Научная статья на тему 'Потенциал регионального конкурса систем оценки качества образования в совершенствовании институциональных систем оценки качества образования дошкольных и общеобразовательных организаций Челябинской области'

Потенциал регионального конкурса систем оценки качества образования в совершенствовании институциональных систем оценки качества образования дошкольных и общеобразовательных организаций Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л.Е., Павлова Н.А., Авдашкин А.А., Ильина Д.С.

В настоящей статье рассматриваются потенциальные возможности регионального конкурса систем оценки качества образования в процессе совершенствования институциональных систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования Челябинской области. В содержательной основе статьи представлены результаты регионального конкурса систем оценки качества образования, состоявшегося в 2017 году. Выявлены позитивные практики не только по разработке, но и совершенствованию систем оценки качества образования в соответствии с федеральными, региональными требованиями и методологическими подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л.Е., Павлова Н.А., Авдашкин А.А., Ильина Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал регионального конкурса систем оценки качества образования в совершенствовании институциональных систем оценки качества образования дошкольных и общеобразовательных организаций Челябинской области»

УДК 37(470.55)

ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.Е. Кузнецова, Н.А. Павлова, А.А. Авдашкин, Д.С. Ильина

В настоящей статье рассматриваются потенциальные возможности регионального конкурса систем оценки качества образования в процессе совершенствования институциональных систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования Челябинской области. В содержательной основе статьи представлены результаты регионального конкурса систем оценки качества образования, состоявшегося в 2017 году. Выявлены позитивные практики не только по разработке, но и совершенствованию систем оценки качества образования в соответствии с федеральными, региональными требованиями и методологическими подходами.

Ключевые слова: региональный конкурс систем оценки качества образования, региональная модель оценки качества общего образования Челябинской области, качество образования, институциональные системы оценки качества образования, современные требования к оценке качества образования.

В числе мероприятий Государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. мероприятием № 1 в направлении «Совершенствование управления системой образования» является мероприятие по «реализации механизмов оценки и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами» [4]. Это вполне соответствует приоритетной задаче Концепции региональной модели оценки качества общего образования Челябинской области (Концепция РСОКО) по дальнейшему совершенствованию региональной системы оценки качества образования, а также обнов-

лению региональной системы оценки качества образования, прежде всего, обеспечению востребованности её результатов (на основе отбора необходимых и достаточных механизмов, процедур, инструментария) для принятия эффективных решений на всех уровнях управления образованием в Челябинской области [2].

Одним из возможных механизмов реализации мероприятия по совершенствованию управления системой образования Государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. и решения задач, поставленных в Концепции РСОКО, является конкурсное движение, направленное на выявление позитивного опыта по совершенствованию систем оценки качества образования, созданию условий для распространения и внедрения в практику эффективного опыта участников конкурсов систем оценки качества образования.

Система формирования и развития региональных конкурсов муниципальных и институциональных систем и моделей оценки качества образования Челябинской области начала складываться как конкурсное движение в 2016 году. С момента своего существования конкурсное движение ставило своей целью побудить муниципальные органы управления образованием и образовательные организации к постоянному процессу обновления и совершенствования систем оценки качества образования на муниципальном и институциональном уровне, а также инициировать ряд процессов, обеспечивающих процедуры оценки качества образования.

Как показала практика проведения конкурсов систем и моделей оценки качества образования, это значимое в жизнедеятельности

образовательной системы региона мероприятие позволяет значительно ускорять процессы развития образовательных организаций в направлении оценки качества образования, способствует формированию новых представлений как о самом качестве образования, так и о деятельности в проблемном поле оценки качества и его инструментария.

В первом региональном конкурсе, проведённом в 2016 году, удалось выявить и распространить передовой опыт моделирования муниципальных и институциональных систем оценки качества образования. Конкурсные материалы стали основой цикла статей научно-методического характера по проблемам моделирования и совершенствования внутренних систем оценки качества образования в общеобразовательных организациях [1]. Отдельные разработки участников конкурса были включены в материалы практических заданий, реализуемых в ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» дополнительных профессиональных программ повышения квалификации «Внутренняя система оценки качества образования образовательной организации. Управление в условиях реализации изменяющегося законодательства» и «Внутренняя система оценки качества образования дошкольной образовательной организации. Управление в условиях изменяющегося законодательства». Стало очевидным то, что практика проведения таких конкурсов побуждает не только участников, но и образовательные организации региона к переосмыслению и дальнейшему совершенствованию и обновлению внутренних систем оценки качества образования.

Второй региональный конкурс систем оценки качества образования был проведён в 2017 году. Здесь необходимо отметить существенные содержательные отличия регионального конкурса систем оценки качества образования, проведённого в 2016 году и в 2017 году. Так, если в рамках конкурса 2016 года ставилась цель по выявлению опыта моделирования муниципальных и институциональных систем оценки качества в соответствии с законодательством Российской Федерации, то целью конкурса в 2017 году стало выявление позитивных практик по созданию и совершенствованию систем оценки качества образова-

ния в соответствии с федеральными, региональными требованиями и методологическими подходами.

Это связано с тем, что в межконкурсный период в региональной системе оценки качества образования произошли серьёзные качественные изменения, к которым, в первую очередь, отнесём концептуализацию ключевых аспектов развития региональной системы оценки качества образования. Основными концептуальными документами по вопросу оценки качества образования являются Концепция региональной системы оценки качества образования (Концепция РСОКО) и Региональная модель оценки качества общего образования в Челябинской области (РМОКОО).

Концепция определила методологические основания совершенствования региональной системы оценки качества образования, включая понятийный аппарат и принципы, цель и задачи РСОКО, её объекты и содержание. В качестве стратегической цели Концепция обозначила получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества образования для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области [2].

Формулирование новых концептуальных основ РСОКО актуализировало необходимость разработки модели оценки качества общего образования в Челябинской области, а также определило основные подходы к методологическому обоснованию структуры и содержания этой модели, что должно обеспечить комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования областной образовательной системы в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.

Региональная модель оценки качества общего образования в Челябинской области (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 0302/11974) выступает механизмом внедрения Концепции РСОКО в систему общего образования [5]. Таким образом, по сути своей,

региональная модель оценки качества общего образования выполняет интегрирующую функцию в процессе формирования единого «оценочного пространства» Челябинской области и может быть аналоговой моделью как при разработке, так и при совершенствовании муниципальных и институциональных систем оценки качества образования.

В настоящий момент институциональные системы оценки качества являются базовым уровнем региональной системы оценки качества образования. Это и потребовало пересмотра подходов к организации конкурса в соответствии с изменениями, произошедшими в региональной системе оценки качества образования.

Концептуализация идеи конкурса в рамках построения «единого оценочного» пространства Челябинской области возможна в качестве региональной периодической инвариантной процедуры оценки качества образования. Полноценная реализация потенциала данной процедуры придает особенную актуальность анализу, обобщению и распространению инновационного опыта по разработке и совершенствованию систем оценки качества образования, накопленного на уровне дошкольных, общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования в вопросах развития институциональных систем оценки качества образования.

Для организации экспертизы представленных на конкурс материалов был разработан новый инструментарий оценки. Экспертные листы, подготовленные для проведения конкурса, включали три группы критериев оценки результативности функционирования систем оценки качества образования: 1) интегративные; 2) специфические; 3) критерии публичной презентации систем оценки качества образования.

Интегративная группа критериев являлась общей для оценивания результативности функционирования систем оценки качества образования всех уровней. На основе данных критериев определялся уровень «встроен-нности» любой системы оценки качества об-

разования в единое нормативное и методологическое «оценочное пространство» страны и региона. Специфические критерии обеспечивают оценку результативности систем оценки качества образования, исходя из особенностей их функционирования: в образовательных организациях, реализующих различные образовательные программы (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования); органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, что связано с объёмом полномочий в части оценки качества образования, а также требованиями к её содержанию. Критерии публичной презентации систем оценки качества образования позволяли оценить качество публичного представления материалов и результативность их публичного обсуждения с представителями профессионального экспертного сообщества [3].

Процесс оценки результативности функционирования систем оценки качества образования в рамках конкурса 2017 года включал в себя два этапа. Первый этап осуществлялся в режиме заочной профессионально-общественной экспертизы систем оценки качества. Данный этап включал в себя интегра-тивную оценку, единую для всех систем оценки качества образования, а также оценку специфики систем оценки качества образования.

Второй этап включал проведение очной профессионально-общественной экспертизы систем оценки качества в форме публичной презентации. На данном этапе представители рабочих групп разработчиков системы оценки качества образования представляли свою систему (модель), а затем осуществлялось их публичное обсуждение с представителями профессионального экспертного сообщества.

Этап экспертного оценивания публичной презентации был призван подтвердить результаты экспертной оценки материалов, представленных на региональный конкурс в ходе заочного этапа. По общей сумме баллов, полученных после прохождения заочного и очного этапов конкурса, определялся победитель и лауреаты регионального кон-

курса. Проведение очной профессионально-общественной экспертизы позволило выявить опыт позитивных практик на различных уровнях и оценить результативность функционирования систем оценки качества образования в соответствии с федеральными и региональными требованиями.

Таким образом, разработанные для проведения конкурса экспертные листы по своей структуре и содержанию являются инструментом, отразившим в полном объёме федеральные, региональные требования и методологические подходы.

В 2017 г. на участие в конкурсе заявились 14 юридических лиц из 7 городских округов и 2 муниципальных районов: в номинации «Лучшая система оценки качества образования дошкольной образовательной организации» представлено 5 участников из 5 муниципальных образований (Магнитогорский, Озерский, Чебаркульский городские округа, Коркинский, Ашинский муниципальные районы); в номинации «Лучшая система оценки качества образования общеобразовательной организации» заявились 9 участников из 6 муниципальных образований (Челябинский, Троицкий, Кыштымский, Карабаш-ский, Чебаркульский городские округа, Кор-кинский муниципальный район).

Процент участия образовательных организаций в конкурсе в разрезе муниципалитетов составил в 2017 году 21% (9 муниципалитетов из 43), в 2016 году-18,6%, 8 муниципалитетов из 43. В 2017 году общее количество участников конкурса по сравнению с 2016 годом сократилось на 26% (2016 год -19 участников, 2017 год - 14 участников).

На конкурс номинировались внутренние системы оценки качества образования дошкольных и общеобразовательных организаций. Не заявились на участие образовательные организации дополнительного образования и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

В ходе интегративной оценки экспертами определялось соответствие представленных описаний систем оценки качества образования общим критериям нормативной, методо логической состоятельности разработанных

систем оценки качества образования в организациях-конкурсантах, а также их целостность и открытость.

Средний балл по этой группе критериев составил среди общеобразовательных организаций 40,8 баллов и 78,8 у дошкольных образовательных организаций. Содержание представленных на конкурс систем оценки качества образования отражает нормативные требования к обеспечению функционирования системы оценки качества образования институционального уровня в разрезе среднего показателя на 87,5%. В то время как в 2016 г. средние показатели по данному критерию составили 67,5%. Это показывает ощутимый прирост компетентности руководителей образовательных организаций в этом компоненте организации и функционирования внутренних систем оценки качества образования.

Системы оценки качества образования дошкольных образовательных организаций в 88% случаев соответствуют совокупным характеристикам по интегративным критериям: нормативная база обеспечивает в целом реализацию полномочий в части оценки качества образования; представленные материалы преемственны с региональной системой оценки качества образования; в описании систем оценки качества образования отражены цели, задачи, принципы и подходы, определенные в содержании региональной модели оценки качества общего образования; выделены объекты и механизмы оценки качества образования. Подготовленные конкурсантами материалы содержат обоснование и описание всех компонентов системы оценки качества дошкольного образования, на официальных интернет-сайтах представлены результаты функционирования систем оценки качества образования, обеспечивается участие общественности в разработке и проведении отдельных оценочных процедур.

Иная ситуация наблюдается в номинации общеобразовательных учреждений. Средний балл по интегративным критериям составил 40,8 баллов. Это 42,5% от максимального количества баллов (96 баллов). Оценки экспертов конкурсных документов общеобразова тельных организаций по интегративным кри-

териям свидетельствует, что по критерию «Нормативная проработанность системы оценки качества образования» соответствие характеристикам данного критерия составляет в целом 66,7%. При этом 52 % локальных нормативных актов/распорядительных документов не обеспечивают в полном объеме реализацию полномочий общеобразовательных организаций в части оценки качества образования.

Степень соответствия характеристикам по критерию «Методологическая проработанность системы оценки качества образования» составила 63%. Вместе с тем, в описании систем оценки качества образования (62,9%) не отражены этапы их формирования (совершенствования, развития), не уточняются задачи по этапам, содержание и процедуры (перечень инструментария).

В изученных экспертами конкурсных материалах по критерию «Целостность системы оценки качества образования, взаимосвязанность всех ее компонентов» не прос леживается взаимосвязи систем оценки ка-

чества образования с практикой принятия управленческих решений по результатам их функционирования (62,9%). Средний показатель по данному критерию не превысил 58%.

Самый незначительный процент соответствия систем оценки качества общеобразовательных организаций выявлен экспертами по интегративному критерию «Открытость системы оценки качества образования» (35,25%). Это демонстрирует, что в конкурсной документации общеобразовательных организаций-участниц конкурса не предусмотрены и не определены способы (механизмы) информирования педагогов, родителей и общественности о результатах оценки качества образования, равно как и их привлечения к участию в оценочных процедурах.

Результаты экспертного оценивания материалов дошкольных и общеобразовательных организаций в разрезе средних показателей по интегративным критериям представлены на рисунке 1.

11,5

12,2

10,5

6,4

• Дошкольная образовательная организация

~ Общеобразовательная организация Нормативная Методологическая Целостность системы Открытость системы

проработанность проработанность оценки качества оценки качества

системы оценки системы оценки образования, образования

качества образования качества образования взаимосвязанность всех

её компонентов

Рисунок 1. Средний показатель по интегративным критериям

Специфические критерии профессионально-общественной экспертизы внутренних систем оценки качества дошкольных и общеобразовательных организаций представлены следующими критериями:

- функционирование системы оценки качества общего образования в соответствии с определенными целевыми ориентирами;

- сформированность содержательного компонента системы оценки качества образования в соответствии с нормативными требованиями по всем объектам оценки;

- отражение в системе оценки качества общего образования комплекса механизмов, процедур и инструментов оценки качества образования;

- наличие практики принятия управленческих решений по результатам мероприятий оценки качества общего образования.

Средний балл по результатам профессионально-общественной экспертизы институциональных систем оценки качества дошкольных образовательных организаций составил 57 баллов из максимальных 80 баллов, (71,25%). Применительно к общеобразовательным организациям - 28 баллов и 35% соответственно.

В конкурсных материалах дошкольных образовательных организаций согласно характеристикам специфических критериев, определены цели, задачи и принципы внутренних систем оценки качества образования, разделы внутренней системы оценки качества

образования представлены в годовых планах работы, содержание внутренней системы оценки качества образования соотносится с требованиями ФГОС, а также определены все объекты, подлежащие оценке качества, представлен комплекс процедур по объектам и инструментарий по каждому из критериев.

Количество баллов в разрезе средних показателей по дошкольным образовательным организациям составило от 12,5 до 16,25 баллов из максимально возможных 20 по каждому критерию. Выраженность специфических критериев в процентном соотношении измеряется от 62,5% до 81,25%.

Специфика систем оценки качества общеобразовательных организаций согласно заключениям экспертов в разрезе средних показателей составляет от 3,58 баллов до 10,5 баллов. Это 17,9% и 52,5% от максимального количества баллов (20 баллов) по каждому из критериев. Наиболее исчерпывающе в описании систем оценки качества общеобразовательных организаций представлен и подтвержден документально критерий «Отражение в системе оценки качества общего образования комплекса механизмов, процедур и инструментов оценки качества образования» - 10,5 баллов (52,5%).

Результаты экспертного оценивания материалов дошкольных и общеобразовательных организаций в разрезе средних показателей по специфическим критериям представлены на рисунке 2.

6,75

Средний показатель по специфическим критериям 7,1 10,5

15

16,5

3,58

13,5

12,5

Дошкольная образовательная организация " Общеобразовательная организация

Функционирование системы оценки качества общего образования в соответствии с определенными целевыми ориентирами

Сформированность

со держательного компонента системы оценки качества образования в соответствии с нормативными требованиями по всем объектам оценки

Отражение в системе

оценки качества о бщего образования комплекса механизмов, процедур и инструментов оценки качества о бр азо вания

Наличие практики принятия управленческих решений по результатам мероприятий оценки качества общего образования

Рисунок 2. Средний показатель по специфическим критериям

По критерию «Наличие практики принятия управленческих решений по результатам мероприятий оценки качества общего образования» показаны наиболее низкие результаты (3,58 балла (17,9%) описания вариантов управленческих решений по результатам использования механизмов, процедур и инструментов оценки качества образования по всем объектам оценивания, не показана взаимосвязь управленческих решений с целевыми ориентирами, т.е. недостаточно аналитической информации по результатам внутренней системы оценки качества образования, содержание приказов о результатах проведения процедур оценки качества не соотнесено с целью, задачами внутренней системы оценки качества образования, ее механизмами, объектами и процедурами. По сравнению с результатами регионального конкурса систем оценки качества 2016 г. средние показатели по специфическим критериям среди дошкольных образовательных организаций составили 49,3%, в свою очередь в 2017 г. - 72%. Эти количественные показатели наглядно демонстрируют степень активности дошкольных образовательных организаций в процессе совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования.

Публичная презентация являлась завершающим этапом конкурса, в ходе которого происходило представление конкурсных материалов представителям профессионального

экспертного сообщества и их обсуждение.

В данном этапе конкурса участие приняли 8 образовательных организаций общего образования и 5 дошкольных образовательных организаций.

Оценка публичной презентации происходила на основе следующих критериев:

- содержательность и целостность публичной презентации;

- информационная культура публичной презентации;

- коммуникативная культура публичной презентации.

Максимальный и минимальный средний балл, набранный представителями общеобразовательных организаций по результатам публичной презентации, составил 13 баллов и 8 баллов соответственно. Максимальные и минимальные средние баллы, выставленные экспертами в ходе публичной защиты представителей дошкольных образовательных организаций существенно выше. Они составили 16 баллов и 10 баллов. Констатируем, что, в целом, публичные защиты представителей дошкольных образовательных организаций проходили более содержательно и результативно.

Экспертная оценка публичной презентации позволила конкурсантам подтвердить оценку, полученную в ходе заочного этапа. Итоговая сумма баллов позволила выявить победителей и лауреатов регионального конкурса (таблица 1).

Таблица 1

Победители и лауреаты регионального конкурса систем оценки качества образования

Победители конкурса в номинациях

«Лучшая система оценки качества образования дошкольной образовательной организации» МКДОУ «Детский сад № 5» п. Первомайский Коркинский муниципальный район

«Лучшая система оценки качества образования общеобразовательной организации» МОУ средняя общеобразовательная школа № 10 Кыштымский городской округ

Лауреаты конкурса в номинациях

«Лучшая система оценки качества образования дошкольной образовательной организации» МБДОУ «Детский сад № 35» Чебаркульский городской округ МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад

№ 137» Магнитогорский городской округ

«Лучшая система оценки качества образования общеобразовательной организации» МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска» Челябинский городской округ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Троицкий городской округ

Анализ итогов регионального конкурса систем оценки качества образования в 2017г. позволяет выявить позитивные практики создания систем оценки качества образования в дошкольных и общеобразовательных организациях, дать оценку результативности их функционирования в соответствии с федеральными и региональными требованиями и методологическими подходами. Из представленных на конкурс систем оценки качества образования 80% дошкольных образовательных организаций соответствуют нормативным требованиям и методологическим основам построения и развития внутренних систем оценки качества образования, установленным на региональном уровне. По итогам профессионально-общественной экспертизы 80% дошкольных образовательных организаций с учетом публичных презентаций набрали в процентном отношении от 87,1% до 78,1% от максимального количества баллов (200 баллов). Это наглядно показывает результативность функционирования их внутренних систем оценки качества образования.

Максимальная оценка результативности функционирования внутренних систем оценки качества образования общеобразовательных организаций в процентном отношении составила 49,25% от максимального количества баллов - 200 баллов. Данный показатель должен побудить администрацию общеобразовательных организаций к совершенствованию институциональных систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо заметить, что региональный конкурс систем оценки качества образования позволил выявить как позитивные практики создания систем оценки качества образования в соответствии с федеральными, региональными требованиями и методологическими подходам, так и определить имеющие-

ся затруднения образовательных организаций в этом вопросе. Разработки, представленные победителями и лауреатами конкурса, могут служить основой для совершенствования внутренних систем оценки качества образования в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях Челябинской области.

Также следует отметить, что региональный конкурс систем оценки качества образования позволил значительно расширить пространство педагогического общения, тем самым сделал постоянным процесс обмена идеями, находками по проблеме оценки качества образования. Именно в таких конкурсах апробируются изменения в системах оценки качества образования, связанные с необходимостью постоянного обновления и совершенствования систем оценки качества образования в условиях изменяющегося законодательства в сфере образования.

Таким образом, конкурс систем оценки качества образования может стать навигатором путей дальнейшего совершенствования институциональных и муниципальных систем оценки качества образования, так как:

- придает необходимую интенсивность не только совершенствованию институциональных систем оценки качества, но и создаёт благоприятные условия для формирования «единого оценочного» пространства региона;

- позволяет как интерактивная технология, построенная на методе ситуационного моделирования, создать такие условия, которые требуют актуализации как индивидуального потенциала каждого участника команды, так и потенциала всего состава команды разработчиков системы оценки качества образования;

- предъявляет участникам требования к уровню сформированности профессиональных компетенций; навыков при выполнении управленческих задач, направленных на

развитие и формирование современной конкурентоспособной образовательной организации;

- становится продуктивной процедурой системы оценки качества образования, направленной на активное пополнение и обновление банка позитивных практик по созданию и совершенствованию институциональных систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества образования;

- содействует определению основных затруднений по вопросу совершенствования институциональных систем оценки качества образования;

- победители и лауреаты конкурса могут стать авторами публикаций и методических рекомендаций по проблемам оценки качества образования;

- конкурсные материалы победителей и лауреатов конкурса могут служить основой для разработки методических материалов в рамках реализации программ повышения квалификации по управлению качеством образования для педагогических и руководящих работников системы образования Челябинской области;

- публикация результатов конкурса в научной периодике позволит широко презентовать научному и педагогическому сообществу в сфере оценки качества образования накопленный в системе образования региона опыт, придаст ощутимый стимул развитию межрегиональных связей в сфере оценки качества образования, а также заметно упрочит теоретико-методологические основания по совершенствованию институциональных систем оценки качества образования.

Подводя итоги, отметим, что открытый, с чёткими правилами игры, конкурс является эффективным средством стимулирования высокой активности образовательной организации, создает конкурентную среду, способствующую, в конечном итоге, улучшению качества образования и работы образовательных организаций в целом.

Список литературы

1. Букачева, Е. А. Роль регионального конкурса систем оценки качества образования в совершенствовании внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области [Текст] / Е. А. Букачева, Л. Е. Кузнецова, А. А. Авдашкин // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2017. - № 1. - С. 37-43.

2. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области: (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство образования и науки Челябинской области [Текст]. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с.

3. Оценка результативности функционирования институциональных и муниципальных систем оценки качества общего образования: экспертные методические материалы по оценке внутренних и муниципальных систем оценки качества общего образования [Текст] / А. А. Барабас и др. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 104 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении Государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474 / (Дата обращения: 04.04.2018)

5. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область): (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. № 03 - 02/11974) [Текст] - Челябинск, 2017. - 140 с.

References

1. Bukacheva, E. A. Rol' regional'nogo konkursa sistem otsenki kachestva obrazovaniya v sovershenstvovanii vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizatsiyah

Chelyabinskoy oblasti [Tekst] / E. A. Bukacheva, L. E. Kuznetsova, A. A. Avdashkin // Nauchno-metodicheskoe obespechenie

otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017. - № 1. - S.37-43.

2.Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti [Tekst]. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 46 s.

3. Otsenka rezul'tativnosti funktsionirovaniya institutsional'nyh i munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: ekspertnye metodicheskie materialy po otsenke vnutrennih i munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / A. A. Barabas i dr. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 104 s.

4.Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy Programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_286474 / (Data obrashcheniya: 04.04.2018)

5.Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast'): (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016g. № 03 - 02/11974) [Tekst] -Chelyabinsk, 2017. - 140 s.

Сведения об авторах

Кузнецова Людмила Евгеньевна -

начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Павлова Наталья Алексеевна - методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения

оценки качества образовательных программ, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Авдашкин Андрей Александрович -

канд. ист. наук, методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ильина Диана Сергеевна - начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Kuznetsova L.E. - Head of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Pavlova N.A. - Methodist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Avdashkin A.A. - Candidate of Historical Sciences, Methodist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Ilyina D.S. - Head of the Department «En-suring the assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.