Эффективность руководства развитием культуры общения офицеров подразделений ВНГ представляет собой педагогическую категорию, которая демонстрирует вклад организаторов педагогического процесса в воинской части (организации) в совокупный результат по достижению поставленной цели. Основными условиями повышения эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений являются: установление в воинской части (подразделении) твердого уставного порядка; эффективное плани-
Библиографический список
рование организаторской, разъяснительной и воспитательной работы по развитию культуры общения офицерского состава на основе анализа результатов психолого-педагогической диагностики состояния общения офицеров в воинских коллективах подразделений; постоянный мониторинг результатов развития культуры общения офицерского состава; систематический контроль за реализацией полноты плановых мероприятий развития культуры общения офицеров подразделений; организация социальной защиты офицеров подразделений и членов их семей.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1992.
2. Алехин И.А., Аронов А.А., Герасимов В.Н., Деникин А.В. и др. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. Москва, 2018.
3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. Экзаменационный экспресс-справочник. Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2001.
4. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы ВС РФ», «Дисциплинарным уставом ВСрФ», «Уставом гарнизонной и караульной служб ВС РФ»): указ Президента РФ от 10.11.2007 г № 1495 (ред. от 21.02.2019). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72806/.
5. Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в ВНГ РФ: приказ Росгвардии от 14.11.2017 г № 487. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_298225
6. Теплова А.А. Педагогическая диагностика межличностных отношений военнослужащих контрактной службы внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: ВУ, 2011.
7. Военная педагогика: учебник для вузов. Под общей редакцией И. А. Алехина. Москва: Юрайт, 2018.
Refеrences
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Az', 1992.
2. Alehin I.A., Aronov A.A., Gerasimov V.N., Denikin A.V. i dr. Aktual'nye voprosy teoreticheskojiprakticheskojpedagogiki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: monografiya. Moskva, 2018.
3. Stolyarenko L.D., Samygin S.I. Sto 'ekzamenacionnyh otvetov po psihologii. 'Ekzamenacionnyj 'ekspress-spravochnik. Rostov-na-Donu: Izd. centr «MarT», 2001.
4. Ob utverzhdenii obschevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Ustavom vnutrennej sluzhby VS RF», «Disciplinarnym ustavom VSRF», «Ustavom garnizonnoj i karaul'noj sluzhb VS RF»): ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007 g. № 1495 (red. ot 21.02.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_72806/.
5. Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii raboty s lichnym sostavom v VNG RF: prikaz Rosgvardii ot 14.11.2017 g. № 487. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_298225
6. Teplova A.A. Pedagogicheskaya diagnostika mezhlichnostnyh otnoshenij voennosluzhaschih kontrakinoj sluzhby vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: VU, 2011.
7. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Pod obschej redakciej I. A. Alehina. Moskva: Yurajt, 2018.
Статья поступила в редакцию 15.10.19
УДК 373 + 372.8
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher at the Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Plotnikov K.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MUSICAL EDUCATIONAL PROJECT IN THE SYSTEM OF GENERAL MUSICAL EDUCATION. The article studies a problem of contemporary general musical education related to ICT instruments (the authors, ranking the music computer technologies instruments MCT- instruments in this series, give them a description) used in the interests of the development of the student. Reliance on teaching and the process of self-education on active types of musical activity (singing, playing musical instruments, composing, recompiling music, etc.), as well as on creativity indirectly associated with music (theater, choreography, creating illustrations, videos for music, etc. .) are presented by the authors as a need and as one of the main trends in general musical education (at the present stage of development of both society and technical means). Examples of positive and negative impacts from the use of ICT and ICT in general (primary and secondary) music education are given. The experience of teaching schoolchildren through the preparation by them of an educational project related (indirectly or directly) to music is described. The work presents the research base, categories of participants, conditions and scenario of participation, the contents (educational topics), mastered by students, assessment tools. The authors of the study talk about the prospects for using the proposed means of general musical education, draw conclusions on the analysis of statistical data of the experiment, on a holistic analysis of the interconnected pedagogical, sociological, technological and psychological factors. Key words: creativity, educational project, general music education, e-music, music computer technologies (MCT).
И.Б. Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», профессор кафедры цифрового образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
К.Ю. Плотников, канд. пед. н., ст. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме современного общего музыкального образования, связанной с ИКТ-инструментами (авторы, причисляя в этот ряд МКТ-ин-струменты, дают им описание), используемые в интересах развития школьника. Опора обучения и процесса самообразования на активные виды музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение, перекомпиляция музыки и др.), а также - на творчество, косвенно связанное с музыкой (театр, хореография, создание иллюстраций, видеоряда к музыке и др.) представляются авторами как потребность и как одна из основных тенденций общего музыкального образования (на современном этапе развития и общества, и технических средств). Приводятся примеры позитивного и негативного влияния от использования средств ИКТ и МКТ в общем (начальном и среднем) музыкальном образовании. Описывается опыт обучения школьников через подготовку ими связанного (косвенно или напрямую) с музыкой учебного проекта. Представлены: база исследования, категории участников, условия и сценарий участия, суть содержания (учебные темы), осваиваемого школьниками, инструменты оценки. Авторы исследования говорят о перспективах использования предлагаемого средства общего музыкального образования, строят выводы на анализе статистических данных проведённого эксперимента, на целостном анализе взимосвязанных между собой педагогических, социологических, технологических и психологических факторов.
Ключевые слова: творчество, учебный проект, общее музыкальное образование, e-музыка, музыкально-компьютерные технологии (МКТ).
В XXI веке человечество получило в своё распоряжение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - орудие, которое на новом уровне обеспечивает деятельность современного человека в самых разных областях (наука, культура, техника и др.), всё больше распространяясь в различных сферах личной и общественной жизни (в быту и в досуге, на производстве, в обеспечении жителей услугами здравоохранения, в образовании и др.).
Мы выделяем в ИКТ такой специфический раздел, который материально и технологически связан с созданием музыки, с другими различными операциями взаимодействия с ней и обозначен как «музыкально-компьютерные технологии» (MKT; И. Горбунова, 2004). Такое, особое внимание к этим технологиям объясняется:
- с одной стороны, родом нашей профессиональной педагогической и научно-педагогической деятельности,
- с другой стороны и в первую очередь, образовательным потенциалом музыки, включающим в себя:
• во-первых, самореализацию человека через разнообразие музыкального творчества - пение, сочинение музыки, игра на музыкальных инструментах, дирижирование и др., а также - через пути творческой самореализации, косвенно связанной с музыкой - хореография, театр, кино и др.;
• во-вторых, этический, эстетический опыт, передаваемой от одного поколения другому, заключённый в музыкальной культуре - во всём многообразии народных традиций, исторических стилей, музыкальных направлений, жанров (Th.W Adorno и др. [1]);
• в-третьих, особую (на эмоциональном, когнитивном, трансцендентном уровнях), ничем не заменимую музыкальную коммуникацию, с одной стороны, между исполнителями - музыкантами оркестра, певцами в хоре и др., с другой стороны, через музыкальное произведение - между автором, исполнителем и слушателем (D. Miell, R. MacDonald, D.J. Hargreaves и др.);
• в-четвёртых, уникальный интернациональный язык музыки, доступный для понимания (освоения) людьми разных возрастов (D. Cooke, L. Meyer и др.).
Значимость (статус) МКТ подтверждается следующими фактами:
- элементы МКТ как учебная дисциплина преподаются во многих учебных заведениях мира: Centre d'Etudes Mathématiques et Automatique Musicales (основатель - Я. Ксенакис; Франция, Париж); Центр компьютерных исследований музыки и акустики в Стенфордском университете (США: Стендфорд); Центр музыкального эксперимента в Калифорнийском университете (США: Сан-Диего); Научно-творческий центр электроакустической музыки (до 2006 г - Вычислительный центр) в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; Россия: Москва), Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Россия: Санкт-Петербург) и др.;
- элементы музыкального программирования преподаются музыкантам в Великобритании (University of Hertfordshire, The University of Salford, Access to Music Ltd., Bedford College), в Германии (Institut für Musik und Akustik / Zentrum für Kunst und Medientechnologie); в США (филиалы University of California, Stanford University, New York University, Full Sail University); в России (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов) и др.
Мы рассматриваем МКТ не только как техническое средство ('computer-based technology', 'music technology', 'sound and mus/c technology', 'electronic and digital music technology'; к примеру [2; 3] и др.), а гораздо шире - как феномен педагогики в совокупности технологических, культурологических и дидактических аспектов ('music education with technology', 'music education with digital technology' - J. Finney, P. Burnard [4]; J.M. Pisano - https://mustech.net/; I. Gorbunova, H. Hiner, K. Davletova [5; 6] и др.), а также как элемент музыковедческих и междисциплинарных исследований [7-12].
Важно отметить, что и ИКТ, и МКТ (как любой другой инструмент) несут в себе, с одной стороны, потенциал, обеспечивающий пользователю новые возможности, но, с другой стороны, содержат риски (как явные, так и скрытые). Именно поэтому мы видим как одну из задач педагогической науки и как цель нашего исследования (содержание данной статьи) - выявление условий, при которых любой современный школьник может использовать потенциал ИКТ и МКТ в целях собственного музыкального образования, но, в то же время, избегать рисков, связанных с этими технологиями.
Обзор литературы
1.1. Представление предмета анализа и основных тенденций в данном явлении
Список анализируемых материалов, посвящённых традиционным и инновационным (с применением ИКТ-инструментов и МКТ-инструментов) подходам к организации музыкального образования, составляют:
- научная литература, посвящённая проблемам методики обучения музыке, музыкальной психологии, психологии творчества, социологическим исследованиям в области музыкального образования и др.;
- интервью, собранные у педагогов-практиков, занимающихся со школьниками в условиях начального и основного общего образования, в условиях дополнительного, специального музыкального и высшего образования;
- собственный педагогический и научный опыт авторов данного исследования.
Анализ успешного опыта общего музыкального образования, осуществляемого как посредством традиционных методик, так и с использованием современных технических средств (ИКТ, МКТ), показывает, что:
a-1) учёные и практикующие учителя, как и ранее, до эпохи информатизации (C. Orff, É. Jaques-Dalcroze, Z. Kodály и др.), видят реализацию этого направления образования, в первую очередь, через приобщение юного поколения к таким активным видам музыкальной деятельности, как пение в хоре, музицирование (игра в оркестре) и др. (к примеру, [13] и др.);
a-2) таким образом, - по причине практической ориентированности, общее музыкальное образование не может не находиться во взаимосвязи с начальным предпрофессиональным музыкальным образованием / с дополнительным образованием (включая период отдыха школьников во время летних каникул [14; 15]), где в цифровую эпоху становятся всё более востребованы такие формы и тактики, как 'peer-based learning', 'do it yourself learning', 'е-learning' (P. Dillenbourg, M. Baker, Chr. Pappas и др.; к примеру, http://www.openuniversity. edu/resources/music-education), 'blended learning environment' (C.R. Graham, R. Launer и др.), а также 'm-learning' [16; 17];
b-1) специфика современного общего (и специального) музыкального образования выражается в применении различных электронных инструментов, которые позволяют:
- играть музыку (электронные, в том числе - виртуальные) музыкальные инструменты, синтезаторы, драм-машины и тому подобное),
- записывать её звучание (приложения-рекордеры), в том числе - фиксировать процесс исполнения музыкального произведения (программы для видеозаписи),
- редактировать полученные аудио- и видео- записи (приложения-редакторы звука и видео [18]),
- фиксировать звуковой ряд в графике (в нотной записи или через другие формы, к примеру, 'tutorial piano' и др.),
- декодировать материал, зафиксированный в цифровой форме, обратно в звуки (в том числе - в новых тембровых красках, к примеру, с помощью обращения к формату MIDI и др.),
- подключать ресурс медиа и инструменарий мультимедиа (к примеру, S.A. O'Neill [19, pp. 55-72, 89-106, 193-208] и др.);
b-2) введение и распространение электронного инструментария в музыкальном образовании объясняет факт появления в педагогике ряда новых научных категорий, вводимых для обозначения этой новизны; среди них 'i-Music' ('i-Music Education'; E.K.M. Chong [20]) / 'е-music' (как музыка с теми особенностями процесса по её созданию, трансляции, восприятию и др., perception, etc., которые свойственны для цифровой формы музыкального материала; I. Gorbunova and K. Plotnikov, - к примеру [21] и др.);
c) с учётом новых возможностей электронного инструментария в ряде стран (Австралия, Англия, Сингапур, Россия, США и др.) разрабатываются и вводятся национальные стандарты в этой области общего образования - к примеру, https://Www.nationalartsstandards.org/, https://nafme.org/my-classroom/standards/ core-music-standards/ и др.; можно заметить, что процесс разработки и введение этих стандартов находится в разных странах на различных этапах реализации -от заявлений о намерениях и локальных экспериментов до полномасштабного подключения всех участников образовательной деятельности (разработка и функционирование курсов повышения квалификации для учителей, создание образовательных ресурсных центров, баз данных и др. - на уровне государства или на уровне отдельных учреждений, закрытых или открытых, платных или бесплатных);
d) внимание учёных (наряду с собственно педагогическими аспектами использования ИКТ в общем музыкальном образовании) обращено на социальные последствия (к примеру, социальная справедливость в музыкальном образовании - C. Benedict, P. Schmidt и др. [22]), на психологические проблемы (к примеру, multimodality - N. Breeze [23], S.A. O'Neill [19, pp. 107-124]).
1.2. Анализ внедрения средств ИКТ, МКТ в систему общего музыкального образования на уровне среднего звена
Мы считаем важным особо отметить следующие факты в вопросе использования современных технических средств (ИКТ, МКТ) в общем музыкальном образовании на уровне среднего звена в средней школе, как позитивные (или как нейтральные):
- учёт возрастных особенностей учащихся (а) и соблюдение баланса между различными видами музыкальной деятельности (б) позволяет включать планшеты в любой этап урока, использовать их и в школе, и дома, потому что позволяют интуитивно осваивать новый контент, практиковать соответствующие компетенции, развивая музыкальные навыки - «through them, new content can be intuited, certain competences can be practiced, desired musical skills can be developed» (L.Muntean [24, p. 27]);
- гаджеты не являются препятствием для успеваемости учащихся и играют роль помощника в процессе обучения - «digital tablets are not a barrier for the academic performance of students, but a tool that helps in the teaching-learning process» (Fr.D. Guillén-Gámez и др. [25, p. 171]);
- использование гаджетов (для общения с музыкой) позволяет их владельцам быть не пассивными слушателями, а активными потребителями (A.E. Krause и др. [26]);
- эффект субъективного благополучия (SWB) гораздо чаще наблюдается у тех, кто активно общается с музыкой (танцы, пение и т. д.), по сравнению с теми, кто этой деятельностью не занят (M.K. Weinberg, D. Joseph [27]);
- более высокий уровень в эмоциональном сопереживании художественному образу музыкального произведения наблюдается в случаях «живого» исполнения по сравнению с восприятием музыки в аудио-, видеозаписи (E. Coutinho, Kl.R. Scherer [28];
- сочинение (и другое музыкальное творчество) является двойным актом - актом формирования личности и актом самоутверждения через музыку (J. Hess [29]);
- для младших школьников пение является весомым элементом музыкального образования (его средством, ресурсом и содержанием), а ритмическая и гармоническая поддержка с помощью традиционных или электронных инструментов обеспечивает позитивную, эффективную и динамичную атмосферу обучения и высокую степень удовлетворения - «a vocal singing a crucial element in music education (acting as means, resource and content of education), and its rhythmic and harmonic support through traditional or electronic instruments turned out to be appropriate, ensuring a positive, efficient, and dynamic learning atmosphere and providing great satisfaction» (D.E. Pop-Sarb [30, p. 31]; данный факт обуславливает основания для методики обучения музыке на предыдущем этапе - в начальной школе, но нельзя отказываться от этого метода и при работе с подростками;
как негативные проявления (то, что содержит угрозы):
- появление в сети Интернет большого количества аудио- и видеозаписей, письменных руководств по пению и онлайн-мастер-классов, подготовленных недостаточно грамотно или неграмотно, что M.V. Budoiu оценивает весьма категорично: разговор о спортивном подходе к голосу кажется устаревшим и поверхностным, но это деталь в контексте опасностей полного отсутствия реальных ориентиров в вокальной псевдопедагогике века - «talking about the shifting of the taste for the athletic approach of voice seems obsolete and superficial - one detail only in the large context of the much greater and more urgent danger of the total lack of real reference points in the pseudo-pedagogy of singing in the 21st century» [31, p. 55];
- факт расширения платного сектора в неформальном музыкальном образовании, C.T. Overland предупреждает, что коммерческий подход ставит вопросы социально-экономического плана и справедливости в отношении соответствующих типов художественного образования (платных курсов, школ), которые становится ограничением для отдельных социальных групп [32], с этим соглашается V.C. Bates [33].
В целом, проведённый комплексный анализ подтверждает выводы, к которым мы пришли ранее - важнейшие факторы для общего музыкального образования на уровне среднего звена в средней школе, которые необходимо учитывать при организации образовательной деятельности:
- ИКТ (МКТ) содержат в себе и позитивный потенциал, и ряд угроз для школьников;
- технологические механизмы осуществления творческой (музыкальной и / или связанной с музыкой) деятельности школьника с использований преимуществ современных средств ИКТ не решают вопросов воспитательных и художественных [21, p. 1-2].
2. Использование музыкально-образовательных проектов в системе общего музыкального образования
2.1. Основа исследования (идея и гипотеза)
Идея нашего исследования основывается:
A) на использовании в общем музыкальном образовании такой формы, как учебный проект (связанный напрямую или косвенно с музыкой, то есть записанный самим учеником на видео пример своего творчества: вокальная, инструментальная, танцевальная, театральная и др. версия конкретного музыкального произведения), выполняемый школьником-подростком в целях реализации собственного индивидуального образовательного маршрута, к тому же - служащим целям мониторинга образовательной деятельности (согласно секторам, обозначенным на «Map of Musical Development» - [34, p. 190]);
B) на всех преимуществах, выявленных и предлагаемых нами - от актуальности создания банка продуктов из материалов МСТ, созданных и используемых учениками, преимуществ цифровых форм информации и отсутствия технологических и психологических недостатков в режиме наибольшего пользовательского комфорта до возможности оценивать выполненную работу самим подростком или взрослым, которому тот доверяет и перспективами перехода к обучению и воспитанию через развитие у подростков навыков самооценки:
• «actual possibility to create the product bank of MCT's materials created and used by students;
• advantages of digital forms of information (convenience and reliability of storage, copying without loss of quality, quick search, quick access to the materials, and so on);
• lack of technological and psychological drawbacks, that is in the greatest user comfort mode (audio recording of his / her <work>);
• opportunity to carry out a reflection of the work performed by adolescent himself and / or adult whom he trusts;
• the transition to training and education through the development of the adolescent Educational Progress self-assessment skills» [35, pp. 62-63];
C) на многообразии тематики при выполнении такого учебного проекта ('Имя', 'Театр', 'Музыкальный наборщик', 'Рингтон', 'Мой профиль', 'Привет из другой страны', 'Мой мир', 'Мини-фильм о музыке', 'Моя музыка для тебя', 'Палиндром', 'Оркестр', 'Хор', 'Мультитрек' и др.);
D) на опыте реализации европейского образовательного проекта «Erasmus» (система «Soundcool»), у которого три из пяти компонентов гипотезы идентичны нашему прогнозу (Research Hypothesis) - обучение музыке, что осуществляется через выполнение школьником-подростком связанного с музыкой учебного проекта - устраняет барьеры между разными музыкальными стилями и жанрами, продвигает совместное музыкальное творчество, способствуя помещению ученика в центр образовательного процесса, повышая мотивацию ученика:
• «removes barriers between différent musical styles and genres;
• promotes collaborative musical creation contributing to place the student at the centre of the educational process;
• <...> increases student motivation» (по E. Carrascosa Martinez [36, p. 11]).
2.2. Методология исследование
База исследования
Исследование проводилось в одной из средних общеобразовательных школ города Иркутска, который является административным центром Иркутской области (находится в 60 км от озера Байкал) и в котором проживают около 620 тысяч жителей); в школе обучаются до 2000 человек 6-18 летнего возраста (с
1-го по 11-й класс; получающих начальное, основное среднее и полное среднее образование).
Участники эксперимента и условия участия
Мы предложили участвовать в эксперименте всем учащимся на параллели 5-х, 6-х, 7-х классов, 8-классники выполняли минимум одну работу в каждом из
2-х учебных полугодий (согласно школьному учебному плану, на уроки музыки предусмотрен 1 академический час в неделю, с 1-го по 8-й класс включительно; каждый из учебных годов содержит 34 часа).
Содержание, осваиваемое школьниками в курсе обучения
В 5-м классе школьники изучают общую тему «Поют века» (жанры вокальной музыки, в том числе - музыкально-театральные жанры), в 6-м классе - тему «Играют столетия» (жанры инструментальной и оркестровой музыки), в 7-м классе - «Погружение в разные слои музыки» (музыка церкви, джаз, рок-музыка, поп-музыка), в 8-м классе - «Музыка моя, твоя, наша» (обобщение всего 8-летнего курса).
Сроки проведения исследования
3 учебных года: 2016/17, 2017/18, 2018/19.
Сценарий участия
Каждому ученику было предоставлено право выбирать:
- учебную тему (по одной - в каждой из 4-х учебных четвертей - для 5-7-х классов и каждом из учебных полугодий - для 8-х классов; к примеру, «Колыбельная» / «Гимн» / «Романс» и др. в 5-м классе);
- одно из музыкальных произведений, способных представить выбранную тему (к примеру, «Традиционная колыбельная старожилов Сибири» / «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина и др. для темы «Колыбельная»);
- музыкальную интерпретацию выбранного музыкального произведения (к примеру, оригинальное исполнение из оперы / версия в исполнении Л. Армстронга и Э. Фитцджеральд / и др. для мелодии Дж. Гершвина);
- вид творчества для собственного освоения выбранной версии (к примеру, петь соло / подпевать кому-либо / выполнить движения под музыку / сыграть самостоятельно / подыграть на любом выбранном музыкальном инструменте / создать какую-либо иллюстрацию к музыке, театральной сцене и др.);
- форму представления своего творчества - исполнение «вживую», прямо во время урока (что можно интерпретировать как очное присутствие публики на процессе записи одного из дублей видео) или демонстрация видеозаписи, выполненной ранее, за пределами урока;
- форму участия в представляемом творчестве - индивидуальное выполнение или выполнение в составе любой группы (с кем-то из своей семьи / с друзьями / в составе своего хора, ансамбля, оркестра).
Инструменты оценки
Инструментами сбора данных были:
- статистика о подключении школьников к участию в этом учебном проекте (в случаях выполнений проекта в составе группы мы заносим в протокол цифру, равную количеству участников-исполнителей) в сочетании с сопоставительным анализом качества выполненной работы,
- непосредственное наблюдение учителя во время урока,
- измерение уровня учебной и творческой мотивации, где: учебная мотивация - методика «Рейтинг» (учащиеся составляют список школьных учебных предметов, ранжированный по привлекательности и удовлетворённости в обучении и творчестве; выполняется в начале и в конце учебного года); творческая мотивация - оценка положительной динамики для продуктивности создания учебных проектов (связанных с музыкой) как косвенного отражения положительной мотивировки. Инструментами сбора данных являются: анализ выступлений в реальном времени, аудиовизуальные материалы, непосредственное наблюдение и др.
Качественная оценка ранжирует меру адекватности представленного творчества школьника по сравнению с осваиваемым художественным образом. Для устранения при оценивании излишнего фактора субъективности шкала ранжирования содержит три возможных оценки: «не адекватно» (0), «достаточно адекватно» (1), «яркое проявление адекватного освоения» (2). Заметим, что такое упрощение позволяет, в определённой мере, избежать тех сложностей, с которыми учитель музыки сталкивается в процедуре оценочной деятельности, сравнивая преподавание музыки с гобеленом, который включает в себя различные переплетённые нити оценки и наставлений (K. Salvador [37]). Добавим, что мы изучаем понятия, лежащие в основе терминологии, которая используется довольно противоречиво [38-40]. Формируется умение и готовность применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации, анализировать различные методологические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения [26; 35; 41]; а также - готовность использовать современные методы и технологии, методы диагностики достижений учащихся для обеспечения качества образовательного процесса [42; 43].
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Социологическая справка о контингенте обучающихся
К моменту начала эксперимента в школе, где он был организован, обучалось 1981 человек (девочек - 1019, мальчиков - 962; детей-инвалидов - 16, опекаемых детей - 11, из многодетных семей - 271, из малообеспеченных семей -317, из неполных семей - 280, имеющих гражданство другого государства - 1, детей-переселенцев - 3, семей с высоким уровнем тревожности отношений между детьми и родителями - 56), групп несовершеннолетних детей националистической, экстремистской направленности нет Анализ внешкольной занятости детей показал, что 53,5% учащихся занимаются в учреждениях дополнительного образования (спорт, искусство, иностранные языки и др.).
С одной стороны, как видно из социологической справки, не все учащиеся этой школы (в том числе - и на параллелях, где проходил эксперимент) из-за сложного экономического положения семьи, в которой они воспитываются, имею возможность пользоваться собственных персональных компьютером (планшетом, смартфоном и т.п.).
С другой стороны, причину подключения к проекту не всех школьников, а только их части, мы видим:
- не в отсутствии у кого-то аппарата, с использованием котором можно выполнить работу, ведь в таких случаях учитель предлагает ученикам варианты объединения с одноклассниками, с друзьями, помощь семьи учащегося,
- не в загруженности детей (подростков) другими учебными предметами,
- в отсутствии заинтересованности и согласованности взрослых (родителей, учителей, в том числе, - обучающих информатике),
- в таких не сформированных у ребёнка (подростка) личностных качествах, как: творческая инициатива, уверенность в своих силах, ощущения права на ошибку и пр.
Выполнение школьниками связанных с музыкой учебных проектов: анализ статистики (количественный анализ)
Среди 6-классников наблюдается падение числа желающих принимать участие в выполнении предложенного проекта, что мы объясняем:
- во-первых, более сложной годовой учебной темой 6-го класса (инструментальная музыка) по сравнению с темой 5-го класса,
- во-вторых, психологическими особенностями данного периода взросления (приобретение навыков саморефлекии, вследствие этого - более критическое, чем ранее, отношение к себе и к другим).
Выполнение школьниками связанных с музыкой учебных проектов: анализ качества
Учитель музыки, классные руководители, родители школьников - все, кто знакомился с выполненными проектами, оценивают опыт работы учащихся над данными проектами как положительный, потому что наблюдается:
- рост качества в творчестве - во-первых, в глубине постижения художественного образа (мера адекватности в освоении музыкального произведения по сравнению с изначальным художественным образом этой музыки), во-вторых, в расширении жанрово-стилевого репертуара, выбираемого школьниками.
Жанрово-стилевую представленность работ отличают:
- подавляющее количество работ с образцами поп-музыки (звучащей с телеэкранов, пропагандируемой через музыкальные чаты, видеоклипы, по различным каналам масс-культуры, в социальных сетях и др.),
- тенденция, хоть не значительного, расширения количества примеров из классической музыки, классического рока,
- чрезвычайно (что тревожит) редкое обращение школьников к народной музыке.
В первый год эксперимента у 8-классников (с требованием обязательного участия) было достаточно много работ, выполненных с формальным отношением (например, представление видеозаписи, где подростки поют хором детскую песню без ярко выраженных собственных эмоций).
Во 2-й, ещё больше - в 3-й год увеличилось число качественных работ, выполненных школьниками, что произошло, благодаря:
- системной практике проведения тактичного анализа (пояснения, данные ученикам),
- демонстрации записей с наиболее яркими учебными проектами,
- разрешению демонстрировать свою работу не только на большом экране, но и (в случаях стеснительности автора/авторов) через дисплей ноутбука, планшета и даже смартфона.
Результаты изучения уровня учебной и творческой мотивации
Повышение уровня учебной мотивации зафиксировано по ответам учащихся, принимающих или принявших участие в выполнении этого учебного проекта:
- непосредственно - по преимущественно более высокому (на 2- 4 пункта) положению урока «Музыка» в рейтинге учебных предметов (за вычетом тех случаев, когда он изначально находился уже на верхней строчке);
- косвенно - по успеваемости школьников.
Некоторое снижение совокупного показателя творческой мотивации (кос-
Таблица 1
Количество выполненных проектов
Классы 2016/17 учебный год 2017/18 учебный год 2018/19 учебный год
5-е 45+62+75+83/из 157 83+133+96+116/ из 179 82+151+126+136/из 177
6-е 35+41+43+46/ из 160 49+53+65+67/из 160 69+73+85+115/ из 182
7-е 38+55+64+75/из 151 63+83+105+112/из 162 86+113+125+126/из 160
8-е* 144+148/ из 149 149+152/ из 153 155+157/из 159
* 8-классники принимают участие в выполнении учебного проекта в обязательном порядке по причине завершения курса обучения. Итоговая работа отсутствует по состоянию здоровья у 6-ти обучающихся в 2017 и 2019 годах, у 5-ти - в 2018.
Таблица 2
Процент учащихся, выполнивших проект
Классы 2016/17 учебный год 2017/18 учебный год 2018/19 учебный год
5-е 29+40+47+53% 46+74+53+65% 46+85+71+77%
6-е 22+26+27+29% 31+33+41+42% 38+40+47+63%
7-е 25+36+42+50% 39+51+65+69% 54+70+78+79%
Динамика количества (в среднем за четверть) школьников, решивших выполнять связанный с музыкой учебный проект:
- среди 5-х классов - от 53,5% (2017 г), через 60% (2018 г) к 70% (2019 г);
- среди 6-х классов - от 28% (2017 г), через 37% (2018 г) к 47% (2019 г);
- среди 7-х классов - от 38% (2017 г), через 56% (2018 г) к 70% (2019 г). Мы констатируем факт повышения процента учащихся, выполнивших
этот учебный проект от года к году для каждой параллели, а также - среди двух параллелей, принимавших участие в нашем эксперименте все три учебных года (начав в 5-м / в 6-м классе, к настоящему моменту закончив 7-й / 8-й класс).
венно фиксируемое) у 6-классников уже проанализировано нами выше, при обсуждении статистических данных о количестве выполненных работ
На наш взгляд, корректно наблюдать динамику изменения творческой мотивации у каждого отдельно взятого школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ результатов, полученных в ходе проведённого нами эксперимента по выполнению школьниками учебного проекта (напрямую или косвенно связанного с музыкой, создаваемого с использованием ИКТ-инструментов) подтверждает основной вывод, сделанный ранее - использование современных технических средств имеет и позитивные, и негативные последствия.
1-а) Мы оцениваем как позитив: расширение практического опыта школьника; получение навыков в использовании ИКТ / МКТ при выполнении операций над музыкальным материалом; накопление банка учебных работ, выполняющего функции рефлексии, дидактики, трансляции).
1-б) Мы приводим как примеры негативных влияний: обращение к музыкальным примерам, представленным в массмедиа и в сети Интернет как образцы для подражания, но не имеющим высокой художественной, этической ценности; не умение без помощи взрослого критически оценить достоинства музыкального материала, в том числе - его визуального ряда, его поэтического текста; отсутствие самих технических средств у отдельных категорий школьников; следование художественным, технологическим и другим стереотипам; недостаточная технологическая подготовка, психологические проблемы данного возраста (неразвитость умений в рефлексии, возможные проявления чрезмерной самокритичности, слабые навыки работы в команде, недостаточность уверенности в себе и др.).
2. Выполнение учебного проекта по предлагаемому нами сценарию (через творчество, напрямую или косвенно связанного с музыкой):
- актуально для данной возрастной группы (переходного периода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту, к юности);
- чаще всего обеспечен высокой учебной и творческой мотивацией, в том числе - и потому, что ученик сам выбирает направление собственной творческой реализации;
- с одной стороны, представляет обращение к одной из наиболее оптимальных форм для осуществления общего музыкального образования на уровне среднего звена в средней школе, с другой стороны, нуждается в грамотном педагогическом сопровождении (учителя, родители);
- способствует накоплению у школьника реального опыта, позволяющего осознать свои достоинства и слабости, формировать вкус при условии активиза-
Библиографический список
ции критического мышления, расширять музыкальный (эмоциональный, общий культурный) кругозор и др.
3. Мы согласны с L.A. Wan и S. Gregory, выделяющих 5 цифровых инструментов для содействия мотивационным стратегиям в целях расширения вовлеченности школьников и повышения их мотивации к музыкальной практике (категорий инструментов: протоколы тренировок, инструменты обратной связи, портфолио, программное обеспечение для музыкальных программ и инструменты аккомпанемента [44].
4. Так же, как и S. Hallam и др., мы считаем важным отметить, что:
- препятствия дальнейшей реализации связаны с восприятием другими сотрудниками школы того, что с их точки зрения наш процесс является «хаотичным» и может привести к потере контроля и последующего плохого поведения, а также того, что он не применим к их предмету - «barriers to further implementation relate to the perception by other school staff that the process is 'chaotic' and can lead to a loss of control and subsequent poor behavior, also that it is not applicable to their subject» [45, p. 164];
- учителям и родителям необходимо признать и реализовывать необходимость развития инструментальных навыков, что имеет значение для обучения в начальной школе и далее - «the need to develop instrumental skills earlier. This has implications for teaching in the primary school and the early years of secondary school» [45, p. 164].
5. Мы видим перспективы обучения школьников музыке через выполнение учебного проекта (связанного с музыкой, выполняемого с использованием ИКТ-инструментов), с одной стороны, в распространении этого опыта в практике учителей и родителей [46-50], с другой стороны, в продолжении исследований по этой теме, позволяющих изучить образовательный эффект и по отношению к обучаемым, находящимся в различных социально-экономических [50-51], культурно-этнических [52] условиях.
1. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.: Центр гуманитарных инициатив: Унив. кн., 2014.
2. Pinch T.J. (J. Trevor), Bijsterveld K. 'Should One Applaud?' Breaches and Boundaries in the Reception of New Technology in Music. Technology and Culture, 2003, no. 3 (44), pp. 536 - 559. D0l:10.1353/tech.2003.0126.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда. В сборнике: Современное музыкальное образование-2002: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. 2002: 161 - 169.
4. Finney J., Burnard P. Music Education with Digital Technology. A&C Black, 2007.
5. Gorbunova I.B., Davletova K.B., Tovpich I.O. Electronic Musical Instruments in the General Music Education System. 15th Int'l Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies. Paris, France / Prof. Dr. B. Topcuoglu, Prof. Dr. M. Plaisent, Dr. Th. Yingthawornsuk (Ed). EEHIS-18 International Conference Proceedings, 2018, pp. 139 - 143, June 2018. DOI: https://doi.org/10.17758/URUAE2.AE06184023
6. Gorbunova I.B., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). February 2019. DOI: https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.25
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка». Общество. Среда. Развитие. 2012. № 4 (25): 135 - 138.
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Том 4: Музыка, математика, информатика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование / Российский государственный университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 4: 164 - 171.
10. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. В сборнике: Измерение музыки Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12): 264 - 268.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010. Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римско-го-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
13. Rowe V., Triantafyllaki A., Pachet Fr. Children's Creative Music-Making with Reflexive Interactive Technology. New York: Routledge, 2017.
14. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Место музыки и музыкально-компьютерных технологий в педагогической системе детского оздоровительного лагеря. Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 138 - 142.
15. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016. № 3 (106). С. 74 - 77.
16. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016. № 6. URL: http:// mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
17. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015. № 8: 211 - 219.
18. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
19. O'Neill S.A. Music and Media Infused Lives: Music Education in a Digital Age, Vol. 6. Publ.: Canadian Music Educators' Association, 2014.
20. Chong E.K. Educatia muzicala: Un model de interactivitate tridimensional! - partea a II-a. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2012, no. 3, pp. 7 - 13. 45.
21. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. The Position of Music Computer Technologies in Informatics Course for Secondary School. International Conference on Multidisciplinary Research & Practice (ICMRP). Oxford, UK. Proceedings of the ICMRP International Conference, Sept. 2018, pp. 1 - 4.
22. Benedict C., Schmidt P., Spruce G., Woodford P. The Oxford Handbook of Social Justice in Music Education. Oxford: Oxford Univers. Press, 2015
23. Breeze N. An Illuminating Approach to Unravelling the Complexities of Composing with ICT? Music Education Research, 2011, no. 4 (13), pp. 389 - 405. DOI: https://doi.org/10. 1080/14613808.2011.632083
24. Muntean L. Resursele digitale in educajia muzicala a §colarilor mici. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2017, no. 2 (8), pp. 21 - 27.
25. Guillen-Gamez Fr.D., Älvarez-Garcia Fr.J., Rodriguez I.M. Digital tablets in the music classroom: A study about the academic performance of students in the BYOD context. Journal of Music, Technology & Education, 2018, no. 2 (11), pp. 171 - 182. DOI: https://doi.org/10.1386/jmte.112.171J
26. Krause A.E., North A.C., Hewitt L.Y. Music-listening in Everyday Life: Devices and Choice. Psychology of Music, 2015, no. 2 (43), pp. 155 - 170. DOI: https://doi. org/10.1177/0305735613496860
27. Weinberg M.K., Joseph D. If you're happy and you know it: Music engagement and subjective wellbeing. Psychology of Music, 2017, no. 2 (45), pp. 257 - 267. DOI: https://doi.or g/10.1177/0305735616659552.23
28. Coutinho E., Scherer Kl.R. The effect of context and audio-visual modality on emotions elicited by a musical performance. Psychology of Music, 2017, no. 4 (45), pp. 550 - 569. https://doi.org/10.1177/0305735616670496
29. Hess J. Singing our own song: Navigating identity politics through activism in music. Research Studies in Music Education, 2019, no. 1 (41), pp. 61 - 80. DOI: https://doi. org/10.1177/1321103X18773094
30. Pop-Sarb D.E. Instrumentul in educatia muzicala- intre traditie si noile tehnologii. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2016, no. 2 (7), pp. 23 - 32.
31. Budoiu M.V. Tehnologie versus tehnica vocala. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2018, no. 2 (9), pp. 47 - 56.
32. Overland C.T. Music Education, Inc. Music Educators Journal, 2017, no. 1 (104), pp. 55-61). DOI: https://doi.org/10.1177/0027432117719462
33. Bates V.C. Equity in Music Education: Back to Class: Music Education and Poverty. Music Educators Journal, 2018, no. 2 (105), pp. 72 - 74. DOI: https://doi. org/10.1177/0027432118803046
34. Плотников К.Ю. Мониторинг связанных с музыкой образовательных продвижений школьника. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 3 (19): 185 - 193.
35. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship, 2018, no. 4, pp. 55 - 64. DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018A055-064
36. Carrascosa E. Martinez. Tehnologie pentru invatare si creativitate. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2017, no. 2 (8), pp. 7 - 13.
37. Salvador K. Assessment and individualized instruction in elementary general music: A case study. Research Studies in Music Education, 2019, no. 1 (41), pp. 18 - 42. https://doi. org/10.1177/1321103X18773092
38. Evans N.J., Forney D.S., Guido F.M., Patton L.D., Renn K.A. Student Development in College. San Francisco, CA: John Wiley and Sons, 2010.
39. Halloran W.F. The William Sharp "Fiona Macleod" Archive [Electronic resource]. URL: https://www.ies.sas.ac.uk/research-projects-archives/william-sharp-fiona-macleod-archive
40. Hargreaves D.J., MacDonald R., Miell D. How do people communicate using music. Musical Communication, eds. D. Miell, R. MacDonald, D.J. Hargreaves. Oxford, UK: Oxford University Press, 2005, pp. 1 - 26.
41. Brown A.R. Music Technology and Education: Amplifying Musicality. Second edition. New York-London: Routledge, 2015.
42. Middleton A. Reconsidering the Role of Recorded Audio as a Rich, Flexible and Engaging Learning Space. Research in Learning Technology, 2016, no. 24: 28035. DOI: https:// doi.org/10.3402/rlt.v24.28035
43. Горбунова И.Б. Педагогический эксперимент: статистическая обработка результатов выполнения контрольных заданий. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69): 302 - 306.
44. Wan L.A., Gregory S. Digital tools to support motivation of music students for instrumental practice. Journal of Music, Technology & Education, 2018, no. 1 (11), pp. 37 - 64 (2018). DOI: https://doi.org/10.1386/jmte.11.137J
45. Hallam S., Creech A., McQueen H. Musical Futures: A Case Study Investigation. Publ.: Institute of Education University of London. London, 2011.
46. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы. Теория и практика общественного развития. 2015. № 19: 236 - 239.
47. Плотников К.Ю. Мониторинг связанных с музыкой образовательных продвижений школьника. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 3 (19): 185 - 193.
48. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в решении проблемы воспитательно-информационного пространства детства (в свете принципа противостояния полярных цивилизаций). Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67): 321 - 322.
49. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. К вопросу реализации образовательного потенциала музыки в контексте современного информационного социокультурного пространства. Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8 (16): 116 - 118.
50. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. В книге: Современное музыкальное образова-ние-2004: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. 2004: 52 - 55.
51. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015. № 5: 22 - 29.
52. Алиева И.Г., Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии как инструмент трансляции и сохранения музыкального фольклора (на примере Дальнего Востока России). Проблемы музыкальной науки. 2019. № 1 (34): 140 - 149. DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1140-149.
References
1. Adorno T.V. Izbrannoe: sociologiya muzyki. M.: Centr gumanitarnyh iniciativ: Univ. kn., 2014.
2. Pinch T.J. (J. Trevor), Bijsterveld K. 'Should One Applaud?' Breaches and Boundaries in the Reception of New Technology in Music. Technology and Culture, 2003, no. 3 (44), pp. 536 - 559. DOI:10.1353/tech.2003.0126.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obuchayuschaya i tvorcheskaya sreda. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2002: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova / pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. 2002: 161 - 169.
4. Finney J., Burnard P. Music Education with Digital Technology. A&C Black, 2007.
5. Gorbunova I.B., Davletova K.B., Tovpich I.O. Electronic Musical Instruments in the General Music Education System. 15th Int'l Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies. Paris, France / Prof. Dr. B. Topcuoglu, Prof. Dr. M. Plaisent, Dr. Th. Yingthawornsuk (Ed). EEHIS-18 International Conference Proceedings, 2018, pp. 139 - 143, June 2018. DOI: https://doi.org/10.17758/URUAE2.AE06184023
6. Gorbunova I.B., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). February 2019. DOI: https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.25
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa "Formalizovannaya muzyka". Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012. № 4 (25): 135 - 138.
8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke. Tom 4: Muzyka, matematika, informatika: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie / Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012. T. 2. № 4: 164 - 171.
10. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. V sbornike: Izmerenie muzyki Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013. № 1 (12): 264 - 268.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova / pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
13. Rowe V., Triantafyllaki A., Pachet Fr. Children's Creative Music-Making with Reflexive Interactive Technology. New York: Routledge, 2017.
14. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Mesto muzyki i muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v pedagogicheskoj sisteme detskogo ozdorovitel'nogo lagerya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015. № 6. S. 138 - 142.
15. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016. № 3 (106). S. 74 - 77.
16. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016. № 6. URL: http://mediamusic-journal. com/Issues/6_3.html
17. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i prakiika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 8: 211 - 219.
18. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
19. O'Neill S.A. Music and Media Infused Lives: Music Education in a Digital Age, Vol. 6. Publ.: Canadian Music Educators' Association, 2014.
20. Chong E.K. Educatia muzicala: Un model de interactivitate tridimensionals - partea a II-a. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2012, no. 3, pp. 7 - 13. 45.
21. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. The Position of Music Computer Technologies in Informatics Course for Secondary School. International Conference on Multidisciplinary Research & Practice (ICMRP). Oxford, UK. Proceedings of the ICMRP International Conference, Sept. 2018, pp. 1 - 4.
22. Benedict C., Schmidt P., Spruce G., Woodford P. The Oxford Handbook of Social Justice in Music Education. Oxford: Oxford Univers. Press, 2015
23. Breeze N. An Illuminating Approach to Unravelling the Complexities of Composing with ICT? Music Education Research, 2011, no. 4 (13), pp. 389 - 405. DOI: https://doi.org/10. 1080/14613808.2011.632083
24. Muntean L. Resursele digitale in educajia muzicala a §colarilor mici. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2017, no. 2 (8), pp. 21 - 27.
25. Guillen-Gamez Fr.D., Älvarez-Garcia Fr.J., Rodriguez I.M. Digital tablets in the music classroom: A study about the academic performance of students in the BYOD context. Journal of Music, Technology & Education, 2018, no. 2 (11), pp. 171 - 182. DOI: https://doi.org/10.1386/jmte.112.171_1
26. Krause A.E., North A.C., Hewitt L.Y. Music-listening in Everyday Life: Devices and Choice. Psychology of Music, 2015, no. 2 (43), pp. 155 - 170. DOI: https://doi. org/10.1177/0305735613496860
27. Weinberg M.K., Joseph D. If you're happy and you know it: Music engagement and subjective wellbeing. Psychology of Music, 2017, no. 2 (45), pp. 257 - 267. DOI: https://doi.or g/10.1177/0305735616659552.23
28. Coutinho E., Scherer Kl.R. The effect of context and audio-visual modality on emotions elicited by a musical performance. Psychology of Music, 2017, no. 4 (45), pp. 550 - 569. https://doi.org/10.1177/0305735616670496
29. Hess J. Singing our own song: Navigating identity politics through activism in music. Research Studies in Music Education, 2019, no. 1 (41), pp. 61 - 80. DOI: https://doi. org/10.1177/1321103X18773094
30. Pop-Sârb D.E. Instrumentul în educatia muzicala- între traditie si noile tehnologii. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2016, no. 2 (7), pp. 23 - 32.
31. Budoiu M.V. Tehnologie versus tehnica vocala. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2018, no. 2 (9), pp. 47 - 56.
32. Overland C.T. Music Education, Inc. Music Educators Journal, 2017, no. 1 (104), pp. 55-61). DOI: https://doi.org/10.1177/0027432117719462
33. Bates V.C. Equity in Music Education: Back to Class: Music Education and Poverty. Music Educators Journal, 2018, no. 2 (105), pp. 72 - 74. DOI: https://doi. org/10.1177/0027432118803046
34. Plotnikov K.Yu. Monitoring svyazannyh s muzykoj obrazovatel'nyh prodvizhenij shkol'nika. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016. № 3 (19): 185 - 193.
35. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship, 2018, no. 4, pp. 55 - 64. DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018A055-064
36. Carrascosa E. Martinez. Tehnologie pentru învatare si creativitate. Information and Communication Technologies in the Musical Field, 2017, no. 2 (8), pp. 7 - 13.
37. Salvador K. Assessment and individualized instruction in elementary general music: A case study. Research Studies in Music Education, 2019, no. 1 (41), pp. 18 - 42. https://doi. org/10.1177/1321103X18773092
38. Evans N.J., Forney D.S., Guido F. M., Patton L.D., Renn K.A. Student Development in College. San Francisco, CA: John Wiley and Sons, 2010.
39. Halloran W.F. The William Sharp "Fiona Macleod" Archive [Electronic resource]. URL: https://www.ies.sas.ac.uk/research-projects-archives/william-sharp-fiona-macleod-archive
40. Hargreaves D.J., MacDonald R., Miell D. How do people communicate using music. Musical Communication, eds. D. Miell, R. MacDonald, D.J. Hargreaves. Oxford, UK: Oxford University Press, 2005, pp. 1 - 26.
41. Brown A.R. Music Technology and Education: Amplifying Musicality. Second edition. New York-London: Routledge, 2015.
42. Middleton A. Reconsidering the Role of Recorded Audio as a Rich, Flexible and Engaging Learning Space. Research in Learning Technology, 2016, no. 24: 28035. DOI: https:// doi.org/10.3402/rlt.v24.28035
43. Gorbunova I.B. Pedagogicheskij 'eksperiment: statisticheskaya obrabotka rezul'tatov vypolneniya kontrol'nyh zadanij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 2 (69): 302 - 306.
44. Wan L.A., Gregory S. Digital tools to support motivation of music students for instrumental practice. Journal of Music, Technology & Education, 2018, no. 1 (11), pp. 37 - 64 (2018). DOI: https://doi.org/10.1386/jmte.11.137J
45. Hallam S., Creech A., McQueen H. Musical Futures: A Case Study Investigation. Publ.: Institute of Education University of London. London, 2011.
46. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo monitoringa obrazovatel'nyh prodvizhenij uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 19: 236 - 239.
47. Plotnikov K.Yu. Monitoring svyazannyh s muzykoj obrazovatel'nyh prodvizhenij shkol'nika. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016. № 3 (19): 185 - 193.
48. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v reshenii problemy vospitatel'no-informacionnogo prostranstva detstva (v svete principa protivostoyaniya polyarnyh civilizacij). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017. № 6 (67): 321 - 322.
49. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. K voprosu realizacii obrazovatel'nogo potenciala muzyki v kontekste sovremennogo informacionnogo sociokul'turnogo prostranstva. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2016. № 8 (16): 116 - 118.
50. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. V knige: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova / pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. 2004: 52 - 55.
51. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015. № 5: 22 - 29.
52. Alieva I.G., Gorbunova I.B., Mezenceva S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak instrument translyacii i sohraneniya muzykal'nogo fol'klora (na primere Dal'nego Vostoka Rossii). Problemy muzykal'nojnauki. 2019. № 1 (34): 140 - 149. DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1140-149>
Статья поступила в редакцию 24.09.19
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher at the Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Morozov S.A., teacher, Kursk Musical College-Boarding School for the Blind (Kursk, Russia), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING VISUALLY IMPAIRED STUDENTS OF COLLEGES AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA. The development of computer technology and the emergence of computer programs screen access have led to the creation and development of new forms of education for people with visual disabilities, rethinking the methods of teaching traditional disciplines in the educational system. The emergence and development of music and computer technologies (MCT) served as the basis for the creation of new forms in the educational process, and new subjects. There are new disciplines and new educational trends in the system of modern music education, including inclusive education. The article examines the main substantive aspects of teaching "Musical Informatics" and "Computer Arrangement" in secondary specialized and higher musical educational institutions of Russia related to the study of musical disciplines and MKT, for example the Kursk Musical College and Boarding School for the Blind (the level of secondary professional musical education) and Educational and Methodical Laboratory of "Musical Computer Technologies" at the Herzen State Pedagogical University of Russia (level of higher and additional professional musical and pedagogical education).
Key words: music computer technologies, musical informatics, computer arrangement, inclusive musical education, visually impaired.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] С.А. Морозов, преподаватель Курского музыкального колледжа-интерната слепых Минтруда России, г. Курск, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В РОССИИ
Развитие средств вычислительной техники и появление компьютерных программ экранного доступа привело к созданию и развитию новых форм обучения людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, переосмыслению методики преподавания традиционных в образовательной системе дисциплин. Появление и развитие музыкально-компьютерных технологий (МКТ) послужило основой для со здания новых форм в учебном процессе, так и новых предметов, возникновения новых дисциплин и новых образовательных направлений в системе современного музыкального образования, в том