Научная статья на тему 'Центр социально-гуманитарного образования'

Центр социально-гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр социально-гуманитарного образования»

За последние годы 154 студента экономического факультета прошли стажировку в вузах, финансовых компаниях и банках США, Голландии, Дании, Норвегии, Германии. Порядка 7% выпускников трудоустраиваются на работу по специальности в городах федерального значения.

Предметом гордости юридического факультета является студенческое научное общество, члены которого активно привлекаются к исследованию актуальных научных проблем и выступают с научными докладами на региональных, российских и международных конференциях.

Благодаря тому, что фармацевтический факультет оснащен современным оборудованием, студенты имеют возможность работать в компьютерном зале, знакомиться с последними достижениями фармацевтической науки. Студенты проходят производственную практику в базовых аптеках республики, на Пятигорской фармацевтической фабрике, фармацевтическом предприятии «Эльфарм», а также в Дигорском ущелье, богатом лекарственными травами.

Университет, будучи национальным достоянием, осознает всю меру своей ответственности перед образованием республики, культурными и духовными потребностями общества. Поддерживая постоянные

контакты с общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, центрами дополнительного образования, факультеты и общеуниверситетские кафедры активно работают над созданием различных материалов, методических рекомендаций, учебников и учебных пособий, направленных на учебно-методическое обеспечение республиканского компонента для всех учреждений образования. Наши специалисты систематически читают лекции и выступают на семинарах работников образования разных уровней, консультируют учителей, руководят их научно-педагогической работой, проводят научно-практические конференции и семинары.

Последовательно обогащая и развивая традиционные формы научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, коллектив университета дополнил их рядом социально-культурных акций и творческих починов, благодаря чему он как центр науки, культуры и просвещения играет значительную роль в духовной и культурной жизни региона.

Анализ сделанного и намеченного говорит о том, что наш университет по динамике своего научного и образовательного роста в ближайшее время станет вровень с ведущими вузами страны.

Центр социально-

гуманитарного

образования

З. КАНУКОВА, профессор

В недалеком прошлом, когда наше трансформирующееся общество было увлечено задачей избавления от «ядаидеологии» в науке, культуре, образовании и других сферах, а социальные и гуманитарные науки переживали сложное время вытеснения из учебного процесса вузов, руководство Северо-Осетинского госуниверситета приняло весьма дальновидное решение о создании Центра социально-гуманитарного обра-

зования (ЦСГО) - самостоятельного структурного подразделения, призванного осуществлять координацию учебно-методической и научно-исследовательской деятельности кафедр гуманитарного цикла. И только спустя более 10 лет Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ноябрь 2003 г.) даст рекомендацию ректорам всех вузов «принять меры по со-

зданию в вузах советов по гуманитарному и социально-экономическому образованию, оказанию содействия в их работе».

Центр был создан ректором университета профессором А.А. Магометовым, твердо убежденным в том, что гуманитарные науки - не дополнение, а необходимое условие всего процесса обучения студентов как будущих специалистов-профессионалов с высокой нравственной культурой, патриотизмом и гражданственностью. Преподаватели Центра были вдохновлены расширением академической свободы, отказом от монополии единственной идеологической парадигмы, самостоятельностью вузов в решении вопросов, связанных с организацией учебного процесса и его научно-методического обеспечения, возможностью разрабатывать и использовать авторские программы.

Основной концепцией становления и развития Центра стало обновление социально-гуманитарного образования, разработка новых организационных и методологических принципов, обеспечивающих не только фундаментальную общенаучную и специальную подготовку, но и духовное, нравственное, гражданское и художественно-эстетическое развитие личности студента.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом СОГУ, утвержденным Министерством образования Российской Федерации 28.06.2002 г., совместно с ректоратом, управлением учебно-методической работы, научно-методическим советом университета и деканатами разрабатывает учебные планы и программы социально-гуманитарного образования студентов, определяет базовые и специальные курсы кафедр. Общее руководство осуществляет выборный представительный орган - совет ЦСГО, состав которого формируется дирекцией Центра и утверждается приказом ректора на пять лет.

Методический совет ЦСГО систематически занимается совершенствованием форм и методов обучения, осуществляет контроль за учебно-методической деятель-

ностью кафедр, за подготовкой учебников, учебных и методических пособий, организует и проводит межкафедральные совещания и учебно-методические конференции.

ЦСГО объединяет 12 кафедр: философии, истории, культурологии, психологии, педагогики, экономики, политологии, английского языка, французского языка, немецкого языка, физической культуры и основ медицинских знаний. Они обеспечивают преподавание гуманитарных дисциплин на всех факультетах университета, знакомят студентов с многообразными научными отечественными и зарубежными направлениями, школами и концепциями.

Кафедры ЦСГО единодушны во мнении, что гуманитарные и социально-экономические дисциплины следует преподавать с учетом специфики факультетов. Без овладения философскими, психологическими, культурологическими и другими подходами трудно сформировать ученого, специалиста-творца, в лучшем случае можно подготовить хорошего ремесленника. Углубленное изучение гуманитарных наук с учетом специфики факультета способствует подготовке высококвалифицированных и высококультурных специалистов.

Обусловленное ГОСТами сокращение реальной педагогической нагрузки по базо-

вым курсам гуманитарных и социально-экономических дисциплин оставляет единственную возможность реализации указанной задачи - использование курсов по выбору студентов. Тематика этих курсов разрабатывается для конкретных факультетов или отделений. Так, кафедра психологии предлагает спецкурсы: «Медицинская психология» для фармацевтов, «Политическая психология» для историков, юристов, «Психология торговли» для экономистов, «Возрастная и педагогическая психология» для педагогов и др.; кафедра экономики разработала курс «Менеджмент в искусстве»

- для студентов факультета искусств, «Основы предпринимательства» - для фармацевтов и технологов; кафедра философии

- курс «Проблема времени в философии и физике» для студентов физико-технического факультета, «Логические основы юриспруденции» - для студентов юридического факультета и др.

Сотрудники Центра активно работают над созданием учебной литературы по каждой дисциплине. В последние годы методический совет ЦСГО рекомендовал к изданию многие учебные пособия, хрестоматии, словари, практикумы, методические указания и рекомендации, среди них: «Русско-немецкий словарь для химиков» (доц. Г.Н. Котоваева), «Немецко-русский словарь для экономистов» (доц. Н.В. Карсанова), «Англо-русский словарь к сборнику упражнений по грамматике» (коллектив кафедры английского языка), методическое пособие «Логические основы юриспруденции» (доц. Л.Х. Хадикова), методическое пособие «Тестирование как метод промежуточного контроля за самостоятельной работой студентов» (доц. Т.И. Малиева), сборник тестов по философии (доц. Т.Т. Бязрова), методические рекомендации по курсу культурологии «Культура Средневековья» (доц. С.А. Айларова), учебное пособие по курсу политологии «Социализация студентов через систему высшего образования». Профессор Т.П. Лолаев (в соавторстве) издал учебник для гуманитарных факультетов и дополнительного образова-

ния «Концепция современного естествознания: философское осмысление» (М.-Влади-кавказ, 2003) и учебное пособие «Математика и культура» (М., 2004).

Одной из важных задач коллектива ЦСГО является реализация национально-регионального компонента образования. На кафедрах проводятся исследования проблем этнопедагогики, этнопсихологии, региональной истории и культуры, результаты которых внедряются в учебный процесс.

В 2004 году кафедра культурологии была преобразована в кафедру этнокуль-турологии. Осуществляя преподавание основ мировой цивилизации и культуры в рамках курса «Культурология», невозможно и нелогично обойти проблематику традиционной культуры Осетии и всего Кавказа. Без этого невозможно воспитать этническую толерантность, адекватность в восприятии этнонационального характера культуры. Студенты должны получать знания об историческом многообразии культур, о роли этнического фактора в эволюции мировой культуры, о формах и способах межэтнической коммуникации, о причинах этнических конфликтов и о других актуальных вопросах.

Этнологические знания обогащают и профессиональную подготовку: юристы получают возможность изучения традиционной правовой, политической культуры и обычного права, лингвисты - знания о культуре народов в странах изучаемого языка, экологи - об этнической экологии, о традиционных системах природопользования, экономисты - о традиционной культуре первичного производства: хозяйственно-культурных типах, промыслах, ремеслах, об этнических особенностях современной экономики, студенты факультета физической культуры - о народных играх и видах спорта, их связи с философскими системами, магией и ритуалами, педагоги - о социализации ребенка в традиционном обществе, педагогической культуре народа, психологи - об особенностях национального менталитета.

Сотрудники кафедр разработали оригинальные спецкурсы, которые читаются на всех факультетах. В Центре социально-гуманитарного образования действует методический кабинет, призванный обеспечивать преподавателей и студентов современной научной, учебной и учебно-методической литературой и периодикой, материалами научных конференций и совещаний, методических семинаров по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования, а также информацией о готовящихся научных мероприятиях. Это особенно важно в условиях недостаточного развития информационной среды и снижения мобильности профессорско-преподавательского состава.

Важным направлением деятельности ЦСГО является организация и координация научно-исследовательской работы кафедр.

Современный уровень развития гуманитарной науки предполагает комплексный антропологический подход к решению многих актуальных проблем и применение новой методологии, основанной на принципах междисциплинарной интеграции. Структура Центра позволяет осуществлять постановку и разработку многих научных проблем с использованием методологических принципов, сложившихся в исторической, культурологической, философской, этнологической, психологической, педагогической, экономической и других отраслях гуманитарного знания.

В настоящее время кафедры продолжают работу над созданием коллективных полидисциплинарных проектов.

В ЦСГО постоянно действует методологический семинар под руководством заведующего кафедрой философии, доктора философских наук, профессора Т.П. Лола-ева. На заседаниях семинара обсуждались следующие проблемы: «Глобализация и традиционная культура», «Метафизика свободы», «Концепция гендера в гуманитарной науке», «Повседневность как проблема истории», «Направление времени: новый взгляд на проблему».

Методологический семинар проводит также обсуждение докторских диссертаций сотрудников Центра, в котором часто принимают участие коллеги из Кабардино-Балкарского госуниверситета, Северо-Осетин-ского института гуманитарных и социальных исследований, Владикавказского научного центра Российской Академии наук.

В Центре систематически проводятся научные конференции. Так, с 25 по 27 февраля 2004 года проходила конференция «Религия в современном обществе», получившая широкий научный и общественный резонанс. Полиэтничность, поликонфесси-ональность республики обусловили исследовательский интерес к историческому опыту межконфессионального общения. Христианские, мусульманские, иудейские общины в своем большинстве сохранили свою этнокультурную самобытность, но при этом сумели выработать формы толерантного существования. Поэтому никого не удивило участие в работе конференции представителей официальных конфессий -Благочинного православных церквей Северной Осетии о. Владимира и заместителя председателя Исламского культурного центра муфтия С. Малиева. Гостем и активным участником был также доктор теологии, пастор из Сеульского университета Канг Хи Чан.

На конференции были подняты интересные вопросы о перспективах диалога православной и исламской конфессий, об отношении к сектантству, о взаимоотношениях власти и церкви, о том, каким быть современному священнослужителю, какие забытые, утраченные формы общения с паствой следует возрождать сегодня, о природе повышенной религиозности, кризисе духовности и «религиозном ренессансе».

Ежегодно кафедры Центра проводят «Дни науки». Кроме традиционных кафед-рально-секционных заседаний, в рамках «Дней науки» в 2004 г. состоялась научная конференция «Университет, культура, общество» с участием коллег из Республики Ингушетия, депутатов парламента респуб-

лики и городской думы Владикавказа; проведен круглый стол «Роль университета в формировании политической элиты»; в ходе общей научной конференции проводилось междисциплинарное обсуждение многих актуальных вопросов, над которыми работают сотрудники разных кафедр. Так, в обсуждении наркомании как глобальной проблемы человечества приняли участие психологи, медики, педагоги, преподаватели кафедры физического воспитания. Выявленные межпредметные интересы могут стать основой серьезных научных исследований.

В октябре 2004 года в ЦСГО была проведена научно-практическая конференция «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования», где было заслушано и обсуждено 11 докладов по проблемам преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Были обсуждены проект «Программы модернизации гуманитарного и социально-экономического высшего профессионального образования в России (20042008 гг.)» и другие материалы Всероссийского совещания заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Москва, МГУ, 2003 г.).

К 85-летнему юбилею СОГУ сотрудники Центра подготовили к печати сборник научных трудов «Социально-гуманитарные исследования» под редакцией проф. А.А. Магометова, где нашли отражение основные научные направления кафедр.

Профессорско-преподавательский состав Центра участвует в конкурсах грантов и различных федеральных программах. Наибольших успехов достигла кафедра психологии, возглавляемая молодым доктором наук А.Ю. Белогуровым. Разрабатываемая кафедрой проблема «Психолого-педагогические особенности развития личности в условиях этнорегиональной образовательной системы» включена в план исследований Южного отделения РАО на 2004-2007 гг. Научный проект А.Ю. Бело-гурова «Национально-региональный компонент в стратегии модернизации российс-

кого образования» получил грант РГНФ. На 2004-2005 гг. запланирован научно-исследовательский проект сотрудников кафедры совместно с кафедрой психологии МГУ по теме «Психологическое сопровождение людей, пострадавших в результате террористических актов», а на 2005-2007 гг. -научный проект по психолого-педагогическому сопровождению подготовки экономистов в условиях университетского образования.

Зав. кафедрой философии, профессор Т.П. Лолаев получил грант РГНФ «Проблема времени, вечности и бесконечности», а также грант РФФИ «Причины самоорганизации материи». Т.П. Лолаевым опубликовано более 30 работ по проблемам пространства и времени, а также по философским проблемам космологии.

На кафедре педагогики (зав. каф. проф. Б.А. Тахохов) организована подготовка кадров через аспирантуру, докторантуру, систему соискательства. За последние два года три человека защитили докторские диссертации и 18 - кандидатские. Ежегодная научная продукция кафедры составляет около 40 п.л. На кафедре работают пять докторов наук, которые рецензируют диссертации, составляют внешние отзывы, выступают в качестве официальных оппонентов, являются членами диссертационных советов в других вузах региона. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс не только университетом, но и школами республики, где сотрудники кафедры проводят «мастер-классы», круглые столы и консультации.

Ученые ЦСГО активно участвуют в международных, всероссийских и региональных конференциях.

Только за последние три года сотрудниками Центра было издано более 500 статей и 24 монографии. Перспективы дальнейшей работы связаны с открытием новых специальностей в аспирантуре - этнологии и политологии.

На кафедрах ЦСГО организована научно-исследовательская работа студентов,

итоги которой подводятся на ежегодных «Днях науки». Кроме секционных заседаний, многие кафедры практикуют организацию олимпиад, круглых столов, деловых игр.

Преподаватели Центра принимают участие в воспитательной работе, используя возможности философии, психологии, педагогики, культурологии для формирования у студентов научного мировоззрения, культуры нравственного поведения.

Кроме того, в Центре организовано кураторство сотрудников на всех факультетах, проводятся встречи с представителями творческой, научной и политической элиты республики, а также благотворительные

студенческие акции в детских домах, доме престарелых «Забота».

Включение России в Болонский процесс как важный фактор создания единого европейского образовательного пространства ставит перед коллективом Центра насущные задачи обновления содержания и структуры гуманитарного образования, использования современных информационных образовательных технологий и механизмов контроля качества, интеграции учебного и воспитательного процесса, поддержания необходимого кадрового потенциала преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Ш. ДЖИГКАЕВ, профессор

Факультет осетинской филологии стал воплощением извечной мечты народа о высшем образовании на родном языке. Уже в XIX веке сложилась национальная интеллигенция, получившая образование в высших учебных заведениях России. Но событием исторической важности стало открытие кафедры, а затем и факультета осетинской словесности. Данный факультет является объектом особой гордости всей передовой общественности Осетии, ибо он, по всеобщему признанию, стал очагом национальной культуры и народного образования, кузницей радетелей просвещения и творческих сил народа.

Нашествие татаро-монголов уничтожило аланское царство. Разрушены храмы, сожжены священные книги, утрачена письменность, иссякли источники и средства образования. Но память народа сохранила воспоминания о книге - ее восхваляли легенды и предания, она становилась предметом культа, местом ее хранения считались святилища. Прервалась «связь времен», разорвана цепь культурной традиции. Но Осе-

Очаг национальной культуры

тию осенило солнце нового времени. Она вошла в XVIII веке в состав Российской империи. Появились церковные школы. Создается новая письменность на основе кириллицы. Издаются переводы Священного писания и учебная литература.

Рубеж XIX и XX столетий стал перио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.