Научная статья на тему 'К вопросу о диагностике компетенций в гуманитарном сегменте технического вуза'

К вопросу о диагностике компетенций в гуманитарном сегменте технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIAGNOSIS / CONTROL / DYNAMICS / KEY COMPETENCES / HUMANITARIAN COMPONENT / FORECAST / ACADEMIC PROCESS / ДИАГНОСТИКА / КОНТРОЛЬ / ДИНАМИКА / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГУМАНИТАРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева О.Н., Шилович О.Б.

Качество академического процесса очень важно на современном этапе развития образования. Для его оценки и последующего повышения важна диагностика, без которой невозможно достижение поставленных целей, а также эффективное управление дидактическим процессом. При обучении гуманитарному компоненту, в частности иностранному языку, в техническом вузе диагностика точно определяет результаты процесса обучения, т. е. фактические знания студентов, уровень повышения их общеобразовательных знаний, а также степень решения воспитательных задач. Диагностика компетенций в сфере гуманитарного сектора включает контроль, проверку, оценивание, прогнозирование, выявление динамики, тенденций процесса обучения. В данной статье рассматриваются виды контроля применительно к иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачева О.Н., Шилович О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DIAGNOSIS OF COMPETENCES IN THE HUMANITARIAN SEGMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Educational process is very important in the modern stage of a society's development. Its quality must have a proper level on all academic stages. To estimate this quality and to improve it in the future there must be a good diagnosis, without which it is impossible to achieve the goals as well as to rule the educational process in the right way. While teaching the humanitarian component in technical universities the diagnosis exactly defines educational results, i.e. the real knowledge of students, the level of their general knowledge improvement, as well as the degree of instruction solving problems. Competence diagnosis in the humanitarian sphere includes control, check, estimation, forecast, dynamics and trends in education definition. The article deals with the control and its types for a foreign language in a technical university.

Текст научной работы на тему «К вопросу о диагностике компетенций в гуманитарном сегменте технического вуза»

так как его изучение помогает углубленному пониманию своей национальной культуры, что является важной предпосылкой для формирования национального сознания. Наряду с этим изучение других культур, через знания своих национальных особенностей, формирует такие качества личности, как уважение к другим культурам, толерантность, а это, в свою очередь поможет межнациональному общению. Известный венгерский композитор, фольклорист, педагог и просветитель Золтан Кодай отмечал: «...следует сначала понять и освоить своё национальное наследие, чтобы затем понять и интернациональное» [8, с. 29].

Деятельность педагога-вокалиста в классе сольного пения многопланова и развивается в нескольких направлениях: это развитие голосового аппарата, обучение технике певческого звукообразования, воспитание художественного вкуса, обучение исполнительскому мастерству. Пение это не только сложный психофизический, но и эмоционально-образный, творческий процесс.

Библиографический список

Важным фактором воспитания музыкального вкуса, развитием индивидуальной культуры личности обучающихся становится предметное содержание его деятельности в классе сольного пения, которое должно выстраиваться в поликультурной ориентации обучения и воспитания обучающихся как вокалистов. Однако вокальная работа с обучающимися различных этносов и культур имеет специфику, определяемую главным образом не только наличием у обучаемых различных вокальных данных, но и различных установок, интересов, приоритетов и ценностей. Перед педагогом встает проблема обеспечения комплексного вокального обучения и воспитания.

Таким образом, поликультурный компонент является необходимой составляющей содержания вокального воспитания. Ориентация вокального обучения на лучшие образцы западноевропейской и русской классики, а также народно-песенной культуры, обеспечивает формирование духовной, гармонически развитой личности обучающихся.

1. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. Педагогика: научно-теоретический журнал. 2004; 1: 3 - 10.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. Этнопедагогика. 2005; 2: 3 - 9.

3. Матис В.И. Этнопедагогические и этнопсихологические особенности обучения при формировании межкультурной компетенции. Этнопедагогика в системе образования. 2006; 1: 20 - 26.

4. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: уч. для студ. вузов. Барнаул: БГПУ, 2003.

5. Пафова М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования. Педагогика. 2005; 9: 72 - 79.

6. Шубина Н. Воспитание поликультурной личности. Воспитание школьников. 2007; 3: 7 - 15.

7. Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби. Алма-Ата: Мектеп, 1989.

8. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Москва: Просвещение, 1987.

References

1. Borisenkov V.P. Vyzovy sovremennoj 'epohi i prioritetnye zadachi pedagogicheskoj nauki. Pedagogika: nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2004; 1: 3 - 10.

2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika kak pedagogika nacional'noj shkoly i sem'i. 'Etnopedagogika. 2005; 2: 3 - 9.

3. Matis V.I. 'Etnopedagogicheskie i 'etnopsihologicheskie osobennosti obucheniya pri formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii. 'Etnopedagogika vsisteme obrazovaniya. 2006; 1: 20 - 26.

4. Matis V.I. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya: uch. dlya stud. vuzov. Barnaul: BGPU, 2003.

5. Pafova M.F. Territorial'nye programmy razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya. Pedagogika. 2005; 9: 72 - 79.

6. Shubina N. Vospitanie polikul'turnoj lichnosti. Vospitanie Shkolnikov. 2007; 3: 7 - 15.

7. Kubesov A. Pedagogicheskoe nasledie Al'-Farabi. Alma-Ata: Mektep, 1989.

8. Menabeni A.G. Metodika obucheniya sol'nomu peniyu. Moskva: Prosveschenie, 1987.

Статья поступила в редакцию 27.09.18

УДК 378

Likhacheva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),

E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

Shilovich O.B., senior teacher, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

TO THE QUESTION OF DIAGNOSIS OF COMPETENCES IN THE HUMANITARIAN SEGMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY. Educational process is very important in the modern stage of a society's development. Its quality must have a proper level on all academic stages. To estimate this quality and to improve it in the future there must be a good diagnosis, without which it is impossible to achieve the goals as well as to rule the educational process in the right way. While teaching the humanitarian component in technical universities the diagnosis exactly defines educational results, i.e. the real knowledge of students, the level of their general knowledge improvement, as well as the degree of instruction solving problems. Competence diagnosis in the humanitarian sphere includes control, check, estimation, forecast, dynamics and trends in education definition. The article deals with the control and its types for a foreign language in a technical university.

Key words: diagnosis, control, dynamics, key competences, humanitarian component, forecast, academic process.

О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,

E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

О.Б. Шилович, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,

E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ГУМАНИТАРНОМ СЕГМЕНТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Качество академического процесса очень важно на современном этапе развития образования. Для его оценки и последующего повышения важна диагностика, без которой невозможно достижение поставленных целей, а также эффективное управление дидактическим процессом. При обучении гуманитарному компоненту, в частности иностранному языку, в техническом вузе диагностика точно определяет результаты процесса обучения, т. е. фактические знания студентов, уровень повышения их общеобразовательных знаний, а также степень решения воспитательных задач. Диагностика компетенций в сфере гуманитарного сектора включает контроль, проверку, оценивание, прогнозирование, выявление динамики, тенденций процесса обучения. В данной статье рассматриваются виды контроля применительно к иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова: диагностика, контроль, динамика, ключевые компетенции, гуманитарный компонент, прогнозирование, образовательный процесс.

Диагностика академического процесса представляет собой не только проверку компетенций и компетентностей студентов в той или иной сфере, а анализирует результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. Изучая компоненты диагностического процесса, отметим, что они представлены контролем, проверкой, прогнозированием, выявлением динамики и тенденций процесса обучения предметов гуманитарного цикла. На данном этапе рассматривается контроль как ключевой аспект диагностики.

Контроль предусматривает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Преподаватель определяет объем и уровень усвоенных студентом компетентностей, а также степень готовности обучаемого к восприятию нового учебного материала. Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях. Применительно к иностранному языку отметим, что постоянный мониторинг знаний, умений и навыков студентов, их непосредственное применение на практике позволяет достичь определенного положительного результата, перейти из одного академического уровня в другой. И именно эта черта является отличающей иностранный язык и предметы его цикла от других дисциплин[1, с. 240].

Контроль также важен и для самого студента, так как этот аспект содействует ему в получении объективной информации об учебной деятельности. Контроль помогает обучаемому понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них[2, с. 25]. Постоянный контроль дисциплинирует студентов, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества[3, с. 269].

Предварительный контроль применяется перед началом обучающего курса с целью определения уровня знаний студентов в сфере английского языка. Такой контроль можно осуществить посредством входного тестирования на общие темы. В плане иностранного языка отметим, что тесты могут содержать основы грамматического и лексического материала по общему иностранному языку, некоторые вопросы по страноведению и регионоведению, а также простой материал на аудирование и ответы на несложные вопросы по-английски о себе, своей семье, интересах и будущих планах. В соответствии с уровнем владения иностранным языком студенты распределяются в разные группы, что, по нашему мнению, будет способствовать более качественному усвоению материала, адекватной его подаче и достойному результату.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков студентов, а также их глубину и прочность. Текущий контроль стимулирует ответственность студента за подготовку к каждому занятию. Это могут быть различные квизы, доклады по определенной тематике, защита презентаций и мини - диспуты и т. д. Наряду с указанным материалом возможно предложить текущее тестирование для проверки изученной на занятии или нескольких занятиях лексики, грамматики, основ письменной речи и говорения[4, с. 250].

Данный вид контроля привязан к тематическому контролю, т. е. это проверка знаний студентов после каждой изученной темы. В плане освоения иностранного языка в данной связи мы рекомендуем организацию круглых столов, бесед и проектов по изученному материалу, что позволит дифференцированно подойти к каждому студенту и развить сложные аспекты речевой деятельности.

Периодический контроль подводит итоги за определенный промежуток времени: семестр, учебный год или цикл. Как правило, в общем, деловом и профильном иностранном языке периодический контроль подразумевает проверку компетенций в рамках того или иного семестра, курса или уровня.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения в нашем случае гуманитарному компоненту на занятиях в вузе. В зависимости от уровня студентов и специфики предмета такой вид контроля рассчитан либо на семестр, либо на учебный год. При необходимости его можно использовать как интенсивный курс для специалистов в определенной сфере, и тогда обучение предполагает некий цикл. Соответственно по истечении указанного времени важно провести проверку всех компетентностей студентов, которые они получили по окончании данного курса. В отношении иностранного языка может быть защита проектов дипломных работ на английском языке, общий экзамен, покрывающий все особенности предмета, как в форме

теста, так и устный, возможно использование двух компонентов одновременно.

Устный контроль - это важнейший метод, который широко применяется при обучении иностранному языку для обеспечения коммуникативной направленности учебного процесса. Научиться говорить на иностранном языке - вот ключевая задача обучения английскому языку. Насколько продуктивно будет указанное говорение и, как следствие, компетентность, зависит от контроля, который в данной связи является базовым. Он позволяет выявить знания студентов, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения.

Письменный контроль подразумевает выполнение разнообразных и разноуровневых заданий, сочинений, изложений, а также тестов по тому или иному аспекту иностранного языка. В данном случае проверяется степень владения студентами письменной речью, которая позволяет обдуманно, логично и грамотно излагать свои мысли на иностранном языке.

Практический контроль применяется для выявления уровня умений и навыков иностранного языка в реальных жизненных ситуациях. Он предусматривает способность студентов общаться с носителями языка по скайпу, посредством мессенджеров и социальных сетей, вести живую беседу на языке. Приветствуется посещение лекций и мастер-классов, проводимых носителями языка непосредственно по иностранному языку и профильным дисциплинам.

Компьютерный контроль подразумевает единые требования к оценке знаний студентов. Личная, субъективная оценка преподавателя при таком контроле исключается. Для проведения тестирования по иностранному языку разработано большое количество тестов, рассчитанных на различный студенческий уровень, тесты на получение международных сертификатов и профильных программ.

При изучении иностранного языка возможно использование методов самоконтроля - выполнение языковых и речевых упражнений на выявление ошибок как лексического, так и грамматического плана. Кроме того, можно спланировать ряд контрольных работ, затем организовать их взаимную проверку друг у друга. Наряду с этим возможно назначение студента, который будет выполнять роль преподавателя и исправлять возможные ошибки своих сокурсников. Данный вид контроля будет достаточно эффективным и задействовать сразу несколько обучаемых.

Индивидуальность контроля, что предусматривает отслеживание работы каждого студента, его личной учебной деятельности в рамках указанного курса. Отметим, что нельзя заменять академические результаты отдельных студентов итогами работы коллектива, и наоборот. Важно выявить отстающих студентов и предоставить им дополнительные задания, а также повторить слабо усвоенные темы. Так процесс овладения знаниями и контроль будут эффективнее.

Во-вторых, контроль предусматривает постоянство и регулярность на всех ступенях процесса обучения. Отметим, что во время изучения иностранного языка предполагается не только входное и итоговое тестирования, но и текущий, тематический виды контроля, проводимые постоянно в процессе изучения и закрепления материала. Вся деятельность должна проводиться совокупно, логически обоснованно и качественно [5, с. 175].

В-третьих, в плане изучения иностранного языка отметим, что контрольные упражнения должны варьироваться, быть не просто монотонными и неинтересными, а наоборот, содержать разноуровневые и направленные на проверку всех видов речевой деятельности упражнения. Возможно привлечение презентаций, деловых игр, круглых столов, пресс конференций.

Наконец, важна объективная сторона контроля, так как именно эта характеристика определяет содержание тестов, заданий, вопросов, упражнений, прочий материал. Наряду с указанными особенностями предусматривается адекватное, дружеское отношение преподавателя ко всем студентам, понятные критерии оценивании знаний, умений и навыков. Фактически, объективность контроля означает, что оценки уровня компетенций студентов совпадают независимо от методов и средств контролирования преподавателей, осуществляющих диагностирование.

Уточним также особенности наглядности контроля. Предполагается, что результаты тестов, мини-экзаменов и бесед

должны быть в общем доступе, а их уровень соответствовать студенческому. Картине следует быть понятной и прозрачной. Мотивация в данном ключе является ключевым принципом развития. Результаты контрольных заданий должны быть пояснены, прокомментированы и проанализированы. Также должны быть составлены планы ликвидации пробелов. Анализ результатов контрольных заданий очень важен. Он помогает провести повто-

Библиографический список

рение изученного материала и сформировать мотивацию к дальнейшему его изучению и совершенствованию.

Использование и совершенствование вышеуказанных принципов и требований существенно облегчит процесс диагностики реальных студенческих компетенций в сфере иностранного языка, что впоследствии улучшит процесс обучения и усвоения материала.

1. Лихачева О.Н. Диагностика качества обучения кубановедческому компоненту на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2015; 13: 238 - 244.

2. Лихачева О.Н. Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочной формы обучения. Краснодар, 2013.

3. Лихачева О.Н. К вопросу об улучшении образовательного процесса в неязыковом вузе на примере иностранного языка. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 10: 267 - 272.

4. Лихачева О.Н. Реализация лингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 11: 248 - 254.

5. Лихачева О.Н. Специфика процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 5: 178 - 188.

References

1. Lihacheva O.N. Diagnostika kachestva obucheniya kubanovedcheskomu komponentu na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2015; 13: 238 - 244.

2. Lihacheva O.N. Uchebno-metodicheskoe posobie po anglijskomu yazyku dlya studentov zaochnoj formy obucheniya. Krasnodar, 2013.

3. Lihacheva O.N. K voprosu ob uluchshenii obrazovatel'nogo processa v neyazykovom vuze na primere inostrannogo yazyka. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 10: 267 - 272.

4. Lihacheva O.N. Realizaciya lingvisticheskogo komponenta inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 11: 248 - 254.

5. Lihacheva O.N. Specifika processa obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 5: 178 - 188.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 378

Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University

(Barnaul, Russia), E-mail: philocophia@mail.ru

Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Аgrarian University

(Barnaul, Russia), E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru

THE POSSIBILITY OF USING LITERARY TEXT IN SEMINARS ON CULTURAL STUDIES (WITH REFERENCE TO I.S. SHMELEV'S "GOD'S SUMMER"). The article studies ways of using literary texts in teaching students at a Russian university in the process of teaching a course of Cultural Studies. The problem and the way it is solved be means a text analysis allows to increase efficiency of the educational process. An immersion into the text (literary, musical, etc.) makes it possible to involve the emotional sphere of the students. Thus, there is a contextual impact on forming of internal motivation of students' learning activities. In addition, the younger generation is more clearly aware of, correcting their own hierarchy of values. The article describes the way of using active and interactive forms of education during seminars on history of Russian culture.

Key words: literary text, culturology, Russian culture, I.S. Shmelev.

Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: philocophia@mail.ru

О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц. каф. философии, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА И.С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»)

Статья посвящена раскрытию возможностей применения литературных текстов у студентов российских вузов в процессе преподавания курса «Культурология». Постановка проблемы, её совместное решение через анализ текста, позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Погружение в текст (литературный, музыкальный и пр.) позволяет задействовать эмоциональную сферу обучающихся. Таким образом, происходит контекстное воздействие на формирование внутренней мотивации учебной деятельности студентов. Кроме того, подрастающим поколением чётче осознается, корректируется собственная иерархия ценностей. В статье описаны возможности применения активных и интерактивных форм обучения в ходе семинарских занятий по истории русской культуры.

Ключевые слова: литературный текст, культурология, русская культура, И.С. Шмелев.

Создание условий для стимулирования познавательной активности студентов - одна из основных проблем современного высшего образования. Получение качественного образования без внутренней личностной мотивации обучающегося невозможно. Неоформленная личность теряется в лабиринтах навязанных иллюзий, в потоке разнообразной, разнонаправленной информации, в борьбе за мнимую свободу становится рабом пороков, привычек, стереотипов. Формирование целостного мировоззрения параллельно с процессом самоорганизации позво-

ляет не только в процессе обучения в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности направить личность на бесконечный процесс самосовершенствования.

Проблемы снижения мотивации к обучению, направленность на узкую специализацию, разрыв обучения с воспитанием, снижение значимости последнего, дегуманизация образования и пр. следует решать комплексно. Мы видим одной из задач предметов гуманитарного цикла - формирование внутренней потребности быть «Человеком», а не одним из «функционеров-фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.