Научная статья на тему 'Северо-Осетинский университет им. К. Л. Хетагурова: итоги и перспективы'

Северо-Осетинский университет им. К. Л. Хетагурова: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

39
13
Поделиться

Текст научной работы на тему «Северо-Осетинский университет им. К. Л. Хетагурова: итоги и перспективы»

А. РАЙЦЕВ, профессор первый проректор

Свое начало наш университет берет с Терского института народного образования, открытого во Владикавказе в 1920 году.

За время своего существования СОГУ стал крупнейшим вузом на Северном Кавказе и завоевал прочный авторитет: его успехи в области высшего образования и научные разработки известны в стране и за рубежом. Располагая крупным научно-педагогическим потенциалом, современной материальной базой, он в значительной степени определяет пути развития высшего образования в Северо-Кавказском регионе.

В настоящее время на 18 факультетах по 46 специальностям обучаются свыше 11 тысяч студентов. Их подготовку осуществляют около 900 научно-педагогических работников, среди них 102 доктора наук, профессора, 15 академиков, в том числе 7 членов международных академий, более 500 кандидатов наук, доцентов. За последние годы в университете открыто 20 новых специальностей: психология, журналистика, актерское искусство, социальная работа, мировая экономика, социология, государственное и муниципальное управление, лингвистика и международная коммуникация и др. Успешно функционирует факультет повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов, работников управления и государственных служащих, Центр социально-гуманитарного образования, Институт фундаментальных исследований, Институт истории и археологии. Под эгидой Российской Академии наук совместно с Северо-Осетинским научным центром открыт Институт математики и информатики и совместно с Министерством образования республики - Институт педагогики начального обучения.

Северо-Осетинский университет им.К.Л. Хетагурова: итоги и перспективы

Ежегодная научная продукция университета составляет около 300 монографий, учебных и учебно-методических пособий, дидактических материалов, более 2 тысяч статей преподавателей и порядка 500 - студентов.

За последние пять лет в университете проведены 32 международные, всероссийские и региональные научные конференции, на которых с докладами выступили около 500 сотрудников университета и 200 участников из разных вузов и научно-исследовательских институтов России, ближнего и дальнего зарубежья; 156 сотрудников нашего вуза принимали участие в зарубежных научных конференциях, более 200 - в научных конференциях, состоявшихся в вузах страны. 125 преподавателей, аспирантов и студентов Северо-Осетинского университета стали обладателями грантов российских фондов и крупнейших международных фондов: Макартуров, Форда, Сороса, Евроазиатского фонда, Японского общества содействия развитию науки, Информационного агентства США.

-

В университете успешно разрабатываются 7 научных направлений, в рамках которых в 2004 году выполнено 45 работ в области социально-гуманитарных и естественных наук, тематика 16 из них непосредственно вытекает из насущных интересов Северной Осетии.

В распоряжении профессоров, преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов - компьютерные классы, центры Интернет и Интернет-образования, Дворец спорта и Дворец культуры, собственное телевидение и еженедельная газета «Смена».

Наша фундаментальная библиотека имеет около миллиона экземпляров научной, учебно-методической и художественной литературы. Ежегодно в фонд поступает порядка 70 тысяч экземпляров новых учебников, учебно-методических пособий, монографических исследований, около 200 периодических изданий. Количество рабочих мест в читальных залах библиотеки составляет около 500, функционируют 8 электронных каталогов. По межбиблиотечному абонементу можно заказать любую необходимую литературу.

Будучи одним из старейших высших учебных заведений на Северном Кавказе, университет стал подлинным центром образования, науки и культуры Республики Северная Осетия-Алания, занимая ведущее место в деле быстрого и эффективного распространения достижений науки и техники в ключевых областях социально-экономической и политической жизни региона. В пору кризиса, наблюдаемого в сфере высшего образования России, СОГУ по-прежнему развивается, открывая новые факультеты и специальности, количество которых возросло за последние годы почти втрое.

В качестве стратегического приоритета его политики выдвигается задача активизации его влияния на решение республиканских и региональных проблем. Спектр их широк и многообразен. Сегодня стало необходимым обучение и воспитание высококвалифицированных кадров в таких облас-

тях, как конфликтология, горная и предгорная экология урбанизированных территорий и фауны, экология и социально-этнические процессы, международные отношения, современные педагогические технологии, археология и др.

Важнейшим фактором реализации такой программы становится учет передового научно-педагогического опыта, накопленного в мире по изложенным проблемам, установление связей с отечественными коллегами, работа над совместными проектами, совершенствование методик обучения в условиях региона.

Осуществляя научно-исследовательскую деятельность по актуальным проблемам экологии и природопользования, этно-педагогики и этнопсихологии, конфликтологии и народонаселения, археологии и истории Северного Кавказа, а также в различных областях фундаментальной науки, университет своевременно и адекватно реагирует на изменение политической, социальной, исторической и научной конъюнктуры.

Весьма значительна деятельность университета, связанная с подготовкой кадров национальной культуры, языка и литературы, истории и искусства республики.

Специалистов для национальной культуры в нашем университете готовят факультеты, имеющие мощную учебно-материальную базу и педагогов высшей квалификации в лице 26 докторов наук, профессоров, 11 членов различных академий, 7 заслуженных деятелей науки Российской Федерации и республики, известных художников и писателей, артистов и композиторов, авторов учебников истории и культуры Осетии, осетинского языка и литературы. Университетом подготовлены тысячи высококвалифицированных специалистов, многие из которых стали крупнейшими деятелями национальной культуры, литературы и искусства, заслуженными учителями России и Республики Северная Осетия-Алания. Сотрудниками университета проведены фундаментальные исследования по ирани-

стике, типологии кавказских и иранских языков, национально-русскому двуязычию, истории литературы, географии и истории республики. Университет инициировал и провел за последние пять лет более 20 международных, всероссийских и региональных научных конференций, симпозиумов и конгрессов по проблемам языка и литературы, истории и географии, политологии и культурологии, экологии и журналистики, по национально-русскому двуязычию, функционированию русского языка в республике, использованию национальной культуры и народной педагогики и системе нравственно-этнического воспитания учащейся молодежи.

Наш вуз является главным элитообра-зующим центром Республики Северная Осетия-Алания. Немалая часть бывших студентов, являясь сегодня высокопоставленными сотрудниками республиканских и федеральных ведомств и министерств, сохраняют с родным вузом партнерские, дружеские связи. В ближайшее время из числа бывших студентов - выпускников университета будет создан Попечительский совет вуза.

На факультетах русской и осетинской филологии эффективно функционирует студенческое научное общество, регулярно проводятся олимпиады, викторины, диспуты, круглые столы по проблемам литературоведения и языкознания, литературно-музыкальные композиции, встречи с интересными людьми. На журфаке сложилась уникальная творческая мастерская под руководством известной российской журналистки, руководителя агентства «Ирин-форм» Ирины Таболовой.

Благодаря тому, что учеными исторического факультета установлены плодотворные научные связи с родственными факультетами высших учебных заведений и научными учреждениями США, Великобритании, Франции, Германии, Китая, Турции и стран СНГ, студенты имеют возможность работать с первоисточниками при написании курсовых и дипломных работ. По ста-

тистике, больше всего выпускников именно исторического факультета поступают в аспирантуру.

В двадцати учебных и научных лабораториях физико-технического факультета установлены современные приборы и средства вычислительной техники, позволяющие успешно осуществлять учебный процесс и научные исследования. Математический факультет поддерживает тесные научные связи с учеными из различных университетов России и зарубежья. Семинары для студентов проводят не только ведущие преподаватели факультета, но и приглашенные специалисты из других вузов страны. Лучшие студенты удостаиваются специальных стипендий и премий. Таких на факультетах несколько десятков.

Предметом особой гордости факультета физической культуры и спорта являются студенты, добившиеся выдающихся успехов в различных видах спорта, есть среди них призеры и участники Олимпийских игр. В разные годы студенты факультета с успехом защищали честь республики и России в составе сборных команд на чемпионатах России, Европы, мира, других соревнованиях высокого ранга. На базе факультета созданы волейбольный клуб «Иристон», баскетбольная команда «Алан-баскет», которые с успехом защищают честь республики и университета в высшей лиге первенства России.

Учебный процесс на биологическом факультете включает большой объем полевых, комплексных, педагогических практик, выполняемых на территории республики и на базе ведущих научно-исследовательских институтов Москвы и Санкт-Петербурга. Солидной базой для подготовки специалистов-биологов является уникальный, единственный на Кавказе зоологический музей, имеющий в запасниках более 28 000 единиц позвоночных и беспозвоночных, гербарий, богатейший по видовому составу и количеству представленных экземпляров, обширную коллекцию живых декоративных и экзотических растений.

За последние годы 154 студента экономического факультета прошли стажировку в вузах, финансовых компаниях и банках США, Голландии, Дании, Норвегии, Германии. Порядка 7% выпускников трудоустраиваются на работу по специальности в городах федерального значения.

Предметом гордости юридического факультета является студенческое научное общество, члены которого активно привлекаются к исследованию актуальных научных проблем и выступают с научными докладами на региональных, российских и международных конференциях.

Благодаря тому, что фармацевтический факультет оснащен современным оборудованием, студенты имеют возможность работать в компьютерном зале, знакомиться с последними достижениями фармацевтической науки. Студенты проходят производственную практику в базовых аптеках республики, на Пятигорской фармацевтической фабрике, фармацевтическом предприятии «Эльфарм», а также в Дигорском ущелье, богатом лекарственными травами.

Университет, будучи национальным достоянием, осознает всю меру своей ответственности перед образованием республики, культурными и духовными потребностями общества. Поддерживая постоянные

контакты с общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, центрами дополнительного образования, факультеты и общеуниверситетские кафедры активно работают над созданием различных материалов, методических рекомендаций, учебников и учебных пособий, направленных на учебно-методическое обеспечение республиканского компонента для всех учреждений образования. Наши специалисты систематически читают лекции и выступают на семинарах работников образования разных уровней, консультируют учителей, руководят их научно-педагогической работой, проводят научно-практические конференции и семинары.

Последовательно обогащая и развивая традиционные формы научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, коллектив университета дополнил их рядом социально-культурных акций и творческих починов, благодаря чему он как центр науки, культуры и просвещения играет значительную роль в духовной и культурной жизни региона.

Анализ сделанного и намеченного говорит о том, что наш университет по динамике своего научного и образовательного роста в ближайшее время станет вровень с ведущими вузами страны.

Центр социально-

гуманитарного

образования

З. КАНУКОВА, профессор

В недалеком прошлом, когда наше трансформирующееся общество было увлечено задачей избавления от «ядаидеологии» в науке, культуре, образовании и других сферах, а социальные и гуманитарные науки переживали сложное время вытеснения из учебного процесса вузов, руководство Северо-Осетинского госуниверситета приняло весьма дальновидное решение о создании Центра социально-гуманитарного обра-

зования (ЦСГО) - самостоятельного структурного подразделения, призванного осуществлять координацию учебно-методической и научно-исследовательской деятельности кафедр гуманитарного цикла. И только спустя более 10 лет Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ноябрь 2003 г.) даст рекомендацию ректорам всех вузов «принять меры по со-