Научная статья на тему 'Implementation of the model of professional development of teachers and music school'

Implementation of the model of professional development of teachers and music school Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГТЫң қАЛЫП-ТАСУЫ МЕН ДАМУ МОДЕЛі / PERSONAL AND PROFESSIONAL MODEL OF TEACHER'S FOUNDATION AND DEVELOPMENT / КәСіПТіК-ЖЕ-КЕ үЛГіСі / ИННОВАЦИЯЛЫқ қЫЗМЕТі / ПЕ-ДАГОГТАРДЫң КәСіБИ ЦүЗЫРЕТТіЛіГі / ПЕДАГОГТАРДЫң КәСіПТіК ЖәНЕ өЗіН ЖүЗЕГЕ АСЫРУ / өЗіН-өЗі КЕМЕЛДЕНДіРУ / ГЫЛЫМИ-ЗЕРТТЕУ қЫЗМЕТі / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / TEACHERS ' COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY / TEACHERS ' PROFESSIONAL SELF-PERFECTION AND SELFREALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kuchikova G.B.

Practical experience of realization of model of personal foundation and teacher’s of music school development and gained intermediate results are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Implementation of the model of professional development of teachers and music school»

ü

6

Кучикова Г.Б.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГККП «Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г. Костаная»

Неггзгг свздер: педагогтыц цалът-тасуы мен даму моделг, кэсттт-же-ке Yлгiсi, инновациялыц цызметг, пе-дагогтардыц кэаби цузыреттыт, педагогтардыц кэсттт жэне езш ЖYзеге асыру, e3iH-e3i кемелдендiру, гылыми-зерттеу цызметi жэне т.б.

Ключевые слова: модель профессионально-личностного становления и развития педагога, инновационная деятельность, профессиональная компетентность педагогов, профессиональное самосовершенствование и самореализация педагогов, научно-исследовательская деятельность.

Keywords: personal and professional model of teacher's foundation and development, innovational activity, teachers' competence, teachers' professional self-perfection and self-realization, scientific and research activity.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ацдатпа

Макалада практикалык icKe асыру тэж1рибеа, БММ педагогтщ кэаби калыптастыру жэне дамы-ту моделi жэне алынган аралык нэтижелер ашы-лады.

Аннотация

В статье раскрываются практический опыт реализации модели профессионального становления и развития педагога музыкальной школы и полученные промежуточные результаты.

Annotation

Practical experience of realization of model of personal foundation and teacher's of music school development and gained intermediate results are revealed.

Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения конкретному учебному предмету.

Модель профессионально-личностного становления и развития педагога, разработанная А.В. Батаршевым и И.С. Макарьевым [1], раскрывает процесс прогрессивных изменений личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. Внедрение данной модели в условиях ДМШ требует от администрации школы тщательного планирования, осуществления многоуровневой и разноплановой деятельности, ее контроля и анализа. Адаптация к условиям музыкальной школы позволила сформулировать свой вариант модели профессионального становления педагога ДМШ, наметить рациональные пути его сопровождения к вершинам профессионализма (рис. 1).

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о ч

о «

о н w

S

w

U ©

О

и

о -

©

42

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

з

м

и ©

О

и

о -

©

Профессионально-

личностное

становление:

- профессиональная направленность;

- формирование компетенций;

- профессиональное самоопределение;

- формирование

Профессиональное и личностное развитие:

- внешние и внутренние факторы;

- продуктивная самореализация;

- педагогическое мастерство;

- профессиональная зрелость.

Социализация:

- приемлемый уровень ответственности как показатель социальной зрелости;

- профессиональное самосознание;

- мотивация к творческому саморазвитию и самосовершенствованию,

а;

в

т

с

р

е

т

с

а

м

о

г

о

н

ь

л

а

н

о

и

3 о £ с с е ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

I р

О п

5С -

Рис. 1. Модель профессионального становления и развития педагога ДМШ

Ш

Активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности способствует, прежде всего, система методической работы педагогических кадров. В ДМШ все ее формы направлены на совершенствование профессиональной компетентности преподавателей. Остановимся на них более подробно.

На протяжении последних 3 лет продолжается работа по достижению стратегической цели деятельности ДМШ: «Формирование и развитие творческой личности учащегося, умеющей практически реализовать свои музыкальные способности и знания» и реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети ДМШ».

Отбор тем, содержания, форм и приемов осуществления методической работы обусловлен процессами инновации музыкального образования детей: освоением и реализацией современных методик и технологий, форм осуществления (конференции и семинары, школы передового опыта, мастер-классы, круглые столы и т.д.). С целью получения объективной информации по указанным вопросам, особое внимание уделяется практическим аспектам: проведению диагностики психологической атмосферы в школе, развития музыкальной одаренности учащихся, стилей взаимоотношений ученика и учителя; обобщению передового опыта многих педагогов.

Большое внимание придается ознакомлению педагогов с инновационными направлениями и тенденциями развития музыкального образования в Казахстане и за рубежом, уровнем исполнения участников конкурсов. Традиционно анализы и видеоматериалы выступлений лауреатов исполнительских конкурсов демонстрируются учителям на педагогических советах и заседаниях отделений.

Важным направлением методической работы является организация работы по

формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Одной из форм по распространению передового опыта, широко используемой в школе, являются открытые уроки. Так, в течение 3 лет преподавателями было проведено 69 открытых уроков по разнообразной тематике. Становится традиционным использование компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов (синтезатора, клавинов), не только на уроках теоретического цикла, но и занятиях специальности и коллективного музицирования.

Традиционными мероприятиями ДМШ стали Школы передового опыта, проводимые на уровне городского МО учителей эстетического цикла. В рамках семинаров МО 41 преподаватель школы обобщил опыт практической деятельности в форме докладов и практических семинаров. Также в научно-практических конференциях от городского до международного уровней принял участие 27 педагогов.

В ДМШ действует внутришкольная система повышения квалификации. Проводятся мастер — классы, практические семинары, методические доклады, сообщения. Темы методических работ охватывают как область профессионального мастерства, так и актуальные проблемы педагогики и психологии. Многие учителя дали мастер-классы для коллег и педагогов области. Большое количество сообщений и докладов, исполнительских анализов произведений подготовлено и прочитано педагогами на заседаниях отделений.

В последние годы активизирована научно-методическая деятельность педагогов школы. Преподавателями ДМШ опубликовано 56 методических статей на страницах научных изданий и газет областного, республиканского и международного уровней: журналы Вестник

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

и

«Орлеу» - kst, «^осымша бiлiм жэне тэрбие», информационно-методический журнал «^останай дарыны», журналы «Бтм - Инфо», «Мектептегi енер», «Искусство в школе», «Педагогика и искусство», «Учительская +», «Вестник науки КСТУ им. З. Алдамжар», «Вестник Костанайского государственного педагогического института», «Педагогика и искусство» и др.

Особой популярностью, связанной с удобством условий размещения публикаций, стали пользоваться интернет-проекты: «Копилка уроков — сайт для учителей», сайт учителей г. Алматы, казахстанский интернет-журнал «Коллеги». В своих выступлениях и на страницах печати педагоги школы поднимают актуальные проблемы музыкального образования Казахстана, предлагают варианты их решения, делятся секретами педагогического мастерства.

Плодотворным были прошедшие годы и в плане подготовки и лицензирования авторских проектов педагогов. Все пособия были презентованы и одобрены кол-§ легами на заседаниях МО и педсоветах.

^ 10 работ получили Сертификаты реги-

«

О онального научно-практического центра

^ «Костанай дарыны» и Омского государ-

«

О ственного педагогического университета. Продолжается работа еще над тремя

Ён педагогическими разработками, лицен-

«

о зирование которых намечено на следую-

С щий учебный год.

м

3 Важным показателем уровня профес-

^ сионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто О исполнителем, а субъектом деятельности, самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты об-^ учения и воспитания. Ф Наиболее ярко креативный потенциал

§ педагогов ДМШ проявляется в процесса

се подготовки учащихся к исполнительским конкурсам. «Зажечь» музыкальную «звездочку» удается только тем наставникам, которые проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. В процессе конкурсной деятельности важным фактором является своевременная информация, создание условий для подготовки и участия, консультативная помощь администрации и коллег. В последние годы из-за привлекательности в финансовом и организационном плане, набирают популярность исполнительские интернет-конкурсы.

Еще одно приоритетное направление работы музыкальной школы - концертная деятельность педагогов и учащихся. Традицией школы стал ежегодный концерт, посвященный Международному дню музыки для учеников и родителей, в котором с целью совершенствования исполнительского мастерства и стимулирования мотивации учащихся к учебе личным примером, играют исключительно педагоги. Также за учебный год проведено большое количество концертов, посвященных определенным датам (День пожилых, 8 Марта, Наурыз, День независимости и др.) и творческих отчетов - отделений, коллективов и учащихся, в которых преподаватели принимают самое активное участие.

В последние годы налажены тесные творческие связи с музыкальными вузами Казахстана и России.

За последние 3 года педагоги ДМШ посетили 87 курсов повышения квалификации Южно-Уральского государственного института искусств (г. Челябинск). Такая востребованность объясняется узкой профессиональной направленностью специализации, преимущественно практической (мастер-классы) составляющей подобных мероприятий и привле-

45

чение лекторов самого высокого уровня — профессоров и педагогов крупнейших ССМШ и консерваторий России (гг. Москва, Новосибирск, Уфа и др.), Германии, Израиля и т.д.

В целях повышения качества образования и профессиональной компетентности учителей, по просьбе администрации школы в 2015 г. в Костанай посетили профессоры Южно-Уральского государственного института искусств Л.Л. Яновская и Заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки О.П. Яновский.

Два последних года на базе ДМШ проводятся городские семинары с участием профессоров и преподавателей Казахского национального университета искусств (г. Астана), участниками которых стали ведущие педагоги вуза: Заслуженный деятель РК, профессор кафедры струнных инструментов КазНУИ Каримов Н.Х., доцент кафедры специального фортепиано Латышова Л.В.; доцент кафедры духовых инструментов Нургалиев Е.К.; старший преподаватель кафедры «Искусство эстрады» Пузанков Д.В.; старший преподаватель кафедры домбры Тапалов Н.Б. и др.

Приглашенные специалисты показывают педагогам ДМШ мастер-классы с лучшими воспитанниками, делятся тонкостями работы, практическими рекомендациями, методами и приемами совершенствования исполнения, отвечают на вопросы учителей. Проведенные мероприятия стали одним из факторов высоких результатов воспитанников школы на областных и международных конкурсах.

В течение 4 лет школа работает в режиме рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей, что является определенным стимулом для повышения эффективности работы педагогов.

Все формы методической работы оценены определенным количеством баллов, которые суммируются в зависимости от активности работы каждого учителя и демонстрируются в виде диаграммы результативности всех преподавателей отделения. Очередные итоги были подведены на заключительном педсовете, лучшие учителя были награждены Грамотами, некоторым преподавателям было указано на недостаточную расторопность в работе.

Активная методическая деятельность педагогов ДМШ по достоинству оценена на различных конкурсах профессионального мастерства. За 4 года преподавателями ДМШ завоевано 34 призовых места на разноуровневых конкурсах профессионального мастерства. 139 воспитанников становились лауреатами исполнительских конкурсов от областного до международного статуса. За 2 истекших года 29 публикаций в средствах массовой информации посвящены педагогам и воспитанникам музыкальной школы.

Подытоживая вышесказанное, данную модель профессионального становления педагога ДМШ можно считать действующей, что, в то же время, предполагает ее преобразование в зависимости от возрастающих требований современного общества к профессиональному самосовершенствованию и самореализации педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.В. Батаршев и И.С. Макарьев Концепция психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально- личностного становления и развития педагога профессиональной школы// «Перспективы науки и образования. 2015, №3 (15), С. 56-64.

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.