ш
Кучикова Г. Б.,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГККП «Детская музыкальная школа №1 отдела образования акиматаг. Костаная»
х
ш
I
О
с о
I—
2
I
о с
X
3
о о
m
из О
Ш X
H
<с
Heei3ei сездер: азамат-тыц-отан суйгштт тэрбие, цщыцтыцтэрбие, полимэдени тэрбие, кэсттт тэрбие, ру-хани-имандылыц дамыту, кон-церттт жэне агартушылыц цызмет, конкурстыц жэне фестивальдыц цызмет.
Ключевые слова: граж-данско-патриотическое, правовое, поликультурное, профессиональное воспитание, духовно-нравственное развитие, концертно-просвети-тельская, конкурсно-фестивальная деятельность.
Keywords: civil-patriotic education, legal education, po-lycultural education, professional education, spiritual and moral development, concert and educational activity, competitive and festival activity.
О РЕАЛИЗАЦИИ «ТИПОВОГО КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА ПО УСИЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ацдатпа
Автор БММ тэрбие ж^мысыныц непзп багыттарын, тэрбие жагдайында кызметтщ нэтижелерш талдау мен келешегш ашып бердь
Аннотация
Автором дан анализ воспитательной работы, раскрыты основные направления, результаты и перспективы воспитательной деятельности в условиях ДМШ.
Annotation
Author gives analysis of educational work and major direction, results and opportunities of educational activity are revealed in CMSh condition.
Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста.
Г. Г. Нейгауз
Развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений развития государства. Вопросы обучения и воспитания детей и учащейся молодёжи регулируются Конституцией Республики Казахстан, Законами РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «Типовом комплексном плане по усилениювоспитательного компонента процесса обучения»[1]и многими другими нормативно-правовыми документами.
Дополнительное образование детей в современном казахстанском обществе - важнейшая составляющая образовательного пространства, органично сочетающая в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка. Современная детская музыкальная школа (ДМШ) представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.
Воспитательная работа в Костанайской ДМШ проводится на основании Плана работы музыкальной школы и Комплексно-целевой программы «Одаренные дети»,
которые отражают различные направления деятельности по развитию учащихся.
В качестве основной цели воспитательной работы в ДМШ выступает разностороннее развитие личности каждого ребенка посредством музыкальной деятельности, формирование у него потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен.
Цель конкретизируется в задачах:
• способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
• создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению детьми и подростками нравственных норм, духовной культуры человечества,закре-плению этих норм в их повседневном поведении;
• способствовать формированию основ культуры общения;
• развивать креативность через концер-тно-творческую деятельность и др.
Рассмотрим более подробно основные направления воспитательной работы, практикуемой в музыкальной школе.
Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание нацелено на формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, воспитание любви и уважения к Родине: культуре, истории, фольклору, обычаям итрадициям Казахстана, чувства ответственности и гордости за достижения страны, развитого национального самосознания, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности и др.
Воспитание вышеперечисленных качеств учащихся происходит в процессе учебной и внеучебной деятельности. На уроках учащиеся, изучая музыкальное искусство и исполняя произведения композиторов различных стран, направлений и эпох, проникаются основами толерантности и понимания многомерности, бесконечного разнообразия и индивидуальности окружающего мира, учатся позитивно понимать и принимать особенно-
сти музыки разных народов, многообразия мнений и представлений, бытующих в социальном обществе. Специфика музыкального образования позволяет рассматривать художественное содержание произведений, через призму образов для раскрытия жизненно важных тем и эстетических воззрений композитора, их идеалов. Например, творения авторов повествуют о патриотизме Абая и Ф.Шопена, о неукротимом духе свободолюбца Курманга-зы, Жаяу Мусы Байжанова и Л.Бетховена, о солнечном оптимизме Г. Жубановой и В.Моцарта и др., оказывая сильное воспитательное воздействие.
Коллективные формы музицирования в школе имеют большое значение в плане общего музыкального развития, дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах, учат считаться с интересами окружающих, добиваться общего результата. Неудивительно, что эти занятия пользуются особой любовью подопечных, а все творческие коллективы школы являются неоднократными лауреатами и обладателями Гран-при республиканских конкурсов юных музыкантов: оркестр русских народных инструментов рук. А. Игошин и А. Заруба (семь раз подряд), хоровой коллектив «Илигай» рук. Г. Гольдорф (трижды), ансамбль скрипачей рук. Е. Тулупова (шесть раз). В 2015 г. Оркестр русских народных инструментов под руководством С. Шалыгина покорил Россию, став обладателем Гран-при на V Международном фестивале-конкурсе солистов, ансамблей и оркестров народных инструментов "Европа - Азия».
В последние годы среди учеников школы заметно выросло число участников и лауреатов международных исполнительских конкурсов. При подготовке к таким творческим состязаниям педагогами акцентируется внимание воспитанников на высокий статус мероприятий, большую ответственность детей и честь представлять казахстанскую исполнительскую школу в целом и Республику Казахстан. Победы в таких музыкальных соревнованиях позволяют воспитанникам школы особо прочувствовать не только радость
I
ш §
О С
О и
н
1 о С
О
о
т
из О
Й -а X
н <с
ш
I
ш
I
О С
о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
ЁЗ £ х
н <с
от своей игры и достигнутого результата, но и гордость за свою причастность к высоким достижения страны. Только за 2014-2015 учебный год юные музыканты школы 17 раз становились лауреатами международных исполнительских конкурсов, в том числе завоевав 4 Гран-при: кроме Оркестра русских народных инструментов (рук. С. Шалыгин), еще и Галина Абрамова (преп. Е. Тулупова, конц. И. Орлова) и Мария Кунщикова (преп. Л. Мильто), Жалгас Байкасов (преп. Рачин-ская СИ).
Особое место в воспитании патриотизма, любви к Родине школьников отводится предмету казахская музыкальная литература, изучая который обучающиеся узнают историю музыкального развития казахского народа, учатся понимать и выразительно исполнять произведения отечественных авторов, передавать в звучании идейно-образное содержание казахской музыки. Этот предмет способствует формированию у воспитанников отношения в Казахстану, как к единственной, уникальной для каждого казахстанца Родине, данной ему судьбой, доставшейся от предков, воспитанию уважительного, бережного отношения к истории своего народа, нацелен на формирование чувства Родины, желание внести личный вклад во благо Отечества.
В целях пропаганды знаний государственных символов на уроках казахской музыкальной литературы отводится ряд занятий, знакомящих обучающихся с историей создания, авторами и смысловым содержанием госсимволов. В ДМШ имеются стенд Государственной символики, уличный флаг с подсветкой в ночное время. Мероприятия, посвященные государственным праздникам, открываются исполнением гимна РК.
Также гражданско-патриотическое воспитание обучающихся планомерно осуществляется и во внеучебной деятельности: мероприятиях, посвященных празднованию Дня Конституции, Дня Независимости РК, Дня Победы, праздника Наурыз и др. Праздничные концерты проводятся на уровне общешкольных мероприятий, в них играют только самые лучшие воспитанники ДМШ - лауреаты республиканских и международных кон-
курсов. Педагогами-теоретиками тщательно продумываются сценарии, приглашаются родители и знакомые учащихся, педагоги ДМШ Поэтому, обычно, такие концерты проходят с большим успехом, создают ощущение праздника и надолго запоминаются присутствующим.
Свою лепту в воспитание межэтнической толерантности воспитанников вносят традиционные фестивали народной музыки учащихся отделений народных инструментов. Дети играют музыку разных этносов на многих национальных инструментах: домбре, гитаре, кобызе, балалайке, сазсырнае, аккордеоне и др., готовят национальные костюмы, узнают об особенностях фольклорной музыки из рассказов ведущих.
Эти мероприятия способствуют воспитанию понимания самобытности культуры разных этносов, позитивного отношения к культурным различиям, уважения к представителям другихнародов;формированию культуры межнациональных отношений.
Правовое воспитание юных музыкантов начинается с первых дней обучения в ДМШ и связано, прежде всего, с необходимостью четкой организации рабочего дня, жесткой дисциплины, умением выполнять большой объем работы ежедневно. Специфика музыкального обучения, связанная с большим количеством репетиций, концертов, выездами на конкурсы, приучает детей к ответственности за личное поведение и поступки, необходимости строгого соблюдения требований руководителей и законов коллектива, осознание и соблюдение своих прав и обязанностей, толерантное отношение к правам исвободам других лиц. Поэтому среди воспитанников ДМШ нет ни одного учащегося с аутоде-структивным, девиантным поведением, нет правонарушителей.
Духовно-нравственное развитие.Во время общения учащихся с преподавателями в учебной и внеучебной деятельности усваивается не только определенный материал и происходит обучение детей, но и формируются социально приемлемые качества личности. Учителя, организуя деятельность школьников, используют такие способы и приемы воспи-
1
тания, которые стимулируют их стремление к личностному развитию, способствуют формированию их знаний, взглядов, убеждений, совершенствованию волевой сферы. Важную стимулирующую роль здесь играют одобрение положительных поступков учащихся, тактичное осуждение за нарушение норм и правил поведения.
В 2014-2015 учебном году в школе продолжена реализация «Программы «Одаренные дети», которая нацелена на создание условий для развития музыкальной одаренности воспитанников, раскрытие их творческого потенциала. В результате диагностики еще 7 учеников занесены в Базу данных ДМШ. Деятельность педагога по развитию музыкальной одаренности обучающихся отслеживается через Личное дело, в котором отражены цели детей на учебный год, их достижения, намечены индивидуальные программы и перспективы развития.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование у учащихся способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».
Воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. В школе большое значение придается организации эстетики среды, в которой живет, учится, работает, отдыхает ребенок. В учениках воспитывается бережное отношение к учебному оборудованию, музыкальным инструментам, основы коллективного труда, доброжелательное отношение к педагогам и одноклассникам, прививаются правила культуры поведения на сцене и в обществе, концертный этикет.
Профессиональное воспитание включено нами в число ключевых направлений воспитательной работы в школе. Оно ставит своей целью формирование у детей чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
В рамках профессионального воспитания в школе проводится просвещение учащихся, включающее профессиональную информацию, профессиональную пропаганду
и профессиональную агитацию склонных к музыкальной деятельности учеников; профессиональные консультации, нацеленные в основном на оказание индивидуальной помощи учащимся в выборе профессии в сфере культуры и искусства.
Средствами профессионального воспитания учащихся в музыкальной школе являются:
• резервы учебных дисциплин, осваиваемых учащимися в рамках учебного плана специальности;
• концертно-просветительская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и выставках;
• встречи с известными деятелями культуры и искусства, мастер-классы с ведущими преподавателями музыкальных вузов Казахстана и России;
• беседы с родителями учащихся о перспективах профессиональной деятельности воспитанников.
Серьезными резервами для воспитания учащихся, и особенно одаренных детей, располагает концертно-просветительская деятельность.
Детские музыкальные школы помимо своих основных задач - обучения детей музыке, несут и музыкально-просветительские функции, а учащиеся приобретают навыки не только исполнительской деятельности, но и музыкально-пропагандистской. Публичные выступления позволяют воспитывать в учениках чувства и мысли о том, что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим. Такая постановка музыкально-просветительской работы в ДМШ плодотворно влияет на формирование самосознания учащихся. Помимо решения общедидактических задач этот вид деятельности направлен на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у детей духовно-нравственных и эстетических ценностей, пропаганду культуры и искусства среди населения, приобщение воспитанников к музыкально-художественному образованию. Выступления учащихся на сцене стимулируют и повышают результативность обучения, усиливают его привлекательность, воспитывают и концен-
ш §
О С
О и
н
1 о С
О
о
т
из О
Й -а X
н <с
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
трируют лучшие качества исполнителей, помогают ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. Богатый и разнообразный репертуар концертов, достаточно высокий уровень исполнительного мастерства учащихся и преподавателей в значительной степени способствуют музыкально-художественному воспитанию учащихся, развитию художественного вкуса, удачно дополняют курс обучения в школе, повышает мотивацию школьников к обучению в ДМШ.
Посредством концертно-просветительской деятельности, которой охвачены практически все учащиеся ДМШ, в2014 - 2015 учебном году проведена большая работа с учащимися и их родителями по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, организован и проведен ряд учебно-воспитательных мероприятий: общешкольных и классных родительских собраний, тематических музыкальных гостиных, праздничных концертов, классных и общешкольных концертов, отчётных концертов отделений и сольных концертов лучших учеников, общешкольных исполнительских конкурсов и фестивалей. На базе школы ежегодно проводится областной тур Республиканского фестиваля-конкурса юных музыкантов, на котором честь школы и города защищают самые талантливые учащиеся ДМШ.
Основу воспитательной работы в школе составляют традиционные мероприятия, число которых из года в год увеличивается: «Посвящение в юные музыканты», «Вечера народной музыки», фестиваль «Зимние грезы», «Музыкальные гостиные», фольклорные праздники, творческие отчеты учащихся, классов педагогов, отделений, коллективов и школы. Доброй традицией стало участие преподавателей и воспитанников в различных внешкольных воспитательных мероприятиях (исполнительские конкурсы, концерты в учреждениях города, праздничные мероприятия городского и областного масштаба).
Особое место в концертно-просветитель-скойдеятельности воспитанников ДМШ занимают благотворительные концерты. Юные музыканты неоднократно принимали участие в общегородских мероприятиях «Жизнь на ла-
дони», по сбору средств на лечение больных детей. В 2015 г. проведен ряд концертов для поездки в Австрию победительницы Международного конкурса - фестиваля «Южно-уральск - Зальцбург» (г. Южно-Уральск) Виолетты Хворостянкиной, в качестве награды которой презентована путевка на родину В.А. Моцарта для участия в заключительном фестивале. Дети всегда с радостью откликаются на благотворительные дела, учатся понимать чужие проблемы и безвозмездно помогать окружающим.
В течение учебного года ДМШ традиционно была активной участницей разнообразных мероприятий, проводимых на городском и областном уровне. Это различные праздничные концерты и конференции, торжественные открытия художественных выставок, фестивали народного творчества, гала-концерты конкурсов и фестивалей, концерты - чествования победителей профессиональных конкурсов, новогодние елки акима области и др.
ДМШ активно сотрудничает с учреждениями города и области: образовательными организациями дополнительного образования, областной филармонией им. Е. Умурзакова, театрами, библиотеками, музеями, выставочным залом, средними школами, детскими садами, организациями города и др. За учебный год состоялись десятки выступлений учащихся школы в организациях города, концертные номера воспитанников школы становятся украшением этих мероприятий.
Насыщенной была и концертная жизнь внутри школы. Внеклассная работа активно велась не только в общешкольном масштабе, но и в рамках класса каждого преподавателя. Для учащихся проводились веселые викторины, конкурсы, увлекательные беседы, практически все мероприятия проходили с участием родителей. Такие формы работы способствуют укреплению заинтересованности родителей в успехе детей и обеспечивают их успешное музыкальное развитие.
Наиболее яркими и запоминающимися в 2014-2015 г. стали концерты и внеклассные мероприятия: Концерт для учащихся подготовительной группы «Знакомство с музыкальными инструментами», Фестивали народной
Щ
музыки учащихся отделения народных инструментов, концерт учащихся отделения фортепиано «Играем классику», музыкальный вечер «Вот и окончены школьные годы», музыкальные гостиные по разнообразной тематике и др.
В конкурсно-фестивальной деятельности школы отводится важная роль подготовке к выступлениям лучших воспитанников и коллективов разных возрастных групп на всех отделениях. Учащиеся имеют возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал, продемонстрировать высокую результативность. Участие обучающихся ДМШ в городских, областных, региональных, республиканских, международных конкурсах и фестивалях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе. Конкурсные состязания способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию у них коммуникативных навыков и культуры, общечеловеческих нравственных ценностей. Кроме того, данные мероприятия способствуют поддержанию интереса учащихся к художественно-эстетическому образованию, профессиональной ориентации и выбору дальнейшего направления своей профессиональной деятельности.
В течение учебного года неоднократно проводились школьные конкурсы учащихся всех отделений и классов на лучшее исполнение этюда, виртуозной пьесы, пьесы казахстанского композитора и др., в которых смогли принять участие практические все ученики школы.
Прошедший 2014-2015 учебный год был достаточно результативным по количеству призеров областных, республиканских и международных конкурсов. И хотя по объективным причинам не состоялся традиционный республиканский конкурс МОН РК, и часть воспитанников осталась без заслуженных наград, показатели конкурсной деятельности сохранились на уровне прошлых лет:област-
ной уровень - 31 лауреат, республиканский -2 лауреата, международный уровень - 30 лауреатов.
Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что педагогический коллектив школы успешно решает задачи развития и воспитания творческой личности учащихся. Состояние образовательного процесса в 2014 - 2015 учебном году соответствует целям и задачам ДМШ Внутри музыкальной школы сформирована воспитательно-образовательная среда, способствующая развитию творческой активности, культурному и духовному росту личности обучающихся. Вокруг школы сформировано воспитательно-образовательное пространство, обеспечивающее благоприятные условия и способствующее поддержанию устойчивого интереса к обучению, как у детей, так и у их родителей.
Приоритетные направления воспитательной деятельности на 2015 -2016 учебный год:
• совершенствование воспитательной функции школы, поиск новых эффективных форм сотрудничества с родителями, дальнейшая активизация концертно-просветитель-ской деятельности;
• привлечение к участию в культурно-просветительской работе большего количества учащихся с целью охвата большего количества зрителей;
• продолжение освоения технологий и методов выявления талантливых детей (особенно на ранней стадии обучения);
• расширение участие музыкально-одаренных детей в разноуровневых исполнительских конкурсах, фестивалях и т.д.;
• совершенствование условий для развития личности учащихся обладающих творческим мышлением;
• развитие профориентационной работы в детсадах и начальных классах средних школ в целях привлечения к обучению наиболее способных детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Типовой комплексный план по усилени-ювоспитательного компонента процесса обу-чения»Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873// http://www.kargoo.gov.kz/loader/load/15077
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с