Научная статья на тему 'Профессионально-творческое развитие учащихся в условиях гуманизации образования'

Профессионально-творческое развитие учащихся в условиях гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЙСЯ / ПЕДАГОГ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / STUDENT / TEACHER / HUMANIZATION / CREATIVE PERSONALITY / CREATIVE THINKING / STUDENT-ORIENTED TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огуречникова И. А.

В статье рассматривается роль и значение художественно-творческой деятельности в формировании творческой личности учащегося в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF HUMANIZATION OF EDUCATION

The article discusses the role and importance of artistic and creative activity in the formation of the creative personality of the student in the institutions of additional education of artistic and aesthetic orientation.

Текст научной работы на тему «Профессионально-творческое развитие учащихся в условиях гуманизации образования»

УДК 37.036

Огуречникова И. А.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская художественная школа, Россия, Димитровград

Ogurechnikovа I. A.

Municipal budget institution of additional education for Children art school, Russia, Dimitrovgrad

E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

PROFESSIONAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация: в статье рассматривается роль и значение художественно-творческой деятельности в формировании творческой личности учащегося в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Abstract: the article discusses the role and importance of artistic and creative activity in the formation of the creative personality of the student in the institutions of additional education of artistic and aesthetic orientation.

Ключевые слова: учащийся, педагог, гуманизация, творческая личность, творческое мышление, личностно-ориентированные методики обучения.

Keywords: student, teacher, humanization, creative personality, creative thinking, student-oriented teaching methods.

«Достоинство, знания, творчество, свобода, справедливость и человеколюбие будут являться главными ипостасями целостной гуманистической личности будущего общества».

Волков Ю.Г. [1]

В течении столетий, человечество в лице многих великих мыслителей, ученых, педагогов стремились ответить на вопрос: какова роль, влияние, значение личности педагога на формирование творческого потенциала учащегося. Исписаны тысячи, тысячи страниц. Однако ожесточенные споры о сущности и роли педагога не смолкают и сегодня.

Становление личности человека и развитие его творческих способностей несомненно связано с идеей гуманизации. Под гуманизацией образования понимается комплекс мер, направленных на раскрытие, формирование и развитие творческих способностей человека, ориентируемых на совершенствование личности и зрелости. Гуманизация дополнительного образования требует формирования новой культуры отношений преподавателя с учащимися, которая складывается из совместного творчества, возможностей, способностей, общения, установками педагога, ориентированными на формирование творческой личности учащегося. В связи с этим к педагогам дополнительного образования должны предъявляться требования, не только профессионального качества, но и личностного, богатого расширенной профессиональной культурой, наполненной личностно-творческим потенциалом, направленным на выявление индивидуальных качеств учащихся для работы над личностным ростом обучаемого.

Достижения современной педагогической науки и искусствознания, реализация нового социального заказа на формирование разносторонне развитой творческой личности выдвигают новые требования к процессу преподавания художественно-творческих дисциплин в дополнительном образовании. Художественно-творческая деятельность способствует всестороннему развитию детей, дает им возможность принимать непосредственное участие в создании материальных и духовно-нравственных ценностей, приобщаться к национальной культуре [2].

У каждого человека существуют способности и возможности в конкретной области деятельности. Очень важно с ранних лет выявить индивидуальные качества у ребенка и начать их развивать, чтобы вывести его на высший уровень, в том числе и в творческой деятельности.

Для развития творческой деятельности у ребенка широко применяются групповые занятия, которые являются ведущими звеньями учебного процесса, где учащийся может наблюдать за работой своего товарища. У учащихся могут быть разные учебно-познавательными способности и мотивационными состояния, следовательно педагог должен находить индивидуальный подход к каждому учащемуся, выявлять особенности интеллектуальной, предметно-практической и мотивационной сферы психики. В ходе формирования профессиональных знаний, умений и навыков преподаватель должен быть своего рода строителем образовательного процесса и добиваться того, чтобы каждый учащийся овладел целостным опытом творческой деятельности.

При разработки наиболее эффективных методов воздействия на учащихся преподавателю необходимо знать о многообразии индивидуальных различий, которые проявляются в познавательной и практической деятельности учащихся: уровень эмоционального отклика в творческих, учебных работах учащегося, характер протекания мыслительных процессов (установление ассоциативно -образной наполненности в заданиях, наличие или отсутствие критичности и самооценки), наличие и характер познавательных интересов, отношение к учению.

Для эффективного развития творческих личностей педагог должен поддерживать интерес к предмету путем создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях, использования содержательного учебного материала, вариативности в применении методов и средств обучения, представление уча-

щимся возможности работы с разнообразными материалами и в различных техниках исполнения.

Немаловажная роль педагога в обучении состоит в осуществлении педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностной ориентации учащихся, путем разработки содержания обучения с учетом его направленности на творческую деятельность, которое может заключаться:

- в применении в обучении эффективных методов и средств, способствующих творческому подходу при выполнении учебных заданий,

- привлечение учащихся к исследовательской работе,

- совместное решение проблемных задач и представление им возможности экспериментирования с художественными материалами.

В ходе профессионального становления огромную роль играет профессиональный образец - личность педагога-профессионала, на которую ориентируется личность учащегося. Для успешного обучения, воспитания сам педагог должен быть творческой личностью. Создавая вокруг себя атмосферу увлеченности, влюбленности в искусство педагог развивает кругозор учеников, раскрывает перед ними познавательное, эстетическое значение искусства [3].

Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора в формировании творческой личности учащегося. В формировании творческой личности важную роль играет творческая среда. «Погружение» учащихся в такую среду способствует развитию у них навыков общения, способностей к самостоятельности, саморазвитию, а также умение работать в команде. Ребенок должен свободно чувствовать себя в море цвета, форм, человеческих взаимоотношений. Суть педагогического процесса состоит в том, чтобы обстановка была осмысленна педагогом.

Художественно-творческая деятельность педагога в большинстве случаев является нестандартной, так как педагоги в данной деятельности являются

творческими личностями и при проведении занятий к каждому обучающемуся должны находить индивидуальные подходы для развития творческих способностей. Педагогическое творчество в области художественной деятельности имеет свою специфику, которая заключается в творческом сотрудничестве преподавателя и учащегося. Педагогика сотрудничества также является одним из возможных направлений демократизации и гуманизации педагогического процесса, проникновения в него духа взаимопонимания и гуманности. Идея педагогики сотрудничества может быть выражена следующим образом: сделать ученика добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за результаты этого процесса [4]. Таким образом, совместное творчество преподавателя дополнительного образования и учащегося являясь непременным условием педагогического процесса по формированию индивидуального педагогического стиля деятельности, становится и средством, и целью процесса обучения.

После окончания образовательного учреждения, выпускник выходит в жизнь, требующую изобретательности, творческого подхода к делу, поэтому необходима организация обучения творчеству, создание эффективных методик развития творческого мышления, творческого потенциала, уникальных черт личности и формирования на этой основе профессиональной творческой личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Волков, Ю.Г. Личность и гуманизм [Электронный ресурс] / Ю. Г. Волков. -1995. - Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/ archive/ volkov_lichnost/05.aspx (дата обращения 15.05.2017).

2. Калугина, Ю. Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материа-

лов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Н. Калугина. - М., 2000. -24 с.

3. Воитлева, Н. А. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Воитлева. - М., 2003. - 26 с.

4. Воитлева, Н.А. Индивидуально-творческая работа в фортепианном классе со студентами - будущими учителями музыки / Н. А. Воитлева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - С. 137-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.