Научная статья на тему '«Нормы ГТО» глазами студентов'

«Нормы ГТО» глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НОРМЫ / СССР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенщикова Ю.А.

В данной статье рассмотрены проблемы внедрения системы физической подготовки «Готов к труду и обороне». Проанализированы мнения учащихся высших учебных заведений, выявлено отношение студентов к нормам ГТО, исследована спортивная инфраструктура БГТУ им. В.Г. Шухова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Нормы ГТО» глазами студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

о преподавателях, формируется на основе накопленного или социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы, и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда, только к тем, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который приходит между специалистом - творцом и специалистом-ремесленником. Следовательно, творческая деятельность преподавателя выражается в способности оригинально и самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность [2, с. 54].

Под креативностью преподавателя высшей школы понимается умение создавать новые способы решения педагогических задач, а под педагогическим искусством - сумма знаний, умений, без которых невозможно творчески решить эти задачи.

Таким образом, педагогическое творчество понимается как выработка и воплощение преподавателем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении со студентами оптимальных и нестандартных педагогических решений.

Креативность и самореализация преподавателя высшей школы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Высокопрофессиональный преподаватель никогда не творит наедине сам с собой, а всегда в соавторстве с обучаемыми [1].

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие критерии оценивания креативности преподавателя: умение всесторонне анализировать и объективно оценивать педагогические процессы и явления; видеть нерешенные проблемы теории и практики обучения и воспитания студентов; принимать нестандартные решения по перестройке учебно-воспитательной работы; настойчиво внедрять инновационные технологии обучения, доказавшие свою эффективность; умело использовать опыт профессионального обучения, накопленный в результате психологических и педагогических исследований.

Таким образом, научное и педагогическое творчество - сложный и многоступенчатый процесс. Для эффективной реализации педагогического творчества, преподавателям необходимо знание основных этапов творческой деятельности и подходов к ее осуществлению с учетом специфики высшей школы. Список использованной литературы:

1. Гаджиева П.Д. - Креативность преподавателя в высшей школе. Ж. Мир науки, культуры и образования. Горно - Алтайск, №3, 2015 г.

2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // М.: 2004 г.

3. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. 205с.

© Гаджиева П.Д., 2016

УДК 378

Ю. А. Гребенщикова

студент 3 курса института государственного управления и предпринимательства Уральский Федеральный Университет, г. Екатеринбург, РФ Научный руководитель: Л. Б. Артемьева Старший преподаватель кафедры Физического воспитания Уральский Федеральный Университет, г. Екатеринбург, РФ

«НОРМЫ ГТО» ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы внедрения системы физической подготовки «Готов к труду и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

обороне». Проанализированы мнения учащихся высших учебных заведений, выявлено отношение студентов к нормам ГТО, исследована спортивная инфраструктура БГТУ им. В.Г. Шухова .

Ключевые слова ГТО, физическая культура, нормы, СССР.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) возрождается и, по сути, является правопреемником аналогичной программы физкультурной подготовки населения, существовавшей в Советском Союзе в период с 1931 по 1991. Система оздоровления населения рухнула вместе с развалом страны. А ведь в советские времена комплекс ГТО затрагивал общеобразовательные, профессиональные и спортивные организации, в которых занимались миллионы граждан от 10 до 60 лет.

В 2014 году президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне» [1], а, начиная с 2015 года, результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Также по заявлению пресс-службы Министерства образования Российской Федерации российским студентам за успешное выполнение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) будет выплачено денежное вознаграждение. Эта инициатива будет вводиться поэтапно, начиная с 2016 года, и в полную силу вступит лишь к 2017 году.

Для получения значка ГТО участники должны сдать следующие дисциплины: челночный бег 3^10 м; бег 30, 60, 100 м; бег 1000; 1500; 2000; 2500; 3000 м; прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места и прыжок в длину с разбега; подтягивания на низкой (из виса лежа) и высокой (из виса) перекладинах; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту; наклон вперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье; метание спортивного снаряда в цель и на дальность; рывок гири 16 кг; плавание 10, 15, 25, 50 м; бег на лыжах или кросс по пересеченной местности 1, 2, 3, 5, 10 км; стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения стоя; туристический поход с проверкой туристических навыков.

Для выявления знаний студентов о том, что такое ГТО было использовано анкетирование в традиционной форме, онлайн и устные опросы.

Анкета базировалась на следующих вопросах:

1. Расшифруйте аббревиатуру ГТО?

2. Считаете ли вы, что нормы ГТО необходимы?

3.Для чего нужны нормы ГТО?

4.Ваше отношение к нормам ГТО?

5. Занимаетесь ли вы спортом?

6. Ваш пол?

В анкетировании приняли участие 55 человек в возрасте от 18 до 23 лет. 60% студентов знакомы с аббревиатурой ГТО, оставшиеся расшифровать данное понятие не смогли. Среди мнений студентов существует и такое мнение, что нормы ГТО — это ненужные отголоски СССР и холодной войны и слова «труд» и «оборона» устарели. Но все при этом подчеркивают, что название не так важно, как сама суть.

Порядка 55% студентов считают нормы ГТО бессмысленным и бесполезным мероприятием. 30% студентов считает, что именно благодаря таким инициативам решится проблема улучшения общего уровня здоровья населения и это послужит достижению высоких спортивных результатов.

Студенты, среди которых есть профессиональные спортсмены, считают, что на данный момент популяризация норм ГТО не приносит желаемых правительством результатов. И является одним из пунктов списка ненужных затрат. Для изменения этой ситуации нужно преобразовать то, в каком виде находятся нормы ГТО на данный момент.

Чуть меньше половины (45%) студентов убеждены, что нормы ГТО нужны для продуктивной работы и успешной учебы.

После таких ответов стало интересно отношение молодежи к нормам ГТО. Результаты получились закономерными.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

Около 35% студентов относятся к нормам ГТО равнодушно, не проявляя ни малейшего интереса, 20% - попросту не понимают их значения и 35% студентов видят в этом повод для самосовершенствования. Нашлись и те, кто воспринимает принятые нормы как «непосильную ношу» для своего здоровья.

Несмотря на растущую популярность здорового образа жизни, сейчас студенты находятся на достаточно низком уровне физической подготовки. Введение норм ГТО может поднять этот уровень, но подготовка к их сдаче должна начинаться в младших классах школы и нормы должны быть выполнимыми.

Согласно анкетированию, более половины опрошенных студентов занимаются спортом, стараются поддерживать хорошую физическую форму, но при этом считают, что занятия спортом должны являться личным и добровольным выбором каждого.

Вероятно, такое мнение о нормах ГТО сложилось у студентов из-за мест проведения спортивных мероприятий и содержания занятий по физической подготовке в рамках учебного процесса.

Например, спортивной инфраструктуре БГТУ им. В.Г. Шухова может позавидовать любое высшее учебное заведение. Стадион, тир, два бассейна, спортзалы, площадки для мини-футбола и пляжного гандбола, силовые городки, теннисные корты, ледовая арена, зал гиревого спорта [2]. Не каждый университет может таким похвастаться. В некоторых из них студенты вынуждены заниматься в полуподвальных помещениях, полуразрушенных залах. А ведь еще А.П.Чехов отмечал, что облезлые стены и грязные коридоры дурно влияют на способность студента к обучению. Возможно, прежде чем вводить нормы ГТО, стоит создать условия для тренировок, популяризировать спорт не нормами и значками, а укреплением здоровья и получением радости. Молодежь должна заниматься в свое удовольствие. Но нормы служат некой формой унификации, порождая перфекционизм, и забывая об индивидуальных особенностях.

Но, как бы ни относились студенты к нормам ГТО, ничего уже не изменишь. Это проект государственного масштаба, в него вложены миллионы рублей. Эффективность его введения можно будет оценить лишь через несколько лет.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

2. http://www.bstu.ru/about/press_center/intervy/sport

© Артемьева Л. Б., Гребенщикова Ю.А., 2016

УДК 378.126

Д.А.Данилов

Чл.-корр.РАО, д.пед.н., проф. СВФУ, А.Г.Корнилова

Д.пед.н., проф., зав.каф.соц.пед. СВФУ г.Якутск, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация

Личностное становление студента - будущего педагога представлено профессиональной компетентностью педагога, формирование которой обеспечивается его социализацией, дополняющей практическую направленность профессионального образования.

Ключевые слова

Социализация педагога, профессиональная компетентность, окружающая среда, социально-педагогический

опыт, социальная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.