Научная статья на тему 'Северо-осетинский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте'

Северо-осетинский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северо-осетинский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте»

Научные центры Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования»

Кучиева Л. А.

Северо-Осетинский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте

Северо-Осетинский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте открыт 17 июня 2008 года.

Основной целью функционирования Центра является организация эффективной деятельности по осуществлению научных исследований в области полилингвального и поликультурного образования, а также по их внедрению в образовательное пространство Республики Северная Осетия-Алания.

Деятельность Центра соотнесена с целями и задачами реализации Концепции осетинского национального образования, которая определяет осетинское национальное образование как систему, вырастающую из культурно-исторических традиций народа, обращенную к его насущным потребностям, устремленную в будущее и нацеленную на развитие в трехмерном пространстве национальной, общероссийской и мировой культур.

Северо-Осетинский научный центр Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте добился весомых достижений в научно-методической деятельности. Центр создает учебники для системы осетинского национального образования, в которых федеральный и национальный компоненты совмещаются на основе принципов идейно-тематического единства, содержательного соответствия и системности.

В рамках этого направления созданы учебники для 1, 2 и 3 классов с осетинским языком обучения предметам «Осетинский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Русский язык». Одновременно подготовлен аналогичный комплект учебников с русским языком обучения. В настоящее время продолжается работа над такими же комплектами учебников и для 4 класса.

Отличительные качества этих учебников: во-первых, они позволяют обеспечить максимально полное усвоение программного материала разными категориями учащихся, ориентируясь на их владение тем или иным языком; во-вторых, это фактически билингвальные учебники, поскольку терминология по предметам вводится параллельно на обоих языках; в-третьих, в основе всех учебников лежит концептуальный принцип «Осетия - Россия - мир», то есть процесс познания строится на движении от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному, что позволяет правильно формировать мироощущение детей, которые таким образом постепенно осознают себя в качестве граждан Осетии, граждан России и граждан мира, а осетинская культура вписывается в общемировое культурное пространство как ее гармоничная часть.

Таким образом, создаются учебники нового поколения, в которых федеральный

Кт 1029-3388

и региональный компоненты объединены в единое, гармоничное целое и посредством которых учащиеся видят свою культуру как гармоничную часть общероссийской и общечеловеческой культуры, а себя как носителя этой культуры, как часть общероссийской нации и человеческой цивилизации.

Важное направление деятельности Центра охватывает дошкольный сектор образования. Практически завершена разработка для младшей и средней групп детских садов учебно-методических комплексов, включающих конспекты занятий по предметам: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие элементарных математических представлений», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Развитие осетинской речи» и «Развитие русской речи». И в этом случае в основе содержания обучения и воспитания лежит принцип поликультурности, отражающий триаду «Осетия - Россия - мир». В языковом отношении также выдерживается полилингвальный подход: один вариант конспектов занятий по осетинскому языку как родному разработан для осетиноязычных детей, а другой, рассчитанный на три занятия в неделю, предназначен для детей, не владеющих осетинским языком. Второй вариант соответствует методике обучения неродному, иностранному языку.

Еще один языковой проект полилингвальной модели, разрабатываемый Центром, связан с преподаванием иностранного языка в течение первых 2-3 лет на осетинском языке. Учебник английского языка с осетинским методическим аппаратом для первого года обучения уже разработан и прошел годичную апробацию в школах.

В содержание новой (компетентностной) модели выпускника педагогического вуза введен модуль по полилингвальному и поликультурному образованию, выстроенный в логике соотношения теоретических и практических курсов, в том числе производственной практики. В его составе следующие спецкурсы: Психологические основы поликультурного и полилингвального образования; Психологические особенности развития учащихся в условиях поликультурного и полилингвального образования; Основы полилингвального образования; Педагогические основы поликультурного образования; Педагогическая деятельность в поликультурной и полилингвальной среде; Теория и практика полилингвального образования; Практикум по полилингвальному образованию; Основы изучения осетинского языка в условиях двуязычия; Методика сопоставительного обучения английскому языку в условиях полилингвального образования; Методика использования НРК в обучении английскому языку; Поликультурное образование в ДОУ; Методика сопоставительного обучения литературе в условиях полилингвального образования.

Апробация экспериментальных учебно-методических комплектов, разрабатываемых Центром, проходит на базе следующих дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия-Алания и Республики Южная Осетия, которые являются экспериментальными площадками: СОШ «Диалог» СОГПИ; прогимназия «Интеллект» г. Владикавказа; СОШ №2 с. Гизель; СОШ с. Хазнидон; СОШ №1 г. Дигора; СОШ №6 и школа-интернат г. Цхинвал; ДОУ № 57, №90 г. Владикавказа; «Сказка» г. Ардона; «Улыбка» г. Дигора. В настоящее время экспериментальное поле расширяется: заключен договор с СОШ №13 г. Владикавказа об открытии двух классов по программе полилингвальной модели.

В содержание экспериментальной апробации включены психологическая и здоровьесберегающая составляющие.

Высокая оценка модели, разрабатываемой и внедряемой Центром полилингвального и поликультурного образования, дана министром образования и науки

Российской Федерации А.А. Фурсенко: на совещании в г. Казани в ноябре 2008 года он отметил, что полилингвальная и поликультурная образовательная модель, разрабатываемая в Осетии, имеет шансы на то, чтобы стать одной из федеральных общеобразовательных систем.

В рекомендациях парламентских слушаний, прошедших в Государственной думе РФ по проблемам стратегии государственной образовательной политики, значительная часть поручений Министерству образования и науки РФ отражает позиции, изложенные в выступлении профессора Центра Т. Т. Камболова, в частности, в документе подчеркивается необходимость включения в номенклатуру вариантов базисного плана полилингвального варианта, что открывает новые перспективы для выхода полилингвальной модели, разрабатываемой Центром, на федеральный уровень.

В настоящее время Центр представил заявку на участие в выполнении мероприятий Федеральной целевой программы развития образования «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы».

Сотрудники кафедры ЮНЕСКО представляли теоретические и практические разработки Центра по полилингвальному и поликультурному образованию на международных и всероссийских форумах в Москве, Санкт-Петербурге, Пятигорске, Нальчике, Казани.

Центром проведен круглый стол «Состояние и перспективы развития этнокультурного образования в школах России», состоявшегося в рамках Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека», с участием представителей Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования, Федерального института развития образования, органов управления образования и учреждений образования различных регионов Российской Федерации: Дагестана, Татарстана, Башкортостана, Кабардино-Балкарской республики, Оренбургской области, Ставропольского края, Краснодарского края и др.

Издательская деятельность Северо-Осетинского научного центра Южного отделения государственной академии наук «Российская академия образования» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте ведется по различным направлениям. Изданы: учебно-методический комплект по осетинскому языку для невладеющих (1 класс, авторы З.В. Корнаева и И.М. Джибилова); УМК по осетинскому языку для владеющих (1 класс, автор М.Л. Моуравова); учебник по истории для 4 класса «Наша Родина в прошлом. Рассказы по истории Алании и России» (автор Бзаров Р. С.); учебник «Традиционная культура осетин» (автор Газданова В.С.); русско-осетинский, осетино-русский словарь лингвистических терминов (автор Гацалова Л. Б.).

В периодическом научно-методическом журнале «Диалог» для педагогов республики Центром ведется рубрика «Есть национальная полилингвальная».

В периодическом сборнике научных трудов «Современные технологии в образовании» Центром ведется раздел по полилингвальному и поликультурному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.