Научная статья на тему 'Подходы к организации самостоятельной работы у студентов колледжа отделения дизайна'

Подходы к организации самостоятельной работы у студентов колледжа отделения дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KEY WORD: COLLEGE STUDENTS / INDEPENDENT WORK / DESIGN / PRODUCTION WORKSHOPS / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИЗАЙН / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Б. В., Никулин А. А.

В статье рассмотрены подходы к организации самостоятельной работы у студентов колледжа отделения дизайна. Авторами показана роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих дизайнеров, выявлены затруднения студентов в процессе выполнения самостоятельной работы. В статье определены основные этапы выполнения самостоятельной работы и основные условиях её эффективной организации. Среди основных условий наличие материально-технической базы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов; наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу студентов; наличие необходимого фонда методических рекомендаций по выполнению различных видов самостоятельной работы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF COLLEGE STUDENTS OF DESIGN DEPARTMENT

The article deals with approaches to organization of independent work of college students of Design Department. The authors show the role of independent work in the professional training of future designers, identify difficulties of students in the process of independent work. The article defines the main stages of independent work and the basic conditions of its effective organization. Among the main conditions there are the availability of material and technical base necessary for the organization of independent work of students; availability of facilities for specific tasks included in the independent work of students; availability of the necessary fund of guidelines for the use of various types of independent work, etc

Текст научной работы на тему «Подходы к организации самостоятельной работы у студентов колледжа отделения дизайна»

жения к людям и понимания их независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и веры. Воспитание детей, на наш взгляд, в этот период с позиций национальных и духовно-нравственных ценностей позволит им в дальнейшем избежать отчуждения от национальных и отечественных идеалов, предотвратить межнациональные конфликты.

Опыт автора и анализ литературы по проблеме исследования, позволили выделить основные направления формирования национального самосознания у младших школьников, это:

- расширение кругозора учащихся знаниями о родном крае, о людях разных национальностей, проживающих рядом;

- развитие потребности учащихся к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

- организация общественно полезного труда младших школьников, который позволит накопить опыт бережного отношения к окружающему миру.

Знакомство с культурой русского и других народов, проживающих в Северной Осетии, начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду учащиеся начинают узнавать о жизни и быте, обычаях нашего и других народов. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, бе-

Библиографический список

седы о прочитанном, рассказы учителя и его объяснения, ответы на вопросы детей развивают у них интерес к культуре русского народа, а также к культуре народов, проживающих в Осетии. Эффективным методическим приёмом формирования национального самосознания младших школьников является оформление уголков рисунками учащихся, посвященные культуре, традициям, обычаям конкретного народа.

Большое влияние на младших школьников оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. Любовь к родному краю воспитывается при ознакомлении учащихся с его достопримечательностями - красивыми местами, памятниками культуры, окрестными лесами. Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Знакомя с национальной одеждой - необходимо содействовать развитию познавательных и интеллектуальных возможностей учащихся, познанию многонациональной культуры края.

1. Левитская Н.А. Формирование национального самосознания студентов в образовательном процессе колледжа культуры и искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2008.

2. Албакова Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. Минск, 2004: 218 - 244.

3. Кириченко С.Н. Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: РГБ, 2003.

References

1. Levitskaya N.A. Formirovanie nacional'nogo samosoznaniya studentov v obrazovatel'nom processe kolledzha kul'tury i iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2008.

2. Albakova F. Sovremennye problemy nacional'no-'etnicheskogo soznaniya na Severnom Kavkaze. 'Etnopsihologicheskie problemy vchera i segodnya: hrestomatiya. Sost. K.V. Sel'chenok. Minsk, 2004: 218 - 244.

3. Kirichenko S.N. Vospitanie nacional'nogo samosoznaniya podrostkov v obscheobrazovatel'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: RGB, 2003.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 378

Ilkevich B.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast,

Russia), E-mail: [email protected]

Nikulin A.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast,

Russia), E-mail: [email protected]

APPROACHES TO ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF COLLEGE STUDENTS OF DESIGN DEPARTMENT. The

article deals with approaches to organization of independent work of college students of Design Department. The authors show the role of independent work in the professional training of future designers, identify difficulties of students in the process of independent work. The article defines the main stages of independent work and the basic conditions of its effective organization. Among the main conditions there are the availability of material and technical base necessary for the organization of independent work of students; availability of facilities for specific tasks included in the independent work of students; availability of the necessary fund of guidelines for the use of various types of independent work, etc.

Key word: college students, independent work, design, production workshops.

Б.В. Илькевич, д-р пед. наук, проф., ректор, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

Московская область, пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

А.А. Никулин, аспирант каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

Московская область, пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ОТДЕЛЕНИЯ ДИЗАЙНА

В статье рассмотрены подходы к организации самостоятельной работы у студентов колледжа отделения дизайна. Авторами показана роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих дизайнеров, выявлены затруднения студентов в процессе выполнения самостоятельной работы. В статье определены основные этапы выполнения самостоятельной работы и основные условиях её эффективной организации. Среди основных условий - наличие материально-технической базы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов; наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу студентов; наличие необходимого фонда методических рекомендаций по выполнению различных видов самостоятельной работы и др.

Ключевые слова: студенты колледжа, самостоятельная работа, дизайн, производственные мастерские.

Самостоятельная работа очень важна в становлении студента как профессионала. Ведь если сравнивать учеников школы 11 класса и студента 2 курса колледжа, то эти обучающиеся одного возраста, но достаточно сильно расходящиеся в профессиональной заинтересованности. Вот почему, например, среднее специальное образование отличается от общего образования более высокой степенью мотивации и самообразования. Мы уверены, что основной функцией педагога колледжа является помощь в организации познавательной деятельности студента, стимулирования его мотивации к образованию и получению различными способами информации, что в дальнейшем приведет к самостоятельному осуществлению познания. Таким образом, нужно отметить, что самостоятельная работа способствует развитию общих и профессиональных компетенций будущего специалиста, она играет существенную роль в структуре развития личности.

На отделении дизайна колледжа ГГУ проблемы обучения самостоятельной работе студентов изучаются и решаются в учебно-воспитательном процессе. Для этого создан целый комплекс педагогических мероприятий. Студенты принимают активное действие в данной программе, повышая свой уровень активности и заинтересованности в образовании.

В процессе формирования профессиональных компетенций студентам отделения дизайна можно предложить следующие виды самостоятельной работы:

- выполнение упражнений по образцу;

- выполнение схем и чертежей;

- выполнение расчетно-графических работ;

- решение ситуационных (профессиональных) задач;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности в сфере дизайна;

- проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме (например, по истории дизайна, по сущности и содержанию отдельных отечественных и зарубежных течений в сфере дизайна и т.д.);

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- экспериментально-конструкторская работа (по созданию отдельных дизайнерских проектов) и др. [1]

При этом виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины / профессионального модуля, индивидуальные особенности студента.

В 2017 году на отделении дизайна проводилось анкетирование студентов-дизайнеров первых и вторых курсов.

В опросе участвовало 36 студентов-дизайнеров, результаты оказались следующими:

- 57% отметили недостаточное методическое оснащение при организации самостоятельной деятельности;

- 73% признали большие трудности с тайм-менеджментом;

- 34% подтвердило сложности в процессе выполнения самостоятельных заданий [2].

Данное анкетирование выявило проблемы несформирован-ности психологических навыков, профессиональных умений к самостоятельной работе у первокурсников колледжа ГГУ. Результаты анкетирования позволили наметить пути совершенствования формирования навыков самостоятельной работы на отделении дизайна путем разработки программы учебной дисциплины «Методика самостоятельной работы», основанной на интеграции изучаемых дисциплин, с возможностью её реализации с первого курса обучения, а также разработаны методические рекомендации для преподавателей. Проблема формирования навыков самостоятельной работы студентов-дизайнеров станет предметом нашего дальнейшего исследования.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов - значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов предусматривает:

- Собеседование по результатам выполненной СРС и контроль;

- Консультация преподавателей;

- Анализ, рецензирование, оценка, коррективы проектов, выполненных в рамках СРС;

- Дискуссия на темы, выделенные в СКР;

- Подведение итогов и т. д.

Этапы и приемы СРС:

1. поиск информации на заданную тему из различных источников, в том числе из Интернета;

2. теоретический анализ подобранного материала, выделение главного, составление логики исследования;

3. составление теоретического обзора на основе материала;

4. подготовка слайдов и презентаций на основе подготовленного теоретического обзора;

5. составление, при необходимости, логических схем, таблиц на основе полученного теоретического обзора [3].

Как показывает практика, преподавателям нужно придерживаться следующих рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов:

1. Не перегружать студентов творческими заданиями.

2. Давать студентам чёткий и полный инструктаж:

- цель задания;

- условия выполнения;

- объем;

- сроки;

- образец оформления.

3. Осуществлять текущий контроль и учет выполнения самостоятельной работы.

4. Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

5. разработать систему поощрения (вплоть до «автомата») за особо творчески выполненное исследование, имеющее дидактическую или научную ценность.

В целом, самостоятельная работа в рамках образовательного процесса в колледже решает следующие дидактические и развивающие задачи:

- закрепление компетенций, сформированных студентами во время аудиторных и внеаудиторных занятий;

- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам;

- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной теоретической, практической и учебно-исследовательской деятельности.

Для реализации задач самостоятельной работы студентов и её осуществления необходим ряд условий:

- наличие материально-технической базы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

- наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу студентов;

- наличие необходимого фонда методических рекомендаций по выполнению различных видов самостоятельной работы, необходимых материалов и возможности работы с ними в аудиторное и внеаудиторное время;

- связь самостоятельной работы со спецификой будущей профессиональной деятельности - в частности, для дизайнеров особенно важно выполнять дизайнерские проекты, востребованные в регионе и учитывающие его традиции;

- сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоятельной работы студентов, текущий и конечный контроль её результатов [4].

В колледже Гжельского государственного университета многие виды самостоятельной работы могут осуществляться на базе Учебно-производственных мастерских (УПМ). Учебно-производственные мастерские (УПМ) представляют собой самостоятельное структурное подразделение ГГУ, целью деятельности которого является обеспечение качественной профессиональной подготовки обучающихся университета и колледжа, приобретение ими навыков и умений, соответствующих требованиям государственных образовательных стандартов. Мастерские оборудованы всем необходимым для подготовки специалистов профилей художественно - промыслового направления [5] .

Таким образом, хотелось бы особо подчеркнуть, что без эффективно организованной самостоятельной работы невозможно подготовить современного специалиста с учётом предъявляемых к нему требованиям. В этой связи владение технологией организации самостоятельной работы - важный компонент профессиональной культуры будущего специалиста. Особенно это важно в сфере дизайна, так как данная профессия предполагает творческий характер выполняемой деятельности, реализовать которую без навыков самостоятельной работы практически невозможно.

Библиографический список

1. Положение о самостоятельной работе студентов. Чайковский, 2016.

2. Грязнова Е.В., Никулин А.А. Метод проекта в преподавании предмета «Изобразительное искусство»: методические рекомендации для будущих педагогов. Современное образование. 2016; 2: 95 - 102. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article

3. Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов. Available at: https://studref.com/366269/tehnika/ metodicheskie_rekomendatsii_provedeniyu_samostoyatelnoy_raboty_studentov

4. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие. А.В. Меренков, С.В. Кунь-щиков и др. Екатеринбург, 2016.

5. Илькевич Б.В. Проблемы и перспективы развития художественно-промышленного образования. Педагогика. 2012; 6: 80 - 88.

References

1. Polozhenie o samostoyatel'noj rabote studentov. Chajkovskij, 2016.

2. Gryaznova E.V., Nikulin A.A. Metod proekta v prepodavanii predmeta «Izobrazitel'noe iskusstvo»: metodicheskie rekomendacii dlya buduschih pedagogov. Sovremennoe obrazovanie. 2016; 2: 95 - 102. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article

3. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu samostoyatel'noj raboty studentov. Available at: https://studref.com/366269/tehnika/ metodicheskie_rekomendatsii_provedeniyu_samostoyatelnoy_raboty_studentov

4. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii ocenki: uchebno-metodicheskoe posobie. A.V. Merenkov, S.V. Kun'schikov i dr. Ekaterinburg, 2016.

5. Il'kevich B.V. Problemy i perspektivy razvitiya hudozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniya. Pedagogika. 2012; 6: 80 - 88.

Статья поступила в редакцию 15.09.18

УДК 316.347:378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Borodina I.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Konstantinova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Afanasev A.M., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE MULTICULTURAL COMPONENT OF THE MAINTENANCE OF VOCAL EDUCATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE. The article reveals the basics of the multicultural component in the contents of vocal education in the professional training of students of cultural universities. The role and pedagogical potential of vocal music in the formation of multicultural and tolerant personality of students is considered. The specificity of repertoire policy development in the class of solo singing is actualized. The necessary sections of teaching materials containing repertoire works for students are considered for vocal education. The contents of each section is analyzed. Pedagogical expediency of inclusion of various genres in process of formation of ethno-cultural spiritual values, and, at the same time, development of tolerance and ability to interethnic and intercultural communication is proved. The role of the teacher in creation of necessary psychological and pedagogical conditions for training is revealed.

Key words: multicultural component, vocal education, professional training, repertoire, tolerance, interethnic and intercultural communication.

И.А. Бородина, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Н.В. Константинова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

А.М. Афанасьев, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ВОКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрывается сущность поликультурного компонента в содержании вокального воспитания в профессиональной подготовке обучающихся вузов культуры. Рассматривается роль и педагогический потенциал вокальной музыки в формировании поликультурной и толерантной личности обучаемых. Актуализируется специфика разработки репертуарной политики в классе сольного пения. Рассматриваются необходимые для вокального воспитания разделы учебно-методических материалов, содержащие репертуарные произведения для обучаемых. Проанализировано содержание каждого раздела. Обоснована педагогическая целесообразность включения различных жанров в процесс формирования этнокультурных духовных ценностей, а, вместе с тем, развития толерантности и способности к межэтническому и межкультурному общению. Раскрывается роль преподавателя в создании необходимых психолого-педагогических условий для обучения.

Ключевые слова: поликультурный компонент, вокальное воспитание, профессиональная подготовка, репертуар, толерантность, межэтническое и межкультурное общение.

Современное поликультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, образцов, норм деятельности, существующих в нашем сообществе, на передачу этого наследия, а также инновационных новообразований молодому поколению. Такое образование ставит целью самобытное культурное развитие и самоопределение обучающихся в условиях диалога и взаимодействия культур. Оно в большей мере выражает и социокультурные цели современного образования: научить жить в сообществе, где переплетающееся множество культурных влияний образует новые сложные культурные конгломераты. Такая необходимость обусловлена объективными социально-культурными условиями существования на территории России представителей различных национальностей, являющихся носителями определённой культуры. Как показывают исследования, иногда наблюдаются случаи неуважительного отношению к культурным различиям среди студен-

тов, конфликты в межличностных отношениях внутри многонациональной студенческой группы, поэтому актуальность данной работы обуславливается тем, что в своей будущей профессиональной деятельности обучающиеся должны быть готовы к решению данных проблем.

Обращение одного народа к музыке другого народа обогащает культуру каждого особенными чертами - как частное обогащает общее. Несмотря на различие в языках, исторических путях развития народов, населяющих Российскую Федерацию, между ними больше общего, чем отличного. Такое понимание сути этничности определяет и место системы вокального воспитания в формировании этнического самосознания и культурной толерантности личности. Здесь необходим акцент на взаимодействие культур, освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование в общем социальном пространстве. Это продиктовано необходимостью формирования поликультурной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.