УДК 378.035.3: 63
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
© 2016
Гордиенко Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение и социально-педагогические дисциплины» Шевченко Светлана Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение и социально-педагогические дисциплины» Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина (308513, Россия, Белгород, улица Студенческая, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Авторами в данной статье проанализированы теоретические и практические пути формирования ценностного отношения студентов аграрного университета к будущей профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду. По мнению авторов, современная молодежь после окончания обучения в профессиональных образовательных организаций не имеет желания реализовать себя по полученной специальности, особенно в сельском хозяйстве. Проблема трудоустройства вызвана рядом объективных и субъективных причин: низкий уровень заработной платы; ограниченность сферы социальных связей; недостаточная обеспеченность жильем; отсутствие престижа будущей профессии. В результате у большей части современной молодежи, обучающихся в университете аграрного профиля сформировалось негативное отношение к сельскохозяйственному образованию и сельскохозяйственному труду. Авторы данной статьи предлагают пути повышения мотивированности обучающихся к будущей профессии. В статье обоснована философско-педагогическая проблема воспитания и социализации студентов в учебно-воспитательном процессе, дан анализ форм, методов и приемов работы по формированию ценностного отношения студентов-аграриев к будущей профессиональной деятельности. Подчеркнута мысль о том, что профессиональное становление будущего специалиста необходимо осуществлять с первых дней пребывания в образовательной организации профессионального образования. Качественная организация и сопровождение учебно-воспитательного процесса, как указывают авторы, позволит сформировать ценностное отношение к профессиональному труду.
Ключевые слова: профессиональное становление, воспитание, профессионализм, ценностное отношение к труду, крестьянский труд, профессиональная деятельность.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF THE ORGANIZATION PROFESSIONAL EDUCATION ON THE FORMATION OF STUDENTS VALUE ATTITUDE TO WORK
© 2016
Gordienko Irina Vladimirovna, сandidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
«Vocational training and socio-pedagogical discipline» Shevchenko Svetlana Nikolaevna, candidate of philosophy sciences, associate professor of the department «Vocational training and socio-pedagogical discipline» Belgorod State Agricultural University named after V.Y. Gorin (308513, Russia, Belgorod street Student's, 1, е-mail: [email protected])
Abstract. The authors of this article analyzed the theoretical and practical ways of formation of the valuable relation of students of agrarian university for future professional activities and agricultural work. The authors believe that today's young people after graduation in vocational educational institutions has no desire to realize themselves in their specialty, especially in agriculture. employment problem is caused by a number of objective and subjective factors: low salaries; the limited scope of social relations; insufficient supply of housing; lack of prestige of the future profession. As a result, much of today's youth, studying at the University of agrarian formed a negative attitude to the agricultural education and agricultural work. The authors of this article offer ways to increase the motivation of students for their future profession. In the article the philosophical and pedagogical problem of education and socialization of students in the educational process, the analysis of the forms, methods and techniques of work on the formation of the valuable relation of students to the farmers of the future professional activity. It emphasizes the idea that the professional formation of the future expert should be implemented from the first days of stay in the educational institution of vocational education. Quality organization and support of the educational process, as indicated by the authors, will form valuable attitude to professional work.
Keywords: professional formation, education, professionalism, value attitude toward labor, peasant labor, professional activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Профессионально-личностное становление будущих специалистов-аграриев происходит сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях. В сельское хозяйство сегодня активно внедряются инновационные формы хозяйствования. Новые условия требуют и новых специалистов, хорошо знающих не только основы производства, но и шонимающих новые современные реалии рынка. Как справедливо отмечал П.Н. Осипов, «Сельское хозяйство все более становится индустриальным, в нем применяется все более сложная техника. Поэтому сельскому хозяйству сегодня нужен специалист нового типа. Пополнение трудовых ресурсов сельского хозяйства почти полностью идет за счет подрастающего поколения. Оно обладает более высоким уровнем образования, чем старшее поколение, имеет возможность получить разностороннюю специальную подготовку через систему непрерывного профессионального образования» [10, с.47].
В аграрном секторе существенные изменения пре-
терпевает и государственная политика, в ней все очевиднее ощущается обеспокоенность сохранением продовольственной безопасности России [13-18], стремление обеспечить экономически выгодные условия для продуктивной деятельности отечественных сельскохозяйственных производителей.
Реальностью последнего десятилетияРстановится устойчивая тенденция, направленная на модернизацию технологической сферы АПК [19-22], в котором востребованы молодые, творческие специалисты, хорошо знающие свою профессию, владеющие современной техникой и технологией, стремящиеся успешно и эффективно работать на земле [23-28].
К сожалению, негативным итогом преобразований в аграрном секторе явилось сокращение доли активных и профессионально подготовленных молодых специалистов. Мы являемся свидетелями того, что в настоящее время на сельском рынке труда сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, увеличилось число безработных, с другой - сельскохозяйственные предприятия испытывают дефицит специалистов сельскохозяй-
ственных профессий [2, с.47]. Современная молодежь по окончании среднего профессионального и (или) высшего образовательного учреждения, в частности сельскохозяйственной направленности, не имеет желания реализовать себя в сельском хозяйстве. В числе главных причин нежелания молодежи связывать свою профессиональную деятельность с сельским хозяйством являются: низкий уровень заработной платы; ограниченность сферы социальных связей; удаленность культурных центров; недостаточная обеспеченность жильем; отсутствие престижа и высокооплачиваемое™! будущей профессии. В результате у большей части современной молодежи сформировалось негативное отношение к сельскохозяйственному образованию и сельскохозяйственному труду. При этом формирование и развитие трудового потенциала любой отрасли находится в прямой зависимости не только от образовательного, профессионального, интеллектуального уровня молодых специалистов, но и в значительной степени от их мотивации в сфере труда, профессиональной подготовки и от доминирующих в данной сфере ценностных ориентации и установок.
Из истории известно, что важнейшую роль в формировании ценностного отношения к труду в русской культуре сыграла русская крестьянская община. Это было связано с подчинением интересов отдельного человека интересам всей общины, что позволяло русскому народу сохранить этническую самобытность, самостоятельность и независимость.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Неизгладимый отпечаток на русский национальный характер труда, по мнению русского историка В.О. Ключевского, наложила специфика природно-климатических условий. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил. Сжатый цикл сельскохозяйственных работ не способствовал укреплению в россиянине привычки регулярного, упорного труда [3, с. 385]. Природная среда определила особенности формирования типа хозяйствования, всей системы жизнедеятельности людей, трудовых навыков и умений. Однако ценность труда в русской культуре неоднозначна и противоречива, как и многие другие ее ценности. С одной стороны, труд для себя осуществляется с величайшим напряжением сил, а с другой - труд может осуществляться без полной отдачи. В.О. Ключевский справедливо заметил, что нигде, кроме России нет такой непривычки к постоянному ровному размеренному труду, и что ни один европейский народ не способен столь напряженно трудиться короткое время. То есть основной особенностью российского отношения к труду признается импульсивность - смена периодов трудолюбия и абсолютной лени [цит. 29, с. 159]. Таким образом, в отличие от западной культуры, где труд рассматривается как средство дохода, в России труд выступает как средство жизнеобеспечения.
Говоря о ценностях молодого поколения, необходимо отметить, что в современных условиях труд, являясь важным компонентом сознания молодых людей, претерпевает существенные метаморфозы, связанные с наполнением его новым содержанием и смыслом. Для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной [30, с.88]. Для большинства молодых людей труд, особенно в сельской местности, не представляет ценности и, к сожалению, не рассматривается как источник удовольствия, самовыражения и самосовершенствования. А сельские профессии и имидж сельского труженика для будущих молодых специалистов не являются привлекательными [2]. При этом культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер. В этой связи Д. 106
Трубицын называет современное российское общество «обществом потребления» [30, с. 214].
Доминирование потребительских ценностных ори-ентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. В молодежной среде, как и в современном потребительском обществе в целом, отсутствует единая устоявшаяся иерархия ценностей. В настоящее время трудовые ценности как фактор самореализации подрастающего поколения недостаточно закреплены в структурах сознания и не всегда могут мотивировать его трудовую деятельность. Вместе с тем сегодня можно наблюдать сосуществование таких процессов как преемственность традиционных ценностей, исторически присущих русской культуре, так и становление, массовое распространение потребительских интересов.
Мы являемся свидетелями того, что в современном обществе фактически формируется новая культура, в ценностно-нормативное поле которой активно вовлекается молодежь, названная А.М. Кондаковым «поколение Z» [32, с. 98]. Данная категория обладает своим, новым взглядом и отношением к традиционным ценностям. В этом заключается основная проблема формирования ценностного отношения к сельскохозяйственному труду в сознании современной молодежи. Поэтому важно в процессе обучения в аграрном вузе разработать комплекс мероприятий по формированию профессиональных ценностных ориентаций студентов к сельскохозяйственному труду. А в связи с тем, что любой вид профессиональной деятельности имеет свою специфику, необходимо определить факторы, условия, педагогические формы и методы воспитательной работы, влияющие на формирование профессиональных ценностных ориента-ций к труду в аграрном секторе.
Ценностное отношение к труду формируется в процессе социализации личности и зависит от многих факторов, объективных и субъективных. При проектировании фор^ воспитательной по формированию ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, следует учесть объективные факторы: ориентацию студентов fra уровень престижности профессии, отношениеf к данной профессии в обществе, возможность профессиональной мобильности, уровень материального вознаграждения за профессиональный труд и др.
Субъективная позиция обучающихся формируется в образовательном процессе через закрепление интереса к избранной профессии, учета психологических особенностей характера и темперамента личности, создание условий и возможности человека связать свою жизнь с тем или иным видом профессиональной деятельности, мотивации желания вернуться и работать в сельской местности, прежде всего, студентам из села.
Как считает А.В. Кирьякова, ценностное отношение к труду выражается чаще всего: в принятии личностью объективных jцелей деятельности для руководства собственного участия в ней; в понимании личностью смысла выполняемой деятельности; в активном участии личности в деятельности; в практическом овладении личностью различными способами выполнения определенного вида деятельности [5]. Ценностное отношение к профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду формируется через осознание личностью значимости этой деятельности, развитие устойчивых профессиональных интересов, эмоциональное переживание результатов своего труда, воспитание стремления к активному созидательному труду.
По мнению А.К. Кидалинской, устойчивые мотивы выбора профессий аграрного профиля студентами являются j более интересными и привлекательными для выходцев из сельской местности, т.к. они уже знакомы с условиями и характером труда в сельском хозяйстве, в отличие от городской молодежи [4, с.25-27]. Автор справедливо подчеркивает, что жизнь в сельской местности имеет ряд предпосылок j для формирования интеллек-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
туальной и физической работоспособности сельских школьников, j заинтересованности в будущей профессиональной деятельности. Первичный опыт сельскохозяйственного труда и в связи с этим развитие моторики рук, творческая внешкольная j активность, включение в самообслуживающий труд, часто связанный у школьников с интересом к технике, - все это является немаловажным фактором успешного профессионального становления будущего земледельца [4, с. 26]. Данный фактор необходимо учитывать при организации образовательного процесса в аграрном вузе. По мнению ряда ученых у(А.Г. Барабанов, В.Е. Гурин, М.П. Гурьянова, С.И. Дергачев, А.К. Кидалинская, М.Я. Любин, Г.Ф. Суворова и др.), подготовка к трудовой жизни в сельской местности включает в себя не только готовность к j профессиональной деятельности, но и готовностьупринятия специфических особенностей сельского образа жизни, тесно связанных с особенностями сельскохозяйственного труда.
Анализируя специфические условия процесса трудового воспитания сельских подростков, А.Н. Ходусов отмечает, что существенное влияние на формирование, развитие и j проявление общественно-трудовой активности оказывают объем и характер сельскохозяйственного труда подростков в реальных условиях сельской местности [31, с.15].
При формировании профессиональной направленности личности и ценностного отношения к труду важным является положительный пример трудовой деятельности родителей, друзей семьи, близких родственников, особенно работающих в сельской местности. Если с раннего возраста ребенок ощущает в семье уважение к сельскохозяйственному труду, труженику, работающему на земле, проникается чувствами любви и бережного отношения к земле, осознает социальную важность и жизненную необходимость сельскохозяйственных профессий, то можно утверждать, что, избрав профессию аграрного профиля, в будущем он станет хорошим специалистом, настоящим профессионалом своего дела.
Рассматривая проблему ценностного отношения студентов аграрного университета к профессиональной деятельности, следует рассматривать труд как активную созидательную деятельность человека (А.Г. Пашкова, А.Н. Ходусова, Н.Е. Щурковой и др.). А.Г. Пашков отмечает: «Труд - созидательная деятельность, которая направляется стремлением создания реальных жизненных ценностей, материальных и духовных (нравственных, познавательных, эстетических), охватывающих широкую сферу общественных потребностей и интересов человека, учитывающих не только сегодняшние нужды, но и запросы ближайшего будущего» [31, с.26]. По мнению Н.Е. Щурковой, ценностное отношение личности к труду соединяет в себе всю систему ценностных отношений индивида к жизни, к обществу, к родине.
Формирование целей статьи (постановка задания). Из сказанного следует, что сущность ценностного отношения студентов аграрного вуза к профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду проявляется в:
- осознании личностью социальной значимости и важности сельскохозяйственных профессий;
- наличии устойчивых профессиональных интересов к аграрному труду;
- ощущении чувства любви к земле, к природе, чувства гордости и глубокого уважения к труду земледельца, крестьянина;
- осознанном стремлении личности к творческой профессиональной деятельности в сфере агропромышленного комплекса.
В ходе осуществления воспитательной деятельности в вузе аграрного профиля, формировании ценностного отношения к сельскохозяйственному труду важным является духовно-нравственное воспитание личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает наличие внутренней нравственной сущности человека, ис-
точника его активности. Основой духовных поисков человека выступают его сформированные с детства нравственные идеалы. Духовность развивается в процессе нравственно-эстетического освоения мира и проявляется в созидательном творческом труде на благо общества и своего края. Основные сферы духовного воспитания личности связаны с нравственным, эстетическим, гражданским, трудовым и профессиональным воспитанием. Если духовное воспитание формирует внутреннюю нравственную сущность человека, его нравственные идеалы, то j нравственное воспитание основано на регулировании системы отношений личности к людям, обществу, самому себе, оно вводит студента в систему j принятых в социуме норм, формирует опыт деятельности, позволяющий осознать разумность поступков, j побуждает к добрым делам, формирует желание сделать себя и j окружающее жизненное пространство более совершенным. !
Социальному воспитанию личности в вузах следует уделять большее внимание. Ведь включение индивида в систему общественных отношений, поддерживающих социальные нормы, ценности, установки, а также самостоятельное осознание воспроизводства индивидом усвоенного в своем поведении. Для педагогической теории и практики воспитания в образовательном процессе актуальной является проблема поиска эффективных методов и способов нейтрализации действий негативных факторов стихийной социализации (изучение влияния групп сверстников, роли СМИ, Интернета, наркомании j и др.).
Составным компонентом социального и профессионального воспитания является гражданское воспитание
- воспитание личности как гражданина правового демократического российского государства. Оно вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг, сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. В ходе гражданского воспитания студента идет процесс формирования его гражданского самосознания, «Я j -концепции» - осознание личностью своей принадлежности к государству, своих прав и обязанностей. Что проявляется в стремлении найти свое место в обществе, реализовать себя в социально-полезной деятельности.
Составной частью j гражданского воспитания, возрастающей в условиях кризиса общества и государства, является патриотическое воспитание. Как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему j Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и защите интересов своей страны и края. Главное в патриотическом воспитании
- стимулирование гражданской ответственности воспитания, направленной на ускорение процесса преодоления недостатков, повышение его уровня, от которого зависит, в конечном итоге безопасность и процветание j России.
Социальное и профессиональное воспитание взаимосвязаны, взаимообусловлены и лишь отдалены временем. Социализация начинается с рождением ребенка, процесс трудового воспитания своими истоками уходит в период раннего и позднего детства, а профессиональная ориентация начинается в подростковом периоде и начале ранней юности. Начало профессионального становления происходит в профессиональных образовательных организациях среднего и высшего образования. Под профессионализмом понимается подготовленность личности к выполнению задач профессиональной деятельности. Предпосылкой достижения профессионализма является достаточно высокое развитие профессионально важных профессиональных качеств личности и компетенций.
Профессиональное воспитание должно осущест-
вляется в личностно-развивающем профессиональном образовательном пространстве образовательных организаций, которое позволяет более полно проявлять и реализовать возможности обучаемого и согласовывать их с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями. Целью личностно-развиваю-щего профессионального обучения и воспитания является создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым - преподавателем - куратором студенческой группы, когда к каждому студенту относятся как к высшей самостоятельной ценности. Содержания, методы, приемы, формы и средства обучения и воспитания обеспечивают эффективное развитие индивидуальности обучаемого, способствуют формированию важных профессиональных качеств, таких как компетентность, стремление к непрерывному самообразованию, использованию своих знаний на протяжении всей своей трудовой и профессиональной деятельности, конкурентоспособность, максимальное развитие творческих способностей и учетом индивидуальных особенностей студентов. Такое профессиональное образование и подготовка к практической профессиональной деятельности в наибольшей степени отвечают требованиям подготовки специалистов в современных условиях.
Следовательно, в процессе профессионального воспитания личности будущего специалиста-агрария должны участвовать все сотрудники вуза. Как отмечает П.Н. Осипов, для того, чтобы формируемые у студентов качества личности стали показателями их профессионального становления, необходимо согласование действий всех субъектов педагогического процесса [8, с.29].
Профессиональное становление специалиста начинается с первых дней его пребывания в вузе. Поэтому очень важно, чтобы студенты первого курса сразу почувствовали себя членами большой дружной студенческой семьи, ощутили атмосферу взаимопонимания и поддержки.
Для оптимальной морально-психологической адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу аграрного вуза, сложившимся в нем профессиональным нормам, ценностям, традициям, следует организовать и провести ряд воспитательных мероприятий и кураторских часов со студентами по проблемам: «Путь в профессию», «Современный инженер, специалист АПК», «Сельский механизатор», «Твоя будущая профессия - работать на земле», «В мире профессий». В ходе проведения данных мероприятий студентам следует показать социальную значимость аграрных профессий, их необходимость для жизнеобеспечения страны и региона. Важным условием формирования ценностного отношения студентов аграрного вуза к профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду должно стать формирование социально-ценной мотивации профессиональной деятельности будущих специалистов аграрного производства.
Студентов всех курсов и направлений подготовки следует привлекать к участию в конкурсах стенных газет «Моя специальность вчера и сегодня», «История сельскохозяйственного образования в России» по факультетам университета. Важно, чтобы при подготовке стенных газет было то, что кураторы смогли создать атмосферу сотрудничества, заинтересовать студентов в совместной деятельности, раскрыть их организаторские, творческие способности. Рассматривая сотрудничество как важное условие раскрытия педагогом способностей воспитанника, Н.А. Жокина подчеркивает: «Педагог становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоутверждения, самоопределения, самореализации» [7, с.62].
Важное место в воспитательной деятельности занимает участие студентов и кураторов групп в Гпроведении 108
профессиональных декад. Программа профессиональных декад может включать: проведение олимпиад по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, интеллектуальных турниров, познавательных конкурсов «Защити свою профессию» или «Исторический калейдоскоп аграрных профессий», где интересно и увлекательно может быть представлена история каждой профессии. Интерес у студентов вызовут интеллектуальные игры по s дисциплинам общегуманитарного цикла, т.к. педагогическое взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов способствует профессионально-личностному развитию всех участников совместной деятельности. С одной стороны, преподаватели помогают студентам в профессионально-личностном развитии, а с другой стороны, студенты стимулировали развитие и самосовершенствование преподавателей вуза осваивать новые образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС ВО. Совместная творческая деятельность будет способствовать формированию единой социально-психологической общности «студенты - преподаватели», созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Педагогический такт, умение увидеть в каждом студенте элементы творчества, индивидуальной неповторимости будут являться показателями высокого профессионализма педагога, гуманного, личностно-ориен-тированного отношения к студентам.
Личностно-ориентированное отношение к личности будущего специалиста-агрария основано на признании его как высшей ценности, уважения личности, ее ценностных ориентиров, идеалов, убеждений, жизненных установок. Сегодня говорят гуманизации! образовательного процесса, именно он является важным условием развития профессиональных ценностей студентов, так как вместе с преподавателями студенты постигают основы профессионального мастерства, открывают мир избранной профессии, формируют уважение к труду.
Для студентов-аграриев интересными станут для написания будущих выпускных квалификационных работ тематические выставки современной научной и исследовательской литературы по вопросам аграрного производства в России, за рубежом и других регионах. Старшекурсники могут совместно с преподавателями организовать и принять участие в конференции «Молодой специалист», организовать заседание «круглого стола» по проблеме: «Что я знаю о своей будущей профессии (специальности)».
Эффективной формой профессионального воспитания будущих компетентных специалистов-аграриев в вузе являются диспуты. Проведение диспута требует подготовки со стороны организаторов. Необходимо выбрать не только актуальную тему диспута, но и подготовить актуальные для студентов вопросы, которые будут вынесены для обсуждения, например: «Герой нашего времени - кто он?», «Нужна ли молодежи политика?», «Кто накормит современную Россию?», «Утрачивает ли Россия продовольственную независимость?», «Станет ли земля в России частной собственностью?», «Земля для человека, или человек для земли?», « Планета Земля - наш дом?», «Восполнимы ли природные ресурсы?», «Почему природа может мстить человеку?», «Человек привык брать от природы все. А отдавать?» и др.
Важным условием успеха в проведении дискуссии или диспутов является знание интересов студенческой молодежи, возрастных и социально-психологических особенностей студенческой аудитории. Традиционно диспут проводится в отдельной студенческой группе, где сложился благоприятный тип межличностных отношений, существует свой положительный микроклимат. При проведении диспута важно, чтобы каждый студент мог свободно высказать свою точку зрения, проанализировать позицию своих товарищей по обсуждаемым проблемам. Тема диспута должна затрагивать проблемы будущего специалиста. Преимущества данных методов воспитания в том, что при обсуждении актуальных АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
вопросов формируется не только нравственные и профессиональные убеждения, но происходит зарождение и развитие диалогической культуры личности, которая необходима современному специалисту. Участие студентов в диспуте способствует развитию саморефлексии. Даже если студент активно и не участвует в обсуждении отдельных вопросов, то все равно в его сознании возникают вопросы, которые он задает себе, пытается сопоставить свою точку зрения с мнением сокурсников, своих друзей и товарищей. Формирование объективной самооценки личности является одним из главных условий становления грамотного, квалифицированного специалиста [1, с. 52-67].
Традицией для многих аграрных университетов стало проведение фольклорных праздников, которые способствуют выявлению у студентов музыкальных и поэтических способностей, воспитывают уважение к народной, сельской культуре. При подготовке к фольклорному празднику организаторы используют народные костюмы, которые студенты заимствуют у бабушек и дедушек: старинные русские шали, платки, кушаки, поневы, кокошники, бережно хранимые в их домах. Прикосновение к старым вещам, предметам крестьянского быта передает уникальный колорит русской народной культуры, позволяет ощутить целую гамму чувств и эмоций, а участие в фольклорных праздниках, позволяет проникнуться чувством любви к земле и природе, уважения к человеку труда. Несомненно, что вся народная культура рождается из труда, трудовой деятельности, которые выступают основой жизни человека, залогом его счастья и благополучия.
Студенты аграрного университета должны знать пословицы и поговорки, как истоки народной культуры, связанные с трудолюбием и крестьянским трудом. В российской крестьянской семье пословицы и поговорки всегда были частью культуры, отражали отношение к труду, Родине, родителям, друзьям. Русские пословицы и поговорки всегда учили трудолюбию, необходимости труда для каждого человека, например, «От работы убежишь - в нужду попадешь», «Великий почет не живет без хлопот», «Каково испечешь, таково и съешь», «Что посеешь, то и пожнешь», «Не топор кормит, а работа». В русских пословицах и поговорках говорится не только о важности труда, но и о его качестве, для чего работнику необходимо проявлять терпение, усердие и желание: «Скоро дерево садят, да не скоро с него плоды едят», «К большому терпению придет и умение», «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», «Скорость - не спорость», «Всякое дело концом хорошо», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Русские пословицы и поговорки являются уникальной культурной традицией нашего народа, являются элементом русской культуры, а для сельских тружеников важными качествами человека всегда были честность, искренность, добрый юмор.
Коллективные творческие дела обладают большим воспитательным потенциалом, традиционным мероприятием в вузе является торжественное посвящение в студенты - «День первокурсника», - когда старшекурсники всех факультетов специально для первокурсников готовят праздничную программу в форме рекламного калейдоскопа профессий. Такие праздники проходят ярко, торжественно, под девизом: «Хвала рукам, что пахнут хлебом!», «Хлеб - всему голова», «Землю надо любить», «Хлебосольная земля Русская!», особенно посвященные Дню работника сельского хозяйства. При подготовке таких программам студентов наполняет ощущение единой, дружной семьи, сотрудничества, которое жизненно необходимо для аграрного вуза.
Традицией для многих вузов стало коллективное творчество при подготовке встреч в клубе веселых и находчивых - КВН. Профессиональные КВНы являются одной из педагогических технологий по организации досуга студентов, которые способствуют раскрытию и раз-
витию творческих способностей студентов. Стремление к достижению общей цели, которая объединяет всех членов творческого коллектива, влияет на развитие в личности будущего специалиста-агрария таких качеств как коллективизм, ответственность, товарищество.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Показателями ценностного отношения к профессиональной деятельности специалистов-аграриев являются любовь к земле, чувство гордости и уважения к сельскохозяйственному труду. Развитию эмоциональной культуры студентов, чувственному восприятию своей профессии способствует проведение встреч с выпускниками вуза, специалистами сельского хозяйства. Эти встречи обладают огромным воспитательным потенциалом, т.к. с их помощью студенты ощущают особую гордость за свою академическую семью, ее трудовые успехи и достижения.
Таким образом, ценностное отношение студентов вуза аграрного профиля к социально-профессиональной деятельности и сельскохозяйственному труду следует формировать с первого курса обучения. Сферой профессионального воспитания должна стать целенаправленная программа по обеспечению необходимых условий для формирования ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности. Ведущими из них являются: сфера учебной, воспитательной и познавательной деятельности, через которую осуществляется обогащение новыми знаниями, расширение кругозора, повышение интеллектуального уровня личности; сфера творческого, духовного развития, в которой проходит формирование эмоциональной культуры специалиста, развитие эмпатии, творческой индивидуальности, творческого начала личности; сфера профессионально-трудовой деятельности, в которой происходит освоение и закрепление профессиональных умений и навыков, привычек и стереотипов профессионального поведения и деятельности, обретается опыт строительства профессионально-трудовых отношений, обеспечивается развитие самостоятельности, инициативы, активной созидательной деятельности будущего специалиста; сфера формирования здорового образа жизни, в которой личностью осваиваются традиции и нормы поведения, отношения к ресурсам человеческого организма, основы гигиены и бережного отношения к своему здоровью; сфера досуга и студенческого быта, через которую идет формирование представлений будущего специалиста о рациональном использовании свободного времени, выработке правильного режима учебной деятельности и отдыха, эстетике рабочего места и домашней обстановки, получают развитие навыки социальной коммуникации, делового и личного общения, происходит обмен социокультурным и профессиональным опытом и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гордиенко И.В. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы в профессиональном образовательном учреждении / И.В. Гордиенко. Монография, Белгород, 2013. - 133 с.
2. Духина Т.Н. Социологический анализ социокультурной составляющей содержательности труда сельского труженика // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. - №3(3). - С.87-90.
3. Зарубина Н.Н. Труд в русской культуре // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: [энц. словарь]. - М., 2011. - 544 с.
4. Кидалинская А.К. Педагогические условия подготовки учащихся профессионального училища к трудовой жизни: (на материале профессионального училища сельскохозяйственного профиля) / А.К. Кидалинская. Дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2001. - 215 с
5. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (теория и диагностика) / А.В. Кирьякова. Учебное пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1991. - 84с.
6. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика наро-
дов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина - 2-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 144 с. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 24).
7. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 144 с.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
9. Осипов П.Н. Облик и ориентации будущих сельских специалистов // СОЦИС. - 2003. - № 10. - С.47-54.
10. Осипов П.Н. Социальная среда как фактор профессионального развития студента // Специалист. -2000. - № 7. - С. 28-31.
11. Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе общеобразовательной школы / А.Г. Пашков. Автореф. дис. ... док. пед. наук. - М., 1992. - 32 с.
12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 640 с.
13. Шамина О.В. К вопросу о продовольственной безопасности России // Вестник НГИЭИ. 2012. № 5. С. 123-128.
14. Алёшина В.А. Продовольственная безопасность и обеспечение экономической стабильности в условиях угроз глобализма // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 45-52.
15. Балдов Д.В., Суслов С.А. Будущие проблемы обеспеченности продовольственными продуктами населения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 16-20.
16. Галиахметова А.М. Роль аграрного сектора в повышении продовольственной безопасности россии // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 87-92.
17. Морозюк Н.С. Оценка продовольственной безопасности региона: возможности логико-структурного подхода // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 80-83.
18. Котова Л.Г., Казаченко О.В., Ильясова А.В. Влияние глобализации экономики на продовольственную безопасность страны // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 261-265.
19. Кошарская Н.М. Государственная поддержка финансового обеспечения предприятий АПК // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 65-67.
20. Козлов В.Д., Мордовченков Н.В., Николенко П.Г. Развитие инфраструктуры АПК в условиях государственного регулирования экономики // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 133-144.
21. Новикова А.В. Научно-технический прогресс в перерабатывающих отраслях апк (эволюционный подход) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 6 (10). С. 200-202.
22. Ильичева О.В., Михайлова А.А. Значение государственного регулирования в инновационном развитии АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 47-52.
23. Захаров А.Н. Современное состояние и проблемы эффективности использования трудовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях // Вестник НГИЭИ.
2014. № 11 (42). С. 26-41.
24. Иванова Т.Н. Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 15-17.
25. Шевченко Н.В. Структура трудовых ресурсов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2015. Т. 3. № 6 (28). С. 400-402.
26. Волков И.В., Ванькова Н.А. Проблема рациональ-
ного использования рабочей силы в апк нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 18-24.
27. Попович В.В., Добрянская Н.А. Этапы воспроизведения трудового потенциала сельских территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 83-87.
28. Попович В.В., Колмогорова И.В. Сельские территории как основа функционирования трудового потенциала села и аграрного сектора экономики // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 80-83.
29. 13Саакян А.К. Социокультурная обусловленность ценности труда. // Вестник КРСУ. - 2011. -Том 11, № 2. - С. 156-161
30. Трубицын Д.В. Модернизация России и стран Востока: опыт философской интерпретации. -Новосибирск.: Наука, 2010. - 367 с.
31. Ходусов А.Н. Воспитание общественно-трудовой активности подростков в современной школе / А.Н. Ходусов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 20с.
32. Шевченко С.Н. Социальное дарение в аксиологии русской культуры / С.Н. Шевченко. Дис. ... канд. филос. наук. - Белгород, 2010. - 123 с.