Библиографический список
1. Положение о самостоятельной работе студентов. Чайковский, 2016.
2. Грязнова Е.В., Никулин А.А. Метод проекта в преподавании предмета «Изобразительное искусство»: методические рекомендации для будущих педагогов. Современное образование. 2016; 2: 95 - 102. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article
3. Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов. Available at: https://studref.com/366269/tehnika/ metodicheskie_rekomendatsii_provedeniyu_samostoyatelnoy_raboty_studentov
4. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие. А.В. Меренков, С.В. Кунь-щиков и др. Екатеринбург, 2016.
5. Илькевич Б.В. Проблемы и перспективы развития художественно-промышленного образования. Педагогика. 2012; 6: 80 - 88.
References
1. Polozhenie o samostoyatel'noj rabote studentov. Chajkovskij, 2016.
2. Gryaznova E.V., Nikulin A.A. Metod proekta v prepodavanii predmeta «Izobrazitel'noe iskusstvo»: metodicheskie rekomendacii dlya buduschih pedagogov. Sovremennoe obrazovanie. 2016; 2: 95 - 102. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article
3. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu samostoyatel'noj raboty studentov. Available at: https://studref.com/366269/tehnika/ metodicheskie_rekomendatsii_provedeniyu_samostoyatelnoy_raboty_studentov
4. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii ocenki: uchebno-metodicheskoe posobie. A.V. Merenkov, S.V. Kun'schikov i dr. Ekaterinburg, 2016.
5. Il'kevich B.V. Problemy i perspektivy razvitiya hudozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniya. Pedagogika. 2012; 6: 80 - 88.
Статья поступила в редакцию 15.09.18
УДК 316.347:378
Borodina I.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: i.a.borodina@mail.ru
Konstantinova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: konst40@rambler.ru
Afanasev A.M., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: kkknnn40@mail.ru
THE MULTICULTURAL COMPONENT OF THE MAINTENANCE OF VOCAL EDUCATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE. The article reveals the basics of the multicultural component in the contents of vocal education in the professional training of students of cultural universities. The role and pedagogical potential of vocal music in the formation of multicultural and tolerant personality of students is considered. The specificity of repertoire policy development in the class of solo singing is actualized. The necessary sections of teaching materials containing repertoire works for students are considered for vocal education. The contents of each section is analyzed. Pedagogical expediency of inclusion of various genres in process of formation of ethno-cultural spiritual values, and, at the same time, development of tolerance and ability to interethnic and intercultural communication is proved. The role of the teacher in creation of necessary psychological and pedagogical conditions for training is revealed.
Key words: multicultural component, vocal education, professional training, repertoire, tolerance, interethnic and intercultural communication.
И.А. Бородина, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: i.a.borodina@mail.ru
Н.В. Константинова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: konst40@rambler.ru
А.М. Афанасьев, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: kkknnn40@mail.ru
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ВОКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрывается сущность поликультурного компонента в содержании вокального воспитания в профессиональной подготовке обучающихся вузов культуры. Рассматривается роль и педагогический потенциал вокальной музыки в формировании поликультурной и толерантной личности обучаемых. Актуализируется специфика разработки репертуарной политики в классе сольного пения. Рассматриваются необходимые для вокального воспитания разделы учебно-методических материалов, содержащие репертуарные произведения для обучаемых. Проанализировано содержание каждого раздела. Обоснована педагогическая целесообразность включения различных жанров в процесс формирования этнокультурных духовных ценностей, а, вместе с тем, развития толерантности и способности к межэтническому и межкультурному общению. Раскрывается роль преподавателя в создании необходимых психолого-педагогических условий для обучения.
Ключевые слова: поликультурный компонент, вокальное воспитание, профессиональная подготовка, репертуар, толерантность, межэтническое и межкультурное общение.
Современное поликультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, образцов, норм деятельности, существующих в нашем сообществе, на передачу этого наследия, а также инновационных новообразований молодому поколению. Такое образование ставит целью самобытное культурное развитие и самоопределение обучающихся в условиях диалога и взаимодействия культур. Оно в большей мере выражает и социокультурные цели современного образования: научить жить в сообществе, где переплетающееся множество культурных влияний образует новые сложные культурные конгломераты. Такая необходимость обусловлена объективными социально-культурными условиями существования на территории России представителей различных национальностей, являющихся носителями определённой культуры. Как показывают исследования, иногда наблюдаются случаи неуважительного отношению к культурным различиям среди студен-
тов, конфликты в межличностных отношениях внутри многонациональной студенческой группы, поэтому актуальность данной работы обуславливается тем, что в своей будущей профессиональной деятельности обучающиеся должны быть готовы к решению данных проблем.
Обращение одного народа к музыке другого народа обогащает культуру каждого особенными чертами - как частное обогащает общее. Несмотря на различие в языках, исторических путях развития народов, населяющих Российскую Федерацию, между ними больше общего, чем отличного. Такое понимание сути этничности определяет и место системы вокального воспитания в формировании этнического самосознания и культурной толерантности личности. Здесь необходим акцент на взаимодействие культур, освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование в общем социальном пространстве. Это продиктовано необходимостью формирования поликультурной
личности, позволяющей человеку ориентироваться в многополярном мире, комфортно ощущать себя в многонациональной среде, толерантно воспринимать культурные ценности.
Разнообразные аспекты формирования и развития поликультурной личности отражены в работах российских авторов В.П. Борисенкова [1], Г.Н. Волкова [2], В.И. Матиса [3, 4], М.Ф. Пафовой [5], Н. Шубиной [6] и др. Анализ работ позволяет утверждать, что авторы актуализируют задачу обновления содержания образования, которая затрагивает на сегодняшний день практически все образовательные сферы, включая вокальное направление.
Всё это ставит задачу обновления предметного содержания дисциплин, которая решается через разработку необходимого для формирования и развития поликультурной личности учебно-методического материала. «Критерию поликультурности должны соответствовать учебники и учебные пособия», говорит В.П. Борисеков, - «однако, несмотря на это, - продолжает он, - «современные российские учебники и учебные пособия отставляют желать лучшего, поскольку они не отвечают критериям поликультурности ни на уровне общих и конкретных учебных целей, ни на уровне текстов, заданий и видов деятельности» [1, с. 5]. Как писал В.И. Матис: «этнический компонент образования должен отражаться в принципах отбора и структурирования содержания образовательных программ в целом, так и наборе учебных дисциплин, а также в содержании отдельной учебной дисциплины» [3].
Однако в музыкально-образовательной практике, процесс обновления учебно-методического материала, который является содержательной основой многих дисциплин, проходит довольно медленно. Не хватает методических материалов, в которых были бы отражены поликультурные аспекты образования, в частности, в вокальном воспитании. Репертуар - самый важный стержневой вопрос жизни вокалиста. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творческую активность, постоянно повышает исполнительское мастерство. Великое наследие мировой вокальной культуры даёт возможность черпать материал не только для духовного обогащения, но и для всестороннего интеллектуального развития. Вокальное искусство - наиболее доступный, сильнодействующий, напрямую связанный с эмоциональной сферой человека вид искусства. Пение сопровождает человека с колыбели и является важным средством эстетического воспитания. Пение с детства делает человека богаче духовно, развивает его как личность, и это было известным ещё в древности. История вокального искусства и вокального образования уходит корнями во времена до нашей эры. В Египте, Малой Азии, Древней Греции уже тогда существовало художественное пение. В гимназиях Эллады в основе гуманитарного воспитания лежали музыка, пение и танцы. Всё это перемежалось атлетикой, и было направлено на гармоническое развитие личности молодого человека. Философы ХШ века считали, что не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать (Фома Аквинский). Воспитательной роли музыки большое значение придавали и средневековые мусульманские философы (Аль-Фараби и др.). В частности, Аль-Фараби считал, вокальную музыку наиболее совершенной и превосходной в музыкальном воспитании. По Аль-Фараби, вокальная музыка «усиливает своё эмоционально-психологическое воздействие» на человека» [7, с. 49]. Дело в том, что вокальное произведение, в отличие от инструментального, будучи органически связано со словом, несёт в себе конкретно-смысловое содержание, вследствие чего, значительно возрастают его воспитательные возможности. Знакомство с вокальной музыкой разных стран, эпох, многообразием стилей и жанров, представляется особенно значимым и необходимым в осуществлении поликультурной ориентации вокального образования обучающихся. Именно в вокальной музыке заложен огромный воспитательный потенциал, поскольку вокальная музыка всегда ярко программна, содержание ее раскрывается через слово (поэтический текст), музыкальную интонацию и мелодию. А поэтому идейно-эмоциональная сущность содержания вокальной музыки как бы «удваивается». Синтез музыки и поэзии усиливает эмоциональное восприятие вокального сочинения. Музыка и поэтическое слово взаимодополняют друг друга, поднимая вокальное произведение до высот человеческого духа. Из этого следует, что занятия пением являются прекрасным средством для решения многих педагогических задач и, в частности, интересующей нас проблематики формирования поликультурной личности, то есть личности, сочетающей в себе системные знания в области национальной культуры, гармоничное
национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, а, вместе с тем, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному общению. При этом надо учитывать, что вокальный материал, лежащий в основе вокальных занятий, имеет определяющее значение в решении всех основных задач учебно-воспитательного процесса. Вот почему с такой тщательностью должна продумываться преподавателем вокала репертуарная политика. Разработка и апробация поликультурного компонента в содержании вокального воспитания осуществляется в условиях реального музыкально-педагогического процесса вузов культуры. В процессе обучения происходит овладение не только словесным и музыкальным текстами, но и развиваются интеллектуально, разносторонне, осуществляется аналитическая работа над произведением. Однако среди современных сборников, предназначенных для вокального обучения, нет единого подбора произведений, учитывающего в полной мере поликультурный аспект; в этом отношении репертуар недостаточно разнообразен, не всегда учитывает индивидуальные и этнические особенности обучаемых. Эти факторы в целом влияют отрицательно на результативность поликультурного воспитания в процессе обучения вокалу.
Одним из примеров практического внедрения поликультурного компонента может служить планирование репертуара в классе сольного пения. Репертуар должен быть представлен разнообразный с учётом голосовых возможностей обучающихся, удобной тесситурой, ограниченным диапазоном и умеренной динамикой, что в полной мере соответствует основным принципам вокального обучения. Важной составной частью репертуара становится старинная музыка таких композиторов как Д. Скарлатти, О. Дуран, Дж. Сарре, Дж. Перголези и др.
Она отличается лаконичностью форм, изящностью музыкального языка, красотой мелодических линий. Старинная музыка удобна для решения вокально-технических задач, доступна для начинающих исполнителей, написана в удобной тесситуре, в диапазоне, не превышающем полутора октав, требует чёткого благородного произношения текста, способствует выработке правильного звукообразования.
Далее рекомендуется изучение романсов русских и западноевропейских композиторов-классиков, дифференцированных по степени сложности. Это музыка П. Булахова, А. Гурилёва, А. Даргомыжского, М. Глинки, А. Алябьева, М. Балакирева, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, Й. Брамса и др.
Произведения, рекомендуемые для изучения, исполняются обучающимися на языке оригинала. Обязательно необходимо включать в репертуар арии из опер В. Моцарта, А. Даргомыжского, М. Глинки, приобщая тем самым обучающихся к огромному и богатейшему пласту мирового оперного наследия. Следующим разделом содержания вокального воспитания должна стать народная музыка. Песенные образцы народной национальной музыки открывают особенности музыкальных культур и традиций разных народов и обогащают познаниями в этнографической области. В контексте нашей работы, обращение к национальному фольклору представляется нам особенно важным, так как его изучение помогает углубленному пониманию своей национальной культуры, что является важной предпосылкой для формирования национального сознания. Развитию таких важных аспектов поликультурного образования, как развитие национального самосознания, изучение культур разных народов, а, вместе с тем, воспитание толерантности и культуры межнационального общения, поможет, на наш взгляд, такой музыкальный материал, который включал бы в себя такой богатый источник, как музыкальное наследие разных народов. Фольклорное наследие любого народа - это уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем в концентрированной форме выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, опыт целого народа. Песни, созданные многими поколениями, учили молодежь нравственности, формировали эстетические вкусы. По мнению Г. Н. Волкова, роль народных песен в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима, причем дело не только в красоте поэтических слов и красивых мелодиях, которые сами по себе оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в памяти, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. «Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру», - пишет Г.Н. Волков [2, с. 89]. Обращение к национальному фольклору представляется нам особенно важным,
так как его изучение помогает углубленному пониманию своей национальной культуры, что является важной предпосылкой для формирования национального сознания. Наряду с этим изучение других культур, через знания своих национальных особенностей, формирует такие качества личности, как уважение к другим культурам, толерантность, а это, в свою очередь поможет межнациональному общению. Известный венгерский композитор, фольклорист, педагог и просветитель Золтан Кодай отмечал: «...следует сначала понять и освоить своё национальное наследие, чтобы затем понять и интернациональное» [8, с. 29].
Деятельность педагога-вокалиста в классе сольного пения многопланова и развивается в нескольких направлениях: это развитие голосового аппарата, обучение технике певческого звукообразования, воспитание художественного вкуса, обучение исполнительскому мастерству. Пение это не только сложный психофизический, но и эмоционально-образный, творческий процесс.
Библиографический список
Важным фактором воспитания музыкального вкуса, развитием индивидуальной культуры личности обучающихся становится предметное содержание его деятельности в классе сольного пения, которое должно выстраиваться в поликультурной ориентации обучения и воспитания обучающихся как вокалистов. Однако вокальная работа с обучающимися различных этносов и культур имеет специфику, определяемую главным образом не только наличием у обучаемых различных вокальных данных, но и различных установок, интересов, приоритетов и ценностей. Перед педагогом встает проблема обеспечения комплексного вокального обучения и воспитания.
Таким образом, поликультурный компонент является необходимой составляющей содержания вокального воспитания. Ориентация вокального обучения на лучшие образцы западноевропейской и русской классики, а также народно-песенной культуры, обеспечивает формирование духовной, гармонически развитой личности обучающихся.
1. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. Педагогика: научно-теоретический журнал. 2004; 1: 3 - 10.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. Этнопедагогика. 2005; 2: 3 - 9.
3. Матис В.И. Этнопедагогические и этнопсихологические особенности обучения при формировании межкультурной компетенции. Этнопедагогика в системе образования. 2006; 1: 20 - 26.
4. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: уч. для студ. вузов. Барнаул: БГПУ, 2003.
5. Пафова М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования. Педагогика. 2005; 9: 72 - 79.
6. Шубина Н. Воспитание поликультурной личности. Воспитание школьников. 2007; 3: 7 - 15.
7. Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби. Алма-Ата: Мектеп, 1989.
8. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Москва: Просвещение, 1987.
References
1. Borisenkov V.P. Vyzovy sovremennoj 'epohi i prioritetnye zadachi pedagogicheskoj nauki. Pedagogika: nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2004; 1: 3 - 10.
2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika kak pedagogika nacional'noj shkoly i sem'i. 'Etnopedagogika. 2005; 2: 3 - 9.
3. Matis V.I. 'Etnopedagogicheskie i 'etnopsihologicheskie osobennosti obucheniya pri formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii. 'Etnopedagogika vsisteme obrazovaniya. 2006; 1: 20 - 26.
4. Matis V.I. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya: uch. dlya stud. vuzov. Barnaul: BGPU, 2003.
5. Pafova M.F. Territorial'nye programmy razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya. Pedagogika. 2005; 9: 72 - 79.
6. Shubina N. Vospitanie polikul'turnoj lichnosti. Vospitanie Shkolnikov. 2007; 3: 7 - 15.
7. Kubesov A. Pedagogicheskoe nasledie Al'-Farabi. Alma-Ata: Mektep, 1989.
8. Menabeni A.G. Metodika obucheniya sol'nomu peniyu. Moskva: Prosveschenie, 1987.
Статья поступила в редакцию 27.09.18
УДК 378
Likhacheva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),
E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
Shilovich O.B., senior teacher, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
TO THE QUESTION OF DIAGNOSIS OF COMPETENCES IN THE HUMANITARIAN SEGMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY. Educational process is very important in the modern stage of a society's development. Its quality must have a proper level on all academic stages. To estimate this quality and to improve it in the future there must be a good diagnosis, without which it is impossible to achieve the goals as well as to rule the educational process in the right way. While teaching the humanitarian component in technical universities the diagnosis exactly defines educational results, i.e. the real knowledge of students, the level of their general knowledge improvement, as well as the degree of instruction solving problems. Competence diagnosis in the humanitarian sphere includes control, check, estimation, forecast, dynamics and trends in education definition. The article deals with the control and its types for a foreign language in a technical university.
Key words: diagnosis, control, dynamics, key competences, humanitarian component, forecast, academic process.
О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,
E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
О.Б. Шилович, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,
E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ГУМАНИТАРНОМ СЕГМЕНТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Качество академического процесса очень важно на современном этапе развития образования. Для его оценки и последующего повышения важна диагностика, без которой невозможно достижение поставленных целей, а также эффективное управление дидактическим процессом. При обучении гуманитарному компоненту, в частности иностранному языку, в техническом вузе диагностика точно определяет результаты процесса обучения, т. е. фактические знания студентов, уровень повышения их общеобразовательных знаний, а также степень решения воспитательных задач. Диагностика компетенций в сфере гуманитарного сектора включает контроль, проверку, оценивание, прогнозирование, выявление динамики, тенденций процесса обучения. В данной статье рассматриваются виды контроля применительно к иностранному языку в неязыковом вузе.
Ключевые слова: диагностика, контроль, динамика, ключевые компетенции, гуманитарный компонент, прогнозирование, образовательный процесс.