Научная статья на тему 'Планирование предметных результатов освоения образовательной программы - от примерной программы к рабочей (уровень основного общего образования; на примере музыки)'

Планирование предметных результатов освоения образовательной программы - от примерной программы к рабочей (уровень основного общего образования; на примере музыки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BASIC GENERAL EDUCATION / СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING THEORY AND TECHNIQUE / РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / WORKING CURRICULUM / ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PLANNED SUBJECT OF TRAINING / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Константин Юрьевич

В статье представлены принципы распределения по годам обучения тех предметных результатов, к которым учителю предстоит подвести учеников. Планирование результатов обучения представлено в системе с обеспечивающей их достижение деятельностью и критериально-оценочной базой (а также факторов такого выбора). На примере образовательной области «Искусство: музыка» представлена логика составления рабочей программы в разделе «Планируемые результаты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning for the development of substantive results of the educational program - for the exemplary programs to work (level of general education, the example of the music)

The article presents the principles of the distribution by years of training students of subject results. Planning of learning outcomes is shown as a system, which includes: the actual engineering, providing achieve activity, criterion-evaluation framework. In the example of educational area «Music» describes the logic of drawing up the work programme in the section «Expected results».

Текст научной работы на тему «Планирование предметных результатов освоения образовательной программы - от примерной программы к рабочей (уровень основного общего образования; на примере музыки)»

УДК 372.8

Плотников Константин Юрьевич

кандидат педагогических наук Центр образования № 47, г. Иркутск [email protected]

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ -ОТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ К РАБОЧЕЙ (уровень основного общего образования; на примере музыки)

В статье представлены принципы распределения по годам обучения тех предметных результатов, к которым учителю предстоит подвести учеников. Планирование результатов обучения представлено в системе с обеспечивающей их достижение деятельностью и критериально-оценочной базой (а также факторов такого выбора). На примере образовательной области «Искусство: музыка» представлена логика составления рабочей программы в разделе «Планируемые результаты».

Ключевые слова: общее среднее образование, стандарт основного общего образования, теория и методика обучения, рабочая учебная программа, планируемые предметные результаты, музыкальное образование.

Акгуальностъ заявленной темы обусловлена переходом на обучение по ФГОС в 6-8 классах и уже начавшимся обучением по ФГОС - для 5-х классов. В обоих случаях (особенно - во втором случае) можно заявить даже о запоздалом внимании к вопросу планирования предметных результатов. Одним из объяснений (хотя и не оправданием) такого положения может явиться понятное повышенное внимание к другим двум, составляющим в результатах образовательного процесса - к результатам метапредметным (универсальным учебным действиям) и личностным, которые, в отличие от предметных, не рассматривались ранее педагогикой.

Между тем, не только в образовательной области «Искусство: музыка», но и в других предметных областях для уровня основного общего образования можно, в большей или меньшей степени, наблюдать следующие сложившиеся противоречия:

- с одной стороны, - уже упомянутая необходимость осуществления обучения по ФГОС, в которых обязательным ориентиром служат государственные «Примерные программы» [15, с. 27183]; с другой стороны, за исключением истории, математики и технологии, - отсутствие разбивки предметных результатов по годам освоения учебного курса в данном документе, что создаёт сложности школьнику, переходящему в другую школу, учителю - при переходе к обучению по другой программе;

- с одной стороны, - появление новых вызовов (как в плане перспектив, так и в плане рисков!), касающихся использования образовательных возможностей ИКТ в интересах обучающегося (к примеру, для реализации индивидуальных образовательных маршрутов [9, с. 367-368], мониторинга [10, с. 217] и др.); с другой стороны, -очевидное недостаточное отражение этих новых условий при планировании предметных результатов (хотя в разделе о системе оценки планируемых результатов этому вопросу уделяется внимание [15, с. 184-197]);

- в частном случае - для предметной области «Искусство: музыка», в том, что в «Примерной программе» заявлено как «элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться» [15, с. 227], -значительное несовпадение списка описания в содержательной части программы [15, с. 417-418] со списком представления планируемых результатов [15, с. 160-161];

- с одной стороны, расписанные в некоторых авторских программах (утверждённых на федеральном уровне) предметные результаты по классам; с другой стороны, - несоответствие таких списков списку в нормативах примерной программы или довольно абстрактный характер намеченных результатов (как, к примеру, «постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства» (В.В. Але-ев и др. [2, с. 102]);

- и, наконец, с одной стороны, - насущная потребность (о ней свидетельствуют и шаги на федеральном уровне управления образованием, предусматривающие упрощение требований к составлению рабочей программы [4]) в декларации конкретного набора критериев, позволяющих не только методисту, но и учителю-практику выстраивать планирование результатов в предметном обучении как пошаговое освоение курса определённой школьной дисциплины; с другой стороны, - частое отсутствие (в методических рекомендациях, адресованных учителю, в методике подготовки специалистов) такого опорного списка.

Предметное поле рассматриваемой проблемы - осуществления планирования предметных результатов при составлении на основе примерной программы по школьной учебной дисциплине программы рабочей - кроме собственно проектирования того, что предстоит достичь по итогам обучения в конкретном классе школьнику (в), также включает ещё два взаимосвязанных вопроса, решение которых позволяет учителю:

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Плотников К.Ю., 2016

- надеяться на успех и обеспечить его в достижении обучающимся поставленных перед ним задач (а);

- отследить сам факт, а также - уровень проявления - реализации запланированного в обучении (б).

Другими словами (пользуясь категориями системного анализа), собственно планирование предметных результатов (В) должно рассматриваться в системе с двумя другими элементами:

- с деятельностью, обеспечивающей достижение учеником планируемых результатов (А);

- со способами и критериями оценивания достигнутого (Б), что, в свою очередь, входит в компонентный состав системы оценки результатов, в целом, образования (к примеру, Е.Ю. Ривкин, по [2, с. 599], где в представлении педагогического колеса отсутствует имя А. Каррингтона).

(А) В отношении к деятельности, обеспечивающей достижение планируемого, безусловно, решающими факторами являются:

- возрастные особенности определённой категории обучающихся (для которых составляется планирование);

- особенности конкретной предметной области.

Так, странно будет ожидать, к примеру, от

5-классников полноценного постижения сути абстрактных философских категорий или жизненных проблем взрослых и т. п. Если у ответственного учителя, с этой точки зрения, вызывает вопросы какое-то произведение, рекомендуемое для освоения раньше, чем воспитанники смогут адекватно понять его образы, следует найти и предложить художественно равноценную замену.

Музыкальное образование как система воспитания и обучения в области музыкального искусства и музыкального творчества осуществляется через специфические виды деятельности, среди которых:

- пение (хоровое, ансамблевое, сольное; в различных манерах народного, академического и эстрадно-джазового вокала; 1) [7, с. 43; 12];

- инструментальное (сольное, ансамблевое, оркестровое; в т. ч. - на элементарных инструментах) музицирование (2) [7, с. 44-46; 14];

- пластическое интонирование (где наиболее обособившимися проявлениями можно считать пластику дирижирования, идущие от идеи эвритмии пластику танца и пляску) и театрализация -не только сцены из музыкального спектакля, но и, в целом, художественного образа музыкального произведения (3) [7, с. 43, 44, 46];

- и, безусловно, слушание музыки (4) [7, с. 4344], в основе которого должен быть положен не только эмоциональный жизненный опыт, но и опыт перечисленных выше внешне-активных (если слушание посчитать пассивной или внутренне-активной) форм общения с музыкой.

Отдельного рассмотрения заслуживает сочинение музыки (композиторская деятельность; 5),

куда можно отнести (особенно, - принимая во внимание возрастную категорию аудитории, о которой идёт речь в данной статье) создание микстов и обработок, ставшее доступным большему числу любителей музыки, благодаря развитию современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ [13, с. 55-56, 62-63]).

Так, к примеру, Г.П. Сергеева (правда, почему-то ссылаясь на учебное пособие для студентов) развёрнуто представляет виды музыкально-практической, творческой деятельности, включая туда: работу «с учебниками и творческими тетрадями, подбор ассоциативного ряда к музыкальным сочинениям; выполнение диагностических заданий, творческих работ, включая поиск и обработку информации из книг, сети Интернет, освоение развивающих мультимедийных программ, электронных образовательных ресурсов» [6, с. 7, 11-12].

Нет сомнений, что в любой области применения педагогических подходов их эффективность по отношению к образовательным продвижениям субъекта будет зависеть не только от результативности отдельного акта (воспитательного события, урока или др. шага в процессе обучения). Важно (выражаясь в терминах военного дела) выстроить не только тактику, но и стратегию продвижения. Стратегическими для педагогики как социальной науки являются целеполагание, а также факторы, отражающие специфические характеристики данного раздела науки как человеческого. Среди них - возрастные и индивидуальные особенности субъекта образовательной деятельности (ученика, воспитанника), а также - особенности осваиваемого материала (или материала, с помощью которого человек развивает самоё себя).

На основании педагогической практики и проведённых научных исследований мы пришли к тому, что наиболее точным выражением целепо-лагания в музыкальном образовании (или, что ещё более точно - образования музыкой) в контексте гуманитарно-целостного подхода (Н.М. Борытко и др.) является развитие самостоянья человека (самодетерминация индивида) в культуре [7, с. 1618].

Анализ особенностей музыки (как речи или языка; предъявление позиции автора - за рамками данной статьи) и истории её развития позволил нам положить в основу методики обучения музыке единство двух, противоположных по направленности, путей: «достижение монодийного ансамбля стихийно-многоголосным сообществом» (1) и «развитие монодии в поддерживающий ансамбль голосов вплоть до полифонии равноправных партий» (2) [7, с. 16-18].

Более успешным видом для реализации 1-го пути на этапе общего школьного образования является вокальная деятельность, для 2-го пути - инструментальное музицирование.

В отношении же остальных видов музыкальной деятельности (см. выше пп. 3-5), можно отметить, что они:

- во-первых, являются не просто одинаково важными (равно как и первые два), а важными настолько, насколько соответствуют творческим устремлениям, индивидуальным дарованиям и т. п. конкретного человека;

- во-вторых, способны стать полем эксперимента и совмещать в себе шаги обоих путей, а значит, - взаимно обогащать опыт в других видах музыкальной деятельности;

- в-третьих, вмещают и используют опыт пения и инструментального музицирования (где наиболее нерегламентированными являются скэт, импровизации на ударных, а также - в пластическом выражении - пляска).

(Б) Преимущества, представленного через социальную природу, взгляда на музыкальное образование состоят не только в отражении в нём этой (не единственной, а наряду с эмоционально-этической, мыслеформенной и пр.) стороны музыки. Предлагаемый подход позволяет отслеживать не только отдельные шаги обучающегося, но и более масштабные (на протяжённых временных отрезках) продвижения в освоении личностью как музыкантской технологии, так и стоящего за этим понимая того, что заключено в музыке. Как показатель внешних проявлений нами описан вектор-алгоритм постижения музыки [7, с. 52].

По отношению к музыкальному образованию осуществление в педагогической практике раскрытых выше позиций соответствует компетентност-ному подходу.

Однако, при всей популярности и востребованности компетентностного обучения, зачастую в основании мониторинга учебной деятельности (как на уровне средней, так и на уровне высшей школы) закладывается знаниевая модель. Сам по себе данный подход не плох, не хорош - важно при наблюдении за усвоением обучающимся конкретного списка единиц содержания отследить не только факт ({«вспомнил» - «не вспомнил»}, {«ответил» - «не ответил»} и т. п.), но и:

- действительную реальность усвоения (не списал, не наугад и пр.);

- умение найти (в т. ч. - привлекая средства ИКТ) ответ, оценить источник информации, транслировать далее;

- глубину понимания факта (умение его интерпретировать, найти ему применение во благо и т. д.).

Для общего музыкального образования, осуществляемого в рамках общеобразовательной школы, нами была подготовлена и апробирована си-

стемамониторинга [7, с. 53, 56-60], реализующая указанные выше принципы. Среди преимуществ предлагаемой системы:

- реализация в ней единства теоретического и практического освоения обучающимся понятий (единиц содержания) курса;

- использование достоинств современных дидактических средств (электронные учебные плакаты, видеохрестоматия и пр. [8, с. 13-97]);

- отражение субъектом своего (музыкантского, жизненного) опыта в форме, соответствующей собственным предпочтениям и особенностям;

- возможность использования объективных средств фиксации конкретных результатов (МКТ [1, с. 238-239]);

- применение математических методов при отслеживании результативности предметных результатов обучения (через 100-бальную шкалу или в % отношении) [7, с. 60].

Совокупность того, что было сказано в данном разделе «Б» (по системе оценки) и в разделе «А» (по деятельности), позволяет характеризовать представляемый авторский вариант как удовлетворяющий требованиям системно-деятельностно-го и комплексного подходов, о которых говорится в федеральных нормативах по ООО [15, с. 185187].

(В). Целостное представление планирования предметных результатов обучения, содержащее в себе: и деятельность, способствующую достижению планируемого (а), и критериев, и способов оценивания уровня достижения (б), несомненно, включает и распределение того содержания, что предстоит освоить и усвоить в конкретном классе.

Эта составляющая планирования, несомненно, должна отражать специфику той области образования, для которой она разрабатывается. К примеру, хронологический принцип более применим в изучении истории (в т. ч. - истории культуры, наук); жанровый - в литературе, искусстве; но чаще всего тематическое строение основано на представлении отдельных разделов науки (например, «Числа», «Статистика», «Геометрические фигуры», «Функции» и пр. - в математике; «Механические явления», «Тепловые явления», «Квантовые явления» и пр. - в физике; и т. д.),

Архитектоника предлагаемого автором статьи курса музыки для 1-8 классов общеобразовательной школы [7, с. 67-223] (доказательства целесообразности такого тематического строения - за пределами данного текста, но можно сравнить с логикой программы В.В. Алеева и др. [2, с. 8790]) включает такие тематические разделы (общие темы года), как:

- «Музыка - сказка или быль» (1-й класс);

- «Музыка - всегда» (музыка календаря, 2-й класс);

- «Музыка - всюду» (музыка народов России и Мира, 3 и 4 классы);

- «Музыка - всем» («Поют века», 5 кл.; «Играют столетия», 6 класс);

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

- «Музыка - каждому» (музыка различных культурных слоёв - церковная, джаз, рок-, поп-музыка, 7-й класс);

- «Музыка - твоя, моя, наша» (многообразие культурных традиций, стилей, жанров, 8 класс).

Такое строение курса позволило распределить предметные результаты, достижимые и проверяемые на определённом этапе обучения, фиксированном окончанием учебного года. На примере описания предметных результатов для 5-го класса (табл. 1) приведён вариант такого распределения по школьному курсу музыки для 5-8 классов [11] (курсивом обозначены уточнения, внесённые автором по сравнению с текстом «Примерной программы» [15, с. 156-161]).

Распределяя планируемые предметные результаты по годам обучения, мы брали во внимание как положительный опыт, так и некоторые просчёты предшественников. Так, к примеру, у Г.П. Сергеевой и И.А. Переверзевой конструктивно решение вопроса оценки результатов обучения в процессе и по результатам выполнения школьниками предлагаемых заданий, широк спектр видов деятельности, связанных с работой школьников по выполнению данных заданий. Но, с другой сторо-

ны, - имеется явное несоответствие ряда заданий возрастным особенностям той аудитории, для которой они предназначаются:

- работа с текстом «Маленьких трагедий» А. Пушкина в курсе литературы более адекватно наметить на 9-10 классы, а не на 5-й, как в предложено в контексте заданий по творчеству В.-А. Моцарта [6, с. 13-14];

- базовое задание по аргументации высказывания Э. Грига о Моцарте, скорее, претендует на уровень философского размышления [6, с. 13-14];

- знакомство с «Гоголь-сюитой» А. Шнитке [6, с. 32-39] логичнее в 8-м классе (с включением полистилистического фрагмента его «Концерта» № 1), где гоголевского «Ревизора» изучают на уроках литературы;

- при обсуждении образов русской духовной музыки [6, с. 24-28] (есть резон вынести этот раздел из 6-го класса в 7-й) более продуктивным видится применение метода ассоциаций по отношению к жизненным планам, духовным идеалам и т. п. (также считаем обязательным в контексте данной темы приводить примеры не только из православной традиции, но и из музыки ислама, буддизма [7, с. 181-186; 8, с. 90-91]);

Таблица 1

Планируемые предметные результаты: музыка, 5-й класс

Характеристика Направленность (содержание)

В 5-м классе школьник научится:

Понимать - значение устного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; - значение интонации в музыке как носителя образного смысла (интонация-призыв, интонация-просьба, интонация-вопрос и др.).

Определять - основные жанры русской народной музыки: былина, частушка (под язык, др.) и пр.; - характерные особенности музыкального языка в отношении вокальной музыки (дыхание и фразировка, вокальная дикция, отражение эмоционального состояния в художественном образе); - (на слух) мужские (тенор, бас) и женские (сопрано, меццо-) певческие голоса; - разновидности хоровых коллективов по стилю исполнения: народные, академические, а также — по составу: мужские, женские, смешанные, детские; - (на слух) изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов — в круге вокальных жанров.

Приводить примеры - на основные жанры вокальной музыки, в т. ч. — музыкально-театральные жанры, использующие пение - опера, мюзикл и т. п. (выдающиеся отечественные и зарубежные музыкальные исполнители и исполнительские коллективы).

Обосновывать - собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных жанров вокальной музыки (и музыкально-театральных жанров); - на основе эмоционально-образного восприятия характеристику музыкальных произведений — в круге вокальных (и вокальных театрально-музыкальных) жанров.

Владеть в объёме - терминология в пределах темы «Вокальная музыка» (основные жанры вокальной музыки; основные вокальные голоса и приёмы вокальной техники); - навыки вокального музицирования (пение скэтом, пение в партии, пение с дирижёром).

Применять - навыки вокально-хоровой работы при пении с сопровождением (в т. ч. — с самостоятельным подбором фонограммы из ресурсов x-minus.org) и асарре11а; - навыки для творческой интерпретации содержания музыкальных произведений (в принимать интерпретацию учителя (дирижёра) или предлагать свою; - современные информационно-коммуникационные технологии (музыкально-компьютерные технологии) для записи и воспроизведения музыки.

В 5-м классе ученик получит возможность научиться:

Исполнять - свою партию в хоре в простейших 2-голосных произведениях (с неленточным, контрастно-полифоническим или остинатным голосоведением), в т. ч. - с ориентацией на знакомую нотную запись и по поэтическому тексту.

- в разделе «Музыка и изо» [6, с. 24-28] своевременными будет знакомство с музыкальным театром [7, с. 139, 144; 8, с. 83-84];

- при подборе заданий по разделу «Камерная и симфоническая музыка» более применим принцип контраста, а не (более подходящее для специализированного музыкального образования, причём, на уровне СУЗа или даже ВУЗа) сравнение стиля А. Вивальди и И.-С. Баха [6, с. 28-32].

Выводы. Обобщая вышеприведённые аргументы по проведённому анализу, касающемуся планирования предметных результатов, и переходя от разговора об обучении музыке, к проблемам образования, в целом, отметим следующее:

1. Планирование предметных результатов освоения учебной программы - триединая система, включающая в себя: собственно проектирование результатов предметного обучения, представление деятельности, обеспечивающей их достижение, а также - критериально-оценочной базы, позволяющей констатировать выполнение намеченного.

2. Стратегическими факторами планирования результатов обучения, являются, в целом, - целе-полагание; по отношению же к конкретному обучающемуся - его индивидуальные особенности (способности, наклонности, предпочтения и пр.), из чего следует необходимость проектирования предметных результатов с возможностью их реализации через спектр форм, в различных видах деятельности.

3. Одним из факторов, влияющим на выбор деятельности, обеспечивающей достижение предметных результатов, а значит, - на распределение планирования, являются возрастные особенности учащихся.

4. Одним из основополагающих принципов распределения планирования предметных результатов обучения является этапность, которая предполагает постепенное расширение и усложнение требований (к примеру, планы на 5-й класс строятся из минимального уровня освоения программы начального образования (к примеру, по музыке -[5, с. 67-72]).

5. Межпредметные связи с курсами иностранного языка, литературы, истории и пр. (включая - выполнение общего учебного проекта) могут и должны использоваться при планировании предметных результатов.

Библиографический список

1. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 19. - С. 236239.

2. Искусство. Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы. / С.В. Степанова,

С.П. Ломов, В.В. Алеев и др. - М.: Дрофа, 2014. -352 с.

3. Корчажкина О.М. Вербализация целей учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием новых ИТ при оценке эффективности обучения // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2014. - № 10. -С. 598-606.

4. О рабочих программах учебных предметов: Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edustandart. ru/wp-content/uploads/2015/11/Pismo-MON-RF-o-rabochih-programmah-03-15-755_15-0-0.pdf. (дата обращения: 24.02.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенко-ва, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

6. Планируемые результаты обучения. Музыка. Изобразительное искусство. Искусство. Мировая художественная культура. Народное творчество / под ред. Д.В. Корнева, Г.П. Сергеевой. - Балашиха: МБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2015. - 208 с.

7. Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. I: Инновационная образовательная программа. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 229 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item. asp?id=24835905. (дата обращения: 24.02.2012).

8. Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки информатики и музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 116 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=24840533. (дата обращения: 24.02.2012).

9. Плотников К.Ю. Использование музыкально-компьютерных технологий в основном общем образовании как реализация индивидуальных образовательных маршрутов (на примере уроков информатики и музыки в общеобразовательной школе) // Научное мнение: научный журнал. -2014. - № 8. - С. 364-368.

10. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии и мониторинг музыкального развития учащегося // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. -Вып. 3 (74). - С. 212-217.

11. Плотников К.Ю. Предметные результаты освоения образовательной программы по музыке (5-8 классы общеобразовательной школы) // Инновационная наука. - 2016. - № 3. Часть 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-3-4.pdf. (дата обращения: 24.02.2012).

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Педагогическое обеспечение процесса развития культуры речевого общения у детей..,

12. Плотников К.Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 23. - С. 216-222.

13. Плотников К.Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка. - Педагогический журнал. - 2015. - № 6. -С. 50-65.

14. Плотников К.Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр» // Иннова-

УДК 373. 2

ционная наука. - 2016. - №° 2. Часть 4. - С. 102-108. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-4.pdf. (дата обращения: 24.02.2012).

15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/ primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf. (Дата обращения: 11.11.2015).

Ильяшенко Марина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Бакаева Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина [email protected], В[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ

В статье дается обоснование актуальности и необходимости воспитания культуры речевого общения как одного из компонентов социально-коммуникативного и речевого развития, представляющих основные направления развития и образования детей дошкольного возраста. Авторы акцентируют внимание на социальном окружении ребенка-дошкольника в условиях детского сада и семьи - общения как с другими детьми и сверстниками, так и с взрослыми людьми: родителями и прародителями, педагогами. Для выявления особенностей речевого общения авторы предлагают использовать комплекс диагностических методик, включающих в себя: наблюдения за детьми; анализ педагогической документации детских садов; анализ содержание работы по воспитанию культуры общения, систематичность ее проведения; проективную методику «Рисунок семьи»; беседу с родителями. Анализ литературных источников и результаты диагностического обследования позволили определить условия дальнейшей деятельности дошкольной образовательной организации и семьи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения.

Ключевые слова: речевое общение, культура речевого общения, развитие культуры речевого общения, педагогическое обеспечение процесса речевого общения.

иоде жизн

ошкольный возраст имеет огромное значение в воспитании культуры речевого .общения, поскольку именно в этом периоде жизни закладываются основы социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития. Данная проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и т.д.) значительно возрастает психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный возраст, характер, поведение, настроение, способности, интересы, желания и потребности. По мнению Б.Д. Парыгина, в таких условиях дошкольнику необходимо выбрать определенный способ поведения и «встает вопрос о защитном механизме, предотвращающем или локализующем нервно-психические перегрузки организма» [3, с. 53]. Одним из таких защитных механизмов нервной системы ребенка от перегрузки А.В. Веденов, И.Ю. Войтович, В.М. Соковнин и др. считают формирование у него культуры общения с окружающими людьми.

Психологи и педагоги делают вывод о важности культуры общения для разностороннего развития ребенка дошкольного возраста: А.Л. Мясников показал влияние культуры общения на здоровье человека; Б.Д. Фурст доказал, что одной из причин сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, психоневрозов является отсутствие культуры общения в семье, в коллективе, в общественных местах; по мнению Е.А. Аркина, «только доброжелательное, спокойное общение вызывает у детей положительные эмоции, которые благоприятно влияют на состояние здоровья ребенка» [2, с. 78]; А.В. Запорожец и М.И. Лисина утверждают, что положительное общение способствует психическому развитию дошкольника, которое, как справедливо указывает Е.О. Смирнова, в частности, повышает умственную активность в ходе обучения; согласно исследованиям З.М. Богуславской, Л.И. Дуранди-ной, Д.Б. Эльконина, в процессе воспитания культуры общения развиваются положительные личностные качества, влияющие на общий уровень деятельности дошкольников.

В теоретических исследованиях понятие «культура общения» встречается достаточно часто. При

© Ильяшенко М.В., Бакаева О.Н, 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 2

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.