Научная статья на тему 'Образовательный потенциал современного города как фактор развития сельских территорий (на примере высшего образования в РСО-Алания)'

Образовательный потенциал современного города как фактор развития сельских территорий (на примере высшего образования в РСО-Алания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РСО-АЛАНИЯ / СЕЛА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / HIGHER EDUCATION / RNO-ALANIA / VILLAGE / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеджемов Сергей Русланович

В статье анализируется проблема использования образовательного потенциала современного города в качестве важнейшего фактора развития сельских территорий (на примере высшего образования в РСО-Алания). Автор полагает, что главным направлением развития сельских поселений становится обеспечение их связи с большими городами, в которых действуют высшие учебные заведения. Только вуз путем подготовки квалифицированных кадров может способствовать развитию современных сел страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеджемов Сергей Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MODERN CITY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF RURAL AREAS (BY THE EXAMPLE OF HIGHER EDUCATION IN THE RNO-ALANIA)

This paper analyzes the problem of educational potential of the modern city as an essential factor of development of rural areas (for example, higher education in the RNO-Alania). The author believes that the main direction of the development of rural settlements is to ensure their connection with the larger cities where there are higher education institutions. Only University by preparing qualified personnel can contribute to the development of the modern villages of the country.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал современного города как фактор развития сельских территорий (на примере высшего образования в РСО-Алания)»

УДК 37

Чеджемов С.Р.1

образовательный потенциал современного города как фактор развития сельских территорий (НА ПРИМЕРЕ высшего ОБРАЗОВАНИЯ В РСО-АлАНИЯ)

Аннотация. В статье анализируется проблема использования образовательного потенциала современного города в качестве важнейшего фактора развития сельских территорий (на примере высшего образования в РСО-Алания). Автор полагает, что главным направлением развития сельских поселений становится обеспечение их связи с большими городами, в которых действуют высшие учебные заведения. Только вуз путем подготовки квалифицированных кадров может способствовать развитию современных сел страны.

Ключевые слова: высшее образование, РСО-Алания, села, национальная культура.

Chedzhemov S.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MODERN CITY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF RURAL AREAS (BY THE EXAMPLE OF HIGHER EDUCATION IN THE RNO-ALANIA)

Abstract. This paper analyzes the problem of educational potential of the modern city as an essential factor of development of rural areas (for example, higher education in the RNO-Alania). The author believes that the main direction of the development of rural settlements is to ensure their connection with the larger cities where there are higher education institutions. Only University by preparing qualified personnel can contribute to the development of the modern villages of the country.

Keywords: higher education, RNO-Alania, village, national culture.

В наши дни качественного совершенствования с особой остротой стоит вопрос о необходимости сохранения культурной жизненной среды народов, вместе с тем человечество должно осознать, за счет чего оно будет развивается, т.е. наращивать качественные и количественные характеристики его экономический, духовно-культурный, политический потенциал. Актуальность темы нашей работы видится в двух взаимосвязанных аспектах - глобальном и локальном. Они взаимосвязаны поскольку первый тесно связан с процессами, происходящими сегодня в различных регионах земного шара, тех «глубинках», где казалось бы даже само время не спешит

идти своим чередом. В веке нынешнем нам предстоит ответить на вопрос, который еще обозначали классики столь немодного ныне марксизма-ленинизма - за счет чего стирается грань между городом и деревней. Уже сейчас мы может отметить наиболее значимые черты этого явления, но ответить однозначно на вопрос, будет ли это равновеликая конвергенция, или один субъект поглотит другой можно лишь в умозрительной перспективе.

По своему национальному устройству Российская Федерация не имеет аналогов в мире, ее население составляет по оценкам статистических органов России 18% и насчитывает представителей 170 этносов [1, с. 65]. На се-

1 Чеджемов Сергей Русланович, кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор по кафедре теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России, профессор кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук, 362019, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40, e-mail: [email protected], тел. 89188352384 Sergei Chedzhemov, Ph.D. in History, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor in the Department of Theory and History of State and Law, North-Ossetian State Medical Academy of Russia's Ministry of health, Professor of the Department of humanitarian, social and economic sciences, 362019, Russia, RNO-Alania, Vladikavkaz, Pushkinskaya st. 40, e-mail: [email protected], t. 89188352384

годняшний день в Северной Осетии-Алании 6 городов, 7 посёлков городского типа и 212 сельских населённых пунктов, из которых 26 являются заброшенными, т.е. в них никто не проживает. Население характеризуется следующими показателями: в городе Владикавказе, столице РСО-Алания, проживает около 310 тысяч человек, в то время как в городе Алагире - 20 000 человек, в г. Ардоне - 19 000, в городе Дигоре - 11 000, в городе Моздоке - 43 000 человек и в г. Беслане - 35 000 человек. Таким образом, при общем населении республики в 710 000 человек, городское население составляет - 465 000 человек, а сельское - 245 000 человек. За весь ХХ век и в начале нынешнего столетия просматривается определенная тенденция - население городов увеличивается, а сел уменьшается.

Многие исследователи объясняют интенсивное возрастание численности населения в городах Северной Осетии отсутствием должной социально-экономической инфраструктуры в селах. Причем в отличие от райцентров, столица Северной Осетии-Алании г. Владикавказ сосредотачивает на своей территории предприятия практически всех отраслей народного хозяйства, правда многие их них работают далеко не на полную мощность. Современные села не способны своими собственными силами обеспечить решение стоящих перед ними проблем экономического и социального развития. Быть может это будет под силу подрастающему поколению? Насколько эта задача выполнима?

Нам представляется, что сегодня основным источником разрешения этой проблемы может стать система высшего образования. В условиях советской власти действовали так называемые социальные лифты в виде специальных квот и система распределения выпускников вузов, которые позволяли планомерно обеспечивать регионы страны необходимыми кадрами. Даже в «лихие» 90-е годы ХХ века, когда были отменены эти мероприятия, существовали так называемые «целевые» наборы абитуриентов, которые, став студентами по получении специальности должны были вернуться в родные пенаты. Сегодня необходимо вернуться к накопленному положительному опыту. Тем более, что ситуация в селах 196

страны, мягко говоря, отличается кадровым голодом. Положение еще более усугубляется в национальных субъектах России.

По справедливой мысли известного педагога начала ХХ века С.И. Гессена задачей национального образования является создание и упрочение нации, что немыслимо без приобщения всех слоев народа к культуре и образованности, а сама нация является не целью культуры, а «ее естественным стилем и формой, а национальное образование есть не особый вид образования, а есть просто хорошее образование» [2, с. 354]. В конце ХХ образовательный уровень населения Северной Осетии характеризуется довольно высокими и прогрессирующими показателями. Вместе с тем вузах республики довольно быстрыми темпами стала уменьшаться численность приема учащихся на бюджетные места из сельских районов, что и без того ухудшило профессионально-отраслевую структуру кадров. Например, создавалась так называемая круговая порочная система с обеспечением сел учителями иностранных языков. Как правило, плохая подготовка абитуриентов из сел не давала им возможность пройти по конкурсу. Выпускники же городских школ в основном не хотели работать в школах и во многих стало обыденной реальностью, что в аттестатах в графе иностранный язык ставился прочерк.

Только за последние годы государство пытается навести порядок в этом вопросе. Так же как и в вопросах обеспечения сёл педагогическими кадрами. Одним из важнейших направлений развития педагогических инноваций в Осетии в конце ХХ - начале ХХ1 века является адаптированность учебно-воспитательного процесса к современным образовательным реалиям и технологиям и необходимость мониторинга качества образования. В рамках национального проекта «Образование» и в соответствии с так называемыми болонскими образовательными инновациями обучение в вузе рассматривается как длительный и многофакторный педагогический процесс. В нём обучающиеся получают знания отдельных учебных дисциплин слагающиеся в общий комплекс знаний, умений и навыков, т.е. профессиональную компетенцию.

Это требует обновления содержательного

материала, уточнения и оптимизации содержания учебных планов, создание новых учебно-методических пособий, направленных на закрепление полученных знаний, умений и навыков, формирование общей профессиональной компетентности студентов с учетом компетенции в области изучаемых дисциплин. Особое значение необходимо придать логико-структурному восприятию изучаемого явления, умению анализировать и синтезировать получаемые знания как внутри учебной дисциплины, так и за её пределами, как правило, в иных учебных дисциплинах и отраслях знаний.

эволюция образовательной парадигмы диктует необходимость смещения девиза образования «Делай так!» в сторону развития самостоятельности и утверждению девиза «Думай сам!». Хороший студент из объекта становится полноправным субъектом образовательного процесса. Для этого ему необходимо уметь оценивать собственный результат после каждого занятия, как выполнения самостоятельного домашнего задания, так и после выступления в аудитории, решении ситуационной задачи и т.д. Познавательная активность умело организованная и инициированная педагогом высшей школы обеспечивает и генерирует самостоятельный поиск знаний и апробацию его не только в теоретической, но и практических сферах, причем этот навык, как правило, сопровождает специалиста всю его сознательную жизнь.

Созданный в начале XXI столетия в Осетии-Алании культурно-образовательный потенциал обладает широкими имманентными возможностями для развития и самосовершенствования. В тоже время он нуждается в значительном совершенствовании, связанном с необходимостью более активного использования национальных традиций воспитания и образования, с одной стороны, и дальнейшей интеграцией с общероссийским культурно-информационным потенциалом, с другой стороны.

В этих условиях главным направлением развития сельских поселений закономерно становится обеспечение их связи с большими городами, в которых действуют высшие учебные заведения. Мы считаем важным подчер-

кнуть, именно высшие учебные заведения, а не их филиалы. Только вуз с соответствующей научно-учебной инфраструктурой, к которой относим наличие кафедр, в составе которых находятся ведущие ученые соответствующих отраслей знаний, не только имеющие учёные степени и научные звания, но и имеющие определенные современные научные достижения, положительные показатели научной востребованности в лице показателей так называемых индексов - «Хирш» и т.д., лаборатории и иные площадки для овладения профессиональными компетенциями, оснащенные определенной аппаратурой, а также с опорной сетью научно-педагогических связей с иными вузами, научными центрами и работодателями может способствовать развитию современных сел страны.

Деятельность же филиалов, (отдельного разговора заслуживает и вопрос коррупционных рисков), в основном часто ограничивается своеобразными «почтовыми» функциями пересылки учебных материалов, которые не всегда могут наладить интерактивную связь в удаленном режиме учащих и обучающихся в системе он-лайн, между тем как «живое» слово преподавателя обладает несомненными преимуществами, так как предполагает наличие качественной обратной связи, т.е. возможностью задать вопрос и получить на него исчерпывающую информацию.

Нам представляется, что так называемые малые города Осетии-Алании, Алагир, Ардон, Беслан, Дигора, Моздок, на территории которых действовали до недавнего времени филиалы, не в состоянии были обеспечить качественную работу, как, впрочем, и подавляющее большинство филиалов вузов страны, «закрытых» после определенных проверок. Сказанное, впрочем, не отрицает возможность применения блокчейн технологий которые только начинают использоваться в сфере высшего отечественного образования. В связи с этим особый интерес представляет использование зарубежного опыта в данной сфере. этот исследовательский интерес обусловлен прежде всего вниманием к веб-ресурсам следующего поколения, средствам массовой информации, расширенной реальности, умным городам и аналитике. Другие текущие инициативы КМ1

197

включают в себя: сотрудничество с стартапа-ми Gradbase и APPII; сотрудничество с Техасским университетом в Остине в глобальной сети аккредитационных значков; а также сотрудничество с British Telecom по предоставлению значков для их нового исследовательского института Tommy Flowers [3].

На сегодняшний день в Северной Осетии Алании действуют следующие вузы, которые мы предлагаем подразделить на имеющие и не имеющие бюджетные места, поскольку это довольно полно характеризуют их необходимость для государства и общества. Имеют бюджетные места Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), Горский государственный аграрный университет, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагуро-ва, Северо-Осетинская медицинская академия и Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Не имеют бюджетных мест филиал негосударственной Московской академии экономики и права и Владикавказский институт управления. Вместе с тем необходимо признать, что основной контингент вузов имеющих бюджетные места составляют студенты, обучающиеся на, так называемой, договорной основе.

Образовательный потенциал вузов современной Осетии сложился в результате социалистической культурной революции и индустриализации, хотя история одного из старейших вузов на Северном Кавказе - Северо- Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова - начинается в 1913 году, когда были созданы и начали деятельность Владикавказский учительский институт, Терская и Осетинская учительские семинарии и высшие Фребелевске курсы. Именно на безе этих учреждений в 1920 году декретом Советской власти был создан Северо-Осетинский педагогический институт. В 1969 году он был преобразован в Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. В университете обучается около 6000 человек, в его структуру входят 18 факультетов, 54 кафедры и 6 научно-исследовательских центров. Подготовка специалистов осуществляется по 198

29 направлениям бакалавриата, 19 направлениям магистратуры, действует аспирантура по 4 специальностям.

На втором месте по году основания находится Горский государственный аграрный университет. Он был основан в 1918 году. Ныне общее число студентов по дневной и заочной форме обучения составляет около 4000 человек. Ведомственная подчиненность вуза

- министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Обучение ведется не только по сельскохозяйственному профилю, но и по юридическим и экономическим специальностям.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» был основан в 1931 году. Его ведомственная подчиненность

- Министерство образования и науки РФ. Вуз давно перестал быть сугубо техническим, о чем красноречиво свидетельствуют следующие данные. В настоящее время в нем обучается около 5000 студентов, обучающихся по 21 направлению на 12 факультетах: горногеологическом, металлургическом, электромеханическом, архитектурно-строительном, электронной техники, экономическом, юридическом, пищевых производств.

Северо-Осетинская государственная медицинская академия, была основана в 1939 году. Ее ведомственная подчиненность Министерство здравоохранения РФ. В ней около 3500 человек поучают медицинское и фармацевтическое образование. Это единственный вуз, который в «лихие 90-е» не изменил своему профилю и не открыл прием на столь модные тогда экономические и юридические специальности. По инициативе ректора О.В. Ремизова вуз стал лидером среди вузов Осетии-Алании по привлечению иностранных студентов. В академии динамично развиваются научно-педагогические и методические школы, ведутся приоритетные научные исследования по актуальным проблемам здравоохранения.

Данные высшие учебные заведения современного города Владикавказа являются важнейшим фактором развития сельских

территорий в РСО-Алания. Темпы изменения численности выпускаемых специалистов сильно дифференцированы по отраслевым профилям экономики и можно констатировать, что подготовка специалистов для предприятий промышленности, а также сельского хозяйства в вузах Северной Осетии уменьшается как в силу уменьшения самих мест, так и количества обучающихся, что напрямую связано с контрольными цифрами приема на бюджетные места.

Вместе с тем следует признать, что за счет коммерческих мест выпуск специалистов растет, хотя в последнее время наблюдается т определенные ограничения в этом плане. это же касается отраслей непроизводственной сферы, а конкретнее здравоохранения и просвещения. В целом выпуск специалистов из высших учебных заведений на 10 000 человек населения республики значительно выше, чем в целом по стране и это при условии значительного сокращения как самих негосударственных вузов, так и их выпускников.

Нам представляется, что в нашей республике министерство образования и науки не в полной мере справляется с координирующей ролью в системе развития высшего образования, а предпринимаемые в этом плане инициативы вот уже трех республиканских правительств остаются, до сих пор на бумаге. И в этом не столько вина республиканской власти, сколько сказывается результат политико-правовых реалий на этот счет. это ведомственная разобщенность вузов, отсутствие единого централизованного начала в области высшего образования. Министерство образования и науки в пределах своей компетенции осуществляет деятельность по управлению, но в определенной мере оказывается бессильным перед «суверенитетом» ведомственных вузов.

Примером этого может служить длящееся ряд лет объединение Северо-Осетинского государственного педагогического института, находящегося в подчинении министерства образования и науки РСО-Алания и федерального Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова, горно-металлургическим техникумом, находящегося в подчинении министерства образования и науки РСО-Ала-ния и федерального горно-металлургического

института и т.д. Подобное положение дел в значительной мере задерживает реализацию долгосрочных и целевых республиканских программ развития образования.

Для всех отраслей социальной сферы характерны такие понятия, как организационная структура и организационная схема управления. Под организационной структурой мы понимаем деление организаций социальной сферы на те или иные подразделения, под организационной схемой управления распределение обязанностей и ответственности сотрудников организаций социальной сферы.

С точки зрения формирования трудовых ресурсов, а именно с точки зрения подготовки квалифицированных специалистов, весьма значительными являются определение приоритетных для республики направлений развития высшего образования и координация деятельности высших учебных заведений республики. Многое здесь может сделать успешно действовавший в советские годы под протекторатом партийных органов совет ректоров вузов Осетии. Именно он должен сыграть ведущую роль в создании системы профессионального образования на базе реализация системно кадровой политики в целях преемственности в подготовке специалистов высшей квалификации для сел республики.

Известно, что жизнедеятельность организации социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов: получение ресурсов из внешней среды, использование ресурсов для достижения цели организации, передача результата во внешнюю среду. В настоящее время самой неуправляемой частью является внутрипроизводственная подготовка и переподготовка кадров для села. Одновременно надо учесть, что важной задачей является необходимость найти возможность соединить в наибольшей степени интересы села и работника в области профессиональной подготовки и с учетом этих интересов подобрать наиболее эффективную форму его подготовки. Естественно, что совершенствование всей образовательной системы города для села зависит от экономической ситуации в регионе, т.е. финансирования данной системы. В условиях жесткой конкуренции особенно повышается роль и значение подготовки квалифицирован-

ных кадров для села. Недостаточная ориен- предложения на образовательные услуги, что тация на изменения в спросе и предложении пагубным образом может сказать на развитии ведет к росту рассогласованности спроса и нашего общества.

библиографический список

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Наука, 1998. 365 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.

Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.

3. Blockchainin Education [Электронный ресурс]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/

repository/bitstream/JRC108255/jrc108255_blockchain_in_education(1).pdf (дата обращения 02.04.2017 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.