УДК 37.036.5; 374. 7
Е. С. Синогина, У. М. Шереметьева
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ
профессиональных компетенций преподавателей-организаторов обж
Для повышения статуса предмета ОБЖ в учебных заведениях, выявления профессиональных компетенций, поддержки и поощрения талантливых педагогов, повышения их педагогического мастерства в Томской области проводился первый областной конкурс профессионального мастерства педагогов основ безопасности жизнедеятельности «Лучший учитель ОБЖ». В статье раскрываются цели и задачи конкурса, описаны условия его организации и проведения.
Ключевые слова: творческое развитие, конкурс, педагогическое мастерство, средняя школа, профессиональная деятельность учителя, безопасность жизнедеятельности, педагогическая идея, открытый урок, практические навыки, профессиональные компетенции.
Утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Учитель, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения своего опыта работы. Конкурсы педагогического мастерства помогают реализовать эти задачи.
Основной целью совершенствования образования на современном этапе развития общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В решении данной задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства, такие как «Учитель года», «Мой лучший урок», «Формула будущего», «Учитель здоровья России» и т. д. Они дают учителю возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.
Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на его профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования и общественного профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.
Мотивационные факторы, которые влияют на желание педагогов участвовать в конкурсах педагогического мастерства:
- желание приобрести определенный профессиональный статус;
- желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;
- профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта и принятие опыта других преподавателей.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде специального предмета был введен в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 г. для решения задачи подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях. ОБЖ - практико-ориентиро-ванная дисциплина, которая проходила свое становление в условиях тяжелой экономической ситуации в стране. Поэтому возникали и до сих пор существуют проблемы с материальным обеспечением дисциплины средствами медицинской защиты, пожаротушения, защиты кожи и органов дыхания, тренажерами для отработки практических навыков оказания помощи. Часто учителя ОБЖ, имея практические навыки, могут утратить их при отсутствии необходимого оборудования [1; 2]. Поэтому в Томском государственном педагогическом университете возникла идея проведения мероприятия по повышению квалификации и отработке практических навыков среди учителей ОБЖ. Для материально-технического обеспечения данного мероприятия к организации были привлечены Главное управление МЧС России по Томской области и Департамент общего образования Томской области.
26-28 октября 2011 г. в Томской области проводился I Областной конкурс профессионального мастерства педагогов основ безопасности жизнедеятельности «Лучший учитель ОБЖ». Конкурс стал настоящим событием в педагогическом сообществе г. Томска. К участию в очном этапе конкурса были допущены одиннадцать человек из более чем пятидесяти претендентов, при этом заявители
должны были до 1 октября 2011 года направить свои материалы в адрес оргкомитета конкурса.
Во время заочного этапа оргкомитет рассматривал анкеты-заявки и планы-конспекты претендентов на участие в конкурсе. К участию в очном этапе были допущены учителя, предоставившие наиболее интересные в методическом плане разработки уроков. Также учитывались достижения участников. Например, преподаватель-организатор ОБЖ Абрамова Е. В. является победителем городского конкурса «Педагогический вираж» (2009 г.), губернаторским стипендиатом, ее воспитанники - победители Всероссийского соревнования «Безопасное колесо», районного соревнования «Боевое развертывание», областных соревнований по стрельбе среди школьников.
Конкурс собрал учителей, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугались публичной оценки своей деятельности и смогли заявить о себе.
I Областной конкурс профессионального мастерства педагогов основ безопасности жизнедеятельности «Лучший учитель ОБЖ» базируется на основе компетентностного подхода. Профессиональная компетентность учителя проявляется при решении профессиональных задач [3; 6]. В процессе проведения конкурса были имитированы реальные профессиональные ситуации, которые определяли критерии оценки подготовки учителей ОБЖ к собственной профессиональной деятельности, способности формировать умения и навыки безопасной жизнедеятельности у учащихся. К таким критериям относятся:
1) умение вести профилактическую работу по предупреждению негативных последствий опасных ситуаций, которые могут встретиться в современной жизни;
2) преодоление психической напряженности и агрессивности;
3) умение применять современные средства защиты в чрезвычайных ситуациях;
4) владение навыками оказания первой медицинской доврачебной помощи при ранениях, травмах, ушибах и неотложных состояниях;
5) направлять поведение человека в экстремальных ситуациях.
Таким образом, повышение компетентности учителей ОБЖ осуществлялось посредством вовлечения их в деятельность по созданию собственного творческого образа, уникальных учебно-методических материалов для проведения уроков, демонстрации практических навыков обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Посредством участия в данном конкурсе у педагогов-участников формировались следующие профессиональные компетенции:
- способность осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи, обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;
- возможность приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения;
- умение применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего образования;
- способность формировать образовательную среду и использовать свои умения в реализации задач инновационной образовательной политики;
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях;
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;
- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения;
- готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач.
Конкурс «Лучший учитель ОБЖ» проводился в несколько туров, на каждом из которых участники демонстрировали свое профессиональное кредо: «Презентация профессионального и творческого образа учителя ОБЖ», «Конкурсный урок» и «Полевой тур». Для того чтобы участники могли отдохнуть и подготовиться, было решено выделить на проведение каждого тура отдельный день.
Первый Областной конкурс профессионального мастерства педагогов основ безопасности жизнедеятельности «Лучший учитель ОБЖ» был торжественно открыт в Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Томской области.
Первый тур конкурса проводился в актовом зале Томского государственного педагогического университета. На первом туре присутствовали и смогли познакомиться с учителями не только члены жюри и конкурсанты, но и студенты ТГПУ, обучающиеся по специальности «безопасность жизнедеятельности», коллеги участников и их родственники. В первом туре участники представляли
свой профессиональный и творческий образ. На этом этапе учитель за короткое время рассказывал о себе, представлял свои увлечения и интересы, давал представление о себе как о постоянно совершенствующейся личности, способной увлечься и увлечь других. Обязательно освещалась педагогическая и инновационная деятельность учителя, была отражена специфика профессиональной деятельности, т. е. его должность (педагог-организатор ОБЖ, учитель физической культуры и ОБЖ, руководитель кружка патриотической направленности, преподаватель ОБЖ в лицее, техникуме и т. д.) [4]. Уже в первый день знакомства на презентации педагоги выделились чувством юмора, артистизмом и увлеченностью своим делом. Конкурсанты рассказывали свою автобиографию, историю педагогических династий, демонстрировали свои творческие способности: умение декламировать, сочинять, петь, танцевать (рис. 1).
В первом туре жюри оценивало содержательность презентации, оригинальность представления образа учителя, артистизм. Каждый из перечисленных параметров оценивался по шестибалльной шкале.
Рис . 1. Победитель в номинации «Представление профессионального и творческого образа учителя ОБЖ» Вячеслав Богданец проводит самопрезентацию
Во время второго тура участники конкурса проводили открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности со школьниками с использованием активных методов обучения. Учителям предоставлялись необходимые для проведения урока наглядные материалы (манекен человека, средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты) и электронные образовательные ресурсы (мультимедиапроектор, ноутбук, интерактивная доска). Ключевым условием конкурса было проведение урока ОБЖ в незнакомом классе, так как, проводя урок с неподготовленными заранее учениками, педагоги могут продемонстрировать профессионально-педа-
гогическую культуру, показать умение увлечь детей темой занятия. Конкурсный урок прошел на базе муниципального образовательного учреждения МАОУ СОШ № 43 г. Томска, которое обладает полностью укомплектованным современным кабинетом ОБЖ. На суд жюри преподаватели-организаторы общеобразовательных учреждений представили разнообразные по форме и содержанию уроки. Например, Ведерников И. Д. (учитель ОБЖ Томского кадетского корпуса) провел урок по теме «Перекресток» в виде деловой игры. Во время урока ученики седьмого класса на интерактивной доске выполняли тренировочные упражнения и демонстрировали знания правил дорожного движения.
Молодой педагог-организатор ОБЖ гимназии № 56 Разина М. В. провела урок с использованием информационно-коммуникационных технологий с анализом представленного видеоматериала по теме «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
Рис. 2 . Победитель I Областного конкурса профессионального мастерства педагогов основ безопасности жизнедеятельности «Лучший учитель ОБЖ» Оксана Ларионова проводит открытый урок ОБЖ в 7 классе
Преподаватель-организатор ОБЖ средней общеобразовательной школы № 2 г. Колпашево Дуд-кин Г. В. провел урок по теме «Что делать, если ты отстал от группы или заблудился в лесу» с использованием проблемно-эвристических, поисковых методов обучения в шестом классе. Для повышения интереса обучающихся к изучению раздела «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» учитель разбил урок на части: введение в тему урока через ролевую игру «Рюкзак туриста», создание проблемной ситуации «Однажды в лесу Костя отстал от товарищей», работа в группах, презентация результатов работы в группах, рефлексия. В начале урока ребятам было предложено собрать рюкзак туриста из предложенных учителем вещей. В груп-
пах рассматривались различные способы поведения в данной ситуации: ориентирование на местности, устройство временных укрытий, добывание огня и разведение костра, обеспечение бытовых потребностей (вода, пища). В конце урока все школьники получили значок туриста.
Во втором туре жюри оценивало грамотность планирования урока, владение современными методиками и приемами обучения, творческий подход к проведению урока, активную коллективную творческую деятельность обучающихся, культуру речи педагога. Параметры оценивались по шкале от 0 до 4 баллов.
В третьем туре конкурса участники демонстрировали практические умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности. Полевой тур проводился на открытом воздухе, на базе Учебного пункта МЧС, в рамках которого конкурсантам предстояло оказать первую помощь пострадавшему, на время надеть общевойсковой защитный костюм (ОЗК) с противогазом, потушить очаг возгорания, пройти огневой рубеж, включающий сборку и разборку автомата Калашникова и стрельбу по мишеням. Результаты третьего тура определялись следующими факторам - владение практическими навыками оказания первой помощи (0-5 баллов), владение навыками использования средств индивидуальной защиты (0-5 баллов), владение навыками правильного использования пневматического оружия и макета АК, точность стрельбы по мишеням (0-5 баллов), владение навыками вязания узлов (0-5 баллов). На основании перечисленных параметров каждый член жюри выставлял оценки участникам. По окончании каждого этапа работала счетная комиссия, состоящая из трех членов жюри, которая определяла количество баллов, набранное каждым участником.
Для объективной оценки результатов каждого тура в судейскую комиссию были привлечены специалисты различного профиля. Процедуру оценивания участников конкурса осуществляло жюри, в состав которого вошли председатель Комитета по вопросам ГО и ЧС Администрации Томской области Белоусов К. А., заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологий ТОИПКРО Приходько А. Н., председатель Комитета специального и дополнительного образования Департамента общего образования Томской области Белоусов В. М., заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета Федотов А. С., главный специ-
алист департамента образования администрации г. Томска Немыцкий Е. П., доценты кафедры безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета Синогина Е. С. и Шереметьева У. М. Возглавил жюри конкурса заместитель Губернатора Томской области по строительству, ЖКХ, дорожному комплексу, ГО и ЧС Шатурный И. Н.
По итогам конкурса были определены три абсолютных победителя, которым присудили призовые места, и победители в номинациях «Представление профессионального и творческого образа учителя ОБЖ», «Конкурсный урок», «Оказание первой помощи пострадавшему», «Действия в чрезвычайных ситуациях», «Огневой рубеж». Победителям вручены дипломы конкурса, почетные грамоты и благодарности, а также ценные призы.
Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства [5]. Участие в конкурсе влияет на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сфере образования. Конкурс служит также и средством повышения квалификации, развития творческих способностей.
Активная подготовка к конкурсу организаторов и участников, стремление участников реализовать свои способности и достичь поставленной цели, а также организационно-методическая помощь, поддержка учителей и администраций школ-участников - все это в комплексе послужило тому, что I Областной конкурс профессионального мастерства педагогов основ безопасности жизнедеятельности «Лучший учитель ОБЖ» прошел с успехом.
В заключение можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, открытое массовое педагогическое соревнование учителей, развивающуюся практику, индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.
Список литературы
1. Ведерников И . Д ., Синогина Е . С . , Шереметьева У. М . Лучшие учителя ОБЖ Томской области // ОБЖ . Основы Безопасности Жизни . 2012 . № 2 (188) .С .57-58.
2 . Елизарова И . С . Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов:
проблемы и подходы // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 4 (119) . С . 13-17 .
3 . Козырева О . А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Там же . 2009 . Вып . 2 (80) .
С.17-23 .
4 . Школа - территория общения: материалы II конкурса профессионального педагогического мастерства студентов ТГПУ «Педагогиче-
ский дебют»: методические рекомендации / сост . Л . А. Беляева . Томск: Изд-во ТГПУ, 2009 . 42 с.
5 . Корепанова М . В ., Гончарова О . В . , Лавринец И . А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов . М .: Академия,
2010.238 с .
6 . Радионова Н . Ф ., Тряпицына А. П . Компетентностный подход в педагогическом образовании: электронный научный журнал // Вестник
Омского гос . пед . ун-та . 2006 . URL: http://www.omsk . edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf
Синогина Е. С., доцент, кандидат физико-математических наук.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: sinogina2004@mail.ru
Шереметьева У М., доцент, кандидат физико-математических наук.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: Ulyana1981@list.ru
Материал поступил в редакцию 30.05.2012.
E. S. Sinogina, U. M. Sheremetyeva
COMPETITION OF PEDAGOGICAL SKILL AS METHOD OF PROFESSIONAL COMPETENCES DETECTION OF HEALTH AND
SAFETY BASES TEACHERS-ORGANIzERS
For increase of the status of health and safety bases subject in educational institutions, revealing professional competence, supports and encouragements of talented teachers, increases of their pedagogical skill in Tomsk region the first regional competition of professional skill of health and safety bases teachers «Best teacher of health and safety bases» was held. In article the purposes and competition problems reveal, the organization of its carrying out is described.
Key words: Creative development, competition, pedagogical skill, high school, professional work of the teacher, health and safety, the pedagogical idea, open lesson, practical skills, professional competences.
Sinogina E. S.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: sinogina2004@mail.ru
Sheremetyeva U. M.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: Ulyana1981@list.ru