Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде'

Формирование межэтнической толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE OF INTERETHNIC RELATIONS / POLYLINGUAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL EDUCATION / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокаева И.Ю.

В статье обоснована необходимость формирования культуры межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде. Автор доказывает, что интегрированный курс «Окружающий мир», разработанный в рамках поликультурной модели полилингвального образования республики Северная Осетия-Алания имеет большой потенциал в формировании межэтнической толерантности у младших школьников. В качестве основных форм и методов формирования межэтнических компетенций младших школьников можно выделить проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, познавательные и практико-ориентированные задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING ETHNIC TOLERANCE IN YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article substantiates the necessity of forming culture of interethnic relations in a multicultural educational environment. The author proves that the integrated course “The World Around”, developed in the framework of the multicultural model of polylingual education in the Republic of North Ossetia-Alania, has a great potential in the formation of ethnic tolerance among younger schoolchildren. Multicultural polylingual education model in the RNO-Alania is subordinated to the topical interest of the social development strategy for the conservation of cultural diversity and aims at preparing younger students to functional cooperation in the composition of the multi-ethnic civil communities regional, Russian, international scale. As the main forms and methods of formation of interethnic competences of younger school students it is possible to allocate the problem-based methods, partial and search methods, a method of projects, informative and practice-focused tasks.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде»

Рассматривая определение Н.М. Карамзина, делаем вывод, что патриотизм и любовь к Отечеству должны быть не на разговорном уровне, а проявляться в действиях. Настоящий патриот ставит интересы Отечества - Государства, выше личных интересов.

Резюмируя вышесказанное, можно включить в содержание патриотизма такие составляющие, как: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; стремление к укреплению чести и достоинства Родины; готовность служить интересам Родины.

В русском мировоззрении патриотизм ассоциируется с жертвенностью. Есть огромное количество примеров в истории, когда люди жертвовали жизнью во благо Отечества. Это такие люди как Иван Сусанин, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой и еще очень много достойных примеров патриотической верности. Именно их пример был призывом ко всему народу, и он определял дальнейшую судьбу в критические моменты истории.

Сегодня в России происходят значительные социальные перемены. В такой нестабильный период нужно помнить о сохранении культурного наследия, традиций и истории своей страны [8].

На уроках истории работа по повышению уровня патриотизма имеет более объемную ресурсную базу и поэтому педагог истории обладает большими возможностями, чем педагог по специализированным предметам. Исследование и проведение грамотного анализа истории дает учителю возможность разработать эффективную программу по формированию качеств гражданина Российской Федерации. На сегодняшний день острой проблемой является проблема духовного, патриотического и нравственного развития молодёжи: в этом есть залог благополучия, как самой личности, так и государства. Историческая информация несет в себе знания, которые пробуждают в человеке чувства гордости и удовлетворения от того, что он сам является гражданином этого государства и частью героического, отважного народа.

Библиографический список

Так, изучая историю Осетии, обучающиеся ещё раз осознают, что этот маленький по численности народ дал стране 32 героя Героя Советского Союза, 89 генералов Советской Армии. Самый знаменитый из них - Исса Александрович Плиев, Генерал армии, кавалерист, дважды Герой Советского Союза, герой Монгольской Народной Республики, главнокомандующий войсками СССР на Кубе во время Карибского кризиса, в руках которого было ядерное оружие. Он был первым, кому было позволено применить это оружие, но И.А. Плиев не терял самообладания, глядя на провокации США, и предостерег мир от третьей Мировой войны (ядерной войны). Хаджиумар Мамсуров - генерал-полковник, Герой Советского Союза, легендарный разведчик, считается лучшим разведчиком 20 века и отцом советского спецназа. Вся эта незначительная по объему информация уже заставляет задуматься о своем происхождении и о ценности того, за что патриоты Отечества отдавали свои жизни, и побуждает к такой же бескорыстной любви к своей Родине. Мы считаем, что альтернативы истории, как инструменту воспитания патриотизма и гражданственности у молодёжи, не существует. История всегда актуальна и имеет постоянный эффект влияния на молодое поколение, что и необходимо государству для воспитания достойных граждан. Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения, стимулирование патриотически выраженного сознания школьников и осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственном, героико-патриотическом, историко-краеведческом, гражданско-патриотическом, спортивно-патриотическом. Очень актуальны слова президента РФ В.В. Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Вот почему воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики и российского образования.

1. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития. Педагогика. 2007; 8: 38 - 44.

2. Петровский А.В. Психология и время. Санкт-Петербург, 2007.

3. Исагалиева А.С., Зулькорнеева Л.И. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры. Молодой учёный. 2015; 16: 378 - 382.

4. Mафессоли M. Каждому свое племя: от контракта к пакту. Пер. с франц. M.K Пророковой. Посредник. Mассмедиа, общество и культура: сб. статей под руководством В.А. Подороги. Mосква, 201б.

5. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Санкт-Петербург, 2009.

6. Киргуева Ф.Х., Комаева К.Э. Mетоды и воспитательные технологии по формированию патриотизма у детей младшего школьного возраста. Современные технологии в образовании: материалы XIV Всероссийской заочной научной конференции, посвященной 90-летию СОГПИ. В 2-х частях. Часть 2. Под ред. Л.В. Газаевой. Выпуск XIV. Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2014.

7. Смирнов T.M. Об истоках русского национального (патриотического) самосознания. История и гражданственность: материалы междунар. науч.-практ. конф. (29 - 30 марта 1996 г.). Санкт-Петербург, 1996.

8. Зангиева З.Н. Проблемы формирования гражданской идентичности молодёжи. Современные проблемы науки и образования. 2014; 4: 129.

References

1. Filonov G.N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya. Pedagogika. 2007; 8: 38 - 44.

2. Petrovskij A.V. Psihologiya i vremya. Sankt-Peterburg, 2007.

3. Isagalieva A.S., Zul'korneeva L.I. Social'nyj portret rekonstruktorov kak predstavitelej molodezhnoj subkul'tury. Molodoj uchenyj. 2015; 16: 378 - 382.

4. Mafessoli M. Kazhdomu svoe plemya: ot kontrakta kpaktu. Per. s franc. M.N. Prorokovoj. Posrednik. Massmedia, obschestvo i kul'tura: sb. statej pod rukovodstvom V.A. Podorogi. Moskva, 2016.

5. Dol'nik V.R. Neposlushnoe ditya biosfery. Besedy o povedenii cheloveka v kompaniiptic, zverej i detej. Sankt-Peterburg, 2009.

6. Kirgueva F.H., Komaeva K.'E. Metody i vospitatel'nye tehnologii po formirovaniyu patriotizma u detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Sovremennye tehnologii v obrazovanii: materialy XIV Vserossijskoj zaochnoj nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 90-letiyu SOGPI. V 2-h chastyah. Chast' 2. Pod red. L.V. Gazaevoj. Vypusk XIV. Sev.-Oset. gos. ped. in-t. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2014.

7. Smirnov G.M. Ob istokah russkogo nacional'nogo (patrioticheskogo) samosoznaniya. Istoriya i grazhdanstvennost': materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (29 - 30 marta 1996 g.). Sankt-Peterburg, 1996.

8. Zangieva Z.N. Problemy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti molodezhi. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 4: 129.

Статья поступила в редакцию 05.10.18

УДК 37.03

Kokaeva I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Elementary and Preschool Education; Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: kokaeva@mail.ru

FORMING ETHNIC TOLERANCE IN YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT.

The article substantiates the necessity of forming culture of interethnic relations in a multicultural educational environment. The author proves that the integrated course "The World Around", developed in the framework of the multicultural model of polylingual education in the Republic of North Ossetia-Alania, has a great potential in the formation of ethnic tolerance among younger school-

children. Multicultural polylingual education model in the RNO-Alania is subordinated to the topical interest of the social development strategy for the conservation of cultural diversity and aims at preparing younger students to functional cooperation in the composition of the multi-ethnic civil communities regional, Russian, international scale. As the main forms and methods of formation of interethnic competences of younger school students it is possible to allocate the problem-based methods, partial and search methods, a method of projects, informative and practice-focused tasks.

Key words: culture of interethnic relations, polylingual environment, multicultural education, junior schoolchildren.

И.Ю. Кокаева, д-р пед. наук, проф. каф. начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»; проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: kokaeva@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье обоснована необходимость формирования культуры межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде. Автор доказывает, что интегрированный курс «Окружающий мир», разработанный в рамках поликультурной модели полилингвального образования республики Северная Осетия-Алания имеет большой потенциал в формировании межэтнической толерантности у младших школьников. В качестве основных форм и методов формирования межэтнических компетенций младших школьников можно выделить проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, познавательные и практико-ориентированные задания.

Ключевые слова: толерантность, культура межнациональных отношений, полилингвальная среда, поликультурное образование, младший школьник.

Современное геополитическое состояние свидетельствует о том, что в школах Российской Федерации нет школ с мононациональным составом обучающихся. Согласно статистическим данным, в России проживает 89 коренных народов и более 130 этносов. Поликультурной является среда, в которой растут и развиваются дети Северного Кавказа. Поэтому перед учеными и педагогами стоит серьезная задача - построить такую систему образования, в которой будут учтены интересы всех народов и культур, решены проблемы межнационального взаимодействия и толерантности. нельзя, поскольку это может привести. Для того, чтобы не допустить в поликультурных республиках межэтнического расслоения, национальной нетерпимости и непримиримости и сохранить прочность государства необходимо уже с детского возраста формировать культуру межнационального общения.

Проблемой развития культуры межнациональных отношений в поликультурной среде занимались такие известные ученые как М.М. Алексеева, Е.П. Арнаутова, Р.С. Бзаров, И.И. Букина, Р.Т. Гарданов, Ю.С. Гурова, Л.Т. Зембатова, Т.Ф. Иванчук, Т.Т. Кам-болов, Ф.Х. Киргуева, А.И. Кравченко, Т.В. Воликова, и др.

Начальной школе принадлежит важная роль в формировании этнической толерантности и взаимного доверия у младших школьников [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется развитию гражданской идентичности у обучающихся, знакомству младших школьников с традициями и культурой народов Российской Федерации и мира. С основными правами и обязанностями маленьких граждан в российском многонациональном обществе дети знакомятся на уроках «Окружающий мир».

Выделить сущностные характеристики межэтнической толерантности сложно, поскольку многозначно само понятие «этнос» [2]. По нашему мнению, под межэтнической толерантностью можно понимать высокую степень совершенства и развития отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. В школах республики Северная Осетия-Алания учатся осетины, русские, армяне, казаки, чеченцы, грузины, дагестанцы, азербайджанцы, евреи, карачаевцы. Каждый ученик несет отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос. В то же время дети почти ничего не знают о культуре соседних этносов, что несет большую опасность для становления детской личности.

Основной задачей поликультурной модели полилингвально-го образования, которая разработана и более десяти лет реализуется в РСО-Алания является сохранение языков, традиций, культуры всех этносов, проживающих на территории республики,

а также формирование дружественных межнациональных отношений у обучающихся.

Менталитет этноса с раннего детства воспринимается через усвоение родного языка. Поэтому по всем предметам разработаны учебно-методические комплексы на родном языке. Точно, емко, легко объяснить тайны родной природы, характер окружающих людей, ввести в народную эстетику, дать логические и философские понятия народа может только слово из родного языка. В народной педагогике слово стоит на недосягаемой высоте. Менталитет нации определяется также в имплицитных (несформулированных, подразумеваемых) концепциях личности и ее воспитании. Под влиянием особенностей национального бытия у людей различных национальностей формируются разнообразные представления о красивом и некрасивом, полезном и бесполезном, практичности, доброте, такте и т. д. Стало быть, нельзя говорить, что одной нации присущ, например, патриотизм, а другой нет. Национальные свойства различаются по форме, аранжировке. В результате у каждой нации существуют свои имплицитные концепции и традиции воспитания, которые и определяют, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают.

Базовые принципы поликультурности способны превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий реализацию основных задач национальной доктрины образования в Российской Федерации - формирование культуры межнациональных отношений, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», национальную и религиозную терпимость. На тактическом уровне от развития поликультурного образования зависит успешность преодоления тех угроз, которые возникают на почве языковых и межэтнических разногласий.

Необходимость формирования культуры межнациональных отношений в начальной школе требует целый комплекс специфических теоретических и практических подходов. И, здесь, по нашему мнению, особая роль принадлежит интегрированному курсу «Окружающий мир», содержание которого способствует закладке основ мировоззрения и миропонимания младших школьников. Содержание курса направленно не только на изучение живой и неживой природы, но и на сохранение и развитие всего многообразия природных и культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности [2].

Формировать культуру межнациональных отношений в младшем школьном возрасте необходимо по ряду причин. Во-первых, у детей к 7 годам начинает формироваться отношение к человеку другой национальности [3]. Поэтому дети младшего школьного возраста могут эффективно воспринимать культуру межнационального общения и учиться в условиях поликультурности. Наблюдения показывают, что к шести годам у детей вырабатывается не только первоначальное представление о расовой принадлежности, но и усваиваются причинно-следственные связи национальности с положением в обществе. В этом возрасте у

детей проявляется осознанное и сопереживаемое отношение в процессе взаимоотношений с другими людьми, т. е. формируются нравственно-психологические свойства младших школьников (милосердие, доброта, терпимость и т.п.), которые необходимы для развития межэтнической толерантности. Среди эффективных, на наш взгляд, видов деятельности и методов обучения, способствующих развитию культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте можно выделить следующие: организация учебно-исследовательской работы; работа над проектами; работа с научной литературой и интернет источниками; методы самостоятельного наблюдения, игры, «мозговая атака».

Таким образом, в качестве основных форм и методов формирования межэтнических компетенций младших школьников можно выделить проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, познавательные и практико-ориентированные задания. Спецификой интегрированного курса «Окружающий мир» можно считать этнически разнящиеся афористические регламентации сходных жизненных ситуаций, которые являются как бы вариантами некой единой инвариантной основы.

В качестве цели изучения всего курса, а также его разделов ставится формирование соответствующих методических компетенций, а в качестве средства формирования выступает деятельностный метод. Так, например, в учебнике 1 класса «Окружающий мир» [4] имеются задания, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса: предлагается организация совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, природным объектом и т.д.), самостоятельных построений алгоритмов и т.п.

Концептуальными идеями учебно-методического комплекса «Окружающий мир», разработанного нами в рамках поликультурной модели полилингвального образования стали:

- формирование в сознании младших школьников целостной научной картины социоприродного и поликультурного мира через призму национальной, российской и мировой культур;

- воспитание российской гражданской идентичности, национального самосознания, уважения к культуре своего и других народов, знание природы и общества родного края, страны, мира;

Библиографический список

- освоение общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном обществе, определение места и роли личности в окружающем мире;

- формирование эколого-экономической, валеологической культуры и навыков безопасной жизнедеятельности, в том числе и на основе приобщения к народной мудрости и национальным традициям;

- использование родного и общегосударственного языков в качестве инструментов познания, окружающего природного и социального миров [3].

В учебно-воспитательной работе начальной школы возможно использование педагогического потенциала народной афористики. Идея добра и любви в афористическом наследии народов - главенствующая. Множество смежных фольклорных (песенных, сказочных, эпических) проекций данной идеи позволяет осмыслить и отомкнуть соответствующий информационный блок народных знаний и представлений. В данном случае под словом любовь фольклорные тексты позволяют понимать не только и не столько сентиментальные чувства, не только привязанность к родным, но также чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения, расположения [5]. Именно такая семантика прочитывается в слове любовь, входящем во многие афористические тексты. Такая любовь - источник доброго отношения ко всем людям, природе. Наполненность такой любовью - основа единства со Вселенной, духовного роста, гармонизации чувств и одновременно - лучшая защита человека, ибо следование принципам духовности - это, вместе с тем, профилактика дезадаптации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней души и тела. При формировании культуры межэтнической толерантности у младших школьников необходимо тесное сотрудничество школы и семьи. Этнокультурный императив поликультурной модели полилингвального образования в РСО-Алания подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на подготовку младших школьников к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.

1. Кокаева И.Ю. «Окружающий мир» в формировании поликультурного самосознания младших школьников. Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы Международной научной конференции. 2006.

2. Жукова О.В., Киргуева Ф.Х. Сущностная характеристика межэтнической толерантности. Современные наукоемкие технологии. 2018; 6: 177 - 181.

3. Кокаева И.Ю. Значение поликультурной модели полилингвального образования в создании комфортной образовательной среды и психоэмоциональном оздоровлении младших школьников (на примере РСО-Алания). Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 57-8: 70 - 75.

4. Кокаева И.Ю. Окружающий мир, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2010.

5. Пренко Л.И. Формирование межкультурной компетенции школьников в поликультурной образовательной среде (на материале материнской и младшей школы Франции). Диссертация... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2015.

References

1. Kokaeva I.Yu. «Okruzhayuschij mir» v formirovanii polikul'turnogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov. Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2006.

2. Zhukova O.V., Kirgueva F.H. Suschnostnaya harakteristika mezh'etnicheskoj tolerantnosti. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2018; 6: 177 - 181.

3. Kokaeva I.Yu. Znachenie polikul'turnoj modeli polilingval'nogo obrazovaniya v sozdanii komfortnoj obrazovatel'noj sredy i psiho'emocional'nom ozdorovlenii mladshih shkol'nikov (na primere RSO-Alaniya). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 57-8: 70 - 75.

4. Kokaeva I.Yu. Okruzhayuschij mir, 1 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya. Vladikavkaz, 2010.

5. Prenko L.I. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii shkol'nikov v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede (na materiale materinskoj i mladshej shkolyFrancii). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2015.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 378

Kulikova S.V., senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

LABOR EDUCATION AS A BASIS FOR TRAINING FOR FUTURE ENGINEERS. The article deals with a problem of labor education of future engineers. The article reveals a content of "work", gives different interpretations of it, summarizes the practical experience of the teachers of the mechanical and technological institute of State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen) in forming a positive attitude towards work as a human value and fostering hard work for future engineers. The urgency of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.