине для незнакомой группы, на котором продемонстрировали владение педагогическим мастерством, умение организовывать эффективное взаимодействие с обучающимися, представили общественности свои лучшие приемы практической деятельности в форме мастер-класса, приняли участие в дебатах по актуальным темам развития профессионального образования.

При проведении конкурсных уроков финалисты допускали некоторые просчеты: ставили объемные, не выполнимые за 30 минут цели и задачи, не всегда обоснованно применяли групповую форму организации учебной деятельности обучающихся. При самоанализе не всегда корректно определяли тип урока, обосновывали применение выбранных методов проведения занятия. Определенную проблему представляла оценка достижений и промахов при проведении занятия, понимания приемов повышения эффективности данного занятия, возможной корректировки своей деятельности.

Дебаты — новое конкурсное испытание, которое включено в программу конкурса впервые. К обсуждению были представлены темы: информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе как средство повышения эффективности обучения и ограничения их использования; участие в чемпионатах \Л/8К (что это дает студентам, преподавателям, образовательным организациям, работодателям); мероприятия профориентационной направленности (какие из них позволяют привлечь наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов); дуальное образование как способ повышения качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Ведущими дебатов были победители конкурса прошлого года А. А. Шевчик и Д. М. Фомин. К сожалению, не все финалисты смогли продемонстрировать знание и понимание современных тенденций развития профессионального образования, глубину и оригинальность суждений, аргументированность, конструктивность предложений, умение отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую позицию.

По результатам конкурсных испытаний финала жюри определило 10 лауреатов, имена которых были названы на торжественной церемонии закрытия конкурса. Имя победителя конкурса по традиции стало известно на губернаторском приеме.

В институте разработана и реализуется программа подготовки участников к выполнению конкурсных заданий. По результатам конкурса программа ежегодно корректируется. Выступления и ответы на вопросы членов жюри участников конкурса «Преподаватель года — 2017» при публичной защите образовательных проектов, конкурсные уроки и мастер-классы финалистов, их участие в дебатах дают основания для внесения соответствующих изменений в программу подготовки участников конкурса «Преподаватель года — 2018».

Лучшие проекты областного конкурса «Преподаватель года - 2017»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЗИЦИЯ»

В. А. Курленя, преподаватель Юргинского технологического колледжа

Актуальность проекта. Последние десятилетия наблюдается острый дефицит рабочих профессии и снижение их престижа. Для решения проблемы правительство Российской Федерации разработало Стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года. Согласно данной концепции, с целью поддержки талантливой молодежи и повышения привлекательности системы профессионального образования в России проводятся олимпиады, конкурсы профессионального мастерства. С 2012 года Российская Федерация вступила во всемирное движение WorldSkills.

Одним из направлений деятельности профессиональной образовательной организации, подтверждающих качество подготовки специалистов, является успешное участие обучающихся в профессиональных конкурсах и чемпионатах рабочих профессий, в частности в чемпионате «Молодые профессионалы».

Регламент соревнований достаточно жесткий и требует со стороны участников максимальной сосредоточенности и высокой степени саморегуляции. Анкетирование экспертов и участников чемпионата «Молодые профессионалы» показало, что в ходе испытаний конкурсанты имеют трудности с саморегуляцией, а также с управлением временем в стандартных и нестандартных ситуациях.

Противоречие: между высокими требованиями чемпионата WorldSkills Russia к профессиональным и индивидуально-типологическим особенностям личности конкурсантов и недостаточной целенаправленной психологической подготовкой участников к соревнованиям.

Проблема: недостаточный уровень психологической подготовки участников к эмоционально напряженным, нестандартным ситуациям часто снижает их успешность в чемпионате «Молодые п рофессионал ы ».

Возникла необходимость разработки и реализации проекта, позволяющего готовить участ-

ников к психологически напряженным испытаниям конкурса.

Цель проекта: повышение уровня сформированное™ у студентов компетенции ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» через их участие в работе группы «Позиция».

Основные задачи:

1. Проанализировать регламент проведения чемпионата WorldSkills Russia для определения стандартных и нестандартных ситуаций.

2. Проанализировать опыт разработки и реализации программ психологической подготовки участников к чемпионатам.

3. Разработать программу психологической подготовки участников к чемпионату «Молодые профессионалы» и реализовать ее через работу группы «Позиция».

4. Оценить степень эффективности работы группы «Позиция» по формированию ОК 3, внести необходимые изменения в программные мероприятия.

Новизна проекта. Новизна проекта состоит в том, что целенаправленная психологическая подготовка участников к чемпионату WorldSkills Russia отсутствует не только в Юргинском технологическом колледже, но и во многих профессиональных образовательных организациях Кемеровской области. Из вышесказанного следует, что проект актуален не только при локальной реализации, но и на региональном уровне.

Практическая значимость проекта. Работа участников чемпионата в группе «Позиция» позволит им повысить уровень саморегуляции, психологической устойчивости к нестандартным, эмоционально напряженным ситуациям и при высоком уровне профессиональной компетентности быть успешными в конкурсе.

Практическую значимость имеет программа психологической подготовки участников к чемпионату «Молодые профессионалы», которая после реализации проекта может быть включена в основной процесс подготовки конкурсантов

к чемпионату. Программа может быть использована при подготовке к олимпиадам, конкурсам разной направленности, а также как основа для курса «Эффективное поведение на рынке труда».

Средства реализации образовательного проекта:

• совместная деятельность студентов, психолога и социального педагога в рамках работы группы «Позиция»;

• взаимодействие психолога с экспертами чемпионата по компетенциям, в которых участвует колледж.

Методы и приемы работы с членами группы:

• интерактивные методы: тренинги, мозговой штурм, моделирование реальных ситуаций чемпионата в игровой форме;

• активные методы: решение ситуационных задач.

Продукты деятельности:

• программа психологической подготовки участников к чемпионату «Молодые профессионалы»;

• мотиваторы.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня мотивации на профессиональное, личностное развитие и победу.

2. Повышение уровня самоорганизации, волевой регуляции поведения.

3. Овладение студентами методами саморегуляции и самоконтроля в нестандартных, эмоционально напряженных ситуациях.

4. Повышение уровня сформированности умения управлять временем, стрессоустойчивости.

5. Получение участниками группы продуктивного опыта работы в команде.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационно-подготовительный

— Анализ опыта разработки и реализации программ психологической подготовки участников к чемпионатам \ZVSR и конкурсам разной направленности.

— Анкетирование участников и экспертов с целью выявления психологических трудностей конкурсантов в ходе чемпионата.

— Разработка программы психологической подготовки участников чемпионата «Молодые профессионалы».

II этап. Основной (апробирующий).

1. Проведение организационного собрания группы «Позиция»:

• встреча с директором ЮТК;

• обсуждение регламента работы группы;

• знакомство с правилами работы на занятиях;

• встреча с участниками чемпионата и экспертами.

2. Проведение диагностических исследований участников группы «Позиция» и составле-

ние психологического портрета членов группы по следующим методикам:

• Спилбергера — шкала самооценки тревожности;

• Кеттела — методика многофакторного исследования личности;

•Айзенка — опросник структуры темперамента.

3. Реализация программы психологической подготовки участников к чемпионату «Молодые профессионалы» по основным блокам:

Блок 1. Интеллектуально-продуктивная сфера.

Блок 2. Эмоционально-волевая сфера.

Блок 3. Социально-коммуникативная сфера.

Блок 4. Психофизическая сфера.

Ill этап заключительный (аналитический)

1. Проведение выходного диагностического тестирования участников группы.

2. Анализ успешности участников чемпионата WorldSkills Russia.

3. Составление аналитического отчета о реализации проекта, внесение изменений в программу психологической подготовки участников чемпионата.

Осуществление контроля эффективности реализации проекта. Оценкой эффективности реализации проекта является:

• успешное участие в чемпионате (победитель или призер);

• повышение уровня саморегуляции участника соревнований (анализ анкет конкурсантов после участия в чемпионате);

• наличие положительной динамики параметров психологического портрета участников группы (сравнение результатов диагностических исследований участников до и после работы в группе «Позиция»),

Форма представления результатов проекта:

• отчет о проекте на педагогическом совете;

• размещение информации на сайте образовательной организации;

• размещение информации в электронной сетевой методической копилке на сайте Кузбасского регионального института развития профессионального образования.

Дальнейшее развитие проекта. Продукт проекта — программа психологической подготовки участников чемпионата «Молодые профессионалы» при эффективной реализации проекта может быть включен в основную программу подготовки участников к чемпионату WorldSkills Russia. Возможности программы позволяют ее реализацию при трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ГОТОВНОСТЬ № 1»

Л. В. Лярская, преподаватель Юргинского техникума агротехнологий и сервиса

Актуальность проекта. Около трех лет назад в нашей стране началось возрождение некогда популярного общественного движения, призванного вернуть в жизнь россиян здоровье и активность, — движения ГТО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса — повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Проблема проекта. В нашем образовательном учреждении постоянно работает восемь спортивных секций: футбол, волейбол, баскетбол, стрельба из пневматической винтовки, легкая атлетика, силовая гимнастика, настольный теннис, гиревой спорт. В секциях регулярно занимается 32% обучающихся техникума. Наши обучающиеся — участники, призеры и победители городских и областных соревнований по различным видам спорта. Ежегодно присваиваются юношеские и спортивные разряды. Так, по гиревому спорту за период с 2010 года было присвоено 466 юношеских и 54 спортивных разряда.

В 2015/16 учебном году восемь обучающихся ЮТАиС впервые приняли участие в выполнении комплекса ГТО. Все они показали высокий результат, шестеро из них получили золотые значки. Можно говорить о высоком уровне физической подготовленности студентов техникума и результативности работы ЮТАиС по вовлечению обучающихся в систематические занятия спортом.

Однако эти же результаты говорят и о недостаточной эффективности данной работы:

• 42 % обучающихся относятся к занятиям спортом равнодушно;

• 28% — имеют по физической культуре оценку «удовлетворительно»;

• вовлеченность в движение ГТО составила всего 1 % от всех обучающихся.

Мы посчитали, что, вовлекая обучающихся в движение ГТО, можно привлечь их к регулярным занятиям спортом. Так появилась идея проекта «Готовность № 1».

Цель проекта: подготовка выпускников к преодолению физических нагрузок в профессиональной деятельности и прохождении службы в Вооруженных силах РФ посредством выполнения нормативов комплекса ГТО.

Задачи проекта:

• формировать у обучающихся мотивацию к вступлению в движение ГТО, регулярным занятиям спортом, сдаче норм ГТО, дополнительным занятиям физической культурой;

• обеспечить методическое сопровождение подготовки обучающихся к выполнению нормативов ГТО: разработать и использовать в работе индивидуальные рекомендации по выбору нормативов и организации самостоятельной работы, индивидуальные и групповые комплексы упражнений и т.д.;

• отработать механизм действий по организации выполнения нормативов комплекса ГТО обучающимися: регистрация, сбор необходимых документов, обеспечение инвентарем, выезд на спортивные мероприятия и т.д.

Планируемые результаты реализации проекта:

• повышение качественной успеваемости по физической культуре;

• увеличение количества студентов, регулярно занимающихся спортом;

• увеличение количества студентов, присоединившихся к движению ГТО (не менее 10% от числа обучающихся);

• успешное выполнение студентами нормативов ГТО — не менее 40 % от количества обучающихся, принявших участие в сдаче нормативов, что соответствует государственной программе РФ «Развитие физической культуры и спорта», по которой доля граждан, выполнивших нормативы комплекса ГТО, от общей численности населения, принявшей участие в сдаче нормативов комплекса ГТО, в 2017 году должна составить 25% (из них 40% учащихся и студентов);

• формирование у обучающихся потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой;

• совершенствование физических качеств и техники двигательных действий обучающихся;

• воспитание морально-волевых качеств характера: силы воли, целеустремленности, дисциплинированности, организованности;

• формирование положительного имиджа образовательной организации;

• развитие социального партнерства.

Перспективы проекта:

1. Реализация проекта станет еще одной спортивной традицией ЮТАиС, спортивные мероприятия (день ГТО, фестиваль ГТО) будут

проводиться ежегодно, привлекая обучающихся к регулярным занятиям спортом.

2. Обучающиеся, которые не справились с нормативами ГТО в рамках реализации проекта, смогут продолжить тренировки и повторить попытку в следующем учебном году.

3. За время учебы многие студенты могут дважды выполнить нормативы ГТО и улуч-

шить собственные результаты, т. к. возраст обучения в техникуме (15-20 лет) — это возраст 5-й (16-17 лет) и 6-й (18-29 лет) ступеней ГТО.

4. В плане развития проекта — привлечение к движению ГТО педагогических работников и других сотрудников ГАПОУ ЮТАиС.

Этапы реализации проекта

Этапы Деятельность педагогического коллектива по реализации проекта Деятельность

мотивационная методическая организационная обучающихся

I - Проведение - Определение - Подтверждение - Ответы на вопросы

анкетирования уровня физической группы здоровья анкеты

и анализ результатов подготовленности (медицинский осмотр) - Прохождение

- Разработка обучающихся - Помощь в регистрации медицинского осмотра

и размещение на сайте (входное тестирование) на сайте ГТО - Регистрация

ПОО раздела «ГТО» - Разработка - Проведение дня ГТО на сайте ГТО

- Оформление Доски и корректировка - Прохождение входного

почета отличников ГТО нормативной тестирования

- Разработка, и планирующей - Участие в дне ГТО

размещение документации

и распространение - Разработка

наглядных документации

агитационных для проведения

и информационных дня ГТО

материалов

II - Размещение текущей - Разработка - Помощь в регистрации - Регистрация

информации на сайте индивидуальных на сайте ГТО на сайте ГТО

ПОО и стенде и групповых комплексов - Проведение - Тренировочный

- Поощрение упражнений текущего контроля процесс

обучающихся по обязательным видам индивидуального - Определение видов

по результатам - Организация развития по выбору

промежуточного тренировочного - Самостоятельная

мониторинга процесса в рамках учебных занятий - Консультационная помощь в определении упражнений по выбору - Организация самостоятельных внеучебных занятий работа - Ведение дневника самоконтроля - Формирование навыков выполнения упражнений

III - Размещение на сайте - Корректировка - Проведение - Регистрация

и стенде информации физической нагрузки текущего контроля на сайте ГТО

о результатах в рамках индивидуального роста - Тренировочный

выполнения тренировочного - Организация участия процесс

нормативов ГТО процесса в фестивале ГТО - Совершенствование

- Награждение - Подготовка техники выполнения

студентов, документов участников упражнений

выполнивших - Организация - Самостоятельная

нормативы выполнения работа

- Обновление стенда нормативов ГТО - Ведение дневника

«Отличники ГТО» самоконтроля - Участие в фестивале ГТО - Выполнение нормативов ГТО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАША ЗЕМЛЯ - В НАШИХ РУКАХ»

Л. В. Стрежкова, преподаватель Кемеровского аграрного техникума им. Г. П. Левина

Актуальность проекта. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 2016 год, более 680 тыс. га пахотных земель (25,6%) Кузбасса подвержены деградации посредством воздействия шахт, свалок, разрезов, карьеров, эрозии. Не менее 100 тыс. га требуют незамедлительной рекультивации, а общая площадь нарушенных земель в Кузбассе в 10 раз превышает среднероссийские показатели. Данная ситуация приводит не только к выходу из оборота пригодных для сельскохозяйственного производства пахотных земель, но и катастрофически снижает количество и качество продукции растениеводства, что обуславливает необходимость в формировании экологической культуры у будущих аграриев.

Ежегодное проведение на базе техникума совместных с социальными партнерами мероприятий, таких как круглые столы, научно-практиче-ские конференции, конкурсы профессионального мастерства, позволило определить критерии, предъявляемые работодателями к специалистам сельскохозяйственного профиля. Работодатели (98%) отмечают, что востребованный на рынке труда специалист должен ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9) и своевременно проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции (ПК 2.2), так как сохранение экосистем Кемеровской области, поддержка естественного плодородия почвы, получение экологически чистой продукции — это ключевые этапы формирования экологической составляющей земледелия Кузбасса и экологической культуры будущего специалиста.

Один из эффективных способов повышения экологической культуры — создание новых, эко-логоемких, социально значимых индивидуальных проектов и проведение прикладных исследований, осуществляемых в рамках образовательного процесса, внедрение которых в производство будет способствовать сохранению окружающей среды и обеспечивать рынок качественными, экологически чистыми продуктами питания.

При проведении анкетирования обучающихся первого курса было выявлено, что более 70% из них имеют средний и низкий уровень сформированное™ экологической культуры, что является недостаточным для специалистов данного профи-

ля. Возникает необходимость создания условий для формирования экологической культуры обучающихся в рамках образовательного процесса.

Цель проекта: формирование экологической культуры обучающихся как фактор повышения качества подготовки специалистов сельскохозяйственной направленности.

Задачи:

— определить основные этапы формирования экологической культуры;

— содействовать формированию системы на-учно-экологических знаний, экологической культуры и экологического сознания обучающихся;

— организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность студентов;

— выявить наиболее эффективные педагогические и методические условия для формирования экологической культуры у студентов.

Этапы реализации проекта

I этап — подготовительный.

— Определение направлений взаимодействия участников в процессе реализации проекта;

— диагностирование обучающихся с целью определения уровня их экологической культуры по методике С. Дерябко и В. Левина;

— составление плана проектно-исследова-тельской деятельности обучающихся;

— заключение договоров о социальном партнерстве и сетевом взаимодействии с предприятиями и организациями Кемерово и Кемеровской области.

II этап — основной.

— Разработка УМК по ПМ.01 «Реализация аг-ротехнологий различной интенсивности» и ПМ.02 «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия» с учетом необходимости формирования экологической культуры обучающихся по специальности «агрономия».

— Создание экологической развивающей среды на базе техникума:

• организация и проведение информационных выставок «Слагаемые экологического сознания»;

• проведение классных часов экологической направленности «Дары природы»;

• проведение конкурса-выставки рисунков «Мой мир»;

• проведение конкурса эссе «Человек, профессия, экология»;

• организация и проведение фотовыставки «Родной Кузбасс»;

• благоустройство и озеленение территории ПОО.

— Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся:

• организация и проведение прикладных исследований по возделыванию районированных сортов традиционных сельскохозяйственных культур региона;

• организация и выполнение внеаудиторных заданий с элементами исследовательской деятельности;

• разработка индивидуальных волонтерских, экологических и бизнес-проектов.

— Проведение конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся техникума.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Формирование системы научно-экологиче-ских знаний через подготовку и проведение студенческих научно-практических конференций:

• «Экологическое земледелие Кузбасса»;

• «Практическое земледелие: экология и инновации»;

• «Шаг в профессию: презентация собственных проектов и прикладных исследований».

— Активное участие обучающихся в работе форумов и конференций различного уровня, конкурсах профессионального мастерства, WorldSkills Russia.

— Анализ уровня сформированности экологической культуры.

— Создание сборников материалов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленных на защиту и реабилитацию нарушенных земель Кузбасса.

Ill этап — заключительный.

— Определение уровня сформированности экологической культуры.

— Анализ реализации студенческих проектов, направленных на сохранение природных комплексов Кузнецкой котловины.

— Анализ эффективности реализации проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• приобщение обучающихся к различным видам созидательной деятельности, направленной на формирование экологической культуры и активной жизненной позиции;

• проведение исследований, направленных на сохранение почвенных ресурсов Кузбасса;

• разработка и реализация студенческих социально значимых проектов, направленных на улучшение экологической обстановки в Кузбассе и экологизацию сельскохозяйственного производства на основе внедрения ресурсосберегающих систем земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;

• повышение чувства социальной и личной ответственности за состояние окружающей среды у студентов;

• повышение качества подготовки специалистов сельскохозяйственной направленности.

Перспективы реализации проекта:

1. Расширение сетевого взаимодействия в области формирования экологической культуры у студентов техникума.

2. Представление опыта другим профессиональным образовательным организациям сельскохозяйственной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.