детей проявляется осознанное и сопереживаемое отношение в процессе взаимоотношений с другими людьми, т. е. формируются нравственно-психологические свойства младших школьников (милосердие, доброта, терпимость и т.п.), которые необходимы для развития межэтнической толерантности. Среди эффективных, на наш взгляд, видов деятельности и методов обучения, способствующих развитию культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте можно выделить следующие: организация учебно-исследовательской работы; работа над проектами; работа с научной литературой и интернет источниками; методы самостоятельного наблюдения, игры, «мозговая атака».
Таким образом, в качестве основных форм и методов формирования межэтнических компетенций младших школьников можно выделить проблемный и частично-поисковый методы, метод проектов, познавательные и практико-ориентированные задания. Спецификой интегрированного курса «Окружающий мир» можно считать этнически разнящиеся афористические регламентации сходных жизненных ситуаций, которые являются как бы вариантами некой единой инвариантной основы.
В качестве цели изучения всего курса, а также его разделов ставится формирование соответствующих методических компетенций, а в качестве средства формирования выступает деятельностный метод. Так, например, в учебнике 1 класса «Окружающий мир» [4] имеются задания, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса: предлагается организация совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, природным объектом и т.д.), самостоятельных построений алгоритмов и т.п.
Концептуальными идеями учебно-методического комплекса «Окружающий мир», разработанного нами в рамках поликультурной модели полилингвального образования стали:
- формирование в сознании младших школьников целостной научной картины социоприродного и поликультурного мира через призму национальной, российской и мировой культур;
- воспитание российской гражданской идентичности, национального самосознания, уважения к культуре своего и других народов, знание природы и общества родного края, страны, мира;
Библиографический список
- освоение общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном обществе, определение места и роли личности в окружающем мире;
- формирование эколого-экономической, валеологической культуры и навыков безопасной жизнедеятельности, в том числе и на основе приобщения к народной мудрости и национальным традициям;
- использование родного и общегосударственного языков в качестве инструментов познания, окружающего природного и социального миров [3].
В учебно-воспитательной работе начальной школы возможно использование педагогического потенциала народной афористики. Идея добра и любви в афористическом наследии народов - главенствующая. Множество смежных фольклорных (песенных, сказочных, эпических) проекций данной идеи позволяет осмыслить и отомкнуть соответствующий информационный блок народных знаний и представлений. В данном случае под словом любовь фольклорные тексты позволяют понимать не только и не столько сентиментальные чувства, не только привязанность к родным, но также чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения, расположения [5]. Именно такая семантика прочитывается в слове любовь, входящем во многие афористические тексты. Такая любовь - источник доброго отношения ко всем людям, природе. Наполненность такой любовью - основа единства со Вселенной, духовного роста, гармонизации чувств и одновременно - лучшая защита человека, ибо следование принципам духовности - это, вместе с тем, профилактика дезадаптации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней души и тела. При формировании культуры межэтнической толерантности у младших школьников необходимо тесное сотрудничество школы и семьи. Этнокультурный императив поликультурной модели полилингвального образования в РСО-Алания подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на подготовку младших школьников к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.
1. Кокаева И.Ю. «Окружающий мир» в формировании поликультурного самосознания младших школьников. Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы Международной научной конференции. 2006.
2. Жукова О.В., Киргуева Ф.Х. Сущностная характеристика межэтнической толерантности. Современные наукоемкие технологии. 2018; 6: 177 - 181.
3. Кокаева И.Ю. Значение поликультурной модели полилингвального образования в создании комфортной образовательной среды и психоэмоциональном оздоровлении младших школьников (на примере РСО-Алания). Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 57-8: 70 - 75.
4. Кокаева И.Ю. Окружающий мир, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2010.
5. Пренко Л.И. Формирование межкультурной компетенции школьников в поликультурной образовательной среде (на материале материнской и младшей школы Франции). Диссертация... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2015.
References
1. Kokaeva I.Yu. «Okruzhayuschij mir» v formirovanii polikul'turnogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov. Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2006.
2. Zhukova O.V., Kirgueva F.H. Suschnostnaya harakteristika mezh'etnicheskoj tolerantnosti. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2018; 6: 177 - 181.
3. Kokaeva I.Yu. Znachenie polikul'turnoj modeli polilingval'nogo obrazovaniya v sozdanii komfortnoj obrazovatel'noj sredy i psiho'emocional'nom ozdorovlenii mladshih shkol'nikov (na primere RSO-Alaniya). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 57-8: 70 - 75.
4. Kokaeva I.Yu. Okruzhayuschij mir, 1 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya. Vladikavkaz, 2010.
5. Prenko L.I. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii shkol'nikov v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede (na materiale materinskoj i mladshej shkolyFrancii). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2015.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 378
Kulikova S.V., senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
LABOR EDUCATION AS A BASIS FOR TRAINING FOR FUTURE ENGINEERS. The article deals with a problem of labor education of future engineers. The article reveals a content of "work", gives different interpretations of it, summarizes the practical experience of the teachers of the mechanical and technological institute of State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen) in forming a positive attitude towards work as a human value and fostering hard work for future engineers. The urgency of
the labor educational process in the university is conditioned by the introduced professional standards. The author substantiates the idea that labor education promotes the development of personal qualities and professional self-determination of students, helps early immersion in the profession, which changes the attitude of students towards obtaining an engineering education in a positive way.
Key words: labor education, diligence, engineering work, mental labor, physical labor.
С.В. Куликова, ст. преп. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень,
E-mail: [email protected]
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
В данной статье рассматривается проблема трудового воспитания будущих инженеров. Статья раскрывает содержание понятия «труд», даются разные его трактовки, обобщается практический опыт работы преподавателей механико-технологического института Государственного аграрного университета Северного Зауралья (г. Тюмень) по формированию положительного отношения к труду как человеческой ценности и воспитанию трудолюбия у будущих инженеров. Актуальность трудового воспитательного процесса в вузе обусловлена введенными профессиональных стандартов. Обосновывается мысль о том, что трудовое воспитание способствует развитию личностных качеств и профессиональному самоопределению студентов, помогает раннему погружению в профессию, что меняет в позитивную сторону отношение студентов к получению инженерного образования.
Ключевые слова: трудовое воспитание, трудолюбие, инженерный труд, умственный труд, физический труд.
На протяжении многих веком физический труд был основой жизни человека. Во второй половине ХХ века в обществе меняется отношение к труду, в научной среде активно обсуждается вопрос о «конце труда в его классическом понимании» [1]. С этого момента расширяется понятие труда: труд делится на физический и умственный. С развитием наукоемких технологий умственный труд стал превалировать над физическим, но лучший результат в деятельности человека достигается при гармоничном сочетании этих видов, особенно если речь идет о будущих инженерах.
Трудовое воспитание должно играть значительную роль в формировании трудолюбия у будущих инженеров, которое помогает в выстраивании собственной жизненной траектории, формировании личностных качеств и повышении своей самооценки, что влияет на конкурентоспособность в профессии. Отношение к труду как нравственной ценности у будущих инженеров рассмотрим в качестве одной из целей воспитательного процесса в вузе.
Рассмотрим разные трактовки понятия «труд». В толковом словаре В. Даля читаем: «Труд - работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое на-пряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет» [2]. В словаре русского языка С. Ожегова дано такое определение: «Труд - целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения» [3]. В Энциклопедическом социологическом словаре труд определяется как «целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей...» [4].
В современной системе образования воспитательная работа со студентами становится приоритетным направлением работы преподавателя. Частью такой работы является трудовое воспитание, что актуально для инженерного направления подготовки. В профессиональных стандартах педагога профессионального образования прописаны необходимые умения «Обеспечивать формирование у студентов устойчивого, позитивного отношения к своей будущей профессии» и трудовые действия, направленные на поддержку личностного и профессионального самоопределения студентов [5]. Трудовое воспитание будущих инженеров способствует выполнению этих требований профессионального стандарта, оно должно стать часть образовательного процесса и основой внеучебной работы. Необходимо не только прививать трудолюбие, а формировать правильное отношение к труду, чтобы он приносил радость.
В условиях законодательно закрепленных норм труда, гибкой занятости, значительные массы людей работают сверхурочно, выполняют огромные объемы работы, мотивируя это карьерными устремлениями, семейными обязанностями, нуждами предприятия и пр., что в результате обусловливает ставшую широко распространенной патологическую зависимость от труда, который уже давно не просто средство для обеспечения насущных потребностей, а демиург, формирующий жизнь современного человека [6].
Проблемы современного трудового воспитания обусловлены сменой парадигм в постсоветский период конца прошлого столетия. Получение «доходного» места после окончания вуза стало приоритетом у молодёжи. Неважно как учился, чему учился, главное - получить место (лучше всего в офисе) с высокой зарплатой при минимальных затратах на физические усилия. Такая ситуация привела к росту непрофессионализма во многих трудовых коллективах. Некоторые исследования профессиональных и карьерных планов российской молодёжи свидетельствуют о том, что после получения диплома для большинства молодых людей важна не реализация себя в профессии, а попадание в те сложившиеся экономические ниши, где старт, даже с самых низких должностных позиций, сразу дает больший доход [7].
Работа инженера в агропромышленном комплексе России в начале своей карьеры преимуществ в оплате труда не обещает, но государство помогает в получении субсидий на строительство жилья или его покупку на селе. Во время обучения в вузе важно сформировать у студентов позитивное отношение к труду, как умственному, так и физическому, привить трудолюбие как основу будущей успешной профессиональной деятельности. Задача преподавателя, в частности, куратора студенческой группы подготовить студентов психологически к первым шагам в карьерном росте. Поэтому кураторские часы должны быть направлены на повышение интереса к своей профессии и воспитывать гордость за ее выбор, ценностное отношение к жизни, ответственность, сформировать позитивное отношение к инженерному труду, развить критическое мышление, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Интересен опыт кураторов механико-технического института Государственного аграрного университета Северного Зауралья (г. Тюмень), которые проводят в обязательно порядке кураторский час, посвященный инженерному труду. В качестве примера рассмотрим сценарий кураторского часа «Труд инженера в агропромышленном комплексе». Цель часа - показать будущим инженерам основополагающую роль умственного и физического труда в освоении профессии. При подготовке к кураторскому часу студентам, продолжающим инженерную династию, дается задание подготовить рассказ о своей семье. По результатам многочисленных опросов, проводимым со студентами механико-технического института, ежегодно на первый курс поступает от 16% до 20% ребят, решивших продолжить семейную династию, 95% из них сельские жители. На кураторский час обязательно приглашаются представители инженерных профессий из ведущих предприятий агропромышленного комплекса Тюменской области.
Кураторский час можно начать со стихов, посвященных профессии инженера, хорошо подходят стихи Анатолия Манса.
Куратор. Профессия инженера всегда представляла собой не только умственный труд, но и физический. Интеллектуальный ресурс предприятия, в том числе и сельскохозяйственного, складывается из «системы совокупности форм интеллектуальных ресурсов индивидуумов (физический ресурс, ментальный ресурс, социальный ресурс, эмоциональный ресурс, духовный ресурс)» [8]. Труд воспитывает в человеке трудолюбие, которое помогает познать будущую профессию, активизирует мыслительную деятельность и дает прочные профессиональные навыки.
Студентам дается задание вспомнить все пословицы, где труд играет первостепенную роль, фильмы о человеке труда, в частности, о людях инженерной профессии. По окончанию задания куратор подсчитывает количество пословиц, фильмов и убеждает студентов, что труд - одна из важнейших ценностей современного общества.
Студент. Я хочу рассказать о своей династии инженеров-механиков в сельскохозяйственном производстве юга Тюменской области. (Доклад на 10 минут со слайдами).
После доклада студента дают слово приглашенным инженерам агропредприятий Тюменской области. Они делятся своим профессиональным опытом с будущими коллегами, о том, как учились и как начинали свою трудовую деятельность, чего достигли в профессии и благодаря чему. Общение продолжается в виде диалога, что позволяет студентам узнать все тонкости, положительные и отрицательные стороны профессии. Такой диалог является кульминацией кураторского часа. Подобные встречи с профессионалами помогают студентам осознать правильность выбора профессии, значимость такой ценности как труд, мотивирует на получение профессиональных знаний и познание основ профессии. С другой стороны, специалисты предприятий могут обратить внимание на активных и любопытных студентов и пригласить их на практику в свое агропредприятие с возможным в дальнейшем трудоустройством.
Одним из видов трудового воспитания можно рассматривать участие в студенческих трудовых отрядах, что позволяет как можно раньше погрузиться в профессию. «В настоящее время формирование студенческих отрядов происходит в большей степени по профессиональному признаку... Работа в отрядах дает возможность получить первичные профессиональные навыки и опыт работы в будущей профессиональной деятельности с возможностью дальнейшего трудоустройства» [9, с. 479]. В ГАУ Северного Зауралья в настоящее время работает шесть профессиональных отрядов, одни из них отряды инженерного направления «Механизатор» и «Энергия». Бойцы отряда «Механизатор» осваивают современную сельскохозяйственную технику, помога-
Библиографический список
ют аграрным предприятиям обрабатывать почву и собирать урожай. Бойцы отряда «Энергия» прокладывают электропроводку в строящихся жилых домах, учатся вести документацию, работая на предприятиях АО «Тюменьэнерго» в сельских районах юга Тюменской области.
Из беседы с участниками студенческих трудовых отрядов узнаешь, что такая работа помогает им в постижении азов профессии, получении первичных навыков, учит работать в коллективе, вызывает интерес к будущей профессии, мотивирует к продолжению получения образования. Такие студенты не задают вопрос: зачем мы изучаем ту или иную дисциплину (тему), которая, как им кажется, не относится к профессии. Меняются личностные качества студентов, они становятся более серьезными, ответственными, мобильными, с повышенной мотивацией к исследовательской работе.
Полезно с профессиональной точки зрения участие в различных конкурсах, например, в признанном конкурсе WorldSkills и в проводимом ежегодно среди механизаторов Тюменской области конкурсе «День поля». Участие в конкурсе помогает оценить студентам свой профессиональный уровень и обозначить пути совершенствования.
Каждый преподаватель должен осознать значимость трудового воспитания для будущих инженеров, на занятиях больше уделять внимание практической и исследовательской работе, проводить интерактивные занятия на предприятиях, мотивировать студентов к самообразованию и осознанному отношению к профессии, поощрять участие в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах, работу в студенческом трудовом отряде. Трудовое воспитание способствует развитию профессионального самоопределения, которое формируется на протяжении всей трудовой деятельности человека, формирует уверенную и самодостаточную личность, готовую принимать взвешенные решения. Стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, совершенствованию трудовых навыков и умений будущего инженера - это не только залог успешной карьеры, но и путь самореализации в профессии и счастливой жизни.
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. Перевод с английского. Под редакцией В.П. Иноземцева. Москва: Логос, 2005.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Русский язык, 1982; Т. IV.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Мир и образование, Оникс, 2011.
4. Энциклопедический социологический словарь. Общая редакция Г.В. Осипова. Москва: ИСПИ РАН, 1995.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ № 608н. Москва, 2015.
6. Сидорина Т.Ю. Вопрос о труде и смысле жизни. Вопросы философии. 2013; 11: 3 - 14.
7. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н. Молодёжь России. Москва: Московская школа политических исследований, 2011.
8. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс как основной компонент оценки интеллектуальной активности национальной экономики в современных институциональных условиях республики Беларусь. Проблемы современной экономики: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017.
9. Куликова С.В. Роль студенческих отрядов в получении профессионального опыта студентов. Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса: сборник статей всероссийской научной конференции. Тюмень, 2017.
References
1. Bauman Z. individualizirovannoe obschestvo. Perevod s anglijskogo. Pod redakciej V.P. Inozemceva. Moskva: Logos, 2005.
2. Dal' V. TolkovyJ slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1982; T. IV.
3. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Moskva: Mir i obrazovanie, Oniks, 2011.
4. 'EnciklopedicheskiJsociologicheskiJslovar'. Obschaya redakciya G.V. Osipova. Moskva: ISPI RAN, 1995.
5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Prikaz № 608n. Moskva, 2015.
6. Sidorina T.Yu. Vopros o trude i smysle zhizni. Voprosy filosofii. 2013; 11: 3 - 14.
7. Gudkov L., Dubin B., Zorkaya N. Molodezh'Rossii. Moskva: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2011.
8. Golovchanskaya E.'E. Intellektual'nyj resurs kak osnovnoj komponent ocenki intellektual'noj aktivnosti nacional'noj 'ekonomiki v sovremennyh institucional'nyh usloviyah respubliki Belarus'. Problemy sovremennoJ 'ekonomiki: sbornik materialov XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2017.
9. Kulikova S.V. Rol' studencheskih otryadov v poluchenii professional'nogo opyta studentov. integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya Agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. Tyumen', 2017.
Статья поступила в редакцию 05.10.18
УДК 378
Masyagin S.V., Vice-Rector of Department of Educational Activities, ANO IN INNOPOLIS, postgraduate, Department of Pedagogy, Military University of Defense Ministry of Russian Federation (Innopolis, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE PEDAGOGICAL PROVISION OF PRE-UNIVERSITY TRAINING FOR FUTURE STUDENTS OF THE DIGITAL ECONOMY. The theoretical analysis of scientific concepts "pedagogical support" and "pre-university training" is carried out in the article. The specifics of the formation of competencies of specialists in the digital economy are revealed. The substantiation of the normative and legal status of the concept "pre-university training" has been carried out. The article concludes that the contents of this notion