Научная статья на тему 'Профессиональные конкурсы как средство повышения педагогической компетентности будущих специалистов'

Профессиональные конкурсы как средство повышения педагогической компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / PROFESSIONAL COMPETITION / COMMON AND PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энгельман М. А.

В статье рассматривается влияние профессиональных конкурсов на повышение педагогической компетентности будущих специалистов педагогов начальной школы и ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETITIONS AS MEANS OF IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

The impact of professional competitions to increase of pedagogical competence of the future specialists teachers of primary school and preschool is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Профессиональные конкурсы как средство повышения педагогической компетентности будущих специалистов»

УДК 377 М. А. Энгельман, директор Челябинского

педагогического колледжа № 1 (ЧПК № 1), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассматривается влияние профессиональных конкурсов на повышение педагогической компетентности будущих специалистов — педагогов начальной школы и ДОУ.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции общие и профессиональные, компетентность, профессиональный конкурс.

В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение и воспитание подрастающего поколения, но и его успешность в жизни.

Профессиональная подготовка такого специалиста, осуществляемая в соответствии с современными требованиями образовательных стандартов, ориентирована на формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя, воспитателя.

Наиболее общую трактовку понятий «компетенция» и «компетентность», на наш взгляд, дает словарь-справочник современного российского профессионального образования: «компетенция — способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности»; «компетентность — наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности» [1].

Основным критерием оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов принято считать результаты государственной итоговой аттестации. Тем не менее, мы убеждены, что качество профессиональной подготовки выпускников можно оценить также посредством их участия в конкурсах профессионального мастерства, т. е. публичным представлением глубины знаний предмета, творческой презентацией педагогической идеи, положенной в основу будущей профессиональной деятельности.

Челябинский педагогический колледж № 1 при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области является инициатором и организатором проведения конкурса педагогического мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по

укрупненной группе направления подготовки «Образование и педагогика» с 2003 г.

Целями конкурса являются:

- повышение качества подготовки будущих педагогов;

- развитие творческих способностей студентов;

- выявление уровня профессиональной подготовки будущих педагогов;

- повышение престижа профессии.

Конкурс состоит из двух этапов:

- первый этап (внутриучрежденческий, отборочный) проходит на базе образовательных организаций, выдвигающих участников конкурса. Он предполагает проведение ряда испытаний, в ходе которых определяются лучшие студенты, которые допускаются к участию во втором этапе;

- второй этап (областной) проходит на базе Челябинского педагогического колледжа № 1 и представляет собой комплекс заданий, например, самопрезентация, тестово-теоретическая работа, анализ видеозаписи урока (занятия), мастер-класс и т. п.

В состав компетентного жюри входят, как правило, ведущие преподаватели педагогических колледжей Челябинской области, а также специалисты школ и вузов г. Челябинска.

Содержание конкурса выбирается не произвольно, оно подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования.

Особая роль программ конкурса педагогического мастерства состоит в том, что они направлены на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности будущего учителя, воспитателя, которая представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций (общепедагогической, общекультурной и коммуникативной). Основными характеристиками профессиональной компетентности являются

Инновационное развитие профессионального образования

личностно-гуманистическая ориентация, способность к системному видению своей деятельности, профессиональная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. Существенное значение имеет тот факт, что уровень развития педагогических компетенций определяет траекторию личност-но-профессионального роста будущего педагога.

Одним из ключевых моментов является способность конкурсанта профессионально представить свой опыт на защите педагогического проекта, открытом уроке, внеклассном мероприятии и мастер-классе. Конкурс на данных этапах становится настоящим рингом для проявления психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Участник стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями:

- глубокое знание предмета;

- грамотное использование современных способов передачи знаний;

- эффективное применение современных образовательных технологий;

- коммуникативные способности;

- актерское и ораторское мастерство;

- умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности детей.

В 2015 г. конкурс профессионального мастерства впервые проводился как командное первенство. Это позволило и на первом этапе, и в финале обеспечить наибольший охват студентов при незначительном увеличении финансовых затрат на его проведение. Исходя из требований компетентного подхода, заложенного в основу ФГОС и современных требований к выпускнику педагогических колледжей, возникает необходимость добиться участия всех студентов в каком-либо из конкурсов. Только таким образом можно довести овладение каждым студентом профессиональными компетенциями до необходимого уровня, позволяющего ему впоследствии стать компетентным специалистом.

Преподаватели в ходе подготовки студентов к участию в конкурсе, а эксперты — непосредственно в ходе конкурсной программы имеют возможность комплексной оценки сформиро-ванности общих и профессиональных компетенций. Таким образом, профессиональный конкурс выступает неким измерителем качества профессиональной подготовки специалистов в конкретной образовательной организации.

Участие в профессиональных конкурсах положительно сказывается и на дальнейшем трудоустройстве выпускников (рис. 1). Опыт, приобретенный конкурсантами на конкурсной площадке, бесценен, он позволяет выпускникам успешно адаптироваться в реальных условиях школы, мобильно и адекватно реагировать на изменения во внешней среде, действовать нестандартно и креативно при решении профессиональных задач.

■ Трудоустроено по мпециальности

Продолжили обучение в ВУЗах I Служба в армии

Декретный отпуск I Не трудоустроены

Рис. 1. Динамика трудоустройства выпускников ЧПК№ 1 за 2013-2015 гг.

Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которой участник становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов свое-

го педагогического опыта. Также необходимо отметить, что участие в конкурсах подводит к переоценке накопленного опыта. Конкурс является для обучающихся не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом к формированию потребности в профессиональном совершенствовании.

Библиографический список

1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [ Электронный ресурс] / авт.-сост. : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. — Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.