Научная статья на тему 'Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона'

Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION / NATIONAL CONSCIOUSNESS / MULTINATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PRIMARY SCHOOL AGE / REGION / ФОРМИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зембатова Л.Т.

В статье описаны основные проблемы формирования национального самосознания младших школьников в многонациональной образовательной среде. Автор, описывая многонациональный состав Северного Кавказа, и, в частности, состав Республики Северная Осетия-Алания, показывает, что рассмотрение особенностей формирования национального самосознания у представителей, тесно контактирующих этносов в таком регионе, является на сегодняшний день актуальным. Осо бый акцент в статье ставится на учащихся начальной школы, так как именно младший школьный возраст особый период в становлении личности, время формирования гражданской позиции, уважения к людям и понимания их независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и веры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE REGION

The article describes the main problems of formation of national self-awareness of junior schoolchildren in a multinational educational environment. The author describes the multinational composition of the North Caucasus and, in particular, the composition of the Republic of North Ossetia-Alania, shows that consideration of the specifics of the formation of national self-consciousness among representatives, who are in close contact with ethnic groups in this region, is relevant today. Particular emphasis is placed on primary school students, since the junior school age is a special period in the formation of the personality, the time of forming a civic position, respect for people and understanding them regardless of their social origin, nationality, language and faith.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона»

- предмет общения - то, на что направлено волевое усилие взаимодействующих, это своеобразный «посредник» между контактирующими людьми;

- содержание общения - круг проблем, которые затрагивает предмет общения.

Отечественными учеными установлено, что в среднем личность произносит слова только 10-15 минут в день и что каждое предложение звучит не более 2,5 секунды, словесное общение в беседе занимает менее 35% от общего количества, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств коммуникации [1, с. 15]. Вербальные средства взаимодействия в социально-культурной программе применялись как кинетическая (двигательная) система знаков, паралингвистические и экстралингвистические (звуковыразительные и мимические) элементы. В процессе создания и проведения социально-культурной программы влияние субъекта-объекта друг на друга осуществляется через посыл и прием информации в таких формах, как сообщение, убеждение, внушение, пример. Следует отметить, что часто линия практического поведения (кинетика и кинесика) в общении становится главным источником содержания.

Особую роль в социально-культурной программе учреждения культуры играет личный пример. Благодаря своей конкретности, убедительности, яркости личный пример значительнее и доходчивее любого логического построения. Его впечатляющая сила в том, что он одновременно воздействует как на разум, так и на чувства. Форм приема информации можно выделять несколько, по степени воздействия они располагаются в следующем порядке - подражание, заражение и критическое восприятие. Все они свидетельствуют об активной позиции объекта, о том, что посыл (действие) субъекта воспринят, получил определенную оценку объекта и побуждает последнего к ответной реакции (ответному действию: следовать ли чужому опыту, идти ли на сближение или отвергать полученную информацию). Из вышесказанного следует, что общение в рамках социально-культурной программы имеет следующую структуру и включает в себя такие компоненты: посыл информации, прием информации, оценка, задача и ответное действие. Эти компоненты образуют непрерывную цепочку естественного, жизненного поведения личности.

В перцептивно-коммуникативном процессе учреждения культуры поведение личности выступает не только как сложный

Библиографический список

комплекс видов, типов и форм деятельности, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как практическое взаимодействие с людьми в различных структурах социально-культурной сферы.

Наиболее полно и последовательно категория общения рассматривается в работах А.А. Бодалева [2].

А.А. Бодалев вводит понятие «коммуникативное ядро личности», включающее в себя «единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами (телефон, радио, телевидение) контактах индивида с различными людьми и общностями. Это, во-первых, все формы знания (образы восприятия, представления, понятия, образы воображения) о людях и общностях, которыми располагает личность и которые более или менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все переживания, проявляемых в контактах с другими людьми или общностями; в-третьих, все виды вербального и невербального поведения, через которые возникают эти контакты». Коммуникативное ядро личности наиболее ярко проявляется через активность в общении, критериями которой являются: инициативность, интенсивность, широта, глубина, интерес, самостоятельность, осознанность саморегуляции, воля (упорство, настойчивость, целеустремленность), творчество.

В учреждениях культуры коммуникативное ядро личности наиболее ярко проявляется через активность в общении и творческом порыве (особенности последнего могут обусловить трудности в общении). Проявлению активности в общении способствуют такие качества личности, как способность к децентрации, идентификации, эмпатии и рефлексии, которые в процессе общения развиваются и складываются в так называемые «устойчивые симптомо-комплексы», представляющие собой структурные элементы теории сбалансированного равновесия в мотивацион-ном развитии личности в учреждениях культуры.

Итак, функционирование системы мотивационного развития личности в учреждении культуры происходит в тесной взаимосвязи с когнитивными структурами, обеспечивающими познание и мышление, в речевом продукте которого отражаются как текущие впечатления, так и личностная морально-нравственная позиция.

1. Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Москва, 1983. References

1. Piz A. Yazyk telodvizhenij. Novgorod, 1992.

2. Bodalev A.A. Vospriyatie iponimanie cheloveka chelovekom. Moskva, 1983.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 37.03

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Elementary and Preschool Education; Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

THE PROBLEM OF FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE REGION.

The article describes the main problems of formation of national self-awareness of junior schoolchildren in a multinational educational environment. The author describes the multinational composition of the North Caucasus and, in particular, the composition of the Republic of North Ossetia-Alania, shows that consideration of the specifics of the formation of national self-consciousness among representatives, who are in close contact with ethnic groups in this region, is relevant today. Particular emphasis is placed on primary school students, since the junior school age is a special period in the formation of the personality, the time of forming a civic position, respect for people and understanding them regardless of their social origin, nationality, language and faith.

Key words: formation, national consciousness, multinational educational environment, primary school age, region.

Л.Т. Зембатова, д-р пед. наук, доц., проф. каф. начального и дошкольного образования; проф. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: 21lala@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА

В статье описаны основные проблемы формирования национального самосознания младших школьников в многонациональной образовательной среде. Автор, описывая многонациональный состав Северного Кавказа, и, в частности, состав Республики Северная Осетия-Алания, показывает, что рассмотрение особенностей формирования национального самосознания у представителей, тесно контактирующих этносов в таком регионе, является на сегодняшний день актуальным. Осо-

бый акцент в статье ставится на учащихся начальной школы, так как именно младший школьный возраст - особый период в становлении личности, время формирования гражданской позиции, уважения к людям и понимания их независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и веры.

Ключевые слова: формирование, национальное самосознание, многонациональная образовательная среда, младший школьный возраст, регион.

Проблема формирования национального самосознания молодёжи, как этнический парадокс современности, приобрела особую актуальность в XXI веке, когда политика национальной обособленности, искусственной самоизоляции, как и ростки национального превосходства, привели народы к духовному опустошению и нравственным потерям. Как известно, каждая эпоха характеризуется определенными идеями, ценностными ориента-циями, выстраивающими и наполняющими структурные элементы самосознания под воздействием внешних условий, которыми сегодня является интенсификация интеграционных процессов, играющая деструктивную роль в процессе формирования национального самосознания, национальные конфликты и противоречия. Под воздействием глобальной информационной культуры происходит возрождение прежних и возникновение новых иден-тичностей. Личность и общество в целом, попав под давление новых условий, столкнулись с небывалой ранее незащищенностью: от международного терроризма до хакерства, от стандартизации культурных ценностей до распространения различных слухов (о катастрофах, войнах, стихийных бедствиях и т. п.), от обострения этнических противоречий до появления ростков неофашизма [1, с. 247].

Процессы дезориентации личности в сфере социокультурных норм и ценностей, стандартов потребления и стилей жизни общества, распространение состояния душевной усталости и тревоги за личную безопасность усилили у большинства людей протест против унифицирования новых способов и форм бытия.

Россия, как одна из представительниц существующего мира, не осталась в стороне от всего этого. Существенные изменения, происходящие сегодня, имеют свою специфику, связанную как с поляризацией российского общества, так с многонационально-стью его населения. Возникающие то тут, то там, на территории страны межнациональные и межконфессиональные конфликты, бесспорно, сказались на самосознании подрастающего поколения.

Северный Кавказ, представляющий собой многонациональный и многоконфессиональный регион, в котором произошло переплетение национальных, общероссийских и всемирных тенденций, не остался в стороне от существующих проблем.

Республика Северная Осетия-Алания представляет один из 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации, численность населения в котором на 1 января 2017 года составляет 703800 человек. Это достаточно густонаселенный (плотность населения - 107,3 чел./кв.км), один из самых урбанизированных (удельный вес городского населения составляет 64,3%) и многонациональных (в республике проживают представители 95 национальностей) субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

Вот почему рассмотрение особенностей формирования национального самосознания у представителей, тесно контактирующих этносов в таком регионе, является на сегодняшний день актуальным.

Как известно, данный процесс требует своего решения в контексте с многочисленными психологическими, юридическими и методическими проблемами обучения и воспитания личности, так как подразумевает политическую, нравственную и правовую её характеристики, её мировоззренческую позицию.

Традиционная педагогика переживает кризис, связанный с тем, что педагогические концепции системы обучения и воспитания личности не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения. Именно школа может и должна выступить в качестве наиболее действенного средства национально-культурного возрождения, развить у учащихся национальное самосознание.

Анализ литературы показал, что проблема национального самосознания рассматривалась как с позиций философских и исторических, так и этнографических и психологических точек зрения при изучении национальных отношений, национального самосознания, межэтнического восприятия и понимания, формирования национального характера и психологии.

Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, С.Л. Рубенштейн, Б.Д. Эльконин и др. рассматривали самосознание как внутренний стержень лич-

ности, во многом определяющий уровень её развитие. В трудах этих ученых отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ребенка, что помогает нам понять возрастную специфику национального самосознания.

Несмотря на то, что в последнее время появился ряд работ (С.А. Абдоков, А.Б. Багдасарова, М.А. Ибрагимова, С.Ю. Иванова, В.П. Левкович, Л.В. Мин, Т.А. Ратанова, А.А. Шогенов и др.), посвящённых становлению и формированию национального самосознания, проблема остается нерешенной с точки зрения многонационального региона.

Этническое многообразие страны, особенности устройства социальной жизни населения и специфика российского менталитета выдвинули проблему национального самосознания на одну из ведущих позиций. Известно, что при наличии подлинного национального самосознания чувство исторической преемственности, сопереживание не только к настоящему, но и ко всей многовековой истории Отечества, его будущему занимают в нем лидирующие позиции.

«Национальное самосознание является фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство» [2, с. 220].

Именно поэтому «важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса российского общества является формирование в общественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени, и воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, её традициям и обычаям».

В особенно неблагоприятном положении оказались национальные меньшинства: расчлененность этноса и функционирование «малой» культуры в окружении и под влиянием «большой» привели к утрате значительной части ценностей народной культуры, многих видов традиционной духовной деятельности, сузили сферу функционирования национального языка, «привели к исчезновению национальных форм в художественном творчестве, разрушили существующую веками преемственность поколений» [2, с. 126].

Молодёжь этих народов, боясь перспективы культурной ассимиляции - утраты родного языка, традиций и обрядов, незнания национальной литературы, культуры и т.д. - пополняет ряды маргиналов, «ушедших от своей национальной культуры и не освоивших другую культуру» [2, с. 123]. Все это происходит на фоне интенсивно протекающих процессов межэтнической интеграции, реализуемых в результате смешанных браков и воспитания в полиэтнической среде.

Все выше изложенное подтверждает актуальность рассмотрения проблемы этнокультурных объединений автономии в период социального и экономического переустройства общества; вопросов духовного возрождения каждого народа, населяющего территорию России, восстановления нарушенных их социокультурных функций, оздоровление исторических корней культурного процесса в целом. Духовное возрождение предполагает восстановление традиций и обычаев, национальных форм в культуре и искусстве, расширение сферы функционирования языка. Вместе с тем, это борьба за чистоту и порядочность взаимоотношений, взаимное уважение поколений, бережное отношение к природе, ко всему живому. Это борьба за высоту помыслов, столь необходимая в наши дни, когда «обычным стало состояние социальной потерянности и неустойчивости, неуверенности в будущем в результате того, что экономические условия жизни усложняются, традиционные национальные ценности размыты и межнациональные отношения становятся все более натянутыми» [2, с. 146].

В связи с этим в настоящее время возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны, как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития.

Плодотворная работа по формированию национального самосознания должна начинаться уже с начальной школы. Младший школьный возраст - особый период в становлении личности, время формирования гражданской позиции, ува-

жения к людям и понимания их независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и веры. Воспитание детей, на наш взгляд, в этот период с позиций национальных и духовно-нравственных ценностей позволит им в дальнейшем избежать отчуждения от национальных и отечественных идеалов, предотвратить межнациональные конфликты.

Опыт автора и анализ литературы по проблеме исследования, позволили выделить основные направления формирования национального самосознания у младших школьников, это:

- расширение кругозора учащихся знаниями о родном крае, о людях разных национальностей, проживающих рядом;

- развитие потребности учащихся к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

- организация общественно полезного труда младших школьников, который позволит накопить опыт бережного отношения к окружающему миру.

Знакомство с культурой русского и других народов, проживающих в Северной Осетии, начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду учащиеся начинают узнавать о жизни и быте, обычаях нашего и других народов. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, бе-

Библиографический список

седы о прочитанном, рассказы учителя и его объяснения, ответы на вопросы детей развивают у них интерес к культуре русского народа, а также к культуре народов, проживающих в Осетии. Эффективным методическим приёмом формирования национального самосознания младших школьников является оформление уголков рисунками учащихся, посвященные культуре, традициям, обычаям конкретного народа.

Большое влияние на младших школьников оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. Любовь к родному краю воспитывается при ознакомлении учащихся с его достопримечательностями - красивыми местами, памятниками культуры, окрестными лесами. Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Знакомя с национальной одеждой - необходимо содействовать развитию познавательных и интеллектуальных возможностей учащихся, познанию многонациональной культуры края.

1. Левитская Н.А. Формирование национального самосознания студентов в образовательном процессе колледжа культуры и искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2008.

2. Албакова Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. Минск, 2004: 218 - 244.

3. Кириченко С.Н. Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: РГБ, 2003.

References

1. Levitskaya N.A. Formirovanie nacional'nogo samosoznaniya studentov v obrazovatel'nom processe kolledzha kul'tury i iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2008.

2. Albakova F. Sovremennye problemy nacional'no-'etnicheskogo soznaniya na Severnom Kavkaze. 'Etnopsihologicheskie problemy vchera i segodnya: hrestomatiya. Sost. K.V. Sel'chenok. Minsk, 2004: 218 - 244.

3. Kirichenko S.N. Vospitanie nacional'nogo samosoznaniya podrostkov v obscheobrazovatel'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: RGB, 2003.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 378

Ilkevich B.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast,

Russia), E-mail: artgzhel@yandex.ru

Nikulin A.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast,

Russia), E-mail: nikulin_reutov@mail.ru

APPROACHES TO ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF COLLEGE STUDENTS OF DESIGN DEPARTMENT. The

article deals with approaches to organization of independent work of college students of Design Department. The authors show the role of independent work in the professional training of future designers, identify difficulties of students in the process of independent work. The article defines the main stages of independent work and the basic conditions of its effective organization. Among the main conditions there are the availability of material and technical base necessary for the organization of independent work of students; availability of facilities for specific tasks included in the independent work of students; availability of the necessary fund of guidelines for the use of various types of independent work, etc.

Key word: college students, independent work, design, production workshops.

Б.В. Илькевич, д-р пед. наук, проф., ректор, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

Московская область, пос. Электроизолятор, E-mail: artgzhel@yandex.ru

А.А. Никулин, аспирант каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

Московская область, пос. Электроизолятор, E-mail: nikulin_reutov@mail.ru

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ОТДЕЛЕНИЯ ДИЗАЙНА

В статье рассмотрены подходы к организации самостоятельной работы у студентов колледжа отделения дизайна. Авторами показана роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих дизайнеров, выявлены затруднения студентов в процессе выполнения самостоятельной работы. В статье определены основные этапы выполнения самостоятельной работы и основные условиях её эффективной организации. Среди основных условий - наличие материально-технической базы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов; наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу студентов; наличие необходимого фонда методических рекомендаций по выполнению различных видов самостоятельной работы и др.

Ключевые слова: студенты колледжа, самостоятельная работа, дизайн, производственные мастерские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.