УДК 377 М. А. Энгельман, директор Челябинского
педагогического колледжа № 1 (ЧПК № 1), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматривается влияние профессиональных конкурсов на повышение педагогической компетентности будущих специалистов — педагогов начальной школы и ДОУ.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции общие и профессиональные, компетентность, профессиональный конкурс.
В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение и воспитание подрастающего поколения, но и его успешность в жизни.
Профессиональная подготовка такого специалиста, осуществляемая в соответствии с современными требованиями образовательных стандартов, ориентирована на формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя, воспитателя.
Наиболее общую трактовку понятий «компетенция» и «компетентность», на наш взгляд, дает словарь-справочник современного российского профессионального образования: «компетенция — способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности»; «компетентность — наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности» [1].
Основным критерием оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов принято считать результаты государственной итоговой аттестации. Тем не менее, мы убеждены, что качество профессиональной подготовки выпускников можно оценить также посредством их участия в конкурсах профессионального мастерства, т. е. публичным представлением глубины знаний предмета, творческой презентацией педагогической идеи, положенной в основу будущей профессиональной деятельности.
Челябинский педагогический колледж № 1 при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области является инициатором и организатором проведения конкурса педагогического мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по
укрупненной группе направления подготовки «Образование и педагогика» с 2003 г.
Целями конкурса являются:
- повышение качества подготовки будущих педагогов;
- развитие творческих способностей студентов;
- выявление уровня профессиональной подготовки будущих педагогов;
- повышение престижа профессии.
Конкурс состоит из двух этапов:
- первый этап (внутриучрежденческий, отборочный) проходит на базе образовательных организаций, выдвигающих участников конкурса. Он предполагает проведение ряда испытаний, в ходе которых определяются лучшие студенты, которые допускаются к участию во втором этапе;
- второй этап (областной) проходит на базе Челябинского педагогического колледжа № 1 и представляет собой комплекс заданий, например, самопрезентация, тестово-теоретическая работа, анализ видеозаписи урока (занятия), мастер-класс и т. п.
В состав компетентного жюри входят, как правило, ведущие преподаватели педагогических колледжей Челябинской области, а также специалисты школ и вузов г. Челябинска.
Содержание конкурса выбирается не произвольно, оно подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования.
Особая роль программ конкурса педагогического мастерства состоит в том, что они направлены на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности будущего учителя, воспитателя, которая представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций (общепедагогической, общекультурной и коммуникативной). Основными характеристиками профессиональной компетентности являются
Инновационное развитие профессионального образования
личностно-гуманистическая ориентация, способность к системному видению своей деятельности, профессиональная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. Существенное значение имеет тот факт, что уровень развития педагогических компетенций определяет траекторию личност-но-профессионального роста будущего педагога.
Одним из ключевых моментов является способность конкурсанта профессионально представить свой опыт на защите педагогического проекта, открытом уроке, внеклассном мероприятии и мастер-классе. Конкурс на данных этапах становится настоящим рингом для проявления психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Участник стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями:
- глубокое знание предмета;
- грамотное использование современных способов передачи знаний;
- эффективное применение современных образовательных технологий;
- коммуникативные способности;
- актерское и ораторское мастерство;
- умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности детей.
В 2015 г. конкурс профессионального мастерства впервые проводился как командное первенство. Это позволило и на первом этапе, и в финале обеспечить наибольший охват студентов при незначительном увеличении финансовых затрат на его проведение. Исходя из требований компетентного подхода, заложенного в основу ФГОС и современных требований к выпускнику педагогических колледжей, возникает необходимость добиться участия всех студентов в каком-либо из конкурсов. Только таким образом можно довести овладение каждым студентом профессиональными компетенциями до необходимого уровня, позволяющего ему впоследствии стать компетентным специалистом.
Преподаватели в ходе подготовки студентов к участию в конкурсе, а эксперты — непосредственно в ходе конкурсной программы имеют возможность комплексной оценки сформиро-ванности общих и профессиональных компетенций. Таким образом, профессиональный конкурс выступает неким измерителем качества профессиональной подготовки специалистов в конкретной образовательной организации.
Участие в профессиональных конкурсах положительно сказывается и на дальнейшем трудоустройстве выпускников (рис. 1). Опыт, приобретенный конкурсантами на конкурсной площадке, бесценен, он позволяет выпускникам успешно адаптироваться в реальных условиях школы, мобильно и адекватно реагировать на изменения во внешней среде, действовать нестандартно и креативно при решении профессиональных задач.
■ Трудоустроено по мпециальности
Продолжили обучение в ВУЗах I Служба в армии
Декретный отпуск I Не трудоустроены
Рис. 1. Динамика трудоустройства выпускников ЧПК№ 1 за 2013-2015 гг.
Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которой участник становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов свое-
го педагогического опыта. Также необходимо отметить, что участие в конкурсах подводит к переоценке накопленного опыта. Конкурс является для обучающихся не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом к формированию потребности в профессиональном совершенствовании.
Библиографический список
1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [ Электронный ресурс] / авт.-сост. : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. — Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=985.