МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
4. Плотников, К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. I: Инновационная образовательная программа. / К.Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 229 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
5. Плотников, К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки информатики и музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс. / К.Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24840533.
6. Плотников, К.Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий на пропедевтическом этапе в общеобразовательной школе: монография. СПб.: Изд-во «Лема», 2013. - 268 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24892632.
7. Мультидисциплинарность учебного проекта как реализация индивидуального образовательного маршрута школьника / К.Ю. Плотников // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2015. - №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/1_plotnikov_sayt_3_2015_0.pdf. (Дата обращения: 19.01.2016).
8. Плотников, К.Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе / К.Ю. Плотников // «Наука о человеке: гуманитарные исследования». - №23 - 2016. - С. 216-222.
9. Плотников, К.Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка / К.Ю. Плотников // Педагогический журнал. -2015. - № 6. - C. 50-65. http://elibrary.ru/item.asp?id=25477119.
10. Плотников, К.Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр» / К.Ю. Плотников // Инновационная наука. - 2016. - №2. Часть 4. - С. 102-108. http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-4.pdf.
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf. (Дата обращения: 11.11.2015).
12. Фалетрова, О.М., Томчук, С.А. Методика преподавания предмета «Музыка» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: учебно-методическое пособие / под общей редакцией О.М. Фалетровой. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2013. - 196 с.
© Плотников К.Ю., 2016
УДК 81-2[781.22:372.878]
М.Е. Рогачева
Студентка Н.П. Шишлянникова
Д.пед.н., профессор Институт искусств
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Российская Федерация
МУЗЫКА - ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Аннотация
В статье сравнивается язык человеческой речи и язык музыки, их общность и различие. Раскрываются отдельные аспекты организации общения с музыкой на уроках.
Ключевые слова
Звук, интонация, речевое и невербальное общение, композитор, исполнитель, слушатель,
средства музыкальной выразительности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Одну из первостепенных ролей в жизни каждого человека играет речевое общение, которое позволяет получать, хранить и передавать любую информацию о себе и окружающем мире. Общение, как обмен информацией, осуществляется путем связи языка с мышлением, определяет речевое самовыражение и поведение людей. Но, как известно, речь - это только малая часть того, что включается в понятие языка. Существует множество языков, например таких, как язык глухонемых, жесты регулировщика дорожного движения, дирижера оркестра или хора, математические формулы и уравнения, нотные партитуры и т.д. Все это - знаки-символы, которые имеют свое смысловое наполнение. Обмен информацией осуществляется многими другими способами неречевого общения людей. К ним относятся жест, поза, взгляд человека; пространственная композиция живописного полотна и кинокадра, содержание литературного произведения и звучание музыки.
В век информационных технологий все большее значение приобретает непосредственное общение между людьми. При этом как в профессиональной сфере, так и в быту, мы пользуемся сравнительно небольшим набором привычных слов. Все же многообразие нюансов общения проявляется во внеречевом компоненте взаимодействия людей. То, благодаря чему люди при непосредственном общении понимают друг друга без слов, называют языком невербального общения. И порой этот язык содержит значительно больше информации по сравнению с языком вербальным. То, что позволяет человеку воспринимать не связанную напрямую с языком информацию (через каналы восприятия: запах, вкус, визуальные, аудиальные, тактильные), есть непосредственное восприятие, хотя оно тоже может быть словесно оформлено.
К невербальным языкам относится музыка, кроме вокальных жанров, основанных на синтезе музыки и слова. Чтобы понимать язык «чистой» музыки, необходимо мыслить категориями музыкального бытия. Музыка имеет свою структуру, язык, средства выражения. Подобно речи, элементы музыкального языка (мотивы, мелодический и ритмический рисунок, динамические оттенки, темповые отклонения, штрихи и др.) рождают в сознании человека множество ассоциаций с прообразами внешнего мира. Музыка, как и другие виды искусства, способна существовать в человеческом сознании без непосредственного присутствия речи. Более того, словесный язык не требуется для образования музыкальных образов в сознании слушателя, но вместе с тем, понимание музыки доступно сознательному осмыслению и некоторому словесному оформлению, хотя адекватно язык музыки непереводим на язык речи. Об этом свидетельствует ставшее крылатым выражение «Музыка начинается там, где кончаются слова».
«Музыка, отмечает С.А. Казачков, - несомненно, одно из самых загадочных явлений мира. Трудно постижим её материал - звук. Он бесплотен. Его нельзя увидеть, ощупать, обнюхать, попробовать на вкус. Звук можно только услышать, и здесь-то и обнаруживается вся его быстротечность, неуловимость и невозвратность» [2, с. 31]. В этом смысле постижение языка музыки невозможно без опоры на язык речи. О том, что слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере чувств, писал В.А. Сухомлинский.
Есть нечто общее между языком речи и языком музыки. Это общее - звук — материал речи и музыки, универсальное средство общения в мире природы. В одном из интервью известного писателя В. Астафьева одной из газет приведены его размышления о первичности звука как чистой природной материи: «.. .в начале был звук, и только подслушав у природы звук, человек сложил из него слово.».
Действительно, звуковая материя служит универсальным строительным материалом и для речи, и для музыки. И хотя область языка и область музыки находятся в отношении пересечения, но не идентичны. Подчеркнем еще раз, существование музыкального произведения возможно вне языка речи, как и язык речи очевиден вне музыки.
Сравним язык, речь как явление лингвистики, с языком музыки. К языку мы относим словарный состав, набор грамматических, синтаксических и др. правил, а речь - это «озвученный» в живом общении словесный текст. Такое же соотношение существует в музыке. Ученый-музыковед В.В. Медушевский пишет: «Музыкальные произведения - целостные высказывания, несущие собой неповторимую образную мысль о мире. Но сотни тысяч неповторимых произведений содержат в себе устойчиво повторяющиеся элементы и грамматические правила. Это и есть музыкальный язык. Музыкально-языковые единицы и правила их связывания .обозначены в музыкальной теории, которая помогает этой группировке, составляя реестры
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
важнейших аккордов, способов соединения ладов, метров, темпов, композиций..., тем самым она облегчает обучение музыкантов, подобно тому, как изучение падежей, склонений и спряжений способствует воспитанию языковой грамотности.» [4, с. 119-120].
Главное же назначение музыки состоит в организации человеческого общения, в проявлении собственно коммуникативной функции, помимо других функций: психологической - выражение душевных состояний, чувств, переживаний; эстетической, этической, гедонистической, катарсической, познавательно-просветительской. Музыка, как известно, существует в единстве творчества (сочинение произведения), исполнительства (исполнение голосом или на инструментах) и слушательства (процесс восприятия как основа постижения содержания). Это триединство указывает на невозможность социального бытования музыки вне общения композитора, исполнителя и слушателя. Более того, общение нельзя сводить только к речевой деятельности.
В музыке закодировано послание композитора. Между звучащей музыкой и слушателем устанавливается невидимая духовная связь. Слушатель словно открывается этому посланию и раскодирует его в своем сознании. Музыка становится собеседником слушателя через интонацию. По Б.В. Асафьеву, музыка - искусство интонируемого смысла, а литература и музыка - искусства «интонационного высказывания». Именно интонация, как воплощение чувства в звук, является важнейшим средством общения, поскольку она (интонация) рождается в нераздельном единстве интеллекта и эмоции. «Слово, взятое изолированно, как лингвистическое явление, не может быть ни истинным, ни ложным, ни смелым, ни робким. Интонация выводит слово за его лингвистические пределы, устанавливает тесную связь слова с внесловесным контекстом. Интонация метафорична. Она оживляет «дремлющее» в лексиконе слово, заставляет его грозить, ласкать, негодовать, казнить или миловать», - пишет О.И. Марченко [3, с. 46].
Один из создателей теории интонации Б.Л. Яворский подчеркивает связь интонации с выразительностью. Он пишет о том, что интонация, как эмоциональное выражение отношения к какому-либо объекту, возникла раньше слова-знака, замещающего объект в мышлении и речи. Музыкальная интонация становится музыкальной речью, по его мнению, тогда, когда оформляется во времени по законам музыкальной логики и музыкального ритма. Лишь в этом случае она становится способом выражения и передачи образно-значимой информации, т.е. средством общения.
Сущность интонации Б.В. Асафьевым раскрывается как выражение содержательной функции музыки, а процесс интонирования - в трех взаимосвязанных формах проявлениях: композиторском, исполнительском мышлении и мышлении слушателей в процессе восприятия музыки [1, с. 355].
В.В. Медушевский обогатил теорию интонации современными исследованиями нейропсихологов о функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. По его мнению, при сложном взаимодействии в восприятии и понимании музыки решающую роль играет правое полушарие. «Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек. Внутренний мир музыки распредмечивается втайне от вербального, «левополушарного» мышления» [5, с. 184]. Именно через интонацию, как невербальный канал общения, слушатель учится «читать» музыкальный язык, иначе говоря, учится понимать музыку.
Таким образом, музыка имеет дело не со значением, а со смыслом, выступающим в качестве эквивалента ценности. Понимание языка музыки обогащает человека в духовном плане, способствует полноте общения и полноте бытия. Чем раньше ребенок приобщается к миру музыкального искусства, тем богаче его внутренний мир.
Проблема общения на уроке музыки - это проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояния и мысли другого человека - композитора, умение откликаться на его переживания, стремление почувствовать и понять, что сказал композитор своей музыкой. Главной задачей учителя музыки на уроке -организовать процесс общения детей с произведением как посланием композитора. И здесь важно так построить обсуждение прозвучавшего произведения, чтобы дети исследовали свое чувство прозвучавшей музыки, а не музыку как некую структуру, чтобы беседа о музыке не превращалась в пустые разговоры около музыки. Главную роль в этом играет правильно поставленный вопрос:
- Какие чувства и мысли возникли у Вас во время звучания музыки?
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
- Что Вам вспомнилось, о чем подумалось?
- Какое было настроение у композитора, когда он сочинял эту музыку?
- Было ли у Вас когда-нибудь такое настроение? Когда? В связи с чем?
- Когда Вам захотелось бы еще раз услышать это произведение?
- Что особенного сделал композитор, чтобы мы его поняли? Как этого достиг? (средства выразительности в единстве с образным содержанием).
- Как бы вы назвали это произведение? И другие вопросы, которые всякий раз конкретизируются в связи с уникальностью, индивидуальностью, неповторимостью музыкальных произведений.
Итак, осмысленное восприятие музыки воспитывает культуру слышания жизни через мир музыкальных образов-интонаций на эмоционально-чувственной волне, что обогащает внутренний мир ребенка бесценным опытом со-чувствия, со-переживания, со-страдания всему живому (человеку, природе, искусству). Этот опыт постижения основ жизни через музыку дает человеку ощущение полноты бытия и истинное наслаждение от общения с прекрасным в искусстве. Список использованной литературы:
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: книга первая и вторая. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971.
2. Казачков С.А. От урока к концерту. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1990.
3. Марченко О.И. Музыка живого слова // Русская словесность. - 2003. - № 2.
4. Медушевский В.В. Специфика искусства. Сущность и специфика музыки // Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; сост. Т.В. Челышева. - М.: Просвещение, 1993.
5. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993.
© Рогачёва М.Е., Шишлянникова Н.П., 2016
УДК 37.032
И.А. Руднева
К. п. н., доцент
Факультет социальной и коррекционной педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Российская Федерация
МОДЕЛЬ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Аннотация
Дана характеристика социальной зрелости как целостного личностно-профессионального качества будущих педагогов. Предложена авторская модель целостного процесса развития социальной зрелости будущих педагогов
Ключевые слова
Социальная зрелость, личность, целостный учебно-воспитательный процесс, будущие педагоги, студенчество
Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что проблема места человека в обществе, ожиданий и требований общества к растущим поколениям, проблема смысла жизни, идеального результата воспитания существует в науке и практике довольно давно. Идеология и политика государства, социально-экономический уровень развития общества влияют на формирование мировоззрения и системы ценностей отдельного человека, в большей и меньшей степени задают направление и границы развития личности в процессе социализации. В кризисные, переломные периоды развития каждой общности