Научная статья на тему 'Взаимодействие с социальными партнерами как условие подготовки обучающихся ГБПОУ "ЧГПГТ им. А. В. Яковлева" к конкурсам профессионального мастерства'

Взаимодействие с социальными партнерами как условие подготовки обучающихся ГБПОУ "ЧГПГТ им. А. В. Яковлева" к конкурсам профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтеренко Л.Н.

Цель профессионального конкурса демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. Материально-техническое и финансово-экономическое сотрудничество с социальными партнерами, организация взаимодействия с ними по проблемам теоретической и практической подготовки потенциальных конкурсантов на этапе подготовки к конкурсу важнейшие условия развития профессиональных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH THE SOCIAL PARTNERS AS A CONDITION OF STUDENTS TRAINING TO COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILLS IN CSIHC NAMED A. V. YAKOVLEV

The purpose of the professional competition is the demonstration of professional skills and further its development. The material, technical and financial, economic cooperation with the social partners, the organization of interaction with them on the problems of theoretical and practical training of potential competitors in preparation for the competition are the most important conditions for the development of professional competencies of future professionals.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с социальными партнерами как условие подготовки обучающихся ГБПОУ "ЧГПГТ им. А. В. Яковлева" к конкурсам профессионального мастерства»

4. Бенделл, Т. Наставники по качеству [Текст] : сб. кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества / Т. Бенделл. — М. : Стандарты и качество, 2000.

5. Жигалев, Б. А. Система оценки качества профессионального образования в лингвистическом вузе [Электронный ресурс] / Б. А. Жигалев. — Режим доступа: com/content/sistema-otsenki-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-v-lingvisticheskom-vuze#ixzz3rjxDTfqo.

УДК 316.3/4 Л. Н. Дегтеренко, зам. директора по НМР

Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева (ЧГПГТ), канд. ист. наук, г. Челябинск, e-mail: degterenko@rambler.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ «ЧГПГТ ИМ. А. В. ЯКОВЛЕВА» К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Цель профессионального конкурса — демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. Материально-техническое и финансово-экономическое сотрудничество с социальными партнерами, организация взаимодействия с ними по проблемам теоретической и практической подготовки потенциальных конкурсантов на этапе подготовки к конкурсу — важнейшие условия развития профессиональных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, социальное партнерство, сотрудничество.

Интенсивные изменения в социальной, культурной и экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, ставят новые, более сложные задачи перед системой профессионального образования. Современное производство требует качественно нового уровня образованности работника. Возрастает потребность в мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы специалистах.

Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования [1]. Отчасти решить эту задачу призваны конкурсы профессионального мастерства. Они помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере [2].

Основная цель любого профессионального конкурса — демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.

Сами конкурсы не только имеют ряд поло -жительных сторон, но и несут некоторые издерж -ки как для педагогов, так и для обучающихся.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

- развитие профессиональных компетенций и творческого потенциала участников, приобщение к исследовательской деятельности;

- развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития конкурсантов;

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс (для педагогов);

- повышение рейтинга педагога в педагогическом коллективе и студента — в студенческой группе;

- повышение рейтинга профессиональной образовательной организации;

- тесное взаимодействие с социальными партнерами и др.

К издержкам конкурсов профессионального мастерства относятся:

- проблемы в организации трудового/учебного дня (часто не хватает времени на подготовку к конкурсу);

- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу.

Для того чтобы конкурс стал средством развития профессиональных компетенций участников, необходимо создать определенные условия, прежде всего управленческие. К ним относятся:

- содействие осознанию участником ценности собственного педагогического опыта (для педагогов), учебно-профессионального опыта (для студентов);

- выбор для каждого участника оптимальной формы профессионального конкурса, которая позволяет включить его в активную инновационную профессиональную деятельность, наиболее полно осуществляет личностно ориентированный подход к его профессиональному, научному и карьерному росту;

- содействие непрерывному повышению квалификации и развитию творческого потенциала конкурсантов;

- осуществление научно-методического сопровождения конкурсантов на всех этапах конкурса и в постконкурсный период;

- содействие материально-техническому и финансово-экономическому сотрудничеству с социальными партнерами, а также организация взаимодействия с ними по проблемам теоретической и практической подготовки потенциальных конкурсантов на этапе подготовки к конкурсу

Индивидуально-психологические условия:

- актуализация исследовательской позиции конкурсанта;

- ориентация на открытый диалог;

- адекватное соотношение результатов оценки конкурсанта или его конкурсного материала

и реалистичности представлений конкурсанта о себе;

- психологическая поддержка участника в период подготовки, проведения конкурса и в постконкурсный период.

Социально-педагогические условия:

- изначальная ориентация конкурсанта на продуктивность собственной деятельности в обстановке конкурса;

- побуждение конкурсанта к рефлексивно-оценочному анализу себя и своих профессиональных действий;

- профессиональная направленность неформального общения в условиях референтной группы.

Многолетний анализ результатов участия ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» в конкурсах профессионального мастерства показывает, что немаловажную роль в создании оптимальных управленческих, социально-педагогических и индивидуально-психологических условий участия в таких конкурсах играют социальные партнеры.

Одним из социальных партнеров ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева», взаимодействующих с ним по данному направлению, является ООО «КНАУФ ГИПС ЧЕЛЯБИНСК», в том числе Уральская сбытовая дирекция филиала «КНАУФ ГИПС» (директор А. А. Турыгин) и Учебный центр «КНАУФ ЧЕЛЯБИНСК» (директор А. В. Популова).

Обозначенные социальные партнеры играют большую роль в процессе теоретической и практической подготовки обучающихся по профессиональной образовательной программе «Мастер сухого строительства» для участия в конкурсах профессионального мастерства.

ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» совместно с ресурсным центром разработана программа подготовки обучающихся и мастеров производственного обучения по ОПОП «Мастер сухого строительства» к конкурсам профессионального мастерства. Она включает теоретический и практический блоки.

Теоретический блок Практический блок

Раздел 1. Сухое строительство

Номенклатура строительных материалов, выпускаемых предприятиями группы КНАУФ для сухого способа строительства. Комплектные системы КНАУФ (устройство перегородок, облицовок, подвесных потолков, фасадов, сборных стяжек пола). Навес оборудования и грузов на конструкции. Крепление и заделка стыков обшивок из различных листовых материалов КНАУФ Ознакомление с инструментом и безопасными приемами работы с ним. Резка и обработка гипсоволокнистых и гипсокартон-ных листов, профилей. Устройство межкомнатных перегородок. Приемы монтажа подвесных потолков. Заделка швов между КНАУФ-листами

Раздел 2. Сухие смеси

Номенклатура сухих штукатурных смесей КНАУФ на основе гипса (Ротбанд, Гольдбанд, МП 75, ХП Старт) и цемента (Грюнбанд, Унтерпутц, Зокель-путц, Адгезив, Диамант, Коттеджная), их строительно-технические свойства и область применения. Требования ГОСТ и СНиП. Подготовка различных поверхностей, виды грунтовок (Ротбанд-Грунд, Бетоконтакт, Грундирмиттель, Изогрунд, Путцгрунд, Кварцгрунд) и способы их нанесения. Шпаклевки (Ротбанд-Паста, Мульти-Финиш гипсовая, Ротбанд-Финиш, Мульти-Финиш цементная). Плиточные клеи (Флизен, Флизен Плюс, Флекс, Мрамор) Маяки и защитные профили для углов, армирующая сетка, назначение и установка. Подготовка поверхности и нанесение грунтовочных составов (Ротбанд-Грунд, Бетоконтакт, Грундирмит-тель, Изогрунд). Нанесение раствора для обрызга Адгезив. Установка маяков и защитных угловых профилей. Повторное заглаживание поверхностей гипсовых штукатурок до гладкого состояния. Приготовление раствора цементно-песчаной смеси (Грюнбанд, Унтерпутц, Зокельпутц) и нанесение его на поверхность стены, разравнивание, подрезка штукатурным рубанком Раббо, затирка. Нанесение декоративной штукатурной смеси Диамант на поверхность гипсовых и цементно-песчаных штукатурок и гипсокартонных листов и их структурирование. Шпаклевание поверхностей КНАУФ-листов и цементных штукатурок шпаклевками (Ротбанд-Паста, Мульти-Финиш гипсовая, Ротбанд-Финиш, Мульти-Финиш цементная)

В целях повышения качества подготовки обучающихся ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» к конкурсам профессионального мастерства педагогическими работниками ресурсного центра КНАУФ разработаны:

- рекомендации по использованию строительных смесей КНАУФ на различных основаниях (внутренние работы);

- рекомендации по использованию строительных смесей КНАУФ на различных основаниях (наружные работы);

- альбомы рабочих чертежей;

- информационные и технические листы.

Одним из перспективных направлений взаимодействия с ресурсным центром КНАУФ является подготовка обучающихся техникума в программном комплексе «Навигатор-калькулятор», которая позволяет, в зависимости от заданных параметров, определить комплектную систему КНАУФ и рассчитать необходимый комплект материалов.

Участие ООО «КНАУФ ГИПС» в подготовке обучающихся и педагогов к конкурсам профессионального мастерства не ограничивается только формированием содержания образования.

Большое значение имеет оказание названными социальными партнерами финансовой поддержки, а также предоставление ими кон-

Библиографический список

курсантам строительных материалов и инструментов на этапах подготовки и проведения конкурсов.

В целом разноплановая помощь со стороны ООО «КНАУФ ГИПС» обеспечивает решение основных задач современного образования, таких как:

- повышение качества подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда;

- использование в образовательном процессе материально-технической базы предприятий;

- применение в учебном процессе современного дорогостоящего оборудования;

- получение дополнительного финансирования образовательного процесса в учебном заведении;

- возможность повышения квалификации и прохождения стажировок преподавательским составом техникума;

- привлечение к преподаванию квалифицированных специалистов с богатым производственным и жизненным опытом;

- разработка и реализация совместных учебных программ, программ практик;

- значительное сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии.

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1977. — 251 с.

2. Пекарских, Н. И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога [Текст] / Н. И. Пекарских // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 140-144.

УДК 377+316.3/4 С. З. Курманов, директор Челябинского

дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: chdst@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ «ЧДСТ»

Рассматриваются особенности совместной подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства в педагогическом взаимодействии государственного бюджетного образовательного учреждения «Челябинский дорожно-строительный техникум» и предприятий — социальных партнеров.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, социальное партнерство, конкурсы профессионального мастерства, опыт, компетентность, мастер, наставник.

Реформа профессионального образования сегодня невозможна без участия социальных партнеров. При этом в связи с новыми целями и задачами возникает необходимость взаимодействия профессиональной образовательной организации и работодателя, основным направлением которого является совместная подготовка профессионально самостоятельного, инициативного, творчески мыслящего работника, активно участвующего в решении инновационных вопросов современного производства, обладающего высоким уровнем компетентности, что позволит решать профессиональные задачи в новых условиях [1].

Это взаимодействие понимается нами как совместная творческая профессиональная подготовка современного рабочего, где совпадают интересы личности обучающегося, предприятия и государства [2]. В многочисленных исследованиях отмечается, что развитие творческих способностей обучающихся, формирование их творческой деятельности требуют специальных дидактических условий. Этому способствует раскованная, игровая, творческая, соревновательная атмосфера конкурсов профессионального мастерства, что особенно актуально именно на уровне среднего профессионального образования, при подготовке будущего высококвалифицированного рабочего, который должен иметь не только светлую голову, но и золотые руки.

Остановимся на характеристике лишь некоторых подходов к совместной подготовке

и организации конкурсов профессионального мастерства с предприятиями — социальными партнерами.

Система поэтапной организации конкурсов обычно включает конкурсы внутригрупповые, внутритехникумовские, областные (региональные) и всероссийские. Конкурсы профессионального мастерства давно приобрели популярность в системе среднего профессионального образования и проводятся регулярно. Важно то, что их цель не ограничивается популяризацией специальностей и профессий, обменом опытом, выявлением лучших обучающихся и вручением им дипломов победителей и премий, а имеет более широкий масштаб. Конкурсы — это и прекрасный индикатор уровня опыта профессиональной деятельности обучающихся и мастеров производственного обучения, и эффективный способ совершенствования профессионального мастерства и творчества.

Ключевой фигурой в организации педагогического взаимодействия является мастер производственного обучения. Он должен уметь не только проектировать учебный процесс, но и эффективно взаимодействовать с непосредственным представителем предприятия — руководителем практики.

Отсюда и высокие требования к профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения:

- наивысший квалификационный разряд по рабочей профессии;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.