Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации'

Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова М. В., Заруба Н. А.

The activity of Kuzbass Regional Institute of Advanced Qualification and Training Anew of Teachers in information culture development of Kemerovo Region's teachers is characterized. The specific character of the course «Principles of a person's information culture» directed towards teachers is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова М. В., Заруба Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A teachers's information culture formation in the system of advanced qualification

The activity of Kuzbass Regional Institute of Advanced Qualification and Training Anew of Teachers in information culture development of Kemerovo Region's teachers is characterized. The specific character of the course «Principles of a person's information culture» directed towards teachers is shown.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

М. В. Корнилова , к. пед. н., зав.каф. Управления образованием Тел.(3842) 31-15-86, E-mail: [email protected]

Н. А. Заруба, д. с. н., проф., ректор Тел.(3842) 31-16-11, E-mail: [email protected] Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования http://kem.classes.bazel.ru

The activity of Kuzbass Regional Institute of Advanced Qualification and Training Anew of Teachers in information culture development of Kemerovo Region's teachers is characterized. The specific character of the course «Principles of a person's information culture» directed towards teachers is shown.

Начало ХХ1 века для России является переходным этапом к информационному обществу, в котором увеличиваются потоки циркулирующей информации, стремительными темпами совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника. В этих условиях образование ориентируется не столько на полноту сообщаемых сведений, сколько на умение добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Система повышения квалификации работников образования выполняет важную миссию адаптации учителей к постоянно меняющимся социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Поэтому важно формировать у каждого учителя готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Учителю необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого учитель должен не только владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности. Под информационной

культурой учителя мы понимаем одну из составляющих общей культуры личности, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей.

Информационная культура учителя характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности учителя: формирование информационной культуры ученика, пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора.

В Кемеровской области благодаря совместной деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУ-КИ) и Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКи-ПРО) накоплен значительный опыт по формированию информационной культуры работников образования. Успешность совме-

стной работы во многом обусловлена четкой постановкой цели и разделением функций. Исходя из общей цели формирования информационной культуры учительства Кузбасса как основной профессиональной категории, от которой зависит массовое повышение уровня информационной культуры региона, и, прежде всего, учащейся молодежи, оба образовательные центра дифференцировали свои функции в данной сфере следующим образом.

НИИ информационных технологий социальной сферы выполняет в основном функцию исследовательского центра, обеспечивающего теоретическое обоснование и научно-методическое сопровождение курса «Основы информационной культуры личности». Под руководством профессора Н.И. Гендиной получены существенные теоретические и практические научные результаты, имеющие важное значение для системы образования: разработаны, экспериментально проверены и внедрены в практику работы учреждений образования и культуры не только Кузбасса, но и других регионов России концепция и технология формирования информационной культуры личности; создан комплекс учебно-программных и учебно-методических документов, обеспечивающих продуктивность деятельности по формированию информационной культуры личности в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях.

В целом результаты проведенных исследований НИИ информационных технологий социальной сферы по информационной культуре явились основанием для предоставления на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования комплекса информационно-образовательных услуг: повышение квалификации работников образовательных и библиотечно-информа-ционных учреждений; оказание консультативно-методической помощи образовательным, библиотечно-информацион-ным учреждениям по широкому спектру профессиональных проблем, включая формирование информационной культуры личности, внедрение новых информационных технологий, совершенствование информационного

учебно-методического обеспечения учебного процесса; проведение научно-практических семинаров, тренингов для работников школьных библиотек по внедрению инновационных форм и методов работы, повышению уровня их информационной

грамотности и информационной культуры.

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования выступает в роли ведущего регионального центра по апробации и экспериментальной проверке разрабатываемых НИИ ИТ СС технологий, выполняя функцию трансляции и испытания надежности предлагаемых методик и моделей обучения педагогических работников основам информационной культуры.

Проведенная специалистами института диагностика уровня сформированности информационной культуры педагогов Кемеровской области показала, что большинство не имеет необходимых умений работы с информацией, недостаточно четко формулируют информационные запросы, испытывают затруднения в составлении и оформлении тезисов, рецензий, научных статей, отзывов, учебных программ и др. Учителя испытывают серьезные затруднения, связанные с использованием информационных технологий, не знают методики работы с различными техническими средствами, не умеют отобрать нужное программное обеспечение - это самые распространенные проблемы, с которыми встречаются педагоги в своей профессиональной деятельности.

В качестве рационального способа решения проблемы формирования информационной культуры учителей с 1999 г. в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования организуются краткосрочные курсы для различных категорий учителей.

Самые первые курсы, общий объем которых составил 80 часов, проводили ведущие специалисты НИИ информационных технологий социальной сферы, которые сформировали мотивацию слушателей и обеспечили овладение ими необходимыми информационными знаниями и умениями. Результатом проведения курсов явилось не только повышение уровня информационной культуры конкретных педагогов, но и последующее внедрение курса «Основы информационной культуры» в учебный процесс педагогических колледжей Кемеровской области и общеобразовательных учреждений.

Впоследствии курсы «Основы информационной культуры» были организованы для руководителей общеобразовательных школ, учителей различных образовательных областей, специалистов дополнительного и

дошкольного образования.

С 2002 г. в рамках длительных курсов повышения квалификации проводятся занятия со всеми слушателями, независимо от специальности, по основам информационной культуры и освоению новых информационных технологий. Наряду с учителями и руководителями общеобразовательных учреждений Кемеровской области в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования проводятся курсы по основам информационной культуры для библиотекарей образовательных учреждений Кузбасса.

Институт стал подлинной экспериментальной площадкой, на базе которой НИИ ИТ СС пропагандирует и распространяет концепцию формирования информационной культуры личности. Помимо организации и проведения курсов повышения квалификации по основам информационной культуры в КРИПКиПРО развернута широкомасштабная научно-исследовательская, опытно-экспериментальная, методическая и информационно-просветительская работа по формированию информационной культуры учителей, руководителей образовательных учреждений, а также школьных библиотекарей Кузбасса.

В настоящее время к организации процесса повышения квалификации по формированию информационной культуры работников образования и проведению опытно-экспериментальной работы привлечены преподаватели кафедры Управления образованием и кафедры Информационных технологий КРИПКиПРО, в том числе осуществляющие диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (3 человека), на соискание ученой степени доктора педагогических наук (2 человека) по вышеназванной теме.

Были разработаны новые варианты программ «Основы информационной культуры руководителя образовательного учреждения» и «Основы информационной культуры педагога дополнительного образования» на единой концептуальной основе.

В рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» НИИ информационных технологий социальной сферы проводит совместно с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования научно-практические конференции, семинары, конкурсы для учителей, библиотекарей и руко-

водителей образовательных учреждений Кузбасса по задачам формирования информационной культуры личности; обобщения и распространения положительного опыта работы образовательных учреждений и учреждений культуры по способам решения проблемы информационного образования.

Это свидетельствует о массовости явления, связанного с формированием информационной культуры учителя в системе повышения квалификации, что подтверждается договором о намерениях Кемеровского государственного университета культуры и искусств и Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, подписанным ректорами этих образовательных учреждений в ноябре 2006 г. Стороны договорились, что содержанием совместной деятельности являются сотрудничество с НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, реализующим программу ЮНЕСКО «Информация для всех»; проведение совместных научных исследований по вопросам формирования информационной культуры личности; совместный анализ экспериментального материала; выпуск научной и учебно-методической литературы и др.

Один из пунктов договора - разработка и внедрение программ повышения квалификации «Основы информационной культуры» для учителей, библиотекарей и руководителей образовательных учреждений.

С этой целью нами (НИИ ИТ СС и КРИПКиПРО) были разработаны, опубликованы и внедрены учебные программы повышения квалификации «Основы информационной культуры учителя», «Основы информационной культуры руководителя образовательного учреждения» и «Основы информационной культуры педагога дополнительного образования».

Резкое увеличение потока научной и учебной информации заставляет нас в работе со слушателями курсов повышения квалификации перейти от модели накопления полезных знаний по педагогике, психологии, частным методикам к варианту овладения навыками самообразования, необходимых для эффективного продолжения образования учителями и руководителями образовательных учреждений на протяжении всей жизни.

Речь идет об умениях, которые не относятся к конкретной дисциплине и предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение разнообразной научной и

учебной информации. Мы относим эти умения к содержанию информационной культуры, в состав которого входит оперирование с информацией адекватного содержания, осуществление ее генерации, передачи, преобразования, что является фундаментом для совершенствования компьютерной культуры слушателей повышения квалификации.

Рассмотрим более подробно программу повышения квалификации «Основы информационной культуры учителя», рассчитанную на 72 часа.

Цель спецкурса «Основы информационной культуры учителя» состоит в упорядочении разрозненных, несистематизированных знаний учителя, связанных с формированием целостного представления современной информационной картины мира.

Достижению поставленной цели подчинена структура спецкурса, в составе которого выделяются пять основных модулей (рис. 1 - см. цв. вставку).

Спецкурс по формированию информационной культуры учителей, реализуемый в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, построен по модульному принципу и предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала.

На рис. 2 (см. цв. вставку) показана структура связи целей, содержания и форм повышения квалификации по описываемому нами направлению.

Специфика данных курсов повышения квалификации заключается в том, что они подчинены задачам практической педагогической деятельности слушателей повышения квалификации и используют достижения информатики, прикладной лингвистики, библиотековедения, теории текста и др., таким образом, являясь интегративными и междисциплинарными.

Программой предусмотрены соответствующие каждому из содержательных модулей методы и формы организации учебного процесса: вводное тестирование, установочные лекции, проектные семинарские занятия, практикумы в библиотеках, кабинетах современных средств обучения и педагогической информации, Интернет-классе, итоговое тестирование и др.

Особое место отводится самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работе слушателей, использованию активных методик. Курсы завершаются защитой проектов материалов учебно-методической

или научно-исследовательской деятельности педагогов.

Например, рассмотрим более подробно пятый модуль представленной программы повышения квалификации «Технология подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя».

Цель модуля - овладение технологией разработки некоторых видов учебных и научных текстов.

Задачи:

•познакомить с особенностями композиционного построения и правилами оформления учебных и научных текстов;

• освоить конструирование основных видов учебной и методической документации, используемой в образовательном учреждении;

• определить критерии экспертирования учебно-программных, учебно-методических материалов педагогов;

• совершенствовать навыки публичного выступления;

•определить направления дальнейшей совместной деятельности участников и организаторов курсов повышения квалификации.

Планируемые результаты модуля - это умения:

•определять жанр учебных и научных текстов по формальным признакам;

•разрабатывать и оформлять некоторые виды учебных и научных текстов;

• критериально оценивать результаты деятельности;

• публично защищать разработанные проекты;

• конструктивно критиковать выступления коллег.

Содержание модуля включает следующие виды и способы деятельности слушателей курсов повышения квалификации:

• установочные лекции;

• консультации по защите проектов;

•групповая работа по практическим заданиям;

•самостоятельная (индивидуальная, парная) работа по оформлению проектов;

•защита проектов;

•взаимная экспертиза представленных проектов;

•итоговое тестирование.

Модульное построение курсов повышения квалификации по формированию информационной культуры учителя обеспечи-

вает ее системность, логическую организацию, алгоритмизацию, избирательность, то есть способствует естественной реализации педагогических принципов: научности и доступности, системности и последовательности, индивидуального и дифференцированного подхода. Кроме того, структурирование по модульному принципу позволяет выдержать логику, систематичность, обеспечить заданный уровень глубины изучаемого материала в зависимости от интереса и необходимости, потребностей, уровня предварительной подготовки учителей в области информационной культуры.

Динамику уровней сформированности информационной культуры слушателей курсов повышения квалификации можно проследить на рис. 3(см. цв. вставку).

Статистический анализ полученных данных на завершающем этапе педагогического эксперимента подтвердил действенность используемых нами условий повышения квалификации, методических и дидактических средств и приемов в формировании информационной культуры учителей. Об этом свидетельствует существенное перераспределение слушателей повышения квалификации по уровням сформированно-сти информационной культуры (от низкого к высокому уровню) - начало эксперимента: 57,4% против 5,2%, окончание эксперимента: 18,1% против 23,2%. Следовательно, можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры учителей в системе повышения квалификации.

Проведенная экспериментальная работа Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с НИИ информационных технологий социальной сферы подтвердила выдвинутые предполо-

жения об эффективных результатах формирования информационной культуры учителя в системе повышения квалификации (СПК) при определении и внедрении следующих педагогических условий: создании образовательной среды в системе повышения квалификации, реализации технологии формирования информационной культуры и использовании мониторинга по формированию информационной культуры учителя в СПК.

Это позволило разработать научно-прак-тические рекомендации, способствующие формированию информационной культуры учителя в системе повышения квалификации. Полученные теоретические и практические результаты исследования рекомендованы для использования организаторам повышения квалификации учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования Кемеровской области (институты и факультеты повышения квалификации, научно-методические центры, информационно-методические центры).

Проблема формирования информационной культуры учителя сложна и многогранна. Результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, тем не менее, они позволяют определить направление ее дальнейшей разработки: апробацию педагогической модели формирования информационной культуры личности в других образовательных учреждениях; уточнение зависимости профессиональной компетентности от уровня сформированно-сти информационной культуры учителя; обоснование и разработку диагностических процедур по выявлению уровня информационной культуры учителя с учетом дифференциации образовательной области его профессиональной деятельности.

Тридцать первый совет Дрейвса - Указывайте тему в электронном сообщении

Отсутствие темы в электронном сообщении - безошибочный шаг к тому, чтобы его не читали. Многие фильтруют почту, чтобы исключить сообщения без указания темы. Фильтр автоматически сбрасывает такую почту в корзину или папку спама, которая читается редко, если, вообще, читается. Всегда вводите тему, ограничиваясь не более, чем 10 броскими словами, во избежание усечения.

Предыдущие советы смотрите на сайте МАПДО.

Источник. Издательство МАПДО (http://www.aha.ru/~study/mapdo/SovetD.htm)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.