Научная статья на тему 'Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации средствами конкурсного движения'

Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации средствами конкурсного движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / МАСТЕР-КЛАСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ / ТОК-ШОУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задворная М. С.

В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития педагогов дошкольного образования. Подробно характеризуется «Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России», направленный на выявление эталонов эффективной педагогической деятельности, демонстрацию лучшего передового педагогического опыта, а также профессионально-личностных качеств его участников. Конкурс сегодня приобретает дополнительные функции стимулирования мотивации самоактуализации, саморазвития педагогов дошкольных образовательных организаций, становится университетом педагогического мастерства при соблюдении совокупности организационно-педагогических условий повышения квалификации субъектов конкурса профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задворная М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации средствами конкурсного движения»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСНОГО

ДВИЖЕНИЯ

ЗадворнаяМ.С., 2017

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург

Аннотация: в статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития педагогов дошкольного образования. Подробно характеризуется «Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России», направленный на выявление эталонов эффективной педагогической деятельности, демонстрацию лучшего передового педагогического опыта, а также профессионально-личностных качеств его участников. Конкурс сегодня приобретает дополнительные функции стимулирования мотивации самоактуализации, саморазвития педагогов дошкольных образовательных организаций, становится университетом педагогического мастерства при соблюдении совокупности организационно-педагогических условий повышения квалификации субъектов конкурса профессионального мастерства.

Ключевые слова: конкурс, конкурсное движение, профессиональное мастерство, мастер-класс, педагогическое мероприятие с детьми, ток-шоу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BY MEANS OF COMPETITIVE MOVEMENT

Zadvornaya M. S., 2017

Saint-Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education senior lecturer in early childhood

education, Saint Petersburg

Annotation: the article actualizes opportunities for professional competitions to encourage and ensure the professional development of teachers of preschool education. Detail is characterized by "the all-Russian professional competition «The Teacher of year of Russia», aimed at identifying standards of effective teaching activities, demonstration of the best of best teaching practices, and professional and personal qualities of its participants. The competition is becoming more and more functions of the stimulation of motivation of self-actualization, self-development of teachers of preschool educational organizations, and becomes a university teaching skill within a framework of total organizational and pedagogical conditions of training of subjects of the professional skill contest.

Key words: competition, competition movement, professional skills, master-class, educational event with children, talk shows.

За последние несколько лет в нашей стране вышло несколько государственных документов, определяющих значение профессии педагог дошкольного образования, значимость задач, которые должны быть решены в профессиональной деятельности педагогических работников дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). Это федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2016-2020 годы, в которых подчеркивается необходимость профессионального развития педагогов ДОО, основанного на использовании последних достижений науки, современных педагогических технологий, определяется перечень трудовых функций и профессиональных умений педагога, которые служат нормативной основой для разработки образовательных программ, реализуемых организациями дополнительного профессионального образования; пересматриваются приоритетные задачи образования, в связи с чем изменяются требования к личностным и профессиональным качествам педагога дошкольного образования, что усиливает потребность педагогов в непрерывном обучении [3]. Обеспечение качества дошкольного образования осуществляется по нескольким направлениям, среди которых - повышение социального статуса и

благосостояния педагогических работников дошкольного образования, престижа профессии педагог дошкольного образования.

За последние годы социальный статус педагогов дошкольного образования в сознании россиян значительно вырос. В исследовании, проводимом кафедрой дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного образования он рассматривался, прежде всего, в разрезе престижа профессии в условиях модернизации дошкольного образования. Среди ряда вопросов респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, профессия воспитателя детского сада пользуется в обществе уважением?». Большинство опрошенных родителей считает, что общественная оценка профессии воспитателя высока, о низкой оценке заявили 21,6% родителей и затруднились с ответом 22,6% опрошенных. Интересно, что, отвечая на вопрос, касающийся изменений престижа профессии воспитателя в ближайшее время, часть респондентов 44,4% думают, что престиж профессии воспитателя детского сада в ближайшие 5 лет повысится, 25,2% полагают, что престиж профессии воспитателя очень высок, 20,4 % оценивают его как достаточно высокий, 10 % респондентов считают, что престиж понизится. Таким образом, большая часть опрошенных ожидает в недалеком будущем изменения отношения со стороны общества к профессии воспитатель. Они предполагают, что профессия воспитателя станет более престижной.

Детский сад в современных условиях является сложным организмом, создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающим условия для творческой, профессиональной работы педагога, ищущим новые возможности профессионального развития педагога, отвечающим самым современным требованиям. Мы можем отметить, что в современных условиях без внедрения инновационных технологий, повышения престижа профессии педагога ДОО, выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В данном контексте исключительно актуальной представляется задача развития профессионализма педагога дошкольника. Для решения данной задачи может быть предложено несколько стратегий - организация наставничества, поддержка профессионального развития педагога в образовательной среде ДОО. Одним из средств поддержки педагога ДОО может стать участие в профессиональных конкурсах.

Конкурс (от лат. сопсигеш) - сход, стечение, столкновение) — соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников. Развитие профессионализма педагога в конкурсах педагогического мастерства проходит несколько этапов: осознание своих возможностей, раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, прогнозирование дальнейшей его деятельности, возможной перспективы изменений профессиональной «Я» - концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимость профессионального роста [5]. Разнообразие конкурсов, в которых могут принимать участие педагоги дошкольного образования, достаточно велика и разнообразна. Конкурсы проводятся по видам педагогической деятельности, функционалу педагогических работников; они организуются как органами управления образованием, так и другими учреждениями, и организациями [1].

Наиболее системным конкурсом, создающим условия для презентации педагогами собственных достижений, является «Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России». Конкурс направлен на выявление творчески работающих педагогов, имеющих высокий рейтинг в образовательных организациях среди воспитанников, родителей и общественности, на поддержку и распространение инновационных разработок и технологий, а также лучших образцов профессионального опыта педагогических работников дошкольных организаций, реализующих программы дошкольного образования на территории Российской Федерации, повышение престижа труда педагогических работников ДОО оказывающих эффективное влияние на образовательный процесс, на развитие новых форм профессионального общения и расширение его диапазона. Этот конкурс ставит участников в позицию исследователей и актуализирует затруднения, испытываемые ими в собственной практике; формирует потребность преодолевать собственные затруднения; объективирует потребность самосовершенствования. Многообразие форм проведения конкурса позволяет избегать рутинности и предсказуемости в воплощении замысла и адаптировать содержание каждого педагогического «состязания» к профессиональным запросам педагогов детского сада.

Конкурс ежегодно проводится на территории Российской Федерации и состоит из следующих этапов:

- регионального этапа, который проводится в течение учебного года в соответствии с положением о региональном профессиональном конкурсе «Воспитатель года», утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования;

- заключительного этапа, который проводится в соответствии с Положением и Порядком проведения заключительного этапа конкурса, который ежегодно утверждается организационным комитетом конкурса.

Рассмотрим наиболее значимые этапы профессионального конкурса и более подробно остановимся на заключительном этапе конкурса, который проходит в три тура.

В первый тур (заочный) включены четыре конкурсных задания:

- «Интернет-портфолио» - это Интернет-ресурс участника конкурса. Данное конкурсное испытание - это требование времени. В современных условиях педагог ДОО должен обладать знаниями в области ИКТ, быть готовым к диссеминации своего передового педагогического опыта. К критериям оценки Интернет-ресурса относятся: тематическая организованность представленной информации; образовательная и методическая ценность размещенных материалов, их соответствие современным требованиям, оригинальность и практическая значимость; возможность использования материалов в семейном воспитании; культура представления информации [6]. Следует отметить, в первую очередь оценивается контент (содержание) информационного ресурса, а потом уже концептуальность и эргономичность: соответствие типа ресурса содержанию; адресность, доступность и простота использования; обеспечение обратной связи и культура представления информации.

- «Педагогическая находка» представляет собой методическую разработку образовательной деятельности с детьми по теме выбранной участником конкурса. Методическая разработкой может быть конспект проведения образовательной деятельности с детьми любой направленности и тематики. Критериями оценивания стали: авторская новизна и оригинальность, практичность, доступность, применимость и соответствие ФГОС ДО [6].

- Эссе «Я - педагог». Написание эссе конкурсанты считают одним из самых сложных в рамках первого тура. Эссе должно раскрывать мотивы выбора профессии педагога образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, и отражать его собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание ценности и уникальности периода дошкольного детства и миссии педагога в современных условиях. Критериями оценки эссе участников конкурса являются: ясность и четкость аргументов выбора профессии, широта и масштабность кругозора, индивидуальность, уровень профессионального мышления, уровень изложения и художественный стиль [6].

Приведем в качестве примера несколько выдержек из эссе конкурсантов. Воспитатель детского сада № 1 «Теремок» Алтайского края, Зиннер Екатерина Владимировна, в своем эссе отмечает, что «для нее «воспитатель» — не статус, не общественное положение, не хобби, не работа, а жизнь. В основе профессии воспитатель лежат Любовь и Доброта. Она не хочет быть для детей только источником информации, а хочет быть другом. Доверие, доброжелательность, выдержка, внимание и улыбка помогают ей создать в группе атмосферу радости, творчества, созидания и успеха». Одинцова Наталья Николаевна воспитатель детского сада № 88 Приморского района Санкт-Петербурга считает, что «она работает воспитателем, потому что эта работа дает ей сразу две уникальные возможности: быть среди людей, для которых познание, исследование мира — это первостепенная потребность, и быть полезной им в их открытии мира», а Колесникова Ольга Борисовна воспитатель детского сада № 37 Приморского района Санкт-Петербурга отвечая на вопрос «Что же самое главное в жизни?» написала, что «если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы...В жизни надо иметь служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливыми

других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. Важно находить для себя правильные решения и стремиться, чтобы все решения шли прямо от сердца».

Таким образом, эссе призвано демонстрировать речевую и интеллектуальную компетентность участника конкурса, умение в письменном тексте передать специфику трудовых будней педагога дошкольника через описание системы используемых методов и приемов, организацию взаимодействия с субъектами образовательного процесса (дети, родители, педагоги), социальными партнерами, личное отношение к профессиональным проблемам, умение прогнозировать возможности развития дошкольного образования в регионе и стране.

- «Визитная карточка» - видеоролик, представляющий педагогического работника, рассказывающий о его учебной, воспитательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях. Участники сами определяют жанр видеоролика (репортаж, видеоклип, интервью, мультфильм и т.п.).

Второй (очный) тур конкурса включает два задания:

- «Мастер-класс» — это публичное выступление перед педагогическим сообществом и членами жюри в своей подгруппе, демонстрирующее конкретный методический прием, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающие современные тенденции развития дошкольного образования. Тема мастер-класса определяется конкурсантом самостоятельно. В связи с тем, что цель этого конкурсного испытания - представление и распространение результатов образовательной деятельности лучших работников ДОО, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленные на решение проблемных вопросов развития детей дошкольного возраста, конкурсанту необходимо продемонстрировать высокий уровень его профессионального педагогического мастерства. Очень часто в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытое занятие (мероприятие) или презентацию достижений педагога, но его смысл, несомненно, глубже. М. Поташник использовал в определении понятия мастер-класс образное выражение, «мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества у Мастера. Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью которого является «искусств» решения педагогических проблем». Форма проведения мастер-класс может быть различной: лекция, практическое занятие, интегрированная (лекционно-практическая) деятельность с использованием методов прямого и комментированного показа. Важно, чтобы он проходил в активном или интерактивном режиме. Педагог-мастер должен уметь представлять свой опыт не только профессиональному сообществу, но и широкой общественности. Немаловажно при выборе формы проведения мастер-класса учитывать индивидуальные особенности участника конкурса, чтобы наиболее полно раскрыть его умение «владеть аудиторией», а также потенциал наглядного и образного представления своего педагогического мастерства. Не случайно в критерии оценки этого конкурсного задания включены такие показатели, как общая культура и умение взаимодействовать с аудиторией [6]. Таким образом, во время проведения мастер-класса конкурсант демонстрирует, в широком смысле слова, свои авторские разработки - собственные образовательные программы, технологии, методики, а также отдельные формы, методы, приемы - словом, педагогические «находки».

- «Педагогическое мероприятие с детьми» конкурсанты проводят в детском саду в соответствии с расписанием занятий возрастной группы, где возраст детей, группа для проведения мероприятия определяется жеребьевкой. При подготовке к этому испытанию конкурсанту необходимо продумать, каким способом он сможет представить структурные компоненты занятия (общую цель, конкретные задачи, содержание, методы и средства воспитания и обучения). Вот некоторые требования к технике проведения педагогического мероприятия: педагогическая мобильность - способность конструирования образовательного процесса в условиях конкретной образовательной ситуации и организации совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса, которыми могут быть и педагоги, и воспитанники), методическая компетентность конкурсанта (соответствие формы, содержания, методов и приемов возрасту детей) [6]. Перед конкурсантом стоит задача -заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности и поддержать детскую инициативу и самостоятельность, немаловажно так же умение организовать и удерживать интерес

детей в течение образовательной деятельности; реализация на занятии интегрированного подхода и организация системы детской деятельности. Таким образом, педагогическое мероприятие с детьми -фрагмент профессионального опыта, наглядная демонстрация профессиональных компетенций участника конкурса. Оно предполагает разумное сочетание репродуктивного, поискового и творческого компонентов [4].

По итогам первых двух конкурсных испытаний «Мастер-класс» и «Педагогическое мероприятие с детьми» определяется 10-ка лауреатов, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге. После объявления лауреатов продолжается соревнование за звание абсолютного победителя конкурса.

Третий тур (очный) включает в себя два мероприятия, которые транслируются в сети Интернет в режиме реального времени и включают:

- «Публичная лекция». Темы выступлений для каждого участника определяются и утверждаются оргкомитетом конкурса и отражают современные тенденции развития дошкольного образования. Тема лекции и очередность выступления лауреатов определяется жеребьёвкой накануне конкурсных испытаний третьего тура. Приведем в качестве примера тематику лекций: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация», «Организация психолого-педагогический помощи родителям детей дошкольного возраста», «Формы профессионального развития педагога», «Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации», «Негосударственный сектор дошкольного образования: за и против», актуальных формах и технологиях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных организаций». Сложность для конкурсанта составляет не только формат выступления (лекция), сколько структура содержания - ведь за короткий срок необходимо не только раскрыть тему выступления, но и заявить свою педагогическую позицию, показать нестандартность мышления, культуру использования научной литературы, умение заинтересовать. К числу важнейших элементов публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Публичное выступление члены жюри оценивают по ряду критериев среди которых отражение в выступлении социокультурной основы современного дошкольного образования и тенденций его развития, умение профессионально аргументировать и комментировать идеи, актуальность высказываемых идей и положений, умение устанавливать контакт с залом, эмоциональность, артистизм [6]. Таким образом, публичное выступление должно показать наличие собственной позиции конкурсанта, знание им современных образовательных тенденций, умение вести профессиональный диалог, а также убедительность и красочность речи. Кроме ранее перечисленного оценивается общая эрудиция конкурсанта, содержательность и аргументированность выступления.

- Ток-шоу «Профессиональный разговор». В данном конкурсном испытании, как и в предыдущем, участвуют лауреаты конкурса. Лауреаты конкурса ведут обсуждение проблемных педагогических ситуаций в рамках заданной темы. Тема ток-шоу и его ведущий определяется оргкомитетом конкурса и оглашается накануне проведения мероприятия, которое предполагает публичное обсуждение какого-либо вопроса, связанного с образованием. Например, могут рассматриваться вопросы: «Что привело Вас в профессию? Что в ней удерживает до сих пор? Какие Ваши личные качества помогают оставаться в профессии?» или «Что такое хороший педагог с двух точек зрения: со стороны родителя и со стороны ребенка?», а может быть «Как Вы считаете молодой человек, который выбирает профессию педагога...» и многие другие. Таким образом, конкурсант должен обладать умением вести профессиональный диалог, что подразумевает способность конкурсанта к удержанию темы, возможность продолжать и развивать высказанную мысль, а также умение обосновать заявленную позицию дополнительными аргументами и кроме этого корректно возражать другому участнику при несовпадении позиций.

По итогам третьего конкурсного тура - «Публичная лекция» и ток-шоу «Профессиональный разговор» определяется абсолютный победитель конкурса.

«Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» представляет собой принципиально иной по смыслу профессиональный конкурс, суть которого в трансляции современного понимания требований к профессиональной деятельности педагога дошкольного

образования. Необходимо отметить, что «Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» - становится одним из значительных конкурсов и рассматривается как движение, которое является массовым, то есть охватывающим разные поколения работающих педагогов ДОО; консолидирующим, то есть предполагающим сотрудничество и сотворчество конкурсантов разных лет и поколений, широкой общественности; профессионально-направленным, то есть ориентированным на достижение и демонстрацию успеха в педагогической деятельности. Об этом говорит постоянное увеличение числа участников конкурса. Так во «Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России - 2017» приняли участие педагоги ДОО (воспитатели, учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, педагоги-дефектологи и педагоги дополнительного образования) из 75 субъектов Российской Федерации.

Нововведением 2017 года стало проведение в рамках конкурса конференции по дошкольному образованию с участием ведущих отечественных специалистов в области дошкольного образования. Участникам конкурса, принявшим участие в конференции, было выдано удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Профессиональное совершенствование педагога в области современной практики конкурсного движения» в объёме 32 ч. И, конечно, сохраняя конкурсные традиции, проводятся выезды в лучшие ДОО принимающего региона. По итогам конкурса традиционно подготавливается сборник методических материалов лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» «Лучшее от лучших».

Воспитатели - победители Всероссийских конкурсов в разных регионах России, представляют свои мастер - классы, занятия, презентации в форме методических семинаров, проводят консультации. Консультирование проходит в разных формах: индивидуальные и групповые консультации; в интерактивном режиме с использованием Интернет - ресурсов (портал, дистанционное консультирование, форум и т.д.) [2]. Педагоги дошкольного образования мобильны, восприимчивы к новому, работоспособны и преданны своей работе и детям, испытывают потребность личностного и профессионального роста.

Таким образом, следует отметить, что с одной стороны, за восемь лет существования «Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России» доказал, что он является не только инструментом оценки профессионализма отдельных педагогов и всей системы дошкольного образования в целом, но и мощным фактором профессионального развития педагога дошкольного образования, с другой стороны, есть выраженное стремление педагогов к наращиванию педагогического мастерства именно участвуя в конкурсном движении. Мы не можем не согласиться с мнением Е. М. Пахомовой, которая считает, что «в конкурсах педагогического мастерства развитие профессионализма педагога ДОО рассматривается в первую очередь, как раскрытие личностных и профессиональных качеств участника конкурса, осознание своих профессиональных возможностей, понимание необходимости и планирование дальнейшего профессионального развития, и тогда можно ожидать изменений профессиональной «Я»-концепции, утверждения профессиональной позиции, осмысления гуманистических, социальных, профессиональных ценностей и необходимости профессионального роста» [5].

Список литературы

1. Вершинина Н.А., Пискунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения / Н.А. Вершинина, Е.В. Пискунова // Человек и образование. - 2012. - № 2 (31). - С. 46-51.

2. Задворная М.С. Неформальное образование педагога в условиях подготовки к конкурсу «Воспитатель года» / М.С. Задворная // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 26 октября 2017 г. в 2-х частях. Ч.1. - Стерлитамак: АМИ, 2017. - С. 116-120.

3. Задворная, М.С. Инновационные формы обучения педагогов дошкольного образования в современной системе повышения квалификации / М.С. Задворная // Проблемы соврем. пед.

образования. Сер.: Педагогика и психология / Гуманитар. - пед. акад. (фил.) «Крым. федер. ун - та им. В. И. Вернадского» (г. Ялта). - Ялта: Гуманитар. - пед. акад., 2016. — № 52, ч. 5. - С. 208—214.

4. Пахомова Е.М. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Михайловна Пахомова. - Москва, 2003. - 208 с.

5. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства. Программа повышения квалификации / Е.М. Пахомова, Л.П. Дуганова // Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2006.

6. Порядок проведения заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2017 году. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vospitatel-goda.ru/_01_docs.php (дата обращения 03.12.2017)

УДК 378.146

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Закиева Р.Р., 2017

Казанский государственный энергетический университет, старший преподаватель кафедры промышленная электроника и светотехника, Казань

Аннотация: в статье обосновывается педагогическая целесообразность подготовки специалистов инженерного профиля в учреждениях профессионального образования. Ключевые слова: качество, образование, студенты технического вуза.

PREPARATION OF QUADIFIED WORKERS IN ESTABLISHMENTS OF PROFESSIONAL

EDUCATION

Zakieva R.R., 2017

Kazan State Power Engineering University, Senior Lecturer of the Department of Industrial Electronics and

Lighting Engineering, Kazan

Annotation: the article proves the pedagogical expediency of training specialists in the engineering profile in vocational education institutions.

Key words: quality, education, students of a technical college.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 г. [1] современная педагогика в качестве одной из ведущих своих задач ставит создание и приумножение высококвалифицированного профессионального кадрового потенциала, способного к продуктивной интеллектуальной деятельности [2]. Востребованными сегодня становятся кадры, способные решать сложные профессиональные задачи и нести персональную ответственность за их решение, выстраивать стратегию собственного профессионально-личностного роста, готовые быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственно-хозяйственной деятельности. Объективно возникает необходимость модернизации профессиональной подготовки будущих специалистов, направленной на повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

В профессиональной подготовке специалистов инженерного профиля на сегодняшний день наметились серьезные изменения, важнейшие из которых - переход на трехуровневую систему подготовки кадров вузах и внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые полностью меняют ориентиры развития современного технического образования.

Концептуальной основой профессиональной подготовки будущих инженеров становится «компетентностный» подход, отвечающий требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества, личности и принципам Болонского соглашения. Данный подход соответствует условиям современного рынка труда и предполагает доведение российской инженерии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.