Научная статья на тему 'Заветы русских музыкантов в контексте социокультурной адаптации подрастающего поколения XXI века'

Заветы русских музыкантов в контексте социокультурной адаптации подрастающего поколения XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL OF CHILDREN''S ART SCHOOL / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ М.А. БАЛАКИРЕВА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION / MUSIC STUDIO / PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF MILY BALAKIREV / MUSICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Равчеева Н. А., Швецова И. В.

В статье рассматривается опыт воспитания и обучения педагогов-музыкантов как тема, не теряющая своей актуальности. Вопросы методики обучения затрагиваются в обширной литературе и рассматриваются в разных ракурсах. В данной статье сделана попытка анализа методики выдающегося русского музыканта-педагога М.А. Балакирева и практического ее применения в современных учреждениях дополнительного образования детей. Затронутые вопросы освещаются с позиций социокультурной адаптации учащихся школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVENANTS OF RUSSIAN MUSICIANS IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF THE YOUNGER GENERATION OF THE XXI CENTURY

The problem of training and education is a theme for all times. Neither has it lost its relevance today. Questions of teaching methods are widely discussed in literature from different standpoints. This article attempts to review the methodology of the outstanding Russian musicians and teachers like Mily Balakirev and the practical application of these methods in modern institutions of additional education. This topic is studied from a standpoint of social and cultural adaptation of students of school age.

Текст научной работы на тему «Заветы русских музыкантов в контексте социокультурной адаптации подрастающего поколения XXI века»

Как показал анализ литературных источников, в основном, вопросы прогнозирования решались относительно изменений в моде. Изучение закономерностей развития конструкций дает хорошие возможности для определения циклов изменения форм и размеров основных деталей, даже если временные периоды развития форм неравнозначны. То есть прогноз, который будет выполняться с помощью нейронных сетей, можно назвать достоверным, поскольку он строиться на важных факторах изменений в моде.

Библиографический список

Таким образом, как можно понять, нейронные сети, являются лучшим способом для прогнозирования, поскольку они обрабатывают и выдают точную информацию, основываясь на данные, заданные при работе, чего не может дать человеческий мозг.

Все вышеперечисленные аспекты дают нам повод для того чтобы развивать данную технологию, и возможно в будущем без нейронных сетей не будет обходиться ни одна компания работающая в сфере моды.

1. Еремин, Д.М. Искусственные нейронные сети в интеллектуальных системах управления / Д.М. Еремин, И.Б. Гарцев. - М., 2004.

2. Круглов, В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика / В.В. Круглов, В.В. Борисов. - М., 2001.

3. Редько, В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект: модели и концепции эволюционной кибернетики. - М., 2013.

4. Панова, В.А. Мода и стиль. - М., 2002.

Bibliography

1. Eremin, D.M. Iskusstvennihe neyjronnihe seti v intellektualjnihkh sistemakh upravleniya / D.M. Eremin, I.B. Garcev. - M., 2004.

2. Kruglov, V.V. Iskusstvennihe neyjronnihe seti. Teoriya i praktika / V.V. Kruglov, V.V. Borisov. - M., 2001.

3. Redjko, V.G. Ehvolyuciya, neyjronnihe seti, intellekt: modeli i koncepcii ehvolyucionnoyj kibernetiki. - M., 2013.

4. Panova, V.A. Moda i stilj. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 26.06.14

УДК 7.03. 78-051

Ravcheyeva N.A., Shvetsova I.V. COVENANTS OF RUSSIAN MUSICIANS IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF THE YOUNGER GENERATION OF THE XXI CENTURY. The problem of training and education is a theme for all times. Neither has it lost its relevance today Questions of teaching methods are widely discussed in literature from different standpoints. This article attempts to review the methodology of the outstanding Russian musicians and teachers like Mily Balakirev and the practical application of these methods in modern institutions of additional education. This topic is studied from a standpoint of social and cultural adaptation of students of school age.

Key words: social and cultural adaptation, music studio, social and cultural potential of Children's Art School, pedagogical principles of Mily Balakirev, musical activities.

Н.А. Равчеева, концертмейстер СПб ГБОУ ДОД «ДШИ № 11», соискатель каф. Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург, E-mail:rav912@yandex.ru ; И.В. Швецова, преп. ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», аспирант каф. социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург, E-mail: ishvezova@yandex.ru

ЗАВЕТЫ РУССКИХ МУЗЫКАНТОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ XXI ВЕКА

В статье рассматривается опыт воспитания и обучения педагогов-музыкантов как тема, не теряющая своей актуальности. Вопросы методики обучения затрагиваются в обширной литературе и рассматриваются в разных ракурсах. В данной статье сделана попытка анализа методики выдающегося русского музыканта-педагога М.А. Балакирева и практического ее применения в современных учреждениях дополнительного образования детей. Затронутые вопросы освещаются с позиций социокультурной адаптации учащихся школьного возраста.

Ключевые слова: социально-культурная адаптация, музыкальная студия, социально-культурный потенциал детской школы искусств, педагогические принципы М.А. Балакирева, музыкальная деятельность.

Вопросы обучения и воспитания занимали педагогов-музыкантов на протяжении всего пути развития музыкального искусства. Методические разработки по обучению игре на музыкальных инструментах получили широкое распространение, начиная с XVI века. Появился целый корпус работ, адресованных исполнителям на клавишных, духовых и струнных инструментах. Особо востребованными оказались руководства, предназначенные клавиристам, где рассматривались не только узкоспециальные вопросы, но и уделялось большое внимание музыкальной грамоте и теоретическим основам исполнительского мастерства.

Отечественная педагогика, испытав на себе влияние западноевропейской теоретической мысли, предложила собственные формы и методы работы, опиравшиеся на национальные исполнительские традиции. Среди выдающихся российских музыкантов-педагогов XVШ-XIX веков можно назвать А.Д. Жилина, Д.Н. Кашина, А.И. Черлицкого, Д.С. Бортнянского, А.Л. Гурилева, А.Е. Варламова, Н.И. Морейского, Н.Я. Афанасьева,

А.И. Дюбюка, братьев Рубинштейнов, К. Давыдова, Л. Ауэра и многих других. Среди тех, кто формировал отечественные традиции музыкальной педагогики, находился и Милий Алексеевич Балакирев, «призванием» которого стало учительствование. Достаточно лишь напомнить какой «след» он оставил в творческой судьбе собратьев-воспитанников Н.А. Римского-Корса-кова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи.

Остановимся подробнее на педагогических принципах Ми-лия Алексеевича Балакирева. Основным из его постулатов было глубокое убеждение, что музыке должны обучаться все люди. Музыка, по мнению Балакирева, должна являться частью образовательного процесса. Безусловно, эта тенденция не нова, ибо и в XVIII, и в XIX столетиях музыка считалась обязательной составляющей образования дворянина. Однако в то время музыка была «увеселяющей наукой» и полностью отрицалась как профессиональная деятельность аристократа. Подход Балакирева построен на иных представлениях: он считал, что музыка не

только способствует образованию человека, но и его воспитанию. Обратим внимание на творческую перекличку данного постулата с педагогикой ХХ века. К примеру, Г.Г. Нейгауз считал, «что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все степени одарённости - от музыкально-дефективного (ибо и такой должен учиться музыке, музыка - орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального. Если методическая мысль сосредоточивается на малом отрезке действительности («середняке»), то она ущербна, неполноценна, не диалектична и поэтому неправомочна» [1, с. 21]. Нейгауз утверждал: «Изучение музыки так же обязательно для культурного человека, как изучение языка, науки об обществе, математики, истории, естественных наук и т.д., и т.д.» [1, с. 78]

Также М.А. Балакирев полагал, что музыка должна способствовать эстетическому воспитанию ученика, что включало в себя не только обучение исполнительским приемам игры на музыкальном инструменте, но и формирование его творческого потенциала, и что особенно важно — развитие общей музыкальности. Методика Балакирева заключалась в следующем. Педагог давал своим ученикам всесторонние знания, начиная с музыкальной грамоты и заканчивая контрапунктом [1, с. 196]. Это позволяло воспитанникам не только глубже осваивать музыкальное произведение, но и побуждало к импровизации, сочинению. Причем ученики Балакирева не просто сочиняли, а музицировали в стилях разных авторов.

Кроме того, музыкант уделял внимание общему развитию учеников, проводя беседы на философские, политические, исторические, богословские и другие темы, формируя его взгляды и воззрения.

Пожалуй, главный постулат Балакирева-педагога это «воспитание любви к музыке». Он даже разработал собственную методику обучения маленьких детей, которая заключалась в том, чтобы заинтересовать ребенка. Для этой цели он использовал такие методы, как, например, превращение незамысловатых музыкальных номеров в «хорошенькие пьески», помогающие воспитанникам обретать не только технические навыки и приемы, но и формировать музыкально-исполнительские критерии.

Музыкант отталкивался от традиций народного искусства, которое неоднозначно и многогранно по своей природе и требует особой музыкальности, проявлявшейся в «пении» на любом инструменте. При этом Балакирев считал, что ребенка нельзя переутомлять. Основной акцент он делал на классных уроках, не задавая задания на дом. Для более старших учеников педагог все же рекомендовал очертить круг вопросов, которые должны быть решены дома. Причем музыкант ратовал за исполнение только высокохудожественных музыкальных образцов.

Огромное внимание Балакирев уделял ансамблевым формам музицирования, куда входили и четырехручные сочинения, и исполнение аккомпанемента.

Воспитание музыкальности подразумевало и концертные прослушивания, причем Балакирев призывал своих учеников готовиться к концертам, то есть проигрывать дома сочинения, включенные в программу, а в концерте слушать произведения, глядя в партитуру. Работу по воспитанию слушателей музыкант проводил и в салонах, где он очень любил играть. По воспоминаниям В.А. Ляцкой, М.А. Балакирев вносил «струю серьезной и богатой содержанием разнообразной музыки..., создавая совсем особый художественно-поэтический колорит» [2, с. 88]. Причем он не только исполнял музыку, но и «свое выступление... сопровождал интереснейшими толкованиями» [2, с. 89]. Т.А. Зайцева называет салонные вечера с участием Балакирева «университетами» музыки, в которых пропагандировалась современная ему отечественная и западноевропейская музыка.

Перечисленные выше основные методические положения Балакирева на современном этапе развития дополнительного образования приобретают особую значимость.

По сравнению с веком XX, когда музыкальная школа являлась престижным и в какой-то степени «привилегированным» учреждением дополнительного образования детей, в веке XXI, в силу сложившихся обстоятельств, связанных с происходящими переменами в политической, экономической, образовательной и социально-культурной сферах, ей приходится заполнять образовавшуюся лакуну в создании дополнительных организационно-педагогических условий для формирования и развития разносторонних интересов детей и обретения ими социально-культурного опыта. Образование выступает как общая культурно-историческая форма воспитания, развития и становления

сущностных сил человека, удовлетворения его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организации досуга, становящегося стимулом для дальнейшего самообразования и саморазвития. В проекте нового закона «Об образовании» отмечается, что помимо перечисленных выше функций, дополнительное образование должно обеспечить участникам образовательного процесса адаптацию к жизни в современном обществе, профессионально их ориентировать, выявить и поддержать как явно одаренных и талантливых детей, так и детей потенциально одаренных или просто достаточно способных и мотивированных к музыкальному обучению.

Образовавшаяся новая социально-культурная среда, требует пересмотра сложившихся и устоявшихся в ХХ столетии форм и методов учебно-воспитательной работы, которая должна отвечать социальному заказу формирующегося информационного общества. Модернизация во всех областях жизни российского социума предполагает и непосредственно способствует изменению самого человека. Появляются новые формы социокультурного взаимодействия между людьми, по-новому воспринимается окружающая реальность, устанавливается новая система ценностей и приоритетов, осваиваются новые социальные роли. По мере накопления социального опыта, ребенок постепенно усваивает не только культурные традиции, но и ценности культуры, которые спонтанно передаются от старшего поколения в процессе образования и воспитания. Таким образом ребенок постепенно входит в жизнь общества, осваивая новый социально-культурный опыт и знания.

В наши дни в учебно-воспитательной практике учреждений дополнительного образования, в том числе и в детской школе искусств, понятие «социализация» постепенно становится в один ряд с такими понятиями, как «образование», «воспитание», «развитие». По мнению М.А. Ариарского, процесс социализации не должен ограничиваться временными рамками, так как усвоение опыта общественных отношений происходит не только в период детства и юношества, но и на протяжении всей жизни человека. Социализация личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Развитие таких образований должно соответствовать проявлениям этих качеств в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Одной из сфер применения данных характеристик становятся учреждения дополнительного образования.

Специфика организации социального опыта в учреждениях дополнительного образования детей, включая ДШИ, обуславливается организационно-педагогическими условиями и опирается на следующие принципы организации творческой деятельности: принцип самостоятельности, который обозначал независимость внешкольного образования от школьного, так как внешкольное образование имеет свою специфику, цели и задачи, а также организацию деятельности. Принцип общедоступности, который обеспечивает более широкий и разносторонний охват населения внешкольным образованием. Принцип систематичности и планомерности заключается в систематическом и планомерном воздействии на сущностные, духовные и физические стороны человеческого «Я». К примеру, Е.Н. Медынский считал, что главная задача внешкольного образования состоит во всестороннем развитии личности. Он подчеркивал мысль о том, что развитие человека является внутренним, то есть индивидуальным процессом. Этот подход обуславливал еще один принцип -это принцип индивидуальности. С точки зрения организации внешкольной работы Медынский выделял принцип художественного подхода, в котором решающая роль отводилась обращению к искусству. Таковыми принципами отличалась и методика Балакирева.

Система дополнительного образования детей на современном этапе — это уникальная среда, которая должна и может обеспечить комфортные педагогические условия для индивидуального развития, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала, и как следствие социально-культурной адаптации учащихся. Необходимы преобразование и модернизация учреждений дополнительного образования с целью обеспечения новых форм, методов и средств к использованию интерактивных педагогических технологий. По нашему мнению, можно выделить следующие методы и формы, используемые в системе дополнительного образования: дискуссионные, различные формы индивидуальной и творческой деятельности, игровые технологии, тренинги развития интеллекта, креативного поведения, парт-

нерского общения, которые аккумулируют в себе указанные выше методы обучения.

Одной из моделей вовлечения детей в музыкально-творческую деятельность на современном этапе является музыкальная студия. Первоначально слово «студия» (от итал. studio -старание, изучение) подразумевало либо мастерскую художников, либо объединение артистов и музыкантов, с общими интересами и своим видением окружающей действительности. На современном этапе студия становится коллективным творческим проектом, где основной формой взаимодействия являются творческие подходы к социализации на основе игровых и тре-нинговых технологий.

На практике, интегрируя потенциал Детской школы искусств №11 и общеобразовательной школы №451 поселка Металло-строй, педагог вовлекает детей в активную творческую деятельность и новую социально-культурную среду, позволяя ребенку почувствовать себя режиссером, актером, музыкантом, художником, а самое главное — понимающим и заинтересованным зрителем. Приобретение учащимися социального опыта одна из главных задач педагога студии.

Основными принципами в работе студии являются: акцент на формировании целостного восприятия окружающей действительности; обращение к нерешенным в условиях общеобразовательной школы проблемам учащихся, педагогическая нацеленность на формирование социальной активности детей. Все эти задачи могут быть решены с помощью музыкально-художественной деятельность.

Актуальным становится принцип диалога, способствующий установлению доверительных и равноправных партнерских отношений между участниками творческого процесса, который позволяет наиболее полно раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, пробудить в нем потребность к созидательной интеллектуальной и творческой деятельности. Эта тенденция, использующая в педагогической практике Балакирева, становится очевидной. Напомним слова М. Волконской: «Кроме двух раз, которые он приходил для уроков, он приходил еще каждый четверг вечером для бесед <...> ...Балакирев позволял мне говорить, рассказывать ему прочитанное, терпеливо, не спуская с меня глаз, выслушивая мои мысли... Я...чувствовала, что не останавливаюсь в росте... а росту, расту и с ним, с Балакиревым...буду еще расти, что он именно тот учитель, который мне нужен, который бывает нужен каждой юной душе...» [3, с. 86-87].

Заметим: современные дети обладают определенным поведенческим стереотипом, как правило, они занимают выжидательную позицию. Им необходимы либо сильная мотивация, либо стимулирование для проявления их социальной и творческой активности. Общеизвестно, что таким стимулом является вовлечение учащихся в художественную деятельность. Это литература, живопись, театр, танец и т.д. Эти виды деятельности широко используются в студийной практике. Но, на наш взгляд, самым мощным стимулом становится музыка. Еще в XIX веке И. Шиллер писал: «Достижение гуманистических идеалов возможно на пути всеобщего воспитания искусством. Среди всех искусств наивысшую роль в воспитании нравственного характера играет музыка, которая постигает сущность мира эмоционально и оказывает тем самым огромное воздействие на душу человека. Поскольку жизнь — это деятельность души, эмоциональное воспитание необходимо положить в основу нравственного совершенствования» («Письма об эстетическом воспитании») [4, с. 59-60].

Творческое начало должно стать жизненным принципом каждого ученика. Стимулирование же интеллектуально-творческих способностей участников студии происходит благодаря первым пробам своих творческих сил.

В тоже время содержательной стороной учреждения дополнительного образования является формирование творческого подхода к познавательной деятельности, ибо ведущим в обучении становится принцип творческой активности. Этот принцип в условиях современной школы искусств обладает своей спецификой и предполагает наличие определенных педагогических условий: дифференцированного подхода к обучению и воспитанию каждого отдельного учащегося; индивидуального подхода к содержанию образовательного процесса; создания творческих партнерских отношений; активизации процесса самореализации, самопознания и самовыражения учащихся.

Музыкальная деятельность в силу своей природы обладает целым рядом особых признаков, которые в полной мере позволяют нам говорить о ней как о перспективном направлении

приобретения учащимися социально-культурного опыта. В современном, быстро меняющемся мире, как никогда становится актуальным развитие навыков продуктивного взаимодействия, налаживания дружеских и партнерских отношений, толерантности, обмена и сопоставления позиций, уважения другого мнения, умения ценить красоту человеческих отношений и общения. М.А. Ариарский в своей работе «Социально-культурная деятельность, как предмет научного осмысления», определяет социализацию как процесс, результатом которого является включение человека в определенный социум, освоение и воспроизводство им социального опыта, принятие требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций [5, с. 685].

Важнейшей особенностью социально-культурной деятельности является то, «что все ее содержание строится на изучении, учете, удовлетворении и последовательном возвышении духовных интересов и потребностей людей» [5, с. 87].

В этой связи особо важной становится социально-культурная деятельность школы искусств, посредством которой учащиеся приобретают и усваивают социально-культурный опыт.

Участники студии совместно с учащимися детской школы искусств №11 и общеобразовательной школы №451 поселка Металлострой, принимают активное участие в социально-культурной жизни города Санкт-Петербурга, Колпино и поселка.

Уже стало доброй традицией, активное участие в концерт-но-шефской деятельности. Это: тематические лекции-концерты в общеобразовательных школах и детских садах, сотрудничество с местной библиотекой и подростковым клубом «Орленок», школьные концерты, праздничные события и фестивали Колпинского района, Днях поселка и концерты для ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционными стали выступления учащихся школы и воспитанников студии в отделениях дневного пребывания людей пожилого возраста поселка Металлострой, Саперный и Петро-Славянка. Примечательно то, что дети не отказываются участвовать в таких концертах, а наоборот, относятся с пониманием и уважением к людям старшего поколения, с неподдельным интересом слушают их небольшие рассказы о том, как они пережили блокаду, как отмечали в то лихое время праздники, Новый год, День рождения, как встретили Победу и т.д.

В наше непростое время, учитывая всю сложность и агрессивность сложившейся информационной среды, которая навязывает подрастающему поколению западные псевдо ценности, педагоги школы ведут активную просветительскую и воспитательную работу среди учащихся и воспитанников студии, формируя ценностные ориентиры, направленные на развитие забытых сегодня таких понятий как уважение, сострадание, милосердие, альтруизм. В этой связи важно то, что дети постоянно выступают в детском приюте «Ковчег», а также систематически принимают участие и занимают призовые места в социально значимом для общества фестивале-конкурсе - «Народная музыка против наркотиков». Участие в подобных мероприятиях позволяет вовлечь детей в активную социально-культурную деятельность. Особую важность приобретает тот факт, что участники студии становятся «творцами». В их сознании меняется отношение к деятельности как таковой.

Таким образом, Детская школа искусств и студия, образованная на ее базе, способствуют более эффективному развитию интеллектуально-творческих способностей; расширению кругозора; усвоению новых социальных ролей; стимулируют активное участие учащихся в социально-культурной жизни; открывают возможности для раскрытия творческого потенциала и самореализации; формируют активную социальную позицию, а также способствуют получению более глубоких знаний в области культуры и искусства [б, с. 83].

Преподаватели школы искусств, используя весь свой накопленный педагогический опыт, имеют возможность не только приобщить учащихся к музыкальной и художественно-творческой деятельности, развивая самостоятельность в проявлении творческой активности, но и научить постигать культурные ценности. При этом необходимо помнить о том, что музыкальная деятельность, влияет на развитие эмоционально-чувственной сферы, стимулирует познавательную активность, развивает интеллектуально-творческие способности детей, а также формирует их общую культуру.

Большое развивающее и воспитательное значение имеют коллективные посещения концертов известных музыкантов,

выставок работ художников и других культурно-просветительных мероприятий с последующим обсуждением. Ибо перед глазами ребенка всегда должны быть высокие образцы исполнения, к которым он должен стремиться.

Таким образом, педагогическая система Балакирева не потеряла своей актуальности и в XXI столетии. Опора на концеп-

Библиографический список

цию Балакирева, не только позволяет сохранить лучшие традиции педагогической практики русских музыкантов-педагогов, но и адаптировать и эффективно использовать их в работе учреждений дополнительного образования, включая весь спектр вопросов, касающихся обучения и воспитания школьников, вплоть до социокультурной адаптации в современном мире.

1. Цит. по кн.: Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1958.

2. Цит. по кн.: Зайцева, Т.А. Творческие уроки М.А. Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика: исследовательские очерки. -СПб., 2012.

3. Цит. по кн.: Зайцева, Т.А. Педагогические принципы Балакирева-пианиста II Проблемы развития художественного мышления I ред.-сост. И.С. Федосеев. - СПб., 1997.

4. Цит. по кн.: Гринштейн, С. Великие фортепианные педагоги прошлого. Иоган Бернгард Ложье (1777-1846), Фридрих Вик (1785-1873), Лина Раман (1833-1912), Маргит Варро. - СПб., 2GG4.

5. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб., 2GG8.

6. Швецова, И.В. Социально-культурный потенциал детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников II Вестник СПбГУКИ. - 2GG13. - № 3(16).

Bibliography

1. Cit. po kn.: Neyjgauz, G.G. Ob iskusstve fortepiannoyj igrih. - M., 1958.

2. Cit. po kn.: Zayjceva, T.A. Tvorcheskie uroki M.A. Balakireva. Pianizm, dirizhirovanie, pedagogika: issledovateljskie ocherki. - SPb., 2G12.

3. Cit. po kn.: Zayjceva, T.A. Pedagogicheskie principih Balakireva-pianista II Problemih razvitiya khudozhestvennogo mihshleniya I red.-sost. I.S. Fedoseev. - SPb., 1997.

4. Cit. po kn.: Grinshteyjn, S. Velikie fortepiannihe pedagogi proshlogo. Iogan Berngard Lozhje (1777-1846), Fridrikh Vik (1785-1873), Lina Raman (1833-1912), Margit Varro. - SPb., 2GG4.

5. Ariarskiyj, M.A. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak predmet nauchnogo osmihsleniya. - SPb., 2GG8.

6. Shvecova, I.V. Socialjno-kuljturnihyj potencial detskoyj shkolih iskusstv v razvitii intellektualjno-tvorcheskoyj sferih mladshikh shkoljnikov II Vestnik SPbGUKI. - 2GG13. - № 3(16).

Статья поступила в редакцию 07.07.14

УДК 78.05

Dabayeva I.P. SPIRITUAL MUSIC CONCERTS AS PART OF FESTIVE AND EDUCATIONAL EVENTS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA. The problem of organizing spiritual music concerts in the framework of large-scale cultural events is considered in this article. In pre-revolutionary Russia concerts of spiritual music were part of feasts and educational events and performed aesthetic, moral, educational and didactic functions. The possibility for using this experience nowadays has been pointed.

Key words: spiritual music concerts, vocal feasts, courses for choir-masters and choristers, sacred music vocal culture.

И.П. Дабаева, канд. искусствовед., проф. каф. теории музыки и композиции Ростовской гос.

консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: dabaeva-music@mail.ru

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРАЗДНИЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В статье рассматривается проблема организации духовных концертов в рамках крупных культурных мероприятий. В дореволюционной России духовный концерт составлял часть праздников и образовательных мероприятий, выполняя эстетическую, нравственно-воспитательную и дидактическую функции. Отмечается возможность использования этого опыта в наши дни.

Ключевые слова: духовный концерт, певческие праздники, регентско-певческие курсы, церковно-пев-ческая культура.

В современной музыкальной культуре ясно обозначилась тенденция к укрупнению проводимых мероприятий. Обычный концерт больше не играет той значительной роли, которая отводилась ему прежде. Постоянный рост фестивалей и конкурсов способствовал появлению в научной литературе такого термина как фестивализация культурного пространства. Среди различных жанровых разновидностей выделяются фестивали и конкурсы церковной музыки благодаря строгости программ, статичности, выдержанности стиля исполнения. В силу специфики репертуара хоров здесь сформировалась особая слушательская аудитория, вкусовые приоритеты которой прочно связаны с христианской культурой.

Однако современная публика отдает предпочтение мероприятиям, характеризующимся зрелищностью, яркостью, динамичностью. Для того чтобы расширить круг почитателей духовной музыки, углубить знания в области церковно-певческой культуры, можно воспользоваться дореволюционным опытом организации крупных праздничных и образовательных мероприятий,

составной частью которых были духовные концерты. Они способствовали укреплению морально-нравственных основ общества, формировали художественный вкус слушателей, выполняя ряд функций: эстетическую, нравственно-религиозную, дидактическую.

Сегодня данный опыт будет полезен менеджерам, занимающимся организацией крупных культурных мероприятий, светским хормейстерам и регентам, заботящимся о возрождении исконно русских певческих традиций, обновлении репертуара и задумывающимся о специфике манеры исполнения духовных песнопений в контексте богослужения и концертной эстрады. Этим обусловлена актуальность статьи.

Рассматриваемая проблема не получила освещения в научной литературе. Вопросам организации духовных концертов в России посвящен ряд публикаций автора данной статьи1; общие сведения о концертах можно обнаружить в обзорных разделах фундаментальных трудов, в которых рассматривается му-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.