Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся в условиях региона'

Педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся в условиях региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL CONSCIOUSNESS OF PUPILS / STUDENT / FUTURE TEACHER OF PRIMARY CLASSES / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION OF STUDENTS / SPECIAL COURSE / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ УЧАЩИХСЯ / СТУДЕНТ БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / СПЕЦКУРС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зембатова Л.Т., Бураева Н.Д.

Младший школьный возраст особый период в становлении личности, время формирования гражданской позиции, уважения к окружающим и становления самосознания вне зависимости от социального происхождения, национальности, родного языка и вероисповедания. Система обучения и воспитания личности, актуальные на сегодняшний день, по нашему мнению, не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения. Школа должна выступить в качестве эффективного средства национально-культурного возрождения, формировать и развивать у учащихся национальное самосознание. Готовность будущего учителя к формированию национального самосознания младших школьников это результат специальной подготовки, представляющий собой интегральное образование личности будущего учителя, которое возникает при объединении мотивов, компетенций, профессиональных знаний, умений, навыков и педагогического опыта, адекватных требованиям соответствующего направления профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зембатова Л.Т., Бураева Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES TO THE FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN CONDITIONS OF A REGION

Primary school age is a special period in development of a person, the time of formation of civil position, respect for people and understanding them regardless of social background, nationality, language and faith. The system of training and education of the individual does not correspond to modern scientific knowledge about the person, society, motives of his behavior. The readiness for the future teacher to form the national consciousness of younger students is the result of special training, which is an integral education of the personality of the future teacher, which occurs when combining motives, competencies, professional knowledge, skills and pedagogical experience, adequate to the requirements of the relevant direction of professional and pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания учащихся в условиях региона»

УДК 377

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov;

Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

Buraeva N.D., postgraduate, North Ossetia State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: nini-bur@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES TO THE FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN CONDITIONS OF A REGION. Primary school age is a special period in development of a person, the time of formation of civil position, respect for people and understanding them regardless of social background, nationality, language and faith. The system of training and education of the individual does not correspond to modern scientific knowledge about the person, society, motives of his behavior. The readiness for the future teacher to form the national consciousness of younger students is the result of special training, which is an integral education of the personality of the future teacher, which occurs when combining motives, competencies, professional knowledge, skills and pedagogical experience, adequate to the requirements of the relevant direction of professional and pedagogical activity.

Key words: national consciousness of pupils, student, future teacher of primary classes, pedagogical conditions of preparation of students, special course, educational process, pedagogical conditions.

Л.Т. Зембатова, д-р пед. наук, проф. каф. начального и дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный университет

имени К.Л. Хетагурова; проф. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Е-mail: 21lala@mail.ru

Н.Д. Бураева, аспирант, каф. общей и социальной педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ,

Е-mail: nini-bur@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА

Младший школьный возраст - особый период в становлении личности, время формирования гражданской позиции, уважения к окружающим и становления самосознания вне зависимости от социального происхождения, национальности, родного языка и вероисповедания. Система обучения и воспитания личности, актуальные на сегодняшний день, по нашему мнению, не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения. Школа должна выступить в качестве эффективного средства национально-культурного возрождения, формировать и развивать у учащихся национальное самосознание. Готовность будущего учителя к формированию национального самосознания младших школьников - это результат специальной подготовки, представляющий собой интегральное образование личности будущего учителя, которое возникает при объединении мотивов, компетенций, профессиональных знаний, умений, навыков и педагогического опыта, адекватных требованиям соответствующего направления профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: национальное самосознание учащихся, студент - будущий учитель начальных классов, педагогические условия подготовки студентов, спецкурс, воспитательный процесс, педагогические условия.

Проблема формирования национального самосознания молодежи приобрела особую актуальность в XXI веке, когда политика национальной обособленности, искусственной самоизоляции, как и ростки национального превосходства, привели народы к духовному опустошению и нравственным потерям [1].

Россия не осталась в стороне от всего этого. Существенные изменения, происходящие сегодня, имеют свою специфику, связанную как с поляризацией российского общества, так с многонациональностью его населения. Возникающие то тут, то там, на территории страны межнациональные и межконфессиональные конфликты, бесспорно, сказались на самосознании подрастающего поколения [2].

Северный Кавказ, представляющий собой многонациональный и многоконфессиональный регион, в котором произошло переплетение национальных, общероссийских и всемирных тенденций, не остался в стороне от существующих проблем [3].

Республика Северная Осетия-Алания представляет один из 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. Это достаточно густонаселенный (плотность населения - 87,86 чел./км2 (2018)), один из самых урбанизированных (удельный вес городского населения составляет 64,25%) и многонациональных (в республике проживают представители 95 национальностей) субъектов Северо-Кавказского федерального округа [4].

Вот почему рассмотрение особенностей формирования национального самосознания у представителей, тесно контактирующих этносов в таком регионе, является на сегодняшний день актуальным [5, с. 58].

Современные системы обучения и воспитания личности, на наш взгляд, не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения [6, с. 72]. Школа должна выступить в качестве эффективного средства национально-культурного возрождения, формировать и развивать у учащихся национальное самосознание [7, с. 43].

Начальный этап обучения является особым периодом в становлении личности, время, когда педагог может повлиять на формирование гражданской позиции обучаемого, корректного отношения к окружающим и понимания этих процессов вне зависимости от социального происхождения, национальности и вероисповедания [8]. Воспитание младших школьников с позиций национальных и духовно-нравственных ценностей позволит им в будущем избежать отчуждения от национальных, отечественных идеалов и межнациональных конфликтов [9, с. 81].

Огромная роль в процессе формирования национального самосознания младших школьников отводится учителю [10, с. 4]. Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования национального самосознания школьников показывает, что учителя недостаточно готовы к решению задач, связанных с

этим процессом [11, с. 190; 12, с. 67] Эти задачи должны ставиться и решаться при подготовке в вузах преподавателей начальных классов.

Имея целью качественную подготовку студентов как будущих преподавателей к формированию национального самосознания в среде учащихся, важнейшим направлением развития является ряд педагогических условий, которые представляют собой ключевую составляющую педагогической системы [13, с. 46; 14]. Под педагогическими условиями следует понимать такой комплекс логично построенных обстоятельств, которые задают вектор в сторону эффективного развития, а также группу установок и специальных методических решений и способов организации, гарантирующих максимальную эффективность образовательного процесса [15].

В процессе данного исследования нами были выявлены нижеперечисленные педагогические условия:

1. Обязательное использование заранее проработанного специального материала в ряде учебных дисциплин, который имеет целью подготовить студентов - будущих преподавателей начальных классов к стимулированию зарождения национального самосознания у учащихся младших классов. Такое условие необходимо реализовывать в принципах отбора материала для обучения, равно как и в особенностях его подачи.

2. Собственно проработка непосредственно самими студентами - будущими преподавателями младших школьных классов курса «Формирование национального самосознания у школьников начальных классов».

3. Мониторинг взаимодействия между семьей, школой и национально-культурными организациями.

4. Навыки и умения будущих преподавателей в разрезе стимулирования формирования национальной самоидентификации среди младших школьников.

Целесообразность и самодостаточность ряда показателей изучаемой готовности, и их неразрывная общность представляют собой главный критерий оценки необходимой степени готовности будущего преподавателя к стимулированию зарождения национального самосознания среди учащихся начальных классов.

Изучив организационную составляющую учебного и воспитательного процессов в ВУЗах, а, кроме того, проанализировав содержание как учебных пособий, так и специальной периодики, посвященной вопросам подготовки преподавателей начальной школы в разрезе именно национального самоидентификации среди детей начальных классов, мы можем констатировать: ключевое внимание в учебном процессе педагогических ВУЗов (а соответственно, и в учебниках) уделено изучению теории и научному базису. То есть налицо репродуктивность поставленных задач. Так, к примеру, в тех учебных пособиях, которые призваны обеспечить предметно-методическую основу будущего преподавателя младших

классов школы, практически не затронута проблематика формирования национальной самоидентификации среди детей начального уровня обучения.

Едва ли не ключевым вопросом становится проблема выбора и отбраковки самого содержания подготовки будущего преподавателя к стимулированию формирования национальной самоидентификации среди учащих начальной школы. Содержание выбиралось в соответствии со структурой педагогической деятельности с обязательным учетом таких ключевых понятий как «учебная деятельность» и «национальное самосознание».

При анализе содержания процесса подготовки будущих учителей, мы выявили потенциал учебных дисциплин («Русский язык», «Литература», «История Отечества», «Педагогическая психология», «Педагогика начального образования», «Теория и методика обучения» и проч.), педагогической практики и научно-исследовательской работы студентов в аспекте формирования национального самосознания среди учащихся начальных классов школы. В тесном сотрудничестве с преподавателями упомянутых учебных дисциплин была предложена идея трансформации содержания учебных курсов путем включения в каждый из них ряда модулей. Суть данных модулей призвана способствовать приобретению недостающих знаний и опыта деятельности, которые связаны с формированием национального самосознания среди учащихся начальных классов. Данная методика даст возможность поэтапной подготовки студентов -будущих преподавателей - в течение всего периода обучения в педагогическом ВУЗе.

Подготовка будущих преподавателей к формированию национального самосознания младших школьников осуществлялась также в процессе чтения спецкурса «Формирование национального самосознания младших школьников».

В процессе чтения спецкурса методически выделен к решению следующий ряд задач:

- обобщение теоретических знаний, полученных в ходе изучения учебных дисциплин, с целью формирования целостного представления о национальном самосознании младших школьников и об организации деятельности по его формированию;

- осознание важности использования различных методов обучения, в том числе активных и интерактивных, информационных технологий, способствующих формированию национального самосознания учащихся [16];

- овладение активными, интерактивными методами и приемами формирования национального самосознания младших школьников [17; 18, с. 126].

Содержание спецкурса строилось таким образом, чтобы постепенно обогатить профессиональную мотивацию будущего преподавателя направленностью на личность школьника, на обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса: образовательной организации, национально-культурных объединений и семьи.

Спецкурс позволил обогатить содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов концепциями, моделями, технологиями, методами и приемами организации деятельности студентов - будущих учителей начальных классов по формированию национального самосознания младших школьников.

Цель спецкурса - интеграция профессионально-педагогических знаний, умений и навыков будущих учителей начальных классов по формированию национального самосознания младших школьников на уроках в начальной школе и внеклассных мероприятиях на основе системного обобщения теоретического материала и практического опыта при изучении младшими школьниками учебных дисциплин. На изучение спецкурса отводилось 54 часа, из них: лекций - 16 часов, практических занятий - 14 часов, самостоятельная работа - 24 часа. Формы контроля: модульная контрольная работа, зачет.

Библиографический список

Программа спецкурса включала три модуля. Освоение спецкурса проводилось в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы обучающихся. На лекциях рассматривались ключевые теоретические вопросы формирования национального самосознания младших школьников. Практические занятия способствуют формированию у обучающихся навыков, связанных с применением на практике активных и интерактивных форм и методов работы на уроках и внеклассных мероприятиях с целью формирования национального самосознания младших школьников. Самостоятельная работа будущих учителей начальных классов предполагает изучение литературы, рекомендованной на лекциях, проработку вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовку к практическим занятиям.

Для каждой темы спецкурса подготовлен соответствующий блок материалов, которые содержательно, мотивационно и операционно отвечают характеру деятельности студентов и направлены на формирование национального самосознания младших школьников.

Теоретические знания, которые обучающиеся получали во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной работы, апробировались и применялись на практике при организации и проведении практических занятий.

Итогом прохождения практики являлось разработка каждым обучающимся конспекта-урока и конспекта внеклассного мероприятия с использованием инновационных методов и приемов обучения и их проведение. Такое построение занятий позволило обучающимся не просто усвоить отдельные приемы и средства формирования национального самосознания учащихся, но и осмыслить и усвоить общепедагогические закономерности формирования национального самосознания учащихся, технологию этого процесса.

Организация взаимодействия образовательного учреждения, национальных сообществ и семьи происходила следующим образом, будущие учителя начальных классов готовили беседы для родителей, родительские собрания по проблеме формирования национального самосознания младших школьников. Родителям были предложены игры и упражнения на формирование национального самосознания младших школьников. Родителей также знакомили с условиями формирования национального самосознания младших школьников. Будущих учителей привлекали к участию в деятельности национальных сообществ. Совместно с Греческим обществом «Прометей» республики северная Осетия -Алания в мае - апреле 2016горганизовывали и проводили в вузах республики семинары на тему: «О Греции и истории греков Владикавказа», «О роли греков в истории России». Организовывали уроки в школах города с тематикой «О Греции и истории греков Владикавказа» [19]. Студенты посещали выставку сувениров, изделий и исторических ценностей, книг журналов о Греции и Кипре, спектакли на греческую тему в театрах города: в Северо-Осетинском национальном театре им. Тхапсаева; в Русском драматическом театре им. Вахтангова и др.

Результатом знакомства с методикой формирования национального самосознания у учащихся начальной школы стало овладение студентами - будущими учителями начальной школы алгоритмом проведения уроков и внеклассных мероприятий; развития умения составлять конспекты уроков и внеклассных мероприятий, направленных на формирование национального самосознания учащихся, умение подбирать дидактический материал для формирования национального самосознания младших школьников [20, с. 25].

Таким образом, готовность будущего учителя к формированию национального самосознания младших школьников - это результат специальной подготовки, представляющий собой интегральное образование личности будущего учителя, которое возникает при объединении мотивов, компетенций, профессиональных знаний, умений, навыков и педагогического опыта, адекватных требованиям соответствующего направления профессионально-педагогической деятельности.

1. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.

2. Албакова Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2004: 218 - 244.

3. Струкова О.Н. Формирование национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов: РГБ, 2006.

4. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Северной_Осетии_

5. Мосолов В.А., Ильин И.А. О национальном воспитании [1883 - 1954 гг.]. Образование и педагогика Российского Зарубежья. Москва, 1995: 56 - 68.

6. Макаров В.К., Борисова Е.А. Особенности самосознания подростков. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2008; 2: 71 - 75.

7. Сорокопуд Ю.В. Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Педагогическое образование и наука. 2011; 11: 42 - 46.

8. Киргуева Ф.Х. Модернизация системы подготовки учителя начальных классов в условиях многоуровневого образования: монография. Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия Алания». - Владикавказ: Издательство Северо-Осетинского гос. пед. ин-та, 2010.

9. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. Советская этнография. 1982; 1: 80 - 88.

10. Каргиева З.К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов - будущих учителей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1983.

11. Поперечная Л.Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период. Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 2014: 189 - 191.

12. Горбунова Н.В., Кабанова В.Н. Проблемы развития методической компетентности учителей начальных классов в системе профессионального образования. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2015; Вып. 49; Ч. 1: 65 - 70.

13. Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога. Наука и школа. 2013; 3: 44 - 46.

14. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Учебное пособие для студентов вуза и учителей - правоведов. Москва, 2011.

15. Лернер И.Я. О методах обучения. Советская педагогика. 1965; 3.

16. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва, 2010.

17. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. Тетрас, 2011.

18. Кокаева И.Ю. Использование активных форм и методов обучения в процессе освоения студентами педагогического направления дисциплины «безопасность жизнедеятельности». European Social Science Journal. 2014; 9-3. 2014 (48): 125 - 130.

19. Греческое общество «Прометей». Владикавказ, 2008.

20. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения. Современная высшая школа. 2005; 3: 23 - 28.

References

1. Hotinec V.Yu. 'Etnicheskoe samosoznanie. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2000.

2. Albakova F. Sovremennye problemy nacional'no-'etnicheskogo soznaniya na Severnom Kavkaze. 'Etnopsihologicheskie problemy vchera i segodnya: Hrestomatiya. Sost. K.V. Sel'chenok. Minsk: Harvest, 2004: 218 - 244.

3. Strukova O.N. Formirovanienacional'nogosamosoznaniyamolodezhivusloviyahdeyatel'nostidosugovyhobschestvennyhob'edinenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov: RGB, 2006.

4. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Naselenie_Severnoj_Osetii_

5. Mosolov V.A., Il'in I.A. O nacional'nom vospitanii [1883 - 1954 gg.]. Obrazovanie ipedagogika Rossijskogo Zarubezh'ya. Moskva, 1995: 56 - 68.

6. Makarov V.K., Borisova E.A. Osobennosti samosoznaniya podrostkov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Sociologiya. 2008; 2: 71 - 75.

7. Sorokopud Yu.V. Model' professional'noj kompetentnosti prepodavatelya vysshej shkoly. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011; 11: 42 - 46.

8. Kirgueva F.H. Modernizaciya sistemy podgotovki uchitelya nachal'nyh klassov v usloviyah mnogourovnevogo obrazovaniya: monografiya. Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego prof. obrazovaniya «Severo-Osetinskij gos. ped. in-t M-va obrazovaniya i nauki Respubliki Severnaya Osetiya Alaniya». - Vladikavkaz: Izdatel'stvo Severo-Osetinskogo gos. ped. in-ta, 2010.

9. Snezhkova I.A. K probleme izucheniya 'etnicheskogo samosoznaniya u detej i yunoshestva. Sovetskaya 'etnografiya. 1982; 1: 80 - 88.

10. Kargieva Z.K. Formirovanie professional'noj ustojchivosti u studentov - buduschih uchitelej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1983.

11. Poperechnaya L.Yu. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya professional'nogo razvitiya uchitelya nachal'nyh klassov v mezhattestacionnyj period. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. Sankt-Peterburg, 2014: 189 - 191.

12. Gorbunova N.V., Kabanova V.N. Problemy razvitiya metodicheskoj kompetentnosti uchitelej nachal'nyh klassov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta: RIO gPa, 2015; Vyp. 49; Ch. 1: 65 - 70.

13. Nagibina N.A., Ippolitova N.V. Metodicheskaya kompetentnost' kak sostavlyayuschaya professional'noj kompetentnosti pedagoga. Nauka ishkola. 2013; 3: 44 - 46.

14. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya vpravovom obrazovanii. Uchebnoe posobie dlya studentov vuza i uchitelej - pravovedov. Moskva, 2011.

15. Lerner I.Ya. O metodah obucheniya. Sovetskaya pedagogika. 1965; 3.

16. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva, 2010.

17. Kashlev S.S. Interaktivnye metody obucheniya. Uchebno-metodicheskoe posobie. Tetras, 2011.

18. Kokaeva I.Yu. Ispol'zovanie aktivnyh form i metodov obucheniya v processe osvoeniya studentami pedagogicheskogo napravleniya discipliny «bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». European Social Science Journal. 2014; 9-3. 2014 (48): 125 - 130.

19. Grecheskoe obschestvo «Prometej». Vladikavkaz, 2008.

20. Verbickij A.A. Delovaya igra kak metod aktivnogo obucheniya. Sovremennaya vysshaya shkola. 2005; 3: 23 - 28.

Статья поступила в редакцию 28.07.18

УДК 378.В

Zyrianova N.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Technical Disciplines, branch of MERC AF "AFA (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: gary_z@mail.ru

Polinovskii V.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Department of General Technical Disciplines, branch of MERC AF "AFA" (Chelyabinsk,

Russia), E-mail: teoretic_08@mail.ru

TECHNOLOGY OF IMPLEMENTATION OF THE ASSESSMENT OF ACADEMIC ACHIEVEMENTS OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON DISCIPLINES OF THE TECHNICAL CYCLE. The article discusses one of the directions of modernization of higher education in Russia at the present stage - the introduction of the competence approach. In this regard, the contents of the concept of "competence" is revealed, a generalized description of the methods of teaching learning objectives through results that are known in didactics is given. Analyzing the opinions of other researches, the authors of the article come to the conclusion that when it comes to learning outcomes one should single out potential (planned) and real results, which, as a rule, do not coincide. The authors propose a developed model of educational results, which demonstrates the structure and content of the components of the educational process in the context of the potential and real quality of educational results. The article summarizes the objectives of teaching military cadets in general technical cycle disciplines in accordance with three levels of learning (achievement), highlights indicators of cognitive and practical criteria for cadet training at these levels, describes a multi-grade assessment scale developed by the authors for diagnosing the quality of teaching general technical disciplines at three levels assimilation (achievements). The proposed technology for the assessment of the educational achievements of cadets at a military college allows to objectively assess their level of training, track the actual quality of learning outcomes of cadets formulated in terms of competencies, and relate it to potential (planned) quality.

Key words: competence, competence-based approach, taxonomy, results of education.

Н.Д. Зырянова, канд. пед. наук, доц. каф. общетехнических дисциплин Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Челябинск, E-mail: gary_z@mail.ru

В.Б. Полиновский, канд. технич. наук, доц., зав. каф. общетехнических дисциплин Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Челябинск,

E-mail: teoretic_08@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье рассматривается одно из направлений модернизации высшего образования в России на современном этапе - внедрение компетентностного подхода. В связи с этим раскрывается содержание понятия «компетенция», приводится обобщенная характеристика известных в дидактике способов задания целей обучения через результаты. На основании теоретического анализа и привлечения мнения других исследователей авторы статьи приходят к заключению, что, говоря о результатах обучения, следует выделять потенциальные (планируемые) и реальные результаты, которые, как правило, не совпадают. Авторы предлагают разработанную модель результатов образования, которая демонстрирует структуру и содержание компонентов образовательного процесса в контексте потенциального и реального качества результатов образования. В статье проводится обобщение целей обучения курсантов военного вуза дисциплинам общетехнического цикла в соответствии с тремя уровнями усвоения (достижений), выделяются показатели когнитивного и практического критериев обученности курсантов на этих уровнях, описывается разработанная авторами многобалльная оценочная шкала для диагностики качества обучения курсантов общетехническим дисциплинам на трех уровнях усвоения (достижений). Предлагаемая технология реализации оценки учебных достижений курсантов военного вуза позволяет объективно оценить уровень их обученности, отследить реальное качество результатов обучения курсантов, сформулированных в терминах компетенций, и соотнести его с потенциальным (планируемым) качеством.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, таксономия, результаты образования.

В настоящее время система высшего образования в России в соответствии с Болонской декларацией реализует идеи модернизации с целью интеграции в единое пространство высшего образования (ЕПВО), в построении которого

принимают участие многие европейские страны [1; 2; 3]. Отслеживание динамики проводимых болонских реформ осуществляется в рамках проекта TUNING. В ходе его реализации определено несколько направлений по формированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.