Научная статья на тему '«Русский язык» в структуре университета'

«Русский язык» в структуре университета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Русский язык» в структуре университета»

познавательной активности абитуриентов. Понимание этого положения обусловило нашу работу со средними образовательными учреждениями. В настоящее время 28 кафедр университета создали свои филиалы в школах, гимназиях, лицеях, в которых профессора и доценты консультируют педагогов, проводят научно-практические конференции, мастер-классы, круглые столы, руководят научно-методической работой учителей. За последние пять лет шесть директоров и завучей школ защитили кандидатские диссертации по педагогике под руководством профессоров Г.Н. Александрова, З.К. Каргиевой, Б.А. Тахохова. Ежегодно кафедра педагогики выпускает 1-2 сборника научных работ преподавателей и учителей школ, проводит методические семинары. В текущем учебном году 23 профессора и доцента работают в школах в качестве учителей старших классов, приобщают учащихся к самостоятельному научному поиску (по экологии, двуязычию и многоязычию, биологии, ботанике, культурологии, топонимике, культуре русской и осетинской речи и т.д.).

Научно-методический совет университета подготовил рекомендации по содержанию национально-регионального компонента

профессионального образования, предусмотрев рациональное сочетание федеральной и региональной составляющих, инвариантной и вариативной частей, сохранение базового ядра российского образовательного пространства и в то же время возможность учета национально-республиканских потребностей. Региональный компонент призван соединить познавательную самостоятельность студентов с той социокультурной средой, которая им близка и понятна и в которой они, скорее всего, будут заниматься профессиональной деятельностью.

Мы рассмотрели один аспект многоплановой работы научно-методического совета университета - управление самостоятельной работой студентов. «За кадром» остались такие направления нашей деятельности, как создание единой методической системы университета, работа по внедрению рейтинговой системы контроля, междисциплинарная интеграция в образовательном процессе, разработка и апробирование кредитно-модульных многоуровневых программ и некоторые другие.

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

А. ОЛЕЙНИКОВА, профессор '(РУССКиЙ ЯЗЫК» В

структуре университета

В республике Северная Осетия-Алания русский язык, наряду с осетинским, является государственным, что создает правовые основы для его функционирования и развития. В условиях поликультурного пространства Осетии использование русского языка ориентировано, с одной стороны, на его сохранение как национального достояния с тысячелетней историей, с другой - на активное изучение и повседневное

употребление как средства общения и орудия интернационализации, формирования и пропаганды культуры межнациональных отношений.

Этот постулат и лежит в основе деятельности кафедры русского языка, которая около 80 лет участвует в подготовке филологов, преподавателей-словесников.

Организационно кафедра была оформлена в 1926 году, когда на работу был при-

глашен крупный специалист по общему языкознанию и кавказоведению, профессор, доктор филологических наук М.Я. Не-мировский, который возглавлял кафедру в течение 16 лет (1926-1942 гг.). В последующие годы кафедрой заведовали профессора Б.А. Алборов, В.И. Абаев, К.Е. Гагка-ев, К.Л. Ряшенцев, Л.М. Бесолов.

Открытие в 1969 году университета обусловило необходимость привлечения в состав кафедры лиц с университетским образованием, прошедших аспирантскую подготовку в ведущих вузах страны и овладевших современными технологиями преподавания и научных исследований.

С этой целью были установлены связи с кафедрами русского языка и общего языкознания Ленинградского университета, в аспирантуре и докторантуре которого в разное время были подготовлены один доктор наук и 12 кандидатов наук под руководством таких известных ученых, как Ю.С. Сорокин, Н.А. Мещерский, В.В. Колесов, Ю.А. Маслов, Л.Г. Герценберг, Г.Н. Акимова и др. Научные контакты продолжаются: за последние пять лет в аспирантуру СПбГУ на конкурсной основе поступили 4 выпускника.

В настоящее время на кафедре русского языка работают 14 преподавателей, в числе которых два доктора и девять кандидатов

наук. В составе кафедры: министр образования республики проф. А.А. Левитская, заслуженный деятель науки Северной Осетии проф. Б.В. Кунавин, заслуженный работник высшей школы РФ и заслуженный работник образования республики проф. А.И. Олейникова. Профессор, доктор наук Е.В. Сенько награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», проф. А.И. Олейникова - орденом Трудового Красного Знамени,четырьмя медалями, доц. Т.А. Глотова - медалью «За трудовую доблесть».

Сотрудники кафедры активно участвуют в федеральных программах «Университеты России», «Русский язык». За период 2000-2003 гг. преподавателями получено восемь грантов за выигранные проекты: пять по ФЦП «Русский язык», три - по программе «Университеты России».

Проблема функционирования русского языка в условиях осетино-русского билингвизма - одно из основных направлений научной деятельности кафедры. Собственно говоря, и вся учебная, методическая работа кафедры связана с системно-интегрирую-щим исследованием русского языка в сравнительно-историческом и сопоставительнотипологическом аспектах.

Очень важным и принципиальным фактором стало участие кафедры русского языка СОГУ в федеральной программе «Русский язык» по различным проблемам, касающимся взаимодействия, взаимовлияния русского и осетинского языков.

В 2000 году ученые работали по теме «Проведение исследований по изучению развития двуязычия. Создание информационной базы по проблемам русского языка в РСО-Алания» (руководитель А.А. Левитс-кая). На функциональной основе осуществлена систематизация наработанного кафедрой материала по проблемам двуязычия на всех языковых уровнях во взаимодействии лингвистической теории и методики преподавания русского языка в национальном вузе, выработаны рекомендации по освоению и внедрению новых методов обучения,

направленных на повышение культуры владения русским языком.

По результатам исследования А.А. Ле-витская 27 апреля 2001 года выступила с докладом «Положение русского языка в Республике Северная Осетия-Алания» на Совете по русскому языку при Правительстве РФ.

Второй проект (руководитель доц. З.И. Годизова, декан факультета русской филологии) «Русский язык и языки народов Северного Кавказа: функциональное и структурное взаимодействие» связан с организацией международной конференции, которая была проведена 26-28 ноября 2001 года во Владикавказе совместно с Министерством образования Российской Федерации. В ее работе приняли участие более 200 человек, в том числе ученые из Москвы, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Волгограда, Астрахани, всех республик Северного Кавказа. Материалы конференции, изданные отдельной книгой, востребованы как лингвистами, так и учителями школ.

Третий проект (руководитель доц. Т.А. Глотова) - «Взаимодействие и взаимовлияние русского и осетинского языков: история и современность. Вопросы культуры русской речи в условиях осетино-русского билингвизма» - был успешно реализован.

Сотрудниками кафедры русского языка было проведено 10 телевизионных передач и 5 выступлений по радио. Рекомендовано больше внимания уделять изучению этноречевых этикетов, способствующих бесконфликтному функционированию русского языка в многонациональных социумах.

Кафедра продолжила работу по этой проблеме, и в 2003 году был выигран проект по теме «Изучение функционирования русского языка в средствах массовой информации Северной Осетии в условиях осетино-русского билингвизма» (руководитель З.И. Годизова). В декабре 2004 года исполнители проекта приняли участие в VI Международной конференции «Журналистика-2004», проходившей в Минске, и опубли-

ковали в материалах конференции результаты своих исследований в рамках данного проекта.

Исследования в формате ФЦП «Русский язык» имеют не только теоретическое значение. Их результаты активно реализуются, внедряются в учебный процесс. Так, на занятиях по циклу лингвистических дисциплин постоянно проводятся параллели между русским и осетинским языками, относящимися к единой индоевропейской семье языков, выявляются их генетические и типологические свойства, объясняются различия.

Важно заметить, что при этом преподаватели сосредоточивают внимание обучаемых не только на анализе различных форм сопоставляемых языков, но и изучают их содержательную сторону, ибо язык - это не простая совокупность фонем, слов и их сочетаний, но и универсальная содержательная структура, функционирующая в социуме. Русско-осетинские взаимосвязи находят широкое отражение в проблематике спецкурсов, спецсеминаров, тематике курсовых и дипломных работ.

Ежегодно сотрудники кафедры публикуют учебные пособия, научные статьи, методические рекомендации по разнообразным аспектам двуязычия. Например: «Неологи-зация в русском и осетинском языках» (проф. Е.В. Сенько), «Сопоставительная характеристика причастий в современном русском и осетинском языках» (проф. Б.В. Ку-навин), «Из опыта преподавания культуры речи в условиях двуязычия» (проф. А.И. Олейникова), «Соотношение семантических категорий таксиса в русском и осетинском языках» (доц. З.И. Годизова), «О функциональном и семантическом соответствии осетинских аспектуально-грамма-тических категорий в современном русском языке» (проф. А.А. Левитская) и мн. др.

На факультете осетинской филологии имеется двухпрофильная специализация: осетинский язык и литература, русский язык и литература. В структуре факультета существуют соответствующие кафедры русско-

го языка в национальной школе и русской литературы в национальной школе.

В нашем университете успешно функционирует аспирантура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в национальной школе)», открыт диссертационный совет, на котором защитили кандидатские диссертации 12 человек, в том числе 4 - представители Дагестана и Кабардино-Балкарии.

На всех специальностях университета преподается культура русской речи и стилистика русского языка. Этим занимается кафедра культуры речи и языка массовой коммуникации факультета журналистики.

В условиях национальной республики особенно важен сопоставительно-типологический, системно-интегрирующий метод обучения и исследования языков. Он позволяет привести студентов к пониманию взаимосвязи национальных языков, культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории частного и общего, национального и межнационального.

Регионально-ориентированное использование языка, по словам К.Д. Ушинского, «создает инстинкт местности» и в то же время расширяет представление о странах, народах-носителях языков.

Известно, что современный уровень развития мировой цивилизации требует единого культурно-образовательного пространства и интеграции процессов обучения. Это обусловило необходимость решения достаточно сложного комплекса теоретических и педагогических проблем, связанных с такими явлениями, как поликультурность, полиэтничность, многоязычие.

На кафедре русского языка СОГУ сложился определенный опыт работы по подготовке филологов, преподавателей с учетом духовного потенциала обучаемых путем приобщения их к общечеловеческой культуре в аспекте социального опыта. Это проявляется в выборе дисциплин специализации определенной направленности, использовании межпредметных и внутрипред-метных связей, совершенствовании функ-

ционального билингвизма, лингвистического страноведения и правоведения и т.п.

Так, спецсеминар «Язык и общество» позволяет студентам представить язык, речь в едином, внутренне связанном виде на основе глобальных представлений о человеческом общении, о его универсальных закономерностях, национально-культурной и ситуативно-прагматической специфике.

Спецкурс «Слово и дух книги проповедуют» (слова, высеченные на памятнике святым равноапостольным Мефодию и Кириллу на Славянской площади в Москве) способствует формированию личности как носителя языка с ее этно-, социопсихологическими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность.

В республике Северная Осетия-Алания созданы благоприятные условия для глубокого изучения, понимания всего своеобразия и специфики духовного строя и мышления народов, населяющих ее. В ней созданы 26 национально-культурных центров, входящих в общественно-политическое движение «Наша Осетия», в том числе и славянский центр «Русь».

Каждый язык - это своеобразное видение мира, определенное мироощущение народа, сотворившего язык, и поэтому в республике каждую весну проходят масштабные мероприятия, посвященные Дню осетинского языка и литературы (15 мая) и Дню славянской письменности (24 мая).

Ежегодно в подготовке, проведении праздника славянской письменности принимают участие преподаватели и студенты факультета русской филологии. Это стало неотъемлемой частью воспитания истинных ценителей русской культуры и мировой культуры в целом. Не случайно десять сотрудников, в том числе пять преподавателей кафедры русского языка, были награждены медалью Академии российской словесности «Ревнителю просвещения в память 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина».

Примечателен и тот факт, что в дни юбилея А.С. Пушкина на территории СОГУ в

торжественной обстановке с участием президента республики А.С. Дзасохова был открыт памятник поэту.

Коста Хетагуров, основоположник осетинского литературного языка, и А.С. Пушкин, «светоч русской поэзии», стали символами единения, взаимопроникновения, взаимовлияния культур двух народов, многие столетия живущих вместе.

В то же время в учебный процесс вуза внедряются дисциплины национально-регионального компонента (осетинский язык, духовная культура Осетии и др.) с целью формирования этнокультуроведческой компетенции и осознания кумулятивной функции языка.

Выпускники факультета во многих случаях оказываются способными занять достойное место в самых различных сферах деятельности. Почти все (98%) учителя-словесники в республике являются выпускниками факультета. Среди них около пятидесяти человек - заслуженные учителя РСФСР, РФ, РСО-Алания. В республиканском конкурсе «Учитель года - 2004» три выпускника победили в номинациях «Традиции в образовании», «Инновации в образовании», «За вдохновение и артистизм». Из числа выпускников факультета около 150 человек стали докторами и кандидатами наук, в том числе нынешний министр образования республики профессор А.А. Левитская, ректор Северо-Осетинско-го государственного педагогического института, доцент Л.А. Кучиева, ректор Института цивилизаций доцент А.Г. Черчесов, профессора ведущих вузов, НИИ Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда К. Кулаев, Ю.В. Красиков, З.Б. Цаллагова, В. Компане-ец и др. Писатели, поэты, журналисты, театроведы, общественные деятели - в «копилке» лучших питомцев факультета.

Кафедра русского языка имеет длительный опыт международного сотрудничества. В разное время, начиная с 50-х годов, наши сотрудники направлялись в зарубежные

командировки в качестве советников посольства нашей страны по вопросам науки и преподавателей русского языка: в КНДР, КНР, ГДР (проф. К.Л. Ряшенцев), СРР (доц. А.Т. Басиева), Алжир (доц. М.У. Картоев), Ирак (доц. Р.К. Елоева), Китай (доц. З.Ф. Белянская) и др.

Особенно активно эта область деятельности стала развиваться с 1994 года, когда по инициативе ректора университета проф. А.А. Магометова вуз стал активно сотрудничать с ЮНЕСКО. И, как результат этого, - участие преподавателей кафедры в престижных международных конференциях, обмен студентами, обучение иностранных студентов и стажеров и др.

За последние 10 лет на кафедре русского языка обучались и стажировались студенты из США, Канады, Турции, Испании, Италии.

В ноябре 2004 г. делегация университета, возглавляемая ректором, находилась с деловым визитом в Российско-Армянском (славянском) государственном университете. В составе делегации была декан нашего факультета З.И. Годизова. В подписанном договоре о сотрудничестве определены актуальные проблемы, над которыми начали работать сотрудники двух вузов, в первую очередь -филологи, историки, кавказоведы. Планируются совместные научные исследования, публикации, конференции, обмен преподавателями, научными трудами и др.

В условиях национальной республики особое значение приобретает межкультур-ная коммуникация, языковые контакты, высокая культура двуязычия, необходимая для равноправного общения народов республики и в целом России, поэтому, с одной стороны, должно сформироваться национальное самосознание, осмысление значимости родного языка в жизни народа, необходимость развития его духовно-нравственного мира, с другой - признание и понимание ценностей культуры и языка русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.