2. Байчекуева, Н.Х. Поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании (на материале Кабардино-Балкарской Республики) / Н.Х. Байчекуева. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004. 352 с.
3. Бгажноков, Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгаж-ноков. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1999. 96 с.
4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика лич-ностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 352 с.
5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Г.Н. Волков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: Академия, 2002. 24 с.
7. Кудаев, М.Р. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: основы теории и практики реализации / М.Р. Кудаев,
З.К. Дахужева. Майкоп: Изд-во «ООО “Аякс”», 2004. 198 с.
8. Новикова, Л.И. Воспитательное пространство: опыгг и размышления / Л.И. Новикова, И.В. Кулешова. М., 1996.
9. Образ жизни. Этическая программа САДА // Хабзэ (образ жизни). 1995. 3 авг.
10. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: кол. монография /
В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. М. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004. 576 с.
11. Шоров, И.А. Адыгская народная педагогика: монография / И.А. Шоров. Майкоп: Краснодар. кн. изд-во, 1989. 336 с.
Realization of national and regional component of education in the process of social security of children (in the Adygei Republic)
A new understanding of the realization of national and regional component of education in the process of social security of children is presented.
The mechanism of using the ethnic and cultural potential of the Adygei Republic as the system modernization strategy of social security of children in the context of humanist paradigm of education is defined.
Key words: national and regional component of education, social security of children, national and regional model of social security of children, the space of social security of childhood, meta activity subjects, the components of child’s social and cultural space.
С.Ю. КРЫХТИНА (Волгоград)
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изложены современные взгляды на внеклассную работу в учреждении дополнительного образования - детской музыкальной школе. Показана система развития творческих способностей через участие детей в деятельности детской филармонии.
Ключевые слова: дополнительное образование, внеклассная работа, детская филармония, творческие способности, креативность.
Система дополнительного образования, к которой относятся детские музыкальные школы и школы искусств, обладает большими возможностями для совершенствования современного образования, его гуманитаризации, для развития у детей способности к самопознанию и самоопределению. Она дает опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности, опыт «соприкосновения» духовного мира детей и педагогов, поскольку педагоги в этой системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению с учителями общеобразовательных школ и большинство предметов преподается индивидуально. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям культуры.
Принципы организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно расширить границы познавательных возможностей учащихся. В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач. Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относятся собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности.
Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творче-
© Крыхтина С.Ю., 2009
ских возможностях человека, но и обеспечивает возможность успеха как в избранной, так и в других сферах деятельности. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации неудач в общеобразовательной школе достижениями в области дополнительного образования.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, позволяют устранить многие противоречия, которые приводили к торможению развития образования и культуры, в том числе и в системе дополнительного образования - в работе детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Главным противоречием стали повсеместная малоэффективная направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, что необходимо как для профессионального музыкального становления, так и для развития навыков любительского музицирования. Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования - это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысления его целей и содержания.
Система общего музыкального образования включает в себя наряду с обязательными уроками музыки разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися, основанные на принципе добровольности. Задача заключается в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили каждому ребенку максимальную возможность реализовать свои интересы, потребности в той или иной области музыкального искусства. Как во внеклассных, так и во внешкольных занятиях существуют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, музыкальные классы, студии, разнообразные клубные объединения учащихся, создаваемые в соответствии с их музыкальными интересами. Все эти формы отличает достаточно устойчивый контингент занимающихся в них детей, которые сами или с помощью родителей выбрали для себя наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности.
К вариативным видам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся массовые музыкально-просветительс-
кие формы, организуемые школой или внешкольным учреждением. Это - разнообразные музыкальные праздники, лекции-концерты, музыкальные игротеки и др. Их главное отличие от стабильных форм внеклассной и внешкольной работы заключается в том, что они ориентированы на всех без исключения детей. Цель таких занятий - пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора. Каждая форма внеклассной и внешкольной работы обладает уникальными, только ей присущими возможностями привлечения учащихся к музыке, раскрытия перед ними богатства и многообразия музыкального искусства, формирования у них потребности в общении с ним.
Важное значение для результативности внеклассной и внешкольной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая проявляется в их объединении в исполнительские коллективы, постановке музыкальных спектаклей, музыкально-литературных композиций, проведении лекций-концертов, совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсуждением и т.д.
Особую роль в системе внеклассной и внешкольной работы выполняют детские музыкальные школы. Они призваны решать двоякую задачу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и навыков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретаемый детьми на обязательных уроках музыки в общеобразовательных школах, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующему профессиональному музыкальному образованию.
Одной из сфер дополнительного музыкального образования является формирование креативных способностей учащихся. Креативность как сущностная составляющая творческой личности выражается в разных аспектах ее деятельности. Исследователи психолого-педагогических проблем творчества [6] выявили направления развития творческих способностей личности, среди которых важными считают обновление и тщательный отбор содержания образования, обеспечение целостности образовательного процесса с ориентацией на личностные достижения субъектов образования, отбор адекватных
методов обучения, создание условий для самореализации личности ученика и педагога, формирование культурной среды для творчества каждого педагога и обучающегося ([7; 1] и др.)
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа, осуществляемая педагогами детских музыкальных школ, имеет давние традиции и высокие результаты в формировании ценных человеческих качеств, жизненных смыслов и духовно-нравственных ориентиров учащихся. В педагогике творчество учащихся понимается как процесс освоения в условиях учебно-воспитательных ситуаций материальных, духовных, культурных ценностей, накопленных человечеством, формирования качеств творца.
Креативную личность характеризует, прежде всего, потребность в творчестве, которое является жизненной необходимостью. «Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить» (К. Роджерс; цит. по [5]). В воспитании креативности ученика целесообразна предложенная В.В.Бондаревой поэтапность формирования индивидуальных творческих возможностей: раскрепощение личности для творческой деятельности, раскрытие ее творческих способностей и реализация творческих способностей личности в художественной деятельности (Там же). Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители.
Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности. Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:
- познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, а также программы для одаренных детей;
- социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через про-
фильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;
- раскрытием творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;
- развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.
Практически все виды внеклассной работы укладываются в такую форму внешкольной работы, как детская филармония. Выступление на эстраде - это решающий момент в творчестве ребенка. Здесь, как нигде, ясно видна музыкальная индивидуальность. Поэтому педагог учитывает психологические особенности каждого ученика, помогает преодолеть природную робость, учит сосредоточиваться на сцене, контактировать с аудиторией и не бояться ее. В решении задачи подготовки к выступлению затрагиваются несколько сторон: педагогическая, психологическая и социальная. За педагогическую подготовку основную ответственность несет педагог, который старается подвести профессиональный уровень учащегося к такой «планке», когда возможны концертные выступления. Мы согласны с А.Д. Алексеевым [2], который утверждает: пусть учащийся с детских лет привыкает к тому, что выступление - это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, автором произведения, самим собой и своим педагогом, что вместе с тем это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.
Основной задачей руководителя детской филармонии является умение предложить каждому ученику правильную программу выступлений. Поскольку контингент детей в музыкальной школе разнородный, руководитель филармонии обязан знать их уровень, прослушивать желающих участвовать в работе детской филармонии. Для того чтобы правильно сформировать концертные бригады для выступлений, необходимо заранее составить годичный план концертов филармонии, чтобы учащиеся могли подобрать репертуар и подготовиться к тем
мероприятиям, в которых они хотят участвовать. Другая важнейшая задача подготовки к выступлению - правильно настроить, психологически раскрепостить, учащегося, помочь ему максимально успешно выступить. Педагог заботится об «оптимальном концертном состоянии» [9] и не только учит подбирать репертуар выучивать тексты, но и психологически убеждает ученика в своих силах, эмоционально подготавливает его, помогает не только технически выучить произведение, но и художественно осмыслить его. Детской филармонии в данном случае принадлежит особая роль, поскольку она является итоговым звеном в учебном процессе. Филармония воспитывает «чувство эстрады», помогает преодолеть однообразие исполнения, поскольку ученик выступает в разных залах, перед разной аудиторией - учится прислушиваться к реакции зала на его игру. У ребенка появляется возможность вместе с педагогом проанализировать свое выступление, исправить допущенные ошибки и в следующем концерте проявить себя более убедительно. Для повышения так называемого «среднего» уровня учащихся наша школа стремится проводить регулярные концерты у себя в концертном зале. Это дает возможность пригласить на концерты родителей учащихся, соучеников, чтобы пробудить их интерес к участию в подобных мероприятиях. Стараемся также привлекать к проведению концертов педагогов-теоретиков, проводить тематические концерты-лекции, концерты по сценариям, в которых дети проявляют свои актерские возможности. В работе детской филармонии большое значение имеют выездные концерты. Концертные бригады нашей школы дают концерты в детских садах, общеобразовательных школах нашего города. Эти концерты не только стимулируют интерес учащихся к выступлениям, но и выполняют просветительскую роль, привлекая детей в музыкальную школу. Очень важно сотрудничество детской филармонии с социальной сферой: концертная бригада нашей школы регулярно проводит благотворительные концерты в социальных учреждениях - детских домах, домах престарелых, домах обществ инвалидов, военном госпитале и т.д. По мнению Г.Г. Нейгауза, «таланты создавать нельзя, но можно и нужно
создавать среду для их проявления и роста» [8].
В исследовании Н.А. Бахольской [4] утверждается, что потребность в гуманизации школьного образования о бус ловли -вает необходимость применения подходов, основанных на идее личностной ориентации учебной деятельности, которая является фактором развития творческих способностей школьников. В работе
А.С. Базикова [3] исследуется весь комплекс проблем, связанных с эмоциональными состояниями учащихся в процессе занятий музыкой (исполнительской деятельностью). Однако за пределами внимания исследователей остается проблема внеклассного и внешкольного воспитания в системе дополнительного образования. Социальные процессы, происходящие в обществе, требуют продолжения исследований в области влияния внеклассной работы на становление личности учащегося детской музыкальной школы, овладение им социальными умениями и навыками, адаптацию в социуме, применение профессиональных знаний, умений и навыков в социальной среде, овладение способами просветительской и пропагандистской деятельности будущих профессионалов и любителей музыкального искусства. Потребность ребенка заниматься той или иной художественной, эстетической деятельностью поддерживается чутким руководителем, интересным содержанием и организацией деятельности. В своем исследовании Г.М. Цыпин [10] предлагает не забывать о цели музыкального образования - становлении музыкальной культуры школьников как важной неотъемлемой части всей их духовной культуры. Научно-методический анализ педагогической литературы убедительно доказывает, что внеклассная работа есть неоспоримый фактор развития творчества учащихся. Анализ действующих программ детских музыкальных школ и школ искусств приводит к следующим выводам: программы этих учреждений предъявляют высокие требования к учащимся в области знаний, умений, навыков, в области освоения репертуара. Но ни в одной из них не предполагаются закрепление этих знаний, умений, навыков и освоение дополнительного репертуара, дополнительных способов освоения инструмента через внеклассную и внешкольную работу. Мы считаем, что без участия
ребенка во внеклассной концертной деятельности музыкант, даже любительского уровня, из него не состоится.
Литература
1. Азарова, Л.Н. Как развить творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Жури. практ. психолога. 1998. № 4.
С. 80 - 83.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. М.: Музгиз, 1961. 272 с.
3. Базиков, А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям /
A.С. Базиков; Тамб. гос. муз. пед. ин-т. М., 1997. 25 с.
4. Бахольская, Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как фактор развития творчески одаренных младших школьников / Н.А. Бахольская; Магнитогор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2000. 25 с.
5. Бондарева, В.В. Технология личностнопрофессионального развития творческого педагога на материале интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» /
B.В. Бондарева. Волгоград, 2002. 202 с.
6. Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях / Д.К. Кирнарс-кая // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 129 - 137.
7. Константинова, Ф.В. Организационно-педагогические условия подготовки высококвалифицированного творческого специалиста в педагогическом колледже / Ф.В. Константинова. Томск: ТГПУ, 1999. 123 с.
8. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. 240 с.
9. Петрушин, В.П. Музыкальная психология: учеб. пособие для студ. и преп. / В.П. Петрушин. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. 384 с.
10. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. М., 1994. 372 с.
Extracurricular activities in the system of extended education
Modern views on the extracurricular activity in the place of extended education - the musical school are given. The system of development of the creative skills through the children’s participation in the activity of Philharmonic Society for children is shown.
Key words: extended education, extracurricular activity, Philharmonic Society for children, creative skills, creativity.
А.А. ШАМАРДИН (Волгоград)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Рассматриваются вопросы дифференцированного использования дополнительных эргогенических средств в виде регламентированных режимов дыхания, различных по воздействию (дыхательных упражнений, дозированной гиповентиляции и увеличенного сопротивления дыханию), соответственно основным задачам тренировки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла.
Ключевые слова: функциональная подготовка, эргогенические средства, регламентированные режимы дыхания, периоды тренировочного цикла.
В настоящее время объемы и интенсивность тренирующих нагрузок в спорте достигли критических величин, дальнейший рост которых существенно превышает ресурсы адаптационных возможностей организма человека и лимитируется социальными факторами [6]. В связи с этим весьма остро встает проблема разработки новых технологий оптимизации тренировочного процесса, обоснования эффективных методов использования дополнительных адаптогенных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок в спорте, в том числе в футболе [4; 6].
В настоящее время с целью наиболее полной реализации функциональных резервов организма используют различные традиционные и нетрадиционные средства предварительной стимуляции (потенцирования) работоспособности. В этом плане уже достаточно давно показано, что использование различных методов воздействия на организм через дыхательную систему - регламентированных режимов дыхания - усиливает влияние тренировочных нагрузок на организм, способствует формированию более совершенных адапта-
© Шамардин А.А., 2009