УДК 378
Кокаева Лариса Хаджумаровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры осетинской филологии Северо-Осетинского государственного педагогического института
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО (ОСЕТИНСКОГО) ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Kokaeva Lanza Khadzhumarovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Ossetic Philology Chair, North-Ossetia State Pedagogical Institute
TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF NATIVE (OSSETIC) LANGUAGE AND LITERATURE TO CARRY OUT THE PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURALEDUCATIONAL SPACE OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA - ALANIA
Аннотация:
Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к работе в условиях поликультур-ного образования. Представлен опыт работы Се-веро-Осетинского государственного педагогического института по подготовке учителей родного (осетинского) языка и литературы. Дается краткое описание содержания некоторых дисциплин вариативной части основной образовательной программы ФГОС ВПО.
Ключевые слова:
поликультурное образовательное пространство, профессионально-педагогическое образование, теоретико-методологические основы, содержание программы, вариативная часть.
Summary:
The article is devoted to the problem of training the teachers to work in the conditions of multicultural education. The author presents the experience of the North-Ossetia State Pedagogical Institute on training of the teachers of native (Ossetic) language and literature. A brief description of the content of some disciplines of the variable part of the educational program under the Federal State Educational Standards for Higher Vocational Education is given.
Keywords:
multicultural educational space, teachers’ training, theoretic and methodological foundations, program content, variable component.
Поликультурность современной образовательной среды предъявляет новые требования к профессионально значимым качествам учителя, предполагает необходимость специальной подготовки педагогических кадров.
В Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (далее - СОГПИ) идет активная работа по решению этой проблемы. Научно-педагогическими сотрудниками кафедры ЮНЕСКО СОГПИ разработаны теоретико-методологические основы содержания вариативной части образовательной программы бакалавров по подготовке к работе в условиях поликультур-ного образования [1; 2; 3].
Важнейшими компонентами современного педагогического образования признаны:
- знание цели и задач поликультурного образования и способов их решения;
- умение учитывать социокультурную специфику среды, в которой находятся учащиеся;
- владение комплексом методов и приемов воздействия на личность в условиях поликуль-турного образования.
Выделены критерии готовности будущего учителя к работе в условиях поликультурного образования. «Под готовностью педагога к реализации поликультурной образовательной модели понимается наличие у него четко сформулированной позитивной Я-концепции. Педагог должен отличаться: зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального и поликультурного развития, фундаментальной общей и профессиональной культурой, развитыми навыками педагогического общения; наличием установок на сотрудничество с детьми; осознанием уровня ответственности за оказание помощи и поддержки каждому ребенку» [4].
Одним из основных условий подготовки педагогических кадров к работе в условиях поли-культурного образования является внедрение в содержание нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) специальной программы по поликультурному образованию. Она реализуется: включением в содержание ряда базовых дисциплин основной образовательной программы поликультурной
составляющей, изучением дисциплин по выбору (вариативная часть), через научно-исследовательскую деятельность, учебную и производственную практики. Совмещение базовой части основной образовательной программы нового ФГОС ВПО и вариативной части сохраняет общий принцип единства и системности высшего профессионального образования.
Вариативная часть программы предполагает подготовку педагогических кадров для работы в условиях поликультурного образования по предметным технологиям нового ФГОС общего образования. Главная задача этой части программы - усвоение психолого-педагогических основ поликультурного образования, освоение теоретических и методологических подходов к его реализации в условиях общеобразовательной школы через предметные технологии.
Содержание основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование. Родной (осетинский) язык и литература» в новом ФГОС ВПО представлено следующими циклами дисциплин: а) гуманитарный, социальный и экономический; б) математический и естественнонаучный; в) профессиональный.
Реализация поликультурного компонента осуществляется через обогащение базовых образовательных дисциплин: гуманитарного, социального и экономического циклов (история, философия, культурология, иностранный язык); математического и естественнонаучного циклов (естественно-научная картина мира, информационные технологии в образовании); профессионального цикла (психология, педагогика, методика обучения родному (осетинскому) языку и литературе) по-ликультурной проблематикой, включением отдельных модулей по поликультурному образованию.
В вариативную часть основной образовательной программы подготовки будущих учителей родного (осетинского) языка и литературы включены следующие дисциплины по выбору: «Пси-холого-педагогические основы полилингвального и поликультурного образования», «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», «Основы межличностной коммуникации в поликультурной среде», «Полилингвальное языковое образование в национальной школе», «Теоретические основы полилингвального и поликультурного образования», «Методика сопоставительного обучения родному (осетинскому) языку и литературе в условиях полилинг-вальной модели поликультурного образования» (далее - ПМПО), «Технологии формирования российской гражданской идентичности на уроках родного (осетинского) языка и литературы».
Общей целью дисциплин по выбору является теоретическая и практическая подготовка бакалавров к системной работе в условиях поликультурного образования, формирование умений и навыков проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом особенностей поликультурного образовательного пространства.
Вместе с тем, дисциплины по выбору направлены на формирование определенных компетенций в области педагогической деятельности; дисциплина «Психолого-педагогические основы полилингвального и поликультурного образования» знакомит с методами изучения и оценки индивидуально-психологических особенностей детей в условиях ПМПО; при изучении дисциплины «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде» бакалавры знакомятся с проблемами воспитания и образования, обусловленными культурными и этническими различиями школьников, и путями их решения; «Основы межличностной коммуникации в поликультурной среде» знакомят с методами и приемами формирования речевых умений и навыков с учетом национальных и культурных особенностей общения; «Полилингвальное языковое образование в национальной школе» знакомит с методами взаимосвязанного обучения осетинскому, русскому и иностранному языкам; цель изучения дисциплины «Теоретические основы полилингвального и поликультурного образования» состоит в том, чтобы познакомить с теоретическими положениями Программы поликультурного образования, ее полилингвальным аспектом; изучение дисциплины «Технологии формирования российской гражданской идентичности на уроках родного (осетинского) языка и литературы» направлено на формирование внутреннего убеждения у будущего учителя в важности становления гражданственности и поликультурности в нашем обществе, на овладение технологиями формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения.
«Методика сопоставительного обучения родному (осетинскому) языку и литературе в условиях ПМПО» направлена на обучение применения сопоставительного анализа при обучении родному (осетинскому) языку и литературе. В результате изучения данной дисциплины бакалавры должны приобрести умения сравнительно-сопоставительного анализа внутриязыковых и межъязыковых фактов. Основной целью такого анализа является формирование лингвистических и коммуникативных компетенций обучаемых.
Для успешного формирования умений и навыков будущей профессиональной деятельности при организации практических занятий бакалавры выполняют различные задания, способствующие закреплению теоретических знаний. Кроме того, им предлагается разработка отдельных фрагментов, а также целых уроков родного (осетинского) языка и литературы. Демонстрация
подготовленного фрагмента или целого урока идет в виде деловой игры, или эта работа переносится непосредственно в класс школы «Диалог» СОГПИ - одну из экспериментальных площадок по апробации ПМПО в РСО-Алания.
Огромное значение для повышения профессиональных знаний бакалавров имеет посещение уроков учителей родного (осетинского) языка и литературы в школе «Диалог». Это значительно расширяет представления обучаемых о существующих экспериментальных программах, учебно-методических комплексах, аудио- и видеоматериалах по родному (осетинскому) языку и литературе по ПМПО, о методах и приемах обучения, современных средствах оценки универсальных учебных действий школьников.
Таким образом, обучение бакалавров - будущих учителей родного (осетинского) языка и литературы в СОГПИ - построено с учетом специфики поликультурного образовательного пространства РСО-Алания, направлено на овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками работы в полиэтнической среде, на формирование высокой ответственности и творческой активности.
Такая организация подготовки будущих учителей родного (осетинского) языка и литературы в значительной степени облегчает их переход к учебной и производственной практике, а впоследствии - к профессиональной деятельности в условиях поликультурного образования.
Ссылки:
1. Бзаров Р.С., Камболов Т.Т., Кучиева Л.А. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы. Владикавказ, 2011. 184 с.
2. Зембатова Л.Т. Полилингвальность и поликультурность как факторы повышения качества образования в начальной национальной школе. Владикавказ, 2011. 209 с.
3. Киргуева Ф.Х. Концептуальные основы подготовки учителя начальных классов в условиях полилингвального образования. Владикавказ, 2011. 106 с.
4. Бзаров Р.С., Камболов Т.Т., Кучиева Л.А. Указ. соч. С. 168-169.