Научная статья на тему 'Прогрессивные идеи и положения народной педагогики по подготовке подрастающего поколения к труду'

Прогрессивные идеи и положения народной педагогики по подготовке подрастающего поколения к труду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ПОТРЕБНОСТЬ ТРУДА / ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЕ / PEOPLE ''S PEDAGOGUE / LABOR UPBRINGING / LABOR TUITION / FAMILY UPBRINGING / INTELLECTUAL LABOR / REQUIREMENTS OF LABOR / DILIGENCE UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузиев Мурод Азизович

В статье раскрываются проблемы народной педагогики, которая в своей основе настолько многолика и беспредельна, что по емкости знаний сравнима с бесконечностью Вселенной и распространяет свое влияние на все множество форм развития и формирования личности человека, в том числе, и на трудовое воспитание подрастающего поколения. Сделано попытка представить трудовое воспитание и трудовое обучение в виде графических моделей, применительно к общеобразовательной школе. В статье исследуются характерные признаки народных традиций в деле воспитания и обучения детей труду, автор склонен считать, что достаточно эффективны в этом деле, кроме прочих форм трудовой деятельности детей школьного возраста, также семейное воспитание и приобщение детей к труду в условиях небольших ремесленнических цехов и мастерских под руководством народных мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Progressive Idea and People''s Pedagogue State on the Growing Generation Arrangement to Labor

The article reveals the problems dealing with people's pedagogue which it is so populous and boundless according to its grounds the fact that due to volume of knowledge comparing with the endless of the Universe, and spreads its sway over all multitude of form of development and formation of a human-being personality, and over labor upbringing of the growing generation inclusive. The author of the article makes an endeavor to present both labor upbringing and labor tuition in the terms of graphical models in regard to secondary school. The author investigates the characteristic features of people's traditions in the course of upbringing and teaching of children to labor, he considers that is sufficiently effective in the relevant case except for other forms of labor activities of school-age kids; family upbringing and treatment of children to labor under the conditions of minor hack working factories and workshops under the guidance of people's masters being taken into account as well.

Текст научной работы на тему «Прогрессивные идеи и положения народной педагогики по подготовке подрастающего поколения к труду»

УДК 371.01 М.А.КУЗИЕВ

ББК 74.03

ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К ТРУДУ

Народная педагогика, как значительная часть педагогики в целом представляет собой симбиоз педагогических знаний и воспитательного опыта, накопленных веками каждым народом, и содержит в себе общечеловеческие ценности и присущие каждому народу характерные национальные особенности. Народная педагогика в своей основе настолько многолика и беспредельна, что по объему знаний сравнима с бесконечностью Вселенной. Она распространяет свое влияние на все множество форм развития и формирования личности человека: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, физическое развитие и т.п. Однако ключевой и превалирующей формой развития здесь является трудовое воспитание.

Во все века человечество воспевало и воспевает труд. Его позитивное воздействие на жизнь человека и его вдохновенный характер убеждают нас в том, что духовная красота человека раскрывается именно в труде.

Испокон веков народы формировали свои понимания и представления о трудовом воспитании молодого поколения, разрабатывали основные опорные положения и принципы трудового воспитания. Духовное наследие народов сохранило их отношение к труду в изречениях: «Труд -бесценный дар природы, источник жизни, главное в жизни человека», «Человек должен обладать различными трудовыми умениями», «Главное - воспитание трудолюбия», «Для овладения трудовыми навыками требуются хороший наставник, время, прилежание и труд», «Труд не бывает легким», «Лентяй - никчемный человек», «Не ищи легкой работы», «Труд должен приносить пользу», «Трудиться нужно постоянно и добросовестно», «Труд должен быть честным», «Нужно любить всякий труд, любить и уважать человека труда», «Детей необходимо воспитывать в труде и для труда».

С течением времени эти изречения о решающей роли труда в формировании человека шлифовались в поэтические и лаконичные формы и превращались в более отточенные формулировки, пословицы и поговорки. Не является исключением и народный фольклор народов Средней Азии и Казахстана, в котором значительное место занимают пословицы и поговорки, восхваляющие труд и людей труда и бичующих лодырей, лентяев и бездельников. Например, -"Труд - всему отец", "Пыль труда лучше шафрана бездействия", "Желанная работа светлее солнца", "Потрудишься, так добро получишь", "Без труда не достигнешь цели", "Лишнее ремесло голову не кружит", "Один прилежный стоит трех лентяев", "У бездельника три больших дела: есть, спать да умело ругаться", "От лени - баловство, от жадности - воровство", "На губах лентяя всегда готово оправдание", "Хочешь знать кто лентяй - пошли на полив". Приведенные примеры - это лишь небольшая часть сохранившихся до сегодняшнего дня поговорок и пословиц о честном и добросовестном труде.

Идеи народной педагогики всегда находили отражение в писательском творчестве многочисленных поэтов и писателей, в педагогической практике педагогов, в деятельности общественных деятелей - представителей каждого народа. Тиражирование их трудов и распространение в обществе способствуют внедрению этих идей в практику воспитания подрастающего поколения.

Известный советский и киргизский писатель Чингиз Айтматов писал: "Использование положительных идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе - в настоящее время неотложная задача учителя" (1, 7).

Определив для себя значение основных идей народной педагогики в области трудового воспитания, мы задались целью создать целостную и логическую модель трудового воспитания средствами народной педагогики, характерными для Республики Таджикистан. Эта модель включает в себя:

трудовое воспитание в семье; прославление труда и людей труда; формирование потребности в труде; высмеивание лентяев и бездельников; воспитание на положительных примерах; наслаждение трудом; уважение ко всем видам труда; свобода выбора профессии; разносторонность трудовых умений; воспитание трудолюбия; добросовестный, систематический общественно-полезный труд (смотрите схему 1)

Схема 1. Модель трудового воспитания средствами народной педагогики в Республике Таджикистан

Учебный труд. Воспитание подрастающего поколения в традициях народной педагогики входит в содержание учебного труда, а учебный (интеллектуальный) труд, в свою очередь, является особым видом умственного труда. К.Д. Ушинский считал, что "... умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать - трудно" (4, 35).

Современная педагогическая наука определяет учебный труд как системообразующий элемент общей системы трудовой подготовки старшеклассников, но в рамках настоящей статьи мы не ставим перед собой задачу - подробно исследовать данную проблему, полагая, что она находится в области другого научного изыскания.

Одним из важных социальных факторов, оказывающим решающее значение на формирование личности детей является семейное воспитание.

Именно семья в современном обществе является наиболее устойчивой формой социальной общностью, осуществляющей свою важнейшую функцию, а, именно, воспитание детей и подготовку их к различным формам общественной жизнедеятельности и, в первую очередь, к труду.

Обязанности граждан по воспитанию детей - превалирующие в любом обществе. В Таджикистане ответственность родителей за воспитание детей установлена на законодательном уровне. Принятые законодательные акты, а также утвердившиеся в обществе неписаные нормы воспитания и нравственные установки направлены на воспитание детей в духе уважения и любви к труду, признание ими жизненной необходимости в труде, подготовку к общественно - полезной деятельности, приучение к настойчивости, целеустремленности, порядку, дисциплине, соблюдение норм жизни современного общества, заботу о физическом совершенствовании и укреплении здоровья, создание необходимых условий для получения детьми соответствующего образования. Взрослые должны своим отношением к труду и общественным обязанностям показывать детям наглядный пример.

Семья должна быть первой ступенью воспитания детей вообще и трудового воспитания в частности, в рамках которой решаются наиболее важные задачи трудового воспитания детей: понимание ими роли труда в жизни человека, воспитание любви и уважения к труду и людям труда; формирование готовности к общественно-полезному производительному труду; овладение некоторыми трудовыми навыками и умениями, основами трудовой и санитарной гигиены; побуждение к сознательному выбору профессии; воспитание бережного отношения к результатам и продуктам труда, личной собственности и народному достоянию; воспитание дисциплинированности и ответственности; формирование социально-значимых мотивов трудовой деятельности.

Особенно важны роль и влияние семьи на развитие у детей трудолюбия и потребности в труде. К.Д. Ушинский по этому поводу писал: "Потребность труда... врождена в человека, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам и, в особенности, сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности" (4, 335).

Однако практика жизни наглядно убеждает в том, что семья зачастую не всегда успешно выполняет свое предназначение, возложенные на нее воспитательные функции. К числу наиболее распространенных ошибок и недочетов, допускаемых детьми, вследствие неумелых действий родителей следует отнести психологическую неподготовленность к труду умственному и физическому, неумение и нежелание систематически, с постоянным напряжением, полной отдачей сил выполнять порученное дело, строить свои отношения в коллективе и в семье, неподготовленность к выполнению основных социальных ролей при выборе будущей профессии.

Семья призвана выбирать наиболее эффективные и действенные формы и методы влияния на детей. Для их применения взрослые члены семьи должны понимать свои права и обязанности в семье, участвовать в совместном обсуждении проблем, связанных с воспитанием детей и т.п. Зачастую некоторые родители не понимают, что, оберегая своих детей, из чувства некой жалости, отстраняют их, в особенности мальчиков, от выполнения элементарных домашних обязанностей (скажем, вынести мусор, помести пол, пойти в магазин за продуктами или что-либо в этом роде), при этом не учат их правильно организовывать свой быт. Однако изучение воспитательного опыта семей, в которых вырастают «правильные» дети показывает, что увеличение объема совместной хозяйственно-бытовой деятельности и досуга, интенсификация семейного общения, совместные общения, совместное обсуждение общих проблем благоприятно сказываются на конечном результате и являются необходимым и обязательным условием успешного функционирования современной семьи. В наши дни существенно расширилось образовательное пространство, появилось много научной педагогической литературы, телевизионных передач по проблемам воспитания и др., что неизбежно ведет к возрастанию осведомленности родителей в вопросах образования и их культуры, что существенно расширяет возможности для эффективного воспитания детей, их духовного развития, психической и физической подготовки к будущей трудовой деятельности.

Применительно к традициям семейного воспитания таджикского народа, уходящим в глубокую древность, следует отметить, что они имеют ряд характерных, специфических национальных особенностей. До сих пор в народе живы культ матери, отца, старших: "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют"; любовь родителей к детям: "Кто не любит детей, никого не любит"; гостеприимство: "Где гость, там удача"; дружелюбие: "Дружба - драгоценный дар жизни" и т.д. Но основой семейного воспитания таджиков является воспитание детей в семье и для труда. Дети в таджикских семьях с раннего детства приучаются к труду. На старших возлагаются заботы по присмотру за младшими братьями и сестрами, содержать в чистоте и порядке жилище и дворы, в сельской местности пасти скот и многое другое.

Трудовое воспитание. Академик А.Э.Измайлов - авторитет в области народной педагогики пишет: "Трудовые традиции народов Востока... самые распространенные, устойчивые и многообразные, уже к 5 годам дети приобретали первоначальные трудовые навыки: убирать игрушки, кормить домашних птиц и животных, поливать цветы. В 10-15 лет дети непосредственно включались в производительный труд совместно со взрослыми. Мальчики ухаживали за скотом, работали на полях. Девочки учились катать войлок, выделывать кожу, стричь овец, доить коров, стирать белье, шить одежду, готовить пищу, убирать жилище. Взрослые - хлопкоробы, хлеборобы, чабаны табунщики, кузнецы и ковровщицы передавали свой опыт детям" (2, 217).

Утверждение академика о живучести древних традиций трудового воспитания детей в восточных семьях четко прослеживается и в настоящее время. Взять, к примеру, семью Мусоевых из дехканского хозяйства "Зарафшон" Матчинского района где воспитывается 11 детей. Майсара, Сафаргул, Ситорамох, Мавджигул хорошо учатся и после занятий в школе готовят еду, моют посуду, следят за чистотой в доме, ухаживают за домашними животными, растениями, охотно выполняют другие хозяйственные и бытовые обязанности. Помимо этого, они вместе с семиклассницей Машрабхоном, помогают матери в ее полевых работах.

Кстати, семейное звено Мусоевых являются одним из лучших в дехкансом хозяйстве: только хлопка-сырца они ежегодно собирают вручную по 15-18 тонн. Семейные обязанности имеются и у 6-летних Тахира и Зухры и у 4-летнего Дилшода: они присматривают за маленьким Зафаром, занимаются художественной самодеятельностью, поют, танцуют, участвуют в домашних концертах и представлениях семейного ансамбля перед старшими членами семьи, родственниками, сельчанами.

Надо отдать должное таджикским семьям, в них и сегодня очень успешно осуществляется трудовое воспитание детей, особенно живущих в сельской местности, здесь гораздо больше работ, в которых можно использовать коллективный труд семьи на огороде, садовом участке, на дехканском поле, по уходу за животными у себя дома и на общественной ферме, по сбору плодов,

ягод и лекарственных трав. Дети собственноручно выращивают овощей и фрукты, ухаживают за скотом и, таким образом, их труд приобретает общественно-полезную, производительную направленность. В этих условиях крайне важно, чтобы этот труд был организован разумно, иными словами, учитывались физические возможности детей, соблюдались элементарные санитарно-гигиенические требования и продолжительность дня, не наносился ущерб учебным занятиям. Только тогда достигается воспитательный эффект: в в ходе трудовой деятельности у детей расширяется кругозор, они получают физическую закалку и эстетический заряд, по настоящему понимают необходимость, общественную значимость своего труда, вникают в некоторые вопросы экономики и организации труда, начинают осознавать суть таких понятий, как производительность труда, себестоимость продукции, бережливость и стимулирование труда, учатся планировать работу, содержать в порядке рабочее место, выполнять задания в установленные сроки и качественно, экономно расходовать материалы и сырье; приобретают навыки работы с орудиями ручного труда. Коллективный семейный труд формирует у детей наиболее важные черты характера человека труда - трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость и организованность, чувство коллективизма, уважение к людям труда, осознанное и добросовестное отношение к труду. Понимая полезность в будущем всех этих достоинств необходимо признать их особую педагогическую ценность. Следует отметить еще один крайне важный аспект семейного трудового воспитания: в нем закладываются основы ранней профессиональной ориентации, дети получают первичные представления о видах профессий, проявляют интерес и отдают предпочтение тому или иному виду труда.

В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание детей гармонией трех начал: надо, трудно, прекрасно. "Надо... еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердится как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно... Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно, ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию.

Прекрасно... Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, чем сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд" (3, 125).

Изучение научной литературы по народной педагогике и наблюдение за семейно-трудовыми традициями отдельных многодетных семей дали нам возможность выделить основные положения трудовой подготовки детей в этих семьях: в первую очередь, это личный пример родителей, приучение к порядку и дисциплине, забота о физическом и духовном развитии детей; воспитание трудолюбия; самообслуживающий труд; ведение домашнего хозяйства; подготовка к выбору профессии; уход за младшими членами семьи; уход за престарелыми и больными членами семьи; участие в коллективном труде семьи.

Это позволило нам после тщательного ознакомления с традициями семейного воспитания в Таджикистане выделить основные элементы трудового воспитания в семьях (см. схему 2).

Схема 2. Трудовое воспитание в семье

Для понимания того, как организовать учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательной школы, нами был проведены анализ психолого-педагогической литературы по трудовой подготовке школьников и изучение передового педагогического опыта, позволившие определить идеи и положения научной организации труда школьников, суть которых сводится к следующему. Это - личный пример учителей при приучении детей к порядку и дисциплине; забота о физическом и духовном развитии школьников; организация индивидуальной учебно-познавательной деятельности школьников; подготовка к выбору профессии; участие школьников в производственном обучении на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; участие в учебно-производственной практике; самообслуживающий труд.

Трудовое обучение. В этой части статьи рассмотрим более подробно вопросы организации трудового обучения школьников на примере городских и сельских школ Таджикистана. В начале, используя системный подход, определим структуру трудового обучения старшеклассников в современной средней школе.

Наблюдения за тем, как в школах республики осуществляется трудовое обучение школьников позволили нам определить, что оно чаще всего осуществляется в следующих формах: уроки труда в школе, учебно-производственные мастерские; межшкольные учебно-производственные комбинаты; школы с производственным обучением; межколхозные учебно-производственные мастерские; трудовые практикумы по отраслям производства; производственные экскурсии; производственное обучение на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; профессиональная подготовка по профилям обучения; учебно-производственная практика; индивидуальная подготовка (см.схему 3).

Изучая данную схему более внимательно, нами сделан вывод, что наибольший интерес для исследователя представляет последний элемент системы - индивидуальная подготовка. Напрашивается вопрос - почему, по какой причине? На самом деле суть заключается в том, что, при всей важности других элементов системы, индивидуальная подготовка имеет целый ряд специфических особенностей, присущих только ей и определяемых условиями организации трудового обучения. Здесь наибольший эффект может быть достигнут при организации индивидуальной трудовой подготовки школьников на государственных, коммерческих и частных предприятиях и мастерских, под руководством опытных мастеров-наставников.

Такая форма трудовой подготовки ранее успешно применялась в системе профессионально-технического образования, а также в межшкольных учебно-производственных комбинатах, при организации индивидуального ученичества и т.д. Мы считаем, что наступило время использовать эту практику и перенести ее в условия общеобразовательной школы

Схема 3. Формы трудового о&учекня старшеклассников б Ресгп'блнке Таджикистан

Мы должны помнить, что Таджикистан, в этом смысле, страна с богатыми традициями трудового обучения, связанными с народными ремеслами, с изготовлением предметов домашнего обихода, обуви, украшений и тому подобного. С давних времен первые навыки производительного труда дети получали именно в таких частных мастерских, постигая секреты мастерства, передаваемые им от мастера-наставника.В наши дни, когда испытывается острый дефицит многих простейших предметов повседневной потребности, не вписывающихся в маркетинговую политику средних и крупных производств, назрела необходимость восстановить многовековые традиции таджикского народа по индивидуальному ремесленному ученичеству и сделать ставку на частичный перенос трудового обучения в частные мастерские по производству предметов повседневной потребности. Разумеется, мы отдаем себе отчет, что данная форма трудового обучения не подменяет другие формы, а лишь дополняет их, служа одновременно важнейшей цели - более полному использованию таджикского народного опыта в трудовом воспитании подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Антология таджикской поэзии. - М.; Госкомиздат, 1951.-607 с.

2.Зубов, А.Г. О современных проблемах политехнической школы//Проблемы политехнического образования/А.Г.Зубов. - М.; 1972.-7-39

3.Саади, Ш. Гулистон/Ш.Саади. -Душанбе, Гослитиздат, 1954 -323с.

4.Смирнов, А.А. О психологической подготовке к труду/А.А.Смирнов//Вопросы психологии. -№ 1.- 1980.- С.182-184

REFERENCES:

1.Anthology of the Tajik Poetry. - M.: Goskomizdat, 1951. - 607 p.

2.Zubov, A.G. On Contemporary Problems Associated with Polytechnic Schools // Problems of polytechnic education. - M., 1972.

3.Saadi, Sh. Guliston ("Link Garden"). - Dushanbe: Goskomizdat, 1954. - 323 p.

4.Smirnov, A.A. On Psychological Training to Work // Issues related to psychology. - 1964. - # 1.

Прогрессивные идеи и положения народной педагогики по подготовке подрастающего поколения к труду

Ключевые слова: народная педагогика, трудовое воспитание, трудовое обучение, семейное воспитание, интеллектуальный труд, потребность труда, воспитание трудолюбие.

В статье раскрываются проблемы народной педагогики, которая в своей основе настолько многолика и беспредельна, что по емкости знаний сравнима с бесконечностью Вселенной и распространяет свое влияние на все множество форм развития и формирования личности человека, в том числе, и на трудовое воспитание подрастающего поколения.

Сделано попытка представить трудовое воспитание и трудовое обучение в виде графических моделей, применительно к общеобразовательной школе.

В статье исследуются характерные признаки народных традиций в деле воспитания и обучения детей труду, автор склонен считать, что достаточно эффективны в этом деле, кроме прочих форм трудовой деятельности детей школьного возраста, также семейное воспитание и приобщение детей к труду в условиях небольших ремесленнических цехов и мастерских под руководством народных мастеров.

Progressive Idea and People^s Pedagogue State on the Growing Generation Arrangement to Labor

Key words: people 's pedagogue, labor upbringing, labor tuition, family upbringing, intellectual labor, requirements of labor, diligence upbringing

The article reveals the problems dealing with people's pedagogue which it is so populous and boundless according to its grounds the fact that due to volume of knowledge comparing with the endless of the Universe, and spreads its sway over all multitude of form of development and formation of a human-being personality, and over labor upbringing of the growing generation inclusive.

The author of the article makes an endeavor to present both labor upbringing and labor tuition in the terms of graphical models in regard to secondary school.

The author investigates the characteristic features of people's traditions in the course of upbringing and teaching of children to labor, he considers that is sufficiently effective in the relevant case except for other forms of labor activities of school-age kids; family upbringing and treatment of children to labor under the conditions of minor hack working factories and workshops under the guidance of people's masters being taken into account as well.

Сведения об авторе:

Кузиев Мурод Азизович, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: murod@mail tj

Information about authors

Kuziyev Murod Azizovich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of technology and its methods of teaching under Khujand State University named after B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.