Научная статья на тему 'Проект положения о конкурсе работников дошкольного образования'

Проект положения о конкурсе работников дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1686
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА / РЕГЛАМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКСПЕРТ / ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ / ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ / ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ / ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ КОНКУРСАНТОВ / ЭТАПЫ КОНКУРСА / ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПОВ КОНКУРСА / ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЖЮРИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложкина Елена Юрьевна

Автор обосновывает необходимость проведения конкурсов среди работников дошкольного образования, раскрывает особенности разработки структуры и концепций проведения всероссийских конкурсов работников дошкольного образования, описывает порядок организации и проведения экспертизы работ конкурсантов, выделяет права, обязанности и ответственность эксперта.; предлагает различные формы проведения конкурса; Особое внимание обращает на критерии оценки конкурсных работ, порядок проведения конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ложкина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект положения о конкурсе работников дошкольного образования»

ФГОС дошкольного образования

Литература

1. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 21-25.

2. Бритвина О. Н., Мурзова О. А. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 13-20.

3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.40-45.

4. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инно-

вационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. с.98-105

5. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта

дошкольных образовательных учреждений. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 1. С. 16-24.

6. Ермилова Е. Г. У вас есть проект? Газета «Педагогический

вестник», № 1,2014.

7. Ехлакова Т. М., Смертина Л. А., Селянина Н. Н., Сальни-

кова Л. В. Воспитательная система нравственного ста-

новления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей». // Инновационные программы и проекты в образовании

2011. № 2. С. 50-58.

8. Иванова Е. О., Н. М. Осмоловская. Теория обучения в ин-

формационном обществе. М., 2011.

9. Поддьяков Н. Н.. Психическое развитие и саморазвитие

ребенка. Санкт-Петербург, 2010.

10. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1. с.3-14

11. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения //Образование и наука. 2012. № 8. с.5-14

12. Теплякова О. А. Интерпретация социального заказа на воспитание духовно-нравственной личности в государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования //Образование и наука.

2012. № 9. с.71-84

13. Управление качеством образования. Под редакцией М. М. Поташника. М., 2000.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Сайт 1"|11р://Минобрнауки. рф/документы.

15. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО № 11 (79), 2010. с. 3-12.

Ложкина Елена Юрьевна

Начальник отдела ДО

Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации

[email protected]

J V.

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л________________________________________г

Аннотация. Автор обосновывает необходимость проведения конкурсов среди работников дошкольного образования, раскрывает особенности разработки структуры и концепций проведения всероссийских конкурсов работников дошкольного образования, описывает порядок организации и проведения экспертизы работ конкурсантов, выделяет права, обязанности и ответственность эксперта.; предлагает различные формы проведения конкурса; Особое внимание обращает на критерии оценки конкурсных работ, порядок проведения конкурса.

Ключевые слова: конкурс, дошкольное образование, цели и задачи конкурса, регламент, организационно-методическое обеспечение, эксперт, порядок проведения экспертной оценки, этические нормы поведения экспертов, требования к участникам, требования к оформлению конкурсной работы, требования к материалам конкурсантов, этапы конкурса, порядок проведения этапов конкурса, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, критерии оценки конкурсных материалов, портфолио педагога, инновационный проект, презентация, жюри.

6

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. В связи с введением в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.

Современное дошкольное образование - это, прежде всего: новые формы дошкольного образования, отвечающие социальным запросам разных слоев населения; новые подходы к экономическому обеспечению, нормативно-правовому регулированию развития системы дошкольного образования; современная инфраструктура дошкольных учреждений; общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования; многоуровневая система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений; высокий приоритет профессии воспитателя.

Современное дошкольное образование - это открытая социально-педагогическая система предоставления образовательных и иных услуг населению, в которой образ дошкольного детства рассматривается как уникальный период жизни человека. Сегодня многие государственные документы выделяют основные направления развития системы дошкольного образования (повышение доступности, обеспечение потребности семей услугами дошкольного образования, повышение качества образовательных услуг) и перспективные задачи развития системы: внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться образовательным программам и полноценно общаться на языке обучения при поступлении в первый класс; создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей, поддержку семейного воспитания, особенно для семей, имеющих детей от 0 до 3 лет; создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья); создание системы выявления и поддержки одаренных детей; создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления; обновление содержания и технологий

дошкольного образования, обеспечивающих развитие базисных компетентностей ребенка дошкольного возраста; повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов дошкольного образования по современным образовательным технологиям; создание программ для системы непрерывного профессионального образования на базе сетевых информационных технологий.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Возрастает потребность в квалифицированных кадрах, которые сегодня могут работать не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в появляющихся новых формах до школьного образования, в семье.

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.

С целью обновления содержания дошкольного образования и реализации современных педагогических технологий в деятельности с детьми дошкольного возраста целесообразно организовать ряд мероприятий, способствующих развитию инновационных процессов в системе дошкольного образования, а именно: грантовая поддержка инновационных дошкольных организаций; создание опорно-методических пилотных площадок, ресурсных центров пилотных площадок, ресурсных центров на базе инновационных ДОО; внедрение системы научно-исследовательской работы по развитию одаренных и талантливых детей дошкольного возраста; организация и проведение всероссийских конкурсов работников дошкольного образования; разработка конкурсных проектов по созданию модулей предметно-развивающей среды в ДОО и др. Участие в конкурсе - это возможность заявить о своих открытиях, достижениях, волнующих вопросах, приоткрыть тайны педагогического творчества, найти единомышленников и вдохновение для новых свершений. Поддержка внедрения новых форм дошкольного образования, введения современных технологий в процесс обучения и воспитания обеспечит системе дошкольного образования поступательное развитие в соответствии с современными требованиями.

Организационно-методическую основу проведения всероссийских конкурсов работников дошкольного образования составляют следующие научные подходы, рассматриваемые как принципы организации конкурсов: системно-деятельностный подход, позволяет определить основные направления и принципы организации и проведения конкурсов, обеспечивает их интегративность и целостность, системные и специфические особенности всех конкурсов, обеспе-

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

7

ФГОС дошкольного образования

чивает ориентацию на результат, достигаемый только при наличии обратной связи и постоянного и всестороннего анализа осуществляемой деятельности всех субъектов конкурсного мероприятия; личностно-ориентированный подход, обеспечивает ориентацию на индивидуальное профессиональное развитие каждого субъекта конкурсов с учетом осуществляемой деятельности в конкурсе и его профессиональных предпочтений, интересов и затруднений; андрагоги-ческий подход, отражает организацию деятельности со взрослыми людьми, сформировавшимися в личностном и профессиональном плане, добившихся определенных достижений в профессиональном сообществе, с одной стороны, а, с другой, деятельность самих субъектов конкурсов, которая ориентирована на работу со взрослыми людьми, работниками образования, как в процессе самого конкурса, так и в доконкурсный и послеконкурсный период; процессуальный подход, позволяет акцентировать внимание на результатах, с одной стороны, процесса управления, организации и проведения конкурсов, распространения инновационного педагогического, методического опыта, с другой стороны, процесса развития творческого потенциала и профессионального мастерства всех субъектов конкурсов.

1. Разработка структуры и концепций

проведения всероссийских конкурсов работников дошкольного образования

Обоснование актуальности проведения всероссийских конкурсов работников дошкольного образования. Участие в самых главных всероссийских конкурсах для дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) предполагает наличие внушительного портфолио с примерами использования инновационных технологий. При этом инновационные технологии в дошкольном образовании могут быть продолжением старых образовательных моделей или представлять абсолютно новую развивающую программу.

Современный педагог не стоит на месте. Он развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОО. Награда известна - большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.

Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу ДОО. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями.

Главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения и воспитания, повышения престижа профессии педагога, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В решении этой задачи большую роль играют профессиональные конкурсы. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.

Участие в конкурсе побуждает участника находить информацию о новых направлениях педагогической мысли, знакомиться и сопоставлять свою деятельность с современными подходами и технологиями обучения и воспитания, осваивать и внедрять их в свою практику.

Участие в конкурсе потребует от участников тщательной подготовки, в процессе которой он становится исследователем собственного профессионального опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего опыта. Конкурс будет для участника не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный опыт и намечены пути для дальнейшего роста профессионального мастерства.

Кроме того, участие в конкурсах несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с коллегами, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволит включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Конкурс создаст благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, будет способствовать профессиональному самоопределению молодых специалистов.

Конкурсы нужны молодым специалистам в первую очередь потому, что подготовка к конкурсу и собственно сам конкурс являются творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу, участник анализирует свою деятельность, приводит в систему накопленный

8

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство, а во время испытаний - демонстрирует свой уникальный опыт. Участие в конкурсах - это профессиональный рост, преодоление себя, комплексов, страхов, насыщение новыми знаниями и идеями, обмен опытом работы и, конечно, ступенька к самосовершенствованию.

Методически грамотно подготовленный и проведенный конкурс может дополнить руководителям дошкольных образовательных организаций многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда.

Цели и задачи конкурса

Основополагающим документом любого конкурса, регламентирующим его нормативно-правовую базу, является «Положение о проведении конкурса», так как устанавливает порядок проведения конкурса. Положение о проведении конкурса определяет: цели и задачи конкурса; регламент сопровождения конкурсных процедур; порядок проведения этапов конкурса (два этапа - региональный, заключительный); условия и порядок проведения конкурса; критерии оценки конкурсных работ; формы проведения конкурса; конкурсные номинации; порядок регистрации и утверждения состава участников (конкурсантов, жюри) конкурса; технические требования к проведению конкурса.

Всероссийские конкурсы работников дошкольного образования проводятся с целью: повышения качества образования в дошкольных образовательных организациях через организацию инновационной деятельности; обновления содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, парциальных программ дополнительного образования; обновления методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления; распространения передового педагогического опыта, новых педагогических идей создания комфортных условий для развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; модернизации управления качеством образования: реализация групп условий благоприятных для осуществления инноваций; совершенствования профессионального и социального статуса педагогов системы дошкольного образования.

Задачи конкурсов: обеспечить возможность для творческой самореализации педагогов в рамках конкурентного профессионального состязания; создавать условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных инновационных идей; стимулировать инновационную деятельность педагогов, ориентированную на личностную и творческую самореализа-

цию, создание новых образовательных продуктов; развивать профессиональное мастерство педагогических кадров дошкольных образовательных организаций в направлении создания занятий, основанных на принципах проблемной, дидактической эвристики.

Регламент сопровождения конкурсных процедур

Для решения ряда задач конкурса выделены четыре группы целевой аудитории: «участники» -лица представляющие продукт своего интеллектуального труда; ««гости» - посетители конкурса (представители субъектов РФ, журналисты, представители Минобрнауки России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования); «организаторы» -специалисты, которые осуществляют организацию и проведение конкурса; ««экспертные группы» -творческие группы, сформированные из независимых экспертов, в качестве которых выступают компетентные профессионалы из числа опытных представителей педагогической общественности, руководителей творческих лабораторий, специалистов многочисленных типов образовательных организаций, представляющих разные уровни системы образования муниципальных органов власти. Их задача состоит в том, чтобы, используя специальные знания, прошлый опыт и интуицию, применить общие законы и частные закономерности для разработки конкретных решений и обеспечить этим их оптимальность (объективность выводов, мнений, рекомендаций, оценок).

Организационно-методическое обеспечение конкурса

В целях организационно-методического обеспечения конкурса и проведения конкурсных мероприятий создается организационный комитет конкурса (далее - Оргкомитет). В состав Оргкомитета входят: председатель; заместитель председателя; секретарь; члены оргкомитета. Заседание Оргкомитета проводятся председателем Оргкомитета, а в его отсутствие - заместителем председателя Оргкомитета. Функции Оргкомитета: принятие решения о проведении конкурса; принятие решения о назначение председателя жюри; координация работы жюри во время проведения конкурса; принятие других организационных решений, направленных для решения задач, стоящих перед оргкомитетом и конкурсом; организация церемонии награждения победителей и призеров конкурса.

Права Оргкомитета: отказать Претенденту в участии, если заявленная работа не соответствует требованиям Положения о конкурсе; дисквалифицировать участников за нарушение установленных правил и за несоответствие требованиям и условиям проведения конкурса. Обязанности Оргкомитета: создание равных условий для всех участников; обеспечение гласности проведения конкурса.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

9

ФГОС дошкольного образования

2. Порядок организации и проведения экспертизы работ конкурсантов

Права, обязанности и ответственность эксперта Экспертизу и оценку конкурсных работ конкурсантов проводят эксперты или «экспертные группы» по каждой из номинаций конкурса. Эксперт -компетентный специалист, производящий экспертизу,- представляет свое заключение по какому-либо вопросу. Его задача состоит в том, чтобы, используя специальные знания, прошлый опыт и интуицию, применить общие законы и частные закономерности для разработки конкретных решений и обеспечить этим их оптимальность (объективность выводов, мнений, рекомендаций, оценок).Эксперт должен быть способен синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт, методы исследования со знанием особенностей исследуемого объекта и дать объективные квалифицированные рекомендации. Значимой личностной характеристикой эксперта считается его компетентность. Компетентность эксперта - это способность человека эффективно участвовать в экспертной процедуре и служить источником доброкачественной информации об объекте экспертизы.

Общая компетентность должна складываться из трех компонентов: профессиональная компетентность; компетентность в экспликации оценок (умение формулировать ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде); социально-психологическая компетентность (умение корректировать особенности собственного поведения, препятствующие коллективной работе экспертов, а также отсутствие конформизма). Выбор экспертов в первую очередь предполагал ясное понимание критериев отбора и конкретно сформулированную процедуру отбора.

Эксперты, привлекаемые к выполнению экспертных работ, должны соответствовать следующим критериям: компетентность: высокая квалификация в выбранной предметной области; наличие ученой степени/звания; публикации в высокорейтинговых российских и зарубежных изданиях монографий, учебников, патентов, авторских свидетельств и статей; принадлежность к ведущим научным школам и другим сообществам ученых и др.; опыт и кругозор: многолетний опыт ученого/практика; опыт участия в крупных российских и международных проектах и конкур-

сах; опыт проведения экспертиз; опыт формирования тематик и заданий на проведение исследований и разработок; научные достижения: высокий индекс научного цитирования; участие в научных и профессиональных сообществах; полученные премии, награды, внедренные разработки. Отбор специалистов (экспертов) для проведения экспертно-аналитических работ проводится по следующим принципам: соответствие - профиль эксперта должен соответствовать заданной тематике проводимых экспертно-аналитических работ; отсутствие конфликта интересов - эксперт не должен иметь личной заинтересованности в подготовленных им рекомендациях и выводах; коллегиальность - для выполнения экспертных работ должна привлекаться группа экспертов, сформированная исходя из требования сбалансированности уровней их профессиональной подготовки и компетенции.

Основными задачами проведения экспертизы являются: осуществление всестороннего, полного, объективного и комплексного анализа представленных материалов с целью выражения профессионального мнения по предмету экспертизы; представление объективного, независимого экспертного заключения; формирование экспертной группы.

При формировании экспертной группы определяется количественный ее состав. Во внимание принимаются квалификация, занимаемая должность, уровень теоретической подготовки, практическое знание дела специалистов. Различия в компетентности экспертов учитываются в ранге. «Экспертные группы» представляют собой творческое объединение единомышленников, имеющих широкий круг профессиональных интересов, серьезный опыт научно-практической и грантовой деятельности, в том числе опыт активного участника разных профессиональных творческих конкурсов, научные и учебно-методические публикации. Вышесказанное позволит представителям экспертных групп на высоком качественном уровне выполнить возложенную на них работу в период проведения и подведения итогов конкурса. При формировании списка экспертов или членов экспертных групп должна быть указана следующая информация о каждом эксперте: фамилия, имя, отчество; место работы; занимаемая должность; ученая степень и звание (при наличии); опыт работы в сфере образования; опыт экспертной деятельности. Данные должны быть внесены в специально разработанные формы представленные ниже.

СПИСОК ЭКСПЕРТОВ

№ п/п Ф.И.О. эксперта Место работы, занимаемая должность, стаж работы Ученая степень и звание (при наличии) Опыт работы в сфере образования Опыт экспертной деятельности

1.

2.

3.

10

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

СПИСОК ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП

по номинациям (направлениям) конкурса

№ п/п Ф.И.О.эксперта Место работы, занимаемая должность, стаж работы Ученая степень и звание (при наличии) Опыт работы в сфере образования Опыт экспертной деятельности

1. (Указать номинацию)

1.

2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.

.. m

2. (Указать номинацию/направление)

1.

2.

3.

.. m

3. (Указать номинацию/направление)

1.

2.

3.

.. m

4. (Указать номинацию/направление)

1.

2.

3.

.. m

Приглашенный в качестве эксперта специалист должен отвечать таким важнейшим требованиям, как компетентность, объективность, непредвзятость. Экспертизу может провести только специалист, имеющий специальное образование и практический опыт работы. Если в процессе проведения экспертизы выявится, что у лица, приглашенного в качестве эксперта недостаточны знания и навыки для продолжения исследования, то он отстраняется от производства экспертизы.

Эксперт должен проводить экспертизу материалов объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Эксперты в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим Положением. Эксперт имеет право требовать для ознакомления все материалы и документы в объеме, необходимом для подготовки экспертного заключения. Эксперт имеет право

при необходимости задавать исполнителям и/или участникам вопросы, затребовать дополнительную уточняющую документацию, формулировать особое мнение по предмету экспертизы.

Эксперт несет ответственность: за предоставление некачественного/необъективного экспертного заключения; за указание в экспертном заключении недостоверных сведений; за нарушение порядка проведения экспертизы, сроков начала и завершения работ, включая сроки подготовки экспертного заключения. При проведении экспертизы должно быть обеспечено соблюдение прав, свобод человека и гражданина; соответствие нормативным документам, регулирующим порядок проведения экспертиз или ее отдельных процедур, а также морально-этическим нормам. Заключения и выводы экспертизы должны адекватно отражать содержание и результаты экспертного анализа, быть беспристрастными и непредвзятыми. Оценки и результаты экспертизы (выводы и заключения) не могут быть только лишь выражением мнения общественности по тому или иному вопросу; они должны иметь развернутое научное обоснование, быть доказательными, опираться на факты, освещать многообразные, а не отдельные, произвольно выбранные аспекты исследуемого объекта или проблемы.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

11

ФГОС дошкольного образования

Формирование экспертных групп, методика проведения и результаты экспертиз должны иметь открытый, гласный, публичный характер; соответствующая информация должна доводиться до сведения органов власти и управления, а также должна быть доступна всем заинтересованным гражданам; информация об итогах экспертиз должна быть опубликована в средствах массовой информации.

Порядок проведения экспертной оценки заявок конкурсантов на соответствие модели конкурса

Немаловажным моментом при проведении экспертизы, является порядок проведения экспертной оценки заявок конкурсантов на соответствие модели конкурса. Все участники, желающие принять участие в конкурсе должен заполнить заявку на участие, которая включает в себя: титульный лист; описание проекта.

Эксперт, изучив заявку конкурсанта, может не допустить участника к дальнейшему участию в конкурсных этапах за некорректно заполненную заявку. От участия в конкурсе эксперт имеет право отстранить: если в заявке не указаны ФИО участника конкурсной работы; если в заявке не указано направление предоставляемого на конкурс авторского проекта; если в заявке не указано название авторского проекта (конкурсной работы); если в заявке не указана контактная информация об участнике; если не корректно выполнено описание проекта.

Этические нормы поведения экспертов

Наиболее важные профессиональные нормы поведения экспертов следующие:

1. Объективность и беспристрастность эксперта.

Объективность обусловливается его незаинтересованностью в результатах, его беспристрастностью, эксперт руководствуется в своей деятельности только пониманием истины. Беспристрастность и объективность эксперта - неотъемлемые качества его принципиальной стойкости и самостоятельности в суждениях, которые относятся к его какого-либо экспертному исследованию.

2. Самокритичность эксперта, который должен трезво оценивать свои возможности, свою работу, свои ошибки.

3. Научная добросовестность - полное и всестороннее исследование всех материалов, представленных на исследование с применением всех необходимых современных методов, методик и тактических средств экспертного исследования. Научная добросовестность исключает поверхностные, поспешные решения, игнорирование фактов, которые противоречат выдвинутой экспертом версии. Научная добросовестность лежит и в основе экспертной инициативы. Именно эта моральная норма обязывает эксперта постоянно повышать свое профессиональное мастерство, расширять научный кругозор, овладевать

всеми новыми достижениями в области необходимых знаний.

4. Корректность поведения в процессе выполнения своих служебных обязанностей. Корректность поведения важна в общении с коллегами, отношении к ним, умении тактично отстаивать свою позицию.

5. Принципиальность, высокое осознание ответственности.

Требования кучастникам

Участниками всероссийских конкурсов работников дошкольного образования являются: специалисты дошкольных образовательных организаций (педагоги, методисты, психологи, логопеды, музыкальные работники); администрация дошкольных образовательных организаций. Возраст участников не ограничивается, педагогический стаж не учитывается. Участие может быть индивидуальным или совместным.

Требования к оформлению конкурсной работы

Требования к оформлению текста: каждый документ представляется участником конкурса отдельным файлом формата *.doc или *.docx. Технические требования к документам: формат страницы: А4; поля страницы: левое - 3 см, правое - 1,5 см, верхнее и нижнее -2 см; шрифт «Times New Roman», только 14-й кегль; междустрочный интервал - 1,5 интервала; заголовки и подзаголовки должны быть отделены от последующего и предыдущего текста пустыми строками.

Требования к оформлению презентации:

Презентация инновационного проекта (конкурсной работы) выполняется в программе Microsoft Power Point, объем презентации - не менее 15 слайдов.

При подготовке презентации необходимо учитывать следующее: материал следует излагать сжато с максимальным информированием текста, в четком порядке, без нагромождений; информацию необходимо тщательно структурировать; выводы, определения и прочее подавать большим планом, желательно иллюстрировать фотографиями, рисунками, схемами; второстепенную информацию следует размещать внизу страницы; для наглядности информации желательно использовать диаграммы, схемы и прочее; графики, схемы, рисунки, иллюстрации и прочее должны органично дополнять текст, иметь четкие объяснения; строка должна содержать 6-8 слов, слайд - 6-8 строк; общий объем текста не должен превышать 50-ти слов; заголовок должен содержать и большие, и маленькие буквы; слайды должны быть не слишком яркими, выдержанными в одном стиле; под каждым слайдом должна быть подпись автора.

Требования к материалам конкурсантов

Участники готовят материал инновационного проекта, который должен включать: титульный лист, на котором указываются: тема проекта, исполнитель, год разработки; краткую аннотацию (указывается тема проекта, кому он может быть полезен, на какую воз-

12

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

растную группу рассчитан); цель проекта, задачи проекта; педагогические подходы и модели воспитания, управления, образования на которых базируется проект; краткое описание проекта (1-2 абзаца кратко и емко - суть проекта); актуальность проекта (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования и воспитания детей дошкольного возраста); новизна проекта; условия реализации проекта на практике (что нужно для того, чтобы проект был реализован на практике); описание критериев результативности (признаков, по которым в будущем можно оценить, насколько реализованы цели проекта); для воспитательного мероприятия (план воспитательного мероприятия, где указывается: количество и возраст детей; требования к количеству педагогов, его проводящих; цель и задачи мероприятия; описание хода мероприятия и технология его проведения; педагогические приемы (методы, технологии), применяемые в рамках мероприятия; описание ожидаемого эффекта от проведения мероприятия - какие знания, умения, навыки, компетенции сформируют и разовьют дети, чему они научатся и т.п.); методическое, дидактическое, материальнотехническое обеспечение мероприятия (по каждому виду обеспечения привести перечень средств, которые требуются для проведения мероприятия); информация об апробации проекта (если проект уже был опробован на практике ранее - год, когда воспитательное мероприятие было апробировано, указать организацию, на базе которой проводилось мероприятие, количество детей-участников; наличие положительных отзывов, рекомендаций от коллег, руководства, экспертов и др.); использованные информационные источники.

Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

При создании проектов авторы должны руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности: внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным способностям и возможностям; принцип целесообразности (доступная нагрузка, адекватные формы и методы работы); принцип значимости разработанного материала; принцип развивающего характера обучения и воспитания (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора); инновационно-творческий подход (формы и методы проведения мероприятий, творческие задания); комплексное изучение явлений.

Конкурсные номинации

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО. Модернизация

требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации, предполагает овладение педагогами инновационных ДОО новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

В связи с новыми целями, стоящими перед ДОО, требуется обновление структуры управления ДОО. Высокий профессиональный, квалификационный уровень, творческий потенциал коллектива позволяет повысить качество воспитательно- образовательного процесса за счет в структуре управления ДОО научнометодической службы, которая помогает в ведении в практику работы ДОО инновационных технологий, обобщении и распространении передового педагогического опыта. Методическая служба - это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Основной задачей методической службы ДОО становится не только вооружить педагогов фиксированным набором знаний о современных подходах в образовании, но и сформировать у них умение работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Для Российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования. Работа ДОО в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов.

С введением новых требований встала острая необходимость организации интегрированных занятий и по взаимодействию всех специалистов ДОО. Такие занятия позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, снять перегрузки, освободить время для игры.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является одним из актуальных направлений развития ДОО. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

Исходя из выше сказанного, выделены следующие конкурсные номинации: «Инновации в деятельности методической службы ДОО»; «Инновации в образовательном процессе ДОО»; «Инновации в организации воспитательного процесса в ДОО»; «Инновации в управлении ДОО»; «Инновации в разработке обра-

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

13

ФГОС дошкольного образования

зовательных технологий»; «Инновации в организации дополнительного образования в ДОО».

Процедура определения и награждения лауреатов и победителя конкурса. Экспертиза конкурсных работ осуществляется конкурсной комиссией (жюри конкурса). Экспертизе подлежат: заявка на участие в конкурсе, текст инновационного проекта, презентация инновации.

Победители, лауреаты и дипломанты конкурса определяются из числа участников, набравших наибольшее количество баллов. Победители конкурса получают дипломы Победителей конкурса. Лауреаты и дипломанты конкурса получают дипломы, соответствующие установленному рейтингу.

Финансирование работ, связанных с подготовкой и проведением конкурса, осуществляется Учредителем. Направленные на конкурс материалы не рецензируются и авторам не возвращаются. Результаты экспертизы апелляции не подлежат. Публикация представленных на конкурс работ осуществляется с согласия авторов. Материалы, представленные на конкурс, сохраняются в течение одного года со дня окончания финального этапа. Организаторы конкурса вправе использовать представленные на конкурс документы и материалы в некоммерческих целях.

Этапы конкурса

Конкурс проводится в два этапа: заочный (региональный) этап конкурса; очный (заключительный этап конкурса).

Порядок проведения этапов конкурса

Конкурс проводится в заочно-очном режиме в два этапа: на первом (заочном) региональном этапе конкурса проводится сбор, регистрация заявок и экспертиза текстов инновационных проектов, представленных участниками на конкурс. Результаты экспертизы конкурсных работ доводятся до сведения их авторов; на втором (очном) этапе конкурса проводится экспертиза презентаций инновационных проектов.

Порядок подачи заявок на участие в конкурсе

Для участия необходимо заполнить заявку на участие в конкурсе. Для удобства и быстрой регистрации полученных заявок разработан бланк заявки на участие в конкурсе представлен в приложении 1.

3. Формы проведения конкурса

Соревнование

Конкурсные программы - это форма соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсы работников дошкольного образования являются мощным стимулом к совершенствованию профессиональных навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют: сформировать адекватную самооценку; развить волевые качества; воспитать эстетический вкус; самоопределиться в мире увлечений и профессий; получить новые знания в определенной области. Виды конкурсных программ зависят от их содержания.

Презентация инновационного проекта

Презентация - представление общественности чего-то нового с определенными целями. Презентация проекта. Цель - информирование людей о каком-либо проекте, определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т.к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

4. Критерии оценки конкурсных работ

Критерии оценки конкурсных материалов

Экспертиза конкурсных работ проводится на основе следующих критериев: обоснованность актуальности и целесообразности предлагаемых инноваций (осмысленность оснований для внесения инновационных изменений и эффектов, ожидаемых к получению); сфера и масштаб применения; ожидаемая востребованность; реальность и реализуемость с учётом имеющихся ресурсов и перспектив их увеличения.

Критерии оценки инновационного проекта: ориентация проекта на интересы участников образовательных отношений; ресурсное обеспечение проекта; затратность проекта; разработанность проекта и его оформление; новизна и оригинальность проекта; результативность проекта (планируемая или достигнутая).

Критерии, которые необходимо учитывать при оценке работ заочного этапа конкурса

Критерий 1. Эстетичность оформления методической разработки.

Критерий 2. Тематическое содержание: соответствие тематики конкурса; значимость проблемы, темы работы; корректность обработки собранных данных, качество изложения; в работе раскрыта актуальность темы, содержания мероприятия; видна доступность содержания (учет возрастных особенностей, уровня подготовленности детей); видны новизна содержания, возможности эмоционального воздействия.

Критерий 3. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Необходимо разделять тему мероприятия и цель мероприятия; цели формулировать в понятной для детей форме; соответствие цели возрастным особенностям детей; поставленные перед детьми цели способствуют формированию активной жизненной позиции и вовлеченности в мероприятие;

14

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

цели и задачи, поставленные в мероприятии, способствуют развитию познавательных способностей детей, воспитанию социально значимых качеств личности.

Критерий 4. Компетентность в области мотивирования детей. В конкурсной работе продемонстрировано знание приемов и методов, направленных на формирование творческого потенциала детей, коммуникативных способностей, интереса к мероприятию и его теме; используются знания об интересах и потребностях детей в организации воспитательной работы, при постановке воспитательных целей и задач, образовательных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.

Критерий 5. Новизна авторского проекта: оригинальность; степень использования собственных материалов и наработок; целесообразность предлагаемых методов решения проблемы, используемых источников для раскрытия темы; доказательность предлагаемых решений, чёткость выводов.

Критерий 6. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности: в ходе написания конкурсного материала демонстрируется знание выбранной темы; разработчик материала конкурсной работы хорошо ориентируется в различных источниках (методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по конкретному направлению работы, может дать ссылки на источники; техническая грамотность.

Критерии оценки конкурсных работ очного этапа конкурса

Критерий 1. Компетентность разработчика в методах воспитания, образования, управления отражает его методическую грамотность, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями: демонстрируется владение современными методами и воспитательными технологиями; представленные методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию работы, его теме; демонстрируется умение работать с различными информационными ресурсами и современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Критерий 2. Степень собственного участия автора (-ов) в реализации проекта.

Критерий 3. Качество презентации проекта (выступления).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если на конкурс представлена инновационная методическая разработка, то основными критериями оценки работы являются: оригинальность методической разработки; практическая значимость, возможность ее внедрения в учебно -воспитательный процесс; соответствие содержания методической разработки федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования; реализация

системно-деятельностного подхода к образовательному процессу и воспитательному процессу; инновационность применяемых технологий и методик; педагогическая целесообразность использования форм, методов, приемов, технических средств обучения; логичность, четкость, грамотность изложения материала.

Критерии оценки портфолио педагога

Если на конкурс вместе с конкурсным материалом представлено портфолио педагога ДОО, то при оценке работ учитываются следующие критерии оценки порт-фолии:

Содержательная часть портфолио: полнота

информации по разделам; целостность, тематическая завершенность представленных материалов; актуальность и соответствие приоритетным направлениям развития образования; методическая значимость представляемого материала; наличие системы планирования личного профессионального роста; наглядность результатов педагогической деятельности; результаты распространения собственного педагогического опыта на различных уровнях.

Техническая часть: удобство навигации; оригинальность дизайна;технологичность.

Критерии оценки инновационного проекта управления ДОО

Если на конкурс будет представлен инновационный проект управления ДОО, то необходимо учитывать следующие критерии оценки: актуальность представленного проекта; новизна (оригинальность) проектной идеи (новый подход, совершенствование существующей системы управления и т.д.); системность проекта; эффективность проекта (улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей системы); транслируемость проектной идеи (возможность использования в массовой практике); наглядность проекта (оригинальность способов изложения материала, грамотность, эстетичность).

Содержательные критерии: наличие концепции (описание идеи, постановка проблем, целей, задач); описание модели, плана реализации проекта с ресурсным обеспечением; степень проработанности структурных элементов проекта (полнота, конкретность и т.д.); логичность и структурированность содержания.

Практические критерии: уровень обеспеченности проекта ресурсами; вовлеченность и согласованность действий автора проекта с субъектами образовательной ситуации при реализации проекта; наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта.

Критерии оценки презентации

В случае использования презентационных материалов в процессе представления разработки инновационного проекта, в табл. для экспертов представлены критерии оценки презентаций.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

15

ФГОС дошкольного образования

Таблица

Критерии оценки подготовленной презентации при разработке инновационного проекта

№ Критерии оценки макс. Балл по критерию - 3

1 Соответствие материала презентации поставленным целям и содержанию методической разработке воспитательного мероприятия

2 Адресность и возрастносообразность презентуемого материала

3 Опора на теоретическое осмысления и анализ существующих программ по аналогичной проблематике, знание соответствующей литературы

4 Системность содержания презентационного материала. Пришедшие на презентацию получают важную и значимую для них информацию, которая им полезна.

5 Ориентация презентационного материала на применение в воспитательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий

6 Коммуникативная (информационная) результативность представленного презентационного материала

7. Увлекательность.

8. Интерактивность (активизация педагога с участниками, с залом)

9. Сбалансированность.

8. Визуализация (запоминаемость). Это крайне важное условие успешности презентации. Необходимо найти образное визуальное решение главной идеи презентации, маленький штришок, деталь, символизирующие общую тему - тогда оно останется в памяти, будет заставлять возвращаться к предмету презентационного события много дней спустя.

9. Грамотно и профессионально построенная структура презентационного материала: Традиционный вариант презентации предполагает наличие двух основных частей: 1) Информационно-содержательная часть; 2) Развлекательная. Исключением являются презентации, построенные по принципу спектакля или перфоманса. Они требуют отдельной творческой разработки. Оценка структуры информационносодержательной части традиционной презентации: Открывающая часть, или вступление; Раздел 1; Демонстрация (или другая аудиовизуальная вставка); Раздел 2; Демонстрация (или другая аудиовизуальная вставка); Раздел 3; Демонстрация (или другая аудиовизуальная вставка); Заключение.

10. Культура презентационного материала (оптимальность количества слайдов, выбранных эффектов анимации, соотношения текста и иллюстративного материала в компьютерной презентации; ясность и логичность изложения и т. п.)

5. Порядок проведения конкурса

Организатор является главным руководящим органом конкурса, осуществляет общее управление и контроль, а также оперативное управление мероприятиями в рамках конкурса. Организатор: утверждает Положение о конкурсе и осуществляет контроль за его соблюдением; утверждает состав жюри (научно-экспертный совет конкурса); приглашает информационных партнеров конкурса; размещает информацию о конкурсе на интернет-сайтах и в других средствах массовой информации; осуществляет организационно-техническое и методическое обеспечение конкурса, деятельности жюри; организует награждение победителей и лауреатов конкурса; устанавливает порядок и проводит регистрацию результатов конкурса; ведет учет участников и победителей конкурса.

Состав и формирование жюри

В целях достижения максимальной объективности в определении победителей во всех этапах конкурса по всем номинациям, а также разрешения возникающих при этом споров организатором

конкурса создаются жюри конкурса. В состав жюри входят представители научной и педагогической общественности, государственных органов, общественных организаций, а также представители организатора конкурса. Председатель жюри назначается организатором конкурса.Формирование жюри осуществляется по приглашениям организатора конкурса. Жюри конкурса осуществляет оценку работ участников, обеспечивает единство критериев отбора победителей и лауреатов конкурса, участвует в награждении победителей и лауреатов конкурса.

Информационное обеспечение конкурса

1. Информационное обеспечение конкурса в сети Интернет

Информационное обеспечение конкурса работников дошкольного образования в сети Интернет должно включать следующие мероприятия: составление информационного сообщения о конкурсе (включая цели и задачи конкурса, дату и место проведения конкурса, порядок проведения экспертизы материалов конкурсантов, порядок награждения победите-

16

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

Приложение 1

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

во всероссийском конкурсе «______________________________»

(указать)

Титульный лист

1. Указать ФИО участника (группы участников) конкурсной работы

2. Указать конкурсную номинацию, предоставляемого на конкурс авторского проекта

3. Краткая информация об участнике(ах) конкурсной работы

4. Название авторского проекта (конкурсной работы)

5. Краткое содержание проекта (конкурсной работы)

(не более 5 предложений)

6. Контактная информация об участнике (группе участников)

Телефон Электронная почта

(с кодом населённого пункта)

7. Дата заполнения заявки

(день, месяц, год)

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Название авторского проекта

2. Краткое содержание проекта

3. Описание проблем(ы), которой(ым) посвящён проект, обоснование социальной значимости проекта (не более 1 страницы)

4. Основные цели и задачи проекта

5. Описание новизны педагогических приемов и решений, инновационных подходов и модели воспитания, на которых базируется проект, условий реализации проекта на практике (что нужно для того, чтобы проект был реализован в педагогической практике дошкольной образовательной организации)

6. Описание критериев результативности (признаков, по которым в будущем можно оценить, насколько реализованы цели проекта)

7. План воспитательного мероприятия (должны быть указаны: количество и возраст детей; требования к количеству педагогов, его проводящих)

8. Методическое, дидактическое, материально-техническое обеспечение воспитательного мероприятия (по каждому виду обеспечения привести перечень средств, которые требуются для проведения мероприятия)

9. Информация об апробации проекта (если проект уже был опробован на практике ранее - год, когда был апробирован, указать организацию, на базе которой проводилась апробация, количество детей-участников; наличие положительных отзывов, рекомендаций от коллег, руководства, экспертов и др.)

10. Использованные информационные источники

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

17

ФГОС дошкольного образования

лей); составление не менее 2 пресс-релизов о проведении конкурса; осуществление публикации каждого из пресс-релизов (не менее 5-ти публикаций каждого пресс-релиза на электронных ресурсах образовательной тематики, не менее 5-ти публикаций в социальных сетях, не менее 10-ти публикаций на региональных открытых электронных образовательных ресурсах).

2. Информационное обеспечение конкурса в печатных СМИ

Должно быть подготовлено информационное сообщение, посвященное конкурсу. Должно быть осуществлено не менее 5 публикаций информационного сообщения в печатных СМИ федерального уровня. Информационное сообщение должно содержать информацию, отражающую выдержки из концепции, технологии проведения конкурса, документов, регламентирующих проведение конкурса. Информационное сообщение должно быть ориентировано на мотивацию к участию в конкурсе.

Организационно-техническое обеспечение конкурса

В план организационно-технических мероприятий кроме производственных, включаются следующие

вопросы: размещение участников; организация питания; обеспечение транспортом; организация медицинского обслуживания; создание информационного и пресс-центров для освещения хода этапов конкурса; подготовка культурной программы для организации досуга участников очного этапа конкурса; подготовка и проверка оборудования, необходимого для проведения очного этапа конкурса; обеспечение фото и видеосъёмки.

Формат проведения награждения

Итоги конкурса подводит судейская коллегия в составе председателя и членов экспертных групп. Функции экспертных групп: проведение совещаний по распределению обязанностей между членами жюри, организация ее работы, рассмотрение результатов выполнения конкурсных заданий; осуществление контроля соблюдения правил и регламента конкурса; определение победителей и призеров конкурса; рассмотрение апелляций. Каждый член судейской коллегии (экспертной группы) заполняет ведомость оценок выполнения конкурсных заданий: максимальное количество баллов - 5; минимальное количество баллов - 1.

Приложение 2

ЛИСТ

ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

№ п/п Оценочные суждения Оценка эксперта

1. Проект направлен на решение актуальных проблем

2. Проект ориентирован на интересы участников образовательных отношений

3. Ресурсы для реализации проекта четко определены

4. Затраты на реализацию проекта соизмеримы с планируемыми (достигнутыми) результатами

5. Инновационный проект вызывает общественное одобрение; привлекателен для окружающих

6. Инновационный проект безопасен для участников

7. Проект имеет новизну; оригинальные способы решения проблемы

8. Идея проекта может быть использована педагогами другого учреждения

9. Риски и ограничения проекта четко определены; спланированы пути выхода из рискованных ситуаций

10. Результаты проекта спланированы (представлены) с возможной степенью точности в соответствии с заявленными целями

11. Проект оформлен в соответствии с техническими требованиями конкурса

Система оценок:

3 балла - полностью согласен с утверждением;

2 балла - согласен с утверждением;

1 балл - скорее не согласен с утверждением;

0 баллов - полностью не согласен с утверждением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

Приложение 3

ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНКУРС ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Эксперт (указать ФИО)__________________________________

Дата проведения очного этапа конкурса__________________

Оценка, полученная за участие в заочном этапе конкурса_

Тема инновационного проекта____________________________

№ п/п Критерии для оценки Баллы

1. Новизна авторского проекта

2. Тематическое содержание

3. Эстетичность оформления

4. Соответствие тематики конкурса

5. Значимость проблемы, темы работы

6. Целесообразность предлагаемых методов решения проблемы, используемых источников для раскрытия темы

7. Степень использования собственных материалов и наработок

8. Корректность обработки собранных данных, качество изложения

9. Степень собственного участия автора (-ов) в реализации проекта

10. Оригинальность

11. Техническая грамотность

12. Доказательность предлагаемых решений, чёткость выводов

13. Эстетика оформления проектной работы

14. Качество презентации проекта (выступления)

Максимальное кол-во баллов - 5

Эксперт______________ ________________________

(подпись) (ФИО)

Приложение 4

Итоги заочного и очного этапов конкурса оформляются актами.

А К Т

от «__»__________________2014 года

(место проведения конкурса)

Об итогах_____________________этапа конкурса работников дошкольного образования

(очного, заочного)

Основание проведения конкурса__________________________________________________

Допущены комиссией к участию в конкурсе:

№ п/п Фамилия, имя, отчество, участника Название авторского проекта Анализ выполненного авторского проекта (подробно указать положительные стороны, недостатки, причины недостатков, рекомендации по их устранению)

1

2

m

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

19

ФГОС дошкольного образования

п/п Фамилия, имя, отчество участника (ов) Сумма баллов Общая сумма баллов Занятое место

Краткие выводы о результатах конкурса, замечания и предложения оргкомитета, жюри, участников конкурса и лиц, их сопровождающих, по совершенствованию организации и проведения конкура

Председатель оргкомитета_____________________________________________

Члены оргкомитета____________________________________________________

Председатель жюри____________________________________________________

Члены жюри___________________________________________________________

Победители и призеры конкурса определяются по лучшим показателям (баллам) выполнения конкурсных работ.

Приложение 5

Итоги конкурса на победителей и призёров оформляются отдельным протоколом, который представлен ниже, подписываются председателем жюри, членами жюри и заверяются печатью.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ о подведении итогов конкурса работников дошкольного образования

1. Дата заседания Конкурсной комиссии

2. Место проведения заседания Конкурсной комиссии

3. Время проведения заседания Конкурсной комиссии

4. На заседании присутствовали члены Конкурсной комиссии ФИО

5. Победителями конкурса признаны следующие авторские проекты в номинациях

№ п/п Фамилия, имя, отчество участника Название проекта

1

2

3

4

20

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС дошкольного образования

В ходе награждения победители награждаются памятными дипломами. Всем участникам профессионального конкурса и их руководителям производится рассылка благодарственных писем.

Теоретическими и правовыми основаниями для актуализации деятельности по организации профессиональных конкурсов работников дошкольного образования послужили Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 [24], во исполнение которого в системе образования Российской Федерации в настоящее время проводится работа по модернизации региональных систем дошкольного образования. В соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня субъекты Российской Федерации создают на региональном уровне нормативную правовую базу, необходимую для реализации мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования. На федеральном уровне создана нормативно-правовая база: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [25]; Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году» [10]; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 г. № 22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году» [11]; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 289 «О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы» [12]; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 1113-р [16], Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 131-р [17], Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 583-р [18]; Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 467 [13]; Приказ Минобрнауки России от 12 февраля 2014 г. № 103 [14]; Приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2014 г. № 406 [15].

Главной целью совершенствования дошкольного образования на современном этапе разви-

тия общества является повышение его качества. Что невозможно достичь без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии работников дошкольного образования, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога. В решении этой задачи большую роль играют профессиональные образовательные конкурсы. Организация профессионального роста работников дошкольного образования строилась с учетом: а) теоретикометодологических разработок ученых в области философии образования, образовательной политики (Б. С. Гершунский, И. Я. Лернер, А. М. Новиков), концепции личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская, М. Н. Берулава, А. М. Гольдин, А. М. Тубель-ский, А. В. Хуторской), психологические теории деятельности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, Т. П. Зинченко, Э. Г. Гельфман и др.), положений андрагогики об особенностях обучения взрослых (С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, Д. Колб, П. Хони и А. Мамфорд, М. Ш. Ноулс, П. Сенге, К. Шон и др.), работ по методам командообразования (В. А. Абчук, Белбин М., И. А. Богачек, Л. А. Громова, Дженсен М., Новак К., Каценбах Д., Кларин М. В., Панфилова А. П., Нейзел Э., Смит Д., Такмен В., Фопель К.); исследований в области профессиональных образовательных конкурсов (Е. М. Пахомова, Л. Н. Горбунова и др.); б) технолого-методических разработок: основывающихся на влиянии профессиональных образовательных конкурсов на развитие профессиональных качеств работников дошкольных организаций [1,2,3,6,7]; учитывающих психолого-физиологические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста [4,5]; построенных на готовности работников дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности [8,19,20,21,22,23] и др.

Литература

1. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- № 1.

2. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.40-45.

3. Горб В. Г. Образовательная система учебного заведения: свойства, структура, потенциалы. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 2. С. 26-30.

4. Гурьев С. В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного воз-

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

21

ФГОС дошкольного образования

раста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.52-58.

5. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования //Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010, С.32-42.

6. Ложкина Е. Ю. К вопросу о развитии человеческого капитала образовательного учреждения средствами профессиональных образовательных конкурсов. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 4.С.58-60.

7. Ложкина Е. Ю. Профессиональные образовательные конкурсы как средство развития человеческого капитала образовательной организации / Е. Ю. Ложкина // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С.

8. Мартьянова О. П, Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С.2-5.

9. Пахомова Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: Дис. канд. пед. наук: Москва, 2003.- 208 с.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 г. № 22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 289 «О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных

систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

13. Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 467.

14. Приказ Минобрнауки России от 12 февраля 2014 г. № 103.

15. Приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2014 г. № 406.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 1113-р.

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 131 -р.

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 583-р.

19. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 4.

20. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2.С.68-78.

21. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения //Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14

22. Шклярова О. А., Демин С. В. Формирование управленческой команды по развитию кадрового ресурса в образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.25-29.

23. Яркова Т. А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен // Образование и наука. 2009. № 3 (60). С. 3-11.

24. Яшина Г. А., Сиденко А. С., Сиденко Е. А. Необходимое условие введения ФГОС второго поколения - создание инновационной среды образовательной организации средствами внутрифирменного повышения квалификации. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 66-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

22

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.