_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
деятельности кооперативных организаций: Материалы Международной научно-практической конференции к 95-летию Российского университета кооперации (19 ноября 2008г.). - Краснодар: Краснодарский кооперативный институт, 2008. - с.33-34
3. Острожная, Е.Е. Инновации в профессиональной подготовке специалистов экономических специальностей. Инновационные процессы в высшей школе// Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: изд-во ГОУ ВПО КубГТУ, 2006. - С.89.
4. Кислелева, Е.С., Самоделкин, В.И. К вопросу о пересмотре традиционной модели учебного процесса. Инновационные процессы в высшей школе// Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: изд-во ГОУ ВПО КубГТУ, 2006. - С.92-93.
5. Курдуманова, О.И. Модульно-ранговая технология в обучении биохимии. Инновационные процессы в высшей школе// Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: изд-во ГОУ ВПО КубГТУ, 2006. - С.148-150.
6. Острожная, Е.Е. Принцип построения информационно-коммуникационной среды в образовании. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (18 ноября 2010г.), часть 2. - Москва-Челябинск, 2010. - с. - 82- 86.
© Острожная Е.Е., Астафурова Н.Н., 2016
УДК 372.878
К.Ю.Плотников
кандидат педагогических наук, учитель музыки, МАОУ Центр образования №47, г. Иркутска, Российская Федерация
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ
(5-8 КЛАССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
Аннотация
Автор предлагает способ распределения по годам обучения (5-8 классы общеобразовательной школы) предполагаемых предметных результатов освоения программы по музыке. Настоящий вариант составлен на основании соответствующего, общего по итогам прохождения курса музыки, списка из «Примерной основной образовательной программы ООО». Среди факторов, повлиявших на выбор распределения, представлены: возрастные особенности обучающихся (1); общая тема учебного года (2); связанные с 1-м и 2-м фактором, ведущие виды музыкальной деятельности; возможности отслеживания и оценки достигнутого; а также - ряд других. Сделаны выводы на уровне как частной (для музыкального образования) методики (проблемы репертуара и распределения общих годовых тем), так и методики общей (использование системного подхода, мультидисциплинарность).
Ключевые слова
Общее образование; уроки музыки; распределение планируемых результатов обучения; система
планирования; предметные результаты.
Введение. Одним из обязательных компонентов обучения, в т. ч. - построенного на принципах системно-деятельностного (и комплексного) подхода [15, с. 185-187], является планирование учителем и достижение обучающимся определённых результатов. В триединстве с метапредметными и личностными результаты предметные более всего отражают специфику и суть конкретного общеобразовательного предмета. Для образовательной области «Музыка» значительными, также отражающими природу
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
музыкального искусства и музыкального творчества являются результаты личностные, что должно быть отражено и при проектировании предметных результатов.
Актуальность постановки и решения вопроса, рассматривающего распределение планируемых предметных результатов обучения, обусловлена:
- переходом российской школы на работу по ФГОС (предусматривающих обязательность такого раздела в рабочей программе учителя);
- частым несовпадением (иногда - и отсутствием в смысле разделения по годам обучения) такого списка в примерной программе и программах рабочих (в той или иной степени, подобные факты можно найти и у авторов УМК, уже утверждённых на федеральном уровне [2, с. 98-99; 3, с. 13-14], и, тем более, у педагогов-практиков);
- в отношении школьного курса музыки - тем потенциалом, которым обладает данное искусство (а также - современные средства, такие как музыкально-компьютерные технологии; МКТ [6; с. 16-21]) и что необходимо реализовывать в интересах образовательных продвижений школьника.
Среди учитываемых нами при распределении планируемых предметных результатов особо отметим следующие факторы (и источники обоснования):
- возрастные особенности обучающихся (в преимуществах использования в подростковом возрасте механизма перцептивной мультимодальности и психической субъектности как основы самореализации [6; с. 40- 47]; 1);
- содержание общих тем (разделов) отдельных учебных лет, своей совокупностью позволяющее познакомить школьников с основными особенностями музыки как культуры (детально - [6; с. 67-223]; 2);
- ведущие виды музыкальной деятельности (связанные с факторами 1 и 2), через которые происходит освоение содержания учебного курса - пение [4, с. 43; 8]; инструментальное музицирование [4, с. 44- 46; 10, с. 107] и др. (3);
- дидактический потенциал составляющих УМК [5, с. 13-97] (4);
- возможности МКТ в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута [9, сс. 55-56, 62-63] (6);
- наличие системы мониторинга и её особенности [1, с. 237 - 238] (7).
В результате, беря во внимание анализ влияния вышеперечисленных факторов, планируемые предметные результаты, указанные в федеральном нормативном документе [11, с. 156-161], были нами распределены по годам обучения: 5-й класс - табл. 1; 6-й - табл. 2; 7-й - табл. 3; 8-й - табл. 4.
Таблица 1
Планируемые предметные результаты: музыка: 5-й класс
Характеристика Направленность (содержание)
В 5-м классе школьник научится:
Понимать - значение устного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; - значение интонации в музыке как носителя образного смысла (интонация-призыв, интонация-просьба, интонация-вопрос и др.).
Определять - характерные особенности музыкального языка в отношении вокальной музыки (дыхание и фразировка, вокальная дикция, отражение художественного образа); - (на слух) мужские (тенор / бас) и женские (колоратурное / меццо-) певческие голоса; - разновидности хоровых коллективов по стилю исполнения: народные, академические, а также - по составу: мужские, женские, смешанные, детские; - основные жанры русской народной музыки: былина, частушка (под язык, др.) и пр.; - (на слух) изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы фольклора, произведения современных композиторов - в круге вокальных жанров.
Приводить примеры по теме - «Основные жанры вокальной музыки», в т. ч. - музыкально-театральные жанры, использующие пение - опера, мюзикл и т. п. (выдающиеся отечественные и зарубежные музыкальные исполнители и исполнительские коллективы).
Обосновывать - собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных жанров вокальной музыки и музыкально-театральных жанров; - характеристику музыкальных произведений (в круге вокальных и вокальных театрально-музыкальных жанров) на основе эмоционально-образного восприятия.
Продолжение таблицы 1
Знать - термины в пределах темы «Вокальная музыка» (основные жанры вокальной музыки; основные вокальные голоса и приёмы вокальной техники).
Применять - навыки вокально-хоровой работы при пении acappeИa и с сопровождением (в т. ч. - с самостоятельным подбором фонограммы из ресурсов x-minus.org) ; - навыки для творческой интерпретации содержания музыкальных произведений, в т. ч. принимать интерпретацию учителя (дирижёра) или предлагать свою; - современные информационно-коммуникационные технологии (музыкально-компьютерные технологии) для записи и воспроизведения музыки.
В 5-м классе ученик получит возможность научиться:
Характеристика Направленность (содержание)
Исполнять - свою партию в хоре в простейших 2-голосных произведениях (с неленточным, контрастно-полифоническим голосоведением, в т. ч. - остинато), используя ориентацию на знакомую нотную запись и на визуальный поэтический текст.
Таблица 2
Планируемые предметные результаты: музыка: 6-й класс
Характеристика Направленность (содержание)
В 6-м классе школьник научится:
Различать - жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической (в т. ч. - балетной) музыки.
Называть - примеры выдающихся отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и коллективов в основных жанрах инструментальной (в т. ч. симфонической) музыки; - основные жанры светской музыки малой (пьеса и пр.), крупной формы (цикл и пр.).
Определять - тембры музыкальных инструментов (духовых, струнных, ударных, электронных); - виды оркестров: симфонического, духового, камерного, народных инструментов, эстрадно-джазового; - характерные особенности музыкального языка в инструментальной музыке.
Обосновывать - собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров инструментальной музыки; - характеристику музыкальных произведений (в круге инструментальных, в т. ч. оркестровых жанров) на основе эмоционально-образного восприятия; - размышления о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения.
Знать - термины в пределах темы «Инструментальная (в т. ч. оркестровая) музыка».
Узнавать - (на слух) изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы фольклора, современные произведения - в круге инструментальных жанров.
Понимать - взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и фольклора, специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов (рапсодии, танцы); - (с анализом) средства музыкальной выразительности: мелодию, темп, динамику и пр.
Участвовать - в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования (остинато, импровизация, партия).
В 6-м классе ученик получит возможность научиться:
Характеристика Направленность (содержание)
Понимать - понимать особенности языка европейской музыки (мадригал, прелюдия, фуга и др.).
Различать (и - формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, вариации, сюита, попурри, рондо и
узнавать) пр.), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.
Обозначенное (табл. 1- 4) курсивом не меняет содержания указанного государственной «Примерной программой ООО» (08.04.2015 г., № 1/15 с. 156-161 [11]) списка планируемых результатов, а служит уточнением, детализацией. Подобная корректировка - неотъемлемый этап педагогической работы, той, что позволяет выявить оптимальные условия как процесса обучения, в целом, так и процедур оценивания, где важным особо моментом является нахождение критериев, отвечающих требованиям валидности.
Возвращаясь же к нашему варианту распределения планируемых предметных результатов обучения, обратим внимание на включение в материал 7-го класса содержания по джазу и поп-музыке, а также - на значительность объёма списка класса 8-го (являющегося итогом освоения курса музыки).
Таблица 3
Планируемые предметные результаты: музыка: 7-й класс
Характеристика Направленность (содержание)
В 7-м классе школьник научится:
Различать - художественные направления, стили и жанры классической, церковной и современной (джаза, рок-, поп-) музыки, особенности их музыкального языка и драматургии; - интерпретацию классической музыки - в современных её обработках.
Продолжение таблицы 3
Определять - характерные признаки (позитивные и негативные стороны) популярной музыки.
Приводить примеры по теме - «Выдающиеся (в т. ч. современные) отечественные и зарубежные исполнители и коллективы» -в основных направлениях - церковной, рок-, поп-музыки, джаза.
Обосновывать - собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей (направлений - церковной, рок-, поп-музыки, джаза).
Называть - стили рок-музыки и её отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла, примеры направлений и жанров джаза (рэгтайм, свинг, блюз и пр.) и поп-музыки.
Характеризовать - (эмоционально-образно воспринимая) музыкальные произведения - в круге рассматриваемых по теме направлений.
В 7-м классе ученик получит возможность научиться:
Характеристика Направленность (содержание)
Понимать - особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, (жанра массовой, бардовской песни и русского шансона); - особенности языка западной музыки (месса, реквием, рэп-композиция, баллада); - истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки культурных традиций (Африки, Бл. и Дальнего Востока), обрядов фольклора разных стран мира.
Определять - специфику духовной и светской музыки (в эпоху Средневековья и в др. периоды).
Распознавать - мелодику знаменного распева (как основы древнерусской церковной музыки).
Таблица 4
Планируемые предметные результаты: музыка: 8-й класс
Характеристика Направленность (содержание)
В 8-м классе школьник научится:
Определять - характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических, юмористических, сатирических); - основные признаки эпох, стилевых направлений в русской музыке, стилевые черты русской классической музыкальной школы (доглинкинский период; русская классическая школа -М.Глинка, «Могучая кучка» и др.; горизонты отечественной музыкальной культуры XX века, в т. ч. - национальных школ на примере музыки А.Хачатуряна).
Выявлять - общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, а также - при сравнении музыкальных произведений на основе знаний о стилевых направлениях (классика, фольклор, эстрада); - особенности интерпретации художественной идеи, сюжета разными композиторами; - жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств (в т. ч. - в сравнении интонаций музыкального, живописного и литературного произведений), особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Понимать - жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров и стилей; - специфику музыки как вида искусства и её значение в жизни человека и общества, значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; - основной принцип построения и развития музыки (под музыкой имеется в виду «музыкальное произведение»)
Анализировать - взаимосвязь жизненных событий и музыкальных образов; - музыкальные произведения (выдающихся композиторов прошлого и современности); - через образ и интонацию различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; по отношению к знакомому музыкальному произведению - высказывать суждения об основной идее, её средствах воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях, контексте; - единство жизненного содержания и формы в различных музыкальных образах; - творчество исполнителей авторской песни (поэтический текст - по литературе).
Применять - приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в т. ч. - в творческой и сценической) и для творческой интерпретации содержания произведений ( подбор визуального ряда, пластика тела, создание микстов и пр.); - современные ИКТ (музыкально-компьютерные технологии) для записи и воспроизведения музыки, зная их возможности по редактированию (в т. ч. - с видео); - знания о музыке, полученные на занятиях, при составлении своей фонотеки, видеотеки.
Находить - ассоциативные связи между художественными образами музыки, изо и литературы; - эмоциональный отклик (в себе) на исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
Передавать - свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме.
Проявлять - творческую инициативу (предлагать варианты интерпретации, оформления, путей реализации), участвуя в музыкально--эстетической деятельности
В 8-м классе ученик получит возможность научиться:
Характеристика Направленность (содержание)
Продолжение таблицы 4
Выделять - основные признаки исторических эпох, стилевых направлений (в т. ч. для установления стилевых связей музыки) и национальных школ в западноевропейской музыке (музыка Средневековья, Барокко, венской школы, романтизма, импрессионизма, авангардизма ).
Различать (и передавать) - (в художественно-творческой деятельности) характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; - многообразие образов и способов их развития, характеризуя приёмы взаимодействия; - характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов (И.С.Бах, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шопен, Дж.Верди, Р.Вагнер, К.Дебюсси, А.Шёнберг, Дж.Гершвин, М.Глинка, М.Мусоргский, П.Чайковский, С.Рахманинов, С.Прокофьев, И.Стравинский, Д.Шостакович, Г.Свиридов и др.)
Активно использовать - язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, математики, иностранного языка, истории и др.).
Переходя к подведению итогов, стоит заметить, что в качестве образца, способного служить примером разработки целостной системы обучения и отслеживания учебных достижений, можно привести работы, подготовленные для уровня начального общего образования - с перечнем обязательных проверяемых умений, указанием примерных уроков, на которых рекомендуется проводить данный контроль [12, с. 87-91], критериями оценки итоговой работы по музыке [12, с. 93-94].
В результате рассмотрения заявленной проблемы можно сделать следующие выводы:
1. Распределение по годам обучения (в нашем случае - для 5-8-х классов общеобразовательной школы) предполагаемых предметных результатов освоения программы (на примере курса музыки) носит комплексный характер и должно осуществляться с применением системного подхода.
2. Среди факторов, влияющих на распределение предполагаемых предметных результатов: возрастные особенности (в т. ч. - преимущества) обучающихся; ведущие виды деятельности по освоению содержания учебного курса; дидактический потенциал УМК (для музыки - и образовательный потенциал МКТ; готовность системы отслеживания и оценки достигнутого к осуществлению своего предназначения, содержание общих тем (разделов) отдельных учебных лет.
3. В отношении частной образовательной области «Искусство: музыка» на основе выполненного разделения по отдельным годам обучения планируемых предметных результатов можно констатировать целесообразность предлагаемого подхода к распределению общих тем 5-8 (и 1- 4) классов, что позволяет полно представить основные особенности музыки как культуры в широком спектре разнообразия проявлений культурных традиций, исторических и авторских стилей, национальных школ, отдельных жанров и направлений, интерпретаций и трактовок.
4. Межпредметные связи (по отношению к музыке как школьному учебному предмету - с курсами иностранного языка, литературы, истории и пр.; в целом, между предметными областями) могут и должны использоваться при планировании предметных результатов, в т. ч. - в представлении результатов обучения через выполнение обучающимися учебного проекта мультидисциплинарного характера [7].
5. Для музыки как школьного предмета, в т. ч. - при разнесении по годам обучения планируемых предметных результатов, несомненно чрезвычайно важным является вопрос художественного (музыкального) репертуара, на предполагается освоение содержания и достижение запланированного.
Список использованной литературы:
1. Горбунова, И.Б., Плотников, К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы / И.Б. Горбунова, К.Ю. Плотников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №21. - С. 236-239. Ьйр:/Леопа-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/19/pedagogics/gorbunova-plotnikov.pdf.
2. Искусство. Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: методическое пособие: рекомендации по составлению рабочих программ / С.В. Степанова, С.П. Ломов, В.В. Алеев и др. - М.: Дрофа, 2014. - 352 с.
3. Планируемые результаты обучения. Музыка. Изобразительное искусство. Искусство. Мировая художественная культура. Народное творчество: методические рекомендации / под ред. Д.В. Корнева, Г.П. Сергеевой. - Балашиха: МБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2015. - 208 с.
4. Плотников, К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. I: Инновационная образовательная программа. / К.Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 229 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
5. Плотников, К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки информатики и музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс. / К.Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24840533.
6. Плотников, К.Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий на пропедевтическом этапе в общеобразовательной школе: монография. СПб.: Изд-во «Лема», 2013. - 268 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24892632.
7. Мультидисциплинарность учебного проекта как реализация индивидуального образовательного маршрута школьника / К.Ю. Плотников // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2015. - №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/1_plotnikov_sayt_3_2015_0.pdf. (Дата обращения: 19.01.2016).
8. Плотников, К.Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе / К.Ю. Плотников // «Наука о человеке: гуманитарные исследования». - №23 - 2016. - С. 216-222.
9. Плотников, К.Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка / К.Ю. Плотников // Педагогический журнал. -2015. - № 6. - C. 50-65. http://elibrary.ru/item.asp?id=25477119.
10. Плотников, К.Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр» / К.Ю. Плотников // Инновационная наука. - 2016. - №2. Часть 4. - С. 102-108. http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-4.pdf.
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf. (Дата обращения: 11.11.2015).
12. Фалетрова, О.М., Томчук, С.А. Методика преподавания предмета «Музыка» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: учебно-методическое пособие / под общей редакцией О.М. Фалетровой. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2013. - 196 с.
© Плотников К.Ю., 2016
УДК 81-2[781.22:372.878]
М.Е. Рогачева
Студентка Н.П. Шишлянникова
Д.пед.н., профессор Институт искусств
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Российская Федерация
МУЗЫКА - ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Аннотация
В статье сравнивается язык человеческой речи и язык музыки, их общность и различие. Раскрываются отдельные аспекты организации общения с музыкой на уроках.
Ключевые слова
Звук, интонация, речевое и невербальное общение, композитор, исполнитель, слушатель,
средства музыкальной выразительности.