УДК 781.1
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, senior researcher at educational laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Berger N.A., Doctor of Art Criticism, senior lecturer, St. Petersburg State Conservatoire n.a. Rimsky-Korsakov (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Yatsenkovskaya N.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
GENERAL MUSIC EDUCATION AT SCHOOL OF 21 CENTURY. The high-tech educational information environment requires new approaches and fundamentally new systems of education that constitute a school of the Digital Age. At present, the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using music computer technologies (MCT) - an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training people with disabilities. The article notes that in conjunction with developing electronic, distance and open forms of education there is a real opportunity to move to a new educational paradigm, based on student-oriented learning music, which is based on the best old traditions of musical pedagogy and the best examples of classical and modern music. This suggests a possibility of formation of uniform principles of musical education in general and vocational schools, and developed educational technology using modern MCT that enable learning music online regardless of age, social status, including people with disabilities.
Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главн. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.А. Бергер, д-р искусств., доц., Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.А. Яцентковская, аспирант, Российский государственный педагогический университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА
Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе XXI века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) — современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного музыкального образования. В статье отмечается, что в совокупности с развивающимися электронными, дистанционными и открытыми формами образования возникает реальная возможность перейти к новой образовательной парадигме, основанной на личностно-ориентированном направлении в обучении музыке, опирающейся на лучшие многовековые традиции музыкальной педагогики и лучшие образцы классической и современной музыки. Это позволяет сделать вывод о возможности формирования единых принципов музыкального воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе, а разработанная образовательная технология с использованием современных МКТ делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, независимо от возраста, социального положения, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.
Информационные технологии в музыке, достигшие к настоящему времени высокого уровня, существенно влияют на способы возникновения, хранения и передачи музыкальной информации [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Внимание современно мыслящих музыкантов привлекает изучение физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения, объяснение психоакустических особенностей слухового восприятия звука человеком, принципы компьютерной генерации музыкального звука и др. [7; 8; 9; 10]. Иначе говоря, в музыкальном искусстве значимое место занимают технологические аспекты представлений о новом музыкальном инструментарии (в том числе - электронных музыкальных инструментах (ЭМИ), клавишных синтезаторах) [11; 12].
Звучание музыкальных инструментов, содержательно воплощенное в выразительных музыкальных звуках, иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки [13; 14], существенно дополненное возможностями музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [15; 16; 17; 18]. Без знания этих аспектов невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем, работающим с новыми музыкальными инструментами.
Параллельно с этим отмечается неуклонное повышение интереса молодежи к музыке в системе общего музыкального образования, к групповым формам музицирования, к ЭМИ и МКТ-программам [19]. Создаётся множество вокальных и ин-
струментальных «групп», в которых рядом с профессиональными музыкантами участвуют одаренные люди, не знающие нот, но безошибочно играющие «по слуху».
В таких и подобных случаях образование детей и молодежи, поиск возможности изучить нотную грамоту и научиться играть на инструменте даже во взрослом возрасте свидетельствует о явно утвердившейся потребности членов современного общества в активных формах приобщения к музыкальному искусству [20].
Обозначившаяся проблема имеет прямое отношение к общему школьному образованию, в которое на длительный возрастной период вовлекается каждый человек. Именно в это время должен осуществляться переход от стихийности к системности. В современном обществе школьное образование приобщает человека к началам математики и литературы, физики и химии, астрономии и географии, истории и психологии и др., которые направлены на получение знаний и развитие мышления. Однако, как правило, выпускник средней школы не владеет азбукой языка музыки - той области, в которой в особом контексте соединены эстетические и интеллектуальные компоненты мышления, особая форма познания мира и человека, напрямую связанная с духовной сущностью осваиваемого материала и чисто физической координацией при активной форме взаимодействия с ним.
Изменение направления в той иной научной, промышленной или образовательной области обычно продиктовано спросом. Как известно, спрос на те, или иные области знания, деятель-
ности, продукты, услуги и т. д. возникает только при наличии соответствия потребностей человека имеющимся возможностям. Прежде чем ставить вопрос об изменении образовательной парадигмы в области музыки, необходимо провести экспертизу на наличие спроса.
Проблема содержит множество аспектов, как-то: исторический опыт, имеющиеся материальные ресурсы, психологические и педагогические установки (создающие условия для удовлетворения обозначенной потребности), новейшие исследования в области теории музыки (позволяющие применить природосо-образные и здоровьесберегающие подходы в практике музицирования, в частности, в освоении музыкальной грамоты и музыкального инструмента) и др. [21].
Обратимся к некоторым из них. Как известно, в средневековой системе образования музыка принадлежала квадривиуму - системе точных наук - наряду с арифметикой (математикой), математикой и геометрией. После «распада» квадривиума пути музыки и точных наук расходятся. Математика, геометрия и астрономия в относительно адаптированной форме становятся обязательными дисциплинами широко распространяющегося общего образования. Музыка со временем завоевывает статус высокого искусства, приобщение к которому возможно только для избранных, наделенных особой одаренностью. Элитарность музыки как высокого искусства требует многолетнего образования в совокупности с обязательным ежедневным многочасовым тренингом.
В качестве школьной дисциплины для широких масс «Музыка» теряет свой образовательный статус: на протяжении нескольких веков урок музыки ограничивается исключительно пением по слуху, без изучения музыкальной письменности и освоения инструмента. Иначе говоря, в системе образования содержание «урока» фактически дублирует досуговое времяпровождение. Анкетирование выпускников школ разных лет выявляет, что ни один человек, ограничившийся изучением музыки в обычной школе, ни в какой степени не считает себя музыкально образованным. Обычный ответ - «образования не имею».
Отчуждение большинства от активных форм общения с музыкой в системе общего школьного образования обусловливается педагогическими соображениями (представления о сложности нотной системы) и психологическими предпосылками (наличие/ отсутствие музыкальных способностей). Причём, мнения по этому поводу у людей, живших несколько столетий назад, и у представителей современного общества совпадают. Высказывание Ж.-Ж. Руссо: «Сложна не музыка, а способ её записи и методика изучения последней» [22, с. 226] в ХХ веке дополняется мнением А. Онеггера: «Наипростейшая музыка уже трудна для чтения» [23, с. 23]. Характерно, что оба автора этих высказываний были поборниками массового музыкального образования и приложили немало усилий в этом направлении (в частности, не без влияния реформы Ж.-Ж. Руссо буквенный способ названий и обозначений аккордов бытует как в профессиональном музыкальном образовании, так и в музицировании современного гитариста-любителя и даже в технологиях цифрового автооранжировщи-ка). Дискуссии на эту тему не прекращаются до настоящего времени.
Высокий уровень техники звукозаписи в середине ХХ века создаёт новые возможности в общении с музыкой на школьных уроках: дополнить исполнительское искусство школьного учителя и детского певческого коллектива звучанием художественных музыкальных шедевров, максимально приближенным к подлиннику. Понимая, какое сильное позитивное влияние на личность ребёнка может оказать музыкальная культура, Д. Кабалевский считал, что общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей. В 70-х гг. ХХ века он становится вдохновителем изменения музыкально-образовательной парадигмы с соответствующей разработкой новых школьных программ. Слушание музыки вошло в школьные программы, охватывая в настоящее время также Детские музыкальные школы (ДМШ) и Детские школы искусств (ДШИ).
Но в то время условия, необходимые для реализации музыкально-образовательного процесса в школе, где ученик соприкасается с музыкой не только с позиции наблюдателя, но и с позиции полноправного участника, ещё окончательно не сложились. Навыки игры на музыкальном инструменте, требующие дорогостоящих индивидуальных занятий, равно как и музыкальная грамотность в силу трудоёмкости её освоения по традиционной системе, в нашей стране оставались прерогативой только музыкально-образовательных учреждений.
Поэтому относительно предмета «Музыка» в школе сам Кабалевский не ставил вопрос о музыкальном образовании, ограничивая цель школьных занятий областью музыкального воспитания. Однако, как провидец будущего, ещё в 1980-е годы он предсказывал появление такой педагогической концепции, «которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой так же естественно связала бы с реальной жизнью» [24, с. 24].
Характерно, что в то же время известный отечественный учёный в области теории музыки А. Островский ставит аналогичную проблему. Он считает, что «всеобщая музыкальная грамотность ... перерастает в задачу общегосударственного значения. Эту задачу нельзя решить без участия всех профессиональных сил педагогов музыкальной школы, училища, консерваторий и ее решение не может быть предоставлено только органам просвещения». Приоритет А. Островский отдаёт «... единым принципам музыкального воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе» [25, с. 145].
Современные МКТ выводят каждого на возможность интерактивного общения с музыкой, что не имеет аналога в прошлом [26]. Они открывают широкую перспективу школьной системы музыкального образования, включающую освоение музыкального инструмента с сохранением групповых форм обучения, что входят в резонанс с обозначенным выше стихийным возникновением молодежных музыкальных «групп». Это сказывается и на новом государственном образовательном стандарте по музыке с его ориентацией на деятельностное освоение искусства.
Одним из ключевых компонентов предлагаемой новой образовательной технологии [21] является инструментальное музицирование (прежде всего клавишное: исторически в отечественной системе музыкального образования обязательным для всех музыкальных специальностей является курс фортепиано), в процессе которого за звукоизвлечение отвечает рука - второй после головы интеллектуальный орган человека. Действия руки, детерминированные временем (ритм) и пространством (звуковы-сотность), в совокупности с автономной работой 10-ти пальцев позволяют сформировать то, что не может быть развито через голос: упорядочить природную способность человека к многоплановости мышления в условиях скоростного режима [20, с. 27 - 30].
Преимуществами новой технологии также являются усовершенствованная система музыкального языка и музыкальной письменности (по сравнению с традиционной, требующей большой трудоёмкости для освоения). Отдельные элементы музыкального языка выводятся путём интертекстуального анализа [там же, с. 82, 89], но непосредственно в процессе музицирования, вписываясь в контекст произведения (при интерпретации) или подвергаясь креативному воздействию (при импровизации).
В разработанной технологии обновлены теоретические принципы изучения главных категорий музыки (ритма, лада, мелодии, гармонии), на основе обращения к традициям квадри-виума. К логическим характеристикам (на которые реагирует в основном левое полушарие) подсоединены наглядные (еще А. Онеггер высказывался о музыке, как о геометрии, движущейся во времени) геометрические образы (на которые реагирует в основном правое полушарие). Базой для изучения этих категорий в совокупности с музыкальной письменностью становится природное стремление человека к играм (настольным, спортивным, аналоговым и цифровым), требующим геометрической структурированности игрового поля [там же, с. 79]. Сама структурированность, в свою очередь, опирается на ряд эстетических признаков (тождества, симметрии, пропорции), в широком плане характеризующих проявление Гармонии как символа прекрасного. У человека, осваивающего музыкальный язык, должно возникнуть ощущение сопричастности к созданию художественно-эстетического шедевра, которым фактически является каждый изучаемый элемент музыки, что в конечном итоге должно являться целью этой учебной дисциплины.
Важным компонентом описываемой технологии является игра в ансамбле, отвечающая возможностям применять на занятиях музыкой групповые формы обучения. Ансамблевое музицирование имеет высокий развивающий потенциал. Оно воздействует на все стороны психики посредством развития эмоциональной сферы. Совместное творчество в ансамбле благоприятно способствует формированию продуктивных стилей общения, в частности демократическому и интегративному, смягчению кризисных состояний. Оно создаёт условия для развития
таких социально-психологических качеств человека, как умение работать в группе, согласовывать свои действия с партнёрами на основе невербального контакта, нести ответственность за эстетическую характеристику каждого момента процесса и конечного результата.
Разработанная технология делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, независимо от возраста, социального положения и степени музыкальной одаренности.
Данные преимущества позволяют ввести в общеобразовательную школу музыкальное образование с использованием МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме занятия, что обусловливает проведение занятий на высоком предпрофессиональном уровне [27; 28; 29].
В совокупности с развивающимися электронными, дистанционными и открытыми формами образования возникает реальная возможность перейти к новой образовательной парадигме, основанной на личностно-ориентированном направлении в обучении музыке, опирающейся на лучшие многовековые традиции музыкальной педагогики и лучшие образцы классической и современной музыки. Содержание системы обучения, ориентированное на деятельностное освоение искусства, предполагает установку на самовыражение ребёнка как слушателя, исполнителя и композитора; на формирование практических умений и навыков владения музыкальным языком и музыкальной письменностью.
Общее (базовое) музыкальное образование признается единым для музыкантов и адресатов музыки по аналогии с образованием в области других дисциплин. С помощью общего музыкального образования возникают возможности расширения образовательной сферы в целом и формирования позитивных качеств личности. К ним относятся следующие:
- объёмность мышления, сочетающаяся с гармоничным развитием обоих полушарий - задействованы сильные стороны каждого полушария, что позволяет достичь максимальной скорости и точности мышления, а его возникающая на этой основе его системность способствует процессу синкретизации знаний;
- креативность - элементы музыкального языка трактуются как самостоятельно значимые художественно-эстетические ценности и осваиваются в креативных действиях на структурированном игровом поле клавиатуры - своеобразном аналоге уже освоенного человеком пространства настольных и спортивных игр. Тем самым когнитивный путь к знаниям в системе образования на основе конвергентности мышления дополняется деятельностью преимущественно продуктивного и креативного характера, развивая в т. ч. и дивергентность мышления (способность к преобразованиям);
- умение работать в команде - обучение музыке через совместную коллективную деятельность в ансамбле благоприятно способствует развитию продуктивных стилей общения, формируя чувство ответственности за ситуацию с позиций участника процесса, а также смягчению кризисных состояний;
- интеграция - разработаны принципы двухсторонней связи музыкальной деятельности и близких к ней по психологическим параметрам немузыкальных видов деятельности (Н.А. Бергер), что обеспечивает возможность использования как врождённых, так и приобретённых способностей в обоих направлениях. Благодаря именно музыке более эффективно (и интенсивно) начинает развиваться интеллект и способности человека в других областях деятельности. Намечается корреляция в направлении интердисциплинарной перспективы познания, апеллирующей к разным векторам: с одной стороны, к музыкальной (и общей) психологии и педагогике, музыкальному и общему образованию, с другой - к точным наукам и истории культуры в целом. Так вырисовывается новая парадигма музыкальной образовательной вертикали и горизонтали, позволяющая упорядочить и гармонизовать включенность музыки в жизненный и социальный контекст через общую систему гуманитарных и естественных знаний, расширяя сферу коммуникативности самого музыкального искусства.
Многое в этом направлении уже основательно наработано отечественными учёными. Выделим, в частности, вопрос о необходимости разработки адекватных методик и способов формиро-
вания информационной компетентности будущего педагога-музыканта, которая сегодня, при активном внедрении современных информационных технологий и МКТ, получила действенное и качественно новое развитие, определила многое в процессе развития музыкальной науки в целом. Подготовлен ряд учебных дисциплин, направленных на формирование представлений современного музыканта об МКТ и в целом об информационных технологиях в музыке [30; 31; 32; 33].
Сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена создана комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании». Опираясь на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные МКТ, она не только развивает музыкальное и информационно-технологическое образование, но и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации музыкального образования в целом. Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Кроме того, их существование - это фундамент для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на ЭМИ и др.), так и разработчиков компьютерных музыкальных систем [34; 35; 36].
По проведённым нами исследованиям дети, которые обучались по разработанным программам в общеобразовательной школе, имеют более высокие результаты обучения по математике, русскому языку и другим дисциплинам («Школа радости» в г. Апатиты и др.) [2].
МКТ для системы инклюзивного образования [37], являющегося частью комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», были апробированы в Санкт-Петербурге в Интернате № 1 для слабовидящих детей, ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов», Санкт-Петербургской музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей (филиале Охтинского Центра Эстетического Воспитания в школе им. К.К. Грота). Для музыкального образования и реабилитации обучаемых с ограниченными возможностями с использованием МКТ были созданы все необходимые условия, позволившие и ученикам школы № 33 (для слабослышащих детей) также получать музыкальное образование. В настоящее время музыкально-ритмические занятия с использованием МКТ введены в учебный план занятий учреждения.
Разработанные комплексы основываются на новых методах преподавания музыкальной культуры и учитывают новые формы бытования музыки. В то же время, их использование предполагает активное использование информационных технологий: Интернет-ресурсы в силу доступности являются в настоящее время самым мощным фактором, с помощью которого можно формировать сознание общества и воздействовать тем или иным образом на личностные качества отдельного члена этого общества.
За прошедшие 10 лет была организована и проведена широкомасштабная апробация различных слагаемых этой системы, в том числе с участием НФПК. Комплексная инновационная образовательная система апробирована в пилотных регионах России. Элементы системы были продемонстрированы на церемонии открытия Года Учителя (январь 2010 г.) в РГПУ им. А.И. Герцена: http://www.kremlin.ru/news/6681; http://www.vesti.ru/ videos?vid=256176
Обучение по разработанным программам может быть как основным, так и дополнительным. В УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработаны программы подготовки бакалавров по профилю «Музыкально-компьютерные технологии» и магистров образования по магистерской программе «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», а также программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» для преподавателей ДМШ / ДШИ и учителей музыки общеобразовательных школ.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве. Региональная информатика: материалы XII Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2010: 232 - 233.
2. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.
3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование -2011: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Под редакцией С.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции 29-31 октября 2014, Санкт-Петербург: СПОИСУ, 2014: 320 - 322.
6. Горбунова И.Б. Эстетика: информационный подход Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 2: 86 - 90.
7. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: монография. Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2006.
8. Горбунова И.Б., С.В. Чибирёв. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
9. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013, 4 (75): 16 - 24.
10. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014, 168: 84 - 93.
11. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015, 12: 411 - 415.
12. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015, 22: 125 - 131.
13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.
14. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
15. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда. Universum: Вестник Герценов-ского университета. 2007; 1: 47 - 51.
17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: материалы VII Международной научно-практической конференции. 2013: 7 - 12.
18. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта. Проблемы музыкальной науки. 2014; 3 (16): 5 - 10.
19. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Индивидуальный образовательный маршрут школьника и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015, 21: 132 - 136.
20. Бергер Н.А. Человек и музыка в XXI веке. Предпосылки обновления образовательной парадигмы: монография. Санкт-Петербург, 2010.
21. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). Санкт-Петербург: Каро, 2004.
22. Грубер Р. Всеобщая история музыки. Издание 3-е. Москва, 1965.
23. Онеггер А. О музыкальном искусстве. Ленинград, 1985.
24. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в Школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10 (2): 22 - 34.
25. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Ленинград, 1970.
26. Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Не имея аналога в прошлом. Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования: материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Главный редактор М.Л. Космовская. Ответственный редакторы В.А. Лаптева, Л.А. Ходыревская, Курск, 2013: 15 - 18.
27. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: монография. Санкт-Петербург: «СМИО Пресс», 2007.
28. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
29. Белов Г.Г. , Горбунова И.Б., А.В. Горельченко. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования. Санкт-Петербург: «СМИО Пресс», 2006.
30. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Архитектоника музыкального звука: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009; Т. 1.
31. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке. Музыкальные синтезаторы: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010; Т. 2.
32. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Музыкальный компьютер: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011; Т. 3.
33. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Музыка, математика, информатика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013; Т. 4.
34. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; 1 (12): 272 - 276.
35. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка: Компьютерное музыкальное творчество: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013; Т. 1.
36. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество: теория и практика. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.
37. Воронов, А.М. Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013, 5 (76): 240 - 246.
References
1. Gorbunova I.B. 'Era informacionnyh tehnologij v muzykal'no-tvorcheskom prostranstve. Regional'naya informatika: materialy HII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2010: 232 - 233.
2. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka vshkole. 2010; 4: 11 - 14.
3. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Pod redakciej S.V. Klyagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii 29-31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320 - 322.
6. Gorbunova I.B. 'Estetika: informacionnyj podhod Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86 - 90.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjzvuk: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «SOYuZ», 2006.
8. Gorbunova I.B., S.V. Chibirev. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: k probleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
9. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013, 4 (75): 16 - 24.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2014, 168: 84 - 93.
11. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 12: 411 - 415.
12. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 22: 125 - 131.
13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.
14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
15. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
16. Gorbunova I.B. -Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2007; 1: 47 - 51.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013: 7 - 12.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta. Problemy muzykal'noj nauki. 2014; 3 (16): 5 - 10.
19. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut shkol'nika i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 21: 132 - 136.
20. Berger N.A. Chelovek i muzyka vXXI veke. Predposylki obnovleniya obrazovatel'nojparadigmy: monografiya. Sankt-Peterburg, 2010.
21. Berger N.A. Sovremennaya koncepciya i metodika obucheniya muzyke (Golos not). Sankt-Peterburg: Karo, 2004.
22. Gruber R. Vseobschaya istoriya muzyki. Izdanie 3-e. Moskva, 1965.
23. Onegger A. O muzykal'nom iskusstve. Leningrad, 1985.
24. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10 (2): 22 - 34.
25. Ostrovskij A.L. Metodika teoriimuzykiisol'fedzhio. Leningrad, 1970.
26. Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Ne imeya analoga v proshlom. Muzyka v provincii: tradicii bytovaniya i perspektivy hudozhestvennogo obrazovaniya: materialy vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. Glavnyj redaktor M.L. Kosmovskaya. Otvetstvennyj redaktory V.A. Lapteva, L.A. Hodyrevskaya, Kursk, 2013: 15 - 18.
27. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjkomp'yuten monografiya. Sankt-Peterburg: «sMiO Press», 2007.
28. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter v detskoj muzykal'noj shkole: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2003.
29. Belov G.G. , Gorbunova I.B., A.V. Gorel'chenko. Muzykal'nyj komp'yuter (novyj instrument muzykanta): uchebnoe posobie dlya 10-11 klassov obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPK - Nacional'nym fondom podgotovki kadrov i Ministerstvom obrazovaniya. Sankt-Peterburg: «SMIO Press», 2006.
30. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009; T. 1.
31. Gorbunova, I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Muzykal'nye sintezatory: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2010; T. 2.
32. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011; T. 3.
33. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii vmuzyke. Muzyka, matematika, informatika: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013; T. 4.
34. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; 1 (12): 272 - 276.
35. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka: Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013; T. 1.
36. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: teoriya ipraktika. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.
37. Voronov, A.M. Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013, 5 (76): 240 - 246.
Статья поступила в редакцию 25.11.15
УДК 371.4
Desyatov K.A., postgraduate, Saint Tikhon's Orthodox Humanities University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE SYSTEM OF EDUCATION IN ITALIAN CATHOLIC SCHOOLS. The work studies pedagogy, based on reasoning of the observation made on the system of education of a number of modern Catholics schools in Italy. The author focuses on the belonging of private Italian catholic schools to social and religious currents. This feature means that in these Italian schools the educational methods are based on views of their founders. Characteristics of the educational potential of Catholic schools have been analyzed on the grounds of concrete examples, while the correlation of components of educational systems was visualized. The author makes a conclusion about similarities and differences of forming the education system in schools, which belong to variety currents. As the result of the analysis, the author believes that education in the modern schools in Italy corresponds with that principle of cultural conformity, which is inherent in Orthodox pedagogical culture.
Key words: Catholic schools, education, system of education, educational potential.
К.А. Десятое, аспирант каф. педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, г. Москва, E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В КАТОЛИЧЕСКИХ ШКОЛАХ ИТАЛИИ
Статья посвящена педагогическому осмыслению проведенного наблюдения над системой воспитания ряда современных католических школ Италии. Внимание автора обращено на принадлежность частных католических школ Италии к различного рода общественно-конфессиональным течениям. Эта особенность школ Италии предполагает, что в своих воспитательных