УДК 373
В. Н. Белкина, Н. В. Кошлева
Конкурс профессионального мастерства педагогов как фактор развития муниципальной системы дошкольного образования
Статья посвящена одной из форм развития дошкольного образования в Ярославской области. В связи с этим авторы выделяют наиболее важные с точки зрения целей и задач особенности конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций города Ярославля, который отмечает свое пятнадцатилетие. В рамках конкурса происходят поиск, обобщение и распространение нового содержания, методов и приемов работы воспитателей, руководителей, узких специалистов дошкольных образовательных организаций с детьми. В статье дан анализ наиболее важных результатов конкурсного движения. Также представлен опыт работы Клуба победителей городского конкурса профессионального мастерства «Золотой фонд» (КИТ). Раскрываются такие направления деятельности Клуба, как «Наставничество», «Распространение лучшего педагогического опыта членов Клуба», «Участие в организации и проведении профессиональных и детских конкурсов», «Инновационная деятельность, социально значимые проекты и акции». Приводятся примеры используемых форм работ, позволяющих реализовать идею объединения интеллектуальных и творческих ресурсов лучших педагогов города для решения образовательных проблем муниципальной системы дошкольного образования.
Ключевые слова: муниципальная система образования, конкурс профессионального мастерства, клуб победителей, клуб инноваций и творчества, потенциал педагогов дошкольных образовательных организаций, диссеминация педагогического опыта.
V. N. Belkina, N. V. Koshleva
Teachers' Professional Skills Competition as a Factor of Development of the Preschool Education Municipal System
In the article the most important features are allocated, from the point of view of purposes and tasks, professional skills competition of teachers of the preschool educational organizations in Yaroslavl which will celebrate the fifteenth anniversary next year. Also the work experience of the Club of winners of the professional skills city competition «Gold fund» is provided (KIT). Tasks are revealed and such activities of the Club as «Mentorship», «Distribution of the clubmen's best pedagogical experience», «Participation in the organization and carrying out professional and children's contests», «Innovative activities, socially important projects and events» are considered. Examples of the used forms of the works allowing to realize the idea of consolidation of intellectual and creative resources of the best teachers of the city to solve educational problems of the preschool education municipal system are given.
Keywords: municipal education system, professional skills competition, club of winners, Club of innovations and creativity, potential of preschool educational organization teachers, dissemination of pedagogical experience.
Современные документы федерального уровня, определяющие перспективы развития российского образования, среди прочих ставят задачи подготовки педагогов новой формации, владеющих основами профессиональной компетентности, способных выйти за пределы стандартных образовательных ситуаций; задачи адресной поддержки перспективных творческих педагогов, поддержки инновационного опыта и инновационных программ.
Одним из эффективных средств раскрытия потенциала педагогов в инновационном аспекте, средств поступательного движения вперед всей образовательной системы выступают конкурсы
профессионального мастерства, которым в настоящее время уделяется все больше внимания. Конкурсное движение в системе дошкольного образования города Ярославля имеет свою историю и развивается с 2002 г. Город одним из первых в Российской Федерации подошел к проведению самостоятельного конкурса среди педагогов дошкольного образования, организация которого проходила за рамками традиционного конкурса «Учитель года». Конкурс для педагогов детских садов получил название «Золотой фонд», ставшее для муниципальной системы образования города Ярославля своеобразным брендом, символизирующим не только единение лучших
© Белкина В. Н., Кошлева Н. В., 2017
Конкурс профессионального мастерства педагогов
как фактор развития муниципальной системы дошкольного образования
творческих специалистов, но и инновационный продукт, разработка и внедрение которого позволяет системе дошкольного образования развиваться.
Главными задачами конкурса стали повышение престижа профессии педагога дошкольного образования, выявление талантливых педагогов и пропаганда передового педагогического опыта, предоставление возможности самореализации лучшим педагогам дошкольных образовательных организаций.
За 15 лет существования конкурса в «Золотой фонд» вошли более 350 педагогов дошкольных учреждений. Победителями стали 35 педагогов, лауреатами - 66, дипломантами - 93.
Однако конкурс не является «застывшим организмом», он постоянно претерпевает изменения. В последние годы, в условиях модернизации и ускорения инновационных процессов в дошкольном образовании, конкурс профессионального мастерства приобрел ряд отличительных особенностей, которые характеризуются формированием нового взгляда на социальную значимость педагогической профессии, ее интеллектуальный и творческий потенциал; усилением направленности конкурса на соответствие новым требованиям, предъявляемым к педагогам в условиях стандартизации образования; расширением диапазона профессионального общения, развитием информационной культуры педагогов; стабильным интересом к конкурсному движению педагогов, склонных к инновационной деятельности и имеющих устойчивые позитивные результаты педагогической работы; встраиванием конкурса в единую систему конкурсного движения педагогов дошкольного образования Российской Федерации. В связи с этим с 2015 г. конкурсу официально присвоен статус муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».
Деятельность организаторов и партнеров конкурса на протяжении 15 лет позволила достичь высокого рейтинга конкурса среди педагогов дошкольных образовательных организаций города Ярославля, о чем говорят стабильно высокие показатели количества участников.
На сегодняшний день более 60 % детских садов города выдвигали своих педагогов на конкурс и презентовали инновационный опыт. Мы можем говорить о значимых результатах участия победителей конкурса «Золотой фонд» на региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». В 2011 г. абсо-
лютный победитель, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 237» Ирина Анатольевна Шевченко стала участником Всероссийского конкурса «Воспитатель года России - 2011».
Отмечается увеличение числа педагогов -участников конкурса, достигающих высоких результатов в дальнейшей профессиональной деятельности: повысили квалификационную категорию, стали заведующими или старшими воспитателями дошкольных образовательных организаций. 12 педагогов стали преподавателями высшей школы, пятеро вышли на защиту кандидатской диссертации.
Победители, лауреаты, дипломанты конкурса - талантливые, активные, ищущие педагоги, которых мы по праву считаем лидерами образовательной системы города. Их педагогический потенциал важно не только сохранить, но и создать условия для его развития. И речь идет не только о профессиональном росте участников конкурса. Важнее создать некое сообщество единомышленников, способных рождать и реализо-вывать новые педагогические и социально значимые идеи. Одной из таких организационных форм выступил Клуб победителей конкурса профессионального мастерства, созданный в муниципальной системе образования города в 2014 г.
Работа по распространению передового опыта победителей и лауреатов конкурса велась и ранее. Победители проводили мастер-классы, семинары, творческие мастерские для педагогов в рамках акции «Педагогический марафон», выступали на конференциях, лучший опыт издавался в информационно-методических сборниках и брошюрах. Участники конкурса одного года активно общались между собой в ходе курсовой подготовки новой команды конкурсантов, принимали участие в церемонии открытия конкурса, передавая сложившиеся традиции и конкурсную эстафету новым участникам. Все это позволяло системе дошкольного образования города насыщаться новым содержанием, формами педагогической деятельности.
Вместе с тем в ходе обсуждения новых направлений работы детских садов возникла идея объединения усилий лидеров дошкольного образования в процессе поиска того нового, что подвигало бы систему к решению современных задач развития ребенка. Именно тогда была высказана идея создания Клуба инноваций и творчества: «КИТ». Просто, по-детски, как у дошкольников, но именно это название, на наш взгляд, отражает направленность его деятельно-
сти. И не случайно среди задач Клуба диссеми-нация передового педагогического опыта, популяризация конкурсного движения, формирование позитивного общественного мнения о системе дошкольного образования и педагогах, поддержка достижений педагогов профессиональным сообществом, выявление «общего поля» профессиональных проблем и их решение, выдвижение и разработка инновационных идей, внедрение новых технологий.
Именно эти задачи деятельности Клуба позволили объединить интеллектуальные и творческие ресурсы лучших педагогов города для решения образовательных проблем муниципальной системы образования, а членов Клуба рассматривать инициаторами, организаторами и участниками многих проектов (в том числе социально значимых), направленных на развитие системы образования города.
Первый год деятельности Клуба был очень насыщенным и непростым. Как и в любом коллективе, нельзя было миновать этапа его становления - знакомства и сближения участников, установление неформального общения и партнерских отношений между членами Клуба. Все это проходило на фоне организационной работы, которая состояла в разработке положения и символики Клуба, выборах Совета Клуба, разработке сертификата члена Клуба, создании страницы Клуба на сайте Городского центра развития образования, реализации инициативы членов Клуба в проведении городских конкурсов для воспитанников дошкольных образовательных организаций, участии в работе жюри детских конкурсов и конкурсов профессионального мастерства «Педагогический дебют» и «Золотой фонд».
Включение членов Клуба в работу общественного жюри конкурса «Золотой фонд» стало поводом для утверждения собственного приза клубовцев - за лучшую творческую презентацию и имидж педагога. Деловые партнеры конкурса оценили идею поддержки лучшего делового имиджа педагога детского сада и выдвинули предложение включить эту номинацию в положение на постоянной основе.
Данное направление работы Клуба, которое мы обозначили как «Профессиональные и детские конкурсы», было понятно членам Клуба, поэтому его реализация не вызвала никакого затруднения, кроме того, оказалась очень интересной для педагогов, получивших возможность выйти за пределы своего дошкольного учрежде-
ния и почувствовать свою значимость на муниципальном уровне.
Еще два направления деятельности - Клуба «Наставничество» и «Распространение лучшего педагогического опыта членов Клуба» - наполнены разнообразными содержательными формами работы, среди которых широкий спектр всевозможных форм диссеминации опыта: фестивали и ярмарки, педагогические субботники и форумы, мастер-классы и семинары, конференции и «круглые столы», презентационные площадки.
Активное включение членов Клуба в проведение курсовой подготовки будущих участников конкурса профессионального мастерства позволяет участникам показать уровень конкурсных презентаций и занятий, получить необходимые консультации, нацеливает их на развитие необходимых умений публичного выступления. Долгие годы финалисты конкурса озвучивали организаторам свои трудности в ходе испытания третьего тура - пресс-конференции. Такая форма общения нетипична для практиков и определяется ими как стрессовая ситуация. Преодолеть ее, получив лишь одни рекомендации, как правило, бывает недостаточно. Приблизиться к решению проблемы помогла инициатива членов Клуба в проведении для участников тренировочной пресс-конференции, где по разные стороны встретились финалисты конкурса и представители клуба «КИТ». В разговоре на актуальную тему участники высказывали свое мнение, обозначали профессиональную позицию, могли получить советы и рекомендации членов Клуба о том, как строить публичное выступление, аргументировать ответы, держать себя на публике. Своеобразный тренинг помогает снять тревогу и психологическое напряжение финалистам, подготовиться уже к настоящей «Пресс-конференции» с участием членов жюри и журналистов.
Поле деятельности для членов Клуба в трех обозначенных направлениях очень широкое. Инновации и творчество здесь базируются на уже освоенных и представленных на конкурсе победителями инновационном содержании и технологиях. Сложнее обстоит дело с направлением «Инновационная деятельность, социально значимые проекты и акции», где члены Клуба предполагают совместную работу по решению актуальных вопросов дошкольного образования и получение некоего социально значимого результата и коллективного продукта, которой может тиражироваться и распространяться в муниципальной системе образования. Клуб инноваций и
Конкурс профессионального мастерства педагогов
как фактор развития муниципальной системы дошкольного образования
творчества еще достаточно молодой, чтобы можно было говорить о существенных достижениях в этом направлении, но привести небольшой пример такой совместной творческой деятельности можно.
Так, два года назад в конкурсе «Воспитатель года России» появилось новое испытание: мастер-класс со взрослой аудиторией. Для педагогов дошкольного образования технология проведения мастер-класса с использованием «фокус-группы» была незнакома. Обычно воспитатели проводили мастер-классы с детьми, давая по ходу рекомендации и пояснения своим действиям коллегам, или со взрослыми, которые выступали в качестве детей. Члены Клуба, понимая необходимость освоения новой формы, провели большую аналитическую работу, познакомившись с опытом победителей конкурса «Учитель года», победителей Всероссийского этапа конкурса «Воспитатель года России», разработали рекомендации, включающие методологическую, коммуникативную, имиджевую, психологическую составляющие, подготовили и провели свои мастер-классы для участников конкурса.
Деятельность оказалась очень интересной и сплачивающей, а удовлетворение результатами достигло апогея у членов Клуба, когда участники нового конкурса выступали с мастер-классами в финале.
Сегодня общество требует от победителей конкурсов профессионального мастерства осознанной общественно-педагогической позиции. Безусловно, возникновение Клуба победителей конкурса профессионального мастерства помогает решению такой задачи.
Вместе с тем стимулирующим началом профессионального роста педагогов дошкольного образования, в значительной степени «закрытой» сферы педагогической деятельности, можно рассматривать конкурсное движение в целом. Требования к участникам, их творческим разработкам, коммуникативным качествам, профессиональной компетентности возрастают с каждым годом.
Педагоги дошкольной сферы мобильны, восприимчивы к новому, работоспособны, преданны
своей работе и детям, испытывают потребность личностного и профессионального саморазвития, готовы к коллективному сотворчеству и достижению социально значимых результатов совместной деятельности. Конкурсное движение позволяет педагогам проявить все эти качества, а значит, насытить новым содержанием, формами, технологиями педагогической работы в целом систему дошкольного образования города и области.
Библиографический список
1. Пахомова Е. М. «Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя» [Электронный ресурс] : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Е. М. Пахомова. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-konkurs-professionalnogo-masterstva-kak-sredstvo-povysheniya-kvalifikatsii-uchitelya.
2. Положение о Клубе инноваций и творчества победителей конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Золотой фонд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onedrlve.llve.com/vlew. aspx?resid=A4174044B6A 30
47D!2008&cid=a4174044b6a3047d&lor=shortUrl&app= Word.
3. Положение о Всероссийском клубе «Воспитатель года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vospltatel-goda.ru/ 08 01-1 club-docs.html.
Bibliograficheskij spisok
1. Pahomova E. M. «Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo povyshenija kvalifikacii uchitelja» [Jelektronnyj resurs] : avtoref. ... dis. kand. ped. nauk / E. M. Pahomova. - Rezhlm dostupa: http://nauka-pedagoglka.com/pedagoglka-13-00-01/dissertaciya-konkurs-professionalnogo-masterstva-kak-sredstvo-povysheniya-kvalifikatsii-uchitelya.
2. Polozhenie o Klube innovacij i tvorchestva pobeditelej konkursa professional'nogo masterstva pedagogov doshkol'nogo obrazovanija «Zolotoj fond» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhlm dostupa: https://onedrive.live.com/view.aspx?resid=A4174044B6A 30
47D ! 2008&cid=a4174044b6a3047d&lor=shortUrl&app= Word.
3. Polozhenie o Vserossijskom klube «Vospitatel' goda» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhlm dostupa: http://www.vospltatel-goda.ru/_08_01-1_club-docs.html.